Научная статья на тему 'ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ЦЕРКОВНЫХ ПРИХОДАХ БАРНАУЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX ВВ.'

ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ЦЕРКОВНЫХ ПРИХОДАХ БАРНАУЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ПРИХОДА / ИСПОВЕДНЫЕ РОСПИСИ / КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ / ПРИХОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / PARISH TERRITORY / CONFESSION LISTS / CLERGY RECORDS / PARISH POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сарафанов Дмитрий Евгеньевич

В статье основное внимание уделяется анализу размеров православных приходов Барнаула и динамике удельного веса городского и сельского населения в них во второй половине XVIII - XIX вв. Делается вывод о том, что на территории Барнаула функционировало три (с 1860-х гг. - четыре) православных прихода. С конца XVIII в. к ним было приписано население 24 деревень, с 1808 г. - 29, с середины 1820-х гг. территория приходов достигла максимальных размеров и включала 33 деревни. Население сельской округи в городских приходах на протяжении первой половины XIX в. возрастало. Максимальных значений показатель достиг к 1846 г. (51,6%). Прирост был связан как с увеличением числа деревень, приписанных к церквям Барнаула, так и с ростом числа жителей в них. С конца 1840-х гг., с началом активного церковного строительства на Алтае, началось сокращение «площади» и количества сельского населения в городских приходах. Городское население было распределено между приходами неравномерно. Удельный вес горожан Петропавловской церкви среди других приходов Барнаула вплоть до 1860 г. составлял более 70%, в последующее время снизился до 34%. Духовенство построенной в 1860-е гг. Покровской церкви «обслуживало» в среднем 32% населения города. К Захарьевской и Одигитриевской церквям в первой половине XIX в. было приписано 17 и 9% горожан. В последующие годы показатели составили 27 и 7%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN AND RURAL POPULATION IN THE BARNAUL PARISHES IN THE SECOND HALF OF THE 18TH - 19TH CENTURIES

The article focuses on the analysis of the size of Orthodox parishes in Barnaul as well as the dynamics of the proportion of urban and rural population in the second half of the 18th - 19th centuries. It is concluded that there were four Orthodox parishes in Barnaul. By the end of the 18th century, the population of 24 villages was attributed to them, from 1808 - 29, by the mid-20s of the 19th century the parish territory reached its maximum size and included 33 villages. The population of rural areas in urban parishes increased during the first half of the 19th century. The indicator reached its maximum values by 1846 (51.6%). The increase was associated both with an increase in the number of villages assigned to the churches of Barnaul, and with an increase in the number of inhabitants in them. Since the end of the 1840s, with the beginning of active church building in Altai, the “area” and the number of rural population in urban parishes began to decline. The urban population was unevenly distributed between parishes. The proportion of the townspeople of the Peter and Paul Church among other parishes of Barnaul until 1860 was more than 70%, later it decreased to 34%. The clergy, built in the 1860s of the Intercession Church, "served" an average of 32% of the city's population. In the first half of the 19th century, 17% and 9% of the townspeople were assigned to the Zakharievskaya and Odigitrievskaya churches. In subsequent years, the figures were 27% and 7%.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ЦЕРКОВНЫХ ПРИХОДАХ БАРНАУЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX ВВ.»

УДК 94(571.150):930 ББК 63.3(2Рос-4Алт)53+63.2

Городское и сельское население в церковных приходах Барнаула во второй половине XVIII-XIX вв.

