Научная статья на тему 'Гостелерадиофонд, основания и пределы правообладания (комментарий к Постановлению Правительства РФ №1232 от 13. 12. 1995 г. С учетом разъяснений Президиума вас РФ, данных в Постановлении от 29. 01. 2013 г. № 11704/12)'

Гостелерадиофонд, основания и пределы правообладания (комментарий к Постановлению Правительства РФ №1232 от 13. 12. 1995 г. С учетом разъяснений Президиума вас РФ, данных в Постановлении от 29. 01. 2013 г. № 11704/12) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРАВОПРЕЕМСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТИ / ИМУЩЕСТВО / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Львова Светлана Владимировна

Статья посвящена анализу Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 № 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» с учетом позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013г. № 11704/12. На основании данных анализа акта приема – передачи, бухгалтерского баланса, архивных и учредительных документов, автор делает выводы о том, что Гостелерадиофонд является правопреемником РГТРК «Останкино» и осуществляет управление исключительными правами на объекты авторских и смежных прав, принадлежащих Российской Федерации, переданных на основании Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 № 1232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gosteleradiofond: Bases and limits ownership of the right (comments for the RF Government Decree number 1232 FROM 13.12.1995. subject to clarification of the Presidium of the Russian Federation, DATA judgment of 29.01.2013, № 11704/12)

This article analyzes the RF Government Decree of 13.12.1995 N 1232 "On the State Fund of television and radio programs" taking into account the positions expressed in the Decree of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of 29.01.2013. Number 11704/12. Based on the data analysis of the act of acceptance transmission, balance sheet, and the founding of archival documents, the author concludes that Gosteleradiofond is the successor RGTRK "Ostankino" and controls the exclusive rights to the objects of copyright and related rights, belonging to the Russian Federation, on the basis of the transmitted Resolution of the Government of the Russian Federation of 13.12.1995 N 1232.

Текст научной работы на тему «Гостелерадиофонд, основания и пределы правообладания (комментарий к Постановлению Правительства РФ №1232 от 13. 12. 1995 г. С учетом разъяснений Президиума вас РФ, данных в Постановлении от 29. 01. 2013 г. № 11704/12)»

3.10. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД, ОСНОВАНИЯ И ПРЕДЕЛЫ ПРАВООБЛАДАНИЯ (КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №1232 ОТ

13.12.1995 Г. С УЧЕТОМ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ, ДАННЫХ В ПОСТАНОВЛЕНИИ ОТ 29.01.2013 Г. № 11704/12)

Львова Светлана Владимировна. Должность: адвокат. Место работы: Межотраслевая коллегия адвокатов. Email: lvovasv@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» с учетом позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013г. № 11704/12. На основании данных анализа акта приема - передачи, бухгалтерского баланса, архивных и учредительных документов, автор делает выводы о том, что Гостелерадиофонд является правопреемником РГТРК «Останкино» и осуществляет управление исключительными правами на объекты авторских и смежных прав, принадлежащих Российской Федерации, переданных на основании Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232.

Ключевые слова: фондовые материалы, правопреемство, федеральная собственности, имущество, имущественные права, Гостелерадиофонд.

GOSTELERADIOFOND: BASES AND LIMITS OWNERSHIP OF THE RIGHT (COMMENTS FOR THE RF GOVERNMENT DECREE NUMBER 1232 FROM 13.12.1995. SUBJECT TO CLARIFICATION OF THE PRESIDIUM OF THE RUSSIAN FEDERATION, DATA JUDGMENT OF 29.01.2013, № 11704/12)

Lvova Svetlana Vladimirovna. Position: Lawyer. Place of employment: Interdisciplinary Bar Associations. E-mail: lvovasv@mail.ru

Annotation: This article analyzes the RF Government Decree of 13.12.1995 N 1232 "On the State Fund of television and radio programs" taking into account the positions expressed in the Decree of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of 29.01.2013. Number 11704/12. Based on the data analysis of the act of acceptance -transmission, balance sheet, and the founding of archival documents, the author concludes that Gosteleradiofond is the successor RGTRK "Ostankino" and controls the exclusive rights to the objects of copyright and related rights, belonging to the Russian Federation, on the basis of the transmitted Resolution of the Government of the Russian Federation of 13.12.1995 N 1232.

