Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституция / государственная идеология / абсолютизм / социализм / капитализм / интересы / КПСС / народ / constitution / state ideology / absolutism / socialism / capitalism / interests / CPSU / people

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Шеуджен Нурдин Асланович, Швец А.А.

В статье исследуются особенности закрепления государственной идеологии в российских и советских конституциях: Основных государственных законах Российской империи 1906 г., нескольких советских конституциях СССР и РСФСР, Конституции России 1993 года. Анализируются нормы соответствующих законодательных актов, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что в наибольшей степени идеологические принципы являлись предметом конституционно-правового регулирования в советский период, особенно в Конституции СССР 1977 г., то есть, в условиях политико-идеологического противостояния социалистических и капиталистических стран. Обоснован вывод о том, что с учетом глобализации, функционирования ООН и других межгосударственных институтов, категория «государственная идеология» для практического применения устарела, уступив место «интересам личности», «интересам общества», «интересам государства» и т.д. Данные категории, на основе общепризнанных международных норм, должны индивидуализироваться для каждого государства. Авторы полагают, что действующая Конституция России отвечает данным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Шеуджен Нурдин Асланович, Швец А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE IDEOLOGY OF RUSSIA IN THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL DIMENSION: HISTORICAL ASPECT

The article examines the features of fixing the state ideology in Russian and Soviet constitutions: the Fundamental State Laws of the Russian Empire of 1906, several Soviet constitutions of the USSR and the RSFSR, the Russian Constitution of 1993. The norms of the relevant legislative acts, scientific papers on the stated topic are analyzed. It is noted that, to the greatest extent, ideological principles were the subject of constitutional and legal regulation in the Soviet period, especially in the Constitution of the USSR of 1977, that is, in the conditions of political and ideological confrontation between socialist and capitalist countries. The conclusion is substantiated that, taking into account globalization, the functioning of the UN and other interstate institutions, the category of "state ideology" for practical application has become outdated, giving way to "the interests of the individual", "the interests of society", "the interests of the state", etc. These categories, on the basis of generally recognized international norms, must be individualized for each state. The authors believe that the current Constitution of Russia meets these requirements.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

б. Пинаева Д.А. Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов в системе государственной политики, направленной на ускорение научно-технического прогресса в конце 1950-х - начале 1960-х годов (на примере деятельности Татарского областного совета ВОИР) // Научный диалог. 2017. №10. С. 280-299.

I. Материалы Первого съезда Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (22-24 сентября 1959 г.). М., 1959. 32 с.

S. Фокин Л.В. Из истории борьбы изобретателей и рационализаторов Москвы за технический прогресс // Вопросы истории. 1961. № 3. C. 45-62.

9. Викторов А.Г. Оценка истории деятельности Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) с позиции современного науки // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №8(50). С. 13S-140.

10. История ВОИР. URL: http://www.ros-voir.ru/ru/about-page (дата обращения: 30.05.2022).

II. Устав Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов// URL: https://docs.cntd.ru/document/901400367 (Дата обращения: 30.05.2022).

12. Об установлении почетного звания «Заслуженный изобретатель СССР»: Указ Президиум Верховного Совета СССР от 28 декабря 1981 г. № 6277-X // Ведомости Верховного Совета СССР, 1982 г № 1 ст. 1.

13. Московская городская организация ВОИР: 60 лет на службе городу. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/prez-zezulin-2606201S.pdf (Дата обращения: 30.05.2022).

14. Программа развития Общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» (ВОИР) на период 2017 - 2022 гг. URL: https://voir44.ru/upload/Программа%20развития%20ВОИР_2022.pdf(Дата обращения: 30.05.2022).

References and Sources

1. O privellegiyah" na raznyya izobrtteníya i otkrytiya v" hudozhestvah" i remeslah": Manifest" ot 1l iyunya 1S12 g. // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie Pervoe. V 50 tomah. T XXXII. 1S12 - 1S15 gg. SPb: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii, 1S30. 1135 c.

