Научная статья на тему 'Государственная этнонациональная политика: основные компоненты и направления их финансирования'

Государственная этнонациональная политика: основные компоненты и направления их финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ETHNIC AND NATIONAL POLICY / РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / FUNDING OF ETHNIC AND NATIONAL POLICY / REALIZATION OF ETHNIC AND NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бусалова Светлана Геннадьевна, Макейкина Светлана Михайловна, Панкова Римма Ивановна

Исследуются компоненты этнонациональной политики и актуальные вопросы их финансового обеспечения. Акцентируется внимание на современных положительных тенденциях и проблемах финансирования этнонациональных проектов и программ в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бусалова Светлана Геннадьевна, Макейкина Светлана Михайловна, Панкова Римма Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Ethnic and National Policy: Main Points and Options of Funding

It studies the components of ethnic and national policy and current issues of their financial support. It focuses on contemporary positive trends and problems of financial support of ethnic and national projects and programs in the region.

Текст научной работы на тему «Государственная этнонациональная политика: основные компоненты и направления их финансирования»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

основные компоненты и направления их финансирования

С. Г. БУСАЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

С. М. МАКЕЙКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Р. И. ПАНКОВА,

преподаватель кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Реализации этнонациональной политики в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание: разрабатываются федеральные и региональные целевые программы во исполнение Стратегии государственной национальной политики, проводятся тематические совещания, заседания на международном уровне, в соответствии с чем разрабатываются новые цели и задачи, оптимизируются пути реализации этнонациональной политики, осуществляется планирование. Финансовое обеспечение реализации всех предусмотренных мероприятий этнонациональной политики закладывается в федеральный бюджет и бюджеты субъектов и одновременно отражается в соответствующих федеральных и региональных целевых программах.

В рамках изучения ключевых направлений реализации этнонациональная политика включает в себя несколько важнейших компонентов, позволяющих обеспечить ее многостороннее и всеохватывающее воздействие на разные сферы общественной жизнедеятельности. Именно на данных компонентах концен-

трируются основные объемы финансовых ресурсов, предназначенных для реализации государственной национальной политики. Это - законодательное обеспечение, финансовое обеспечение, взаимодействие федеральных, региональных органов власти с этническими общественными объединениями, миграционная составляющая, образовательное направление, этнокультурное направление, средства массовой информации, профилактика межэтнических конфликтов, этнографические исследования и др.

Для наиболее полного понимания содержания и хода реализации национальной политики в России рассмотрим данные направления более подробно.

Фундаментом реализации национальной политики, как и любой политики, проводимой органами государственной или муниципальной власти, является ее законодательное обеспечение. Нормативные акты, регулирующие национальную политику, можно разделить на четыре группы: международные нормативно-правовые акты, которые Россия подписала или ратифицировала; законы и подзаконные акты, принятые фе-

© Бусалова С. Г., Макейкина С. М., Панкова Р. И., 2014

114-

деральными органами государственной власти России; нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления [1]. Особую важность для полиэтнического государства и его регионов имеют конституционные положения, обеспечивающие одинаковый правовой статус представителей различных этнических групп, населяющих территорию страны.

На современном этапе финансирование национальной политики становится важнейшим фактором ее реализации. Ясно, что любое государственное воздействие на те или иные процессы предполагает привлечение в эти сферы необходимого количества финансовых ресурсов. Поскольку такая сфера управления, как этнонациональная политика, охватывает очень широкий перечень направлений финансирования: культура, наука, образование, строительство, средства массовой информации и пр., - то можно столкнуться с проблемой так называемого распыления финансовых ресурсов по различным министерствам, что соответственно отражается в разных, удаленных друг от друга строках бюджетов различных уровней. Данное обстоятельство серьезно усложняет процедуру контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета на развитие этнонацио-нальной политики в стране и регионах.