Keywords: library materials, Succession, the federal property, property, property rights, Gosteleradiofond.

Несколько слов о правовом статусе Гостелерадио-фонда.

Прежде чем говорить об обстоятельствах дела, которое было рассмотрено в Президиуме ВАС РФ, следует сказать несколько слов об основном фигуранте

дела - Федеральном государственном бюджетном учреждении «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» (далее Гостелерадиофонд).

Гостелерадиофонд, как вновь возникшая организация, ведет своё летоисчисление с 1996 года, когда на основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации № 1019 от 6 октября 1995 г. «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»1 Правительству РФ было поручено утвердить устав Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм и предусмотреть возможность использования фондовых материалов различными телерадиовещательными организациями на договорной основе и в соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Постановлением Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» был утвержден устав Гостелерадио-фонда.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» было установлено, что Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм в отношении находящихся в федеральной собственности фондовых материалов осуществляет функции правопреемника прекративших свою деятельность государственных телерадиовещательных организаций в части закрепленных за ними на момент прекращения деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" полномочий на произведенные (переданные в эфир) программы, передачи, фонограммы, а также иные аудио- и аудиовизуальные произведения, если иное не установлено соответствующими решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Государство уполномочило Гостелерадиофонд быть правопреемником прекративших свою деятельность государственных телерадиовещательных организаций, к которым в первую очередь относится РГТРК «Останкино», ликвидированная на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. N 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации».

Прошло 17 лет с момента образования этой уникальной организации, но до сих пор не утихают споры относительно ее правового статуса и полномочий по управлению и распоряжению исключительными правами на аудивизуальные произведения - советские телефильмы, составляющие золотой фонд нашей кинематографии.

Оппоненты Гостелерадиофонда, трактуя вышеуказанные акты, утверждают, что:

- под словосочетанием «фондовые материалы» следует понимать материальные носители аудио и аудиовизуальных произведений, а не исключительные права на объекты авторских смежных прав, а потому Гостелерадиофонд наделен правами в отношении фондовых материалов;

- Постановление Правительства не наделяет Гостелерадиофонд осуществлять исключительные права Российской Федерации.

Сформировавшаяся судебная практика не дает однозначного ответа в толковании вышеуказанных положений и носит достаточно противоречивый характер. В одних судебных актах суды, толкуя положения Поста-

1 Собрание законодательства РФ, 09.10.1995, N 41, ст. 3878

новления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» приходят к выводу, что Гостелерадиофонд действительно наделен полномочиями по распоряжению исключительными правами на советские телефильмы (Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делам № КА-А40/192-99, КА-А40/2430-99, КА-А40/3609-99, КА-А40/3158-99)

В других судебных актах, суды принимали прямо противоположную позицию (Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делам КГ-А40/3975, КГ-А40/3898-02, КГ-А40/3651-02, КГ-А40/2175-01).

29.01.2013г. Президиум Высшего Арбитражного суда вынес революционное Постановление и поставил точку в споре о том, имеются ли у Гостелеадиофонда полномочия по управлению исключительными правами на советские телефильмы, принадлежащими Российской Федерации.

Обстоятельства дела.

Началась эта история 01.12.2007г., когда между обществом с ограниченной ответственностью «Серебряный Глобус» (агент, в настоящее время общество «ТРИСТ») и обществом «Экран века» (принципал) был заключен агентский договор, в соответствии с которым агент принял на себя обязательства по поручению принципала совершать за вознаграждение от своего имени, но за счет принципала, следующие действия: осуществлять поиск контрагентов для заключения контрактов на приобретение права одноразового или многоразового показов программ, проводить переговоры, подготавливать контракты; заключать с контрагентами договоры на приобретение ими прав показа произведений согласно условиям данного договора. Если договором, в том числе приложением к нему, установлен дополнительный объем передаваемых прав по отношению к перечисленным в договоре, то такие права также считаются переданными принципалом агенту.

В соответствии с Приложением № 1 к агентскому договору принципал передал агенту право распоряжаться правами на 410 аудиовизуальных произведений согласно списку. Основной перечень списка - телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, в том числе и киностудиями бывшего СССР.

