Научная статья на тему 'Городской и деревенский топосы в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина"'

Городской и деревенский топосы в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1599
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОС / ОППОЗИЦИЯ "СТОЛИЦА ПРОВИНЦИЯ" / Л. Н. ТОЛСТОЙ / РОМАН "АННА КАРЕНИНА" / ХРОНОТОП / TOPOS / "METROPOLIS-PROVINCES" OPPOSITION / L.N. TOLSTOY / NOVEL "ANNA KARENINA" / CHRONOTOPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курьянова Валерия Викторовна, Павленко Екатерина Сергеевна

В статье исследуется влияние топического пространства, в котором находились персонажи романа «Анна Каренина». Выделены четыре локации Москва, Петербург, деревни Покровское и Возвдиженское, топосы противопоставлены друг другу, выявлены общие и различные черты, прослежено их влияние на героев произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY AND VILLAGE TOPOS IN THE NOVEL L. N. TOLSTOY "ANNA KARENINA"

The article explores the influence of the topical space in which the characters of the novel «Anna Karenina» were located. Four locations are identified: Moscow, St. Petersburg, Pokrovskoye Village and Vozvdizhenskoye, the topos are opposed to each other, common and various traits are revealed, their influence on the heroes of the work is traced.

Текст научной работы на тему «Городской и деревенский топосы в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина"»

история русской литературы

УДК 821.161.1

ГОРОДСКОЙ И ДЕРЕВЕНСКИЙ ТОПОСЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

Курьянова Валерия Викторовна,

доцент кафедры русской и зарубежной литературы Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (Симферополь, РФ); e-mail: kuryanova_v@mail. ru

Павленко Екатерина Сергеевна,

студентка Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (Симферополь, РФ); e-mail: pavlenko.ek@yandex.ua

В статье исследуется влияние топического пространства, в котором находились персонажи романа «Анна Каренина». Выделены четыре локации - Москва, Петербург, деревни По-кровское и Возвдиженское, топосы противопоставлены друг другу, выявлены общие и различные черты, прослежено их влияние на героев произведения.

Ключевые слова: топос, оппозиция «столица - провинция», Л. Н. Толстой, роман «Анна Каренина», хронотоп.

Место человека в мире можно определить в рамках таких понятий как, например, столица и провинция, которым можно придать статус категорий [2, с. 235]. Столица и провинция представляют

© В. В. Курьянова, Е. С. Павленко, 2018

собой «антропологические феномены, имеющие ценностные смыслы» [3, с. 26]. В своей статье «Провинция: потаённость и сокровенность» С. П. Гурин рассматривает образы столицы и провинции в контексте мифопоэтического мышления. Возникновение данной оппозиции обусловлено частым противопоставлением города деревне. Данную оппозицию можно рассмотреть в контексте соотнесения столицы и провинции, города большого и малого, центра и периферии, об этом в своей статье «Смысловая антитеза «город -провинция» в творчестве И. С. Шмелева (на примере повести «богомолье» и романа «пути небесные»)». С. П. Гурин обращает внимание на метафизическое значение провинции, которая всегда предстает как «исток, источник жизни страны и народа и как основа, основание, фундамент этой жизни» [3, с. 28]. Поэтому город невозможен без провинции, периферии. Только в их сопоставлении можно выявить дополнительные смыслы метафизики города.

В романе «Анна Каренина» Лев Николаевич Толстой противопоставил две деревни двум городам. В романе проведена граница между городом и провинцией и её переход влечёт за собой определённые последствия: гибель, потерю себя или же наоборот обретение смысла жизни, создание семьи, некой трансформации. В любом случае переход из одного пространство в другое не остаётся незамеченным и имеет последствия для героев. Толстой показал это на примере трёх семей, каждая из которых прошла определённый путь до своего становления или же саморазрушения.

В сентябре 2018 мы отмечаем 190-летие со дня рождения великого писателя, а также 140-летие со дня первой книжной публикации романа «Анна Каренина». Нам представляется необходимым исследовать влияния топического пространства, в котором находились персонажи романа «Анна Каренина». Выделив четыре локации - Москва, Петербург, деревня Покровское и Возвдиженское, мы детально изучили быт, досуг и развлечения каждого персонажа. Противопоставили топосы друг другу, выявили общие и различные черты, проследили их влияние на героев произведения. Целью нашего исследования стало влияния конкретных топосов (деревенских и городских) на формирование характеров персонажей произведения, их поступков и судеб.

