Научная статья на тему 'ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19'

ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / COVID-19 / ГОСТИНИЦА / ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛИ / СТОИМОСТЬ НОМЕРА / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарафанова Анастасия Геннадьевна, Сарафанов Александр Александрович

Цель. Определить влияние COVID-19 на гостиничную отрасль в момент закрытия границ и в последующие месяцы. Процедура и методы. Проведён анализ статистического материала (заполняемость, средняя стоимость номера, доход с доступного номера) по регионам за апрель 2019 г. и апрель 2020 г. Более подробно изучен гостиничный бизнес в Северной Америке, Африке, Китае, Финляндии, Мексике, гостиничной цепи Marriott International. По Российской Федерации рассмотрены основные показатели деятельности коллективных средств размещения. Оценены изменения гостиничных услуг, связанные с необходимостью внедрения цифровых технологий. Результаты. Из-за ограничений в связи с пандемией гостиничный сектор испытал значительное снижение спроса на свой продукт, что привело к ярко выраженным негативным последствиям для этого бизнеса. Резкое снижение всех показателей гостиничной отрасли отразилось и на ВВП, и на занятости населения, и на существовании самих гостиниц. Больше всего пострадал европейский регион. В статье более подробно рассмотрено состояние гостиничного сектора некоторых стран, среди которых Китай, одним из первых начавший путь к восстановлению показателей гостиничного бизнеса. В 2019 г. Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край заметнее других субъектов России ощутили на себе падение спроса. Во время пандемии гостиничные группы расширили внедрение интеллектуальных бесконтактных услуг, инноваций на организационном уровне, цифровизации. Гостиничный сектор, серьёзно пострадавший от COVID-19, вынужден искать пути реструктуризации и развивать диверсифицированный бизнес. Теоретическая и/или практическая значимость. Проведена оценка негативного воздействия пандемии на гостиничный сектор. Исследование также предполагает, что COVID-19 значительно и навсегда повлияет на 4 основных аспекта гостиничной индустрии - мульти-бизнес, мультиканальность, дизайн продукта и инвестиционные предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сарафанова Анастасия Геннадьевна, Сарафанов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOSPITALITY INDUSTRY DURING THE SPREAD OF COVID-19

Aim. To determine the impact of COVID-19 on the hospitality industry at the time of border closings and in the following months. Methodology. The analysis of statistical material (occupancy rate, average room rate, income per available room) by regions for April 2019 and April 2020 was carried out. The hotel business in North America, Africa, China, Finland, Mexico, the hotel chain Marriott International was studied in more detail. In the Russian Federation the main indices of the activity of collective accommodation facilities are considered. Changes in hotel services related to the need to introduce digital technologies are assessed. Results. Due to the closed borders and inability to travel, the hospitality sector experienced a significant decrease in demand for its product, which led to pronounced negative consequences for this business. A sharp decline in all indicators of the hotel industry affected both the GDP and employment of the population, and the existence of the hotels themselves. The European Region has suffered the most. The article examines in more detail the state of the hotel sector in some countries, including China, which was one of the first to start the path to the recovery of the hotel business. In 2019, Moscow, St. Petersburg and the Krasnodar Territory experienced a drop in demand more noticeably than other cities in Russia. During the pandemic, hotel groups expanded the adoption of intelligent contactless services, organizational innovation, and digitalization. The hospitality sector, severely affected by COVID-19, is forced to seek ways to restructure and develop a diversified business. Research implications. The practical relevance lies in the need to assess the negative impact of the pandemic on the hotel sector. This study also suggests that COVID-19 will significantly and permanently impact four pillars of the hospitality industry - multi-business and multichannel, product design and investment preferences.

Текст научной работы на тему «ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19»

УДК 379.85

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-31-43

ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

Сарафанова А. Г., Сарафанов А. А.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119191, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Определить влияние COVID-19 на гостиничную отрасль в момент закрытия границ и в последующие месяцы.

Процедура и методы. Проведён анализ статистического материала (заполняемость, средняя стоимость номера, доход с доступного номера) по регионам за апрель 2019 г. и апрель 2020 г. Более подробно изучен гостиничный бизнес в Северной Америке, Африке, Китае, Финляндии, Мексике, гостиничной цепи Marriott International. По Российской Федерации рассмотрены основные показатели деятельности коллективных средств размещения. Оценены изменения гостиничных услуг, связанные с необходимостью внедрения цифровых технологий. Результаты. Из-за ограничений в связи с пандемией гостиничный сектор испытал значительное снижение спроса на свой продукт, что привело к ярко выраженным негативным последствиям для этого бизнеса. Резкое снижение всех показателей гостиничной отрасли отразилось и на ВВП, и на занятости населения, и на существовании самих гостиниц. Больше всего пострадал европейский регион. В статье более подробно рассмотрено состояние гостиничного сектора некоторых стран, среди которых Китай, одним из первых начавший путь к восстановлению показателей гостиничного бизнеса. В 2019 г. Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край заметнее других субъектов России ощутили на себе падение спроса. Во время пандемии гостиничные группы расширили внедрение интеллектуальных бесконтактных услуг, инноваций на организационном уровне, цифровизации. Гостиничный сектор, серьёзно пострадавший от COVID-19, вынужден искать пути реструктуризации и развивать диверсифицированный бизнес.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведена оценка негативного воздействия пандемии на гостиничный сектор. Исследование также предполагает, что COVID-19 значительно и навсегда повлияет на 4 основных аспекта гостиничной индустрии - мульти-бизнес, мультиканальность, дизайн продукта и инвестиционные предпочтения.

