Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азжеурова Мария Викторовна

В статье выделены наиболее важные проблемы в аграрном секторе: природно-климатические условия, зависимость от импорта, недостаточность квалифицированных кадров, низкая привлекательность сельского образа жизни, неадаптированные под климатические условия регионов сроки предоставления субсидий. Обоснованы меры по совершенствованию аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AGRARIAN POLICY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article highlights the most important problems in the agricultural sector: natural and climatic conditions, dependence on imports, lack of qualified personnel, low attractiveness of rural lifestyle, terms of granting subsidies that are not adapted to the climatic conditions of the regions. The measures to improve the agrarian policy are justified.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 338.22

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Мария Викторовна Азжеурова

кандидат экономических наук, доцент аг7Ьеигоуаш@ша11. ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье выделены наиболее важные проблемы в аграрном секторе: природно-климатические условия, зависимость от импорта, недостаточность квалифицированных кадров, низкая привлекательность сельского образа жизни, неадаптированные под климатические условия регионов сроки предоставления субсидий. Обоснованы меры по совершенствованию аграрной политики.

Ключевые слова: государство, агропромышленный комплекс, аграрная политика, государственная поддержка.

Зависимость от импорта является важной проблемой сферы сельского хозяйства. В связи с внешней политической ситуацией, сельхозтоваропроизводители столкнулись с проблемами поставок, а также повышением цен на семена, средства защиты растений и сельскохозяйственную технику. Всё это говорит о зависимости в сфере сельского хозяйства от импорта, что подразумевает необходимость работы над импортозамещением в сфере обеспечения работы сельского хозяйства.

Падение привлекательности сельского образа жизни, а также недостаток квалифицированных кадров отражается в том, что с каждым годом становится всё меньше сельскохозяйственных организаций, снижаются посевные площади и количество скота [1]. На снижение посевных площадей может также влиять проблема снижения плодородия сельскохозяйственных земель.

На наш взгляд еще одной важной проблемой является слабый отечественный семенной фонд. Наибольшая доля семян овощей и картофеля, а также половина семян рапса - иностранной селекции. Отношение семян к иностранной селекции означает то, что правообладатель находится за рубежом и в любой момент может запретить использовать семена его селекции для посева в нашем государстве [5]. Данная проблема говорит о важности развития отечественного семенного фонда.

Следующая, выделенная нами, проблема - малое количество организаций, занимающихся производством оборудования, необходимого для успешной работы аграрного сектора. Например, для правильного долгого хранения сельскохозяйственной продукции (например, картофеля) необходимо обустройство хранилища холодильным и вентиляционным оборудованием. Фирм, производящих такое оборудование, в нашем государстве очень мало. Также те фирмы, которые и производят данное оборудование у нас, используют в своей работе импортные элементы, качественных отечественных аналогов которых нет. Необходимо развитие данной отрасли, ведь качественное и удобное сельскохозяйственное оборудование напрямую влияет на работу фермеров.

Большим риском для сельскохозяйственных производителей являются неблагоприятные природно-климатические условия [2]. Тамбовская область является зоной рискованного земледелия. Погодные условия в нашем регионе достаточно непредсказуемые: может выпасть снег в мае, а может всё лето стоять невыносимая жара и без дождей. Проблемы, связанные с природными условиями, не могут решить органы власти, однако, они могут поддержать сельскохозяйственных производителей дополнительным финансированием [3]. Мало кто из сельскохозяйственных товаропроизводителей застраховывает свои посевы, так как это долгий и сложный процесс. Также некоторые считают, что страхование не имеет смысла, так как при проверке всё равно найдется причина, по которой не станут возвращать деньги.

