Научная статья на тему 'ГОСПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ГОСПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Лариса Витальевна, Дугина Татьяна Александровна, Лата Мария Сергеевна, Мелихов Пётр Андреевич

В статье отражена государственная поддержка развития сельского хозяйства ЮФО и Волгоградской области, размеры которой не являются стабильными и достаточными для освоения инноваций. Оценена эффективность действующих в регионе программ финансовой поддержки развития сельского хозяйства. Определены причины медленных темпов инновационных процессов в аграрном сегменте экономики региона, состоящие в бюджетной поддержке преимущественно только технической модернизации, вскрыты противоречия сложившихся экономических условий и декларирования приоритетности сельского хозяйства. Отмечены проблемы развития малого агробизнеса в Волгоградской области, который производит значительную часть продуктов питания для населения региона и страны, определены современные формы и направления господдержки крестьянских хозяйств. Сделан вывод, что для достижения поставленных перед АПК задач ускоренного развития необходимо соразмерное реальное финансирование, исходя из его стратегической значимости для страны и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Лариса Витальевна, Дугина Татьяна Александровна, Лата Мария Сергеевна, Мелихов Пётр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR INNOVATION IN THE REGION'S AGRICULTURE: UNRESOLVED PROBLEMS

The article reflects state support for the development of agriculture of the SFO and Volgograd region, the size of which is not stable and sufficient for the development of innovation. The effectiveness of financial support programs for agricultural development in the region has been assessed. The reasons for the slow pace of innovation processes in the agricultural segment of the region's economy, consisting mainly of budgetary support only technical modernization, have been determined, the contradictions of the prevailing economic conditions and the declaration of the priority of agriculture have been revealed. The problems of small business development in Volgograd region, which produces a significant part of food for the population of the region and the country, have been noted, and modern forms and directions of state support for peasant farms have been defined. It is concluded that in order to achieve the goals of accelerated development, proportionate real financing is needed, based on its strategic importance for the country and the region.

Текст научной работы на тему «ГОСПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 338.43:001.895 ББК 65.32 Г 72

Л.В. Попова,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград. Тел.: + 7 (927) 517-93-25, e-mail: lvpopova@bk.ru

Т.А. Дугина,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград. Тел.: +7 (917) 726-75-05, e-mail: deisi79@mail.ru

М.С. Лата,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград. Тел.: +7 (919) 545-92-84, e-mail: mariya-lata@yandex.ru

П.А. Мелихов,

старший преподаватель кафедры философии, политологии и права Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград. Тел.: +7 (906) 408-27-93, e-mail: mpad@mail.ru

ГОСПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье отражена государственная поддержка развития сельского хозяйства ЮФО и Волгоградской области, размеры которой не являются стабильными и достаточными для освоения инноваций. Оценена эффективность действующих в регионе программ финансовой поддержки развития сельского хозяйства. Определены причины медленных темпов инновационных процессов в аграрном сегменте экономики региона, состоящие в бюджетной поддержке преимущественно только технической модернизации, вскрыты противоречия сложившихся экономических условий и декларирования приоритетности сельского хозяйства. Отмечены проблемы развития малого агробизнеса в Волгоградской области, который производит значительную часть продуктов питания для населения региона и страны, определены современные формы и направления господдержки крестьянских хозяйств. Сделан вывод, что для достижения поставленных перед АПК задач ускоренного развития необходимо соразмерное реальное финансирование, исходя из его стратегической значимости для страны и региона.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, инновации, государственная поддержка, субсидирование, бюджет, Волгоградская область.

L.V. Popova,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economic Security, Volgograd State Agrarian University, Volgograd. Ph.: +7 (927) 517-9325, e-mail: lvpopova@bk.ru

T.A. Dugina,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic Security, Volgograd State Agrarian University, Volgograd. Ph.: + 7 (917) 726-75-05, e-mail: deisi79@mail.ru

M.S. Lata,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Volgograd State Agrarian University, Volgograd. Ph.: +7 (919) 545-92-84, e-mail: mariya-lata@yandex.ru

P.A. Melikhov,

Senior Lecturer of the Department of Philosophy, Political Science and Law, Volgograd State Agrarian University, Volgograd. Ph.: +7 (906) 408-27-93, e-mail: mpad@mail.ru