Ключевые слова: туризм, COVID-19, гостиница, заполняемость, потребители, стоимость номера, средства размещения

THE HOSPITALITY INDUSTRY DURING THE SPREAD OF COVID-19

A. Sarafanova, A. Sarafanov

Lomonosov Moscow State University

Leninskie gory 1, Moscow 119991, Russian Federation

Abstract

Aim. To determine the impact of COVID-19 on the hospitality industry at the time of border closings and in the following months.

© CC BY Сарафанова А. Г., Сарафанов А. А., 2022.

Methodology. The analysis of statistical material (occupancy rate, average room rate, income per available room) by regions for April 2019 and April 2020 was carried out. The hotel business in North America, Africa, China, Finland, Mexico, the hotel chain Marriott International was studied in more detail. In the Russian Federation the main indices of the activity of collective accommodation facilities are considered. Changes in hotel services related to the need to introduce digital technologies are assessed. Results. Due to the closed borders and inability to travel, the hospitality sector experienced a significant decrease in demand for its product, which led to pronounced negative consequences for this business. A sharp decline in all indicators of the hotel industry affected both the GDP and employment of the population, and the existence of the hotels themselves. The European Region has suffered the most. The article examines in more detail the state of the hotel sector in some countries, including China, which was one of the first to start the path to the recovery of the hotel business. In 2019, Moscow, St. Petersburg and the Krasnodar Territory experienced a drop in demand more noticeably than other cities in Russia. During the pandemic, hotel groups expanded the adoption of intelligent contactless services, organizational innovation, and digitalization. The hospitality sector, severely affected by COVID-19, is forced to seek ways to restructure and develop a diversified business.

Research implications. The practical relevance lies in the need to assess the negative impact of the pandemic on the hotel sector. This study also suggests that COVID-19 will significantly and permanently impact four pillars of the hospitality industry - multi-business and multichannel, product design and investment preferences.

Keywords: tourism; COVID-19; hotel; occupancy; consumers; average daily room rate; accommodation facilities

Введение

Учитывая сложный характер обслуживания предприятий, индустрия гостеприимства и туризма столкнулась с чрезвычайной ситуацией из-за пандемии COVID-19. В 2019 г. гостиничная индустрия внесла 8,9 трлн долларов США в мировую экономику, что составляет более 10,4% мирового ВВП. В 2020 г. доля туризма в ВВП снизилась до 5,5% из-за продолжающихся ограничений мобильности1.

Среди бедствий вспышки эпидемий имеют особое значение, т. к. сочетаются с иногда с принудительным закрытием туристской деятельности и ограничениями на мобильность граждан. В этом смысле COVID-19 отличается от других произошедших катастрофических событий за последние годы несколькими факторами, а именно интенсивностью, географическим охватом, продолжительностью и степенью неопределённости. Во-первых, из-за быстрого распространения и формы заражения COVID-19 были предприняты многочисленные меры, в т. ч. обязательные карантины, которые парализовали важную часть экономики, в частности туристскую деятельность. Во-вторых, географическое распространение COVID-19 несопоставимо с катастрофами геологического или климатического происхождения, которые обычно ограничиваются меньшими географическими районами. Например, цунами в Индийском океане в 2004 г. затронул 18 стран. События политического или террористического характера, которые также оказывают значительное влияние на туристский бизнес, также ограничиваются небольшими территориями. Хотя многие эпидемии перерастают в пандемии, большинство из них имеют тенденцию быть известными заболеваниями, от которых применяются вакцины или высокоэффективные методы лечения. В-третьих,

1 Economic Impact Reports // World Travel & Tourism Council 2021 : [сайт]. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 15.10.2021).

ISSN 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

2022 / № 1

хотя продолжительность COVID-19 в настоящее время не определена, кажется, что пандемия будет существовать во всём мире и в течение 2022 г. Наконец, неопределённость заболевания возникает из-за недостатка знаний о нём и его проявлениях, что мешает возобновлению и стабилизации туристского спроса.

Разберёмся, какое же влияние COVID-19 оказал на гостиничную отрасль в момент закрытия границ и в последующие месяцы.

Анализ заполняемости, средней стоимости номера и дохода с номера за апрель 2019 г. и апрель 2020 г.

Рассмотрим несколько показателей гостиничного бизнеса в разных странах мира за апрель 2020 г. (первый полный месяц после классификации ВОЗ COVID-19 как пандемии) по сравнению с тем же месяцем в 2019 г.: заполняемость отелей (рис. 1), выручку на доступный номер (рис. 2) и среднюю стоимость номера (рис. 3).

