Научная статья на тему 'Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в Республике Башкортостан'

Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марданов Р.Х., Барлыбаев А.А.

В статье рассматриваются проблемы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. Через призму опыта Республики Башкортостан анализируются формы и методы финансовой поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. Изложены институциональные основы развития малого бизнеса, его место в экономике региона, тенденции и направления государственной финансово-кредитной поддержки. В работе использованы информационные и аналитические материалы государственных органов Российской Федерации и Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в Республике Башкортостан»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Р.Х. МАРДАНОВ,

кандидат экономических наук, доцент, председатель Национального банка Республики Башкортостан

А.А. БАРЛЫБАЕВ Башкирский государственный университет

Недооценка роли и социально-экономического потенциала предпринимательства, наметившаяся в последнее время в российской экономике, игнорирование проблем его развития являются крупномасштабным стратегическим просчетом. В значительной мере именно предпринимательские структуры являются своеобразными инкубаторами микроэкономических предпосылок стабилизации будущего устойчивого роста экономики России.

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптируются к меняющимся требованиям рынка, вносят существенный вклад в региональное развитие, генерируют и используют технические и организационные нововведения. Вместе с тем в силу объективных менее благоприятных условий хозяйствования по сравнению с крупными предприятиями субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конку-

ренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора [4, с. 173].

Важную роль в развитии малого предпринимательства должна играть поддержка государства и создаваемых им соответствующих институциональных структур. Следует заметить, что институциональные основы политики российского государства в области малого предпринимательства формируются слишком медленно и недостаточно эффективно. Особенностью большинства новых институтов является то, что они возникли по инициативе «сверху» и нередко остаются чисто «верхушечными» организациями.

Одним из основных факторов, ограничивающих деятельность малых предприятий, являются трудности бесперебойного финансирования. Получить банковский кредит очень сложно: банки предъявляют более жесткие требования к МП по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду повышенных рисков и отсутствия у них достаточно длительной кредитной истории. С другой стороны, присущая малому бизнесу специфическая структура активов, в которой доля недвижимости довольно мала (последняя могла бы служить залогом возврата кредита), также усложняет процесс поиска денежных средств. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.

Поэтому целью поддержки малого предпринимательства в финансовой сфере является создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малого бизнеса, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий, формирование

групп банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, работающих с субъектами малого предпринимательства.

Одной из центральных проблем развития отечественной экономики на современном этапе является достижение известного баланса государственного воздействия и самостоятельного функционирования, самоорганизации хозяйствующих субъектов, основой деятельности которых является частная собственность. Задача государства — создание необходимой институциональной среды для встраивания предпринимательских структур в социально-экономические отношения, а ее осуществление позволит МП максимально реализовать имеющийся потенциал.

В настоящее время наиболее четко просматриваются следующие тенденции в отношении государства к малому предпринимательству:

• продолжающиеся стремление и действия, направленные на распространение мер по поддержке малого предпринимательства на региональном уровне;

• ориентация на малозатратные методы поддержки;

• декларируемое стремление ослабить произвол чиновников в отношении малого предпринимательства на протяжении его жизненного цикла — от регистрации до реорганизации (ликвидации);

• постепенное осознание того факта, что усиление роли малого предпринимательства в улучшении социальной обстановки, в повышении конкурентоспособности товаров и услуг, в активизации инновационной деятельности, особенно рисковых ее стадий, требует целенаправленной, комплексной государственной поддержки [2, с. 225].

Основным инструментом реализации государственной политики поддержки предпринимательства в регионах служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и

Динамика развития малого предприниматели

муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2007 год (далее — Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан», Концепцией развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 — 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июля 2006 № 202. Программа основана на следующих принципах:

а) обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к государственным финансовым ресурсам на конкурсной основе;

б) приоритетность государственных инвестиций в развитие инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства;

в) развитие социальной ориентированности проектов государственной поддержки малого предпринимательства [5, с. 23].

Развитие малого бизнеса в Республике Башкортостан характеризуется относительной стабильностью, улучшением количественных и качественных параметров, определяющих предпринимательский климат в регионе. Так, количество субъектов малого предпринимательства, действующих на территории республики, к 2006 г. составило 135 тыс. ед., увеличившись в 1,5 раза за последние 5 лет. Наметилась положительная динамика роста числа занятых на малых предприятиях. В настоящее время здесь трудятся 250 тыс. чел., и еще 115 тыс. чел. осуществляют свою деятельность в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Каждый год число занятых в малом бизнесе увеличивается в среднем на 15 %. При этом объем произведенных и отгруженных товаров (работ, услуг) в 2005 г. достиг 59,0 млрд руб., что составило 167 % к уровню 2004 г., к концу 2006 г. прогнозируется 67,5 млрд руб. (см. табл. 1).