2. Putevoditeli po rossijskim arhivam // URL: https://guides.msarchives.m/fonds/6/vsesoyuznye-obshchestva-izobretateley-i-racionalizatorov-voir-obedinennyy-fond- 1930-193S (data obrashcheniya: 30.05.2022).

3. Barysheva N. R. Iz istorii vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014 № 2 (58) T. 2. S. 3б-39.

4. Poznanskij V.S. O razvitii massovogo rabochego izobretatel'stva i racionalizatorstva v SSSR // Voprosy istorii. 1960. №3. S. 138-153.

5. Alekseev G.P. Dvizhenie izobretatelej i racionalizatorov v SSSR // Voprosy istorii. 1969. № 9. C. 30-4S.

6. Pinaeva D.A. Vsesoyuznoe obshchestvo izobretatelej i racionalizatorov v sisteme gosudarstvennoj politiki, napravlennoj na uskorenie nauchno-tekhnicheskogo progressa v konce 1950-h - nachale 1960-h godov (na primere deyatel'nosti Tatarskogo oblastnogo soveta VOIR) // Nauchnyj dialog. 2017. №10. S. 280-299.

I. Materialy Pervogo s"ezda Vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej i racionalizatorov (22-24 sentyabrya 1959 g.). M., 1959. 32 s.

8. Fokin L.V. Iz istorii bor'by izobretatelej i racionalizatorov Moskvy za tekhnicheskij progress // Voprosy istorii. 1961. № 3. C. 45-62.

9. Viktorov A.G. Ocenka istorii deyatel'nosti Vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej i racionalizatorov (VOIR) s pozicii sovremennogo nauki // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. №8(50). S. 138-140.

10. Istoriya VOIR. URL: http://www.ros-voir.ru/ru/about-page (data obrashcheniya: 30.05.2022).

II. Ustav Vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej i racionalizatorov// URL: https://docs.cntd.ru/document/90140036l (Data obrashcheniya: 30.05.2022).

12. Ob ustanovlenii pochetnogo zvaniya «Zasluzhennyj izobretatel' SSSR»: Ukaz Prezidium Verhovnogo Soveta SSSR ot 28 dekabrya 1981 g. № 6277-X // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR, 1982 g № 1 st. 1.

13. Moskovskaya gorodskaya organizaciya VOIR: 60 let na sluzhbe gorodu. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/prez-zezulin-26062018.pdf (Data obrashcheniya: 30.05.2022).

14. Programma razvitiya Obshchestvennoj organizacii «Vserossijskoe obshchestvo izobretatelej i racionalizatorov» (VOIR) na period 201l - 2022 gg. URL: https://voir44.ru/upload/Programma%20razvitiya%20VOIR_2022.pdf(Data obrashcheniya: 30.05.2022).

ИЩЕНКО АНТОН АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, Председатель Центрального Совета Общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» (info@ros-voir.ru)

ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых и процессуальных дисциплин Кубанского института социоэкономики и права (филиал) «Академия труда и социальных отношений» (fedorenkosergey79@yandex.ru)

СМЕТАНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (smetananv@mail.ru)

ISHCHENKO, ANTON A. - Ph.D. in Economics, Chairman of the Central Council of the Public Organization "All-Russian Society of Inventors and Innovators" (info@ros-voir.ru)

FEDORENKO, SERGEY A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Legal and Procedural Disciplines of the Kuban Institute of Socioeconomics and Law (branch) "Academy of Labor and Social Relations" (fedorenkosergey79@yandex.ru) SMETANA, NATALIA V. - student of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (smetananv@mail.ru).

УДК 342.341 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-2-25-31

УПОРОВ И.В., ШЕУДЖЕН Н.А., ШВЕЦ А.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ

ИЗМЕРЕНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: конституция, государственная идеология, абсолютизм, социализм, капитализм, интересы, КПСС, народ.