80 70 60 50 40 30 20 10

67,3

Ближний Восток и Африка

Европа

Америка

Азиатско-Тихоокеанский регион

Ш Апрель 2019 Н Апрель 2020

Рис. 1 / Fig. 1. Заполняемость отелей в апреле 2019 г. и апреле 2020 г. по регионам, в % / Hotel occupancy in April 2019 and April 2020 by region, in %

Источник: Monthly hotel occupancy rates worldwide from 2018 to 2020, by region, in % // Statista : [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/206825/hotel-occupancy-rate-by-region (дата обращения: 08.10.2021).

100

80

60

40

20

95,9

Ближний Восток и Африка

Европа Америка

ЕЗ Апрель 2019 Ш Апрель 2020

Азиатско-Тихоокеанский регион

Рис. 2 / Fig. 2. Выручка на доступный номер за апрель 2019 г. и апрель 2020 г. по регионам, в долларах США / Revenue per available number for April 2019 and April 2020 by region, in USD

Источник: Monthly hotel revenue per available room worldwide from 2018 to 2020, by region (in U.S. dollars) // Statista : [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/206844/ hotel-revpar-by-region-worldwide (дата обращения: 08.10.2021).

ISSN 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

2022 / № 1

140 120 100

60 40 20 О

" 125,96 -

. 131,3 _

93,4

85,4

Ближний Восток и Африка

Европа

Америка

73,2

¡IIIIII

ЩШ

И

Азиатско-Тихоокеанский регион

ЕЗ Апрель 2019 Ц Апрель 2020

Рис. 3 / Fig. 3. Средняя стоимость номера за апрель 2019 г. и апрель 2020 г. по регионам, в долларах США / Average room rate for April 2019 and April 2020 by region, in USD

Источник: Monthly average daily rate of the hotel industry worldwide from 2018 to 2020, by region, (in U.S. dollars) // Statista : [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/206840/average-daily-rate-of-

hotels-by-region (дата обращения: 08.10.2021).

Приведённые данные показывают истинный масштаб пандемии для отельного бизнеса. Заполняемость гостиниц в Европе упала до 11%, что в 6,5 раза меньше аналогичного периода 2019 г. Европейские отели вскоре слегка вздохнули с облегчением, поскольку в июле 2020 г. заполняемость выросла до 26,5%, однако ущерб по-прежнему был серьёзным. В результате пандемии коронавируса доход на доступный номер в Европе испытал самые драматические последствия, упав до 9,5 долл. США. По сравнению с прошлым годом этот показатель снизился на 81,2 долл. США. Средняя стоимость номера в отелях в Европе составляла 85,4 долл. США. Суточные цены на отели были самыми низкими в Азиатско-Тихоокеанском регионе в течение апреля.

Эти цифры отражают влияние введённых правительством ограничений в сочетании с ощущением неопределённости, которое испытывают потребители. Например, в Болгарии из-за пандемии туристы предпочитают выбирать другие типы размещения, а не гостиницы [8]. Есть мнение [4], что снятие ограничений на туристскую деятельность не побудит потребителей возвращаться в отели, что указывает на глубокие долгосрочные последствия этого кризиса для гостиничной индустрии.

Анализ статистических данных гостиничной отрасли Северной Америки, Африки, Китая, Финляндии, Мексики, гостиничной цепи Marriott International

Для США в 2020 г. характерна исторически низкая заполняемость гостиниц (38%), самая низкая со времён Великой депрессии 1933 г. Кроме того, гостиничной индустрии США потребуется около 5 лет, чтобы достичь уровня до COVID-19 [11]. Примерно 4,6 млн ночёвок в отелях не состоялось в 2020 г. в США, до 2024 г. прогнозируют 8,1 млн несостоявшихся ночёвок [3]. К концу лета 2020 г. гостиничная индустрия Северной Америки начала демонстрировать явные признаки восстановления. В августе 2020 г. заполняемость вернулась к 42,1%, хотя это на 45,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, и соответствует 59,4%-ному снижению выручки с одного доступного номера1.

К несчастью, экономический регион Африки не смог восстановиться также быстро. К июлю 2020 г. в гостиничной индустрии Африки показатель заполняемости

1 STR: Canada hotel results for week ending 29 August // STR : [сайт]. URL: https://str.com/press-release/str-canada-hotel-results-week-ending-29-august (дата обращения: 02.10.2021).

составил только 16,9%, что на 72,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Точно так же средняя стоимость номера составляла -10,8% от того, что было в июле 2019 г., и доход от доступного номера упал на тревожные 75,8%. После тяжёлых потерь к июлю 2020 г. гостиничная индустрия Большого Ближнего Востока начала сообщать об улучшениях с восстановлением заполняемости до 35,3%. По сравнению с июлем 2019 г. заполняемость, средние дневные ставки и доход на доступный номер уменьшились только на 41,8%, 9,6% и 47,4% соответственно1. Однако, хотя регион ощущал ежемесячные улучшения после пандемии, реальность заключалась в том, что Большой Ближний Восток фиксировал самые низкие уровни заполняемости и дохода на доступную комнату, когда-либо зарегистрированные [10].