Д.Е. Сарафанов

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Urban and Rural Population in the Barnaul Parishes in the Second Half of the 18th - 19th Centuries

D.E. Sarafanov

Altai State University (Barnaul, Russia)

В статье основное внимание уделяется анализу размеров православных приходов Барнаула и динамике удельного веса городского и сельского населения в них во второй половине XVIII - XIX вв. Делается вывод о том, что на территории Барнаула функционировало три (с 1860-х гг. - четыре) православных прихода. С конца XVIII в. к ним было приписано население 24 деревень, с 1808 г. - 29, с середины 1820-х гг. территория приходов достигла максимальных размеров и включала 33 деревни. Население сельской округи в городских приходах на протяжении первой половины XIX в. возрастало. Максимальных значений показатель достиг к 1846 г. (51,6%). Прирост был связан как с увеличением числа деревень, приписанных к церквям Барнаула, так и с ростом числа жителей в них. С конца 1840-х гг., с началом активного церковного строительства на Алтае, началось сокращение «площади» и количества сельского населения в городских приходах. Городское население было распределено между приходами неравномерно. Удельный вес горожан Петропавловской церкви среди других приходов Барнаула вплоть до 1860 г. составлял более 70%, в последующее время снизился до 34%. Духовенство построенной в 1860-е гг. Покровской церкви «обслуживало» в среднем 32% населения города. К Захарьевской и Одигитриевской церквям в первой половине XIX в. было приписано 17 и 9% горожан. В последующие годы показатели составили 27 и 7%.

Ключевые слова: территория прихода, исповедные

росписи, клировые ведомости, приходское население.

БОТ 10.14258Дгуа8и(2020)5-06

The article focuses on the analysis of the size of Orthodox parishes in Barnaul as well as the dynamics of the proportion of urban and rural population in the second half of the 18th - 19th centuries. It is concluded that there were four Orthodox parishes in Barnaul. By the end of the 18th century, the population of 24 villages was attributed to them, from 1808 - 29, by the mid-20s of the 19th century the parish territory reached its maximum size and included 33 villages. The population of rural areas in urban parishes increased during the first half of the 19th century. The indicator reached its maximum values by 1846 (51.6%). The increase was associated both with an increase in the number of villages assigned to the churches of Barnaul, and with an increase in the number of inhabitants in them. Since the end of the 1840s, with the beginning of active church building in Altai, the "area" and the number of rural population in urban parishes began to decline. The urban population was unevenly distributed between parishes. The proportion of the townspeople of the Peter and Paul Church among other parishes of Barnaul until 1860 was more than 70%, later it decreased to 34%. The clergy, built in the 1860s of the Intercession Church, "served" an average of 32% of the city's population. In the first half of the 19th century, 17% and 9% of the townspeople were assigned to the Zakharievskaya and Odigitrievskaya churches. In subsequent years, the figures were 27% and 7%.

Key words: parish territory, confession lists, the clergy records, parish population.

В статье предпринята попытка дать количественную и по возможности содержательную характеристику ряду показателей, описывающих размеры пра-

вославных приходов Барнаула и динамику удельного веса городского (заводского) и сельского населения в них. Хронологические рамки работы охватывают

вторую половину XVIII - XIX вв. Нижняя граница исследования определяется временем появления массовой церковной документации Барнаульского духовного правления (вторая половина XVIII в.). Верхняя - обусловлена изменениями, которые происходили во второй половине XIX в. и были связаны с сокращением количества подотчетного сельского населения в приходах Барнаула.

Основными источниками для исследования стали документы Государственного архива Алтайского края (ГААК) и Государственного архива Томской области (ГАТО). В частности, сведения о входивших в состав того или иного прихода населенных пунктах извлекались из основной части исповедных росписей. Информация о численности, гендерном составе и сословной принадлежности прихожан (но без градации по населенным пунктам) представлена в сводной таблице (экстракте) на последнем листе источника. Исповедные росписи за вторую половину XVIII в. - первую треть XIX в. отложились в ГАТО. Отметим, что за 1750-е гг. документы выявлены только за один год (1755 г.). Источники за 1760-1799 гг. сохранились лучше - массив данных включает сведения за 23 года. В ГААК материалы (исповедные и клировые ведомости) сконцентрированы главным образом с начала XIX в. В частности, основная масса клировых ведомостей представлена с 1804 г. Особенность источника в том, что он в сводной «таблице» о прихожанах (с 1829 г.), помимо данных о населении, содержит наименование деревень, входящих в состав барнаульских приходов.

