Научная статья на тему 'ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНКИ РОССИИ В XIX СТОЛЕТИИ'

ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНКИ РОССИИ В XIX СТОЛЕТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ БАНК / ГОРОДСКАЯ ДУМА / ПРАВЛЕНИЕ БАНКА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СКОПИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ БАНК / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверькова Татьяна Николаевна

В статье анализируется опыт создания Оренбургского городского общественного банка и возможность использования этого исторического наследия в наши дни. Поиск новых форм и подходов к совершенствованию деятельности современных региональных банков в условиях санкций, усиления ее направленности не только на развитие экономики региона, но и на расширение благотворительной деятельности стал целью настоящего исследования. Это обусловлено мировой тенденцией к возрождению интереса к формам местных банков, подчиненных общественным нуждам, обсуждением в российском банковском сообществе экономической ситуации, а также переходом региональных банков к инерционной модели выживания, в том числе из-за недостаточной поддержки на федеральном и местном уровнях. Исследование проводилось с применением методов исторического и логического анализа. На основе ранее неизученных архивных документов, хранящихся в ГБУ «Объединенный государственный архив Оренбургской области», показаны исторические предпосылки и этапы подготовительной работы по созданию Оренбургского городского общественного банка в XIX в. Доказано, что успешность деятельности финансово-кредитных учреждений такого рода зависит не только от состояния экономики региона, но и от совместных усилий их руководства, городского сообщества, жителей города, имеющих доверие к такой форме банка и виду контроля за его деятельностью. Изученный опыт подготовительной работы по созданию городских банков, их совместная с городским сообществом деятельность, формы распределения прибыли, характерные для тех лет, сохранившиеся проекты, документы, формы контроля могут представлять не только исторический интерес, но и послужить направлениями для новаций современных региональных банков и дополнением их современной практики взаимодействия с местными законодательными органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY PUBLIC BANKS IN RUSSIA IN THE 19TH CENTURY

The article analyzes the experience of creating and establishing the Orenburg city public bank and the possibility of using this historical heritage today. The search for new forms and approaches to improve the activities of modern regional banks in the conditions of sanctions, strengthening its focus not only on the development of the regional economy, but also on the expansion of charitable activities became the purpose of the present study. This is due to the global trend towards the revival of interest in the forms of local banks subordinated to public needs, the discussion in the Russian banking community of the economic situation, as well as the transition of regional banks to an inertial model of survival, including due to insufficient support at the federal and local levels. The study was carried out using the methods of historical and logical analysis. On the basis of previously unstudied archival documents stored in the State Budgetary Institution “United State Archive of the Orenburg Region”, the historical background and prerequisites as well as the stages of preparatory work for the creation and the establishment of the Orenburg City Public Bank in the 19th century are shown. It has been proven that the success of this kind of financial and credit institutions depends not only on the state of the region’s economy, but also on the joint efforts of their leadership and management, the city community, and the city residents who have confidence in this form of bank and the type of control over its activities. The studied experience of the preparatory work on the creation and establishment of city banks, their joint activities with the city community, forms of profit distribution characteristic of those years, surviving projects, documents, forms of control can be of not only of historical interest, but also serve as directions for innovations of modern regional banks and complementing their current practices and interactions with the local legislative authorities.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНКИ РОССИИ В XIX СТОЛЕТИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-2-62-72 УДК 336.71(045) JEL G21

(CC) ]

BY 4.0

Городские общественные банки России в XIX столетии

Т. Н. Зверькова

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия АННОТАЦИЯ

В статье анализируется опыт создания Оренбургского городского общественного банка и возможность использования этого исторического наследия в наши дни. Поиск новых форм и подходов к совершенствованию деятельности современных региональных банков в условиях санкций, усиления ее направленности не только на развитие экономики региона, но и на расширение благотворительной деятельности стал целью настоящего исследования. Это обусловлено мировой тенденцией к возрождению интереса к формам местных банков, подчиненных общественным нуждам, обсуждением в российском банковском сообществе экономической ситуации, а также переходом региональных банков к инерционной модели выживания, в том числе из-за недостаточной поддержки на федеральном и местном уровнях. Исследование проводилось с применением методов исторического и логического анализа. На основе ранее неизученных архивных документов, хранящихся в ГБУ «Объединенный государственный архив Оренбургской области», показаны исторические предпосылки и этапы подготовительной работы по созданию Оренбургского городского общественного банка в XIX в. Доказано, что успешность деятельности финансово-кредитных учреждений такого рода зависит не только от состояния экономики региона, но и от совместных усилий их руководства, городского сообщества, жителей города, имеющих доверие к такой форме банка и виду контроля за его деятельностью. Изученный опыт подготовительной работы по созданию городских банков, их совместная с городским сообществом деятельность, формы распределения прибыли, характерные для тех лет, сохранившиеся проекты, документы, формы контроля могут представлять не только исторический интерес, но и послужить направлениями для новаций современных региональных банков и дополнением их современной практики взаимодействия с местными законодательными органами власти.

Ключевые слова: Оренбургский городской общественный банк; городская дума; правление банка; благотворительность; Скопинский городской банк; региональный банк

Для цитирования: Зверькова Т. Н. Городские общественные банки России в XIX столетии. Учет.Анализ.Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2023; 10(2):62-72. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-2-62-72

ORiGiNAL PAPER

City Public Banks in Russia in the 19th Century

T. N. Zverkova

Orenburg State University, Orenburg, Russia

ABSTRACT

The article analyzes the experience of creating and establishing the Orenburg city public bank and the possibility of using this historical heritage today. The search for new forms and approaches to improve the activities of modern regional banks in the conditions of sanctions, strengthening its focus not only on the development of the regional economy, but also on the expansion of charitable activities became the purpose of the present study. This is due to the global trend towards the revival of interest in the forms of local banks subordinated to public needs, the discussion in the Russian banking community of the economic situation, as well as the transition of regional banks to an inertial model of survival, including due to insufficient support at the federal and local levels. The study was carried out using the methods of historical and logical analysis. On the basis of previously unstudied archival documents stored in the State Budgetary Institution "United State Archive of the Orenburg Region", the historical background and prerequisites as well as the stages of preparatory work for the creation and the establishment of the Orenburg City Public Bank in the 19th century are shown. It has been proven that the success of this kind of financial and credit institutions depends not only on the state of the region's economy, but also on the joint efforts of their leadership and management, the city community, and the city residents who have confidence in this form of bank and the type of control over its activities.

