Научная статья на тему 'Государственая поддержка малого предпринимательства: проблемы и результаты в Г. О. Самара'

Государственая поддержка малого предпринимательства: проблемы и результаты в Г. О. Самара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / малый и средний бизнес / венчурный бизнес / малое инновационное предприятие / государственное регулирование / бизнес-инкубатор / научно-технический прогресс / финансовые вложения / business / small and medium business / venture business / small innovative enterprise / state regulation / business incubator / scientific and technical progress / financial investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабирова Галия Талгатовна, Кулик Андрей Алексеевич

Идея нашей работы заключается в том, чтобы проанализировать политику по отношению к малому и среднему бизнесу, которую проводит Администрация г.о. Самара. Выяснить: эф-фективна данная политика или нет; понять, в каких секторах городской экономики предпри-ниматели предпочитают развивать свой малый бизнес и сравнить опыт развития малого биз-неса в городе Самара с другими крупными городами ПФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабирова Галия Талгатовна, Кулик Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND RESULTS IN G.O.SAMARA

The idea of our work is to analyze policy towards small and medium businesses, which conducts the Administration go Samara. To clarify: effective this policy or not; to understand which sectors of the urban economy entrepreneurs prefer to develop your small business and to compare the expe-riences of small business development in the city of Samara with other major cities of the Volga Federal district.

Текст научной работы на тему «Государственая поддержка малого предпринимательства: проблемы и результаты в Г. О. Самара»

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

УДК 332.2

ГОСУДАРСТВЕНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В Г.О. САМАРА

© 2014 Сабирова Галия Талгатовна

кандидат экономических наук, доцент

© 2014 Кулик Андрей Алексеевич

студент

Самарский государственный экономический университет E-mail: Andreykulik94@yandex.ru; sabgaltal@mail.ru

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, венчурный бизнес, малое инновационное предприятие, государственное регулирование, бизнес-инкубатор, научнотехнический прогресс, финансовые вложения.

Идея нашей работы заключается в том, чтобы проанализировать политику по отношению к малому и среднему бизнесу, которую проводит Администрация г.о. Самара. Выяснить: эффективна данная политика или нет; понять, в каких секторах городской экономики предприниматели предпочитают развивать свой малый бизнес и сравнить опыт развития малого бизнеса в городе Самара с другими крупными городами ПФО.

STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND RESULTS IN G.O.SAMARA

© 2014 Sabirova Galiya Talgatovna

Candidate of Economics, associate professor

© 2014 Kulik Andrey Alekseevisch

student

Samara State University of Economics E-mail: Andreykulik94@yandex.ru; sabgaltal@mail.ru

Keywords: business, small and medium business, venture business, small innovative enterprise, state regulation, business incubator, scientific and technical progress, financial investments.

The idea of our work is to analyze policy towards small and medium businesses, which conducts the Administration go Samara. To clarify: effective this policy or not; to understand which sectors of the urban economy entrepreneurs prefer to develop your small business and to compare the experiences of small business development in the city of Samara with other major cities of the Volga Federal district.

Малое предпринимательство -один из ведущих секторов, определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса необходимо для формирования гибкой экономики, со-

стоящей из разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес создает надежную опору из среднего класса для государства. Малое предпри-

114

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

нимательство мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом. Малый бизнес предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результаты этих решений. Даже решение держать акции данной компании или своевременно продать, связано с риском.

Организации бизнеса - это, в основном, частные фирмы различного хозяйственного статуса - от индивидуальных до крупнейших акционерных компаний. Переход к рыночной экономике потребовал изменения всей экономической инфраструктуры страны и, в первую очередь, осуществления ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. За счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.

Малый бизнес обладает рядом преимуществ:

- отсутствием лишнего бюрократического аппарата, сравнительно более низкие издержки управления, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда;

-малые предприятия достаточно хорошо владеют информацией о внутренних рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;

-малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки

строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

Имеются и отрицательные моменты в деятельности предприятий:

-малые предприятия зависимы от крупных компаний, они обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;

- большие трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

-малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от капитальных вложений.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке1.

Данное определение исчерпывающе раскрывает сущность и содержание предпринимательства.

1) Смысл предпринимательской деятельности заключается в стремлении удовлетворить потребности населения в товарах и услугах.

2) Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

3) Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли.