Гостелерадиофонд посчитал, что общество «Экран века», заключив оспариваемый агентский договор, фактически распорядилось принадлежащими Российской Федерации исключительными правами на аудиовизуальные произведения, которые ранее принадлежали прекратившим свою деятельность государственным телерадиовещательным организациям, в том числе телерадиокомпании «Останкино», полномочия по распоряжению которыми закреплены за Гостелера-диофондом, обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о признании агентского договора ничтожной сделкой.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2011 по делу №А40-142420/10-15-1174 в удовлетворении исковых требований было отказано.

Свой отказ суд мотивировал тем, что по его мнению предметом оспариваемого договора от 01.12.2007 не являются права в отношении фондовых материалов (материальных носителей аудиовизуальных произведений), которыми в соответствии с пунктом 5 постановления № 1232 распоряжается Гостелерадиофонд, и признал, что названное постановление не наделяет Гостелерадиофонд правом распоряжаться исключительными правами Российской Федерации, а также

ограничивает права Гостелерадиофонда осуществлением функций правопреемника только в отношении телерадиовещательных, а не телерадиопроизводящих организаций, и затрагивает только те полномочия, которыми на момент прекращения своей деятельности эти организации обладали.

Суд первой инстанции даже не стал рассматривать спор по существу, поскольку пришел к выводу о том, что Гостелерадиофонд не является заинтересованным лицом, которому Закон предоставляет право обращаться с подобным иском.

Решение суда первой инстанции было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций.

Однако Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.01.2013г. Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2011 по делу №А40-142420/10-15-1174, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.05.2012 по тому же делу были отменены. Агентский договор от 01.12.2007 №СГ-2-2007, заключенный между ООО «Экран века» и ООО «ТРИСТ», был признан недействительным, ничтожным.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 29.01.2013г. указал, что вывод судов о недоказанности права Гостелерадиофонда на обращение в суд с настоящим иском основан на неверном толковании и применении постановления Правительства № 1232, противоречит имеющимся в деле доказательствам и расходится с судебной практикой по другим делам.

Президиум ВАС РФ на основании положений статей 486, 498 Гражданского кодекса РСФСР 1964 пришел к выводу, что в связи с ликвидацией в 1991 году Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, имущественные права на аудио - и аудиовизуальные произведения, созданные, в том числе по его заказу, перешли к Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании в соответствии с Указом Президента СССР от 08.02.1991 № УП 1441 «О создании Всесоюзной телерадиовещательной компа-нии»2, а затем к телерадиокомпании «Останкино», образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 331 «О телерадиокомпании «Останкино».

Проанализировав Постановление Правительства РФ № 1232 Президиум ВАС пришел к выводу, что именно Гостелерадиофонд является правопреемником прекративших свою деятельность государственных телерадиовещательных организаций в части закрепленных за ними на момент прекращения деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.08.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон об авторском праве) полномочий на произведенные (переданные в эфир) программы, передачи, фонограммы, а также иные аудио- и аудиовизуальные произведения.

Толкование пункта 5 Постановления Правительства РФ №1232.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении поставил точку в вопросе о том, что именно передавалось Гостелерадиофонду на основании Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» -исключительные права на телефильмы или материальные носители.

2 Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1991, N 7, ст. 188

Признав Гостелерадиофонд заинтересованным лицом, имеющим материально правовой интерес, ВАС РФ подтвердил полномочия учреждения по управлению исключительными правами на объекты авторских и смежных прав, перечисленными в пункте 5 Постановления Правительства РФ № 1232.

Ведь из буквального толкования Постановления Правительства № 1232 вытекает, что предметом правопреемства являлись находящиеся в федеральной собственности фондовые материалы - произведенные (переданные в эфир) программы, передачи, фонограммы, а также иные аудио - и аудиовизуальные произведения, которые на момент издания вышеуказанного Постановления были закреплены за телерадиовещательными организациями, прекратившими свою деятельность в объеме полномочий, определённых Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Понятие «фондовые материалы», применяемое в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ № 1232 было позаимствовано из Устава Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм РГТРК «Останкино» (Телерадиофонда), утвержденного Приказом от 21.02.1992г.