STATE SUPPORT FOR INNOVATION IN THE REGION'S AGRICULTURE: UNRESOLVED PROBLEMS

Abstract. The article reflects state support for the development of agriculture of the SFO and Volgograd region, the size of which is not stable and sufficient for the development of innovation. The effectiveness of financial support programs for agricultural development in the region has been assessed. The reasons for the slow pace of innovation processes in the agricultural segment of the region's economy, consisting mainly of budgetary support only technical modernization, have been determined, the contradictions of the prevailing economic conditions and the declaration of the priority of agriculture have been revealed. The problems of small business development in Volgograd region, which produces a significant part of food for the population of the region and the country, have been noted, and modern forms and directions of state support for peasant farms have been defined. It is concluded that in order to achieve the goals of accelerated development, proportionate real financing is needed, based on its strategic importance for the country and the region.

Keywords: agriculture, agro-industrial complex, innovation, state support, subsidies, budget, Volgograd region.

Сегодня развитие сельского хозяйства России направлено на более рациональное использование природных ресурсов, социально-демографических, финансово-экономических факторов, что может быть достигнуто только на основе инновационного развития. Государством поставлены задачи увеличения отдачи с единицы площади и максимального повышения производительности аграрного сектора и за счет его инновационной трансформации. Применение современных технологий производства сельскохозяйственной продукции, организационно-управленческих инноваций, качественное улучшение средств производства

и оборудования, диверсификация производственной и социальной инфраструктуры, повышение качества трудовых ресурсов в аграрном секторе невозможны без государственной поддержки в связи высокими затратами инноватизации аграрного производства, не имеющего необходимого финансового потенциала.

В России в настоящее время действует большое количество механизмов регулирования инновационной деятельности, сформирована соответствующая региональная научно-технологическая инфраструктура. Наблюдается ежегодное повышение объемов финансирования инновационной деятельности, в том числе и в аграрной сфере [1, с. 293].

Бюджетное финансирование сельского хозяйства страны осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продуктов, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Данные Росстата показывают, что сельское хозяйство в регионах ЮФО и в целом по РФ развивается по восходящему тренду, но медленными темпами. Это свидетельствует о недостаточности механизмов стабилизации, направленных на повышение устойчивого развития сельского хозяйства, а ресурсное обеспечение не совсем соответствует задачам Госпрограммы (табл. 1).

В ЮФО в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, увеличены субсидии только для Республики Крым

и Астраханской области. На прежнем уровне продолжилось финансирование агросферы Республики Адыгея (98,2% к уровню 2017 года). В 2017 году в ЮФО было выдано субсидий (в расчете на 100 рублей произведенной сельхозпродукции) практически в 2 раза меньше, чем в целом по РФ, хотя в г. Севастополе (10,3 руб.), в Республиках Калмыкия (5,0 руб.) и Крым (3,0 руб.) этот показатель превышал средний по ЮФО (1,6 руб.) в 2-6 раз.

Уровень государственного финансирования сельского хозяйства Волгоградской области в 2018 г. снизился на 10% к показателю 2017 г. за счет сокращения федеральной составляющей, поскольку субсидирование из регионального бюджета увеличилось на 6%.

Таблица 1

Субсидии сельскому хозяйству ЮФО и в целом по РФ в 2017-2018 гг. по всем направлениям Госпрограммы, тыс. руб. [2]

Регионы ЮФО 2017 2018 Всего в 2018 г. в % к 2017 г. Субсидии в 2017 г. на 100 руб. произведенной продукции, руб.