© Зверькова Т. Н., 2023

The studied experience of the preparatory work on the creation and establishment of city banks, their joint activities with the city community, forms of profit distribution characteristic of those years, surviving projects, documents, forms of control can be of not only of historical interest, but also serve as directions for innovations of modern regional banks and complementing their current practices and interactions with the local legislative authorities. Keywords: Orenburg City Public Bank; city council; bank board; charity; Skopinsky city bank; regional bank

For citation: Zverkova T.N. Gty public banks in Russia in the XIX century. Uchet. Analiz.Audit = Accounting.Analysis. Auditing. 2023;10(2):62-72. (in Russ.). Doi: 10.26794/2408-9303-2023-10-2-62-72

введение

В последние годы в ряде зарубежных стран наблюдается усиление движения за создание городских (муниципальных/общественных) государственных банков. Причем уже несколько крупных городов рассматривают эту идею с целью получения собственного финансового учреждения, обслуживающего потребности граждан, а не инвесторов. По мнению сторонников подобных планов, общественный банк может экономить деньги города и обслуживать его нужды [1]. Как отмечает исследователь Т. Магс^, за последнее десятилетие эти банки возродились, работают на всех уровнях — от местного и субнационального до национального, регионального и глобального [2].

Практически во всех развитых государствах ценность местных банков всегда ассоциировалась с уникальным сочетанием услуг, которые они предоставляют своим клиентам, а также с тем, как они ведут бизнес. Такие (общинные/муниципальные/городские) финансовые учреждения обычно выступают в роли кредиторов на основе отношений, для которых характерны местные собственность и контроль, а также принятие решений на местном уровне. Выполняя традиционные функции по кредитованию и сбору депозитов на своем уровне, они способствуют экономическому росту и обеспечивают гарантии использования финансовых ресурсов локального сообщества для его же блага.

Анализ научных трудов последних лет показывает, что деятельность городских банков достаточно активно изучается и отечественными исследователями, которые в своих работах подчеркивают их отличительную особенность — совмещение коммерческой и общественной деятельности [3-6], при этом особо выделяя их социальный и благотворительный характер [7-10], направленность на кредитование «малокапитальных» заемщиков — граждан города [11-14]. Отметим, что особый интерес представляет нахождение неизвестных прежде исторических документов, открывающих новые страницы истории отечественной банковской системы, позволяющих по-новому взглянуть на при-

чины появления городских общественных банков и на их первые шаги, оценить результаты их работы и проследить тенденции и направления, способные оказать влияние на современное состояние банковского дела.

предпосылки и начало создания банка

В Оренбурге городской общественный банк появился сравнительно поздно, через 50 лет после открытия Анфилатовского банка. К этому времени в Российской империи насчитывалось уже более сотни таких финансово-кредитных учреждений.

Чтобы понять причины столь позднего открытия банка и оценить значение его появления в городе, рассмотрим, в каких экономических условиях того времени произошло это событие. Архивные документы ГБУ «ОГАОО»1 конца XIX в. свидетельствуют, что в те времена Оренбург являлся провинциальным торгово-промышленным центром. Торговля губернии подразделялась на внешнюю и внутреннюю, но первая уже теряла свое значение в связи с укреплением границ империи на реке Сырь-Дарья, куда предполагалось перенести все таможни и заставы, существовавшие на оренбургской линии. Внешняя торговля осуществлялась с Бухарой, Хивой и другими среднеазиатскими городами. Через Оренбург на экспорт шли в основном мануфактурные товары (из внутренних губерний: преимущественно Московской и Владимирской), а импортировались сырые продукты и скот, которые шли дальше вглубь страны (на Нижегородскую ярмарку), и лишь весьма незначительная их часть оставалась в пределах Оренбургской губернии. Внутренняя торговля шла преимущественно в городах на базарах и ярмарках, причем в Оренбурге — в основном в июне и октябре-ноябре. Численность населения города составляла порядка 18 тыс. лиц мужского и 15 тыс. лиц женского пола. Промышленность, за исключением горнозаводской и фабричной, ограничивалась обработкой сырых

1 Государственное бюджетное учреждение «Объединенный

государственный архив Оренбургской области».

www.AccouNTING.FA.Ru

животных продуктов и «перегонкой» хлеба в напитки. Как отмечалось в статистическом сборнике Российской империи, недостаток капиталов, направленных преимущественно на золотопромышленность, не предприимчивость горожан и недостаток способных рабочих поставили Оренбургскую губернию в такое положение, что она добываемое сырье посылала в другие области и получала его обратно в обработанном виде. В Оренбурге работали лишь 57 заводов и фабрик с объемом производства 288 740 руб., тогда как во всей губернии их было 127 с объемом в 630 995 руб. К сожалению, на развитие оборота внутренней торговли в губернии и поддержку промышленности в городах общественные банки, учрежденные в г. Троицком (основной капитал в 13 тыс. руб.) и в г. Челябинске (капитал в 15 тыс. руб.), оказывали незначительное влияние, как и отделение Государственного банка, располагавшееся в самом Оренбурге [15].

