Научная статья на тему 'Горожанин в фокусе СМИ: несколько поводов стать героем'

Горожанин в фокусе СМИ: несколько поводов стать героем Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
370
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ОБРАЗ ГОРОЖАНИНА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД / ИДЕНТИЧНОСТЬ / MEDIA TEXT / THE IMAGE OF A CITIZEN / NEWSWORTHY INFORMATION / IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бериашвили А. Ю.

В статье рассматривается ряд факторов, которые способствуют появлению горожанина в фокусе СМИ. Анализируя новгородское медиаполе, автор выделяет несколько ролей, которые новгородец может в нём играть (ньюсмейкер, медиаперсона и др.) в зависимости от того, в каком жанре была выполнена публикация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers a number of factors that contribute to the appearance of a citizen in the limelight of mass media. Analyzing the Novgorod media the author identifies several roles of citizens (newsmaker, mediapersona, etc.) depending on the publication genre.

Текст научной работы на тему «Горожанин в фокусе СМИ: несколько поводов стать героем»

УДК 070

ГОРОЖАНИН В ФОКУСЕ СМИ: НЕСКОЛЬКО ПОВОДОВ СТАТЬ ГЕРОЕМ

А.Ю.Бериашвили

Гуманитарный институт НовГУ, aberi26@gmail.com

В статье рассматривается ряд факторов, которые способствуют появлению горожанина в фокусе СМИ. Анализируя новгородское медиаполе, автор выделяет несколько ролей, которые новгородец может в нём играть (ньюсмейкер, медиаперсона и др.) в зависимости от того, в каком жанре была выполнена публикация.

Ключевые слова: медиатекст, образ горожанина, информационный повод, идентичность

The article considers a number of factors that contribute to the appearance of a citizen in the limelight of mass media. Analyzing the Novgorod media the author identifies several roles of citizens (newsmaker, mediapersona, etc.) depending on the publication genre. Keywords: media text, the image of a citizen, newsworthy information, identity

В последние годы ряд исследователей (Л.Е. Кройчик, Н.Ю. Янчева) выдвинули тезис о том, что в текстах массовой коммуникации происходит усиление образного начала, и потому сейчас все большую популярность приобретают журналистские произведения, в которых действительность осмысляется с позиции реально существующего человека: проводится (пусть субъективная) ее структуризация, обозначается набор определенных ценностных установок, что значительно облегчает процесс усвоения информации [1]. Доказательством тому служит не

только развитие колумнистики, но и захват жанром интервью позиций очерка [2]. Таким образом, в СМИ сокращается число материалов, где человек выступает исключительно как эксперт, и неуклонно растёт число материалов, где герой не просто комментирует тот или иной вопрос, но и презентует себя как личность. По мнению Т.И.Поповой, человеческая личность, познающая и осмысляющая мир и саму себя, выходит на первый план во всех типах телеинтервью, что позволяет включить телеинтервью в дискурс экзистенциальных ценностей [3]. С

нашей точки зрения, этот тезис применим не только к телевидению, но и ко всем текстам медиа, в которых создаётся образ современного горожанина: чиновника, интеллигента, простого рабочего.

Появление той или иной персоны в СМИ в большинстве случаев имеет инфоповод: происходящее в городе локальное мероприятие или праздник государственного масштаба, годовщина великого сражения, день той или иной профессии и, конечно же, событие в политической жизни города. Вызвать волну интереса к людям определённой профессии может абсолютно непредсказуемое событие и про-изошедшее-то в другом регионе: так, после падения метеорита в Челябинске практически все новгородские СМИ обратились за комментариями к одному и тому же учителю физики и астрономии. Героем дня может стать и неожиданно победившая в конкурсе землячка: так произошло с Лерой Ларгиной, произведшей со своей песенкой «Хрюшенькины сапоги» фурор на радио «Маяк БМ». Тем не менее нам бы хотелось обратить внимание прежде всего не на сиюминутные поводы для создания образа горожанина, а на более значительные причины, побуждающие журналистов искать новых героев для публикации.