В первом квартале 2020 г. вторая по величине в мире и крупнейшая в Китае гостиничная корпорация Jin Jiang International сообщила о чистой прибыли в размере 171 млн юаней (примерно 26,4 млн долл. США), что на 42,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года2. Huazhu Hotels Group, занимающая 9-е место в мире и 2-я по величине гостиничная группа Китая, временно закрыла несколько отелей. Квартальная выручка BTG Homeinns Hotels составила 801 млн юаней (приблизительно 124 млн долл. США), что указывает на снижение на 58,80%3. Аналогичным образом, гостиничная группа Sunmei Group закрыла 2 544 отеля, убыток от выручки превышает 700 млн юаней в течение января и февраля 2020 г. (приблизительно 108 млн долл. США)4.

В 2020 г. заполняемость койко-мест во всех учреждениях размещения в Финляндии составила 36,6%. Самый высокий уровень заполняемости номеров был в общежитиях - почти 47,2%, 37,9% - в гостиницах. В целом заполняемость всех типов жилья снизилась по сравнению с 2019 г. (рис. 4).

45 40 35 30 25 20

18,5

Хостел

Гостиницы Дачные дома Кемпинги

Остальные

средства размещения

Все средства размещения

Рис. 4 / Fig. 4. Заполняемость койко-мест в туристских объектах размещения в Финляндии в 2020 г. по типам размещения, в % / Occupancy of beds in tourist accommodation facilities in Finland in 2020 by type of accommodation, in %

Источник: Occupancy rate of bedrooms in travel accommodation in Finland in 2020, by type of accommodation // Statista : [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/435618/occupancy-rate-of-

bedrooms-in-finland/ (дата обращения: 28.09.2021).

STR: Middle East and Africa hotel performance for July 2020 // STR : [сайт]. URL: https://str.com/press-release/str-middle-east-and-africa-hotel-performance-july-2020 (дата обращения: 01.10.2021).

Zhang X. Jinjiang Hotel's net profit for the first quarter of 2020 was 171 million yuan, a YoY decrease of 42.26%, 2020 //

Meadin : [сайт]. URL: https://www.meadin.com/jd/213578.html (дата обращения: 21.09.2021).

Affected by the pandemic, the first quarter revenue of BTG Hotel decreased by 58.8% YoY to 801 million yuan // Meadin :

[сайт]. URL: https://www.meadin.com/jd/213505.html (дата обращения: 21.09.2021).

Sunmei, 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.1615.cn/en (дата обращения: 11.09.2021).

В 2020 г. заполняемость отелей в мексиканском городе Канкун составила 33%, что примерно на 40% ниже показателей предыдущих лет (рис. 5).

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 5 / Fig. 5. Заполняемость отелей в Канкуне, Мексика, 2016-2020 гг., в % / Hotel occupancy in Cancun, Mexico, from 2016 to 2020, in %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Hotel occupancy in Cancun, Mexico from 2013 to 2020 // Statista : [сайт]. URL: https://www. statista.com/statistics/1020628/hotel-occupancy-cancun-mexico/ (дата обращения: 28.09.2021).

Средняя стоимость номера в отелях и хостелах Барселоны в июне 2021 г. составила 85,4 евро. В Мадриде в этот же период за номер надо было отдать 76,7 евро. Средняя цена за гостиницу в Испании в 2020 г. была 81 евро. При этом в пятизвёздочных отелях стоимость номера достигала 180 евро, тогда как ставка в одно-звёздочных хостелах была самой низкой и составляла в среднем 34,5 евро в день1.

Состояние гостиничной цепи Marriott International в период пандемии

Доходы Marriott International на доступный номер упали в 2,8 раза в 2020 г. по сравнению с 2019 г. Больше всего доход снизился у отелей Европейского региона, меньше всего пандемия затронула гостиницы Азиатско-Тихоокеанского региона (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Выручка на доступный номер отелей Marriott International по всему миру в 2016-2020 гг., по регионам, в долл. США / Revenue per available room for Marriott International hotels worldwide in 2016-2020, by region, in US dollars

Год Северная Америка Карибский бассейн и Латинская Америка Европа Ближний Восток и Африка Азиатско-Тихоокеанский регион Всего по миру

2016 147,48 139,69 124,87 106,49 97,08 128,37

2017 148,4 130,48 138,7 106,33 100,39 131,14

2018 150,42 131,52 151,86 102,39 107,43 134,58

2019 153,64 132,25 149,51 107,2 102,39 134,6

2020 50,73 52,55 34,88 48,97 46,32 47,53

Разница между 2019 и 2020 гг. 102,91 79,7 114,63 58,23 56,07 87,07

Источник: Revenue per available room (RevPAR) of Marriott International Inc. hotels worldwide from 2010 to 2020, by region (in U.S. dollars) // Statista : [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/271129/ revpar-marriott-international-inc-hotels-worldwide/ (дата обращения: 28.09.2021).

