Научная статья на тему 'ГОРСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БРИТАНСКОЙ МИССИИ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ (1919-1920 ГГ.)'

ГОРСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БРИТАНСКОЙ МИССИИ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ (1919-1920 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ АРМИЯ / БРИТАНСКАЯ МИССИЯ НА КАВКАЗЕ / АКТОР МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / MOUNTAIN REPUBLIC / THE VOLUNTEER ARMY / THE BRITISH MISSION IN THE CAUCASUS / AN ACTOR OF INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амбарцумян Каринэ Размиковна

В статье актуализируется проблема взаимодействия английской миссии, руководства Добровольческой армии и горского правительства в 1919-1920 гг. На основе опубликованных источников и архивных документов автором продемонстрировано расхождение между пониманием ситуации в регионе на уровнях Лондона, мирной конференции в Париже и той политикой, которую в регионе проводили участники английской миссии и руководство Добровольческой армии. Впервые северокавказский регион и история Горской республики помещаются в широкий контекст международных отношений, в рамках которого выявляются различные представления о судьбе региона у британских властей, руководства Добровольческой армии, представителей горского правительства. Исходя из этих представлений осуществлялась реальная политика. Новизной исследования стало изучение ситуации на Северном Кавказе с позиции геополитических интересов Лондона, который видел в нем продолжение своей ближневосточной политики. Если рассматривать ситуацию в пределах сугубо Большого Кавказа, то в большей степени интерес проявлялся именно к Южному Кавказу, северная часть региона играла вспомогательную роль. Были выявлены общие и особенные черты в позициях руководства Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) и Русского политического совещания (РПС). РПС рассматривало Большой Кавказ как единую и неотъемлемую часть России. С. Д. Сазонов, бывший имперский министр иностранных дел, не видел шансов на успех в получении независимости кавказскими республиками. А. И. Деникину приходилось действовать в конкретных условиях и реальных обстоятельствах, и такой военной активности на Южном Кавказе, как на Северном, он себе в тот момент позволить не мог. Для англичан, прибывших на Кавказ, Горская республика не была приоритетной задачей, вопрос ее признания их мало занимал. Миссия была военной и политикой заниматься приходилось по необходимости, первоначально такой задачи не ставилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOUNTAIN REPUBLIC IN CONCEPTIONS OF THE BRITISH MISSION AND THE VOLUNTARY ARMY (1919-1920)

The article actualizes the problem of interaction between the British mission, the Volunteer Army and the government of the Mountain Republic in 1919-1920. Using published and archival sources the author reveals discrepancy between the aims of London in the Caucasus, the standpoint stated at the peace conference in Paris, and the policy of the British mission and the leadership of the Volunteer Army in the North Caucasus. For the first time, the North Caucasian region and the Mountain Republic are considered in the context of international relations that reveals different ideas about the future of the region on the part of the British authorities, the leadership of the Volunteer Army, and the representatives of the mountain government. Based on these ideas, a real policy was implemented. The novelty of the study is in the view of the situation in the North Caucasus from geopolitical interests of London, which saw in it the extension of its Middle East policy. If we consider the situation within only the Greater Caucasus, we will notice that greater interest was shown precisely in the South Caucasus; the northern part played an auxiliary role. Common and specific features were identified in the positions of the leadership of the Armed Forces of the Southern Russia and the Russian Political Council. The Russian Political Council viewed the Greater Caucasus as part of a united and integral Russia. Sergei Sazonov, the former imperial foreign minister, saw no chance of success in gaining independence for the Caucasian republics. A. I. Denikin had to act in specific circumstances and at that moment, he could not afford such military activity in the South Caucasus, as in the North Caucasus. For the British mission in Caucasus, the Mountain Republic was not a priority, the issue of its recognition was of little interest to them. The mission was military and they were involved in politics out of necessity, initially such a task was not set.

Текст научной работы на тему «ГОРСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БРИТАНСКОЙ МИССИИ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ (1919-1920 ГГ.)»

УДК 94(470.6)084.3

К. Р. Амбарцумян

ГОРСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БРИТАНСКОЙ МИССИИ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ (1919-1920 гг.)1

В статье актуализируется проблема взаимодействия английской миссии, руководства Добровольческой армии и горского правительства в 1919-1920 гг. На основе опубликованных источников и архивных документов автором продемонстрировано расхождение между пониманием ситуации в регионе на уровнях Лондона, мирной конференции в Париже и той политикой, которую в регионе проводили участники английской миссии и руководство Добровольческой армии. Впервые северокавказский регион и история Горской республики помещаются в широкий контекст международных отношений, в рамках которого выявляются различные представления о судьбе региона у британских властей, руководства Добровольческой армии, представителей горского правительства. Исходя из этих представлений осуществлялась реальная политика.

Новизной исследования стало изучение ситуации на Северном Кавказе с позиции геополитических интересов Лондона, который видел в нем продолжение своей ближневосточной политики. Если рассматривать ситуацию в пределах сугубо Большого Кавказа, то в большей степени интерес проявлялся именно к Южному Кавказу, северная

часть региона играла вспомогательную роль. Были выявлены общие и особенные черты в позициях руководства Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) и Русского политического совещания (РПС). РПС рассматривало Большой Кавказ как единую и неотъемлемую часть России. С. Д. Сазонов, бывший имперский министр иностранных дел, не видел шансов на успех в получении независимости кавказскими республиками. А. И. Деникину приходилось действовать в конкретных условиях и реальных обстоятельствах, и такой военной активности на Южном Кавказе, как на Северном, он себе в тот момент позволить не мог.

Для англичан, прибывших на Кавказ, Горская республика не была приоритетной задачей, вопрос ее признания их мало занимал. Миссия была военной и политикой заниматься приходилось по необходимости, первоначально такой задачи не ставилось.

Ключевые слова: Горская республика, Добровольческая армия, британская миссия на Кавказе, актор международных отношений.

Karine Ambartsumyan

THE MOUNTAIN REPUBLIC IN CONCEPTIONS OF THE BRITISH MISSION AND THE VOLUNTARY ARMY (1919-1920)

The article actualizes the problem of interaction between the British mission, the Volunteer Army and the government of the Mountain Republic in 1919-1920. Using published and archival sources the author reveals discrepancy between the aims of London in the Caucasus, the standpoint stated at the peace conference in Paris, and the policy of the British mission and the leadership of the Volunteer Army in the North Caucasus. For the first time, the North Caucasian region and the Mountain Republic are considered in the context of international relations that reveals different ideas about the future of the region on the part of the British authorities, the leadership of the Volunteer Army, and the representatives of the mountain government. Based on these ideas, a real policy was implemented.