Для того чтобы отыскать эти причины, в течение полугода, с сентября 2012-го по февраль 2013 года, проводился мониторинг новгородского медиаполя. Для анализа были выбраны следующие СМИ: газеты «Новгородские ведомости» (НВ), «Новгород» (Н) и «Новая новгородская газета» (ННГ), Интернет-ресурсы «Ваши новости» (ВН), «Прямая речь» (ПР) и «Великий Новгород.ру» (ВН.ру). Для исследования печатных изданий был выбран сплошной мониторинг, для ленты новостей Интернет-СМИ - выборочный: анализировались новости каждого третьего дня месяца. Это вызвано тем, что образ горожанина, созданный в жанре новости, представляется несовершенным и незавершённым, так как в новостях делается акцент в первую очередь на событие, а не на человека, его совершившего. Тем не менее материалы ПР, ВН и ВН.ру исследовались все.

В общей сложности нами было проанализировано 1176 публикаций, в которых, так или иначе, фигурировали новгородцы. Условимся, что единого, универсального и разделяемого всеми образа новгородца быть не может, ибо, как говорил Б.Андерсон применительно к сообществам национальным, «члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев по нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности» [4]. Точно так же и журналист, описывая своего героя или публикуя его комментарий, не держит в уме определённый образ горожанина, которому должен соответствовать этот человек. Однако герои журналистских материалов, из образов которых, как из кирпичиков, складывается образ новгородца, могут играть на страницах СМИ лишь несколько определенных ролей. Условно героев проанализированных нами материалов можно разделить на четыре группы. Первые две из них порой пересекаются, но мы считаем, что их следует разделять:

1. Ньюсмейкер (по-английски - «человек, делающий новости») для того, чтобы оказаться на страницах СМИ, прикладывает определённые усилия: делает громкие заявления, выступает с инициативами. Обнаружено 167 ньюсмейкеров.

2. Медиаперсона - человек, вызывающий устойчивый интерес журналистов благодаря своему положению в обществе. Он также может давать комментарии, но всё-таки медиаперсона - это более крупная фигура, чем ньюсмейкер. Ньюсмейкер сам заинтересован в появлении на страницах СМИ. В появлении на этих страницах медиаперсоны заинтересованы издания. Порой одного и того же человека можно отнести и к ньюсмейкеру, и к медиаперсоне, например, губернатора Сергея Митина. Обнаружено 337 медиаперсон.

3. Герой. Разные словари имеют от 3 до 6 толкований этого понятия, мы же ограничимся одним. Герой - это человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды, герой нашего времени. Обнаружено 237 героев.

4. Персонаж - любое лицо, персона, личность или сущность, которые существуют в журналистском произведении. Обнаружено 435 персонажей.

То, что группа «Персонаж» превалирует над всеми остальными группами, легко объяснимо. Несмотря на то, что новостной дискурс новгородского медиаполя мы рассматривали избирательно, самым частотным, хотя и не самым показательным жанром в нашем исследовании оказалась все же новость. А рассказ о каком-либо событии или действии, произошедшем в городе, журналисты нередко начинали именно с отсыла к персонажу, это действие совершившему: «Новгородец, владеющий семью автомобилями, четыре года не платит алименты дочери» (ПР), «Новгородец Иван Медведев, которому собирали помощь для лечения саркомы, скончался» (ВН.ру), «Президент России поговорил с Михаилом Федотовым об Александре Малькевиче» (ВН).

Одной из особенностей новгородских новостей можно назвать то, что горожане в них гораздо чаще выступают антигероями. Впрочем, чаще всего образ новгородца-антигероя, ворующего в магазинах (и не только), нарушающего ПДД и срывающего праздничные украшения, создаётся только в названии новости, сам же текст носит более нейтральный характер и зачастую лишь сухо повествует о случившемся. Исключением являются только ВН, в которых не придерживаются новостных канонов и зачастую публикуют материалы, которые можно охарактеризовать и как информацию, и как зарисовку. Вот цитата из такого материала: «обуянный демоном сорви-голова схватил с прилавка топор и несколько раз ударил им работника прилавка» («Боровичский разбойник орудовал в деревенском магазине топором»). Именно с такой вольной интерпретацией жанра новости связано то, что в материалах ВН «персонажи» фигурируют гораздо реже, чем в ПР и ВН.ру.

Стоит отметить, что горожане нередко становятся героями новостей не сами по себе, а в составе какой-либо группы: это городские и областные власти, новгородские спортсмены, врачи, учителя и, в

конце концов, просто новгородцы. Вне зависимости от того, о хорошем или плохом событии рассказывает новость, эти образы обычно даются без оценки: «Новгородские полицейские недовольны качеством ремонта в своём ведомстве и намерены вернуть потраченные 4 млн. рублей» (ПР), «Студенты новгородского университета смогут стажироваться в Госдуме, но за свой счёт» (ВН.ру).

