ІОсударственная фармакопея
УКРАИНЫ ПОЛУЧИЛА ДОПОЛНЕНИЕ №2
Первое издание Государственной Фармакопеи Украины (ГФУ) вышло в свет в 2001 г. В феврале этого года введено в действие Дополнение №2. Предлагаем вниманию читателей интервью с Александром ГРИЗОДУБОМ, директором ГП «Научно-экспертный фармакопейный центр», одним из создателей ГФУ.
? — Когда была создана Государственная Фармакопея Украины,
• кто ее разрабатывал? Какие документы и разработки использовались при ее создании?
— 11 июня 1998 г. вышел Указ Президента Украины Л.Д.Кучмы №615/98 «Об утверждении Стратегии интеграции в Европейский союз». Во исполнение данного Указа премьер-министра Украины В.А.Ющенко 5 мая 2000 г. утвердил (№26402/23) «План мероприятий по обеспечению реализации Стратегии интеграции Украины в Европейский союз на 2000 г.». В разделе 1, подразделе 2, п. 9 стояло создание Государственной Фармакопеи Украины (ГФУ). Работы над ГФУ начались ранее — в соответствии с Техническим заданием Госкоммедбиопрома от 14 марта 1998 г., разработка ГФУ была поручена ГП «Научно-экспертный фармакопейный центр» (Фармакопейный центр). В последующем Дополнения №1 и №2 разрабатывались Фармакопейным центром по соответствующим приказам Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Госслужба). Данные документы являются правовой основой создания ГФУ: стратегия интеграции Украины в Европейский союз обусловила обязательную гармонизацию ГФУ с Европейской Фармакопеей (ЕФ).
С 29 декабря 1997 г. Украина (первая среди стран СНГ) в лице Фармакопейного центра имеет статус наблюдателя в Европейской Фармакопее. Этот статус дает ей право использовать материалы ЕФ при разработке ГФУ. Кроме того, было получено непосредствен-
ное разрешение от ЕФ на использование ее материалов.
В соответствии с разработанной Фармакопейным центром концепцией, общие и частные статьи ГФУ состоят из двух частей — европейской (являющейся переводом соответствующей статьи ЕФ) и национальной, которая не противоречит европейской части, но учитывает национальные особенности Украины. Необходимость национальной части вызвана тем, что ЕФ — это фармакопея развитых стран, разрабатывающих, производящих и реализующих лекарственные средства (ЛС) в условиях надлежащих практик GXP (GMP, GCP, GDP, GPP). В Украине в условиях GMP пока работают только наиболее передовые отечественные предприятия, а GCP, GDP и GPP пока только предполагаются. Поэтому национальная часть призвана, в одних случаях, скомпенсировать отсутствие GXP на отечественных предприятиях ужесточением требований (например,
в случае микробиологической чистоты), а в других случаях — временно смягчить требования европейской части с учетом национальных особенностей и реального состояния производства (например, в случае растительного сырья). Другой задачей национальной части являются дополнительные материалы и требования, обобщающие национальный опыт стандартизации ЛС и призванные помочь пользователям ГФУ. Такую же задачу преследуют и чисто национальные статьи, описанные только в ГФУ (например, химическая статистика). Следует отметить, что такая схема построения национальной фармакопеи характерна и для развитых стран, например, для такого признанного мирового фармакопейного лидера, как Великобритания.
Поэтому создание ГФУ требует очень серьезных научных исследований с целью выяснения готовности отечественной промышленности выдерживать требования ЕФ, разработки национальной части и определения необходимого баланса между европейской и национальной частями статей ГФУ. Эти исследования проводит Фармакопейный центр с привлечением ведущих ученых других учреждений, таких как Государственный научный центр лекарственных средств, Национальный фармацевтический университет, другие вузы, институты Национальной академии наук и Академии медицинских наук, ведущие предприятия и т.д. Необходимую профессиональную помощь оказывают профильные структуры МЗ Украины: Государственная служба ЛС и изделий медицинского назначения, Государственный фармакологический центр и Государственная инспекция по контролю качества ЛС (Го-синспекция). Проекты общих и частных статей ГФУ публикуются в официальном печатном органе Фармакопейного центра — журнале «Фармаком»,
ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА
63
рассылаются заинтересованным сторонам и широко обсуждаются научной общественностью.
В соответствии с разработанной концепцией, Фармакопейный центр выпустил 1 издание ГФУ в 2001 г., Дополнение №1 к ГФУ в 2004 г., Дополнение №2 вошло в силу в феврале 2008 г.. Все три тома ГФУ — это достаточно самостоятельные издания, которые дополняют друг друга и имеют объем в пределах 500—620 стр.
?— Все ли страны постсоветского пространства имеют свои Фармакопеи?
— Украина — первая из постсоветских стран, которая создала свою Государственную Фармакопею. В 2007 г. вышел первый том Государственной Фармакопеи Республики Казахстан (ГФРК), разработанный на основе ГФУ и при помощи специалистов Фармакопейного центра Украины. В том же году вышел и первый том Государственной Фармакопеи Республики Беларусь, в значительной степени основанный на материалах ГФУ. Другие страны СНГ пока пользуются Государственной Фармакопеей СССР Х издания (1987—1989 гг.), которая давно морально устарела, учитывая, что Фармакопеи США и Великобритании пересматриваются каждый год, а ЕФ издает 4 Дополнения в год.