4) Занятие предпринимательской деятельностью является неотъемлемым правом гражданина (здесь требуется не разрешение, а регистрация).

5) Предпринимательская деятельность носит инициативный характер.

6) Предпринимательство — постоянное занятие, систематическая деятельность.

7) Предпринимательская деятельность рискованна по своей природе. Риск здесь

115

Г осударственное и муниципальное управление

regrazvitie@yandex.ru

обусловлен возможностью понести убытки по не зависящим от предпринимателя причинам.

8) За последствия риска отвечает сам предприниматель.

9) Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность.

10) Роль государства ограничивается установлением «правил игры», контролем над их соблюдением, а также регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.

На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, обусловленное тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов2.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

Венчурный бизнес — рискованный научно-технический или технологический бизнес. Венчурный бизнес имеет важное значение в процессах создания эффективной и конкурентоспособной современной экономики. Высокие технологии, создаваемые на базе венчурного бизнеса, позволяют стране с «догоняющей экономикой» приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира. Развитый венчурный технологический бизнес определяет способность страны удерживать конкурентоспособные мировые позиции в передовых технологиях.

Малое инновационное предприятие -это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более

3

10% . Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, в широких масштабах начали возникать уже во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс, преодолеть существовавшие в плановой экономике препятствия для технического прогресса — ведомственные барьеры, несогласованность этапов инновационного процесса, монополистическое положение отдельных участников общего процесса. В начале 90-х годов малые предприятия инновационной деятельности попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время предприятия инновационной деятельности не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время — его нестабильность, а это отражается на финансировании. В настоящее время малое предпринимательство в инновационной сфере формируется несколькими путями:

- они могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций. Их финансирование постоянно сокращается, и они не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники;

- могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов и заниматься как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом.

При сложившихся условиях малые и средние предприятия будут в значительной степени ориентированы на сохранение сложившихся объемов и структуру производства, нежели на инновационное пред-

4

принимательство .

116

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

Технический прогресс в современных условиях приобретает большое значение, понимаемый не только как применение новых методов производства (нововведения в производственных процессах); но и как создание и значительное усовершенствование благ (нововведения в продуктах). В этом плане основными «точками роста» выступают инновационные монополии, возникающие в процессе производства улучшенных или совершенно новых товаров и услуг. Монопольное положение могут занимать не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия. Все зависит от отрасли, выпускаемого товара или оказываемых услуг.

Предприниматель, впервые начавший использовать в своем бизнесе нечто новое, нетрадиционное или впервые предложивший на рынке некий новый товар, получает уникальный шанс завоевать лояльность покупателей. Именно таких предпринимателей Й. Шумпетер назвал «инноваторами». Когда остальные участники рынка сориентируются и также начнут предлагать своим клиентам аналогичный товар, этот товар уже перестанет быть новинкой и приносить сверхприбыль — инновация совершит свой цикл и станет традиционным товаром. Для получения очередной сверхприбыли необходима будет уже следующая инновация. На деле мы имеем дело с монополией, которая образуется на некоторое время, пока конкуренты не научились производить аналогичный товар. Эта монополия получила название «инновационная монополия». Мечта любого бизнесмена — быть монополистом, и использование инноваций является тем уникальным шансом, который позволяет эту законную монополию обрести.

Таким образом, привлекательность инновационной деятельности для бизнеса состоит в том, чтобы обрести возможность и право на некоторый период стать монопольным продавцом на рынке, диктуя цену на свой уникальный товар в пределах покупательской способности потребителей.

Малый бизнес может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях, он выступает важнейшим субъек-

том инновационной деятельности. Малое предпринимательство служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Оно инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса.

В каждом городе оказывается помощь предпринимателям в начинании своего бизнеса по разным направлениям. Такая помощь оказывается и на территории г.о. Самара. Постановлением Главы городского округа Самара от 20.10.2008 г. № 8665 создано и начало свою деятельность муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор».

Основные направления деятельности МП «Самарский бизнес-инкубатор»:

• оказание консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Самара по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

• юридические консультации для предпринимателей, подготовка учредительных документов для регистрации, а также комплексное сопровождение лиц;

• помощь в проведении маркетинговых исследований;

• предоставление во временное пользование помещений Самарского бизнесинкубатора;

• организация и проведение мероприятий (круглые столы, форумы, выставки, конференции, саммиты);

• услуги по ведению бухгалтерского учета на предприятии.