Подчеркнем, что достаточный уровень финансирования этнонациональных проектов и программ позволяет при условии оптимальности расходования бюджетных средств эффективно удовлетворять этнокультурные потребности населения. Реализация этнонациональной политики затрагивает несколько основных составляющих - сфер, требующих дополнительного финансового обеспечения со стороны государства с целью управления этнополитическими процессами в регионах.

Следующей важной составляющей реализации этнонациональной политики на региональном уровне является взаимодействие региональных властей с этниче-

скими общественными объединениями. Заметим, что этнические общественные объединения, представляющие собой объединения этнической интеллигенции, как правило, оторваны от основной массы своей этнической группы. Иными словами, сигнал, который они доносят до власти, в некоторой степени искажен.

Одним из важнейших направлений этнонациональной политики является образовательное. Здесь свое особое назначение выполняют школы с этнокультурным компонентом. Этнонациональное образование охватывает прежде всего образование в трех сферах: языка, истории и культуры. Школы с этнокультурным образовательным компонентом помогают формировать установки толерантности в сознании учащихся, что является важным аспектом этнокультурной политики; особенно успешно это осуществляется в школах со смешанным составом учащихся и изучением двух-трех языков, например русско-корейской, русско-татарской, русско-азербайджанской, русско-грузинской и др., где школьники, общаясь друг с другом, углубленно изучают языки других народов, познают их культуру, обычаи, праздники, становятся духовно богаче.

Важным аспектом в этнонациональной политике являются поддержка и сохранение языков народов России. Поэтому к задачам государства, в том числе региональных властей, в области этнонацио-нальной политики относятся создание и обеспечение таких условий для населяющих его народов, которые позволили бы сохранять и развивать языки всех либо максимального количества этнических групп, населяющих государство [5].

Следующей составляющей этнона-циональной политики мы можем назвать взаимосвязь этнических общностей и местного самоуправления. С одной стороны, утвержденные законом РФ принципы организации местного самоуправления не смогут реально работать без соответствующего уточнения и конкретизации в полиэтнических регионах. С другой стороны, без использования общественного

самоуправления невозможна сколько-нибудь полная и эффективная реализация этнической политики в регионах.

Не менее значима роль средств массовой информации в проведении этнона-циональной политики. Эта проблема может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, этнонациональная проблематика должна подниматься и широко обсуждаться в различных нетематических неспециализированных средствах массовой информации, поскольку эффективная этнополитика непосредственно зависит от степени ее освещения в обществе. Во-вторых, газеты, издающиеся на языках народов России, вещание телевидения и радио на языках этнических общностей позволяют сохранять традиционную народную культуру и язык, реализовывать в полной мере право на получение информации на родном языке.

Такой аспект этнонациональной политики, как систематический мониторинг этнополитических, этносоциальных и этнокультурных процессов, включает в себя проведение различного рода социологических исследований, опросов, интервью, анкетирования. Сюда же можно отнести систематическое отслеживание публикаций в средствах массовой информации по проблемам межэтнических отношений.

Особой частью проводимого региональными властями мониторинга межэтнических отношений являются полевые исследования этнографов, антропологов, этносоциологов и других специалистов, касающиеся жизни и социально-психологического самочувствия этнических общностей в местах их компактного проживания. Региональный мониторинг межэтнических отношений дает возможность выявить основные тенденции в этнокультурной сфере, определить ключевой вектор их развития и, как результат, сделать характер этих отношений прогнозируемым. Все это в конечном счете позволяет сделать межэтнические отношения в регионах более устойчивыми и сбалансированными, придает стабильность политическому развитию региона.

Один из самых спорных элементов этнополитики - профилактика межэтнических конфликтов или разрешение возникших конфликтов. Речь идет о взаимодействии специалистов-этнографов с правоохранительными органами в процессе подавления конфликтов и спорных ситуаций, возникших на почве этнонацио-нального недопонимания [4].

