Научная статья на тему 'Государственная и внебюджетная поддержка малого сельского предпринимательства'

Государственная и внебюджетная поддержка малого сельского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная и внебюджетная поддержка малого сельского предпринимательства»

сумму 1 079,6 млн р., или на 465,5 млн р. больше, чем в 2005 г.

Кроме того, из средств краевого бюджета финансируются расходы по краевой целевой программе «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса края на 2004-2008 гг.»: в 2005 г. -

8,6 млн р., в 2006 г. - 21,6 млн р.

В 2005 г. в результате хозяйственной деятельности сельскохозяйственные организации (с учетом дотаций и компенсаций) получили 1 934,5 млн р. прибыли (в 2004 г. прибыль составляла 2 241,9 млн р.). С прибылью сработало 276 сельскохозяйственных организаций (64,8% от общего количества), с убытком - 150 сельскохозяйственных предприятий (35,2% от общего количества).

В динамике наблюдается увеличение организаций агропромышленного комплекса финансово стабильноустойчивых, относящихся к 1-1 группе, с 20 по итогам финансовой деятельности за 2002 г. до 52 по итогам финансовой деятельности за 2005 г., и финансово устойчивых, относящихся ко 2-й группе, с 77 по итогам финансовой деятельности за 2002 г. до 165 по итогам финансовой деятельности за 2005 г.

За данный период увеличен объем средств государственной поддержки в Красноярском крае, и

по общей сумме вложений из бюджета мы занимаем третье место в России и первое - в Сибирском федеральном округе.

В 2002 г. на поддержку сельскохозяйственного производства выделялось 228 млн р., в 2003 г. -340 млн р., в 2004 г. - 436 млн р., в 2005 г. - 806,2 млн р., в 2006 г. предусмотрено выделение 1 045,5 млн р. В 2006 г. по сравнению с 2002 г. объем государственной поддержки на безвозвратной основе увеличился на 817,5 млн р., рост составил 4,6 раза.

Несмотря на все усилия краевой власти, все же хозяйствам пришлось нелегко. Такого повышения цен на горючее за время уборочной хлеборобы не помнят. Неоднократные обращения в правительство России повлияли на то, что появился новый национальный проект «Развитие АПК», который обозначен президентом РФ В.В. Путиным как приоритетный. На 2006-2007 гг. проектом предусмотрено 30 млрд р. на развитие животноводства и малых форм хозяйствования. Это сможет частично облегчить жизнь хозяйствам, но все же мы ждем от правительства принятия закона о кардинальном изменении в отрасли.

Раздел 14. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В АПК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО СЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

М.П. Козлов, к.э.н., консультант Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ

В ходе рыночной трансформации удельный вес хозяйств, составляющих сферу малого сельского предпринимательства (МСП), или частно-семейного уклада, постепенно увеличивался с 26,3% в 1990 г. до 58,6% в 2005 г. Крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся организационным ядром малого сельского предпринимательства, также наращивают свой производственный потенциал в системе многоукладной аграрной экономики. По данным Росстата, в 2005 г. они произвели 6% общего объема продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах (в 1995 г. - 1,9%).

Проявление особенностей малого предпринимательства в сельском хозяйстве обусловлено спецификой функционирования аграрной сферы и, как показали исследования, включает такие позиции: возможное сочетание в крестьянском (фермерском) хозяйстве в одном лице владельца средств производства, наемного работника и предпринимателя, что предопределяет его особое отношение к процессу воспроизводства; сравнительно медленный оборот капитала и связанный с этим, а также с сезонным характером производства в сельском хозяйстве долгосрочный характер реализации инве-

стиционных проектов; тесная взаимосвязь государственного регулирования малого сельского предпринимательства и ключевых направлений устойчивого развития сельских территорий; большая зависимость от природно-климатических условий и организация производства на обширной территории.

В силу отмеченной специфики процесс производства в сфере малого сельского агробизнеса связан с большим, чем в других секторах экономики, предпринимательским риском и нестабильностью затрат и результатов производства. Именно по этой причине этому в экономически развитых странах сельское хозяйство, включая малый агробизнес, активно поддерживается государством.