И вот в таких условиях в 1860 г. по инициативе городской думы и купечества началась подготовительная работа по открытию в Оренбурге городского общественного банка. Учитывая недостаточность источников формирования капитала банка, губернатор, как показывает отчет № 1815 от 15 августа 1862 г., рассматривал несколько вариантов его образования: либо 20 тыс. руб.2 в виде непродолжительного займа в Государственном банке, либо использование принадлежащих городу и находящихся в Оренбургском приказе общественного призрения3 капиталов — пенсионного (с процентами 836 руб. 46^ коп.) и запасного (с процентами 79 842 руб. 5 У коп.), т.е. всего на сумму 80 678 руб. 51% коп. Городское общество в качестве альтернативы предлагало учредить общественный городской банк, «отдав только на этот предмет из запасного городского капитала 50 тыс. руб. в основной капитал, а остальные 30 678 руб. 51% коп. разместить в банке на срочное время с тем условием, чтобы в случае необходимости в раздаче сверх означенных 50 тыс. руб. банк мог бы располагать и остальной суммой,

2 Заметим, что в 1860 г. в России можно было купить пуд сала за 5 руб., пуд сахара за 7 руб. 50 коп., мешок картошки за 1 руб., десяток куриных яиц за 6 коп., литр водки за 6 коп., одного гуся за 30 коп., средняя годовая зарплата школьного учителя составляла от 80 до 90 руб.

3 Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введенное в России Екатериной II в , 1775 г., в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишенных, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.

но не иначе как с предварительного согласия с городской думою»4.

При этом отметим, что, невзирая на приграничное положение Оренбурга, в то время достаточно сложно решался вопрос о представительстве в банке среднеазиатских народов. 19 сентября 1863 г. губернский генерал-адъютант обратил внимание Городской думы на то, что начальство представило ему «приговор общества Оренбурга» об учреждении общественного городского банка, из которого следовало, что городское общество сочло неудобным допущение в члены банка караван-башей Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, депутата от киргизов, а также причисление к банку капиталов Богадельни, Больницы и Женского училища»5.

Генерал-адъютант посчитал необходимым обратить внимание Думы и на иные обстоятельства, в частности, на то, что:

• «при отдаленности г. Оренбурга от главных рынков, отсутствии скорых и удобных сообщений и происходящих от этих замедлений в обороте капиталов для полного действия банка необходимым условием должна стать надежность основного капитала, и, уже исходя только из этого, использование капиталов Богадельни, Больницы и Женского училища являлось позитивным фактором;

• на основании Положения о городских общественных банках ими принимаются в залог товары российского производства, предназначенные к сбыту оптом как за границу, так и внутри империи, но не составляющие предмета местной розничной торговли. Между тем, торговое значение Оренбурга главным образом состоит в мене среднеазиатских товаров, следовательно, ограничение операций банка выдачею ссуд под залог товаров только российского производства весьма намного уменьшает пользу, ожидаемую от этого учреждения. Потому целесообразно в видах развития заграничной торговли и местной промышленности предоставить создаваемому банку право выдавать ссуды под залог как азиатских товаров, так и местного производства»6.

Положительное решение данных вопросов позволило генерал — губернатору 7 июня 1864 г. сообщить Городской думе, что министр финансов Российской империи внес предложение в правительствующий

4 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120.

5 Там же.

6 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120.

Сенат об открытии в Оренбурге общественного банка. Подготовленный им циркуляр предписал ввиду предстоящего начала работы ярмарки и для развития на ней торговли7 немедленно произвести общественные выборы директора и товарищей для создания городского банка и его открытия; также было отмечено, что о предоставлении банку права выдавать ссуды под залог азиатских товаров последует особое распоряжение.

В соответствии с этим в Городской думе были избраны: директором банка — почетный гражданин, Ростовской 1-й гильдии купец Николай Андреевич Дюков и товарищи — Оренбургской 2-й гильдии купцы Яков Степанович Труев и Иван Гаврилович Кривцов.

проблемы организация банка

В соответствии с первоначальным вариантом Устава банка его капитал должен был формироваться деньгами Богадельни и Женского училища. Однако это было признано неудобным по причинам возмездно-сти и зависимости оборотов капитала от Оренбургского Приказа общественного презрения, ведавшего этими учреждениями. Несмотря на данные обстоятельства и по причине неимения других источников, Городская дума приняла решение, что основной капитал банка в размере 50 тыс. руб. все же будет сформирован присоединением к нему финансовых средств Богадельни, Больницы и Женского училища в размере, «в каком будет признана возможность без стеснения потребностей этих заведений»8. На основании действовавшего на тот период в России Положения о городских общественных банках9 было определено, что новым финансовым учреждением будут приниматься в залог товары российского производства, предназначенные к сбыту как за границу, так и внутри империи, но не составляющие предмета местной торговли.

Таким образом, открытие банка происходило на следующих условиях:

• его основной капитал составляет 50 тыс. руб. из запасного городского;

• ему разрешено проведение таких операций, как: а) прием вкладов; б) учет векселей; в) выдача ссуд под залог процентных бумаг, товаров, драгоценностей и других неподверженных порче вещей

7 В докладе подчеркивается важность открытия ярмарки, так как они проводились всего два раза в год.

8 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120.

9 Нормальное положение о городских общественных бан-

ках. (Высочайше утверждено 6 февраля 1862 г.). Тамбов:

Губернская земская типография; 1875. 62 с.

и недвижимого имущества. Остающиеся свободными капиталы Больницы, Богадельни и Женского училища Оренбурга передаются в банк в виде вкладов на общих основаниях;

• в своих операциях и во всех своих действиях банк руководствуется российским Положением о городских общественных банках от 1862 г.;

• от прибылей банка, за покрытием необходимых на его содержание расходов, должны отчисляться суммы на создание резервного капитала: две части на общие городские нужды для употребления на надобности и на предмет общего призрения и воспитания по усмотрению городского общества, а третья — присоединяться к основному капиталу10.

Учитывая специфику расположения города, в Устав Оренбургского общественного банка было решено ввести следующие дополнения:

• членами банка имеют право стать Караван-ба-ши Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, а также депутат от киргизов;

• банк вправе принимать во вклады средства как от лиц, принадлежащих к числу оренбургских обывателей, так и от подданных среднеазиатских владений и иноверцев;

• банк может выдавать ссуды под залог застрахованных от огня товаров:

— как российского производства, так и среднеазиатских владений, для чего он должен быть в отношениях с таможней, существующей в Оренбурге;

— таких, как не подтвержденные скорой порче и произведенные местной промышленностью шерсть тонкорунных и других пород овец и верблюдов, разного рода металлы и изделия из них.