Тематика, связанная с изучением приходов сибирского региона, поднималась в работах исследователей неоднократно. Можно указать публикации, посвященные изучению вопросов возникновения и развития приходской системы, функционирования прихода как элемента церковной административной системы [1-4]. Исследователями проведена работа, посвященная реконструкции системы приходов на юге Западной Сибири с использованием геоинформационных технологий, что позволило также обратиться к рассмотрению вопросов размещения приходского населения [5]. Не остается без внимания и среднее звено епархиального управления -благочиния и духовные правления [6; 7].

Имеют значение и публикации, затрагивающие вопросы истории народонаселения Барнаула. Укажем, что с конца 1990-х гг. в рамках работ общесибирской направленности к отдельным городам начинают проявлять больший интерес [8; 9]. В центре внимания также оказываются вопросы, связанные с анализом массовой документации на локальном уровне. Архивы содержат обширное количество первичных церковных источников, данные которых могут быть представлены в пространстве церковных приходов. В центре внимания таких работ ока-

зываются демографические и социальные процессы, изучение которых ведется на основе технологии баз данных [10].

На территории Колывано-Воскресенского горного округа систему церковных учреждений возглавляло Барнаульское заказное духовное правление, образованное в 1750 г. Духовное правление на 1752 г. включало 14 приходов, на 1774 г. - 17 [11, с. 34-35, 40-41]. В последующем их количество возрастало.

На территории округа существовало несколько разновидностей приходов: городские, при заводах, при рудниках, сельские, при военных укреплениях. Можно предположить, что подобное разделение отражает не только административный статус населенного пункта, но и особенности (различия) социального состава населения, демографических процессов.

Приходы Барнаула нельзя однозначно отнести только к одной из указанных разновидностей, поскольку во второй половине XVIII - начале XIX в. административный статус Барнаула менялся. Так, в 1780-1782 гг. Барнаул был окружным городом [12, с. 66], в период существования Колыванской губернии (1783-1796 гг.) являлся поселком при заводе, оставаясь при этом главным населенным пунктом новой губернии (в нем располагались губернский магистрат, губернское правление, палаты и уездное казначейство, приказ общественного призрения, губернское народное детское училище) [13, с. 76]. Кроме этого, в 1806-1828 гг. Барнаул был официально признан горным городом и обладал с этого времени двойным юридическим статусом (горный и окружной город) [14, с. 82].

Население Барнаула и сельской округи «обслуживалось» на протяжении более чем 100 лет (с середины XVIII в. и до 1860-х гг.) духовенством трех церквей - Петропавловской, Одигитриевской и Захарьевской. В 1853 г. была заложена Знаменская каменная церковь, построенная к 1859 г. [15, л. 261262]. Причт и прихожане Захарьевской церкви «перешли» к Знаменской. Четвертая приходская церковь в Барнауле - Покровская - была разрешена в 1859 г. и освящена в 1863 г. Несколько лет церковь считалась приписанной к Петропавловскому собору.

В 1755 г. численность прихожан Петропавловского собора составляла 1423 чел., к 1799 г. показатели выросли в 3,6 раза и составили 5173 чел. На середину XVIII в. это был средний по численности населения приход Барнаульского духовного правления (БДП), уступавший по количеству прихожан Малышевской слободы Христорождественскому (3079 чел.), Бийской крепости Петропавловскому/Успенскому (3055 чел.), Колыванского завода Воскресенскому (2451 чел.) и Берского острога Сретенскому (2706 чел.) приходам. К началу XIX в. это уже многочисленный приход, численность населения которо-

го была сопоставимой с крупными сельскими приходами (например, Белоярского села Петропавловским; Малышевской слободы Христорождественским) или приходами при рудниках (Змеиногорского рудника Преображенским). Следует учитывать, что население Барнаульского завода «обслуживалось» духовенством еще двух церквей. В этот период Барнаул был единственным населенным пунктом в границах БДП, население которого было поделено между несколькими приходами.