На базе бизнес-инкубатора работает

Финансово-аналитический центр содействия субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросу доступности к кредитным ресурсам, основными задачами деятельности которого являются:

• оказание помощи предпринимателям по составлению кредитной заявки;

• прием и обработка кредитных заявок предпринимателей;

• консультирование по вопросам государственной поддержки субъектов мало-

117

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

го и среднего предпринимательства, перечню кредитных продуктов, предлагаемых банками города, для финансирования предпринимателей;

• ведение базы данных субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение кредита.

Самарский бизнес-инкубатор, Финансово-аналитический центр содействия субъектам малого и среднего предпринимательства являются элементами созда-вае6мой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на территории городского округа Самара, Самарской области.

В Департаменте развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области проводится реализация областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009-2015 гг., в рамках которой предусмотрены следующие меропрпятая:

• предоставление грантов на создание собственного бизнеса субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях воз-мегцения затрат;

• предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;

В Государственном учреждении Самарской области «Информационноконсалтинговое агентство Самарской области» оказываются бесплатные услуги в целях обеспечения информационноконсалтингового обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства:

• консультации по ведению предпринимательской деятельности;

• консультации юриста по правовым аспектам предпринимательской деятельности;

• консультации бухгалтера (аудитора) по ведению бухгалтерского, налогового учета;

• организация и проведение конференций, семинаров, стажировок по актуальным вопросам предпринимательской

деятельности. Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара реализует мероприятия в целевой программе поддержки развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2013 - 2018 гг., в том числе организация и проведение:

• развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие городского бизнес-инкубатора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• информационная поддержка предпринимательской деятельности;

• оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; популяризация и повышение престижа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программы для развития предприятий малого и среднего бизнеса представляют собой комплекс обеспечивающих информационных систем, взаимосвязанных готовых решений по автоматизации выбора и организации производства в различных сферах деятельности, т. е. предприятиям предоставляется возможность выбора направления, позволяющего реализовывать производимую продукцию или услугу для нужд населения.

Анализ развития малых и средних предприятий в Самарской области показал, что основная идея всех программ состоит в том, чтобы использовать ресурсы региона при создании и управлении малым бизнесом, реализовывать свои направления посредством бизнес-процессов, которые необходимо рассматривать как совокупность процессов, обеспечивающих положительный результат .

В Самарской области разработана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. По мнению экспертов, первостепенной проблемой для начинающих предпринимателей становится выбор и организационно-экономическая проработка эффективной идеи, способной обеспечивать динамичное развитие данного бизнеса и стабильный доход.

По состоянию на 1 января 2012 года в городском округе Самара количество

118

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

субъектов малого предпринимательства (Рис. 1) составило 30 383. Из них:

- 2 819 - малых предприятий (с численностью работников от 16 до 100 человек);

- 27 351 - предпринимателей без образования юридического лица;

- 213 - средних предприятий (с численностью работников от 101 до 250 человек).

□ Малые предприятия, единиц

■ Средние предприятия, единиц

□ Индивидуальные предприним атели

Рисунок 1 - Количество субъектов маного предпринимательства

По итогам 2011 года наибольший удельный вес в отраслевой структуре малых предприятий (без учета микропредприятий) городского округа Самара занимают предприятия, работающие в следующих сферах:

- оптовая и розничная торговля; р емонт автотранспортных средств - 35,3%;

- операции с недвижимым имуществом - 23,3%;

- строительство - 13,0%;

- обрабатывающие производства -12,2%;

- транспорт и связь - 5,3%.

35,0 -

30,0 -

20,0 -

5,0

0,0

35,3%

33,3%

I5,0- 12,8% 12 2% 13,1% 13,0%

DHL

24,8%

23,3%

(I) Обрабатывающие (11) Строительство (III) Оптовая и (IV) Гостиницы и (V) Транспорт и связь (VII) Операции с (VIII)

производства розничная торговля рестораны недвижимым Здравоохранение и

имуществом предоставление

социальных услуг

%

40.0

25,0

□ 2010 год ■ 2011 год

2,7% 2,7%

(IX) Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

2,0% 2,2%

(X) Другие

Рисунок 2 - Отраслевая структура малых предприятий

Наиболее предпочтительным сектором для малого бизнеса с коммерческой точки зрения благодаря быстрой окупаемости вложенных средств и наименьшим рискам по-прежнему остается оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и