Всего в т.ч., за счет средств Всего в т.ч., за счет средств

федерального бюджета бюджета субъекта РФ федерального бюджета бюджета субъекта РФ

Республика Адыгея 416434 346455 69979 408821 367939 40882 98,2 1,9

Республика Калмыкия 1399206 1319741 79465 1000928 940872 60056 71,5 5,4

Республика Крым 1720534 1613887 106647 2007929 1907532 100396 116,7 3,0

Краснодарский край 4439179 3786401 652778 4119211 3130600 988611 92,8 1,1

Астраханская область 634676 559433 75243 784397 633431 150966 123,6 1,5

Волгоградская область 3057717 2598509 459209 2762463 2275528 486935 90,3 2,1

Ростовская область 4505810 3432856 1072954 4539860 3861991 677870 100,8 1,6

г. Севастополь 206182 181291 24891 198099 188194 9905 96,1 10,3

Всего по ЮФО 16379738 13838573 2541165 15815770 13306087 2509683 96,6 1,6

Всего по РФ 16898175 13600457 32977180 145497379 11447365 3102372 86,1 3,0

Региональная государственная поддержка сельскохозяйственного производства Волгоградской области в настоящее время осуществляется в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (срок реализации - 2017-2025 гг.), одной из задач которой является решение проблемы технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства путем стимулирования научной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса.

Волгоградская область в АПК Южного федерального округа занимает лидирующие позиции по производству сельскохозяйственных продуктов преимущественно растениеводческих отраслей: семян гречихи, бахчевых продовольственных культур, семян подсолнечника и ряда других. По площади сельскохозяйственных угодий регион занимает третье место (8,6 млн га) после Алтайского края и Оренбургской области. На одного человека приходится 3,3 га сельхозугодий, а также 2,3 га пашни. В аграрном секторе региона создается более 10% валового регионального продукта и трудится около 16% активного населения. По данным Росстата, за последние шесть лет валовой объем производства аграрной продукции в области вырос с 89,9 млрд руб. в 2013 до 136 млрд в 2019 году, прирост составил 51,3%, к уровню 2018 г. - 12% [3].

Волгоградская область, являясь одним из крупнейших регионов по масштабам развития агропромышленного комплекса, играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Эффективность работы аграрного сектора имеет значительное влияние на социально-экономическое состояние региона, поэтому очень важно поддерживать инициативы предпринимателей по развитию в данном направлении.

За пятилетний период 2014-2018 гг. положительные результаты аграрным сектором экономики Волгоградской области были достигнуты благодаря государственной поддержке предпринимателей, в том числе сельхозпроизводителей, в рамках реализации Госпрограммы развития АПК на период до 2020 г., а также реализации еще двух программ по поддержке и развитию сельского хозяйства - «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» [4, с. 274].

Кроме того, в Волгоградской области продолжает действовать программа субсидирования скидок на российскую технику для сельского хозяйства в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», результаты приведены в табл. 2.

Приведенные данные говорят о положительной динамике развития аграрного сектора в Волгоградской области и обновления его материально-технической базы. Субсидирование приобретения техники -одно из приоритетных направлений бюджетной поддержки сельского хозяйства, но оно не единственное в инновационном развитии АПК, остальным направлениям уделяется внимания и средств значительно меньше [5, с. 298]. Поэтому даже при растущей динамике существуют препятствия, которые значительно снижают темпы инновационного развития:

- организация производства большинства сельхозтоваропроизводителей на уровне третьего технологического уклада, что затрудняет модернизацию аграрной отрасли, разработку, внедрение и использование инноваций [6, с. 24];

Таблица 2

Техническое перевооружение сельского хозяйства в 2014-2018 гг. [2]

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 Итого

Приобретение техники с государственной поддержкой, тыс. ед. 0,5 0,7 1,2 1,2 1,2 4,8

Стоимость приобретенной техники с государственной поддержкой, млрд руб. 1,7 2,9 3,5 4,6 4,1 16,8

Субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1432, млн руб. 73,8 464,0 1007 940 985 3469,8

Приобретение техники, всего, тыс. ед. 1,4 1,5 2,6 2,5 2,1 10,1

Стоимость приобретенной техники, млрд руб. 2,5 3,8 6,1 7,1 6,0 25,5

- низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, отток трудоспособного населения из сельской местности;

- недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования;

- трудности развития малого и среднего бизнеса в сфере АПК.

Особых решений требует переход на инновационное развитие малого бизнеса в сельской местности, поскольку он производит большую часть продуктов питания для населения региона и страны. Но если крупные агроформирования имеют собственную финансовую базу и доступ к кредитным средствам банков для осуществления перехода на инновационные и цифровые технологии, разработанные в большей части для крупномасштабного производства, то фермерские хозяйства не могут составить им конкуренцию и вынуждены продолжать применять традиционные технологии. Российские агрохолдинги, к сожалению, не участвуют в процессе распространения нового знания путем социализации с малыми формами хозяйствования.