1 Average daily rate (ADR) of hotels in Spain in April 2021, by star rating (in euros) // Statista : [сайт]. URL: https://www. statista.com/statistics/750602/hotel-adr-in-spain-by-star-rating/ (дата обращения: 20.09.2021).

Рассмотрим заполняемость отелей Marriott International в докризисный и кризисный периоды (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Заполняемость отелей Marriott International по всему миру в 2018-2020 гг., в % / Occupancy of Marriott International hotels worldwide in 2018-2020, in %

Год Северная Америка Карибский бассейн и Латинская Америка Европа Ближний Восток и Африка Азиатско-Тихоокеанский регион Всего по миру

2018 75,7 64,8 74 66,4 73,5 73,7

2019 75,8 65,1 74,7 68,5 72,4 73,7

2020 28,6 26,7 20,8 34,9 39,6 31,4

Источник: Occupancy rate of Marriott International, Inc. hotels worldwide from 2010 to 2020, by region // Statista : [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/271096/occupancy-rate-of-marriott-international-

inc-hotels-worldwide/ (дата обращения: 28.09.2021).

Данный показатель резко упал во всех регионах в 2020 г., при этом по миру он составил всего 31,4% из-за ограничений на поездки, вызванных пандемией коро-навируса.

Гостиничная индустрия России в период COVID-19

Заполняемость гостиничных номеров в столице России в 2020 г. снизилась на 16% по сравнению с I кварталом 2019 г. В Санкт-Петербурге заполняемость отелей упала почти на 14% (рис. 6). Средняя стоимость гостиничного номера Санкт-Петербурга в 2020 г. составляла 4,6 тыс. руб., что почти на 2 тыс. меньше, чем в предыдущем году. Самая высокая цена номера во втором по величине городе России в 2018 г. была - 7,4 тыс. руб. В Москве во II квартале 2020 г. цена за номер в роскошных отелях составила 23,6 тыс. руб.

80

60 50 40 30 20 ю о

Москва Санкт-Петербург

□ 1 квартал 2019 Ш 1 квартал 2020 Рис. 6 / Fig. 6. Заполняемость гостиничных номеров в Москве и Санкт-Петербурге в I квартале 2019 г. и I квартале 2020 г., в % / Occupancy of hotel rooms in Moscow and St. Petersburg in Q1 2019 and Q1 2020, in%

Источник: Hotel room occupancy in Moscow and Saint Petersburg in 1st quarter 2019 and 1st quarter 2020 // Statista : [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/1112723/covid-19-impact-on-hotel-room-

occupancy-russia-by-city (дата обращения: 28.09.2021).

51,6

38

За время СОУГО-19 гостиничный сектор России потерял 28,6 млн постояльцев, именно настолько в 2020 г. сократилась численность размещённых лиц (табл. 3). В 2019 г. их было 76 млн чел. В 2020 г. количество ночёвок было 191,2 млн, что почти в 1,5 раза меньше, чем в 2019 г. Особо критичное падение спроса ощутили на себе гостиничные объекты крупнейших туристских центров страны - Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Общее количество гостиниц и иных средств размещения тоже уменьшилось на 900-1000 ед. относительно 2019 г. ввиду вынужденного закрытия или слияния предприятий.

Таблица 3 / Table 3

Основные показатели деятельности коллективных средств размещения / Key performance indicators of collective accommodation facilities

2018 г. 2019 г. 2020 г. Разница между 2019 г. и 2020 г.

Число коллективных средств размещения 28 074 28 302 27 328 -974

Число гостиниц и аналогичных средств размещения 21 302 21 312 20 410 -902

Число номеров, тыс. 976 993 977 -16

Число мест, тыс. 2 415 2 496 2 473 -23

Число ночёвок, тыс. 274 585 283 191 191 176 -92 015

Численность размещённых граждан Российской Федерации, тыс. чел. 60 921 65186 45223 -19 963

Численность размещённых иностранных граждан, тыс. чел. 10 617 10 856 2 159 -8 697

Источник: Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1 (дата обращения: 28.09.2021).

Путешественники стали отдавать предпочтение мини-отелям, коттеджам, бунгало и другим средствам размещения, позволяющим соблюдать относительную изоляцию гостей. В связи с вынужденным удалённым форматом работы вырос спрос и на размещение в частном секторе [1].

