Научная статья на тему 'ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КНР'

ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ / ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжова А.С., Жевтун И.Ф., Чжан И., Безматерных К.Л.

Общественный автомобильный транспорт играет ведущую роль в обеспечение подвижности населения КНР, что усиливается внимание государства к обслуживанию общественного транспорта, в частности к экономическому обоснованию себестоимости проезда и формированию системы оплаты проезда для населения. В последнее время в КНР проходит унификация транспортных тарифов различных видов городского общественного транспорта в единую систему тарифов. Проездные билеты, предназначенные для различных видов транспорта, используются совместно. Министерство КНР выдвинуло принцип «создание разумного механизма динамической корректировки цен на городские автобусные билеты». В крупных городах КНР действует система скоростной автобус (BRT). Основное отличие BRT от обычных скоростных автобусов, перемещающихся по выделенной полосе, состоит в том, что полосы для них образуют цельную линию без разрывов, посадка в автобусы происходит не на остановках, а через специальные терминалы, вход в которые осуществляется через турникеты. Что позволяет увеличить пропускную способность и скорость доставки. Государственные органы власти заинтересованы в продвижении услуг общественного транспорта по сравнению с личным автомобилем. Оптимальный тариф на городские пассажирские общественные перевозки должен учитывать платежеспособность населения и обеспечивать высокий уровень транспортной доступности при поддержки субсидирования в лице государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN PUBLIC BUS TRANSPORTATION IN CHINA

Public road transport plays a leading role in ensuring the mobility of the population of the PRC, which increases the attention of the state to the maintenance of public transport, in particular to the economic justification of the cost of travel and the formation of a fare payment system for the population. Recently, the PRC has been unifying the transport tariffs of various types of urban public transport into a single tariff system. Travel tickets for different modes of transport are used together. The Ministry of the People's Republic of China has put forward the principle of "establishing a reasonable dynamic price adjustment mechanism for city bus tickets." In major cities in the PRC, there is a bus rapid transit (BRT) system. The main difference between BRT and ordinary high-speed buses moving along a dedicated lane is that the lanes for them form an integral line without breaks, boarding buses does not take place at stops, but through special terminals, which are entered through turnstiles. This allows you to increase the throughput and speed of delivery. Public authorities are interested in promoting public transport services in comparison with the private car. The optimal tariff for urban passenger public transportation should take into account the solvency of the population and ensure a high level of transport accessibility with the support of state subsidies.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КНР»

References:

1. Gavrilova V.A. Unit-economy as a method of economic analysis / V.A. Gavrilova // Fundamental foundations of innovative development of science and education - 2020 - [Electronic resource] - Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44456409 (date of access: 04/28/2022).

2. Kepka A. Guide to unit economics / A. Kepka // FundSquire - 2021 - [Electronic resource] - Access mode: https://fundsquire.com.au/guide-unit-economics/ (date of access: 25.04. 2022).

3. Kreneva S. G., Lezhnina T. A. Unit-economy as a decision-making tool / S. G. Kreneva, T. A. Lezhnina // Economics. Innovative transformations in the economy - 2019 - [Electronic resource] - Access mode: https://ineconomic.ru/sites//field_print_ ver-sion/jurnal-6-54-2019.pdf (date of access: 04/28/2022).

4. Prokhorova O.N. Unit-economy on the example of marketing solutions / O.N. Prokhorova // Marketing in Russia and abroad -2020 - [Electronic resource] - Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44075061 (date of access: 05/02/2022).

5. Romanchuk A. A. The role of unit-economy in the digitalization of business / A. A. Romanchuk. // Young scientist. - 2020. - No. 26 - [Electronic resource] - Access mode: https://moluch.ru/archive/316/72089/ (date of access: 05/02/2022).

6. Khanin D. Unit economics. Nachalo, 2017 - [Electronic resource] - Access mode: https://khanin.info/blog/85 (date of access: 04/30/2022).

7. How to Calculate Unit Economics for Your Business / MasterClass -2021 - [Electronic resource] - Access mode: https://www.masterclass.com/articles/how-to-calculate-unit-economics-for-your-business (date of access: 04/29/2022).