The novelty of the study is in the view of the situation in the North Caucasus from geopolitical interests of London, which saw in it the extension of its Middle East policy. If we consider the situation within only the Greater Caucasus, we will notice that greater interest was shown precisely in the South Caucasus; the northern part played an auxiliary role. Common and

specific features were identified in the positions of the leadership of the Armed Forces of the Southern Russia and the Russian Political Council. The Russian Political Council viewed the Greater Caucasus as part of a united and integral Russia. Sergei Sazonov, the former imperial foreign minister, saw no chance of success in gaining independence for the Caucasian republics.

A. I. Denikin had to act in specific circumstances and at that moment, he could not afford such military activity in the South Caucasus, as in the North Caucasus. For the British mission in Caucasus, the Mountain Republic was not a priority, the issue of its recognition was of little interest to them. The mission was military and they were involved in politics out of necessity, initially such a task was not set.

Key words: the Mountain Republic, the Volunteer Army, the British mission in the Caucasus, an actor of international relations.

Помещение Северного Кавказа в контекст международных отношений и мировой политики после Первой мировой войны требует разрешения проблемы акторности, так как в условиях революции 1917 г. и гражданской войны в России решить судьбу региона наряду с державами попытались негосударственные участники. Акторами международных отношений в политических исследованиях считаются субъекты, активно формирующие политические процессы на международном уровне [9]. В теории международных отношений понимание актора зависит от используемого подхода. Представители реализма

считают субъектами международных отношений государства, более поздние теории расширяют их круг. Так, Дж. Най и Р. Кохэйн, представители неолиберализма, включили в список акторов международных отношений негосударственных участников. При изучении истории международных отношений на региональном уровне возникает проблема оценки эффективности и степени влияния негосударственных участников.

Целью данного исследования является включение северокавказского региона в контекст международных отношений с учетом акторности горского

1 Статья выполнена в рамках проекта «Большой Кавказ в контексте внешней политики России (1917-1922 гг.)», поддержанного РФФИ (18-09-00444)

правительства, Добровольческой армии и британской миссии. Последняя дополняла своей региональной политикой межгосударственное взаимодействие, осуществляемое Великобританией на уровне мирной конференции в Париже. Что касается горского правительства, то его можно рассматривать как субъект международных отношений, выступающий от имени непризнанного государства, которое не могло самостоятельно действовать в силу той же не-признанности и внутренней слабости. Однако, выступая с инициативой создания собственного государства представители северокавказских горцев формировали определенную региональную повестку. Добровольческая армия, как и все белое движение представлялось на уровне мирной конференции Русским политическим совещанием (РПС). Безусловно, не стоит переоценивать степень влияния РПС на мировую политику послевоенного периода. Однако, только А. И. Деникин и участники РПС до того, пока большевики не стали включаться международные отношения активно, пытались сохранить территорию бывшей Российской империи от полного политического распада.

Российские исследователи в своих работах обращаются к действиям Добровольческой армии на Северном Кавказе, и в этом контексте показывают трудности взаимодействия с британской администрацией, которая использовала белое движение как антибольшевистскую силу и никак не помогла налаживанию отношений А. И. Деникина с местными кавказскими элитами [см., например: 8; 10; 13]. Такая политика может характеризоваться как балансирование между двумя полярно ориентированными структурами, так как для А. И. Деникина идея неделимости России была генеральной установкой, и он отрицал возможность нациестроительства в пределах постимперской северокавказской окраины.

В декабре 1917 г. в Париже была заключена англо-французская конвенция о разделе России на зоны влияния. Северный Кавказ согласно документу, отошел англичанам. В начале декабря 1918 г. в Су-хум и Поти прибыли английские войска. Повышенный интерес к нефти стал фактором скорейшего занятия ими Баку, только после этого подошла очередь Северного Кавказа. Горское правительство А. Чермо-ева было воспринято с большим недоверием, английским представителям понадобилось время, чтобы понять какие обстоятельства связывают северокавказские народы и Турцию, и почему ранее горское правительство обратилось к османской стороне.

Прежде всего англичане стремились выдворить все турецкие силы из пределов Большого Кавказа. Затем ставилась задача сформировать коалиционное правительство горцев и казаков. 15 декабря 1918 г. А. Чермоев был отправлен в отставку и Союзный Совет Республики Горцев собрал новый кабинет во главе с бывшим министром внутренних дел П. Ко-цевым [20, л. 6-8], который возглавил делегацию, направленную в Баку конце 1918 г. с целью обратиться за помощью к генералу У. Томсону1, а именно с просьбой о поддержке в борьбе с большевиками и

в деле достижении государственной независимости [19, л. 5].

Англичанами была сформирована военная миссия из 10 человек во главе с полковником Г. Ро-уландсоном, которая в декабре 1918 г. прибыла в Те-мир-Хан-Шуру. Нахождение их здесь было недолгим, всего два месяца, по истечении которых они вернулись в Баку. Более продолжительное время, до прибытия Добровольческой армии, оставался небольшой военный отряд. Вопрос о признании независимости новообразованной республики британские представители разрешать не планировали и перекладывали всю ответственность на мирную конференцию в Париже, соответственно требовать этого не могли и от командования Добровольческой армии. В целом, у действовавших на Кавказе британских представителей не было четких инструкций, и как показали события действовать им приходилось ситуативно.

В этот период, в конце 1918 г., А. И. Деникин не мог сосредоточится на кавказских делах и отстал от англичан по времени в прибытии на Северный Кавказ, так как в затруднительном положении оказалось войско Донское. Произошло это в связи с тем, что после поражения Германии в Первой мировой войне и в свете событий ноябрьской революции 1918 г. немецкие части вынуждены были отступить с территории области. А. И. Деникин ставил задачу сосредоточить управление в одних руках, по этому вопросу велись переговоры с атаманами А.П. Богаевским и П. Н. Красновым [7]. Донская армия была на краю гибели и проблема ее присоединения к Добровольческой армии занимала А. И. Деникина в тот момент больше, нежели провозглашенная независимость кавказских республик. 26 декабря 1918 г. согласно приказу №1, подписанному А. И. Деникиным, состоялось объединение командования Всевеликого войска Донского и Кубанского [7]. В свете этих событий, внимание лидера белого движения пока не фокусировалось на Северном Кавказе, как он пишет в своих воспоминаниях об этих днях: «Вместе с тем с ноября месяца я непрестанно напоминал союзникам о необходимости скорейшего направления вооруженных сил прежде всего на Дон, где помощь эта имела бы колоссальное значение для морального подъема, уставшего духом казачества» [7]. При этом Северный Кавказ стратегически, на перспективу, мыслился как территория важная, ставилась задача его окончательного освобождения вплоть до Кавказского хребта, затем «овладение западным берегом Каспийского моря и низовьев Волги, что давало возможность войти в связь с англичанами у Энзели и с уральцами у Гурьева и отрезать Советскую Россию от бакинской и грозненской нефти» [7].