Таким образом, данная сфера государственного управления оказывает существенное влияние на социальный климат и уровень конфликтогенности в регионе и стране в целом, способствует обеспечению важнейших конституционных прав личности, связанных с этнонациональ-ными интересами, определяет качество международного сотрудничества в сфере этнополитики. В соответствии с важностью данной сферы происходят постоянная корректировка действующего законодательства, поиск оптимальных путей достижения поставленных целей, разработка новых программ и мероприятий [2].

Реализация этнонациональной политики в Республике Мордовия, как отмечалось ранее, является одним из важнейших двигателей экономического, культурного, научного развития региона в плане привлечения значительных объемов бюджетных средств по различным направлениям, среди которых - культура, наука, образование, строительство, развитие средств массовой информации и пр. Помимо стандартных, предусмотренных в бюджете расходов на этнорегиональную политику, выделяются дополнительные средства на реализацию специальных программ и проектов, а также осуществление мероприятий, связанных с этнона-циональной политикой [7]. Необходимо отметить, что объемы данных расходов на порядки выше стандартных [3]. Это связано с тем, что в рамках программ реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия были предусмотрены глобальные мероприятия, требующие значительных финансовых вливаний из бюджетов различных уровней (таблица).

Финансовое обеспечение этнонациональной политики в Республике Мордовия

в 2010-2012 гг., %

Мероприятие Источник финансирования Доля источника в финансовом обеспечении мероприятия

Всего 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Просветительная и издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и форумов, в том числе: Всего, в том числе: 100,00 100,00 100,00 100,00

ФБ РФ 25,95 29,37 7,42 50,80

РБ РМ 37,98 69,23 30,66 39,99

МБ 0,11 1,08 0,00 0,00

ВбИ 35,96 0,32 61,92 9,21

Организация и проведение фестивалей, конкурсов, форумов, выставок, презентаций и т. д. Всего, в том числе: 14,35 32,67 6,18 20,93

ФБ РФ 5,97 18,82 3,27 6,35

РБ РМ 8,00 12,66 2,91 13,87

МБ 0,11 1,08 0,00 0,00

ВбИ 0,28 0,11 0,00 0,71

Этнокультурные мероприятия в РМ Всего, в том числе: 6,75 9,25 6,55 6,38

ФБ РФ 2,88 1,89 2,50 3,67

РБ РМ 3,87 7,36 4,05 2,71

Молодежные спортивные мероприятия Всего, в том числе: 57,78 0,00 68,47 58,01

ФБ РФ 15,38 0,00 0,08 40,64

РБ РМ 7,24 0,00 7,40 8,90

ВбИ 35,16 0,00 60,99 8,47

Научно-образовательные мероприятия Всего, в том числе: 0,33 1,30 0,22 0,23

РБ РМ 0,33 1,30 0,22 0,23

Дни Республики Мордовия в субъектах РФ Всего, в том числе: 2,98 16,77 2,54 0,00

ФБ РФ 1,39 8,11 1,12 0,00

РБ РМ 1,60 8,65 1,42 0,00

Дни Республики Мордовия в иностранных государствах Всего, в том числе: 4,42 0,00 5,59 3,95

РБ РМ 4,42 0,00 5,59 3,95

Изготовление сувенирнои продукции, издание памятных книг и альбомов Всего, в том числе: 2,86 8,65 2,09 2,40

РБ РМ 2,82 8,55 2,07 2,37

ВбИ 0,03 0,11 0,02 0,03

Постановка и прокат национальных произведений театрального искусства Всего, в том числе: 0,42 1,08 0,20 0,54

ФБ РФ 0,16 0,32 0,14 0,14

РБ РМ 0,26 0,76 0,06 0,40

Прочие мероприятия Всего, в том числе: 10,44 31,58 8,38 7,79

ФБ РФ 0,18 0,22 0,30 0,00

РБ РМ 9,77 31,26 7,16 7,79

ВбИ 0,49 0,11 0,91 0,00

Важнейшие из указанных мероприятий были предусмотрены на период с 2010 по 2012 г. и выражались не только в проведении тематических этнонациональных конкурсов, выставок, форумов, конференций, но и в возведении объектов капитального

строительства, непосредственно имеющих отношение к развитию этнонациональной политики в республике, в частности к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. План расходов по данным направ-

лениям с указанием источника финансирования по уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации был определен в распоряжении Правительства РФ от 15.01.2010 № 7-р «О плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» [6].