EDN: MJNSKU

А.С. Рыжова - к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, chefra@mail.ru,

A.S. Ryzhova - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Road Transport Operation, Pacific State University;

И.Ф. Жевтун - ст. преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, gevtun.ira@mail.ru,

I.F. Zevtun - Senior lecturer of the Department "Operation of motor transport", Pacific State University;

И Чжан - магистрант, Тихоокеанский государственный университет, 15099329307@qq.com,

I Chzan - undergraduate student, Pacific State University;

К.Л. Безматерных - студент магистратуры, Тихоокеанский государственный университет, kse.kuz.leo1@gmail.com,

K.L. Bezmaternyh - graduate student, Pacific State University.

ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КНР URBAN PUBLIC BUS TRANSPORTATION IN CHINA

Аннотация. Общественный автомобильный транспорт играет ведущую роль в обеспечение подвижности населения КНР, что усиливается внимание государства к обслуживанию общественного транспорта, в частности к экономическому обоснованию себестоимости проезда и формированию системы оплаты проезда для населения. В последнее время в КНР проходит унификация транспортных тарифов различных видов городского общественного транспорта в единую систему тарифов. Проездные билеты, предназначенные для различных видов транспорта, используются совместно. Министерство КНР выдвинуло принцип «создание разумного механизма динамической корректировки цен на городские автобусные билеты». В крупных городах КНР действует система скоростной автобус (BRT). Основное отличие BRT от обычных скоростных автобусов, перемещающихся по выделенной полосе, состоит в том, что полосы для них образуют цельную линию без разрывов, посадка в автобусы происходит не на остановках, а через специальные терминалы, вход в которые осуществляется через турникеты. Что позволяет увеличить пропускную способность и скорость доставки. Государственные органы власти заинтересованы в продвижении услуг общественного транспорта по сравнению с личным автомобилем. Оптимальный тариф на городские пассажирские общественные перевозки должен учитывать платежеспособность населения и обеспечивать высокий уровень транспортной доступности при поддержки субсидирования в лице государства.

Abstract. Public road transport plays a leading role in ensuring the mobility of the population of the PRC, which increases the attention of the state to the maintenance of public transport, in particular to the economic justification of the cost of travel and the formation of a fare payment system for the population. Recently, the PRC has been unifying the transport tariffs of various types of urban public transport into a single tariff system. Travel tickets for different modes of transport are used together. The Ministry of the People's Republic of China has put forward the principle of "establishing a reasonable dynamic price adjustment mechanism for city bus tickets." In major cities in the PRC, there is a bus rapid transit (BRT) system. The main difference between BRT and ordinary high-speed buses moving along a dedicated lane is that the lanes for them form an integral line without breaks, boarding buses does not take place at stops, but through special terminals, which are entered through turnstiles. This allows you to increase the throughput and speed of delivery. Public authorities are interested in promoting public transport services in comparison with the private car. The optimal tariff for urban passenger public transportation should take into account the solvency of the population and ensure a high level of transport accessibility with the support of state subsidies.

Ключевые слова: транспортная подвижность, городской общественный пассажирский транспорт, автобусные перевозки, транспортная доступность, транспортные тарифы.

Keywords: transport mobility, urban public passenger transport, bus transportation, transport accessibility, transport tariffs.

С развитием национальной экономики и повышением уровня жизни люди все больше обращают внимание на эффективность работы городского автомобильного транспорта, ожидая получить

удобный и доступный способ передвижения. Экономическая эффективность пассажирских городских автомобильных перевозок на общественном транспорте не только тесно связана с повседневной жизнью людей в поездках, но оказывает серьезное влияние на всю транспортную и экономическую систему. Поэтому большую актуальность приобретают мероприятия, направленные на повышение эффективности работы городских пассажирских перевозок.

По протяженности автомагистралей Китай занимает первое место - китайские автомагистрали превысили 130 тысяч километров, что почти вдвое больше, чем у США, занимающих второе место. Но необходимо делать корректировку на густоту и плотность дорожной сети, и учитывать пропускную способность автомагистрали с учетом количества полос.