Далее поговорим о проблемах, касающихся поддержки сельскохозяйственных производителей в виде предоставления бюджетных средств. Предоставление субсидий является одним из важнейших для фермеров видом государственной поддержки. Согласно пункту 6 перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации, прошедшего 23 марта 2022 года, Президентом Российской Федерации было рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ принять меры по ускорению доведения бюджетных средств до сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с данным поручением федеральными и региональными органами власти было принято решение выдать субсидии до 1 июня 2022 года. Однако данные сроки не подходят под климатические условия Тамбовской области. Работа над предоставлением субсидий достаточно сложная и долгая, поэтому собирают документы непосредственно с производителей сельскохозяйственной продукции в конце апреля, в начале мая месяца. Но чтобы получить, например, субсидию по поддержке элитного семеноводства, необходимо представить документы, подтверждающие покупку таких семян, а также то, что они высеяны. Многие еще не успели посеять семена, а некоторые еще не успели их приобрести, к тому моменту, когда необходимо готовить документы для субсидий. Также данные сроки неудачны

из-за совпадения со сроками полевых работ. В связи с этим возникла сложная ситуация, и некоторые сельскохозяйственные организации не успели воспользоваться субсидией в этом году.

Выявив основные проблемы и недостатки, далее следует поговорить о том, как данные проблемы возможно решить.

Первое, что на наш взгляд необходимо изменить - упростить систему сельскохозяйственного страхования. Отталкивает сельскохозяйственных товаропроизводителей от агрострахования высокая цена услуги. При этом бывают случаи, что возмещение ущерба едва покрывает, а порой даже меньше суммы, которую отдали за страхование. Еще одна причина, отталкивающая сельхозтоваропроизводителей - большая работа с документами. Малым сельскохозяйственным предприятиям не хватает кадров, на которых можно было бы возложить данную работу. Для решения проблемы органам государственной власти необходимо:

- на нормативном уровне закрепить точный перечень страховых случаев, не подразумевающий множество оговорок, а также максимальные цены на услугу сельскохозяйственного страхования, которые будут приемлемы для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- создать вакансии для специалистов, которые будут лично выезжать на места сельскохозяйственных предприятий для сбора и оформления всех необходимых для страхования документов.

Ожидаемым результатом от введения данных мероприятий является увеличение числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлеченных к сельскохозяйственному страхованию. Социально-экономическая эффективность предложенных нами мероприятий заключается в следующем:

- снижение количества обанкротившихся сельскохозяйственных организаций. За счет получения денежной компенсации при страховых случаях большее количество сельскохозяйственных организаций сможет оставаться на плаву. Стабильное количество сельскохозяйственных предприятий для государства означает обеспечение продовольственной безопасности,

стабильное привлечение бюджетных средств за счет налогообложения данных организаций (ЕСХН, НДС) [9];

- снижение цен на сельскохозяйственную продукцию. Размерами денежных компенсаций при страховых случаях сельскохозяйственные товаропроизводители смогут покрыть свои потери, что повлияет на ценообразование сельскохозяйственной продукции [10]. Снижение цен на данную группу товаров обозначает, что большее количество граждан сможет их приобрести. Данный фактор поднимет уровень удовлетворенности населения, а также повлияет на экономический рост в государстве;

- рост доверия сельскохозяйственных предприятий к организациям, предоставляющим услуги страхования и органам власти. Доверие к страховым организациям повысит число сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлеченных к агрострахованию, что является основной целью введения данных мероприятий [7]. Доверие к органам власти - важный показатель для успешного демократического правового государства.

Следующей проблемой, требующей государственного вмешательства, является наличие слабого отечественного семенного фонда. Для решения проблемы необходимо выделение бюджетных средств на селекционные разработки. Введение гранта на селекционные исследования повлияет на стимулирование деятельности предприятий в данной сфере [6]. Ожидаемым результатом от введения данного мероприятия является восстановление отечественного семенного фонда. Наличие качественного отечественного семенного фонда принесет для государства следующий социально -экономический эффект:

- снижение зависимости от импорта, в отношении закупки семян, что означает рост национальной экономики;

- снижение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку и логистику семян из-за рубежа. Расходы на семена входят в себестоимость сельскохозяйственной продукции. Данный фактор означает, что при снижении расходов на семена, снизятся и цены на сельскохозяйственную

продукцию. Снижение цен также будут означать экономический рост государства и повышение уровня удовлетворённости населения;

- сокращение числа закрывающихся сельскохозяйственных организаций. В сложившейся внешнеполитической ситуации, сельскохозяйственные товаропроизводители потеряли возможность закупки и поставки некоторых видов семян. Отсутствие семян на посевы - явная угроза закрытия предприятий. Ощутимое закрытие сельскохозяйственных предприятий - угроза продовольственной безопасности.