В статье исследуются особенности закрепления государственной идеологии в российских и советских конституциях: Основных государственных законах Российской империи 1906 г., нескольких советских конституциях СССР и РСФСР, Конституции России 1993 года. Анализируются нормы соответствующих законодательных актов, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что в наибольшей степени идеологические принципы являлись предметом конституционно-правового регулирования в советский период, особенно в Конституции СССР 1977 г., то есть, в условиях политико-идеологического противостояния социалистических и

капиталистических стран. Обоснован вывод о том, что с учетом глобализации, функционирования ООН и других межгосударственных институтов, категория «государственная идеология» для практического применения устарела, уступив место «интересам личности», «интересам общества», «интересам государства» и т.д. Данные категории, на основе общепризнанных международных норм, должны индивидуализироваться для каждого государства. Авторы полагают, что действующая Конституция России отвечает данным требованиям.

UPOROV, I.V., SHEUDZHEN, N.A., SHVETS, А.А.

STATE IDEOLOGY OF RUSSIA IN THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL DIMENSION: HISTORICAL ASPECT

Key words: constitution, state ideology, absolutism, socialism, capitalism, interests, CPSU, people.

The article examines the features of fixing the state ideology in Russian and Soviet constitutions: the Fundamental State Laws of the Russian Empire of 1906, several Soviet constitutions of the USSR and the RSFSR, the Russian Constitution of 1993. The norms of the relevant legislative acts, scientific papers on the stated topic are analyzed. It is noted that, to the greatest extent, ideological principles were the subject of constitutional and legal regulation in the Soviet period, especially in the Constitution of the USSR of 1977, that is, in the conditions of political and ideological confrontation between socialist and capitalist countries. The conclusion is substantiated that, taking into account globalization, the functioning of the UN and other interstate institutions, the category of "state ideology" for practical application has become outdated, giving way to "the interests of the individual", "the interests of society", "the interests of the state", etc. These categories, on the basis of generally recognized international norms, must be individualized for each state. The authors believe that the current Constitution of Russia meets these requirements.

О появлении в России конституционно-правовых актов можно говорить, очевидно, лишь с учреждением в 1906 г. Государственной Думы и придании дополнительных полномочий Государственному Совету, после чего новая редакция Основных государственных законов от 23 апреля того же года [1] (ОГЗ) стала многими авторами рассматриваться как первая Конституция России [2]. Мы полагаем, что с этим, при всех оговорках, следует согласиться, учитывая, по меньшей мере, создание общегосударственного выборного законодательного органа и выделения в ОГЗ главы о правах и свободах граждан.

В ОГЗ государственная идеология специально не регулировалась. Но в ряде норм все же можно усмотреть идеологическую направляющую, которую имел в виду император Николай II, подписывая ОГЗ, вопреки своим убеждениям. И ожидаемо, с учетом его позиции по поводу демократических перемен в других странах, она была связана с незыблемостью самодержавия. В этом смысле характерна ст. 4 ОГЗ: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает» [1]. Данная формула, в несколько иной редакции, впервые была дана Петром I, который четко закрепил принцип абсолютизма в России. С этим принципом Николай II никак не хотел расставаться, несмотря на совершенно иные реалии государственно-правовых отношений в цивилизованном мире начала ХХ в. Об этом же свидетельствует и ст. 10 ОГЗ, где, в частности, указано, что «власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского» [1]. Об этом же говорит и значительный объем регулирования вопросов наследования престола, в т.ч. совершеннолетия государя императора, вступления его на престол и присяги, а также нормы о «священном короновании и миропомазании», о титуле его императорского величества (главы 2-6), об учреждении императорской фамилии (Раздел второй, состоящий из 6 глав). А вот глава 8 («О правах и обязанностях российских подданных») оказалась сравнительно небольшой. В ней ничего не говорилось о значимости института прав человека. Более того, эта глава, противореча своему названию, начиналась не с прав, а со «священной обязанности каждого русского подданного» защищать «Престол и Отечество». Как видно, престол был поставлен на первое место - выше Отечества.

