Научная статья на тему 'Гостиничное дело в контексте развивающейся цифровой экономики России'

Гостиничное дело в контексте развивающейся цифровой экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
836
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / HOTEL INDUSTRY / DIGITAL ECONOMY / INNOVATIONS / DIGITAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бедяева Т. В., Рябуха К. Н.

Статья посвящена изучению условий и возможностей внедрения цифровых технологий в гостиничный бизнес. Внедрение информационных технологий в гостиничный сектор объясняется быстротой изменения самой природы этого бизнеса, в том числе необходимостью оперативного управления бизнес-процессами и динамикой изменений потребностей потребителей в связи с большей доступностью информации. Интерес к использованию цифровых технологий в гостиничном бизнесе обусловлен тем, что в цифровую среду можно перенести обычные коммуникационные механизмы, что позволяет использовать традиционные схемы на качественно новой цифровой основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hotel business in the context of Russia’s developing digital economy (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the study of conditions and possibilities related to the introduction of digital technologies in hotel business, required by the rapid change of the very nature of this business and the growing demand for strategic management of business processes resulting from the change of consumer dynamics and broader access to information. Conventional communicative mechanisms, when transferred to the digital environment, will facilitate the use of traditional business schemes on the qualitatively new digital basis

Текст научной работы на тему «Гостиничное дело в контексте развивающейся цифровой экономики России»

гостиничноЕ дело в контексте развивающейся цифровой Экономики россии

Т.В. Бедяева,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат педагогических наук [email protected]

К.Н. Рябуха,

магистрант кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета

[email protected]

Статья посвящена изучению условий и возможностей внедрения цифровых технологий в гостиничный бизнес. Внедрение информационных технологий в гостиничный сектор объясняется быстротой изменения самой природы этого бизнеса, в том числе необходимостью оперативного управления бизнес-процессами и динамикой изменений потребностей потребителей в связи с большей доступностью информации. Интерес к использованию цифровых технологий в гостиничном бизнесе обусловлен тем, что в цифровую среду можно перенести обычные коммуникационные механизмы, что позволяет использовать традиционные схемы на качественно новой цифровой основе

Ключевые слова: гостиничная индустрия, цифровая экономика, инновации, цифровая среда, производительность

УДК 338.12 ББК 65.291

Цифровой мир, вызванный новыми скоростями, мобилен, он постоянно меняется и масштабируется, поскольку виртуальная реальность может изменить общественное мнение, делая искусственную реалистичность. В условиях «цифровой реальности» национальные государства и их институты начинают осознавать масштаб новых задач. Все это подчеркивает необходимость технологической революции в Российской Федерации, поскольку она будет способствовать повышению уровня и конкурентоспособности страны.

Сегодня некоторые секторы экономики активно участвуют в инновационном развитии, но общий разрыв по сравнению с ведущими странами по-прежнему составляет 5-8 лет, хотя перспективы роста цифровизации в ряде отраслей вполне реалистичны. Программа развития цифровой экономики в современной России чрезвычайно актуальна, поскольку в ближайшие годы цифровые технологии станут жизненно важными для поддержания национальных интересов и укрепления технологического суверенитета России на глобальном рынке высокотехнологичного производства [1].

В то же время текущая доля Российской Федерации на мировом рынке высоких технологий составляет менее 1%. Россия отстает от ведущих стран по величине расходов, связанных с цифровизацией. В России они составляют 2,6% ВВП, тогда как в ведущих странах этот показатель достигает 3,7%. Чтобы ликвидировать разрыв, Правительство нашей страны разработало ряд мер, направленных на формирование Программы цифровой экономики Российской Федерации до 2025 года и Стратегию развития общества знаний в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Основной целью Программы является создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, где цифровые данные станут ключевым фактором производства во всех областях социально-экономической деятельности и обеспечат эффективное взаимодействие в бизнесе, науке, образовании, включая отношения между государством и гражданами [6].