Место действие романа в основном сосредоточено в четырех точках: Москва, Санкт-Петербург, Покровское, Воздвиженское. Два города и две деревни в романе можно выделить в оппозицию, которая часто появлялась в русской литературе: «город - провинция». По мнению Е. Н. Эртнер, причина постоянного противопоставления провинции (усадьбы / деревни / уездного города) и столицы (Москвы / Петербурга) в русской литературе - «национальное центристское мышление, эксплицирующее конфликт столицы и провинции» [8, с.41].

Под провинциальными и городскими топосами мы понимаем локальное культурное пространство, две сферы жизни, имеющие пространственные, временные координаты, культурные традиции, ценности, нормы, свои представления об идеале и красоте, устройстве жизни. Каждый автор в своё произведение вкладывал в данную оппозицию свои устойчивые характеристики. «В русской классической литературе оппозиция «столица / провинция», носящая идеологический характер, выражающая разные идейные и культурные тенденции внутри России, становится структурообразующей, семантически активной, что связано со стремлением писателей выразить в своих произведениях совершенную правду жизни и совершенную жизнь» [1, с.386]. Путешествие из провинции в город и наоборот, позволяет передать автору переход героев из одного состояния в другое, показать особенности быта, образа жизни и их восприятия данным героем. Подробное и детальное описание обстановки, одежды или просто же исторической эпохи в целом, позволяют поместить героя в определённое пространство и показать его взгляды, различные изменения, происходящие с ним. Становление героя происходит при познании всех особенностей данного места и реакцией на него.

Для Л. Н. Толстого оппозиция город-деревня существовала не только в романе «Анна Каренина», но и занимала большое место в его мировоззрении. В статье «В чём счастье?» писатель выражает своё видение счастья человека, которые заключается не в городском образе жизни: «Но разве в городе нельзя найти счастья? -В городе? Прикиньте ту жизнь, которую все ведут в городе, на мерку того, что всегда все люди называли счастьем, и вы увидите, что

эта жизнь далеко не счастье» [9, с.5]. Кроме того, он считает, что не растущие города и цивилизации - путь к счастью, а человеческий труд и семья. Именно эти ценности и закладываются в основу романа «Анна Каренина».

В романе деревенский топос олицетворяет собой уединение и укрытие от чего-либо. Это не хаотичный город с суматохой и проблемами, высшим светом, кипящей жизнью. Деревня - это то место, где спокойно и не спеша разворачиваются события. Именно в Покровское переезжают Китти и Левин, которые устали от городской суматохи, в деревне прячутся и Анна с Алексеем от осуждающих их людей.

В провинции герои убегают от чего-либо, но если Китти с мужем бежит от надоедливой московской жизни и стремиться к счастью, то Анна, встав на путь саморазрушения, лишь усугубляет положение, и Воздвиженское в данном случае воспринимается в негативном свете как укрытые, побег от проблем и неприятие их.

В Воздвиженском Анна не находит себя, героиня мечется весь роман и полностью не отдаёт себя одному месту. Она не чувствует себя уютно в городе или же в поместье Вронского. Это видит приехавшая в гости Дарья Александровна и она понимает, почему так происходит. За столом, а и просто в хозяйстве увереннее ведёт себя Вронский, Анна же здесь как гость, она не вжилась в роль хозяйки.

В отношении к своим имениям обнаруживается схожесть в целях Вронского и Левина, каждый из них мечтает о своём хозяйстве, о семье, стабильности. Толстой наделяет Вронского и Левина стремлением к определённому укладу, к владению и управлению землёй, людьми. Но если Вронский в романе является земледельцем, то Левин - помещиком. Каждый по-своему воспринимает свои обязанности как управляющего. Для Левина важно ответственное, внимательное отношение к своей земле и крестьянам, народу в целом. Он ставит их проблемы, их труд на первое место, альтруистически относясь к людям. Вронский же здесь придерживается противоположного мнения и привык платить за выгоды, которыми пользуется. Крестьян он не воспринимает как человеческие индивидуальности и с удовольствием заменил бы их машинным трудом.