К 1846 г. число прихожан Петропавловского собора выросло в два раза по сравнению с началом столетия и составило 10050 чел., после чего показатели начали снижаться, достигнув минимальных значений (2843 чел.) в 1867 г. В последующие годы количество прихожан, неуклонно увеличиваясь, достигло 7216 чел. к 1896 г. Снижение числа прихожан во второй половине 1840-х гг. было обусловлено появлением новых приходов на территории БДП, которые «разгрузили» городские храмы. В это время из состава Петропавловского прихода «выбывает» население таких деревень, как Бураново, Калистратиха, Калманка и Шилово. Как нами уже отмечалось, в 1863 г. была освящена Покровская церковь в Барнауле. К ней перешла значительная часть прихожан главного городского храма.

Во второй половине XVIII в. Захарьевская и Одигитриевская церкви имели примерно равное количество прихожан. За 1760-1799 гг. их численность выросла 1,5 раза и составила 1724 и 1861 чел. соответственно. Рассматриваемые приходы можно отнести к малочисленным: к началу XIX в. они уступали по количеству прихожан всем приходам БДП. В последующее время, за 1800-1846 гг., показатели выросли в 1,5-2 раза. В Захарьевском приходе численность населения на 1846 г. составила 3722 чел., в Одигитриевском - 2966 чел. С конца 1840-х гг. наметилась тенденция к снижению, обусловленная уже обозначенными нами причинами. Так, за 18501870-е гг. численность прихожан Захарьевского (Знаменского) храма составляла в среднем 2,3 тыс. чел. Начиная с 1880-х гг. стал прослеживаться незначительный рост показателей. К 1896 г. численность прихожан достигла 4513 чел. Количество населения Одигитриевского прихода за 1860 - конец 1880-х гг. существенно не менялось - не превышало 1000 человек, а в 1890-е гг. варьировалось в пределах этого показателя.

С момента появления Покровской церкви число ее прихожан постоянно возрастало: если на 1860 г. их количество составляло 2829 чел., то к 1896 г. -6014 чел.

Церковные источники (экстракты исповедных и клировых ведомостей) содержат сведения о составе и численности именно городского населения только с конца 1820-х гг. Мы можем указать, что в 1829-

1859 гг. удельный вес горожан Петропавловской церкви среди других приходов Барнаула составлял в среднем 74%, в последующее время процент снизился, главным образом из-за «ввода в действие» Покровской церкви. В 1860-1890-е гг. показатели по Петропавловскому приходу варьировались в диапазоне 27-43% с наметившейся тенденцией роста к концу XIX столетия. Духовенство же Покровской церкви в этот период «обслуживало» в среднем 32% населения города. К Захарьевской и Одигитриевской церквям в 1829-1859 гг. было приписано 17 и 9% горожан (средние значения). В 1860-1890-е гг. Знаменская церковь «обслуживала» 27% населения Барнаула, Одигитриевская - 7%.

Размер прихода являлся определяющим фактором при формировании церковного штата, на основе которого Консистория определяла рабочую нагрузку клира. Другими словами, численный состав определялся согласно штатам. По указу 1722 г. Синода в приход на 100-150 дворов назначались по одному священнику, дьячку, пономарю; в приход на 200250 дворов - по два священника, дьячка, пономаря; в приход на 300 дворов - три священника, два дьячка, три пономаря [16, с. 756]. Согласно штатам, утвержденным в 1778 г., к одноприходной церкви относилось 150-200 дворов, двухприходной - 200300 дворов, трехприходной - свыше 300 дворов [17, с. 753]. Состав и размер приходов корректировался и в XIX в. - приняты две редакции Устава духовной консистории (1841 и 1883 гг.) и Положение о составе приходов и причтов 1869 г.

Петропавловская церковь являлась соборной, что предполагало большее число штатных работников, чем в других церквях. Например, утвержденный в 1844 г. штат включал протоиерея, священника, дьякона и двух причетников. В 1850 г. были добавлены один священник и два причетника [18, л. 1]. В последующее время штат несколько раз менялся.

