Научная статья на тему 'Городской центр дополнительного образования школьников - новый тип здания городской структуры'

Городской центр дополнительного образования школьников - новый тип здания городской структуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / НОВЫЙ ТИП ЗДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Юрий Константинович

Исследуется возможность концентрации основных направлений будущей профессиональной деятельности выпускников школ в отдельной городской типологической структуре через систему дополнительного образования. Ил. 5. Библ. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городской центр дополнительного образования школьников - новый тип здания городской структуры»

УДК 727.012

Ю.К. Осипов

Сибирский государственный индустриальный университет

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - НОВЫЙ ТИП ЗДАНИЯ ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЫ

Принятая в России стратегия всесторонней модернизации страны требует формирования нового социально-психологического типа человека, готового и способного к переменам. Функции подготовки и формирования нового человека может взять на себя система дополнительного образования в широком смысле этого термина, которая должна научить умениям ориентироваться в огромном пространстве информации, обрабатывать ее, структурировать, осваивать и применять в деятельности [1, 2]. Дополнительное образование можно условно разделить на два этапа. Первый этап -это дополнительное образование школьников старших классов, целью которого является правильный выбор будущей профессии. Второй этап - дополнительное профессиональное образование, роль которого возрастает с переходом высшего образования на двухуровневую систему (бакалавр - магистр), что потребует создания системы эффективного доучивания бакалавров до уровня специалистов, способных работать на современном производстве. Чтобы обеспечить второй этап дополнительного образования, необходимо добротно организовать сферу дополнительного школьного образования, то есть первый этап.

На кафедре архитектуры СибГИУ был создан экспериментальный проект городского центра дополнительного образования школьников. Дополнительное образование - это хорошо забытое старое. Вспомним дома пионеров, станции юных техников, кружки радиолюбителей, авиа- и судомоделистов, балетные студии и т.д., где школьники увлеченно занимались вне школьного расписания любимым делом. Полученные определенные навыки в дальнейшем помогали им ориентироваться в выборе будущей профессии. В основу такого центра положено создание инфраструктурного и функционального пространства, которое должно обеспечить оптимальные условия для выбора школьниками будущей профессии. Эта предпосылка и позволила создать новый тип здания, который укладывается в канву архитектурной типологии зданий и сооружений,

которая представляет один из важнейших разделов архитектурной науки.

Архитектурная типология систематизирует и разрабатывает основные принципы формирования типов зданий и сооружений с учетом их предпочтительных черт и характеристик, раскрывает социальные, функциональные, конструктивно-технические, экономические, градостроительные и архитектурно-художественные требования, определяет классификацию и номенклатуру типов и видов зданий.

В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования весьма обширна, размещается она, как правило, в школьных зданиях и в приспособленных помещениях. А проект, разработанный на кафедре архитектуры, предполагает создание отдельного здания центра дополнительного образования как нового типа городской структуры.

Объемно-пространственная композиция здания центра состоит из двух частей: компактная треугольная со встроенной этажеркой, на различных отметках которой размещаются учебные помещения центра, и прямоугольная, где размещен строительный полигон (рис. 1 -4). Связь между помещениями в уровне этажа осуществляется коридором, а между этажами -лестницей и двумя лифтами.

На первом этаже располагаются административные помещения: кабинет директора, зал собраний, преподавательская, информационная стойка, склад, гардероб, буфет. В пристройке находится строительный полигон, снабженный образцами строительной техники; здесь школьники могут получать основы навыков строительных профессий.

Учебные классы и лаборатории занимают второй, третий и четвертый этажи. На втором этаже располагаются лаборатории географии, химии, физики, класс радиоэлектроники, класс инженерного проектирования, класс основ электроники, в пристройке на отм. +5000 находятся класс биологии и остекленная оранжерея площадью 550 м2, где дети смогут познакомиться с экзотическими растениями и растениями, адаптированными под климат Сибири. На третьем этаже расположены клас-

сы математики и начертательной геометрии, класс основ проектной деятельности, класс информационных технологий и робототехники, класс основ технического творчества, класс начального технического моделирования. На четвертом этаже находится лаборатория основ журналистики, студия рисунка и художественного конструирования, фотостудия.

Несущий остов здания представляет собой стальные треугольные решетчатые арки, связанные с встроенной этажеркой горизонтальными стальными элементами. Несущий остов строительного полигона выполнен в металло-каркасе. Покрытия и стеновое ограждение здания центра выполнено из сэндвич-панелей, толщина которых определена на основе теплотехнического расчета для условий климатической зоны Новокузнецка [3].

В представленном проекте центра дополнительного образования есть своя инфраструктура, позволяющая по-новому организовать процесс обучения. Кроме того, предложено дополнить центр дополнительного образования школой первичной инженерной подготовки. Это обусловлено дефицитом инженерных кадров и специалистов среднего звена практически во всех отраслях промышленности [4]. Центр дополнительного образования рассчи-

тан на учащихся старших (9 - 11) классов, где они смогут получить первичные навыки исследовательской и экспериментальной работы в профильных лабораториях физики, химии, биологии, географии, механики, математики, черчения, информатики, робототехники и основ рабочих профессий.

Центр дополнительного образования (рис. 5) ориентирован на школьников любого уровня развития. Такое направление следует рассматривать как дополнительное образование, которое позволит значительно облегчить выбор профессии через систему среднего специального и высшего образования. Процесс обучения в центре дополнительного образования может быть организован на уровне партнерских отношений с вузами Новокузнецка, администрацией города и более широким участием государства через систему профориентационной работы и государственного заказа на специалистов.

Выводы. Дополнительное образование школьников должно иметь отличие от основного школьного образования и поэтому требует взвешенного подхода к формированию учебной программы и иной основы для коммуникации с учащимися. В результате есть возможность получить сбалансированную систему выбора будущей профессии.

План на отм. 0.000

OJ 00

s

я

и

Рис. 2. План 2-го этажа

План на отм. +7200

, 4000 , 3000 В000 , 3000 3000 3000 3500

6000

о о

о

о <=>

о

н —

я

о о о

о' о

'адарапарт | Математика

Склаа мичачмамо

и

П«1МПМК«*0

1

м

Основы проектной

>-<э*г<п«1обим4 Начертательная деятельности Геометрия

^ 1

у»

-=1

I

Т

Основы

технического

творчества

ш

Лаборатория

информационных

технологий

к*

6000 ] 4000 ,2000, 6000

42000

3 11 ч

6000

6000 |2000| 4000 |

-1 |

12 8

Рис. 4. Разрез - 41 -

Рис. 5. Общий вид Центра дополнительного образования

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к традиционному образованию.

Учебное пособие. - М.: Домодедово: СНПК МВД России, 1999. - 174 с.

2. Антоненко С.А. «Дополнительное» не менее важное, чем «основное» // Качество образования. 2013. № 2. С. 34 - 37.

3. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций зданий и сооружений: Метод. указ. / Сост. О.В. Матехина, Ю.К. Осипов. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2010. - 62 с.

4. Осипов Ю.К. Инфраструктура и функциональное наполнение общеобразовательной школы нового типа // Вестник СибГИУ. 2016. № 1 (15). С. 28 - 31.

© 2017 г. Ю.К. Осипов Поступила 30 апреля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.