По состоянию на конец года 2019 количество гражданских транспортных средств в стране составило 261,5 миллиона (включая 7,62 миллиона трехколесных автомобилей и низкоскоростных грузовиков), что на 21,22 миллиона больше, чем на конец прошлого года. Среди них количество частных автомобилей составило 226,35 миллиона, что на 19,05 миллиона больше. Количество гражданских автомобилей составило 144,44 миллиона, увеличившись на 11,93 миллиона, из которых количество частных автомобилей составило 13,71 миллиона, увеличившись на 11,12 миллион. При этом на июнь 2019 г показатели Китая составляют 173 автомобиля на 1000 человек [1].

Продажи пассажирских автомобилей в КНР по данным Китайской ассоциации автопроизводителей по итогам февраля 2022 г составили 1,487 млн единиц - что на 27,8 % выше аналогичного показателя 2021 года. По итогам первых двух месяцев 2022 года китайский авторынок вырос на 14,4 % до 3, 674 млн единиц [2].

Общественный автомобильный транспорт играет ведущую роль в обеспечение подвижности населения КНР. Так на 2019 г его доля в общем пассажиропотоке составляет около 50 %, на втором месте находится железнодорожный транспорт с 34 %, и на третьем такси с 15 %.

С ростом мировых цен на нефть усиливается внимание государства к обслуживанию общественного транспорта, в частности к экономическому обоснованию себестоимости проезда и формированию системы оплаты проезда для населения. Началом такого пристального изучения цен на общественный автобусный транспорт можно считать 2006 год.

Система тарифов на проезд в общественном транспорте в китайских городах наиболее развита в Пекине. Пекин сформировал новые транспортные тарифы на 1 января 2007 г. Реформа тарифов отменила ежемесячные билеты, которые использовались более 50 лет, вместо них были введены большие скидки для пассажиров, пользующихся для оплаты считывающими картами. Тарифы делятся на две категории: месячный и общий билет. Разновидностями месячного билет являются: студенческий билет на 20 юаней, взрослый билет на 45 юаней и комбинированный билет на автобус и метро за 90 юаней (в месяц). Его можно использовать только на 240 действующих маршрутах, не более 140 раз в месяц [3].

Общий билет делится на два типа: разовый и постоянный. Позволяет сократить расходы владельцев с ежемесячным пропуском. Общий билет имеет единую скидку при пользовании картой. На обычную карту скидка 40 %, а для студентов скидка 20 %. Обычная карта на задней обложке стоит 0,4 юаня за поездку, а студенческий билет стоит 0,2 юаня за поездку. По действующему курсу на 23.04.2022 г 1 юань равен 11,30 рубля, тогда стоимость проезда 2 юаня равна 22,6 рублей [4].

В теоретическом исследовании системы тарифов Чжао Цзе и Ли Фэнцзюнь предложили унифицировать транспортные тарифы в единую систему тарифов с точки зрения интегрирования системы общественного транспорта. Проездные билеты, предназначенные для различных видов транспорта, используются совместно. Результаты этого исследования можно рассматривать как один из важных принципов реформирования системы оплаты проезда в общественном транспорте. Мо Икуи и Ян Кефей, проведя исследование видов и уровня тарифов системы BRT, предложили изменения в системе тарифов системы BRT, которые имеют влияние на величину пассажиропотока. Развитие системы БЯТ должно начинаться с унификации системы городского общественного транспорта и системы оплаты проезда, создания единого механизма управления тарифами, учитывая экономическую и психологическую доступность для населения.

На разных видах общественного пассажирского транспорта (автобус, БЯТ и метро) - разная система тарификации проезда. В связи с этим и с учетом скоростных характеристик этих видов транспорта наблюдается дифференциация населения. Молодые люди отдают предпочтение метро, в то время как пожилые люди, пользуясь тарифами с государственными субсидиями предпочитают автобусы и БЯТ.