Трансформация гостиничных услуг из-за COVID-19

Отели испытали сокрушительный удар от СОУГО-19, особенно в период с января по март 2020 г. Пятизвёздочные отели пострадали больше, чем цепочки среднего уровня и хостелы. Во-первых, отели средней ценовой категории с большей вероятностью использовались для карантина и в здравоохранении в качестве импровизированных медицинских учреждений. Во-вторых, отели трёх звёзд и ниже нашли изобретательные способы поддерживать свою заполняемость, например, тариф «Работаем под нашей крышей» в размере 29 долл. в день с таргетингом на удалённых работников, которым необходимо комфортное и тихое место вдали от домашних неудобств [9]. Такой формат коворкинга применяют некоторые гостиницы как временное решение на период пандемии. Кроме того, гостиницы нижнего сегмента относительно рентабельны и требуют меньшего количества сотрудников из-за более низкого уровня обслуживания, что позволяет им предлагать скидки при сохранении операционной целесообразности. Таким образом, они остались более устойчивыми к тягостям пандемии. С другой стороны, отели более высокого уровня, как правило, не могут снизить цену меньше определённого порога (что стимулировало

бы заполняемость) из-за их желания поддерживать имидж бренда премиум-клас-са. Более того, эти отели, как правило, требуют большего количества сотрудников для управления производственными объектами и в целом имеют более высокие эксплуатационные расходы, что делает решение о полном закрытии производства более жизнеспособным с финансовой точки зрения. Ухудшение финансового положения отелей нанесло серьёзный удар и по занятости населения. Руководство гостиниц было вынуждено сократить или отправить персонал в неоплачиваемый отпуск, изменить рабочие смены.

Восстановление доверия клиентов имеет решающее значение для выхода из кризиса. Несколько гостиничных брендов инициировали услуги бесплатной отмены и повторного бронирования номеров, продлили членство в программе лояльности и увеличили преимущества членства, чтобы сохранить клиентов. Например, гостиничные компании Jin Jiang International, Huazhu Hotels Group, Atour Group продлили членство в своих программах лояльности на 3 месяца; несколько международных фирм, включая Hilton Hotels & Resorts, Hyatt Hotels Corporation и Accor, продлили программы членства даже до года [6].

Гостиничные бренды приняли строгие меры гигиены и санитарии, чтобы обеспечить безопасность проживания своих клиентов. Это проведение полной дезинфекции, контроль пищевой гигиены, раздаточные маски, онлайн-медицинская консультация, закрытие прачечных, тренажёрных залов и других общественных мест. Например, Huazhu Hotels Group провела 130 операций по уборке после эпидемии в своих 2 560 отелях, кроме того, публично приглашала клиентов контролировать весь процесс уборки и запустила онлайн трансляцию1.

Во время пандемии гостиничные группы (Dossen International Group, Huazhu Hotels Group) расширили внедрение интеллектуальных бесконтактных услуг, в т. ч. удалённой регистрации, бесконтактной регистрации заезда / отъезда, сканирования лица, голосового управления номером и обслуживанием, роботизированного обслуживания номеров, цифрового меню, заказа онлайн-услуг, мобильных приложений для консьержей и интеллектуального управления комнатами [6].

Кроме того, пандемия привела к тому, что отели внедряют новые инновации на организационном уровне. Эти организационные инновации касаются повышения рентабельности и практики управления человеческими ресурсами. Дополнительные инновации для сокращения взаимодействия с гостями и общее повышение уровня чистоты положительно сказываются на намерениях по бронированию отелей во время пандемии [11]. Цифровизация позволяет отелям уменьшить физические взаимодействия и риски заражения, при этом обеспечивая индивидуальный подход к каждому гостю.

Традиционная модель гостиничного бизнеса, ориентированная на кейтеринг и проживание, серьёзно пострадала от COVID-19, который подтолкнул компании к реструктуризации и развитию более диверсифицированного бизнеса и каналов сбыта. Гостиничная индустрия вынуждена проводить реформы, способствующие мульти-бизнесу и многоканальности рынков сбыта. Например, отели могут максимизировать своё пространство и использовать его для питания, розничной торговли и общественных мероприятий, а также для автономной демонстрации покупок в интернете. Atour получает прибыль за счёт электронной коммерции в дополнение к доходу от номера2. The Ritz-Carlton в Москве запустил сервис доставки еды

1 2560 Hanting stores adopted 130' deep cleaning standards' to help hotel travel recovery // Meadin : [сайт]. URL: https:// www.meadin.com/jd/213592.html (дата обращения: 19.09.2021).

2 Atour tells you: how to seize the new middle class with the fourth space scene // SocialBeta, 2020 : [сайт]. URL: https:// socialbeta.com/t/opinion-atour-hotel-marketingstudy-2019-05 (дата обращения: 09.10.2021).

из ресторана O2 Lounge. Four Seasons Hotel проводит кулинарные мастер-классы на своих страницах в социальных сетях [2]. Jinling Hotels and Resorts расширила сферу деятельности за счёт создания платформы для розничной торговли продуктами питания, которая объединяет производство классических блюд в промышленных масштабах, систему онлайн-продаж и логистику [5]. Кроме того, транслировались маркетинговые кампании в интернете (например, уроки кулинарии, дизайна интерьера) через платформы социальных сетей в условиях изоляции. Некоторые отели использовали время закрытия для ремонта и расширения помещений в рамках подготовки к этапу восстановления. Ещё одной тенденцией 2020 г. стали смена владельцев гостиничных операторов и укрупнение бизнеса, например, ещё до пандемии в 2016 г. Starwood Hotel объединился с Marriott International.