Такой подход к государственной идеологии целенаправленно был выработан еще в начале XIX в., когда, например, во время войны с Францией одна из песен российского ополчения называлась «За Царя, за Русь Святую»!», позже появился девиз «за Веру, Царя и Отечество». А после восстания декабристов, имевших свою четко выраженную идеологию, российская власть, озаботившись своей идеологией, пришла к известной триаде «Самодержавие. Православие. Народность» (встречается разный порядок слов), где самодержавие - исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления; православная вера - хранитель нравственности и основа традиций народа; народность - единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений [3, с. 661]. Впрочем, в текст ОГЗ эту триаду власть так и не решилась ввести.

Временное правительство, в силу кратковременности своей деятельности, не успело принять конституционного акта (вероятно, это была бы конституция европейского типа). А после октября 1917 г. взявшие власть в свои руки большевики решительно и коренным образом

опрокинули и принцип самодержавия, и принципы государственного управления, которыми руководствовались «временщики». Первая же Конституция РСФСР 1918 г. [4] была пронизана новой государственной идеологией, что было вполне объяснимо, поскольку советское государство создавалось на достаточно глубоко проработанной коммунистической идее. Так, ст. 1 и 2 установили: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам... Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» [4]. В ст. 3 ставились основные задачи, в числе которых - уничтожение эксплуатации человека человеком, устранение деления общества на классы, победа социализма во всех странах. В переходный период требовалось (ст. 9) установить «диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства» для достижения указанных выше задач. Провозглашались народовластие; переход средств производства в собственность государства; отделение церкви от государства; свобода собраний, митингов, шествий; бесплатность образования; обязанность трудиться и защищать социалистическое Отечество.

Нужно также иметь в виду, что Конституция РСФСР 1918 г. принималась в период революционного кризиса, острейшей политической борьбы за власть, поэтому и некоторые формулировки были довольно жесткими («беспощадное подавление эксплуататоров», «вырвать человечество из когтей финансового капитала», «уничтожение паразитических слоев общества» и др.). Однако они наглядно показывали государственную идеологию советского государства.

Следует заметить, что большинство норм, раскрывающих государственную идеологию в Конституции РСФСР 1918 г., в дальнейшем переходили во все последующие советские конституции, но со все менее радикальными и более объемными и точными формулировками.

Первая союзная Конституция СССР 1924 г. [5] отразила факт создания СССР и включила в себя Декларацию об образовании СССР (Раздел первый), где и были сосредоточены некоторые ключевые идеологические положения. Так, констатировалось, что в лагере капитализма -«национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны», а в лагере социализма - «взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов» [5]. В остальном Конституция СССР 1925 г. регулировала федеративные отношения. Более конкретные нормы идеологического характера содержались в республиканских конституциях, принятых на основе союзной Конституции. Так, в Конституции РСФСР 1925 г. [6] в ст. 2 подчеркивалось, что РСФСР является «социалистическим государством рабочих и крестьян». Согласно ст. 15: «вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность Рабоче-Крестьянского государства». В этой Конституции сделана прямая ссылка на Конституцию РСФСР 1918 г. и, соответственно, их нормы были схожими.

В следующей союзной («сталинской) Конституции СССР 1936 г. [7] государственная идеология достаточно ясно выражена в Главе первой («Общественное устройство»), состоящей из 11 статей, и главе 10 («Основные права и обязанности граждан»), состоящей из 26 статей. В ст. 1 объявляется, что СССР является «социалистическим государством рабочих крестьян», власть в стране принадлежит трудящимся города и деревни, которые осуществляю ее через Советы депутатов трудящихся (ст. 2). Значительное место уделено экономической основе СССР - таковой являлась «социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства» (ст. 4). Вместе с тем допускалось «мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда» [7] (ст. 9). В ст. 12 закреплялся ставший широко известным принцип: «В СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способности, каждому — по его труду"» [7].