Изучение образа горожанина напрямую выводит нас к теме идентичности, которая, как известно, неразрывно связана с региональной социокультурной спецификой. По мнению Т.Л. Каминской, богатое артефактами прошлое Новгородского региона диктует региональным элитам намеренное или невольное использование исторического контекста в вариантах осмысления и репрезентации национальной идентичности [5]. Поэтому, кроме ныне живущих людей, героями журналистских материалов становились и исторические деятели: всплеск интереса к отечественной истории фиксируем в сентябре прошлого года, и связан он прежде всего с годовщиной Бородинского сражения и подготовкой, празднованием и рефлексией по поводу 1150-летия российской государственности. Как ни парадоксально, но тема грядущего юбилея российской государственности оказалась не столь заметной, как годовщина Бородинского сражения. Она поднималась в основном в заявлениях официальных лиц (ньюсмейкеров и медиаперсон) - «Владимир Полтавченко: «Мы не ставили задачу заехать в гости к Рюрику» (ВН). Наиболее обращёнными в прошлое героями оказались герои ННГ.

Пожалуй, самым примечательным материалом, в котором переплелись и прошлое, и настоящее, стало интервью с новгородцем Павлом Тимофеевым, исполнившим роль Кутузова во время реконструкции Бородинского сражения. Сначала оно было опубликовано ВН (ещё в августе), а затем в сентябре перепечатано ННГ. В интервью новгородский Кутузов подробно рассказал и о том, как началось его увлечение реконструкторством, и о своём отношении к современной трактовке тех событий. Павел Тимофеев в данном материале выступил как герой, а Кутузов - в некотором роде как медиаперсона. Другой интересный пример - то, как была подана ВН ситуация с учительницей Светланой Баклановой, в образе Екатерины II прославлявшей на школьной линейке Сергея Митина. 1 сентября на ресурсе появилась новость, в которой она выступила как персонаж («Видео с одой Сергею Митину от «Екатерины II» распространяется в Сети»). А уже на следующий день корреспондент съездил в эту школу и побеседовал с учительницей, охарактеризовав затем ее как эмоционального человека и опытного педагога («Надо учиться быть пчелками!»). Учительница и императрица превратились в медиаперсону.

Помимо таких известных исторических личностей, как Рюрик, Кутузов и Екатерина II, в новгородских СМИ есть ряд героев, ныне живущих, но при этом напрямую связанных с недавним историческим прошлым. Это ветераны Великой Отечественной войны. Материалы, рассказывающие об их судьбах, появляются время от времени в НВ, Н, ННГ, однако

всплеск интереса к этим героям фиксируем в январе (празднование годовщин освобождения Великого Новгорода и снятия блокады Ленинграда) и в феврале (70-я годовщина победы в Сталинградской битве). Так, 17 января в Н вышел очерк «А жизнь продолжается» о телеграфистке Александре Георгиевне Сариной, которая была свидетелем освобождения Новгорода. А 19 января НВ публикует очерк «Секреты долголетия» о Петре Константиновиче Григорьеве, который «сначала воевал с фашистами, потом - с разрухой, а сейчас - со старостью». 8 февраля здесь же выходит материал о встрече героев Сталинградской битвы со школьниками «Помним имя твоё и подвиг».

Стоит отметить, что в последние годы, когда Великий Новгород захлестнула волна торжеств с 1150-летия города в 2009-м и до 1150-летия российской государственности в 2012 году, в СМИ неоднократно поднимался вопрос о том, что историческое наследие Новгорода играет с ним злую шутку: город обращён в прошлое, а не в будущее. Однако в отношении исследуемой нами темы можно смело заявить, что эти страхи преувеличены, «исторические» герои никогда не задерживались на страницах городской прессы дольше, чем гремел в городе праздник, им посвящённый.

Прошедшие полгода оказались знаковыми для политической жизни Новгородской области: здесь впервые с 2004 года прошли выборы губернатора. Было очевидно, что кандидаты в губернаторы на время проведения предвыборной гонки станут основными героями политических новостей, однако вопрос, смогут ли эти люди из ньюсмейкеров и медиаперсон превратиться в героев дня, оставался открытым.