За Одигитриевской церковью в 1840-е гг. был закреплен широкий штат (два священника, один дьякон, два дьячка и два пономаря) [18, л. 11], однако его численность постепенно сокращалась - с 1860 г. оставлен один священник, один дьячок и один пономарь, а с 1878 г. - один настоятель и один псаломщик [19, л. 35]. Этим, собственно, и объясняется снижение численности прихожан с 1860-х гг.

Покровская церковь первоначально имела приход, примерно равный Знаменскому, однако к концу XIX в. она сравнялась по числу прихожан с Петропавловским собором. По штатной численности Покровская церковь была больше схожа со Знаменской: в них служили по два священнослужителя и два псаломщика.

К барнаульским городским храмам с конца XVIII в. было приписано население 24 деревень, с 1808 г. - 29, в 1820-е гг. - 33, в 1830-е - 35. На 1829 г.

к Петропавловской церкви относилось население 11 деревень (с 1830-х гг. - 12), к Одигитриевской -11 (в 1830-е гг. - 13), к Захарьевской - 11. С началом активного церковного строительства на Алтае, начавшегося в середине столетия, «площадь» барнаульских приходов начинает уменьшаться. В 1860-е гг.

Источники: [20-26].

Из материалов таблицы видно, что наименьшее количество сельских прихожан зафиксировано в Петропавловской церкви, где число селян варьировалось в диапазоне 30%. Наибольшие показатели среди исследуемых барнаульских приходов отмечены у Одигитриевской церкви - более 70%. Значительную долю сельской округи обслуживала и Захарьевская (в последующем Знаменская) церковь. Население этого прихода на более чем 60% состояло из жителей сел.

Отметим, что население сельской округи в городских приходах на протяжении первой половины XIX в. возрастало. Прирост был связан как с увеличением числа деревень, приписанных к церквям Барнаула, так и с ростом числа жителей в них [27, с. 151-157]. Наибольшего значения доля сельского населения в приходах города достигла в 1846 г. и составила 51,6%. Во второй половине 1840-х -1860-е гг. в городе наблюдается уменьшение относительной численности сельской паствы в приходах. Процент снизился до 1,2% в 1867 г. Середина столетия была отмечена подъемом церковного строительства на Алтае. Образование новых приходов приводило к сокращению территории старых.

Н.Д. Зольникова отмечала, что ситуация, при которой численность сельской округи превышает количество горожан, характерна в большей степени для сибирского региона XVIII в. [1, с. 30]. А.Р. Ивонин писал, что на начало XIX в. по Сибири эта цифра со-

городские церкви перестают обслуживать сельских прихожан.

В силу источниковых особенностей мы имеем возможность изучения динамики удельного веса городского и сельского населения в приходах Барнаула только с 1829 г. (табл.)

ставляет не менее (фактически более) 20% [8, с. 40]. Как мы видим, в Барнауле среднее значение доли сельского населения в церковных приходах города с 1829 по 1846 г. составило 46,8%. Наша работа по материалам Бийска показала, что там удельный вес сельского населения в приходе также был достаточно высок [28].

Подводя итог, отметим, что на территории Барнаула функционировало три (с 1860-х гг. - четыре) православных прихода. С конца XVIII в. к ним было приписано население 24 деревень, с 1808 г. - 29, с середины 20-х гг. XIX в. территория приходов достигла максимальных размеров и включала 33 деревни. Население сельской округи в городских приходах на протяжении первой половины XIX в. возрастало. Максимальных значений показатель достиг к 1846 г. (51,6%). Прирост был связан как с увеличением числа деревень, приписанных к церквям Барнаула, так и с ростом числа жителей в них. С конца 1840-х гг., с началом активного церковного строительства на Алтае, отмечено сокращение «площади» и количества сельского населения в городских приходах. Городское население было распределено между приходами неравномерно. Удельный вес горожан Петропавловской церкви среди других приходов Барнаула вплоть до 1860 г. составлял более 70%, в последующее время снизился до 34%. Духовенство построенной в 1860-е гг. Покровской церкви «обслуживало» в среднем 32%