Таким образом, этническая специфика Республики Мордовия является знаковым направлением развития региона в целом, что декларируется при помощи новых культурных символов, специфических мероприятий и изменения культурных кодов.

Этнонациональная политика проводится в республике совместными усилиями ряда республиканских министерств и ведомств, в число которых входят Министерство по национальной политике, Министерство культуры и туризма и подведомственные ему учреждения, Министерство печати и информации и республиканские средства массовой информации, Министерство образования Республики Мордовия, местные администрации и пр.

Несмотря на отлаженный механизм бюджетного финансирования этнокультурных мероприятий и капитального строительства объектов в рамках реализации этнонацио-нальной политики в Республике Мордовия, часто возникают проблемы недофинансирования или несвоевременного поступления денежных средств из федерального бюдже-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -

1. Борисов, А. А. Политические аспекты развития межэтнических отношений в Российской Федерации на региональном уровне // Государственная национальная политика в ХХ-ХХ1 вв. : региональный аспект. - Пермь, 2003. - 138 с.

2. Бусалова, С. Г. Этноэкономические аспекты эффективности реализации республиканских целевых программ в современных условиях (на примере Республики Мордовия) / С. Г. Бусалова, С. М. Макейкина, Р. И. Панкова // Финно-угорский мир. - 2012. - № 3-4 (12/13). - С. 126-130.

3. Бусалова, С. Г. Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития финно-угорского социума / С. Г. Бусалова, С. М. Макейкина, Р. И. Панкова // Финно-угорский мир. - 2013. - № 2 (15). - С. 119-123.

та, что связано с недостаточностью бюджетных ресурсов. Вследствие такого диссонанса многие проекты капитального строительства, требующие огромных финансовых, трудовых и временных затрат на реализацию, приостанавливаются, объекты не сдаются в эксплуатацию в намеченные сроки.

В сложившихся условиях, по нашему мнению, единственным выходом является привлечение бизнеса в качестве финансового источника для реализации крупных проектов этнонациональной политики. Применение именно данного механизма финансового обеспечения и организации мероприятий этнополитики в целом позволит избежать указанных проблем благодаря делегированию данной ответственности на сторону бизнеса. Кроме того, привлечение частной инициативы, максимально настроенной на получение скорейшего результата и максимизацию прибыли, открывает перспективы улучшения качества управления и контроля реализации проектов, оптимального распределения финансовых ресурсов по важнейшим направлениям эт-нонациональной политики.

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

ФБ РФ - федеральный бюджет Российской Федерации;

РБ РМ - республиканский бюджет Республики

Мордовия; МБ - местный бюджет; ВбИ - внебюджетные источники.

Поступила 22.09.2014

4. Петросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории : гуманистический подход : учеб. пособие / Д. С. Петросян. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 300 с.

5. Тория, Р. А. Финансово-правовой аспект реализации национальной политики : моногр. / Р. А. Тория. -Сыктывкар : Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2010. - 151 с.

6. Филичкина, Ю. Ю. Актуальные проблемы формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации / Ю. Ю. Филичкина, К. А. Ка-ючкина // Современные гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (58). - С. 37-41.

7. Филичкина, Ю. Ю. Реализация целевых программ экономического и социального развития финно-угорских территорий (на примере Республики Мордовия) / Ю. Ю. Филичкина, А. В. Папушкина // Региональная теория и практика. - 2013. - № 42. -С. 17-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.