Согласно прогнозам аналитиков МсК^еу, цифровизация позволит увеличить ВВП страны к 2025 году на 4,1-8,9 трлн руб. Это составит от 19 до 34% от общего ожидаемого роста ВВП (согласно оценкам Росстата, в 2016 году ВВП России — 86 трлн руб.). В настоящее время доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2-3 раза меньше, чем в США, Китае, ЕС и т.д. К 2025 году доля цифровой экономики в ВВП может быть увеличена в 2-2,5 раза [7]. В этой связи необходимо сосредоточиться на изучении возможностей использования цифровых технологий в туризме и гостеприимстве как наиболее динамично развивающейся отрасли. Чтобы реализовать цель этого исследования, то есть определить роль информаци-

онных инноваций в секторе гостеприимства, были применены такие методы и подходы, как: систематизация; анализ и синтез; конкретизация и обобщение; сравнительный анализ; сбор информации и наблюдение. В процессе исследования были использованы авторитетные научные публикации, практические материалы, данные государственной статистики.

Таблица 1

Возможности систем управления объектами размещения (PMS)

Возможности PMS Выгода

Расширенные возможности регистрации заезда / отъезда - предоставление услуг в любое время и с любой точки с помощью интернет-соединения с использованием мобильного облачного центра; - нет необходимости круглосуточного присутствия персонала непосредственно на стойке регистрации для регистрации, размещения, предоставления необходимых услуг и выезда.

Повышение уровня и качества обслуживания номеров - мгновенная доставка информации на мобильные устройства персонала об освобожденных комнатах после выезда гостей; - более гибкий график уборки помещений и увеличение скорости обслуживания в номере после получения соответствующих запросов; - круглосуточное управление обслуживанием номеров, чтобы номера всегда были чистыми.

Интеграция бэк-офис-ных систем - интеграция управленческих и финансовых процессов: информация о выставленных счетах, получение платежа, кредиторская задолженность, дебиторская задолженность и т.д .; - признание комиссий.

Эффективная система распределения номеров - увеличить заполняемость комнат путем обновления информации в режиме онлайн о доступных номерах через различные каналы распространения; - рост прямых продаж через собственный сайт.

Повышение эффективности управления доходами - увеличение средней стоимости помещения посредством онлайнового управления тарифами, включая полуавтоматическое управление.

Улучшение управления гостевыми данными - объединение всех доступных гостевых данных и улучшение качества и полноты профилей гостей; - анализ потребительского поведения гостей и, следовательно, подготовка и продвижение целевых пакетов и услуг; - соблюдение национальных и международных требований к защите персональных данных.

Таблица 2

Поддерживаемые ключевые возможности некоторых небольших PMS

Функции PMS1 Bnovo PMS Frontdesk24 TravelLine: Web PMS HMA Ecvi

Модуль онлайн-бронирования для сайта V цены и квоты автоматически обновляются во всех используемых онлайн-систе-мах бронирования сразу V гости могут просматривать фотографии и описания номеров, проверять наличие свободных номеров на конкретные даты, рассчитать стоимость проживания и сделать заказ V адаптация к мобильным устройствам и управление через специально разработанное мобильное приложение для модуля; могут быть установлены на странице собственности в социальных сетях V с информацией о номерах, фотогалереей, возможностью группового бронирования и оплаты банковскими карточками

Онлайн платеж V V V V

Интеграция с он-лайн-каналами продаж V более 100 каналов V16 каналов V более 50 каналов V напрямую с Booking.com, через менеджеров WuBook Channel Manager2 и Travel Line: Channel Manager3 с другими онлайн-каналами продаж

Интеграция с фискальными регистраторами V V Х V

Загрузка данных в Федеральную миграционную службу V Х Х V

Визовая поддержка V Х V Х

Почасовой заказ V V предусматривается отдельная плата, которая является недостатком программы с точки зрения других конкурирующих решений Х V

Групповое бронирование V V V V

Бронирование номеров V V V V

Составление отчетов V по платежам, доходам, гостиничной нагрузке, источникам бронирования, аннулированию, долгам; отчеты хозяйственной службы, по транспортному обслуживанию, по продажам услуг пользователям и т.д. V общая нагрузка (по категориям, за месяц, контрагенты), наличные деньги, движение гостей, продажи, уборка и т. д. V бронирование, регистрация, выезд, занятые номера, гости, доход, дополнительные услуги, процент нагрузки на гостиницу, средняя стоимость номера в сутки, средний доход за номер и т. д. V общая статистика отелей, отчет о регистрации, размещение, выписка, отчет о доходах, бронирование, статистика по сегментам, источники, статистика по категориям и т. д.