Пандемия ускорила внедрение видеоконференцсвязи, совместной работы в облаке и удалённой работы. В эпоху после COVID-19 отели будут более гибкими в привлечении клиентов и сотрудников поколений Y и Z. Учитывая, что гостиничный бизнес - это трудоёмкая отрасль, в которой существуют стандартизированные ручные вводы и операции, внедрение цифровых и интеллектуальных технологий, в частности автоматизации процессов, позволит автоматизировать значительную часть повторяющейся административной работы и заменить человеческий труд.

Таиландская группа отелей A-One Hotels Group в 2019 г. применила новую тактику, чтобы привлекать клиентов, развернув пакет самоизоляции и карантина в отелях Бангкока и Паттайи. Эти пакеты с полным пансионом предназначены для тайцев или жителей, желающих изолироваться на 14 дней. Питание доставляется в номер на тележках, а посуда, столовые приборы и простыни, используемые гостями при самоизоляции, отделены для особого обращения. Специальная команда обеспечивает ежедневную уборку и помогает следить за условиями пребывания гостей на карантине. Если кто-то из этих гостей заболел или у них развились какие-либо симптомы коронавирусной инфекции во время пребывания в отеле, их немедленно отправляют в больницу, расположенную в непосредственной близости. Стоимость этих пакетов ниже на 20%1. Похоже, что этой политики придерживаются и другие компании, работающие в сфере гостиничного бизнеса по всему миру. Сеть отелей Dorsett, например, продаёт 14- или 27-дневный карантин. Некоторые элитные отели Гонконга также предлагают аналогичные пакеты. The Park Lane Гонконг имеет 14-дневный пакет стоимостью 2 525 долл. США, который включает 3-хразовое питание. Но заполняемость гостиниц в Гонконге упала на 67% в 2020 г. [7]. В Сингапуре некоторые отели предлагают льготные тарифы для людей, нуждающихся в карантине.

Заключение

Из-за пандемии COVID-19 индустрия туризма оказалась в беспрецедентной ситуации, в которой многие национальные и внутренние границы были закрыты, и возможности для поездки, как международные, так и внутренние, были значительно сокращены или даже полностью потеряны. Индустрия гостеприимства была в числе изрядно пострадавших туристских отраслей.

Данное исследование подтверждает закономерности и ярко выраженные негативные последствия вспышки заболевания COVID-19 на рынке гостиничных компаний. Непосредственные воздействия стали очевидными и отразились в прерванных денежных потоках, вызванных внезапным закрытием средств размеще-

1 Coronavirus and the travel industry, 2020 // Skift : [сайт]. URL: https://skift.com/coronavirus/ (дата обращения:

11.10.2021).

V4V

ния после постановлений правительства о блокировке. Хотя и временное, такое закрытие поставило под угрозу долголетие многих отелей, сократив их доходы и дезинтеграцию давно установленных цепочек поставок.

Гостиничный сектор значительно сократился в результате пандемии, только в России порядка 1 000 средств размещения закрылись. Изменения представляют собой глобальную социальную проблему, которая быстро разворачивается, таким образом сохраняя потенциал пагубного воздействия на гостиничную индустрию в обозримом будущем. Потенциальное влияние катастрофических событий на гостеприимство и туризм будет расти с увеличением гипермобильности туризма и взаимосвязанности мировой экономики.

Статья поступила в редакцию 10.11.2021. ЛИТЕРАТУРА

1. Горяинов К. С., Пасько О. В., Суворова И. Н. Факторы и перспективы развития гостиничного бизнеса г. Москвы в период распространения COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 1. С. 133-144.

2. Кабелкайте-Вайткене Ю. А. Влияние пандемии коронавируса на индустрию гостеприимства: проблемы и возможности // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. Т. 7. № 4. С. 106-116.

3. García-Gomez C. D., Demir E., Díez-Esteban J. M., Bilan Y. The impact of COVID-19 outbreak on hotels' value compared to previous diseases: the role of ALFO strategy [Электронный ресурс] // Heliyon. 2021. Vol. 7. URL: https://www.cell.com (дата обращения: 01.11.2021). DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e07836

4. Gursoy D., Chi C. G. Effects of COVID-19 pandemic on hospitality industry: review of the current situations and a research agenda // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2020. Vol. 29 (5). P. 527-529.

5. Hao F., Xiao Q., Chon K. COVID-19 and China's Hotel industry: impacts, a disaster management framework, and post-pandemic agenda [Электронный реурс] // International Journal of Hospitality Management. 2020. Vol. 90. URL: https://www.journals.elsevier.com (дата обращения: 01.11.2021). DOI:10.1016/j.ijhm.2020.102636

6. Jiang Y., Wen J. Effects of COVID-19 on hotel marketing and management: a perspertive article // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2020. Vol. 32. P. 2563-2573.

7. Lo A., Cheung C., Law R. The survival of hotels during disaster: a case study of Hong Kong in 2003 // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2007. Vol. 11 (1). P. 65-80.

8. Naumov N., Varadzhakova D., Naydenov A. Sanitation and hygiene as factors for choosing a place to stay: perceptions of the Bulgarian tourists // Anatolia. 2021. Vol. 32 (1). P. 144-147.