Таблица 1

1 в Республике Башкортостан за 2001-2006 гг.

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.,

Количество субъектов малого предпринимательства (тыс. единиц) 97,1 111,0 120,9 130,0 135,0 145,0

Объем товаров (работ, услуг), произведенных малыми предприятиями (млрд. руб.) 15,0 17,6 30,0 35,3 59,0 67,5

Примечание: таблица составлена по данным Территориального органа Федеральной государственной службы статистики по Республике Башкортостан и официального сайта малого предпринимательства Республики Башкортостан http://www. mbbash. т.

Тем не менее обеспечить качественный скачок в развитии малого предпринимательства и увеличение его вклада в экономику республики пока не удается.

Отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием предпринимателей в сфере потребительского рынка (около 50 % всех малых предприятий республики), строительства (16 %), обрабатывающего производства (12 %), при этом незначительно количество субъектов малого предпринимательства, занятых в науке и научном обслуживании, здравоохранении, сфере жилищно-коммунального хозяйства, на транспорте и связи (1 — 5 %) [6].

В Республике Башкортостан создана система государственной поддержки малого предпринимательства: республиканские органы исполнительной власти решают главным образом стратегические задачи развития малых форм хозяйствования, а органы местного самоуправления путем реализации территориальных программ государственной поддержки малого предпринимательства определяют основные направления в работе. Предпринимательство в республике имеет ярко выраженную территориальную специфику, предпринимательская деятельность носит локальный характер. В связи с этим программные мероприятия нацелены на развитие предприятий малых форм собственности с учетом географических, демографических, экономических, финансовых, социальных и административных особенностей территорий муниципальных образований и на обеспечение при этом устойчивого социально-экономического развития республики в целом.

С учетом особого значения малого предпринимательства в реальном секторе экономики поставлена задача увеличения количества и улучшения качественного состава предпринимателей во всех отраслях, и приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2007 г. признаны следующие виды экономической деятельности предпринимательского сектора:

• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

• рыболовство, рыбоводство;

• обрабатывающие производства;

• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

• строительство;

• ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

• гостиницы и рестораны;

• транспорт и связь;

• финансовая деятельность;

• прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий,

• научные исследования и разработки,

• предоставление прочих видов услуг;

• образование;

• здравоохранение и предоставление социальных услуг;

• предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;

• народные художественные промыслы и ремесла [7].

Реализация Программы включает в себя внедрение и развитие прогрессивных финансовых технологий государственной поддержки малого предпринимательства, развитие инновационного потенциала малого предпринимательства и формирование эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства. Наиболее востребованным направлением содействия развитию бизнеса является внедрение и развитие прогрессивных финансовых технологий государственной поддержки малого предпринимательства.

С 2004 г. в Башкортостане реализуются программы возмещения части процентных ставок по кредитным договорам, компенсации части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства.

Возмещение части процентных ставок производится в размере до 1/2 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 1/2 ставки по кредиту.

В 2004 г. в республиканском бюджете на возмещение кредитным организациям части процентных ставок по кредитным договорам с субъектами малого предпринимательства, осуществляющими деятельность в приоритетных направлениях, было предусмотрено 1,2 млн руб. Из 23 участников конкурса, представивших 57 кредитных договоров на сумму более 133 млн руб., были отобраны 13, которые получили банковские кредиты на общую сумму 25,8 млн руб. Общий объем возмещения составил 235,9 тыс. руб.

В 2005 г. на эти цели было предусмотрено 4 млн руб., в том числе возмещено более 3,9 млн руб. В трех этапах конкурсного отбора приняли участие 43 субъекта малого предпринимательства из городов и районов республики. Всего было представлено 43 кредитных договора на сумму 121,4 млн руб. По

итогам конкурсов были отобраны 25 субъектов малого предпринимательства с общим объемом банковских кредитов на сумму 83,95 млн руб.

В 2006 г. на возмещение кредитным организациям части процентных ставок по кредитным договорам с субъектами малого предпринимательства было предусмотрено 7,3 млн руб., в том числе возмещено более 7,297 млн руб. Проведены три этапа конкурсного отбора, в которых приняли участие 55 субъектов малого предпринимательства. В результате конкурсов были отобраны 42 субъекта малого предпринимательства, получившие кредиты на общую сумму более 349,8 млн руб.