Однако относительно допущения в члены банка Караван-башей Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, а также депутата от киргизов разгорелась достаточно острая полемика. Городская дума считала, что поскольку местному городскому обществу было даровано императором право на капитал банка и его управление избранными им людьми, то несправедливо «подчинить управление этим банком наполовину людям, совершенно непричастным к составлению его капитала, и тем более подданным других государств, являющихся некоторое время назад дикарями и у которых издавна не было прав»11. Подобное решение значило бы лишение местных обывателей «права, законным путем предоставленного, в пользу

10 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120. С. 22.

11 Там же. С. 44.

www.AccouNTING.FA.Ru

иностранцев. Зачем же отнимать у городского общества право избрания людей, коим они доверяют управление банком, в ущерб интересам городского общества, и даровать среднеазиатским права пользования кредитом от банка, предоставлять им несправедливые и не заслуженные привилегии в чужой земле распоряжаться чужими деньгами. Да и какое есть основание допускать мысль, что без Караван-башей банк не окажет среднеазиату законной помощи, если он имеет на то право»12.

В итоге Оренбургской городской думе удалось отстоять свои позиции: Караван-баши Бухарского, Хивинского и Кокандского ханства, а также депутат от киргизов в члены банка не вошли.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ БАНКА

Несмотря на то что Городской общественный банк должен был открыться в июне 1864 г., он начал свою деятельность лишь в ноябре из-за отсутствия книг и инструкций, которыми он должен был руководствоваться, а также неполучения из Приказа общественного призрения запасного городского капитала, хранящегося в уездном казначействе.

12 ноября 1864 г. банк приступил к проведению первой операции по статье 76 Положения, обратившись в городскую Думу с прошением об издании утверждения о приеме в залог товаров: патоки, черной и красной кожи, топленого говяжьего и бараньего сала, верблюжьей шерсти; им также было направлено ходатайство в связи с обращением сотника оренбургского казачьего войска Корина о выдаче ссуды под залог серебряных вещей с просьбой произвести их оценку. В этот же начальный период в штат нового финансового учреждения были приняты и стали получать жалование постоянные сотрудники: бухгалтер, его старший и младший помощники, сторож, рассыльный.

27 января 1867 г. в городскую Думу поступила справка от директора банка и годовой отчет за 1866 г., составленный на основании статьи 20 Положения о городских банках. Директор просил прислать трех граждан для проверки отчета и поставил Думу в известность о том, что, согласно статьи 120 Положения, 20% чистой годовой прибыли (2000 руб.) отчислено на создание резервного и запасного капиталов. Из поступивших за год процентов в размере 19 865 руб. 98 коп. использовано на содержание служащих — 1578 руб. 63 коп., выдано вкладчикам — 2608 руб. 97

12 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120. С. 22.

коп. и начислено им же — 5197 руб. 31/ коп. Оставшиеся 8481 руб. 6/ коп. могут быть направлены на цели, определяемые Думой13.

Рассмотрев полученный отчет, городская Дума поручила из этой суммы выдать ей наличными деньгами 3365 руб. 73 коп., а на 626 руб. 38 % коп. и причитающие проценты в размере 573 руб,61У коп. выслать 4 билета банка14.

Далее отчет был направлен в Министерство финансов и утвержден с указанием из 4155 руб. 33/ коп. свободных прибылей отчислить 500 руб. на установление спуска от Введенского собора к берегу реки Урал и 2655 руб. 33/ коп. причислить к Больничному капиталу.

По мере роста объемов операций и увеличения остатков денежных средств внимание к банку стали проявлять преступные лица: ночью 22 августа 1867 г. была предпринята попытка ограбления его кладовой, когда неизвестный, разбив стекло, проник внутрь, но его спугнул сторож. Вследствие этого банк просил Думу нанять дополнительную охрану (ночного караульного) и выделить на это ассигнования.

Невзирая на свою молодость, Оренбургский городской общественный банк вызвал интерес и у «всероссийских аферистов». Так, в Оренбургском архиве хранится проект докладной записки директора Ско-пинского городского общественного банка И. Г. Рыкова от января 1868 г. на имя министра финансов относительно усиления оборотов и привлечения большего числа вкладов. В ней отмечено, что, согласно указанию Особенной канцелярии по кредитной части Министерства финансов России, Скопинскому банку следует иметь размер вкладов, не превышающий более чем в 5 раз сумму основного и резервного капиталов. В связи с этим И. Г. Рыковым были высказаны следующие соображения директору Оренбургского банка15:

• срочные и бессрочные вклады банков обеспечиваются основным и резервным капиталами, составляющими до 50 тыс. руб., и вечными вкладами, принадлежащими банку, в размере 150 тыс. руб., для обеспечения целостности банковских вкладов достаточно имени и поручительства местного городского общества. Учитывая, что Скопин является наилучшим уездным городом Рязанской губернии, поручительство общества следует оценить, по крайней мере, в 1 млн руб.; тогда, с учетом основного и резервно-

13 Там же. С. 122.

14 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120. С. 22.

15 Там же. С. 176.