Похожие действия необходимы в отношении предприятий, обслуживающих сельское хозяйство. К фирмам, обслуживающим сельское хозяйство, можно отнести те, которые занимаются разработкой и производством оборудования, необходимого для проведения полевых работ, для отрасли животноводства, для хранения сельскохозяйственной продукции, а также обеспечивающие цифровую трансформацию агропромышленного комплекса.

Предоставление бюджетных средств в виде субсидий или грантов за разработку отечественного оборудования будет стимулировать предприятия, обслуживающие сельское хозяйство, заниматься импортозамещением [4]. Ожидаемый эффект от данного мероприятия - увеличение количества отечественных разработок в сфере агропромышленного комплекса. Данные действия принесут следующий социально-экономический эффект:

- снижение зависимости от импорта, что означает рост национальной экономики;

- увеличение налоговых поступлений в бюджет, за счет открытия новых

фирм;

- снижение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку и поставку оборудования из-за рубежа, что повлияет на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для решения проблемы низкой привлекательности сельского образа жизни и недостатка высококвалифицированных кадров необходимо проведение

сельскохозяйственных выставок. Такие выставки существуют, но все они направлены, в первую очередь, на узкий круг потребителей. Посещают их непосредственно те, кто уже задействован в сфере сельского хозяйства с целью узнать для себя что-то новое или же представить свои разработки. Необходимо при поддержке органов власти расширить мероприятия данных выставок с целью вовлечения нового контингента.

Организация при поддержке органов власти обзорных экскурсий в крестьянские хозяйства для студентов и будущих потенциальных работников аграрного сектора позволит им наглядно ознакомиться с деятельностью организаций, пообщаться с работниками, будущими работодателями, задать все интересующие вопросы.

Также необходимо развитие целевого обучения. Ввод бюджетных мест в аграрном университете для студентов, которые будут проходить обучение по целевому направлению, означает, что после окончания обучения, молодые квалифицированные специалисты будут определенный период работать непосредственно в хозяйстве, оплатившем обучение [8]. Для привлечения к данной схеме большего количества сельскохозяйственных хозяйств, расходы на обучение молодых студентов будут делиться пополам между непосредственно хозяйствами и областным бюджетом.

Введение вышеописанных мероприятий принесет следующий эффект:

- увеличение числа специалистов, обучаемых по направлениям, связанным с сельским хозяйством;

- повышение привлекательности сельского образа жизни за счет раскрытия положительных и перспективных сторон сферы;

- повышение интереса к работе в сфере сельского хозяйства;

- привлечение потенциальных инвесторов за счет выставок и обзорных экскурсий.

Социально-экономическая эффективность введения вышеуказанных мероприятий проявляется в росте инвестиций в агропромышленный комплекс, создании новых рабочих мест за счет развития привлекательности аграрного

сектора, развитии сельских территорий за счет привлечения новых лиц к работе в сфере сельского хозяйства.

Далее поговорим о необходимых решениях, связанных непосредственно с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде предоставления бюджетных средств. Федеральным органам власти необходимо закрепить сроки предоставления субсидий, адаптированные под природно-климатические условия всех регионов или предоставить возможность органам власти субъектов Российской Федерации самим назначать сроки, подходящие для их регионов. Данное решение принесет следующий эффект: большее количество сельскохозяйственных товаропроизводителей сможет получить субсидии, а значит больше предприятий задействует в своей работе данные финансы, что в последующем приведет к повышению производства сельскохозяйственной продукции.