Согласно пункта 1.4. вышеуказанного Устава под фондовыми материалами, которые были переданы Телерадиофонду в полное хозяйственное ведение, понимались телекиновидеоматериалы и звукозаписи, фото и изобразительные материалы, а не материальные носители, как ошибочно посчитал суд.

Таким образом, в Постановлении Правительства № 1232 речь идет о конкретных фондовых материалах -произведенных (переданных в эфир) программах, передачах, фонограммах, а также иных аудио- и аудиовизуальных произведениях.

Объем полномочий - в соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Предметом регулирования действовавшего в тот момент Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» являлись отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)(ст.1).

Сторонники позиции о том, что на основании Постановления Правительства № 1232 Гостелерадиофонду были переданы исключительно материальные носители, а не сами объекты авторских прав ссылаются на то, что понятие «собственность» употребляется в законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» исключительно в применении к материальным носителям, но не к правам и подтверждают свою позицию ссылками на положения пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», где указывается, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Между тем в Постановлении Правительства РФ № 1232 используется словосочетание - «находящихся в федеральной собственности фондовых материалов».

Полагаю, что словосочетание «федеральная собственность» употреблено совершенно обоснованно.

В соответствии со статьей 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество,

принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Понятия имущество в законодательстве Российской Федерации раскрывается в разных правовых нормах

Так, в статье 128 Гражданского Кодекса Российской перечислены объекты гражданских прав, к которым относятся "вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права".

В статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается, что в состав предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности входят в состав имущества юридического лица.

В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.06.2000 N 9-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего п. 2 ст. 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Тверская прядильная фабрика»3 Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что термином "имущество" охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права, включая полученные от собственника права владения, пользования и распоряжения имуществом, если эти имущественные права принадлежат лицу на законных основаниях4.

В Постановлении Правительства РФ речь шла именно об государственных организациях, за которыми на момент прекращения их деятельности были закреплены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" полномочия на произведенные (переданные в эфир) программы, передачи, фонограммы, а также иные аудио- и аудиовизуальные произведения.

Таким образом, Постановление № 1232 раскрывает понятие фондовых материалов, под которыми понимаются произведенные (переданные в эфир) программы, передачи, фонограммы, а также иные аудио-и аудиовизуальные произведения, которые были закреплены за прекратившими свою деятельность государственными телерадиовещательными организациями.

Пределы правопреемства Гостелерадиофонда.

3 Собрание законодательства РФ", 12.06.2000, N 24, ст. 2658

4 Собрание законодательства РФ", 12.06.2000, N 24, ст. 2658,

Постановление Правительства РФ № 1232 устанавливает пределы правопреемства Гостелерадиофонда, ограничивая их только теми полномочиями, которые имели государственные телерадиовещательные организации на закрепленных за ними произведенные (переданные в эфир) программы, передачи, фонограммы, а также иные аудио- и аудиовизуальные произведения на момент прекращения деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Единственной государственной телерадиовещательной организацией, которая прекратила свою деятельность на момент издания Постановления и ликвидирована на сегодняшний момент является РГТРК Останкино.

Для определения объема полномочий РГТРК Останкино необходимо обратиться к анализу соответствующих нормативных актов, регламентирующих деятельность самой компании и тех организаций, правопреемницей которых она являлась.

Указом Президента СССР от 8 февраля 1991 г. на базе ликвидированного Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию была создана Всесоюзная государственная телерадиовещательная кампания (Гостелерадио)5, которой были переданы основные фонды и другое государственное имущество, находящееся по состоянию на 1 января 1991 года в ведении Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию и подведомственных ему объединений, предприятий и организаций.

За создаваемой телерадиокомпанией были сохранены функции, права и обязанности Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, с сохранением общей численности, нормативов бюджетных ассигнований и условий действующего хозяйственного механизма.

Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 331 «О телерадиокомпании "Останкино"» Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания была упразднена и на ее базе образована РГТРК «Останки-но»6.

В соответствии с п. 1.5 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1993 г. N 421, РГТРК «Останкино» являлась правопреемником Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании, в том числе в части, касающейся имущества и имущественных прав Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании на предприятиях и в учреждениях, относившихся на дату учреждения ВГТРК «Останкино» к числу подведомственных Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании.