Малое сельское предпринимательство выполняет не только производственные функции и заполняет нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельхозпродукции, производимой крупнотоварными предприятиями (организациями). В силу своей многофункциональности оно является также поставщиком важнейших общественных благ и услуг, таких, как: продовольственная безопасность сельских территорий, особенно в глубинных районах; насыщение рынка разнообразными товарами и

услугами; создание новых рабочих мест; сохранение и развитие сельского образа жизни, традиций и культуры; социально-экономический и экологический контроль над территорией и др. Неоценима роль МСП в трудовом воспитании сельской молодежи, поскольку крестьянское хозяйствование является одной из действующих форм профессиональной ориентации сельской молодежи. Это особенно важно в условиях сельской безработицы и оттока из села молодежи и специалистов. Эффективно развивающиеся малые формы хозяйствования нередко выполняют селообразующие функции, особенно в малолюдных поселениях, поскольку являются здесь, по существу, единственной сферой приложения труда.

Малый агробизнес расширяет несельскохозяйственную занятость населения путем развития в своих хозяйствах переработки сельхозпродукции, заголовки сырья, торговли, строительства и ремонта производственных и социально-бытовых помещений, предоставления различных услуг, включая агротуризм. Так, 41% опрошенных нами в 2002 г. фермеров отмечали наличие в своих хозяйствах переработки сельхозпродукции, 56% предоставляли транспортные услуги, 59% оказывали услуги по обработке земельных участков и садов, 33% организовали производство строительных материалов, 64% занимались торговлей произведенными ими продуктами и изделиями через собственные магазины, ларьки и палатки. В итоге развитие альтернативной занятости способствует улучшению общих финансовых результатов и повышению занятости сельского

населения. Однако в целом следует признать недостаточной развитость несельскохозяйственных видов деятельности на селе, что не позволяет компенсировать низкие доходы в сельском хозяйстве.

Все больше внимания отрасли сельского хозяйства в последние годы уделяют крупные производственные и финансовые структуры. В отдельных регионах налаживается взаимосвязь крупного и малого агробизнеса. Материалы совместного опроса фермеров, проведенного Центром экономической конъюнктуры и Службой специальной связи и информации ФСО России в 2005 г., показали, что наибольшее влияние на развитие агропромышленного производства оказывали перерабатывающие предприятия и объединения (52% опрошенных фермеров), а также агрохолдинги и агрофирмы (46,5%) (средневзвешенная оценка по 11 обследованным направлениям хозяйственной деятельности). По мнению участников опроса, отмеченные структуры частично финансируют сельхозпроизводство, создают новые рабочие места, занимаются хранением, переработкой и сбытом сельхозпродукции, помогают развивать производственную, рыночную и социальную инфраструктуру, а сельхозугодья приобретают преимущественно для производства продукции. Это подтвердили от 37% до 70% опрошенных, давших ответы по различным направлениям деятельности перерабатывающих предприятий (объединений) и от 39% до 60% респондентов по направлениям деятельности агрохолдингов и агрофирм (табл. 1).

1. Оценка фермерами влияния крупного бизнеса на развитие агропромышленного производства в 2005 г. (в % к числу полученных ответов по каждому вопросу)

Перерабатывающее предприятие (объединение) Агрохолдинг, агрофирма Коммерческий банк, связанный с агробизнесом Нефтяная или газовая компания, связанная с агробизнесом

Организация расширенного воспроизводства 48,7 50,6 8,6 8,9

Финансирование сельхозпроизводства 54,6 38,8 17,9 5,7

Хранение и переработка сельхозпродукции 70,0 39,4 4,1 3,8

Сбыт сельхозпродукции 63,4 46,6 3,3 4,5

Создание новых рабочих мест 57,4 45,7 6,5 7,6

Развитие инфраструктуры в сельской местности: производственной 56,2 46,6 8,5 6,8

рыночной 55,6 49,1 5,6 6,1

социальной 50,8 46,2 8,3 10,0

Приобретение сельхозугодий для: производства сельхозпродукции 43,8 59,7 6,0 8,8

последующей их перепродажи 37,4 51,0 15,5 9,7

Сохранение экологического баланса территории 48,5 45,1 6,0 5,5

Влияние коммерческих банков, а также нефтяных, газовых и других компаний, связанных с агробизнесом, на развитие агропромышленного производства оказалось, по мнению участников опроса, существенно меньше, чем перерабатывающих предприятий и агрохолдингов. Коммерческие банки частично финансируют сельхозпроизводство (18% опрошенных) или покупают сельхозугодья с целью их перепродажи (15,5%). Невелика их роль в создании новых рабочих мест на селе (6,5% опрошенных).

В настоящее время еще не созданы экономические условия для устойчивого развития малого сельского предпринимательства. Так, по данным нашего опроса, проведенного в 2005 г., среди факторов, оказывающих негативное влияние на резуль-

таты фермерского производства, респонденты отметили продолжающийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы для ее производства, ухудшение состояния материально-технической базы, низкий уровень государственной поддержки, рост задолженности и низкую платежеспособность сельских товаропроизводителей, фискальный характер налогообложения и др.