предметов личного пользования - доля данного сектора возросла с 33,3% в 2010 году до 35,3% в 2011 годуВ отраслевой структуре индивидуальных предпринимателей значительно преобладают предприниматели, работающие в сферах:

119

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта ых средств 64,5%;

%

70,0 ■ 66,4%

64,5%

60,0 -

50,0 ■ 1

40,0 ■ 1

30,0 - 1

20,0 ■ 1

10,0 - 4,3% 4,4% 4,3^д/о 1,2% 1,3% 1,6% 1,7%

(I) (II) Строительство (Ш) Оптовая и (IV) Гостиницы и Обрабатывающие розничная торговля; рестораны

производства ремонт

автотранспортных средстви др.

□ 2010 год ■ 2011 год

5,3% 5,8%

г%и

13,7% 14,2%

0,8% 1,0%

0,6% 0,7%

(V) Транспорт и (VI) Финансовая (VII) Операции с (VIII)

связь деятельность недвижимым Здравоохранение и

имуществом предоставление социальных услуг

4,7% 5,1%

1,3% 1,4%

(IX) (X) Другие

Предоставление комму нальных, социальных и персональных

Рисунок 3 - Отраслевая структура индивидуальных предпринимателей

По сравнению с 2010 годом оборот малых предприятий в этой сфере увеличился на 11,2%.

Предпочтение, отдаваемое малым предпринимательством торговле и ремонту, характеризует и сравнение видов деятельности, успешности предприятий, размеров заработной платы и других показателей между малым и средним бизнесом.

Оборот средних предприятий по всем видам экономической деятельности соста-

вил свыше 44млд. руб. (44 194 194 тыс. руб.), увеличившись на 23,2% по сравнению с величиной 2010 года.

Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей малых предприятий городского округа Самара по итогам 2011 года составил 9,2 млрд.. руб., а фонд заработной платы работников средних предприятий составил 4,8 млрд..руб.

Рисунок 4 - Наибольшая и наименьшая заработная плата работников малых и средних предприятий на территории г.о. Самара

Наибольший размер среднемесячной заработной платы (Рис. 4) сложился в отрасли «Финансовая деятельность» - 25 308 руб., наименьший размер среднемесячной заработной платы сложился в отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - 4937 руб.

В то время как, наибольший размер среднемесячной заработной платы по средним предприятиям сложился в отрасли «Добыча полезных ископаемых» - 38 970 руб. Наименьший размер среднемесячной заработной платы сложился в отрасли «Строительство» - 13 217 руб.

120

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

Большая часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих на территории городского округа Самара, являются плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), 90% от которого поступает в доходную часть городского бюджета. На 1 января 2012 г. сумма ЕНВД, поступившая в бюджет городского округа Самара, составила 743 304

000 рублей, увеличившись по сравнению с величиной 2010 года на 3,7%.

Интересным является и сравнительный анализ развития малого предпринимательства в крупных городах Приволжского Федерального округа.

По 10 обозначенным показателям г.о. Самара отстает от г. Казани и г.о.Нижнего Новгорода, но при этом обгоняет г.о. Саратов.

Таблица 1 - Сравнительный анализ г.о. Самары с крупными городами П ПФО

Показатели Самара Нижний- Новгород Казань Сара- тов

Количество субъектов малого предпринимательства 30383 45496 61913 12434

Количество малых предприятий 2819 11577 24427 1574

Количество ПБОЮЛ 27351 33742 37207 10742

Количество средних предприятий 213 177 219 118

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер среднемесячной заработной платы, руб. 13128 12490 21000 13247

Оптовая и розничная торговля, % 35,3 31,8 26,1 32,0

Операции с недвижимым имуществом, % 23,3 27,0 20,3 20,0

Обрабатывающие производства, % 12,2 14,5 13,7 16,0

Строительство 13,0 12,5 22,0 15,0

Общий оборот малых предприятий, млрд. руб. 119,1 120,5 146,0 83,5

По диаграмме «Количество субъектов малого предпринимательства» (Рис.5) мы наблюдаем значительный разрыв между Казанью и Самарой по количеству субъек-

тов малого предпринимательства. В 2 раза Казань превосходит Самару и в 5 раз г.о. Саратов, занимая лидирующую позицию в ПФО.