В силу п. 3.1. Положения все имущество Компании, к которому относились, в том числе, и имущественные права, являлось собственностью Российской Федерации и закреплялось за Компанией на праве полного хозяйственного ведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Из анализа лицензионного договора №46/1038 от 23.08.1995г., заключенного между РГТРК «Останкино» - владельца и ЗАО «ОРТ» - телекомпаниивидно, что предметом договора были права на использование 79 наименований телефильмов производства Литовской к/с, ТПО «Союзтелефильм», ТО «Экран», Саратовте-лефильм, киностудий Киевнаучфильм, Мосфильм,

5 Ведомости СНД СССР и ВС СССР", 1991, N 7, ст. 188

6 Ведомости СНД и ВС РСФСР, 02.01.1992, N 1, ст. 58

Ленфильм, Пермьтелефильм, Куйбышевтелефильм, к/с им. Горького, им. Довженко, Одесской к/с. Вид использования - одноразовый показ по ТВ7.

Анализ вышеуказанного лицензионного договора и других договоров, хранящихся в государственном архиве РФ показал, что РГТРК «Останкино» выступала лицензиаром, что свидетельствует о наличии прав на передаваемые телефильмы именно у компании и свидетельствует о принадлежности прав на телефильмы Российской Федерации.

Реализация Постановления Правительства № 1232.

Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. N 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» было одобрено предложение Правительства Российской Федерации о ликвидации Российской государственной телерадиокомпании «Останкино»8.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.95 N 1405Р «О ликвидации телерадиокомпании Останкино», деятельность РГРТК «Останкино» прекращена, создана ликвидационная комиссия9.

Во исполнение Постановления Правительства РФ № 1232 состоялась передача от Комиссии по ликвидации РГТРК «Останкино» исключительных прав Российской Федерации на Телефильмы Гостелерадиофонду на основании Акта от 14 октября 1996 года, согласованного Федеральной службой по телевидению и радиовещанию.

Исходные материалы Телефильмов были переданы по Акту от 3 декабря 1996 года о передаче движимого государственного имущества Комиссией по ликвидации РГТРК «Останкино» на баланс Гостелерадиофон-да.

Позднее, 17 июля 1997 года был заключен договор №440, в пункте 2 которого было зафиксировано, что Ликвидационная Комиссия РГТРК «Останкино» передала Гостелерадиофонду РФ исключительные имущественные права и исключительные смежные права на все аудио- и аудиовизуальные произведения, созданные Гостелерадио СССР, ВГТРК (Гостелерадио), РГТРК «Останкино» как собственным производством, так и по заказу.

Толкование приема - передачи фондовых материалов с точки зрения бухгалтерского законодательства.

По акту от 3 декабря 1996 года о передаче движимого государственного имущества от комиссии по ликвидации РГТРК «Останкино» на баланс Гостелерадио-фонда в составе основных средств, были переданы следующие фондовые материалы10:

- киноматериалы (в частях) - ****

- видеоматериалы (в рулонах)- ****

- фото-изоматериалы (в единицах хранения) - ****

- аудиоматериалы (в единицах хранения) - ****.

Согласно пункту 2 действовавшего на момент передачи «Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций», утвержденного письмом Минфина СССР от 07.05.1976 N 30, к основным средствам (фондам) относятся здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный

7 ГА РФ, фонд №10054, опись 4, дело 82, л.л. 164-179

8 Собрание законодательства РФ", 09.10.1995, N 41, ст. 3878

9 Собрание законодательства РФ", 23.10.1995, N 43, ст. 4091

10 ГА РФ, фонд 10054, опись 3, дело 27, л.д.12.

инвентарь, сельскохозяйственные машины и орудия, взрослый рабочий и продуктивный скот (включая и мелкий), многолетние насаждения и прочие основные фонды (библиотечные фонды, сценические постановочные средства и др.), а также производимые за счет капитальных вложений затраты по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства (фонды).