Хотя объемы финансовой поддержки малого агробизнеса в последние годы несколько возросли, преимущественно за счет региональных бюджетов, а также внебюджетных источников (прежде всего, развития сельской кредитной кооперации, льготных лизинговых систем и других небанковских структур), в целом эта поддержка явно невелика, а ее формы не-

достаточно эффективны. Из-за отсутствия обоснованных механизмов распределения средств государственной поддержки значительная часть выделяемых средств достается посредникам и крупным хозяйственным структурам. Для малых форм хозяйствования коммерческий кредит является пока труднодоступным в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения.

Система государственной поддержки малого сельского предпринимательства должна быть комплексной и включать подсистемы: нормативноправового обеспечения; финансово-кредитной поддержки; материально-технической поддержки; обеспечения развития кооперации и интеграции малых и средних сельских предпринимателей; инфраструктурного обеспечения; обеспечения развития сельского самоуправления; информационной и кадровой поддержки.

В основу стратегии государственной поддержки МСП целесообразно положить программноцелевой подход. Программы развития малого бизнеса необходимо формировать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, кроме того они должны быть согласованы с программами развития территории. В финансировании таких программ необходимо не только использовать бюджетные средства, но также привлекать средства крупных предпринимателей и спонсоров.

Координировать процесс поддержки и развития малого агробизнеса целесообразно из единого центра. Такие центры поддержки малого агробизнеса уже действуют в ряде регионов.

Следует подчеркнуть, что в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг. реализуется важное направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». Это направление осуществляется посредством двух основных мероприятий.

Первое их них имеет целью расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими потребительских кооперативов. В этой связи впервые намечено осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по кредитам, причем 95% ставки субсидируются из федерального бюджета и 5% - из бюджета субъекта РФ, в котором находится хозяйство. На реализацию этого мероприятия в 2006 г. выделяется 2,9 млрд р. бюджетных средств. Уже в текущем году этой льготной

формой кредитования смогут воспользоваться порядка 6 тыс. К(Ф)Х и около 200 тыс. ЛПХ населения.

Второе мероприятие нацелено на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития сельской кредитной кооперации и структур по переработке сельхозпродукции, производимой К(Ф)Х и ЛПХ населения. Для развития сети указанных потребительских кооперативов предусмотрена выдача Россельхозбанком льготных кредитов. При этом Россельхозбанк с его развитой сетью филиалов в регионах определен основным исполнителем этого мероприятия, а его уставный капитал будет увеличен на 9,4 млрд р.

Выполнение данного мероприятия обеспечит создание до 1 550 потребительских кооперативов, в том числе 1000 заготовительных и скабженческо-сбытовых и 550 - перерабатывающих.

По данному направлению предусмотрено также выделение финансовых средств на развитие и поддержку системы сельской кредитной кооперации, что в итоге обеспечит создание до 1 тыс. сельских кредитных кооперативов.

Реализация национального проекта предусматривает создание системы земельно-ипотечного кредитования, необходимость которого в современных условиях давно назрела.

Вместе с тем, по нашему мнению, перечень приоритетных направлений по сельскому хозяйству целесообразно было бы расширить, а сельское хозяйство должно стать приоритетным национальным проектом не на два ближайшие года, а постоянно.

В целом реализация рассмотренных направлений позволит в перспективе создать необходимые условия для эффективного функционирования малого сельского предпринимательства.

Литература

1. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2005 году / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2006.

2. Гордеев, А. В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» /А.В. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 2.

3. Петриков, А.В. Политика сельского развития в России: проблемы и приоритеты/А.В. Петриков// Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социальноэкономической стабильности России. - М., 2006.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ

С.В. Герасименкова, преподаватель Брянского государственного университета

В современных условиях в нашей стране заложены основы многоукладное™ аграрной сферы, в ней осуществляют деятельность как крупные сельскохозяйственные предприятия различных организационноправовых форм, так и мелкие формы хозяйствования, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, малыми сельскохозяйственными организациями, хозяйствами населения, потребительскими кооперативами различной специализации.

В результате разнонаправленных тенденций развития в коллективном и индивидуальном секторах преобладающая часть валовой продукции сельского хозяйства в Брянской области, как и в РФ в целом, производится в хозяйствах населения. В области на 1 января 2005 г. в личных подсобных хозяйствах было занято 248,2 тыс. граждан, за ними закреплено 138 тыс. га сельскохозяйственных угодий, содержалось крупного рогатого скота 76,3 тыс. голов (78,2% всего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.