Научная статья на тему 'Гостиничный бизнес нуждается в сертификации'

Гостиничный бизнес нуждается в сертификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPATIAL DEVELOPMENT / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOTEL BUSINESS / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / CONFORMITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окрепилов В.В.

В статье рассматриваются развитие гостиничного бизнеса в России, применение в этой сфере таких инструментов, как стандартизация, классификация и оценка соответствия с точки зрения повышения качества гостиничных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hotel Business Certification Is Desirable

The paper considers the development of Russian hotel business and application of such instruments as standards, hotel categories, and conformity assessment to the category.

Текст научной работы на тему «Гостиничный бизнес нуждается в сертификации»

ЭКО. - 2013. - №2

ОКРЕПИЛОВ В.В.

Гостиничный бизнес нуждается в сертификации

В.В ОКРЕПИЛОВ, доктор экономических наук, генеральный директор ФБУ «Тест-С.-Петербург»

В статье рассматриваются развитие гостиничного бизнеса в России, применение в этой сфере таких инструментов, как стандартизация, классификация и оценка соответствия с точки зрения повышения качества гостиничных услуг. Ключевые слова: регион, пространственное развитие, гостиничный бизнес, классификация, стандартизация, оценка соответствия

Сегодня, по данным Национальной академии туризма, потребности населения России в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6%. Это связано с тем, что вопросами качества обслуживания туристов в нашей стране по-настоящему серьезно на государственном уровне занимаются недостаточно.

Одним из важнейших видов услуг в технологии туристской деятельности является размещение туристов. Гостиничная индустрия сегодня представляет собой отрасль с растущим уровнем конкуренции. Инструментами повышения качества гостиничных услуг могут являться классификация, стандартизация и основанная на них оценка соответствия.

Анализ международного опыта показывает, что классификация гостиниц проводится на основании их аттестации как на национальном, так и на международном уровне.

В настоящее время в разных странах имеются собственные системы классификации, сильно отличающиеся друг от друга.

Вторым важным инструментом, способствующим повышению качества гостиничных услуг, является стандартизация.

В международном сообществе нормирование требований к гостиничным услугам ведется в ИСО ТК 228 «Туризм и сопутствующие услуги», а деятельность по стандартизации -с использованием Руководства ИСО/ МЭК 76:2008*.

* Руководство ИСО/ МЭК 76:2008 «Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителей» (Development of service standards -Recommendations for addressing consumer issues).

Гостиничный бизнес нуждается в сертификации

181

Международный опыт свидетельствует о том, что, помимо гармонизации требований к качеству гостиничных услуг на основе стандартов, широко применяются международные стандарты в области менеджмента качества.

По данным международной организации по стандартизации ИСО по предприятиям сферы услуг в мире, около 20% внедренных систем менеджмента на соответствие стандарту ИСО 9001 приходится на предприятия гостиничного бизнеса.

В нашей стране деятельность по оказанию гостиничных услуг регулируется ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. В соответствии со ст. 5 данного закона классификация и стандартизация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Гостиницы могут проходить классификацию в целях получения «звезд», что позволит повысить их конкурентоспособность. Эта деятельность регламентируется приказом Мин-спорттуризма РФ от 25.01.2011 №35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».

Данная мера была продиктована тем, что до настоящего времени в России из-за отсутствия единой системы гостиничной классификации средства размещения, пытаясь получить «звезды», могли пользоваться услугами различных органов по сертификации, которые присваивали определенную категорию, хотя уполномочены заниматься лишь оценкой соответствия. Такая ситуация приводила к тому, что потребители, как отечественные, так и иностранные, не могли получить достоверную информацию для выбора гостиницы и сталкивались с несоответствием заявленной категории и ожидаемого качества.

Классификация объектов туристской индустрии осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти (приказ Минспорттуризма РФ от 15.12.2010 № 1351 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещении, горнолыжные трассы,

182

ОКРЕПИЛОВ В.В.

пляжи»). Однако на сегодняшний день деятельность государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере не организована. Деятельность по стандартизации в области гостиничного бизнеса ведется в рамках как ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения», а также и других ТК, которые порой дублируют друг друга.

В области гостиничных услуг разработан только один стандарт ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения», который соответствует международному ISO/FDIS 18513:2003 «Туристские услуги - Гостиницы и другие виды средств размещения туристов - Терминология».

Аналогичная ситуация сложилась и в области оценки соответствия. В соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» сертификация гостиничных (как и прочих) услуг относится к добровольной сфере, где зарегистрировано несколько систем. Отсутствие единых нормированных показателей в этих системах не позволяет гарантировать одинаковый уровень качества для потребителя, несмотря на наличие сертификата.

Можно утверждать, что установление единых требований в сфере гостиничного бизнеса позволит сформировать единую систему оценки соответствия, что даст возможность гостиницам проходить процедуру сертификации и получать документ о соответствии требованиям безопасности и определенного уровня качества. Назрел также вопрос о введении базовых социальных стандартов отдыха, которые установят требования к его качеству, основанные, прежде всего, на медицинских показателях.

Подобные стандарты могли бы стать точкой опоры при разработке мер по стимуляции работодателей, расходующих средства на оздоровление работников и членов их семей, поддержке и развитию социальной сферы предприятий.

Таким образом, развитие гостиничного бизнеса будет способствовать развитию туризма в нашей стране в целом, что позволит реализовать один из принципов пространственного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.