В ст. 126 впервые появилась норма о руководящей роли коммунистической партии: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков),

являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» [7]. Указанную конституционную норму можно считать, очевидно, квинтэссенцией государственной идеологии СССР, и до конца существования СССР данная норма, в несколько иной формулировке, будет иметь место. В Конституции РСФСР 1937 г. интересующие нас нормы дублируются из союзной Конституции.

В «брежневской» Конституции СССР 1977 г. [8] идеологическая составляющая выражена еще более отчетливо, прежде всего за счет довольно обширной и пространной преамбулы, указавшей, что «в СССР построено развитое социалистическое общество». Далее была дана характеристика этого общества. В частности, отмечалось, что это - «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ» [8]. Такое общество считалось закономерным этапом на пути к коммунизму, и именно бесклассовое коммунистическое общество, функционирующее на основе общественного самоуправления, является «высшей целью Советского государства». Определены были и главные задачи социалистического «общенародного государства». Конкретизировалась здесь и роль КПСС (ст.6): «Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма» [8].

Эта Конституция принималась в мирное время, когда позади были революционный кризис, Вторая мировая война. Поэтому в ней уже не было формулировок типа «полного подавления буржуазии», как и формулировок о классовой борьбе. Напротив, говорилось о сближении классов (рабочих и крестьян). Достаточно содержательно характеризует государственную идеологию ст. 9: «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения» [8].

В Конституции РСФСР 1978 г. [9] преамбула значительно сокращена, но в ней очень кратко и четко представлена идеологическая составляющая: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, осознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, сохраняя преемственность идей и принципов Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства, принимает и провозглашает настоящую Конституцию» [9]. В остальном «идеологические» нормы дублировали союзную Конституцию СССР 1977 г.

Следует также заметить, что наибольший объем «идеологических» норм в Конституциях 1977 и 1978 гг. во многом, если не в решающей степени, был обусловлен решениями КПСС. И, прежде всего, речь идет о XXII съезде КПСС (1961), где сначала в докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, а затем в принятой на этом форуме новой редакции Программы КПСС, очень смело и, как оказалось, опрометчиво, было объявлено о том, что к 1980 г. «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» [10, с. 74]. Однако в реальности социально-экономическая ситуация в СССР стала лишь ухудшаться, перманентные кризисные явления привели к необходимости принятия радикальных мер. И такая попытка была предпринята в годы известной «горбачевской» перестройки, оказавшейся в итоге безуспешной. Идея социализма-коммунизма в общественном сознании жителей СССР довольно быстро угасла, а вслед за этим в 1991 г. перестало существовать и основанное на этой идеологии советское государство.

В 1993 г. была принята новая Конституция России, в которой отвергалась советская государственность, и был в целом определен европейский путь развития. По поводу идеологии

был избран подход, исключающий таковую: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13 Конституции России). Такое жесткое предписание требует своего пояснения. Начнем с того, что в СССР государственная идеология опиралась на соответствующие теоретические положения научного коммунизма. При этом сосуществовали и конкурировали мировые системы социализма и капитализма. Но если применительно к СССР и другим социалистическим странам имелась достаточно четко сформулированные идеологические постулаты (народовластие, отсутствие частной собственности на средства производства и землю, плановая экономика, определенные нравственные устои на основе «морального кодекса строителя коммунизма», руководящая роль компартии, невозможность неограниченного обогащения отдельных людей, приоритет общественных интересов над личными и др.), то подобной стройной теории научного капитализма (на уровне учения Маркса-Ленина) разработано не было. Это, конечно, не значит, что капитализм, как форма организации общества и государства, не имеет своих характерных черт - они есть (институт прибавочной стоимости, конкуренция, частная собственность на средства производства и землю и др.), но исследовались, чаще всего, как «антонимы социализму» [11, с. 110] и в контексте экономической деятельности, но не как некий маяк для будущего человечества. При этом теория научного коммунизма предполагала «неизбежную гибель» капитализма.