В месяц выборов (октябрь) наблюдалось резкое сокращение публикаций, относящихся к группе Персонаж, по сравнению с предыдущим периодом. Это всего 74 публикации (106 - в сентябре). При этом очевидно увеличение групп Медиаперсона и Ньюсмейкер. В день выборов, 14 октября, воскресенье, все новгородские Интернет-агентства публиковали информацию о том, как проходит голосование, хотя обычно воскресенье - день, не богатый на новости.

Отличительной чертой этой предвыборной гонки стало то, что во всех СМИ, вне зависимости от их направленности, главным героем публикаций -ньюсмейкером и медиаперсоной - стал только один кандидат, на тот момент, исполняющий обязанности губернатора Новгородской области Сергей Митин. Так, о том, что Сергей Митин не будет участвовать в предвыборных дебатах, сообщили почти все, а о том, как проходят дебаты у двух других кандидатов и что они на них говорят на протяжении всех довыборных дней, не сообщалось. О том, что проголосовал Сергей Митин, написали несколько информагентств, а о том, как голосовали два других кандидата, только НВ.

Интересом к своим персонам со стороны СМИ обязаны выборам и политтехнологи, которые в октябре становились ньюсмейкерами за счёт своих порой острых и неоднозначных высказываний о кандидатах: «Эксперты: слабая сторона Сергея Митина -административный сценарий проведения губернаторских выборов», «Новгородский политтехнолог об

истории с компроматом: Это не изменит ход выборов, но повлияет на имидж Митина в дальнейшем», «Александр Власов: В Кремле будут недовольны результатом, показанным на выборах Митиным» (ПР); «Александр Власов: сюрпризов на выборах губернатора я не исключаю» (ВН).

Кроме того, в октябре важными героями в новгородских СМИ выступили горожане, которые интересовали СМИ как избиратели: «Избирателям, пришедшим на выборы губернатора Новгородской области, пообещали купоны на скидку» (ПР), «Треть дистанции позади: активным избирательным правом воспользовались 13,83% новгородцев» (ВН), «Новгородцы впервые за 8 лет выберут губернатора» (ВН.ру).

В ноябре, как ни удивительно, политическая тема не заглохла, а получила своё развитие с неожиданной стороны. В этом месяце легко можем выделить двух главных героев, ими стали новгородский предприниматель и криминальный авторитет Тельман Мхитарян и глава новгородских коммунистов Валерий Г айдым. Что примечательно, о задержании и содержании под стражей Тельмана Мхитаряна журналисты писали достаточно сдержанно, оперируя в основном фактами и дистанцируясь от эмоций (исключение составляет только материал НВ «Крестный ход «крёстного отца» ). А вот В. Гайдым и его ставшее в одночасье знаменитым «оборзели», обращенное к представителям власти, подвигло некоторые новгородские СМИ на яркие и эмоциональные заголовки: «Он вскричал: вы что там о**ели? И завидно стало молодым: как же ловко словом бьет по цели депутат В.Ф. Гайдым» - с такой шапкой после инцидента вышли НВ, они же опубликовали материал «Прокол старого коммуниста». Остальные СМИ пристально следили за развитием событий, но публиковали тексты, в которых поступок В. Гайдыма не был представлен таким вопиющим: «Новгородский губернатор Митин решил больше не советоваться с коммунистом Гайдымом» (ПР). Впрочем, инцидент забылся спустя месяц, а дело Мхитаряна новгородские СМИ отслеживают и по сей день.

Серьезное влияние на информационную политику СМИ, в том числе и по выбору героев для публикаций, в прошедшие полгода оказывали профессиональные, женские/мужские, да и просто всероссийские праздники.

В октябре на страницах новгородской прессы благодаря Дню учителя появилось сразу несколько героев-учителей. Н опубликовал три материала о разных учителях, и всё - в одном номере от 4 октября: «Учитель нашего времени», «Ипотека для учителя» и «Да простят меня физруки». В ноябре место учителей заняли полицейские, опять же благодаря тому, что отмечался их профессиональный праздник: «На пожизненный срок они связали себя с милицией» об Антонине Серковой и Ольге Степановой, которые начали работать еще в войну (ННГ), «Победа с дознанием» об Эдуарде Бабаеве, впервые за много лет занявшем 1 место в профессиональном конкурсе Госпожнадзора в номинации «Лучший дознаватель» (Н).

