ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КА ЧЕС ТВ А ПРОДУКЦИИ
УДК 006.322
ГОСТ Р ИСО 9001:2015 КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
БИЗНЕСА В ЦЕЛОМ
И.Э. Аверьянова, Е.В. Плахотникова, С.П. Судаков, М.С. Молчанова
Рассмотрены изменения, внесенные в новую версию стандарта ИСО 9001:2015 по сравнению с версией ИСО 9001:2008 как стандарта, учитывающего текущую экономическую обстановку, глобальные тенденции, актуальные потребности современных организаций и закладывающего прочный фундамент для разработки последующих поколений стандартов.
Кчючевые слова: международные стандарты, система менеджмента качества, модель управления рисками, контекст организации.
Начиная с основания в 1946 году Международной организацией по стандартизации было разработано большое количество различных стандартов, но только в 1987 году, с появлением стандартов ISO серии 9000, ее деятельность привлекла наибольшее внимание.
Стандарты серии ИСО 9000 - международные стандарты на требования к системам менеджмента качества (СМК) применяются для любой организации вне зависимости от формы собственности, от численности персонала, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг, для государственных, административных органов и общественных организаций. Эти стандарты служат одновременно и методическими указаниями компаниям-производителям по улучшению своей деятельности и гарантией потребителю в смысле качества получаемой продукции.
В 2015 году в мире стандартизации произошло важное событие -выпуск новой версии стандарта менеджмента качества ISO 9001:2015, который находится в разработке с июня 2012 года.
284
Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р ИСО 9001-2015, который идентичен международному стандарту ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2015 «Quality management systems - Requirements». IDT).
С 1 ноября 2015 года до сентября 2018 года будут одновременно действовать две версии международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001-2011) и ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).
Новая версия ИСО 9001:2015 содержит целый ряд существенных изменений, которые переводят этот стандарт на новый уровень. Основная цель изменений заключается в необходимости сосредоточиться на управлении процессами, что должно позволить успешно применять стандарт к более широкому кругу предприятий и организаций без разработки каких-либо дополнительных, специфических требований.
Предполагается, что изменения, внесенные в новую версию стандарта ИСО 9001:2015 позволят создать стабильный набор требований на ближайшие десять и более лет. Этот набор требований сможет оставаться неизменным в постоянно меняющихся внешних экономических и бизнес условиях.
Ключевые изменения, которые внесены в новую версию стандарта по сравнению с версией ИСО 9001:2008, заключаются в следующем:
Изменена структура стандарта ИСО 9001:2015. В новой версии количество разделов увеличено до десяти. Это сделано для того, чтобы обеспечить совместимость различных стандартов на системы менеджмента. Все стандарты на системы менеджмента будут иметь одинаковую структуру с едиными названиями разделов. Эта структура задана так называемой «моделью приложения SL » ( Annex SL ). Цель создания единой структуры стандартов на системы менеджмента заключается в упрощении применения интегрированных систем (например, таких как ISO 9001, ISO 14001, ISO 27001 и ISO 22301).
Отход от классических корректирующих и предупреждающих действий. Вместо этого, новая версия стандарта ИСО 9001:2015 предлагает применять модель управления рисками. Данная модель является более общей, чем жесткий набор действий, которые указаны в ИСО 9001:2008 (в разделах корректирующие и предупреждающие действия). Для управления рисками организации могут применять стандарт ИСО 31000:2009 (Управление рисками - принципы и руководящие указания).
Применение понятия «контекст организации». Введение этого понятия подразумевает более широкие рамки действия системы менеджмента качества. Новая версия стандарта требует от организаций учитывать множество факторов, которые могут влиять на систему и ее устойчивость. Любая организация зависит от таких внешних факторов как закупки, использование энергии, материалов, окружающей среды и др. Кроме того, значи-
тельное влияние на работу системы качества и организации в целом оказывают внутренние факторы (например, корпоративная культура, организационная дисциплина и пр.). Все эти факторы должны быть учтены при планировании, создании и работе системы качества.
Переход от понятий «документ» (ISO 9001:2008 п.п. 4.2.3) и "записи" (ISO 9001:2008 п.п. 4.2.4) к понятию «документированная информация. Этот переход позволил отказаться от применения документированных процедур и руководства по качеству. В новой версии ИСО 9001:2015 этих документов не требуется. Вместо этого организация может применять различные виды документирования (например, это могут быть как бумажные и электронные документы, так и видео и звукозаписи).
Изменения коснулись базовых принципов менеджмента качества. Вместо 8 принципов осталось 7 (таблица), принцип «Роль руководства» превратился в «Лидерство», принцип «Системный подход» отменен, принцип «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» приобрел более широкий смысл и стал называться «Управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами»
Принципы менеджмента качества ISO 9001:2008 ISO 9001:2015
ISO 9001:2008 ISO 9001:2015
Ориентация на потребителя Ориентация на потребителя
Роль руководства Лидерство
Вовлечение персонала Взаимодействие людей
Процессный подход Процессный подход
Системный подход к управлению Принцип отменен
Постоянное улучшение Улучшение
Принятие решений на основе фактов Принятие решений, основанных на свидетельствах
Взаимовыгодные отношения Менеджмент отношений
с поставщиками
Новый стандарт предоставляет значительно большую свободу организации в управлении ее деятельностью. К примеру, требование разработки организацией «Руководства по качеству» в новой версии не является обязательным.