В декабре 1918 г. Г. Роуландсон провел смотр казачьих частей в Чир-Юрте, во время которого обещал помочь в борьбе против большевиков. Итак, англичане вошли в Порт-Петровск2. Интересно описание флота, прибывшего сюда: 2 канонерки и торговые пароходы, обшитые броней и оснащенные пушками [19, л. 5]. Учитывая статус Великобритании в тот период и возможности ее флота, можно сделать вывод о том, что и большевики не расценивались как

1 Речь идет об Уильяме Монтгомери Томсоне (18771963), который до перевода на Кавказ командовал северо-

персидской группой британских войск._

2 Ныне Махачкала.

серьезный противник, да и Северный Кавказ имел не самое большого значения в английской геополитике. Гораздо больший интерес англичане проявляли к южнокавказским делам.

Для того, чтобы более точно определить какое место отводили Северному Кавказу британские представители необходимо обратиться к свидетельствам непосредственных участников событий. Если смотреть с позиции Лондона, то У. Черчилль, занимавший в этом период пост министра авиации и военного министра, подчеркивал, что у Великобритании на Северном Кавказе нет никакого специального интереса [33]. Данное мнение было опубликовано в прессе, поэтому представляется собой смягченный вариант позиции английского политика. В меморандуме военного министерства Великобритании, изданного осенью 1919 г. дается скептическая оценка Союза горцев, как государственного образования. Главным образом, ставится под сомнение возможность формирования здесь эффективной центральной администрации, в том числе по причине многообразия населяющих территорию народов. Большие сомнения у составителей меморандума вызывает претензия Союза горцев на включение в свой состав территории всего Северного Кавказа. Ни делегация от Союза горцев в Константинополе, ни само правительство не рассматривались как власть, способная представить весь северокавказский регион [30]. Здесь речь идет об уровне высокой политики, для которой весь Кавказ, и Южный, и Северный, вписывался в ближневосточное направление.

В 1921 г., уже после включения Кавказа в зону влияния РСФСР, в британских газете «The Times» вышло послание генерала Дж. Мильна1, в котором он давал краткий отчет о работе миссии [26]. В нем были перечислены следующие главные цели британской политики в регионе:

1. Обеспечить выполнение условий перемирия со стороны Турции2.

2. Организация коммуникации между Батумом и Баку, налаживание работы нефтепровода.

3. Поддержание закона и порядка в Закавказье [26].

Обращает внимание на себя тот факт, что для Дж. Мильна, находящегося в Константинополе, политика проводимая здесь должна была быть в русле реализации этих трех главных задач. Северный Кавказ, особенно Дагестан, включался в ближневосточный контекст британской политики. Оккупация Порт-Петровска им объяснялась как мера для защиты Королевского военно-морского флота, действовавшего в Каспии, а впоследствии использовавшего эту гавань в качестве вспомогательной базы [32]. Контроль над Каспием с берега Дагестана был необходим для поддержки миссии У. Маллесона, располагавшейся на территории Туркестана (Закаспийская область). Снабжение он получал с юга через Герат3 от генерала У. Маршалла4 из Месопотамии. Проблема в том, что подкрепление можно было доставить только по дороге Багдан - Хамадан - Энзели [34], поэтому

1 Джордж Мильн (1866-1948), в описываемый период возглавлял британские войска на Балканах и на Черном море.

2 Речь идет о перемирии, подписанном в Мудросе

между Турцией и союзниками._

занятие Петровска создавало альтернативу этому каналу снабжения. Усиление англичан на Каспии обуславливалось также наступлением большевиков, занявших Астрахань, в которой был создан Военный флот Астраханского края. Качество этого флота оставляло желать лучшего, однако полностью сбрасывать со счетов эту угрозу было нельзя. В качестве дополнительной задачи ставилось предотвращение военных действий между войсками Добровольческой армии и Горской республики [32].

Важно подчеркнуть еще на одну деталь в действиях англичан на Северном Кавказе. Дагестан брался под контроль в связи с необходимостью вывода с Кавказа турецких войск, что соответствовало одной из задач, обозначенных Дж. Мильном. Он понимал то, что Турция могла опираться в региональной политике не только на Азербайджан, но и на Дагестан [32]. Английское командование стремилось полностью исключить Кавказ из зоны турецкого влияния. Опасения относительно связей горского правительства и Турции были не беспочвенны. Падение османского правительства и статус проигравшей державы грозил Турции утратой контроля над прежними сферами влияния, были потеряны владения на Востоке, поэтому можно было ожидать турецкой активности на Кавказе в связи со слабостью России. Интерес к Северному Кавказу проявлял Мустафа Ке-маль, который всячески подчеркивал стремление к союзу с большевиками. При этом в 1920 г. он направил сюда разведчика Мустафу Бутбая с целью налаживания связей с горцами. Кемалисты не оставляли планов создания мусульманского государства на Северном Кавказе, которое стало бы буфером между Турцией и Россией [2, а 6-7].

Как выше говорилось, до прибытия Добровольческой армии англичане уже были на Северном Кавказе. Будучи союзниками, британцы готовили почву для прибытия белых и сами занимали более выгодную позицию одновременно. Вступление А. И. Деникина с армией, безусловно, представителями горского правительства расценивалось негативно. С одной стороны, его личность ассоциировалась с недавним имперским прошлым, и было очевидно, что это осложнит создание независимого горского государства. С другой стороны, в условиях натянутых отношений между горским правительством и казачьими представителями, присутствие Добровольческой армии создавало перевес в пользу последних [25, л. 46].