го капитала, получается сумма в 1,2 млн руб., а при увеличении ее в пять раз формируется фонд в 6 млн руб., вполне достаточный для обеспечения вкладов Скопинского банка;

• способ сокращения вкладов через снижение процента по ним неприемлем, поскольку может их уменьшить;

• начальный капитал банка в 10 тыс. руб. достиг суммы свыше 50 тыс. руб., а от своих оборотов банк приобрел прибыли в размере более чем 5000 руб. Скопин в результате банковского кредита развил свою торговлю, получив доход в более чем полмиллиона рублей;

• суммы срочных вкладов (будучи значительнее сумм бессрочных) выданы на срочные ссуды под товарные залоги на те же сроки, на которые были приняты вклады. На ссудную операцию банк затрачивает не всю их сумму — часть ее направляется на учетную (на «которою банк исключительно поль-щается»16), причем эти операции обеспечиваются надежными векселями. «Банк со времени своего открытия не встретил ни одного случая, чтобы от ссудной или учетной операции он понес значительный убыток и никогда не встречал ни малейшего затруднения в исполнении требований возврата вкладов, которые удовлетворяются в один день. Поступление в банк вкладов всегда превышало требование их возврата»17;

• общество, руководствуясь ст. 126 Положения, «треть прибыли направляет на содержание учреждений Богадельни на 25 чел. и пристроенного человеколюбивого общества на 50 чел., и сверх того ежегодно жертвует ассигнования сорока бедным на 100 руб., оказывает пособие городским училищам, содержит при церквях хоровое пение, а при банках — публичную библиотеку и нанимает с отоплением и освещением для телеграфной станции квартиру. Таким образом, Банк является полезным для публики и помощником в деле развития торговли и земледелия своего края, и желательным в благотворительном отношении. И доселе не получал на себя ни одной жалобы. Печать отзывалась о нем с похвалою, а публика относится с полным доверием и признательностью»18.

В марте 1868 г. Оренбургский городской общественный банк обратился к городскому голове с просьбой рассмотреть проект докладной записки директора

16 Там же. С. 177.

17 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120. С. 22.

18 Там же. С. 178.

Скопинского банка и предоставить свое заключение, учитывая, что И. Г. Рыков уже дважды телеграммами просил согласия на участие в проекте. Но, поскольку Оренбургский банк придерживался иного мнения и поддерживал циркулярное предписание Министерства финансов о сохранении своих обязательств в надлежащей соразмерности с собственными капиталами и обладании наличностью для безостановочного возврата вкладов, он отказался от предложений Рыкова.

В ноябре 1869 г. поступило обращение от Поверенного Скопинского общества В. И. Краснотещева с приложением печатной версии Докладной записки по делу о преобразовании Городских общественных банков от 19 сентября 1869 г., в котором отмечалось, что еще в 1862 г. в Министерство внутренних дел были направлены изменения в Положение, содержащие предложения вменить городским банкам в обязанность принимать вклады не более, как вдесятеро против основных банковских капиталов. «Если будут введены такие ограничения, то банки утратят возможности приема вкладов. Неизбежным последствием такого изменения будет уменьшение помощи оказываемой банками торговле и земледелию и невозможность давать удовлетворение дивидендов, которые идут на улучшение городского хозяйства и развитие общественной благотворительности»19. Для предотвращения такого развития событий двум сотням банков предлагалось ходатайствовать перед Министром финансов о сохранении действовавшего Положения.

В ответ на это обращение директор Оренбургского городского банка Н. А. Дюков подготовил письмо в адрес городского головы, в котором отметил возможность принятия такого решения. Однако в своем письме в Думу он указал на необходимость тщательного обсуждения поступивших предложений городским обществом.

История с обращениями Скопинского банка проясняется следующими фактами, приводимыми В. Я. Ососовым [15]: на 1 января 1871 г. в этом банке, имелось всех капиталов на 343 352 руб., а сумма обязательств по вкладам превышала их более, чем в 20 раз, и была равна 6 674005 руб.! Именно поэтому И.Г Рыков и производил свои расчеты и оценки ручательства общества, исходя из суммы в 1,2 млн руб., рассчитывая, что банк мог бы привлекать до 6 млн руб., что и объясняло его желание втянуть другие банки в тяжбу с Министерством финансов.

19 Дело об организации общественного банка в г. Оренбурге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120. С. 22.

www.AccouNTING.FA.Ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

методики и практический опыт / METHODS АПР PRACTICAL EXPERIENCE

Дальнейшее развитие событий (связанных с крахом Скопинского банка) показало, что оренбуржцы и Дума поступили достаточно обдуманно, не став ввязываться в сомнительные истории.

В открытых источниках [8, 9, 13] отмечается роль городских банков в решении вопросов городского обустройства и благотворительности, когда их прибыль за вычетом расходов в собственный капитал и на благотворительные цели поступала в распоряжение Думы. Оренбургский городской общественный банк в соответствии со ст. 120 Положения 1862 г. также производил отчисления на увеличение резервного и запасного капитала и на цели, определенные городским обществом: по итогам работы за 1867 г. 20% прибыли в размере 2200 руб. он направил на пополнение запасного капитала и 8896 руб. 72 коп. — на цели, определенные городским сообществом, распределенные следующим образом: к основному капиталу — 2965 руб. 5^ коп., на благотворительные заведения — 2965 руб. 57 ^ коп.

Изучение архивных материалов позволяет сделать вывод, что устоявшееся в литературе мнение, будто распределение прибыли находилось только в ведении городской Думы, не совсем корректно, поскольку последняя по части направлений расходования прибылей руководствовалась также Указами Российского Императора. Находящаяся в архиве копия Указа 1867 г. его Императорского Величества свидетельствует о разрешении потратить из прибыли банка в этом году на благотворительные цели 2827 руб. 02 коп., т.е. на 138 руб. 55^ коп. больше, а также выделить на постройку здания общественной Александровской городской больницы 344 руб. 48 коп. Аналогично из прибыли за 1869 г. предназначенные к расходу 2827 руб. были направлены на канцелярские расходы, устройство и содержание заведений благотворитель -ных и общественного призрения.

По итогам 1869 г. Указом его Императорского Величества Оренбургская городская Дума получила разрешение отчислить из прибылей банка на благотворительные заведения 4549 руб. 86 коп.; из них на содержание женской гимназии — 2 тыс. руб., на возврат употребленных на отделение умалишенных капиталов Башкирской больницы -766 руб. 41 коп. и такую же сумму—на расходы по отделению умалишенных и на другие благотворительные цели20.