Как показала жизнь, «погиб» как раз социализм (очевидно, невозможно выстраивать социальные отношения на десятилетия вперед по заранее разработанным лекалам, ввиду чрезвычайной сложности этих отношений), а капитализм, развивающийся не по глобальным теориям, а естественным образом, в России оказался востребованным, что и было зафиксировано в Конституции России (прежде всего в ст. 8, 9). Мы полагаем также, что уже к концу ХХ в. между социалистическими и капиталистическими странами было больше общего, чем различий (например, принцип народовластия, равного избирательного права, наличие парламента, равенство граждан перед законом, личная неприкосновенность и в целом личная свобода и т.д.). И не случайно с такой внешней легкостью российский народ принял решение отказаться от социализма и вернуться в капитализм при голосовании за проект «капиталистической» Конституции России 12 декабря 1993 г. (но, разумеется, не в капитализм времен Российской империи, а в капитализм, сформировавшийся путем своей эволюции к концу ХХ в.).

В этом контексте, на наш взгляд, вести разговор о государственной идеологии в нормах конституций представляется нецелесообразным. При желании можно, конечно, в Конституции России выделить ряд норм и их совокупность назвать официальной государственной идеологией в виде установок, касающихся, в частности, «форм осуществления власти и её распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений, по поводу собственности, труда и власти; политического режима» [12, с. 503-504]. А.В. Арапов считает, что «текст Конституции РФ задает нам три основных столпа конституционной идеологии: приверженность духовно-нравственным традициям, народовластие и республиканское правление, национальная безопасность» [13, с. 9]. Однако в таком случае эта же государственная идеология будет у абсолютного большинства государств.

Согласно другой точке зрения, в России не должно быть обязательной идеологии, но должна быть государственная идеология, и «главным ориентиром для формирования российской конституционной правовой идеологии должны стать права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации» [14, с. 199]. Здесь также, на наш взгляд, сформулирована универсальная почти для всех государств позиция. Тогда возникает вопрос - какой смысл относить эту и подобные ей универсальные позиции к идеологии отдельного государства? В свою очередь, Е.Б. Абакумова полагает, что государственная идеология может быть обязательной: «если идеология признаётся в действующем конституционно-правовом законодательстве явлением, присущим таким субъектам, как политическая партия, то невозможно, чтобы идеология не была бы обязательной, хотя бы для какого-то круга субъектов, например, для членов соответствующей политической партии» [15, с. 57]; а если эта партия правящая, как, например, в последнее время партия «Единая Россия», имеющая конституционное большинство, то получается, что идеология данной партии, облекаемая в законы, становится обязательной для общества.

Мы полагаем, что в стремительно меняющемся мире сама эта категория «государственная идеология» применительно к реальным конституционно-правовым отношениям уже устарела. Она

была актуальна лишь в период существования социалистической системы. В настоящее время идет активный процесс глобализации, что находит отражение в создании и развитии ООН и множества других международных организаций, принимаются соответствующие международные акты, отражаемые в нормах конституций и других законов. Совершенно очевидно, что в мире сформировались некие устоявшиеся ценности, признаваемые практически во всех странах (народовластие, равенство перед законом, личная неприкосновенность, свобода предпринимательства и т.д.), поскольку они отражают интересы большинства жителей в каждом из государств и закрепляются юридически, прежде всего в конституционных актах. Поэтому категория «государственная идеология» должна остаться предметом общественного и научного обсуждения, и скорее в историческом аспекте, но не в практическом конституционном регулировании, где главенствуют такие категории, как «интересы личности», «интересы общества», «интересы государства» и т.д.