Рисунок 5 - Количество субъектов малого предпринимательства в ПФО

По показателю «Количество малых предприятий» (Рис.6) с численностью работников от 16 до 100 человек Казань превосходит своих соседей в несколько раз

(г.о. Самара в 8,5 раз; Нижний Новгород в 2 раза). Самара же опережает по показателям данной категории только г. Саратов в 1,8 раз.

121

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

Самара Нижний Новгород Саратов Казань

Рисунок 6 - Количество малых предприятий

7) опять лидирует Казань. Опережает СаНа графике «Количество предприятий мару в 1,3 раза. Самара находится на 3-ем

без образования юридического лица» (Рис месте с численностью предприятий 27351.

Рисунок 7 - Количество предприятий без образования юридического лица

По количеству средних предприятий отстает по этому показателю от Казани и

(Рис. 8) Казань и Самара находятся при- Самары в 1,2 раза.

мерно на одном уровне. Нижний Новгород

Рисунок 8 - Количество средних предприятий в ПФО

Размер среднемесячной заработной платы работников малых предприятий по всем видам экономической деятельности (Рис. 9) в Казани значительно больше, чем в Самаре, Нижнем Новгороде и Саратове и

составляет 21000 р. В свою очередь в этих 3-х городах заработная плата работников находится примерно на одном уровне и составляет 12500 - 13000 руб.

122

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

25000

20000

15000

10000

5000

О

Самара Нижний-Новгород Саратов Казань

Рисунок 9 - Размер среднемесячной заработной платы работников малых предприятий по всем видам экономической деятельности

Сравним процентные показатели секторов, в которых предприниматели предпочитают работать. Эти два графика показывают нам, что предприниматели вкладывают средства в бизнес, связанный с оптовой и розничной торговлей. На втором месте идет отрасль «операция с недвижимостью». В сфере «Обрабатывающие производства» лидирует с небольшим отры-

вом г.о. Саратов. Сам сектор занимает 3-юю позицию по значимости деятельности в данной сфере у предпринимателей. По общему обороту денежных средств в малом бизнесе (Рис 10) лидирует Казань. Самара и Нижний Новгород примерно с равным оборотом денежных средств находятся на 2-ой позиции, г.о. Саратов отстает от Казани примерно в 2 раза.

Рисунок 10 - Общий оборот денежных средств на малых предприятиях в млрд. руб.

Таким образом, несмотря на положительные сдвиги в развитии и продвижении малого предпринимательства, создании определенных элементов инфраструктуры, г.о. Самара не достигает высоты планки имеющегося у нее потенциала.

Подводя итоги, следует отметить, что в г.Казани гораздо лучше развито малое и среднее предпринимательство в связи с проведением Универсиады 2013 в Казани, особой системы налогообложения и ряда других причин. На данный момент Казань имеет преимущества в финансировании и вкладывание денежных средств на развитие предпринимательства. Возможно,

именно поэтому наблюдаем, лидирующую позицию Казани по сравнению с остальными городами ПФО.

Думаем, что в городе Самара малый бизнес активизируется в ближайшем времени. Предпосылки созданы, впереди ожидается ЧМ по футболу. Это означает, что Самару будут активно поддерживать в финансировании областные и федеральные власти. Наступает время, когда активные, креативные предприниматели могут попробовать себя в малом бизнесе.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21

123

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

октября 1994 года Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством.

2

Лупина Т.А. Аспирант экономического факультета Ростовского государственного университета, старший преподаватель СФЭИ // Российское предпринимательство, февраль 2009. №2 (1) // Малые предприятия, большая роль.

Скиданов В.К.Инновационная деятельность малых предприятий. Перспективы и роль в развитии российской экономики // Актуальные проблемы управления -М., 2004. - Вып. 1. - 232с.

4Сабирова Г.Т. О развитии инновационно-инвестиционной деятельности предприятия малого и среднего бизнеса.// Проблемы развития предприятий: теория и практика (Текст): материалы 10-й Между-

народной науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Самар. гос. эконом. ун-та, 24-25 но-яб. 2011 г./(редкол.: Г.Р.Хасаев, С.И. Ашмарина (отв. ред.) и др.) - Ч.1 - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та 2011. - 368 с.

Постановление Главы городского округа Самара от 20.10.2008 N 866 "О создании муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский бизнесинкубатор" http://zakon-

region3.ru/3/109616/

Информационный портал «МЭРИТ: Департамент развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области». URL:

http://www.economy.samregion.ru/

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.