Кроме противопоставления городу деревне и, наоборот, противопоставляются друг другу также сами деревни и города. Для Толстого Покровское является примером и сосредоточением счастливой семейной жизни, здесь не происходит роковых или несчастных эпизодов, именно тут Левин находит смысл жизни, отвечает для себя на вопросы жизни и смерти, и, наконец, принимает Бога в сердце. В Воздвиженском в отличие от Покровского показана несчастливая жизнь Анны после расторжения брака, непостоянность и тревоги.

Противопоставление Петербурга Москве также свойственно русской литературе и русской культуре с момента строительства северной столицы. У Толстого также наблюдается во многих произведениях: блестящий, светский Петербург и исконно русская, патриархальная Москва. Вронский приглашает Китти на танец без всяких обязательств, для семьи же Щербацких один танец фактически означает потенциальное предложение руки и сердца. Отсюда возникают бесплодные надежды девушки, отказ Левину и тяжелое, медленное выздоровление.

В Москве мы знакомимся с несчастливой (вспомним начало романа) семьёй Стивы Облонского. Взглянуть на Москву со стороны помогает приехавший из деревни Константин Левин: «Левин приезжал в Москву всегда взволнованный, торопливый, немножко стесненный и раздраженный этою стесненностью и большею частью с совершенно-новым, неожиданным взглядом на вещи. Степан Аркадьич смеялся над этим и любил это. Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим. Но разница была в том, что Облонский, делая, что все делают, смеялся самоуверенно и добродушно, а Левин не самоуверенно и иногда сердито» [4, с. 20]. Здесь сразу заметен контраст между деревней и городом, любящий труд Левин (о чём мы узнаем потом) не видит ничего хорошего в суетливой городской, пустой жизни.

Постепенно в Москве оказываются и другие персонажи и мы видим какое влияние оказывает на них город: Анна вернулась домой другой и влюблённой во Вронского, Левин не смог воспринять тот бурный темп жизни, а коренные жители Стива и Долли Облонс-

кие осознали свою зависимость от общества и жизни на «широкую ногу», Китти же чувствовала себя довольно неловко со своими аристократическими московскими привычками в деревне. Кроме того, общество не прощает ошибок и, если ты оказался вне его, то остался без устойчивого материального положения: «Денег совсем не было. Это было неприятно, неловко и не должно было так продолжаться, по мнению Степана Аркадьича. Причина этого, по его понятию, состояла в том, что он получал слишком мало жалованья» [4, с. 321].

Отрицательный статус добавляют события, происходящие в Москве - это измены Облонского, отказ Китти выйти замуж за Левина, встреча Вронского и Карениной и, наконец, смерть Анны. Именно в этом городе задаётся нужный темп роману.

В отличие от Москвы Петербург в романе является фоновым и довольно блеклым городом. В реальности всё обстояло немного иначе. Петербург во 2-ой половине XIX века активно развивался: строилось множество зданий, печатались и выходили новые журналы, открывались различные курсы и университеты. Не стоит забывать, что на тот момент он был столицей империи. Однако в романе Лев Николаевич не делает на этом акцент, а лишь показывает нам верхушку Петербурга, весь тот высший свет, который устанавливает в столице правила, задаёт моду и осуждает нарушавших её. В романе город предстаёт нам довольно динамичным, даже слегка суетливым, здесь проходят спиритические сеансы, балы, люди посещают театры. Стоит также отметить тот факт, что в Петербурге Толстой нам показывает лишь богатых людей, которые живут в своё удовольствие. Образ города формируется из целей приезжих в него и зачастую это цели гедонистического характера. Семья остаётся на втором плане, а в город едут либо по делу, либо, чтобы хорошенько отдохнуть от суеты другого города или провинции.

Здесь живёт Вронский, которому Толстой даёт такую характеристику: «Вронский - это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской. Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант и вместе с тем - очень милый, добрый малый» [4, с. 43].

Сам Вронский разделяет жителей Петербурга на 2 типа: «В его петербургском мире все люди разделялись на два совершенно противоположные сорта. Один низший сорт: пошлые, глупые и, главное, смешные люди, которые веруют в то, что одному мужу надо жить с одною женой, с которою он обвенчан, что девушке надо быть невинною, женщине стыдливою, мужчине мужественным, воздержным и твердым, что надо воспитывать детей, зарабатывать свой хлеб, платить долги, — и разные тому подобные глупости. Это был сорт людей старомодных и смешных. Но был другой сорт людей, настоящих, к которому они все принадлежали, в котором надо быть, главное, элегантным, красивым, великодушным, смелым, веселым, отдаваться всякой страсти не краснея и над всем остальным смеяться. Вронский только в первую минуту был ошеломлен после впечатлений совсем другого мира, привезенных им из Москвы; но тотчас же, как будто всунул ноги в старые туфли, он вошел в свой прежний веселый и приятный мир». [4, с. 180-181]. Мы понимаем, что к низшему сорту по меркам Вронского можно отнести Левина, в этом описании мы узнаём всю его судьбу, настоящий сорт - это сам Алексей Кириллович и Степан Аркадьевич, который ведёт похожий образ жизни.