Впрочем, самым заметным праздником в прошедшие полгода был, естественно, Новый год. Он определял информационную политику не только конец декабря, но и половину января. В начале месяца СМИ всё еще продолжали публиковать поздравления с Новым годом, например, Алексея Афанасьева и Валерия Гайдыма (ВН.ру) и команды RooProject (ВН). А ПР разместила на своих страницах интервью сразу с несколькими Дедами Морозами, которые раскрыли некоторые секреты своей профессии и рассказали о том, что «чаще всего новгородские дети просят подарить им на Новый год iPhone и iPad». В НВ вышла статья «Режиссер без пьесы» - о режиссере театрализованных представлений городского Центра культуры и досуга им. Н.Г. Васильева Екатерине Разумовой, человеке, который, пока все отдыхали на новогодних каникулах, работал и «делал праздник».

Следующим событием, на которое обратили внимание тоже почти все СМИ, оказалось опять же новогоднее бесчинство: в квартиру новгородки Анастасии Станюк в новогоднюю ночь попала петарда, в результате чего вся находившаяся в квартире мебель и техника сгорели. За развитием события следили ПР, ВН, Н и НВ, все они отмечали не только полную беззащитность новгородцев от таких «петард счастья», но и трагичность ситуации: мать-одиночка в декабре попала в ДТП и ещё три месяца будет находиться на больничном.

Подводя итоги, стоит отметить, что, характеризуя своих героев, новгородские журналисты зачастую уходят в одну из двух крайностей: либо слишком скупы на эпитеты, либо, напротив, многословно описывают человека. Поэтому составить список наиболее частотных характеристик, которые журналисты давали своим героям, представляется проблематичным. Однако нельзя не отметить, что несмотря на то, что журналистский выбор героя для публикации нередко определяли внешние, событийные факторы, наибольшей симпатией городских СМИ пользовались люди творческих профессий и представители власти. Таким образом, мы можем выделить основные качества, которые, как нам кажется, являются определяющими при выборе героя для публикации:

1. Наличие неординарной профессии или увлечения.

2. Жизненный опыт.

3. Экспертное мнение в той или иной области.

Причин, вызывающих появление в прессе с

сентября по февраль той или иной группы героев, тоже можно выделить только три:

1. Выборный процесс.

2. Общероссийские праздники.

3. Годовщины исторических событий, непосредственно связанные с Великим Новгородом.

1. Кройчик Л.Е. Публицистический текст как нарратив // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2008. № 7, 8. С.6.

2. Янчева Н.Ю. Составляющие автопортрета героя в интервью-портрете // Жанровые метаморфозы в российской журналистике: тезисы IV Всерос. науч.-практ. конф., Самара, 18-19 марта 2010 г. Самара: Порто-принт, 2010. С.103-106.

3. Попова Т.И. Телеинтервью в коммуникативнопрагматическом аспекте. СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. 219 с.

4. Лысенко О.В. Образ жителя провинциального города // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 201З. №> З(8). С. б9.

5. Каминская Т.Л. Новгородская республика как ресурс идентичности // Новгородика-2010. Вечевой Новгород: материалы Международной научно-практической конференции 20-22 сентября 2010 г. Ч. З. - Великикй Новгород, 2011. С. 224.

Bibliography (Transliterated)

1. Krojchik L.E. Publicisticheskij tekst как narrativ // Akcenty.

Novoe v massovoj kommunikacii. 2008. N° 7, 8. S. б.

2. Jancheva N.Ju. Sostavljajushhie avtoportreta geroja v in-terv'ju-portrete / N.Ju.Jancheva // Zhanrovye metamorfozy v rossijskoj zhurnalistike: tezisy IV Vseros. nauch.-prakt. konf, Samara, 18-19 marta 2010 g. Sama-ra: Porto-print, 2010. S. 103-106.

3. Popova T.I. Televizionnoe interv'ju: semanticheskij i prag-maticheskij aspekty: dis. doktora filol. nauk. SPb., 2004. S. 299.

4. Lysenko O.V. Obraz zhitelja provincial'nogo goroda // Labir-int. Zhurnal social'no-gumanitarnyh issledo-vanij. 2013. № 3(8). S. 69.

5. Kaminskaja T.L. Novgorodskaja respublika kak resurs iden-tichnosti // Novgorodika-2010. Vechevoj Novgorod: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 20-22 sentjabrja 2010 g. Ch. 3. - Velikikj Novgorod, 2011. S. 224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.