Удельный вес городского и сельского населения в приходах Барнаула, %

Год Петропавловская церковь Одигитриевская церковь Захарьевскя/ Знаменская церковь Покровская церковь Всего по городу

город село город село город село город село город село

1829 71,2 28,8 31,2 68,8 37,4 62,6 - - 57,9 42,1

1831 67,9 32,1 29,2 70,8 36,6 63,4 - - 53,6 46,4

1837 66,9 33,1 27,4 72,6 35 65 - - 52,1 47,9

1840 67,5 32,5 28,3 71,7 36,8 63,2 - - 53,5 46,5

1841 67,5 32,5 30 70 33,2 66,8 - - 52,9 47,1

1843 68,2 31,8 26,5 73,5 41 59 - - 54,3 45,7

1846 68,5 31,5 24,8 75,2 36,9 63,1 - - 48,4 51,6

1855 72,8 27,2 23,2 76,8 95,3 4,7 - - 66 34

1858 83,7 16,3 25,2 74,8 100 0 - - 74,3 25,7

1860 77,2 22,8 100 0 100 0 100 0 90 10

1867 96,6 3,4 100 0 100 0 100 0 98,8 1,2

населения города. К Захарьевской и Одигитриевской 17 и 9% горожан. В последующие годы показатели церквям в первой половине XIX в. было приписано составили 27 и 7%.

Библиографический список

1. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990.

2. Адаменко А.М. Приходы Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири в XVII — начале XX века. Кемерово, 2004.

3. Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 1: Поздняя древность - начало ХХ в. : колл. монография / отв. ред. П.К. Дашковский. Барнаул, 2014.

4. Дворецкая А.П. Терскова А.А., Хаит Н.Л. Православная церковь и население Приенисейской Сибири. 1700-1919 гг. : монография. Красноярск, 2018.

5. Владимиров В.Н., Силина И.Г., Чибисов М.Е. Приходы Барнаульского духовного правления. Барнаул, 2006.

6. Дулов А.В., Санников А.П. Православная Церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX века. Иркутск, 2006.

7. Цысь О.П. Духовные правления как звено церковного управления на Тобольском Севере в 1810-1860-х гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 75. 2017.

8. Ивонин А.Р. Западносибирский город в последней четверти XVIII - 60-х гг. XIX в. (Опыт историко-демогра-фического исследования). Барнаул, 2000.

9. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Ч. I: Население. Экономика. Барнаул, 2003.

10. Владимиров В.Н., Сарафанов Д.Е. Информационные технологии в изучении метрических книг (население Барнаула в конце XVIII - начале XX в.) : монография. Барнаул, 2013.

11. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало ХХ в.) / Управление архивного дела Администрации Алтайского края. Барнаул, 1997.

12. Контев А.В. История Алтайского края XVIII-XIX веков : учебник для вузов. Барнаул, 2017.

13. Контева О.Е. 225 лет со дня открытия города Барнаула и учреждения Барнаульского магистрата // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула. Барнаул, 2005.

14. Соболева Т.Н. Горный город Барнаул // Барнаул : энциклопедия. Барнаул, 2000.

15. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 440. Д. 720.

16. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание (ПСЗРИ-I) Т. VI. №4072.

17. ПСЗРИ-I. Т. XX. №14807.

18. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 75.

19. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1288.

20. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 26. Оп. 1. Д. 306.

21. ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 307.

22. ГААК. Ф. 26. Оп.1. Д. 310.

23. ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д.311.

24. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 177.

25. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 239.

26. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 565.

27. Сарафанов Д.Е. Изучение территории городских приходов Сибири на примере Барнаула конца XVIII - начала XIX вв. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №43: материалы Международной научной конференции «Геоинформационные системы и технологии в исторических исследованиях». Барнаул, 2015.

28. Сарафанов Д.Е., Чибисов М.Е. Соотношение численности городского и сельского населения в церковных приходах Бийска в XIX в. // Исторический ежегодник. Новосибирск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.