Множество других проблем (незащищенность интересов малого предпринимательства, отсутствие путей сбыта продукции, слабая информационная поддержка) ставят мелких фермеров в крайне тяжелое

положение, и при отсутствии активной поддержки со стороны региональной власти значительная часть хозяйств уходит в сферу теневой экономики вместо перехода на инновационный путь развития [7, с. 288].

Опыт таких стран, как Германия и США (с наиболее развитым АПК), показывает, что основным поставщиком сельскохозяйственной продукции являются также мелкие семейные хозяйства, эффективно работающие во многом благодаря серьезной дотационной поддержке со стороны государства [8].

За последнее десятилетие в Волгоградской области было реализовано множество крупных инвестиционных проектов, направленных преимущественно в сферу нефтегазовой и химической промышленности, жилищного и дорожного строительства, энергетики. Однако в сфере АПК проведено крайне мало инициатив, особенно для поддержки малого агробизнеса.

На данный момент внедряется новая система для поддержки фермеров Волгоградской области - государственные гранты «Агростартап». Данный вид господдержки реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и способен существенно повлиять на инновационное развитие и

кооперацию мелких хозяйств в селе с целью увеличения доходов и занятости, как выделил губернатор А.И. Бочаров на заседании совета Волгоградской области по вопросам развития сельских территорий и агропромышленного комплекса [9].

Грант «Агростартап» предоставляется главе КФХ для софинансиро-вания его затрат на создание и развитие хозяйства, открытие новых постоянных рабочих мест на сельских территориях. Направления софинан-сирования по грантам определяются субъектами РФ самостоятельно. Например, деньги из бюджета можно получить на следующие цели:

- приобретение участков из земель сельхозназначения;

- разработку проектов для строительства, реконструкции объектов для производства, складирования, переработки сельхозпродукции;

- приобретение, строительство, ремонт, модернизация и переустройство объектов сельхоз-инфраструктуры;

- прокладка коммуникаций и инженерных сетей;

- приобретение животных и птицы, материала для разведения рыбы;

- приобретение техники, предназначенной для производства и переработки сельхозпродукции;

- приобретение материала для закладки многолетних насаждений;

- погашение основного долга по кредитам, полученным в течение срока освоения гранта.

Аналогичные нормы есть почти во всех регионах страны. Некоторые субъекты РФ дают деньги не только главам КФХ, но и гражданам, имеющим личное подсобное хозяйство, планирующим за счет гранта открыть свое крестьянское хозяйство [10].

Таким образом, с целью повышения эффективности господдержки перехода на инновационный путь развития сельского хозяйства целесообразно, во-первых, расширять спектр инновационных проектов, в которых сможет принимать активное участие и малый агробизес, во-вторых, устранить существующий диссонанс, когда, с одной стороны, институциональные изменения в экономике страны формируют предпосылки инновационной деятельности, а с другой - недостаточная финансовая поддержка АПК со стороны государства выступает важнейшим фактором, существенно ограничивающим масштабы инноваций и привлекательность АПК для инвестирования.

Примечания:

1. Государственное регулирование в организационно-экономическом механизме сельского хозяйства / Л.В. Попова, Д.А. Коробейников, О.М. Коробейникова [и др.] // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее образование. Волгоград, 2016. № 4 (44). С. 292-299.

2. Итоги работы агропромышленного комплекса Волгоградской области в 2018 году и планы развития // Комитет сельского хозяйства Волгоградской области. URL: http://ksh.volgograd.ru/current-activity/reports (дата обращения: 27.09.2020).

3. В Волгоградской области на 12% вырос объем производства сельхозпродукции. URL: https://volpromex.ru/proizvodstvo/apk/v-volgogradskoj-oblasti (дата обращения: 01.10.2020).

4. Балашова Н.Н., Корабельников И.С., Ишкин Д.А. Экономическая оценка эффективности применения технологий сельскохозяйственного производства: региональный аспект // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. Волгоград, 2017. № 4 (48). С. 272-280.