Не только Вронский делить людей на так называемый «сорт», сами петербургские кружки подразделяются в зависимости от общения:

«Анна Аркадьевна Каренина имела друзей и тесные связи в трех различных кругах. Один круг был служебный, официальный круг ее мужа, состоявший из его сослуживцев и подчиненных, самым разнообразным и прихотливым образом связанных и разъединенных в общественных условиях, но этот круг правительственных, мужских интересов никогда, несмотря на внушение графини Лидии Ивановны, не мог интересовать ее, и она избегала его. Другой близкий Анне кружок — это был тот, через который Алексей Александрович сделал свою карьеру. Центром этого кружка была графиня Лидия Ивановна. Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин. Алексей Александрович очень дорожил этим кружком, и Анна, так умевшая сживаться со всеми, нашла себе в пер-

вое время своей петербургской жизни друзей и в этом круге. Третий круг, наконец, где она имела связи, был, собственно, свет, - свет балов, обедов, блестящих туалетов, свет, державшийся одною рукой за двор, чтобы не спуститься до полусвета. Связь ее с этим кругом держалась чрез княгиню Бетси Тверскую, которая с самого появления Анны в Свет особенно полюбила ее, ухаживала за ней и втягивала в свой круг, смеясь над Кругом графини Лидии Ивановны» [4, с. 450-451]. Значительную роль в изменение круга общения вносит поездка в Москву и последующее прошение развода. После поездки и открытых встреч с Вронским Анна стала избегать остальных друзей и отдала предпочтение поездкам к княгине Тверской.

В большой мере мы видим Петербург уже после того как Анна и Вронский показали свои отношения всему обществу Но и здесь Петербург остаётся отголоском того, что произошло в Москве. На долю столицы выпадают в основном пересуды за спиной Анны и Алексея.

Петербург в романе принимает на себя последствия всего, что произошло в Москве. Роковая для многих встреча Карениной и Вронского произошла на вокзале в Москве, далее бал - завязка. Основное действие произошло или, скорее, развивалось в Питере -скачки, потом постоянные встречи Анны и Вронского, рождение дочери и конец брака. Петербург закрывается, сужает круг для Анны, Каренина и Вронского, общество не просто лишает их определённого статуса, оно доводит до попытки самоубийства Вронского и настолько заставляет Каренина ненавидеть Анна, что он жаждет её смерти после родов.

Высший уровень российской топологии определяют столицы -Москва и Петербург. В связи с этим нельзя не отметить такую важную особенность культурно-географической модели России начиная со времен Петра I, как наличие в ней двух столиц - Санкт-Петербурга и Москвы. Оппозиция «Петербург - Москва» стала одной из культурных констант национального сознания. Петербург -город, созданный волей одного человека - гения и тирана, на «гиблом» месте, среди болот, средоточие государственной бюрократической власти, представленной многочисленными казенными уч-

реждениями, город прекрасной архитектуры и изломанных судеб, город миллионеров и нищих, город причуд, изысков и извращенных преступлений, циничного расчета и романтического безумия, город дельцов, карьеристов, «мечтателей» и самоубийц. Москва же - это столица древняя, естественная, место «благое» и благодатное, город храмов и монастырей, традиций, русского хлебосольства, город, в котором равномерно и гармонично представлены все сословия, город, поддерживающий прочную связь с деревней, почвой, страной, это город стабильной и спокойной жизни в соответствии с человеческой природой и естественными потребностями человека. Петербургской суете и деловитости противостоит размеренность и праздность московской жизни, а петербургской экзальтированности - сосредоточенность на обычном, естественном течении жизни с ее повседневными заботами и радостями [7, с.5].