В своем отчете о военно-политической ситуации на Северном Кавказе дипломатический представитель горского правительства А. Чермоев английскому генералу Дж. Мильну в Константинополе в феврале 1919 г. писал прямо о своих опасениях по этому поводу. На англичан возлагались большие надежды в деле отстаивания интересов горцев перед казачеством. Так, одной из первых мер Г. Ро-уландсона стал роспуск «правительства Терских казаков и крестьян» (Казачье-Крестьянского правительства Терской области). Речь идет скорее об

3 Город на северо-западе Афганистана.

4 Уильям Маршалл (1865-1939), командующий британскими войсками в Месопотамии, принимал капитуляцию британской армии в Мосуле в октябре 1918 г. в связи с подписанием перемирия в Мудросе.

остатках правительства, председателем которого в 1918 г. был Георгий Бичерахов, брат известного военного деятеля Лазаря Бичерахова. Осенью 1918 г. в связи с военными успехами большевиков, часть казаков под командованием генерала И. Колесникова и Г. Бичерахова сумела прорваться в Порт-Петровск и присоединиться к войскам Л. Бичерахова. Роспуск был номинальным, так как фактически правительство к этому моменту распалось, и значительная часть казаков уже успела присоединиться к Добровольческой армии.

20 января 1919 г. полковник Г. Роуландсон принял участие в работе заседания парламента Горской республики. Он убеждал лидеров Горского правительства в безопасности и благожелательности намерений А. И. Деникина. Вопрос о признании независимости государства был замят снова под предлогом его решения мирной конференцией в Париже. Англичане официально обратились к представителям Горской республики с просьбой принять Добровольческую армию и не портить с ней отношения [8]. Даже без опоры на свидетельства делегатов республики северокавказских горцев, пытавшихся добраться до Парижа и отстоять там свою независимость, очевидно, что мирную конференцию менее всего занимала судьба далекой горского государства. В британской «The Times» мы читаем одно из мнений, выражаемых в Европе по этому вопросу: «Париж вряд ли серьезно прислушается к претензиям Северокавказской республики, приманки для просто для европейских настроений эта затея имеет очарование кавказского ирредентизма» [31].

Сотрудники британской миссии, которые были присланы на Кавказ видели внутреннюю связь южной и северной частей региона, и сталкивались с реальностью, о которой в Лондоне имели обобщенное представление. В феврале 1919 г. в Екатеринодар был откомандирован генерал Ч. Бриггс1, он возглавил Британскую Военную Миссию на Юге России. Обязанностью Ч. Бриггса было передавать А. И. Деникину инструкции от Дж. Мильна. В целом, миссия должна была сообщать в Константинополь об обстановке на Юге России, о нуждах ВСЮР, контролировать распределение получаемой помощи и начать обучение русских по использованию английского оружия. При этом данная структура не имела какой-то реальной в политических вопросах силы, что было причиной постоянной путаницы и опозданий в принятии решений. Пока указание доходило из Лондона через Константинополь, ситуация в России или на Кавказе менялась, и оно деактуализировалось [29]. Согласно свидетельству А. С. Лукомского, Ч. Бриггс сообщил А. И. Деникину, что Великобритания не планирует надолго оставлять свои войска и выразил надежду на поддержку со стороны ВСЮР общей политики союзников по отношению к новообразованным государствам. Обращение было ультимативным, Ч. Бриггс передал недовольство назначением генерала В. П. Ляхова губернатором Терско-Даге-станского края, так как от Добровольческой армии требовалось только ввести войска для борьбы с

1 Бриггс Чарльз Джеймс (1865-1941), в 1919 г. воз-

главлял британскую миссию при ВСЮР.

_2 Пункт на территории Азербайджана._

большевиками, не вмешиваясь при этом в политические вопросы [11].

Между А. И. Деникиным и Ч. Бриггсом сложились хорошие отношения, на что указывает следующее обстоятельство. При всей напряженности отношений между английскими представителями и руководством ВСЮР, Ч. Бригс дал А. И. Деникину положительную характеристику, с которой У. Черчилль ознакомил Палату общин парламента Великобритании: «Я специально изучил Деникина, это было моей задачей, и я могу с уверенностью сказать, что он широко мыслящий, сильный, здравомыслящий и решительный человек, который всем сердцем верит в Россию. Он бедный человек, но финансовая выгода его не интересует. Он не имеет личных амбиций и не жаждет власти. Он настоящий патриот...» [28]. В своем письме Ч. Бриггс категорически возражал против именования А. И. Деникина «авантюристом», полагая что эта характеристика скорее применима к большевикам - В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому [28]. Особенности межличностного восприятия добровольческого и английского руководства также следует учитывать, когда тот же Ч.Бриггс принимал сторону Добровольческой армии.

Англичане наметили линию, за которую Добровольческая армия не должна была заступать. Как только англичане заняли Батум, Тифлис и Баку руководство Добровольческой армии получило уведомление от английской военной миссии, о разграничительной линии - «Кизил-Бурун2 (на берегу Каспийского моря, между Дербентом и Баку) - Закаталы и далее по главному Кавказскому хребту до Туапсе на Черном море» [11, с. 94]. Такое разделение не устраивало А. И. Деникина, так как оставляло Сочинский округ за Грузией, поэтому в этой части инструкция была нарушена стразу же - 24 января - 6 февраля 1919 г. Добровольческая армия заняла Сочи. В этом вопросе Ч. Бриггс не поддержал Грузию, встав на сторону А. И. Деникина. Распространять влияние на Дагестан и Баку Добровольческая армия права не имела, что было требованием генерала Томсона. Однако, уже 16 февраля 1919 г. П. Н. Шатилов, командующий частями Добровольческой армии на Кавказе, потребовал полного подчинения горских народов Северного Кавказа и Дагестана [8, с. 34].

В конце февраля 1919 г. Добровольческая армия начала наступление против большевиков, после упорных боев в районе Минеральных Вод, затем Владикавказа, Грозного и Кизляра, Северный Кавказ был очищен [5, л. 171]. 24 апреля 1919 г. от командующий британскими войсками в Петровске уведомил П. Коцева, что А. И. Деникин больше наступать не будет, а генерала В. П. Ляхова, назначенного главнокомандующим войсками Терско-Дагестанского края, сместят. В ответ правительство Горской республики должно было разрешить Добровольческой армии пользоваться Петровском для укрепления Гурьева3. Здесь же находился генерал М. А. Пржевальский, который со своим отрядом эвакуировался из Баку и вошел в состав Добрармии в начале 1919 г. [24, л. 95] Армия А. И. Деникина, сражаясь с остатками большевистских отрядов, дошла до Петровска. 21 мая

3 Ныне Атырау, город в Казахстане, находится на берегу р.Урал близко к ее впадению в Каспийское море.