В соответствии с пунктом 34 действовавшей на тот момент Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР утвержденной Приказом Минфина СССР от 10.03.1987 N 61 в (далее Инструкция) составе основных средств учитывались: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, транспортные средства, инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь, столовый и кухонный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, библиотечный фонд, прочие основные средства (многолетние насаждения и капитальные затраты по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, музейные ценности, экспонаты животного мира, сценическо-постановочные средства, документы по типовому проектированию, учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты и прочий инвентарь)11.

Согласно пункта 35 вышеуказанной Инструкции для учета основных средств предназначался счет 01 «Основные средства», подразделявшийся на субсчета, к которым относился, в том числе, и 019 - «Прочие основные средства».

В силу подпункта 7 пункта 45 Инструкции на субсчете 019 «Прочие основные средства» учитывались, с выделением на отдельные группы, программы на технических носителях стоимостью свыше 100 руб. за единицу (комплект), учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты и др., в том числе и телефильмы.

В извещении о передаче с баланса РГТРК «Останкино» на баланс ФГУ «Гостелерадиофонд» фондовых аудио-, видео-,фото и изо материалов значится проводка: дебет 250 - кредит 019.12

В силу пункта 209 Инструкции на субсчете 250 учитывались вложения в фонд основных средств (с учетом износа), находящихся в непосредственном распоряжении предприятия.

Таким образом, анализ бухгалтерской проводки свидетельствует о том, что с баланса РГТРК «Останкино» на баланс ФГУ «Гостелерадиофонд» безвозмездно были переданы основные средства - фондовые аудио, видео-фото и изо материалы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное предназначение основных средств - использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации. А потому переданы были Гос-телерадиофонду именно объекты авторских прав, перечисленные в статье 7 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» - аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), а также объекты смежных прав в составе аудиоматериалов.

"Финансы и статистика, М., 1987. [Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс").

12 ГА РФ, фонд 10054, опись 3, дело 27, л.д.23

Материальные носители не могут выполнять одну из основных задач Гостелерадиофонда, установленных пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 "О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм" - выполнение функций правопреемника прекративших свою деятельность государственных телерадиовещательных организаций в части закрепленных за ними на момент прекращения деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» полномочий на произведенные (переданные в эфир) программы, передачи, фонограммы, а также иные аудио- и аудиовизуальные произведения.

Возложив на Гостелерадиофонд функции по управлению исключительными правами на произведения, созданными на счет бюджета СССР и принадлежащими Российской Федерации, государство передало права на них учреждению в оперативное управление вместе с материальными носителями, на которых они зафиксированы.

Как указывалось ранее, в балансе значится указание на части. Следует отметить, что часть - это индивидуальная характеристика телефильма, как объекта авторского права, что подтверждается актами государственных органов советской эпохи.

Так, например, Приказом государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию от 01.03.1971г. № 67 «Об установлении расчетных цен на товарную продукцию Творческого объединения «Экран» на 1971» были установлены цены на фильмы - концерты, мультипликационные фильмы, концертные номера, хроникально - документальные фильмы, хроникально- документальные сюжеты, которые именовались товарной продукцией. В расчет стоимости бралась 1 часть черно - белого или цветного фильма.

Части, как индивидуальные характеристики телефильмов, фигурирую во всех исследованных автором первичных, как бухгалтерских (справка о состоянии производства заказных телефильмов, расчетах оплаты заказных фильмов на киностудиях, так и приказах Госкомитета Советов Министров СССР по телевидению и радиовещанию об отнесении телефильмов к группам оплаты. протоколах заседаний комиссии по отнесению телефильма к группе оплаты.

В акте приема - передачи от 3 декабря 1996 года также имеется ссылка на части, что свидетельствует о том, что Гостелерадиофонду в оперативное управление были переданы именно права на телефильмы, а не материальные носители, как смеют утверждать некоторые юристы и ученые правоведы.

Более того, понятие нематериальных активов появилось в бухгалтерском учете только в связи с принятием Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 91н13

До этого телефильмы учитывались на балансе юридического лица в качестве основного средства.

Полномочия Гостелрадиофонда.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции, статьей 14 Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», от имени государства управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ, осуществляется Правительством РФ.