Структурно эффект от рекомендаций можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Обоснование эффективности (эффекта) от реализации предложенных мер

Наименование мероприятия Ожидаемый результат от реализации

Упрощение системы сельскохозяйственного страхования Увеличение числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлеченных к сельскохозяйственному страхованию; Снижение количества обанкротившихся сельскохозяйственных организаций; Снижение цен на сельскохозяйственную продукцию; Рост доверия сельскохозяйственных организаций к организациям, предоставляющим услуги страхования и органам власти

Выделение бюджетных средств на селекционные разработки Восстановление отечественного семенного фонда; Снижение зависимости от импорта, в отношении закупки семян, что означает рост национальной экономики; Снижение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку и логистику семян из-за рубежа; Сокращение числа закрывающихся сельскохозяйственных организаций

Стимулирование отечественных фирм, специализирующих на обслуживании сельского хозяйства Увеличение количества отечественных разработок в сфере агропромышленного комплекса;: Снижение зависимости от импорта, что означает рост национальной экономики; Увеличение налоговых поступлений в бюджет, за счет открытия новых фирм; Снижение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей

на закупку и поставку оборудования из-за рубежа, что повлияет на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию

Расширение масштабов сельскохозяйственных выставок; Организация обзорных экскурсий в сельскохозяйственные организации; Развитие целевого обучения по сельскохозяйственным направлениям Рост инвестиций в агропромышленный комплекс; Создание новых рабочих мест за счет развития привлекательности аграрного сектора; Развитие сельских территорий за счет привлечения новых лиц к работе в сфере сельского хозяйства; Увеличение числа специалистов, обучаемых по направлениям, связанным с сельским хозяйством

Для достижения положительных тенденций развития аграрного сектора необходима эффективная и комплексная поддержка государства. Грамотная и результативная аграрная политика Российской Федерации позволяет избежать серьезных негативных факторов, угрожающих продовольственной безопасности государства. Дальнейшая реализация государственной поддержки обеспечит еще больший рост показателей развития аграрного сектора.

Список литературы:

1. Азжеурова М. В. Инновационные процессы в сельском хозяйстве // Аграрная наука - сельскому хозяйству: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах, Барнаул, 1213 марта 2020 года. Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2020. С. 67-68.

2. Азжеурова М. В., Тимощук А.Е. Риски при обеспечении экономической безопасности сельскохозяйственного предприятия // Приоритетные направления регионального развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, Курган, 06 февраля 2020 года. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2020. С. 8-11.

3. Азжеурова М. В. Экономическая безопасность сельскохозяйственных организаций: сущность и отраслевые особенности / М.

В. Азжеурова // Приоритетные направления регионального развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, Курган, 06 февраля 2020 года. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2020. С. 47.

4. Долгосрочная аграрная политика России: вызовы и стратегические приоритеты / И. Г. Ушачев, А. Ф. Серков, В. С. Чекалин, М. В. Харина // АПК: Экономика, управление. 2021. № 1. С. 3-17.

5. Минаков И. А. Аграрная политика в условиях международных санкций // Труды ВНИРО. 2020. Т. 182. С. 174-181.

6. Минаков И. А. Современная аграрная политика: направления и результаты // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2021. № 1(64). С. 148-153.

7. Попова Л. В., Дугина Т.А., Корабельников И.С. Инновационная аграрная политика: состояние и приоритеты развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 10. С. 44-48.

8. Савельева М. И. Государственная аграрная политика в России // Все о мясе. 2019. № 3. С. 53. - DOI 10.21323/2071-2499-2019-3-53-60.

9. Щенникова В. Государственная аграрная политика: инновационный аспект // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 9. С. 40-48.

10. Minakov I. A., Fedotov A. N. Implementation of agricultural policy in the context of international sanctions // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences : Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021), Omsk, 10-11 мая 2021 года. Omsk: European Publisher, 2022. P. 314-320.

UDC 338.22

STATE AGRARIAN POLICY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Mariya V. Azzheurova

Ph. D., associate Professor azzheurovam@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article highlights the most important problems in the agricultural sector: natural and climatic conditions, dependence on imports, lack of qualified personnel, low attractiveness of rural lifestyle, terms of granting subsidies that are not adapted to the climatic conditions of the regions. The measures to improve the agrarian policy are justified.

Keywords: state, agro-industrial complex, agrarian policy, state support.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.