В 2007 г. на эти цели предусмотрено выделение бюджетных средств на сумму 7 млн руб.

Видами страхования, по которым предоставляется компенсация части страховых взносов, являются: страхование имущества, ответственности и личное страхование (для индивидуальных предпринимателей) при условии, что выгодоприобретателем является кредитная организация, предоставившая субъекту малого предпринимательства кредит.

В 2005 г. в республиканском бюджете на эти цели было предусмотрено 490 тыс. руб., и компенсировано 488,4 тыс. руб.

Всего было проведено два этапа конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства, в которых приняли участие 16 субъектов малого предпринимательства городов и районов республики, и представлено 53 договора страхования на общую страховую сумму 191,6 млн руб. с размером страхового взноса 1,8 млн руб., в том числе уплаченным — более 1,6 млн руб. Прошедшими конкурсный отбор признаны 16 участников по 49 договорам страхования на общую сумму 183 млн руб.

В 2006 г. на компенсацию было предусмотрено 3 млн руб., перечислено субсидий на сумму 2,997 млн руб.

Было проведено два этапа конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства, в которых приняли участие 26 субъектов малого предпринимательства из городов и районов республики и представлено 287 договоров страхования на общую страховую сумму 1 217 млн руб. с размером страхового взноса 9,9 млн руб., в том числе уплаченным — более 8,5 млн руб. Прошедшими конкурсный отбор признаны 24 участника по 215 договорам страхования на общую страховую сумму 939,7 млн руб.

В 2007 г. на эти цели предусмотрено выделение 784 тыс. руб.,

С 2006 г. сфера применения технологий финансовой государственной поддержки малого

предпринимательства в республике существенно расширилась. Помимо реализации названных программ, начата деятельность в направлении субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) на экспорт. Данный механизм включает возмещение части затрат, связанных с оплатой услуг, согласно законодательству Российской Федерации или законодательству страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе услуг по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия, а также части затрат на аренду выставочных площадей для участия субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом. Кроме того, предполагается субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами, потребительскими обществами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в целях предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства. На указанные цели в бюджете республики на 2007 г. предусмотрены расходы в объеме 1,2 млн руб.

Основной проблемой в получении субъектами малого предпринимательства кредитов в банках остается залоговое обеспечение. В связи с этим в республике создан гарантийный фонд для предоставления поручительств при кредитовании субъектов малого предпринимательства в Республике Башкортостан.

Размер поручительства по кредиту, предоставляемому субъекту малого предпринимательства кредитной организацией, не может превышать 50 % от общего объема необходимого обеспечения по кредиту, определенного кредитной организацией. Оставшаяся часть обеспечения должна предоставляться субъектом малого предпринимательства в виде залога или другим иным способом по согласованию с кредитной организацией.

Величина предоставляемого кредитной организацией поручительства по одному проекту субъекта малого предпринимательства не может превышать 10 % от общей суммы гарантийного фонда. С 2005 по 2006 г. из республиканского бюджета на пополнение средств гарантийного фонда для кредитования субъектов малого предпринимательства было выделено 5 007,85 тыс. руб. В 2007 г. на пополнение гарантийного фонда предусмотрено 2 млн руб.

Внедрение данного механизма государственной поддержки обеспечит разделение рисков невозврата кредитов между государством, кредитными организациями и заемщиками, облегчит доступ малых предприятий к кредитным ресурсам.

Ключевыми задачами современного этапа государственной политики в области финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан являются следующие: сохранение и развитие положительных тенденций увеличения объема кредитования предпринимательства; трансформация отраслевой структуры кредитования в сторону производства и услуг; совершенствование механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Башкортостан «О государственной поддержке малого предприниматель-

ства в Республике Башкортостан» от 21 июля 2000 г. № 86-з.

2. Зельднер А. Г., Ваславская И. Ю. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. — М.: Наука, 2006. — 261 с.

3. Ибадова Л. Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 272 с.

4. Клейнер Г. Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. — М.: Наука, 2002. — 448 с.

5. Концепция развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 — 2010 гг. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2006. — 128 с.

6. Малое предпринимательство в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. — Уфа: 2005. — 43 с.

7. http://www. тЬЬазЬ га

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.