1919 г. части Добровольческой армии вступили в Петровск, затем заняли Дербент.

Оставить Дагестан в ведении англичан и горского правительства А. И. Деникин не мог, так как через Каспийское море можно было связаться с уральским фронтом и Закаспийской областью, а также противодействовать большевикам в Астрахани. В этой связи А. И. Деникин обратился к Ч. Бриггсу с протестом относительно предложенной делимитации территории. На Баку претендовать не стал, так как это осложнило бы отношения с азербайджанским правительством [11, с.102-103]. Но Горская республика, «стоявшая поперек дороги к Каспию» [1, л. 18] создавала препятствия для борьбы с большевиками, поэтому добровольцы продвигались, невзирая на протесты англичан.

По мере продвижения деникинской армии положение горского правительства ухудшалось. Среди его участников не было единства, население отказывалось им подчиняться. Лишившись поддержки Турции, северокавказские лидеры необходимой помощи от англичан не получили. Британские миссии в Тифлисе, в Батуме, в Баку атаковались просьбами. Горское правительство требовало защиты в соответствии с программой американского президента В. Вильсона о самоопределении. Озадаченные сложностью кавказских взаимоотношений, английские генералы в своих ответах подчеркивали, что они военные, а не политики. По их инструкции линия от Сочи по Кавказскому хребту до Петровска - это северная граница их ведения. Занятие Сочи Добровольческой армией, противоречило этим планам, однако, отступление от первоначальных инструкций стало нормой, и английское командование по мере погружения в дела на месте, все меньше настаивало на ее выполнении [5, л. 170]. Заняв Петровск, Добровольческая армия завершила цикл операций, с этого момента на всем протяжении от Черного до Каспийского моря, соприкасалась в районе английской оккупации.

Правительство Союза горцев отправляло протесты генералу У. Томсону, которые фактических последствий не имели. Республики Южного Кавказа были встревожены стремительным приближением Добровольческой Армии, поэтому со своей стороны тоже пытались воздействовать на англичан и посылали своих представителей к У. Томсону в Баку с требованием обязать А. И. Деникина освободить занятую территорию. У англичан в этих пределах были и собственные интересы - в районе между Петровском и Дербентом еще до войны работали английский нефтяные компании, такие как Нобель, Мак Гарвей. Дагестанский революционер А. Тахо-Годи полагал, что английская дипломатия при определении зоны влияния могла находиться под влиянием частных нефтяных компаний [17, с. 123].

Ожидания горского правительства от англичан, которые А. Чермоев в феврале 1919 г. представил в отчете, составленном для генерала Дж. Милна суммировано можно представить следующим образом:

1. помочь правительству Северного Кавказа в формировании национальных полков, в том числе в

1 Халилов Микаил Магомедович (1869-1935) - временный правитель Дагестана с мая 1919 по август 1919.

2 Алиев Эрисхан Султан Гирей (1855-1920)

^^^змядьсагов Сафарбек Таусултанович (1968-1944).

виде английских, арабских и индусских инструкторов и специалистов;

2. приезд арабских агитаторов, которые разъяснили бы населению, что Антанта не нанесет урона исламской вере не Северном Кавказе. Таким образом, А.Чермоев обратил внимание на недоверие к англичанам со стороны населения;

3. разъяснить населению, что англичане способствуют созданию свободного арабского государства, пояснить где находится это государство и каковы его границы;

4. назначить в Грозный торгового агента для защиты британских интересов;

5. в соответствии с пожеланиями генерала У. Томсона сформировать коалиционное правительство горцев и казаков, в котором казакам отводилось три министерских поста: государственного контроля, труда и юстиции. Таким способом казаки были бы представлены, что формально соответствовала требованиям англичан, но незначительность должностей не позволяла бы им оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику;

6. узурпированную А. И. Деникиным гражданскую власть передать северокавказскому правительству, военную - оставить Г. Роуландсону [25, л. 49].

Предложения А. Чермоева в условиях того времени были нереализуемы, так как запрашиваемая помощь и ожидаемые со стороны английских представителей решения выходили за пределы тех полномочий и возможностей, которыми их наделил Лондон.

По требованию командования Добровольческой армии был распущен Союзный совет (Парламент) Горской республики, 24 июня 1919 г. власть в Дагестане перешла представителя Добровольческой армии - временного правителя М. Халилова1. В июне 1919 г. он обратился с воззванием к горским народам, которое было опубликовано в газете «Вестник Дагестана». Согласно ему, Добровольческая армия брала под свое начало вопрос о войне и мире, железную дорогу, почту и телеграф, таможенное ведомство. Дагестану давалось право ввести «желательный всему народу шариат». М. Халилов постарался заверить население, что Добровольческая армия не имеет цели возрождения монархии и главная её задача борьба с большевизмом [4]. В Чечне должность правителя был назначен Э. Алиев2, Ингушетии -С. Мальсагов3, в Осетии - Я. Хабаев4, в Кабарду -Н. Бекович-Черкасский5. Таким образом, назначая своих наместников из представителей местных народов, деникинское руководство пыталось наладить управление Северным Кавказом, но все они были офицерами царской армии, получили образование и сделали карьеру в Российской империи, поэтому в социальном и профессиональном отношении они были близки и понятны для командования Добровольческой армии.

Члены парламента и правительства Горской республики вынуждены были эмигрировать в Тифлис, и уже оттуда, обращаясь за помощью к англий-

4 Хабаев Яков Васильевич (1910-1941).

5 Бекович-Черкасский Николай Федорович (18701953).

ской миссии, они пытались бороться за восстановление контроля над утраченной территорией. С этой целью был создан «Союзный Меджлис» (Парламент Горской Республики в эмиграции). В него входили А. Цаликов, Г. Бамматов, А. Капланов, П. Коцев, А. Эфендиев и др. Главными задачами Меджлиса было, во-первых, установление внешних связей, способствующих антибелогвардейской борьбе, во-вторых, консолидация повстанческих движений горцев Кавказа [3, с. 10]. Печатным органом организации стала газета «Вольный горец», издаваемая в Тифлисе с сентября 1919 г.

В августе 1919 г. Меджлис обратился к горцам Северного Кавказа с воззванием. Суммарно декларируемые задачи можно представить следующим образом:

1. воссоздание Горской республики;

2. изгнание Добровольческой армии с горской территории;

3. достижение международного признания независимой республики горских народов [15, с. 220221].