13 Финансовая газета", N 48, 2000

Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Такой порядок установлен статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предусматривающий возможность возложения полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах на специально созданное для этих целей бюджетное учреждение, которое должно осуществлять свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

На Гостелерадиофонд в соответствии с положениями Устава возложены задачи предоставления для использования, включая просмотр и (или) прослушивание, в соответствии с законодательством РФ находящихся в федеральной собственности законченных производством и прошедших в эфир аудиовизуальных произведений, телепрограмм, передач, фонограмм и иных категорий телепродукции физическим и юридическим лицам, включая предоставление принадлежащих Российской Федерации авторских и смежных прав на телепродукцию, в том числе созданную за счет средств государственного бюджета на территории СССР (подп. 3 п. 2.2 Устава), а одной из целей деятельности - обеспечение возможности использования, в том числе и аудиовизуальных произведений, находящихся в федеральной собственности, что отражено в п. 2.1 Устава, заключать с физическими и юридическими лицами лицензионные договоры о предоставлении авторских и смежных прав на использование фондовых материалов (подпункт 8 п. 5.1.)

В соответствии с пунктом 3.2. Устава, Гостелера-диофонд в отношении переданных ему на хранение фондовых материалов осуществляет исключительные права Российской Федерации на аудиовизуальные произведения, передачи, фонограммы и другие объекты авторского права и смежных прав, созданные прекратившими свою деятельность государственными телерадиовещательными и телерадиопроизводящими организациями, в том числе по заказу для телевизионного и радиовещания на средства государственного бюджета на территории Союза ССР.

В соответствии с подпунктом 10 п.5.1 Устава, Госте-лерадиофонд осуществляет защиту исключительных прав РФ на находящиеся в федеральной собственности законченные производством и прошедшие в эфир телерадиопрограммы, передачи, фонограммы, а также иные аудиовизуальные произведения(за исключением кинофильмов), распоряжение которыми возложено на Гостелерадиофонд.

Именно все вышеуказанные доводы о правовом статусе Гостелерадиофонда, как особого бюджетного учреждения, уполномоченного управлять исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, были положены в основу обоснований исковых требований по гражданскому делу №А40-142420/10-

15-1174, рассматриваемому в Арбитражном суде г. Москвы.

Президиум ВАС РФ, признав доводы Гостелерадиофонда обоснованными, не только отменил состоявшиеся незаконные судебные акты и рассмотрел спор по существу, но и указал в своем Постановлении, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Высшая судебная инстанция поставила точку в долгом споре о том, чем именно управляет Гостелерадиофонд - правами на объекты авторских и смежных прав или материальными носителями.

Из Постановления высшей судебной инстанции вытекает однозначный вывод - Гостелерадиофонд является юридическим лицом, которое осуществляет полномочия по управлению исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации и их защитой в порядке и пределах, предусмотренном действующим законодательством и его Уставом.

Список литературы:

Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» // Собрание законодательства РФ, 18.12.1995, N 51, ст. 5073

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013г. № 11704/12 // Высший Арбитражный Суд РФ// http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/31cfb230-4536-4f20-b9a4-9d902e1acc78/A40-142420-2010_20130129_Resl^enija%20i%20postanovlemja.pdf

Указ Президента Российской Федерации № 1019 от 6 октября 1995 г. «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.10.1995, N 41, ст. 3878

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу № КА-А40/192-99 //[Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс").

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу КА-А40/2430-99 //[Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс")

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу КА-А40/3609-99[Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс").

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу КА-А40/3158-99[Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс").

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу КГ-А40/3975[Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс").

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу КГ-А40/3898-02[Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс").

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу КГ-А40/3651-02, КГ-А40/2175-01) [Электронный ресурс] (СПС "КонсультантПлюс")..

Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.06.2000 N 9-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего п. 2 ст. 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой открытого акционерного общества

"Тверская прядильная фабрика»// Собрание законодательства РФ", 12.06.2000, N 24, ст. 2658 ГА РФ, фонд №10054, опись 4, дело 82, л.л. 164-179 Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. N 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ", 09.10.1995, N 41, ст. 3878

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.95 N 1405Р «О ликвидации телерадиокомпании Останкино»// Собрание законодательства РФ", 23.10.1995, N 43, ст. 4091

Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 91 н// Финансовая газета", N 48, 2000[Электронный ресурс] (СПС "Кон-сультантПлюс").