Снимается требование назначать Представителей менеджмента по качеству. Теперь руководство должно быть вовлечено в управление качеством напрямую.
Более не актуально и требование «Шести обязательных документированных процедур» для управления качеством. Организации может продолжать их применять, но может определить для себя любые другие важные процедуры.
Термины «запись» и «документ» в стандарте отсутствуют. Разработчики отдали дань электронному документообороту. Вместо устаревших терминов введено понятие «документированная информация», описывающее требование к физическим доказательствам хранения информации (электронным либо печатным копиям). В случае, когда какое-то требование стандарта не может быть применено, организация может от него отказаться, поскольку документировано созданные барьеры не должны влиять на способность организации гарантировать соответствие продукции и услуг.
Одним из самых важных изменений стандарта стал акцент на риск-ориентированное мышление. Новый стандарт позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом РБСЛ и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента. При внедрении СМК и разработке продуктов и услуг необходимо учитывать условия организационной среды для стратегического планирования, анализа и оценки рисков. Меры, гарантирующие соответствие внешне предоставляемых товаров/услуги установленным требованиям к качеству, определяются на основе анализа рисков. В версии 2015 упразднен термин «предупреждающие меры» вместе с соответствующим разделом. Предупреждающие процедуры становятся частью процесса управления рисками.
Внедрение новое версии стандарта ИСО 9000:2015 позволит пересмотреть структуру управления, систематизируя деятельность организаций к области качества. Введение новых направлений, в частности комплексного представления цепочки взаимосвязанных в рамках «контекста организации» производителей позволит по новому взглянуть на процессы создания ценности продукта и изменить общепринятую позицию «продвижения собственного производства» на позицию «взаимодействие производителей для удовлетворения требований потребителей».
В качестве примера, можно привести опыт практической реализации принципа «взаимодействия людей» при построении процесса проектирования систем «электропривод - запорная арматура». Указанная система является продуктом двух машиностроительных предприятий: предприятия по выпуску электроприводов и предприятий по выпуску запорной арматуры.
Долгое время взаимодействие указанных производителей происходило на стадии сборки системы. Оба производителя ставили перед собой цель выполнить нормированные требования и повысить конкурентоспособность собственной продукции [3]. Такая организации процесса управления качеством, без комплексного взгляда на поток создания ценности конечного продукта - систем «электропривод - запорная арматура», при-
287
вело в результате к снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Ежегодно наблюдалась тенденция замещения продукции российских производителей более легкими и дешёвыми западными аналогами.
Переосмысление «контекста предприятия» в рамках одного из ведущих арматуростроительных предприятий России «Корпорации «Сплав» (г. Великий Новгород) и комплексный взгляд на процесс повышения конкурентоспособности систем «электропривод - запорная арматура» на стадии проектирования, позволили вначале с теоретических позиций, а затем экспериментально доказать, что конкурентоспособность отечественной продукции может быть существенно повышена.
Для систем, включающих запорный клапан НГ 26524-050МАЭ по ТУ 26-07-1407-2008 («Корпорация «Сплав», г. Великий Новгород), обеспечены следующие выходные характеристики: снижение массы электропривода в 2 раза (с 54 до 26,7 кг), снижение мощности электродвигателя в 2 раза (с 1,5 до 0,75кВт), снижение крутящего момента настройки электропривода на отключение до 60 % (с 180 до 80Нм), снижение стоимости одной единицы продукции до 22 %.
Представленный пример, являясь частным случаем, наглядно иллюстрирует эффективность новой систем менеджмента качества ИСО 9000 версии 2015 г. и перспективность направления - расширение «контекста организации».
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. 40 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. 22 с.
3. Плахотникова Е.В. Современные проблемы управления качеством при производстве технических систем // Стандарты и качество № 9 (939), 2015. С. 102-103.
Аверьянова Инна Эдуардовна, канд. техн. наук, доц., тш160366@yandex.т, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Плахотникова Елена Владимировна, канд. техн. наук, доц., e_plahotnikova@,mail. т, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Судаков Сергей Павлович, канд. техн. наук, доц., и.о. зав. кафедрой, technopalvch@mail. т, Россия, Тула, Тульский государственный университет
Молчанова Мария Сергеевна, магистр, averjnova75 7@mail. т, Россия, Тула, Тульский государственный университет
GOST (STATE STANDARD) R ISO 9001:2015 AS THE BASIS OF BUSINESS MANAGENET
SYSTEM IN GENERAL
I.E. Averyanova, E.V. Plahotnikova, S.P. Sudakov, M.S. Molchanova
The changes are considered, which had been put in the new version of the standard ISO 9001:2015 compared to the version ISO 9001:2008 as a standard, considering the present economical state, global tendencies, actual needs of up-to-date organizations and making a solid foundation for development of new standards generations.
Key words: International standards, Quality Management System, Risk management model, Organization context.
Averyanova Inna Eduardovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Plaxotnikova Elena Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, e [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Sudakov Sergej Pavlovich, candidate of technical sciences, docent, acting for Department Chairman, technopalych@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Molchanova Marija Sergeevna, magister, [email protected], Russia, Tula, Tula State University