Финансовый учет V ведение учета налогов, доходов, расходов, учет взносов учредителей, выплата заработной платы работникам Х Х Х

Управление репутацией V мониторинг социальных сетей, форумов и аналогичных ресурсов для получения информации об имуществе (опубликованные обзоры, комментарии, оценки) Х V ежедневный автоматический сбор информации о новых отзывах о недвижимости с самых популярных сайтов он-лайн-бронирования в России, а также возможность расчета общего консолидированного рейтинга недвижимости Х

Использование мобильных устройств V Х V V

Взаимодействие с электронными замками Х V Х Х

Интеграция с ресторанами Х Х Х V

Анализ цен конкурентов Х Х V изменение цен конкурентов в течение определенного периода времени, стоимость аналогичных категорий и типов номеров, рейтинги и количество отзывов Х

1 PMS (Property management system) — это разновидность АСУ, предназначенная для ведения учета документов, номерного фонда, сведений о проживающих, а также для упрощений ежедневных операций менеджеров отелей.

2 Channel Manager WuBook - это облачная программа, удобный интерфейс которой позволяет вам поддерживать актуальную информацию на различных подключенных к ней каналах продаж по наличию номеров и тарифам.

3 TravelLine: Channel Manager — это русскоязычный сервис, созданный в помощь менеджеру отеля для гибкого и оперативного управления каналами продаж.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные работы в области маркетинга и цифровых инноваций в гостиничных учреждениях, в которых изучается инновационная роль сектора гостеприимства в российской экономике, которая расширена серией крупномасштабных международных мероприятий, прошедших в России в последнее десятилетие.

Внедрение информационных технологий в гостиничный сектор объясняется быстротой изменения самой природы этого бизнеса, в том числе необходимостью оперативного управления бизнес-процессами и динамикой изменений потребностей потребителей в связи с большей доступностью информации. Действительный интерес к использованию цифровых технологий в гостиничном бизнесе обусловлен тем, что в цифровую среду можно перенести обычные коммуникационные механизмы, что позволяет использовать традиционные схемы на качественно новой цифровой основе [2].

Из-за высокой конкуренции в гостиничном бизнесе отель-еры постоянно сталкиваются с необходимостью поддерживать индивидуальный подход к гостям, в том числе использование инновационных маркетинговых инструментов.

Комплексная и двусмысленная проблема цифрового управления бизнес-процессами в гостиничном предприятии довольно успешно решена с использованием систем управления объектами размещения или PMS (Property Management System), предназначенных для автоматизированного управления отелем. Эти системы являются своего рода автоматизированными системами управления (ACS) и предназначены, в первую очередь, для автоматизации работы персонала отеля и снижения затрат.

Первоначально системы этого класса были созданы как платформы для автоматизации работы фронт-офиса отеля, включая бронирование номеров, их распределение среди прибывающих гостей, регистрацию и выезд, выдачу счетов-фактур за оказанные услуги. Другими словами, PMS заменила бумажные и ручные электронные таблицы, которые ранее отражали всю указанную информацию [3].

Впоследствии эти системы начали активно развиваться и теперь их функции выходят далеко за рамки регистрации (табл.1).

Как показано в таблице 1, в текущем контексте PMS представляет собой интегрированную систему операций, которая позволяет владельцу или менеджеру автоматизировать все циклы обслуживания клиентов и все бизнес-процессы в отеле: от услуги горничной до составления полной финансовой отчетности и статистические данные, отражающие любые показатели, необходимые для анализа, такие как RevPAR или RevPAC. Кроме того, этот класс систем дополняется функциями автоматической синхронизации с Global Distribution System (GDS), которые позволяют агентствам со всего мира делать бронирование непосредственно в отеле [4].