Оппозиция «Москва - Петербург» рельефно представлена в романах Л. Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Так, в романе «Анна Каренина» Москва - это город Облонских и Щербацких. Обе эти семьи отмечены сердечностью, радушием, традиционным хлебосольством. В основе всех их отношений лежит любовь. Петербург - город высшего света, «золоченой молодежи петербургской», город Карениных и Вронских - семей, в которых царит холод. В романной топологии Москва и Петербург практически всегда представлены своими автонимами (то есть своими настоящими именами) [7, с. 6].

В статье «Дом как отражение конфликта в семье и в обществе (на материале романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина») Интерпретация текста» говорилось о своеобразном восприятии Стивой Облонским двух городов: По-особому пространство дома выстраивается в связи с противопоставлением «Москва - Петербург». С точки зрения Стивы Облонского, настоящая жизнь была в Петербурге. Московская же его жизнь определяется через слова жена, семья, дети, воспитание, служба, долги, здоровье, входящие в лексико-те-магическую группу «Москва»: «начинал беспокоиться дурным расположением и упрёками жены, здоровьем, воспитанием детей, мелкими интересами своей службы; даже то, что у него были долги, беспокоило его». «В Петербурге, столице империи, с точки зрения

героя, всё по-иному. Главное для людей, проживающих в этом пространстве, - это жизнь для себя. Семья, дети воспринимаются как обуза. Отсюда противопоставление «дети - родители», «роскошь -труд, заботы» [4, с.55].

Петербург и Москва в романе соотносятся как два города, где проживает аристократическое общество. Нестоличная Москва развивалась в XIX веке с оглядкой на Петербург. Если щеголеватый и деловитый, аристократический и преисполненный царственного достоинства, облаченный в мундир или великолепный фрак классический Петербург имел «мужское» имя, то чинная и обстоятельная, «домашняя» и «женственная» Москва была «женского» же рода [5, с.35]. Как мы видим, при формировании топоса городов Толстой не прибегает к детально описанию улиц и их расположению. Иногда для этого он вводит в роман некоторые существующие в реальности места для того, чтобы читатель смог увидеть некоторые классовые особенности либо же для того, чтобы сформировавшийся у читателя образ города не был слишком эфемерным. Высший свет в романе не прощает ошибок. Москва оказывает на всех огромное влияние - это заметно по аристократическому воспитанию, которое позволяет себя чувствовать комфортно только в определённых кругах, в Москве рушится семья Облонских и находит свою погибель брак Карениных. Петербург же принимает на себя все последствия, является теневым городом в романе, Толстой показывает нам реакцию общества на роман Карениной, их изгнание. Вронский в Петербурге чуть не лишает себя жизни, а сын Анны, чувствует себя лишним и никому не нужным. Все трое потерялись, растворились в городе.

Деревня в романе является тем самым целебным местом, которое нужно героям. Сюда приезжает Долли и её семья, именно здесь Китти и Левин живут своей счастливой жизнью. Деревенский труд, традиционные обычаи и устои ярко противопоставлены Толстым всей неискренности, лицемерию и лжи высшего общества. Именно поэтому в Покровском можно увидеть Ясную Поляну, которая была так важна для писателя. Покровское в романе очищает " снимает лишний лоск города, позволяет забыть о вечном беспокойстве за внешний и положение в обществе. Однако

противопоставленное Покровскому Воздвиженское напоминает о последствии поступков, здесь Анна живёт уже не такой и счастливой жизнью с Вронским, здесь она ждёт развода и отягощает себя ревностью и недоверием. Эта оппозиция топосов занимает в романе важную роль, на примере окружения и жизни героев Толстой показывает и высказывает свою концепцию семейного счастья. Деревеня служит укрытием для героев, но для каких целей и положительным или негативным является это укрытие, герои решают сами.

Итак, Толстой противопоставил два порочных города, светлую, трудящуюся деревню и Воздвиженское с несчастными в нём жителями. Кроме противопоставления город " деревня, смерть " рождение, мы видим ещё и такое законный " незаконный брак, капитализм - традиционный крестьянский уклад.

Отписок использованной литературы

1. Абрамова, В. С. Проблема соотношения провинциального и столичного топосов в прозе А. П. Чехова 1890-1900-х гг. / В. С. Абрамова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - №2 3 (1). - 2012. - С.381-387

2. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - С. - 234407.

3. Гурин, С. П. Провинция: потаённость и сокровенность [Электронный ресурс] / С. П. Гурин // Топос: литературно-философский журнал. - 2009. - 15 сентября. - Режим доступа: http://www.topos.ru/ агйс1е/6847 (дата обращения: 09.2017).