Принося достаточные доходы городу, сам банк нуждался в средствах и просил у городской Думы

20 Дело об организации общественного банка в г. Оренбур-

ге. ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1120. С. 22.

согласования расходов, в том числе на увеличение жалования сотрудников, невзирая на удвоение всех оборотов, его штат по состоянию на январь 1870 г. оставался неизменным: бухгалтер, его старший и младший помощники, сторож, рассыльный.

По мере развития банковского дела в российской империи правительством принимались меры по совершенствованию регулирования и надзора за деятельностью городских финансовых учреждений. Так, 23 января 1871 г. в Оренбургскую городскую Думу поступил Указ Правительствующего Сената от 30.11.1870 г., гласивший:

1) «постановить, что все городские общественные банки, как учрежденные, так и те, которые будут учреждены на основании Положения 1862 должны руководствоваться правилом: а) чтобы выдачи ссуд, как под векселя, так и под всякого рода залоги на сроки свыше 9 месяцев, производились в той мере, в какой банк имеет свободные суммы, подлежащие возврату вкладчикам в сроки более отдаленные чем те на которые испрашиваются ссуды; б) чтобы суммы всех обязательств банка как по приему вкладов (срочных, и бессрочных и на текущий счет) так и по переучету векселей по всем другим производимым им операциям не превышали более чем в десять раз его собственные капиталы, основной и запасной;

2) во исполнение данного правила, тем банкам, сумма обязательств которых ко времени утверждения настоящего постановления будет превосходить вышеуказанный размер относительно существующих капиталов, поставить в обязанность увеличивать основные капиталы отчислением в них не менее половины ежегодных чистых прибылей впредь до приведения этих капиталов в обозначенную пропорциональность с суммами платежных обязательств по всем проводимым ими операциям;

3) наблюдение за исполнением означенных постановлений предоставить Министерству финансов по соглашению с Министром внутренних дел»21.

Следование данному Указу вкупе со сложностями нового порядка накопления капиталов «непроизвольно» подчеркнуло значимость городских общественных банков в жизни общества. Оренбургский городской общественный банк принял данный Указ к исполнению, и если ранее прибыли банка распределялись на три части, то, согласно циркулярного предписания, из 14465 руб. 77 коп. к основному капиталу должна быть отчислена половина, т.е. 7232 руб. 89 коп.; на благотворительность — 7232 руб. 88 коп.; из них на

21 Там же. С. 287.

УЧЕТ. анализ. аудит • т. 10, № 2'2023

расходы женских училищ выделялось не 3 тыс. руб., а лишь 2 тыс. руб.

Поскольку оренбургское общество оказалось не готовым к столь значительным снижениям поступлений на благотворительные цели, попечительский совет женских училищ обратился к городской Думе с призывом отпустить на содержание гимназии из прибыли банка все требуемые ей 3 тыс. руб. О необходимости оказании помощи также заявили оренбургский полицмейстер — на устройство детского приюта; кафедральный протоирей — на решетки и ограду, окраску кровли собора и др. И Н. А. Дюкову пришлось на заседании городской Думы заявить о невозможности перечисления сумм из прибылей на благотворительность и нужды города в прежнем объеме.

Подводя итоги 6-летнего существования банка, Оренбургская городская Дума 17 ноября 1871 г., рассматривая акт проверки, отметила, что за эти годы из суммы прибылей в 90 796 руб. 51 % коп. (т.е. под 30% в год на каждый рубль запасного капитала) к основному капиталу в 50 тыс. руб. было прибавлено 40490 руб. 68 % коп.; кроме того, в распоряжение городской Думы на благотворительные потребности Оренбурга было направлено 50 305 руб. 83 коп. За этот период не было неуплаченных ссуд, и ни один вексель не подвергся протесту. Директор банка Н. А. Дюков и его сотрудники удостоились благодарности от Думы за труды по управлению учреждением, а бухгалтер — за аккуратность отчетности.

Сохранившиеся в архиве отчеты Оренбургского городского общественного банка за период с 1866 по 1870 г. позволяют констатировать, что за эти пять лет деятельности, его обороты по приходу и расходу возросли практически в 3 раза; собственные капиталы увеличились в 1,4 раза; основной капитал — в 1,3 раза; сумма всех капиталов — в 1,6 раза (с 50 до 90,5 тыс. руб.); объем вкладов возрос в 4 раза, превысив полмиллиона руб.; было выдано ссуд под залоги на 280 тыс. руб. и учтено векселей на сумму более 1,9 млн руб. Городское общественное управление с момента учреждения до 1870 г. получило из чистых прибылей банка в помощь к своим средствам более 65,8 тыс. руб.

Признавая заслуги банка перед городом и учитывая необходимость расширения операций, городская Дума приняла распоряжение о переводе учреждения из Гостиного двора в здание бывшей таможни.

Проведенный анализ работы Оренбургского городского общественного банка позволил сформулировать следующие основные черты подобных местных дореволюционных финансовых учреждений:

1. Оренбургский городской общественный банк создавался в не самой экономически и промышленно развитой губернии (сейчас бы его назвали окраиной с депрессивной экономикой и «затухающей» торговлей). Однако руководству банка удавалось на всем протяжении его деятельности достаточно грамотно соизмерять масштаб своих начинаний с финансовыми возможностями региона. Поэтому для современных банков, ссылающихся на отсутствие крупных капиталов в своих городах, областях и прочих территориальных единицах, может представлять интерес опыт работы подобных городских учреждений в еще более сложных экономических условиях.

2. Развитие банка не было быстрым и беспроблемным. В процессе его создания местное общество не всегда соглашалось с мнением вышестоящих правительственных органов, имело смелость отстаивать интересы своего региона и банка. Нахождение последнего под управлением города позволяло избегать его втягивания в различные аферы и излишние расходы.

3. Контроль городского общества над банковскими операциями повышал доверие населения и укреплял репутацию учреждения, что определяло значительное увеличения размера привлеченных средств во вкладах.