При выборе системы автоматического управления необходимо проанализировать ряд факторов, в том числе характер самого объекта размещения, поскольку мощные многофункциональные PMS, такие как Opera, Fidelio, Epitome и Edelweiss, могут быть слишком дорогими для мини-отелей, общежитий или сезонных средств размещения (например, горнолыжные курорты) и в то же время недоиспользованные из-за отсутствия таких потребностей. Такие свойства должны учитывать малые масштабы, но не менее эффективные PMS (в том числе действующие на основе SaaS-технологий), которые активно распространяются и модернизируются на текущем рынке. Сравнительное исследование некоторых из наиболее известных PMS, как российских, так и зарубежных разработчиков (с возможностью использования русского интерфейса) представлено в табл.2.

Невозможно не выделить технологические и организационно-экономические условия для развития цифровых технологий в гостиничном секторе. Принимая во внимание тот факт, что до недавнего времени PMS устанавливались и управлялись с физических серверов, отели были вынуждены выделять определенное место для соответствующего оборудования, а также привлекать дополнительные человеческие ресурсы для регулярных обновлений и усовершенствований программного обеспечения, которые устанавливаются вручную. Такие трудности активизируют поиск новых технологических решений, в том числе разработку облачных технологий. Системы, основанные на PMS и облачных платформах, включая мобильные устройства, предлагают своим клиентам инновационный способ взаимодействия с гостями, что помогает снизить затраты на приобретение специального компьютерного оборудования и ИТ-услуг. Эти системы управляются поставщиком и просты в использовании. Исправление и устранение ошибок выполняются автоматически, что экономит их владельцам время и деньги [5].

Возможность использования приложений с любого компьютерного устройства, включая мобильные устройства, из любого места с подключением к Интернету, а также возможность безопасного хранения данных на удаленных веб-серверах сделала облачную технологию чрезвычайно привлекательной моделью для разработчиков программного обеспечения в секторе гостеприимства. Следует подчеркнуть, что специальные приложения, разработанные, как отдельными отелями, так и крупными гостиничными операторами, фактически открывают новые возможности для прямого общения с клиентами, что, несомненно, повышает их лояльность и приверженность гостиничному бренду.

Исходя из вышесказанного, следует еще раз подчеркнуть, что процесс инновационного развития гостиничной индустрии не только необходим, но и возможен, и успешное внедрение инновационных подходов в секторе гостеприимства обеспечит ему динамичное развитие и конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Литература

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю. Цифровое общество: новые вызовы // Экономические стратегии. — T.18. — №7 (141). — 2016. — С. 90-91.

2. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П, Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, ЮТ, SMARTCITY, BIGDATA и др.) // International Journal of Open Information Technologies. — T.4. — №1. — 2016. — С. 4-11.

3. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятия, перспективы, тенденции развития // Теория. Практика. Инновации: международный научный журнал. — №4(28). — 2018. — С. 16-24.

4. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S.N. The Russian Hotel Market: condition and development under the crisis // Mediterranean Journal of Social Sciences. — T.6. — №3. 2015. — С. 289-297.

5. Prokofieva E.N., Erdyneyeva K.G., Galushkin A.A., Prokopyev A.I., Prasolov V.I., Ashmarina S.I., Ilkevich B.V., Kubiatko M. Risk based ecological economics to engineering student // Eurasia Journal of mathematics, science and technology education. — T.14. — №3. — 2017. — С. 753-764.

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632 // Правительство РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://static.government. ru/media/files/9g FM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf Дата обращения 20.11.2018.

7. Digital McKinsey (2017) // Digital Russia: new reality. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.mckinsey.com/ ru/our- insights.Report Дата обращения 20.11.2018

8. Скидан О.А., Скобельцына А.С., Архипова О.В. Влияние цифровой экономики на сферу гостеприимства // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства. Сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции / Под ред. О.Н. Кострюковой, О.А. Никитиной. — СПб, 2018. — С. 92-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.