5. Попова Л.В., Досова А.Г. Совершенствование системы государственной поддержки обновления технического потенциала сельского хозяйства // Известия

Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее образование. Волгоград, 2016. № 2 (42). С. 297-302.

6. Бандурина И.П., Сальникова И.И., Бандурин М.А. Определение уровня влияния рисков на эффективность инвестиционных проектов в АПК // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Сер.: Социально-экономические науки. 2019. № 6. С. 19-26.

7. Муртазаева Р.Н., Алифанова С.Е. Организационный механизм технологической модернизации малых форм хозяйствования // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. Волгоград, 2017. № 1 (45). С. 285-291.

8. New forms of state support for the agro-industrial complex in the conditions of digital economy as a basis of food security provision / L.V. Popova, T.A. Dugina, N.S. Panova [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. Pp. 681-687.

9. Новой формой поддержки начинающих фермеров Волгоградской области станут государственные гранты «Агростартап»: информ.-справочный портал. URL: https://xn—7sbh4abisab1b4j.xn--p1ai/the-agricultural-sector/5497-novoy-formoy-podderzhki-nachinayuschih-fermerov-volgogradskoy-oblasti-stanut-gosudarstvennye-grantyagrostartap.html (дата обращения: 30.09.2020).

10. Иванов В.В., Овчинников А.С., Куприянова С.В. Методология устойчивого развития агропромышленного комплекса // Известия Нижневолжского агроуни-верситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. Волгоград, 2019. № 4 (56). С. 15-25.

References:

1. State regulation in the organizational and economic mechanism of agriculture / L.V. Popova, D.A. Korobeinikov, O. M. Korobeinikova [et al.] // Izvestia of the Lower Volga Agro-University Complex. Volgograd, 2016. No. 4 (44). Pp. 292-299.

2. Results of the work of the agro-industrial complex of the Volgograd region in 2018 and development plans // Committee of Agriculture of the Volgograd region. URL: http://ksh.volgograd.ru/current-activity/reports (date accessed: 27.09.2020).

3. In the Volgograd region, the volume of agricultural production increased by 12%. URL: https://volpromex.ru/proizvodstvo/apk/v-volgogradskoj-oblasti (date accessed: 01.10.2020).

4. Balashova N.N., Korabelnikov I.S., Ishkin D.A. Economic assessment of the effectiveness of the application of agricultural production technologies: a regional aspect // Izvestia of the Lower Volga Agro-University Complex. Volgograd, 2017. No. 4 (48). Pp. 272-280.

5. Popova L.V., Dosova A.G. Improving the system of state support for updating the technical potential of agriculture // Izvestia of the Lower Volga Agro-University Complex. Volgograd, 2016. No. 2 (42). Pp. 297-302.

6. Bandurina I.P., Salnikova I.I., Bandurin M.A. Determination of the level of risk influence on the efficiency of investment projects in the agro-industrial complex // Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Ser.: Socio-economic sciences. 2019. No. 6. S. 19-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Murtazaeva R.N., Alifanova S.E. Organizational mechanism of technological modernization of small forms of management // Izvestia of the Lower Volga Agro-University Complex. Volgograd, 2017. No. 1 (45). Pp. 285-291.

8. New forms of state support for the agro-industrial complex in the conditions of digital economy as a basis of food security provision / L.V. Popova, T.A. Dugina, N.S. Panova [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 681-687.

9.AnewformofsupportfornovicefarmersintheVolgogradregionwillbestategrants "Agrostartup": information and reference portal. URL: https: //xn—7sbh4abisab1b4j.

xn--p1ai/the-agricultural-sector/5497-novoy-formoy-podderzhki-nachinayuschih-fermerov-volgogradskoy-oblasti-stanut-gosudarstvennye-grantyagrostartap.html (date accessed: 30.09.2020).

10. Ivanov V.V., Ovchinnikov A.S., Kupriyanova S.V. Methodology of sustainable development of the agro-industrial complex // Izvestia of the Lower Volga Agro-University Complex. Volgograd, 2019. No. 4 (56). Pp. 15-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.