4. Местный источник капиталов предопределил и главное направление деятельности банка, т.е. удовлетворение нужд города, местной торговли и промышленности, а также городского обывателя.

5. Тесная связь с региональными властями, местной промышленностью и торговлей позволяли городским банкам вполне свободно действовать на окраинах империи. Они и тогда не получали поддержки от государства и, имея небольшие капиталы, ориентировались в своей работе на мелкий и средний бизнес своего региона. Сочетание высокого уровня предпринимательской и управленческой практики, общественного контроля, обслуживание интересов местной промышленности и торговли стали причинами их успешного развития.

6. Основными задачами городских общественных банков являлись обслуживание горожан и пополнение городского бюджета. И, как показала практика, это выражалось в суммах больших, чем сам город вложил в банк.

Первые итоги деятельности Оренбургского банка доказали, что государственная форма собственности в ней удачно сочеталась с коммерческими операциями, общественными интересами, благотворительностью и социальной направленностью. В достаточно сложных экономических условиях городской общественный

Таблица / Table

Сводный баланс Оренбургского городского общественного банка за 1866-1870 гг., руб. / Consolidated balance sheet of the Orenburg City Public Bank for 1866-1870, roubles

Статьи / Items 1866 1867 1868 1869 1870

Произведено банком всех оборотов по приходу и расходу 690 967,0 923 556,7 1 294 287,4 1 517 363,5 1 978 766,7

по приходу 344 320,4 467 519,2 644 084,4 759 952,7 990 772,5

по расходу 346 646,9 456 037,5 650 203,3 757 410,8 987 994,1

Осталось наличности 4907,0 16 389,5 10 270,8 1984,5 566,3

1. Собственные капиталы банка на 1 января года 56 100,0 58 100,0 63 758,4 70 689,4 79 579,3

основной капитал 50 000,0 53 000,0 55 965,6 59 731,2 64 218,8

запасной капитал 5100,0 7559,2 10 617,0 14 370,4

2. Распределением чистой прибыли за год причислено 6100,0 233,6 341,2 990,2

к основному капиталу 3000,0 2200,0 2824,2 4549,9 7232,9

к запасному капиталу 3100,0 259,2 3412,2 3616,2

на 1 января следующего года значится 56 100,0 60 559,2 66 582,6 78 652,2 90 490,7

основного капитала 53 000,0 53 000,0 55 965,6 64 281,8 71 514,0

запасного капитала 3100,0 7559,2 10 617,0 14 370,4 18 976,7

3. Операции

а) процентные вклады

на 1 января было 135 299,5 128 014,2 309 598,2 345 776,0 458 785,8

в течение года поступило 114 908,0 115 602,0 176 935,2 182 305,1 251 367,0

истребовано вкладов 24 349,2 31 967,0 137 757,5 69 316,0 120 679,2

осталось в обращении у банка с причисленными процентами 128 014,2 211 649,2 347 776,0 458 785,8 513 578,3

б) вклады на хранении 4000,0 3000,0 2000,0 43 355,7 20 908,7

г) учет векселей и срочных бумаг 232 214,0 355 797,6 332 161,3 536 115,9 513 578,3

д) выдано ссуд под залоги 31 080,0 51 470,0 39 256,6 67 540,0 78 670,0

4. Отчислено

а) на основании ст. 120 Положения 20% от годовой прибыли к запасному капиталу 2000,0 2200,0 2824,0

к запасному капиталу 4549,9 3616,2

к основному капиталу 4549,9 7232,9

б) представляется на усмотрение Городского общества 8481,6 8896,7 11 296,9 7962,1 7234,9

На благотворительные расходы 3412,2 3618,4

В городские доходы 3356,7 4549,9 3616,4

Источник/Source: составлено автором на основании отчетов о действиях Оренбургского городского общественного банка за 1866-1870 гг.а / compiled by the author on the basis of the Reports on the activities of the Orenburg City Public Bank for 18661870.

Примечание/Note: a - ГБУ «ОГАОО». Фонд 41. Опись 1. Ед. хран. 1144. / SBI "United State Archive of the Orenburg Region". Fond 41. Inventory 1. Uniform storage unit. 1144.

банк смог не только выжить, но и нарастить обороты, стать прибыльным и приносить доход городской казне, а также принимать активное участие в благотворительной деятельности.

выводы

Нацеленность городских общественных банков на местные источники капитала и вкладов, обслужива-

ние промышленности и торговли, функционирующих в границах региона, и общественный контроль за их деятельностью обеспечили жизнеспособность и бескризисное развитие этих учреждений.

Исторический опыт их создания и деятельности заслуживает более пристального внимания и глубокого изучения. В сложных современных условиях, когда действуют санкции Запада, важно стремиться

к многоуровневой архитектуре банковской системы с тесным взаимодействием как крупных федеральных, так и мелких региональных банков. Только такая структура, пронизанная каналами перетока ликвидности и технологий между кредитными организациями разного размера, и специализации, сможет дать экономике ресурсы для быстрого роста.

Современные процессы консолидации и централизации в российском банковском секторе могут привести к уходу крупных банков из малокапитальных и неэффективных для работы регионов, в результате чего местные граждане лишатся возможности получения соответствующих услуг по месту жительства.

Учитывая реалии мировой экономики, усиление тенденций по возращению к созданию местных муниципальных банков, следует не заимствовать и копировать зарубежные институты, которые не всегда учитывают специфику развития нашей экономики, а глубже изучать отечественный исторический опыт. Создание предпосылок и необходимых условий для появления новых форм местных региональных банков, способствующих развитию экономики и благополучия жителей на местах, расширению благотворительной деятельности позволит им при наличии общественного контроля снискать большее доверие граждан и получать экономическую прибыль.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Figart D. Exploring a Public Bank for New Jersey: Economic Impact and Implementation Issues. Stockton University; 2018. 36 р.