9. Ozdemir O., Dogru T., Kizildag M., Mody M., Suess C. Quantifying the economic impact of COVID-19 on the U.S. hotel industry: Examination of hotel segments and operational structures // Tourism Management Perspectives. 2021. Vol. 39. DOI: 10.1016/j.tmp.2021.100864

10. Salem I. E., Elbaz A. M., Elkhwesky Z., Ghazi K. M. The COVID-19 pandemic: The mitigating role of government and hotel support of hotel employees in Egypt [Электронный ресурс] // Tourism Management. 2021. Vol. 85. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 01.11.2021). DOI: 10.1016/j.tourman.2021.104305

11. Shin H., Kang J. Reducing perceived health risk to attract hotel customers in the COVID-19 pandemic era: Focused on technology innovation for social distancing and cleanliness [Электронный ресурс] // International Journal of Hospitality Management. 2020. Vol. 91. URL: https://www.journals.elsevier.com (дата обращения: 01.11.2021). DOI: 10.1016/j. ijhm.2020.102664

REFERENCES

1. Goryainov K. S., Pasko O. V., Suvorova I. N. [Factors and prospects for the development of the hotel business in Moscow during the spread of COVID-19]. In: Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo [Economics, entrepreneurship and law], 2021, vol. 11, no. 1, pp. 133-144.

2. Kabelkaite-Vaitkene Yu. A. [The Impact of the Coronavirus Pandemic on the Hospitality Industry: Challenges and Opportunities]. In: Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: a look into the future], 2020, vol. 7, no. 4, pp. 106-116.

3. García-Gomez C. D., Demir E., Díez-Esteban J. M., Bilan Y. The impact of COVID-19 outbreak on hotels' value compared to previous diseases: the role of ALFO strategy. In: Heliyon, 2021, vol. 7. Available at: https://www.cell.com (accessed: 01.11.2021). DOI: 10.1016/j. heliyon.2021.e07836

4. Gursoy D., Chi C. G. Effects of COVID-19 pandemic on hospitality industry: review of the current situations and a research agenda. In: Journal of Hospitality Marketing & Management,

2020, vol. 29 (5), pp. 527-529.

5. Hao F., Xiao Q., Chon K. COVID-19 and China's Hotel industry: impacts, a disaster management framework, and post-pandemic agenda. In: International Journal of Hospitality Management, 2020, vol. 90. Available at: https://www.journals.elsevier.com (accessed: 01.11.2021). DOI:10.1016/j.ijhm.2020.102636

6. Jiang Y., Wen J. Effects of COVID-19 on hotel marketing and management: a perspertive article. In: International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2020, vol. 32, pp. 2563-2573.

7. Lo A., Cheung C., Law R. The survival of hotels during disaster: a case study of Hong Kong in 2003. In: Asia Pacific Journal of Tourism Research, 2007, vol. 11 (1), pp. 65-80.

8. Naumov N., Varadzhakova D., Naydenov A. Sanitation and hygiene as factors for choosing a place to stay: perceptions of the Bulgarian tourists. In: Anatolia, 2021, vol. 32 (1), pp. 144-147.

9. Ozdemir O., Dogru T., Kizildag M., Mody M., Suess C. Quantifying the economic impact of COVID-19 on the U.S. hotel industry: Examination of hotel segments and operational structures. In: Tourism Management Perspectives, 2021, vol. 39. DOI: 10.1016/j.tmp.2021.100864

10. Salem I. E., Elbaz A.M., Elkhwesky Z., Ghazi K. M. The COVID-19 pandemic: The mitigating role of government and hotel support of hotel employees in Egypt. In: Tourism Management,

2021, vol. 85. Available at: https://www.sciencedirect.com (accessed: 01.11.2021). DOI: 10.1016/j.tourman.2021.104305

11. Shin H., Kang J. Reducing perceived health risk to attract hotel customers in the COVID-19 pandemic era: Focused on technology innovation for social distancing and cleanliness. In: International Journal of Hospitality Management, 2020, vol. 91. Available at: https://www.jour-nals.elsevier.com (accessed: 01.11.2021).DOI: 10.1016/j.ijhm.2020.102664

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сарафанова Анастасия Геннадьевна - научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: anastasyast@yandex.ru

Сарафанов Александр Александрович - кандидат технических наук, научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: alexsarafanov@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Anastasyia G. Sarafanova - Researcher, Department of Recreational Geography and Tourism, the Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: anastasyast@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexander A. Sarafanov - Cand. Sci. (Engineering), Researcher, Department of Recreational Geography and Tourism, the Faculty of Geography; Lomonosov Moscow State University; e-mail: alexsarafanov@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Сарафанова А. Г., Сарафанов А. А. Гостиничная индустрия в период распространения COVID-19 // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 31-43. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-31-43

FOR CITATION

Sarafanova A. G., Sarafanov A. A. The Hospitality Industry During the Spread of COVID-19. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2022, no. 1, рp. 31-43. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-31-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.