Соревнование между странами уже давно идет не по идеологическим принципам, а по уровню жизни населения, по развитию экономики, в спорте и т.д. Другое дело, что в каждом государстве имеются свои особенности, традиции, и они, конечно, должны индивидуализировать общепринятые международные нормы. Так, для России, как государства с самой большой в мире территорией, присуще более централизованное управление, с сильной властью Президента России. И такие нормы имеются в Конституции России. Специфика России находит отражение в конституционных поправках-2020 [16]. В частности, они касаются усиления социальных гарантий граждан, укрепления суверенитета России, защиты института брака, как союза мужчины и женщины и др. Но и такого рода особенные черты российского государства на данном этапе его развития вряд правильно именовать составляющими государственной идеологии, поскольку речь идет не о совокупности неких взглядов и воззрений об устройстве государства, а о реальных интересах многонационального российского народа, воля которого отражается в Конституции России, принятой этим народом.

Литература и источники

1. Свод Основных Государственных Законов // Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. М.: Типогр. А.А. Левенсона, 1910. С. 1-19.

2. Шульженко Ю.Л. Основные государственные законы 1906 г. - начало реального практического конституционализма в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 3 (24). С. 24-36.

3. Ососков Г.В. Официальная идеология Российской империи XIX века «Православие - самодержавие - народность» (социально-философский анализ) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. М.: ИНИОН РАН, 2017. С. 659663.

4. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

5. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (Принят Постановлением ЦИК от 06.07.1923 г. и в оконч. ред. Постановлением акции II Съезда Советов СССР от 31.01. 1924 г. М., 1924.

6. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики)» // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.

8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

9. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.

10. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17-31 октября 1961 г. Стенографический отчет. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1962. 593 с.

11. Наумова Е.И. История понятия «Капитализм»: от политического лозунга к научному термину // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 1 (18). С. 108-115.

12. Авакьян С. А. Конституционное право России. М.: Инфра-М, 2010. Т.1. 864 с.

13. Арапов А.В. Конституционная идеология и ее философские обоснования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. № 4 (20). С. 9-15.

14. Зиновьев И.П., Колесников Ю.А., Мельников В.Ю. Идеология как общественный и государственный институт // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 196-200.

15. Абакумова Е. Б. К вопросу правового значения государственной идеологии в Российской федерации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 51-57.

16. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения - 30.04.2022 г.).

References and Sources

1. Svod Osnovnyh Gosudarstvennyh Zakonov // Svod Zakonov Rossijskoj Imperii. Tom pervyj. Chast' I. M.: Tipogr. A.A. Levensona, 1910. S. 1-19.

2. Shul'zhenko Yu.L. Osnovnye gosudarstvennye zakony 1906 g. - nachalo real'nogo prakticheskogo konstitucionalizma v Rossii // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2019. № 3 (24). S. 24-36.

3. Ososkov G.V. Oficial'naya ideologiya Rossijskoj imperii XIX veka «Pravoslavie - samoderzhavie - narodnost'» (social'no-filosofskij analiz) // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. M.: INION RAN, 2017. S. 659-663.

4. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossijskim s"ezdom Sovetov 10.07.1918) // SU RSFSR. 1918. №2 51. St. 582.

5. Osnovnoj zakon (Konstituciya) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (Prinyat Postanovleniem CIK ot 06.07.1923 g. i v okonch. red. Postanovleniem akcii II S"ezda Sovetov SSSR ot 31.01. 1924 g. M., 1924.

6. Postanovlenie XII Vserossijskogo S"ezda Sovetov ot 11.05.1925 g. «Ob utverzhdenii teksta Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» (vmeste s «Konstituciej (Osnovnym Zakonom) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki)» // SU RSFSR. 1925. №2 30. St. 218.

7. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem CHrezvychajnogo VIII S"ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936) // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 1936. № 283.

8. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyata VS SSSR 07.10.1977) // VS SSSR. 1977. N 41. St. 617.

9. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki (prinyata VS RSFSR 12.04.1978) // Vedomosti VS RSFSR. 1978. N 15. St. 407.

10. XXII s"ezd Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza. 17-31 oktyabrya 1961 g. Stenograficheskij otchet. T. 1. M.: Gospolitizdat, 1962. 593 s.

11. Naumova E.I. Istoriya ponyatiya «Kapitalizm»: ot politicheskogo lozunga k nauchnomu terminu // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2015. №> 1 (18). S. 108-115.

12. Avak'yan S. A. Konstitucionnoe pravo Rossii. M.: Infra-M, 2010. T.1. 864 s.

13. Arapov A.V. Konstitucionnaya ideologiya i ee filosofskie obosnovaniya// Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2016. .№4(20). S.9-15.

14. Zinov'ev I.P., Kolesnikov Yu.A., Mel'nikov V.Yu. Ideologiya kak obshchestvennyj i gosudarstvennyj institut // Social'no-politicheskie nauki. 2016. № 4. S. 196-200.

15. Abakumova E.B. K voprosu pravovogo znacheniya gosudarstvennoj ideologii v Rossijskoj federacii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2018. №2 2. S. 51-57.

16. Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14.03.2020 N 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya - 30.04.2022 g.).

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru).

ШЕУДЖЕН НУРДИН АСЛАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru).

ШВЕЦ А.А. - кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru). UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SHEUDZHEN, NURDIN A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru).

SHVETS, А.А. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 342.58 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-31-36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧЕРКЕСОВА Л.И.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РСФСР: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: Государственный совет РСФСР, Госсовет, совещательный орган, Госсекретарь РСФСР, Госсоветник РСФСР.

Государственный орган, содержащий в своем наименовании слова «государственный совет», образовывался и функционировал в России не единожды. Это совещательный орган при Императоре - Государственный совет Российской империи 1810-1906 годов; верхняя палата Парламента - Государственный совет Российской империи 1906-1917 годов; Государственный совет РСФСР 1991 года; Государственный совет Российской Федерации 2000 года и получивший статус конституционного государственного органа -Государственный совет Российской Федерации 2020 года. Осмысление современных процессов формирования и функционирования, как системы органов государственной власти, так и отдельных государственных органов происходит через призму историко-правовых процессов. При наличии многочисленных исследований ученых историков, политиков и правоведов эволюции Госсоветов Российской империи и Российской Федерации попытки научной оценки Госсовета РСФСР безосновательно не предпринимались. Данная статья источниковедческого характера, содержит результаты исследования порядка формирования и функционирования Госсовета РСФСР 1991 года.

CHERKESOVA, L.I. STATE COUNCIL OF THE RSFSR: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

Key words: The State Council of the RSFSR, the State Council, the advisory body, the State Secretary of the RSFSR, the State Counselor of the RSFSR.

The state body, which contains the words "state council" in its name, was formed and functioned in Russia more than once. These are: the advisory body under the Emperor - the State Council of the Russian Empire in 1810-1906; the upper house of Parliament is the State Council of the Russian Empire of 1906-1917; State Council of the RSFSR in 1991; The State Council of the Russian Federation in 2000 and received the status of a constitutional state body - the State Council of the Russian Federation in 2020. Comprehension of modern processes of formation and functioning of both the system of state authorities and individual state bodies occurs through the prism of historical and legal processes. In the presence of numerous studies by historians, politicians and legal scholars of the evolution of the State Councils of the Russian Empire and the Russian Federation, attempts to scientifically assess the State Council of the RSFSR were not groundlessly made. This article is of a source study nature, contains the results of a study of the order of formation and functioning of the State Council of the RSFSR in 1991.

Девяностые годы прошлого века - время перемен и потрясений. Март 1990 года был ознаменован III Внеочередным Съездом народных депутатов СССР, отменой монопольного положения КПСС, провозглашением многопартийной политической системы, введением поста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.