2. Marois Th. A dynamic theory of public banks (and why it matters). Review of Political Economy. 2022;2(34): 356-371.

3. Чумакова А. С. Зарождение и развитие системы городских общественных банков в России второй половины XIX — начала XX в. (на материалах Симбирской губернии). М.: Флинта; 2010. 648 c.

4. Кириллов А. К. Городские общественные банки Российской империи. Экономическая история: ежегодник. 2008;(2007):193-236.

5. Кириллов А. К. Городские общественные банки в 1880-е годы: причины кризиса. Индустриальное наследие. Материалы III Международной конференции (Выкса, 28 июня — 03 июля 2007 г). Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва; 2007:231-239.

6. Кириллов А. К. Городские общественные банки как часть городского хозяйства. Муниципальная экономика. 2001;(2):14-21.

7. Зверькова Т. Н. Региональные банки в трансформационной экономике: подходы к формированию концепции развития. Оренбург: ООО «Агентство Пресса»; 2012. 214 с.

8. Смирнова Н. С. Благотворительные капиталы Вологодского городского общественного банка во второй половине XIX — начале XX века. Научный диалог: Вопросы философии, социологии, истории, политологии. Сборник научных трудов по материалам XXI международной научной конференции (Санкт-Петербург, 01 июня 2020 г.) Санкт-Петербург: Международная объединенная академия наук; 2020:53-54.

9. Васильев Я. А. Эволюция региональных кредитных учреждений (на примере Новгородской губернии XIX — начала XX в.). Экономическая история: ежегодник. 2021;(2020):207-248.

10. Васильев Я. А. Новгородский городской общественный банк (1866 г.— начало ХХ века). Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022;4(43):393-396.

11. Капанина Т. С. Виды операций в городских общественных банках Российской империи. Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. 2021;3(43):26-30.

12. Капанина Т. С. Процедура открытия городских общественных банков в дореволюционной России (по материалам Московской губернии). Преподавание истории в школе. 2021;(2):73-75.

13. Назырова Е.А., Шелкоплясова Н. И. Генезис системы российских городских общественных банков в середине XIX — начале XX вв. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019;(1-2):200-202.

14. Назырова Е. А., Шелкоплясова Н. И. Городские общественные банки как элемент банковской системы Российской империи второй пол. XIX в. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020;(1):345-347.

15. Ососов В. Я. Городские общественные банки России: Обзор их деятельности по 1 янв. 1871 г. СПб.: тип. Майкова; 1872. 192 с.

REFERENCES

1. Figart D. Exploring a Public Bank for New Jersey: Economic Impact and Implementation Issues. Stockton University; 2018. 36 р.

2. Marois Th. A dynamic theory of public banks (and why it matters). Review of Political Economy. 2022;2(34): 356-371.

3. Chumakova A. S. The origin and development of the system of urban public banks in Russia in the second half of the 19th — early 20th centuries. (on the materials of the Simbirsk province). Moscow: Flinta; 2010. 648 c. (In Russ.).

4. Kirillov A. K. City Public Banks of the Russian Empire. Ekonomicheskaya istoriya: ezhegodnik = Empire Economic History: Yearbook. 2008;(2007):193-236. (In Russ.).

5. Kirillov A. K. Urban Public Banks in the 1880s: Causes of the Crisis. Industrial Heritage. Proceedings of the III International Conference (Vyksa, June 28 — July 03, 2007.) Saransk: National Research Mordovian State University named after N. P. Ogaryov; 2007:231-239. (In Russ.).

6. Kirillov A. K. Municipal public banks as part of the municipal economy. Municipal'naya ekonomika = Municipal economy. 2001;(2):14-21. (In Russ.).

7. Zverkova T. N. Regional banks in the transformational economy: approaches to the formation of the concept of development. Orenburg: Press Agency LLC; 2012. 214 p. (In Russ.).

8. Smirnova N. S. Charitable capitals of the Vologda city public bank in the second half of the 19th — early 20th century Scientific dialogue: Questions of philosophy, sociology, history, political science: Collection of scientific papers based on the materials of the XXI international scientific conference (St. Petersburg, June 01, 2020.) St. Petersburg: International United Academy of Sciences; 2020:53-54. (In Russ.).

9. Vasiliev Ya. A. The evolution of regional credit institutions (on the example of the Novgorod province of the 19th — early 20th centuries). Ekonomicheskaya istoriya: ezhegodnik = Empire Economic History: Yearbook. 2021;(2020):207-248. (In Russ.).

10. Vasiliev Ya. A. Novgorod city public bank (1866 — early XX century). Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific notes of the Novgorod State University. 2022;4(43):393-396. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kapanina T. S. Types of operations in urban public banks of the Russian Empire. Vestnik Gosudarstvennogo social'no-gumanitarnogo universiteta = Bulletin of the State Social and Humanitarian University. 2021;3(43):26-30. (In Russ.).

12. Kapanina T. S. The procedure for opening urban public banks in pre-revolutionary Russia (based on materials from the Moscow province). Prepodavanie istorii v shkole = Teaching history in schools. 2021;(2):73-75. (In Russ.).

13. Nazyrova E. A., Shelkoplyasova N. I. The genesis of the system of Russian urban public banks in the middle of the 19th — early 20th centuries. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta = Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2019;(1-2):200-202. (In Russ.).

14. Nazyrova E. A., Shelkoplyasova N. I. City public banks as an element of the banking system of the Russian Empire in the second half. 19th century. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta = Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2020;(1):345-347. (In Russ.).

15. Ososov V. Ya. City Public Banks of Russia: Overview of their activities up to 1 Jan. 1871 St. Petersburg: Maykov; 1872. 192 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Татьяна Николаевна Зверькова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры банковского дела и страхования, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

Tatiana N. Zverkova — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Banking and

Insurance Orenburg State University, Orenburg, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6540-6154

tnzverkova@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 23.11.2022; после рецензирования 24.02.2023; принята к публикации 30.03.2023. The article was submitted on 23.11.2022; revised on 24.02.2023 and accepted for publication on 30.03.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.