Помимо англичан, члены Меджлиса рассчитывали на грузинское и азербайджанское руководство. В ответ те высказывали поддержку горцам и их государственности, выступали с дипломатическими протестами перед союзниками и требовали установить нейтральную зону между Дагестаном и Добровольческой армией. Однако, сами представители горского правительства и Меджлиса понимали малоэффек-тивность этих мер. Со временем стали усиливаться ожидания реальных шагов: «Не на словах, а на деле хочет увидеть горская масса поддержку закавказских республик» [16].

Возможности англичан и закавказских соседей, переоценивались. Английская миссия могла принимать отдельные решения, соответствующие конкретным обстоятельствам и пытаться оказывать давления на кавказские правительства или А. И. Деникина. Например, как это было в ситуации с Сочинским округом. Однако, в широком региональном контексте вступить в активное противоборство с белогвардейцами ради спасения Горской республики они не могли, это противоречило политике Лондона. Кроме того, с точки зрения международного положения эти государства не были признаны и без решения мирной конференции было нецелесообразно окончательно принимать сторону какой-либо кавказской республики. Выступая на очередном заседании Палаты общин в марте 1920 г. У. Черчилль докладывал об следующих обязанностях британской военной миссии при ВСЮР:

1. информировать военное министерство о состоянии дел;

2. контролировать распределение поставляемой помощи и оказывать техническую поддержку по использованию английского вооружения [27].

Британские солдаты и офицеры не должны были участвовать в военных сражениях [27]. Само состояние британского военного контингента имело проблемы. Свидетельства очевидцев говорят о том,

что англичане не планировали ведения войны и войска были далеки от состояния боевой готовности. Например, будучи представителем РСФСР в Персии И. И. Коломийцев в мае 1919 г. в своем донесении в Москву ситуацию представил таким образом: «Взаимные отношения между англичанами и индусами (последних в армии около 80%) очень скверное: все черные работы исполняются ими, англичане на привилегированном положении. Офицерский состав преимущественно английский. Сами англичане крайне деморализованы. Наблюдалось много случаев продажи казенных вещей англичанами. Были случаи продажи оружия» [21, л. 1].

На Парижской мирной конференции вопрос о кавказских республиках был частью «русского вопроса». В отношении всего Кавказа представителям держав-победительниц было трудно определиться. Делегатам от кавказских республик заявлялось, что вопрос о признании его независимости Кавказа был бы проще, если бы Версальская конференция имела дело не с целым рядом кавказских республик, претендующих на обладание государственным суверенитетом, а рассматривала бы проблему самостоятельности объединенного кавказского государства. Шансы на признание за целым Кавказом государственной независимости со стороны конференции были выше, чем согласие ее на самостоятельное существование нескольких кавказских республик. Достичь договоренного делегации не смогли по данному вопросу, равно как и по проблеме пребывания на Кавказе английский войск. Представители Южного Кавказа настаивали на пребывании союзнических войск в регионе, пока мирная конференция не примет решения о признании независимости их трех республик. Горская делегация не подписала составленное по этому вопросу ходатайство, пояснив тем, что что на Северном Кавказе союзнических войск практически нет. Кроме того, для северокавказских представителей позиция англичан была индифферентной, они фактически так и остались над схваткой, поэтому деникинцы с легкостью заняли территорию Горской республики [14].

В условиях системного кризиса, гражданской войны в России и послевоенного урегулирования в мире, для Северного и Южного Кавказа, действительно, объединение позволило бы противостоять А. И. Деникину, отстаивающему идею единой и неделимой России, и также более убедительно и весомо выглядеть для международного сообщества. В силу целого ряда внутренних конфликтов и противоречий по обе стороны Кавказского хребта консолидация не была возможной. Представители горского правительства и Меджлиса тщетно искали поддержку у грузинского и азербайджанского правительств. В октябре 1919 г. в Тифлисе уже начинали тяготится их присутствием [23, л. 4]. А. Мкер1, представитель северокавказской диаспоры в Турции, будучи в Париже и наблюдая отношения всех кавказских делегаций, призывал горских лидеров быть осторожными в отношении «южных соседей». В том, что объединение не случилось, он винил южнокавказских лидеров:

1 Мкер Азиз был членом «Комитета независимости Кавказа», который еще в ходе Первой мировой войны пытался найти поддержку в Европе в деле освобождения Кав-

каза.

«Уже два года как мы протягиваем им руку приглашая их в Кавказскую Конфедерацию, которая будет в будущем охранять нас всех. Уже два года они относятся с пренебрежением к нашей руке» [23, л. 6].

С позиции РПС Северный Кавказ вообще не существовал как самостоятельная единица и объект борьбы в международных отношениях. Входивший совещание, бывший министр иностранных дел С. Д. Сазонов, расценивал Кавказ как единый, не выделяя северную и южную его части. От имени А. И. Деникина он заявил английским и французским представителям протест против концессий на Кавказе и говорил о непризнании новых государственных образований, правительства которых дают согласие на эти концессии [12, с. 210]. В этом было расхождение, если А. И. Деникину приходилось в новых условиях ориентироваться и дифференцированно подходить к закавказским и Горской республикам, то С. Д. Сазонов мог по инерции расценивать их как часть России, не вдаваясь в детали и особенности нового положения региона. За попытками отделения и образования собственных государств бывшему министру виделись происки союзников, а до них - немцев. В беседах с азербайджанским делегатом А. Топчибаше-вым, С. Д. Сазонов ни разу не упомянул Северный Кавказ и о перспективах Азербайджана, Армении и Грузии говорил с большим скепсисом, полагая что на конференцию их не допустят [18]. Надо отметить, что эти встречи состоялись в начале 1919 г., когда Северный Кавказ еще не был занят деникинской армией, соответственно еще до установления контроля на этой территории С.Д. Сазонов не видел угрозы отделения её от России.