4. Ланская, О. В. Дом как отражение конфликта в семье и в обществе (на материале романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина») Интерпретация текста / О. В. Ланская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - Липецк, 2010. - С. 53-57

5. Мясникова, Л. А. Путешествие как путь к себе / Л. А. Мясни-кова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №№8. -С. 15-19.

6. Толстой, Л .Н. Анна Каренина / Толстой Л. Н. // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Т. 18-19. - Юбилейное издание. - М. : Гослитиздат, 1928-1958.

7. Шутая, Н. К. К вопросу об оппозиции столицы и провинции в топологической системе русского романа/ Н. К. Шутая // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - №№1. - С. 1-7.

8. Эртнер, Е. Н. «Феноменология провинции в русской прозе конца XIX - начала XX века»: Автореф. дисс. д-ра филол. наук. спец. 10.01.01/ Е. Н. Эртнер. - Екатеринбург., 2005. - 42 с.

9. Эсалнек, А. Я. Типология романа. (Теорет. и ист.-лит. аспекты.) / А. Я. Эсалнек. - М.: Изд. МГУ, 1991. - 156 с.

CITY AND VILLAGE TOPOS IN THE NOVEL L. N. TOLSTOY «ANNA KARENINA»

Kuryanova Valeria Viktorovna,

PhD in Philology of the Department of Russian and foreign

literature of the Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia) e-mail: kuryanova_v@mail. ru

Pavlenko Ekaterina Sergeevna,

student of the Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia) e-mail: pavlenko.ek@yandex.ua

The article explores the influence of the topical space in which the characters of the novel «Anna Karenina» were located. Four locations are identified: Moscow, St. Petersburg, Pokrovskoye Village and Vozvdizhenskoye, the topos are opposed to each other, common and various traits are revealed, their influence on the heroes of the work is traced.

Keywords: topos, «metropolis-provinces» opposition, L.N. Tolstoy, novel «Anna Karenina», chronotope.

References

1. Abramova, V. S. Problema Sootnosheniya Provintsial'nogo i Stolichnogo Toposov v Proze A.P. Chekhova 1890-1900-kh gg. /V. S. Abramova// Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - №» 3 (1). - 2012. - S.381-387

2. Bakhtin, M. M. Formy Vremeni i Khronotopa v Romane: Ocherki po Istoricheskoy Poetike // Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki. -M,1975.soch. S. - 234-235.

3. Gurin, S. P. Provintsiya: Potayonnost' i Sokrovennost' [Elektronnyy resurs] / S. P. Gurin // Topos: literaturno-filosofskiy zhurnal. - 2009. -15 sentyabrya. - Rezhim dostupa: http://www.topos.ru/article/6847 (data obrashcheniya: 09.2017)

4. Lanskaya, O. V. Dom kak Otrazheniye Konflikta v Sem'ye i v Obshchestve (na Materiale Romana L. N. Tolstogo «Anna Karenina») Interpretatsiya Teksta / O. V. Lanskaya // Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedeniye. - Lipetsk, 2010. - S. 53- 57

5. Myasnikova, L. A. Puteshestviye kak Put' k Sebe / L. A. Myasnikova // Teoriya i Praktika Obshchestvennogo Razvitiya. - 2011. - №28. - S. 15-19.

6. Tolstoy, L .N. Anna Karenina / Tolstoy L. N. // Polnoye Sobraniye Sochineniy v 90 tomakh. T. 18-19 - Yubileynoye izdaniye. - M.: Goslitizdat, 1928-1958.

7. Shutaya, N. K. K voprosu ob oppozitsii stolitsy i provintsii v topologicheskoy sisteme russkogo romana / N. K. Shutaya // Internet-zhurnal «Mir nauki». - 2015. - №1. - S. 1-7.

8. Ertner, Ye. N. Fenomenologiya provintsii v russkoy proze kontsa XIX - nachala XX veka: Avtoref. diss. d-ra filol. nauk. spets. 10.01.01/ Ye.N. Ertner. -Yekaterinburg., 2005. - 42 s.

9. Esalnek A.Ya. Tipologiya romana. (Teoret. i ist.-lit. aspekty.) / A.Ya. Esalnek. - M.: Izd. MGU, 1991. - 156 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.