Literature list:

Resolution of the Government of the Russian Federation of 13.12.1995 N 1232 "On the State Fund of television and radio programs " / / The collection of legislation of the Russian Federation, 18.12.1995, N 51, art . 5073

Resolution of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of 29.01.2013g. Number 11704/12 / / The Supreme Arbitration Court of the Russian Federation

// http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/31cfb230-4536-4f20-b9a4-9d902e1acc78/A40-142420-2010_20130129_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf

Decree of the President of the Russian Federation number 1019 of October 6, 1995 "On improvement of broadcasting in the Russian Federation" / /Collection of Russian Federation legislation, 09.10.1995, N 41, art. 3878

Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow District on the case number KA-A40/192-99 / / [electronic resource] (PCA "Consultant").

Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow District of the case KA-A40/2430-99 / / [electronic resource] (PCA "Consultant")

Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow District of the case KA-A40/3609-99 [electronic resource] (PCA "Consultant").

Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow District of the case KA-A40/3158-99 [electronic resource] (PCA "Consultant").

Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow District of the case KG-A40/3975 [electronic resource] (PCA "Consultant").

Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow District of the case KG-A40/3898-02 [electronic resource] (PCA "Consultant").

Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow District of the case KG-A40/3651-02, KG-A40/2175-01) [electronic resource] (PCA "Consultant").

Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 06.06.2000 N 9-P "On the case on the constitutionality of the provisions of the third paragraph of Section 2, Art. 77 of the Federal Law" On Insolvency (Bankruptcy) "in connection with the complaint of the public company" Tver Spinning Mill "/ / Collection of Laws of the Russian Federation ", 12.06.2000, N 24, art. 2658 GA RF, fund number 10054, list 4, file 82, LL 164-179. Decree of the President of the Russian Federation of October 6, 1995 N 1019 "On improvement of broadcasting in the Russian Federation" / / Collection of Russian Federation", 09.10.1995, N 41, art. 3878

Order of the Government of the Russian Federation from 12.10.95 N 1405R "On liquidation of the Television and

Radio Company Ostankino" / / The collection of legislation of the Russian Federation", 23.10.1995, N 43, art. 4091

The provisions of Accounting "The accounting for intangible assets" PBU 14/2000, approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 16.10.2000 N 91n / / financial newspaper ", N 48, 2000 [electronic resource] (PCA" Consultant ").

па статьи «Гостелсраднофоп г основании н пределы иравооблалания (кднмен|арий к Постановлению II рани i e.ibci на РФ V: 1232 от 13,11.1995г. от 13.12.1Î95r. с учетом разьнспсоии Президиума ВАС РФ, данных в Постановлении от 24,Ш.2013r, V: 1174)4/12 >■ адвоката Львовой Светланы Владимировны.

Статья Львовой С- В, поевншеиа анализу Постановления Правительства РФ от 13-12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» с учетом позиции, сформулированной в Постановлении Президиума'ВАС РФ от 29.01.2013г. №

Актуальность статьи объясняется тем. что на сегодняшний момент в среде аудиовизуального бизнеса нет однозначного мнения о гом, кто является правообладателем советских телефильмов, созданных, в том числе, и по заказу Гостелерадио СССР. Не четкие формулировки Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 N 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» способствовали тому, что формируемая судебная практика была противоречивой и неоднозначной.

Автор достаточно успешно, прибегнув к анализу первичных бухгалтерских документов, архивных и учредительных документов, со ссылками на разъяснения, данные s Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013г. № 11704/12, обосновала позицию о том. что Гостелерадиофонд является правопреемником РГТРК «Останкино» н осуществляет управление исключительными нравами на объекты авторских и смежных нрав, принадлежащих Российской Федерации, переданных на основании Постановления

Научная статья С. В. Львовой «Гостелерадиофонд- основания и пределы правообладания (комментарий к Постановлению Правительства РФ № 1232 от 13,12,1995г. от 13.12.1995г. с учетом разъяснений Президиума ВАС РФ. данных в Постановлении от 29.01.2013г. № 11704/12» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к

Кандидат юридических наук, заместитель директора Ф1ЪУ «Гостеле!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.