Летом 1919 г. Дагестан и Чечня были охвачены восстанием. Морально грузинское и азербайджанское правительства поддерживали горцев, материально оказать помощь они были не в состоянии, так как сами нуждались в таковой. Англичанин Г. Ро-

уландсон принял сторону добровольческой командования и призвал восставших к покорности и порядку. За действиями восставших он видел происки большевиков, поэтому право подавления он смело передавал генералу А. И. Деникину. По части будущего Северного Кавказа позиция Г. Роуландсона к сентябрю 1919 г., когда он обращался с воззванием к горцам, расходилась с официальным мнение вышестоящего начальства. Упомянув значимость решения мирной конференции, он все же открыто поддержал идею неделимой России [17, с. 123-125]. Как выше говорилось, англичане старались избегать военного вмешательства, поэтому ни помогать Добрар-мии, ни поддерживать восставших они не стали. К осени 1919 г. Добровольческая армия была истощена борьбой на других фронтах и не смогла противостоять наступлению 11 -й Красной Армии, которая установила советскую власть на Северном Кавказе.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что если Лондон не выделял Северный Кавказ в самостоятельное геополитическое пространство, то на месте представителям Добрармии и британской военной миссии приходилось ранжировать различные части Большого Кавказа по степени их значимости. Для английской стороны, Северный Кавказ имел второстепенное значение в сравнении с Южным, в этой связи они не оказали сильного сопротивления занятию его деникин-скими силами. Более активно англичане отстаивали Южный Кавказ, так как там были ресурсы, главным образом, нефть, и он был более значим в контексте их ближневосточной политики. Со временем стало очевидно, что мирная конференция затягивает с разрешением вопроса о статусе всех кавказских республик, большевики одерживают победы и теснят Добрармию, а английское правительство тратит средства на содержание военного контингента на Кавказе. Все в комплексе привело к отказу от военного присутствия и уходу войск.

Источники и литература

1. Архив внешней политики РФ. Ф. 04. Оп. 51. Папка 321. Д. 54837.

2. Бутбай М. Воспоминания о Кавказе / пер. З.М. Буниятовой. Махачкала: Наш Дагестан, 1993. 67 с.

3. Введение // Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.) и Горская Республика (19181920 гг.). Документы и материалы. Издание второе, исправленное и дополненное. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2013. 290 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Воззвание // Вестник Дагестана. 1919. 15 июня.

5. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф.5881. Оп.1. Д.467.

6. ГАРФ. Ф.5881. Оп.1. Д.467.

7. Деникин А. И. Очерки русской смуты URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/4_08.html (Дата обращения: 21.08.2020).

8. Доного Х. М. Добровольческая армия и Горская Республика в английской политике на Кавказе // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. Том 32. Вып. 2. С.33-38.

9. Лебедева М. М. Акторы в международных отношениях и мировой политике URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/aktory-v-mezhdunarodnykh-otnosheniyakh-i-mirovoy-politike/ (Дата обращения: 20.07.2020).

10. Лобанов В. Б. Добровольческая армия на Северном Кавказе, ноябрь 1917 - май 1919 гг.: периодизация // Вестник СПбГУКИ. 2014. №3 (20). С.183-186.

11. Лукомский А. С. Деникин и Антанта // Алексеев С. А. Деникин-Юденич-Врангель (мемуары). М., Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. С.90-113.

12. Михайловский Г.Н. Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914-1920. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Международные отношения, 1993. 688 с.

13. Морозова О. М. Британское присутствие на Кавказе в 1918-1919 гг. // Британцы и народы Юга России: проблемы взаимовлияния: сборник научных статей по итогам Всероссийской научной конференции с международным участием / Отв. ред. А.Н. Еремеева. Краснодар: ООО «Экоинвест», 2015. С. 111-120.

14. На Версальской конференции // Вольный горец. 1919. 6 октября.

15. Обращение горской интеллигенции к горцам Северного Кавказа о создании союзного меджлиса (парламента) горской республики в эмиграции // Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.) и Горская Республика (1918-1920 гг.). Документы и материалы. Издание второе, исправленное и дополненное. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2013. 290 с. С. 220-221.

16. От слов к делу! // Вольный горец. 1919. 13 октября.

17. Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала: Дагестанское государственно издательство, 1927. 239 с.

18. У бывшего министра иностранных дел Российской империи С. Д. Сазонова (беседа вторая) // Дипломатические беседы А. А. Топчибашева в Стамбуле (записи чрезвычайного посланника и полномочного министра Азербайджанской Республики). 1918-1919 гг. Баку: Эргюн, 1994. С.77-82.

19. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее - ЦГА РД). Оп.3. Д.105.

20. ЦГА РД. Ф.8. Оп.3. Д.239.

21. ЦГА РД. Ф.8-р. Оп.6. Д.21.

22. ЦГА РД. Ф.Р - 627. Оп.1. Д. 6.

23. ЦГА РД. Ф.Р - 627. Оп.1. Д.1.

24. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (далее - ЦГА РСО-А). Ф.Р.2. Оп.1. Д.57.

25. ЦГА РСО-А. Ф.Р.9. Оп.1. Д.12.

26. British in the Caucasus // The Times. 1921. January 8.

27. British military mission (General Denikin) // Hansard Parliamentary Debate. March 1920. Vol. 126. C. 221-223. URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1920/mar/02/british-military-mission-general-denikin (Accessed: 02.08.2020).

28. Further vote on account // Hansard Parliamentary Debate. November 1919. Vol. 120. C.1535-1645. URL: https://api.parlia-ment.uk/historic-hansard/commons/1919/nov/05/further-vote-on-account (Accessed: 02.08.2020).

29. Kopisto L. The British intervention in South Russia, 1918-1920 URL: https://helda.helsinki.fi/bitstream/han-dle/10138/26041/thebriti.pdf?sequence=1 (Accessed: 23.08.2020).

30. Memorandum on the Republics of "North Caucasus" and "Azerbaijan", and Enver Pasha's policy there // Azerbaijan Democratic Republic. Great Britain's Archive document. Baku: Institute of History of ANAS, 2008. 576 p.

31. North Caucasus Rivalries // The Times. 1919. June 5.

32. The following, Despatch has been.1 received, by the Secretary of State for War from General Sir G. F. Milne, G.C.M.G., K.C.B., D.S.O., Commanding in Chief, the Army of the Blade Sea // Forth Supplement to The London Gazette. 1921. January 7.

33. The Northern Caucasus // The Times. 1919. March 7.

34. Turkish atrocities put down // The Times. 1919. January 10.

References

1. Archive of foreign politics of Russian Federation. F. 04. Inv. 51. Folder 321. D. 54837. (In Russian).

2. Butbay M. Vospominaniya o Kavkaze (Memories of the Caucasus) / per. Z.M. Buniyatov. Makhachkala: Nash Dagestan publ., 1993. 67 p. (In Russian).

3. Vvedenie (Introduction) // Soyuz ob"edinennykh gortsev Severnogo Kavkaza i Dagestana (1917-1918 gg.) i Gorskaya Respu-blika (1918-1920 gg.). Dokumenty i materialy. Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe. Makhachkala: ALEF publ., 2013. 290 p. (In Russian).