Следует также отметить, что любая Государственная Фармакопея не может в принципе нормально функционировать без Национальной системы фармакопейных стандартных образцов (ФСО). В противном случае ФСО придется закупать за рубежом (ФСО ЕФ, США и Великобритании). Учитывая, что обычная цена одной упаковки ФСО (на один анализ) — 150—500 долл. (а ФСО примесей и того дороже), использование их для отечественных предприятий очень накладно. Да и трудно в таких условиях проводить самостоятельную национальную политику в области качества ЛС. В настоящее время Национальная система ФСО функционирует только в Украине. Создание ее потребовало от Фармакопейного центра Украины очень серьезных научных исследований.
Другие постсоветские страны такой системы ФСО пока не имеют.
?— Какую роль Государственная Фармакопея играет в развитии
• украинской фармацевтической отрасли?
— Государственная Фармакопея Украины — основной документ системы качества ЛС, на который опираются все остальные нормативные документы в этой области. Все ЛС должны отвечать требованиям общих и частных статей ГФУ, анализироваться только с помощью фармакопейных методов анализа с использованием только фармакопейных реактивов. Любые отклонения от ГФУ должны обязательно научно обосновываться. Поэтому Государственную Фармакопею иногда называют «конституцией качества» ЛС.
ГФУ — основной инструмент реализации государственной политики в области качества ЛС и установления в Украине европейских стандартов качества. Поскольку ГФУ гармонизована с ЕФ, то она является также одним из важнейших инструментов интеграции отечественной фармотрасли в Европейское сообщество и, шире, в мировую фармацию. ГФУ — один из краеугольных камней всей национальной системы стандартизации ЛС. Без нее невозможен переход фармотрасли на требования GMP, GDP и GPP. Соответствие ГФУ, гармонизованной с ЕФ, является одним из обязательных условий вхождения отечественной фармацевтической отрасли во Всемирную торговую организацию.
Следует также отметить, что ГФУ — энциклопедия украинского фармакопейного языка, которого ранее просто не существовало. В настоящее время ГФУ — один из важнейших учебных пособий в профильных вузах.
?— В чем заключается ценность Дополнения №2 к Фармакопее?
* — Дополнение №2 включает в себя 117 общих и 145 частных статей (монографий). Каждый том вносит что-то новое в нашу Фармакопею. Можно отметить следующие достижения Дополнения №2: 1) блок общих и
частных статей на лекарственное растительное сырье (ЛРС) и растительные масла; 2) общие статьи на экстемпоральные ЛС; 3) первые монографии на готовые ЛС; 4) общая статья по проведению испытаний на биоэквивалентность ЛС; 5) рекомендации по проведению валидации методик анализа. Введение монографий на ЛРС и растительные масла и поддерживающий их блок общих статей — это окончательный разрыв с Государственной Фармакопеей СССР Х издания, по которой до сих пор еще контролируется отечественное ЛРС. Следует отметить, что отечественное ЛРС выращивается не в условиях Надлежащей практики выращивания и сбора (GACP), поэтому в ряде случаев оно не выдерживает пока требования ЕФ. Учитывая это, в национальную часть монографий ГФУ временно введены смягчающие положения. Это потребовало проведения обширных экспериментальных исследований, проведенных при поддержке предприятий-изготовителей ЛРС.
В ГФУ впервые введен концептуально важный блок общих статей на экстемпоральные ЛС. По разным причинам эти важные ЛС находились вне фармакопейного процесса. Дополнение №2 ликвидирует этот пробел и подтверждает принцип — качество ЛС должно быть одинаковым, независимо от места приготовления — на заводе или в условиях аптек. Введение в ГФУ данного блока статей — большая заслуга, прежде всего сотрудников Национального фармацевтического университета, которые разработали его при участии Фармакопейного центра и Госин-спекции.
В Дополнение №2 впервые введены монографии, которые регламентируют качество готовых ЛС (ГЛС). Данные монографии могут быть только национальными, и их введение открывает главное направление дальнейшего развития ГФУ.
Основные ЛС на рынке Украины — это дженерики (воспроизведенные копии оригинальных ЛС). В соответствии с международной практикой, для дженериков необходимо доказать их терапевтическую эквивалентность оригинальным ЛС. В противном слу-
чае их действие может не соответствовать оригинальным ЛС. К сожалению, на рынке Украины большинство отечественных дженериков и дженериков третьих стран не имеют доказанной (или признанной в Европе) биоэквивалентности. Немалую роль в этом играет и отсутствие соответствующей нормативной базы. В Дополнении №2 вводится разработанная Фармакологическим центром при участии Фармакопейного центра общая статья, регламентирующая процедуру проведения биоэквивалентности. Украина — признанный лидер среди стран СНГ в вопросах валидации аналитических методик. В частности, в России с августа 2007 г. действует соответствующее Руководство, разработанное Фармакопейным центром Украины. В Дополнение №2 введены рекомендации по проведению валидации аналитических методик для пользователей ГФУ.
?— Будет ли продолжена работа по созданию Дополнений к Фар-
• макопее в дальнейшем и по каким направлениям она пойдет?
— Разработка ГФУ — это непрерывный процесс, который нельзя останавливать, поскольку требования к качеству ЛС постоянно растут. Поэтому общие и частные статьи ГФУ нуждаются в непрерывной актуализации — желательно ежегодной. Кроме того, разработка монографий на ГЛС (которые могут быть только национальными) — стратегическое направление развития ГФУ, без которого невозможно решить проблемы качества ЛС. Все это требует серьезной финансовой поддержки со стороны государства. Государственная поддержка развития национальной фармакопеи развитых стран исчисляется десятками и сотнями миллионов долларов США. Даже в Казахстане такая поддержка составляет около 1,5 млн. долл. В Украине, первой создавшей свою Государственную Фармакопею, какой-либо поддержки со стороны государства пока не чувствуется.
ф Беседовала Ольга БРОННИКОВА