4. Vozzvanie (proclamation) // Vestnik Dagestana. 1919. June 15. (In Russian).

5. State archive of Russian Federation (GARF). F.5881. Inv.1. D.467. (In Russian).

6. GARF. F.5881. Inv.1. D.467. (In Russian).

7. Denikin A. I. Ocherki russkoy smuty (Essays on the Russian Troubles) URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/deni-kin_ai2/4_08.html (Accessed: 21.08.2020). (In Russian).

8. Donogo Kh. M. Dobrovol'cheskaya armiya i Gorskaya Respublika v angliyskoy politike na Kavkaze (The Volunteer Army and the Mountain Republic in English Politics in the Caucasus) // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Gumani-tarnye nauki. 2017. Vol. 32. Issue. 2. S.33 - 38. (In Russian).

9. Lebedeva M.M. Aktory v mezhdunarodnykh otnosheniyakh i mirovoy politike (Actors in international relations and world politics) URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/aktory-v-mezhdunarodnykh-otnosheniyakh-i-mirovoy-politike/ (Accessed: 20.07.2020). (In Russian).

10. Lobanov V. B. Dobrovol'cheskaya armiya na Severnom Kavkaze, noyabr' 1917 - may 1919 gg.: periodizatsiya (Volunteer army in the North Caucasus, November 1917 - May 1919: periodization) // Vestnik SPbGUKI. 2014. No.3 (20). P.183-186. (In Russian).

11. Lukomskiy A. S. Denikin i Antanta (Denikin and the Entente) // Alekseev S.A. Denikin-Yudenich-Vrangel' (memuary). Moscow, Leningrad: State publishing office of social and economic literature publ., 1931. P.90-113. (In Russian).

12. Mikhaylovskiy G. N. Zapiski. Iz istorii rossiyskogo vneshnepoliticheskogo vedomstva, 1914-1920 (Notes. From the history of the Russian Foreign Ministry, 1914-1920). In 2 books. Book. 2. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya publ., 1993. 688 p. (In Russian).

13. Morozova O. M. Britanskoe prisutstvie na Kavkaze v 1918-1919 gg. (British presence in the Caucasus in 1918-1919) // Britantsy i narody Yuga Rossii: problemy vzaimovliyaniya: sbornik nauchnykh statey po itogam Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem / executive editor A.N. Eremeeva. Krasnodar: Ekoinvest publ., 2015. P. 111-120. (In Russian).

14. Na Versal'skoy konferentsii (At the Versailles Conference) // Vol'nyy gorets. 1919. October 6. (In Russian).

15. Obrashchenie gorskoy intelligentsii k gortsam Severnogo Kavkaza o sozdanii soyuznogo medzhlisa (parlamenta) gorskoy respubliki v emigratsii (Highland intellectuals appeal to the mountaineers of the North Caucasus for creation the Union Majlis (Parliament) of the Mountain Republic in exile) // Soyuz ob"edinennykh gortsev Severnogo Kavkaza i Dagestana (1917 - 1918 gg.) i Gorskaya Respublika (1918-1920 gg.). Dokumenty i materialy. Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe. Makhachkala: ALEF (IP Ovchinnikov), 2013. 290 s. P.220-221. (In Russian).

16. Ot slov k delu! (From words to deeds!) // Vol'nyy gorets. 1919. October 13. (In Russian).

17. Takho-Godi A. Revolyutsiya i kontr-revolyutsiya v Dagestane (Revolution and counter-revolution in Dagestan). Makhachkala: Dagestanskoe gosudarstvenno izdatel'stvo, 1927. 239 p. (In Russian).

18. U byvshego ministra inostrannykh del Rossiyskoy imperii S.D. Sazonova (beseda vtoraya) (Former Minister of Foreign Affairs of the Russian Empire S. D. Sazonova (second conversation) // Diplomaticheskie besedy A. A. Topchibasheva v Stambule (zapisi chrez-vychaynogo poslannika i polnomochnogo ministra Azerbaydzhanskoy Respubliki). 1918-1919 gg. Baku: Ergyun, 1994. P.77-82. (In Russian).

19. Central state archive of Republic Dagestan (TsGA RD). Inv.3. D.105. (In Russian).

20. TsGA RD. F.8. Inv.6. D.21. (In Russian).

22. TsGA RD. F.R - 627. Inv.1. D. 6. (In Russian).

23. TsGA RD. F.R - 627. Inv.1. D.1. (In Russian).

24. Central State Archives of the Republic of North Ossetia-Ala (TsGA RSO-A). F.R.2. Inv.1. D.57. (In Russian).

25. TsGA RSO-A. F.R.9. Inv.1. D.12. (In Russian).

35. British in the Caucasus // The Times. 1921. January 8

36. British military mission (General Denikin) // Hansard Parliamentary Debate. March 1920. Vol. 126. C.221-223. URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1920/mar/02/british-military-mission-general-denikin (Accessed: 02.08.2020).

37. Further vote on account // Hansard Parliamentary Debate. November 1919. Vol. 120. C.1535-1645. URL: https://api.parlia-ment.uk/historic-hansard/commons/1919/nov/05/further-vote-on-account (Accessed: 02.08.2020).

38. Kopisto L. The British intervention in South Russia, 1918-1920 URL: https://helda.helsinki.fi/bitstream/han-dle/10138/26041/thebriti.pdf?sequence=1 (Accessed: 23.08.2020).

39. Memorandum on the Republics of "North Caucasus" and "Azerbaijan", and Enver Pasha's policy there // Azerbaijan Democratic Republic. Great Britain's Archive document. Baku: Institute of History of ANAS, 2008. 576 p.

40. North Caucasus Rivalries // The Times. 1919. June 5.

41. The following, Despatch has been.1 received, by the Secretary of State for War from General Sir G. F. Milne, G.C.M.G., K.C.B., D.S.O., Commanding in Chief, the Army of the Blade Sea // Forth Supplement to The London Gazette. 1921. January 7.

42. The Northern Caucasus // The Times. 1919. March 7.

43. Turkish atrocities put down // The Times. 1919. January 10.

Информация об авторе

Амбарцумян Каринэ Размиковна - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / karina-best21@mail.ru

Information about the author

Ambartsumyan Karine - PhD in History, Associate Professor, Chair of Foreign History, Political Studies and International Relations, Institute of Humanities, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / karina-best21@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.