Таблица 1 - Динамика транспортных тарифов на автобус в разных провинциях и городах Китая

Время Положение 10 автобусных линий

С 1 января 2019 года Чэндэ, провинция Хэбэй 1 юань / чел^ 2 юань/ чел 2 юань / чел^ 3 юань/ чел

С 1 марта 2019 года в городе Дэян провинции Сычуань 2 юань/ чел 1 юань на человека

С 19 марта 2019 года город Уи, провинция Чжэцзян Все городские автобусные тарифы:

1,5 юань / чел^ 2 юань/ чел

С 31 марта 2019 года Город Нанкин, провинция Цзянсу Отмена наземного автобуса весной и осенью со скидкой

Как видно из табл. 1 стоимость проезда в автобусах в провинциях Китая в последние годы продолжала расти, поскольку низкие тарифы в некоторой степени препятствовали развитию городских автобусов. Скорректированная стоимость проезда на автобусе не повлияет на изменение пассажиропотоков, но позволит повысить уровень обслуживания пассажиров. Разумный тариф должен быть доступен для простых людей и поддерживаться местными бюджетами [5, 6, 7].

Таблица 2 - Классификация транспортных автобусных тарифов и способов оплаты

Обычный автобус Дети до 1,2 метра - бесплатно

Дети с 1,2 - 1,5 метра - 50 % скидка

Для электронного кошелька - 10 % скидка

Стоимость студенческого билета (месячный абонемент) составляет около 0,22 юаня один раз и 20 юаней в месяц (90 раз в зависимости от количества раз).

Тип автобусной карты Можно использовать студенческий билет, билет для пожилых людей, карточку сотрудника, Проездной на общественный транспорт для людей с ограниченными возможностями, специальную карточку и месячный абонемент для взрослых.

Способ оплаты Можно пополнять счет каждый месяц. Поддерживать совместную карту транспортировки, поддерживать код сканирования карты Hongshan,WeChatДHpay и использовать банковские карты ШюпРау.

Различные города КНР имеют отличающиеся характеристики по размерам, стадиям развития, географическому положению, поэтому регулирование транспортных тарифов на общественный транспорт и повышение уровня обслуживания населения это области, которые требуют тщательного рассмотрения и совершенствования со стороны местных властей. Министерство КНР выдвинуло принцип «создание разумного механизма динамической корректировки цен на городские автобусные билеты».

В Китае предприятия общественного транспорта издавна назывались «предприятиями по производству услуг». Согласно законодательства срок службы автобусов составляет не более 10 лет. Городские общественные пассажирские автобусные предприятия покупают газ, топливо и электричество по рыночным ценам. Большинство предприятий являются старыми с большим количеством работников.

В КНР действует система скоростной автобус или метробус (англ. Bus rapid transit, BRT) - это система скоростного автобусного сообщения. Основное отличие метробусов от обычных автобусов, перемещающихся по выделенной полосе, состоит в том, что полосы для метробусов образуют цельную линию без разрывов, посадка в автобусы происходит не на остановках, а через специальные терминалы, вход в которые осуществляется через турникеты. Система транзитных автобусных перевозок BRT берет свое начало в Куритибе, Бразилия, в 1974 году, и с тех пор широко применяется во всем мире.

Данная система имеет более высокие эксплуатационные характеристики по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надёжность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая).

Автобусные полосы делятся на два типа: «плоские» и «трехмерные». «Плоские» автобусные полосы в конечном итоге должны проходить через перекрестки, контролируемые сигналом, что значительно снижает потенциальную пропускную способность всей системы. Конструкция «трехмерных» автобусных полос полностью изолирована от других полос, чтобы избежать вышеупомянутых задержек. Виадуки, переходы под мостами и туннели - несколько вариантов трехмерной изоляции. В настройке центральной полосы можно выбрать два режима движения автобуса: «в том же направлении» или «в обратном направлении». «В том же направлении» означает, что автобус движется в том же направлении, что и автомобиль, движущийся сбоку. «Реверс» означает, что автобус движется в противоположном направлении в смешанном потоке (например, обратная полоса движения в Кито, Эквадор).

Фактически, в таких городах, как Сиэтл и Бостон, использование туннелей сделало «наземное метро» и систему скоростного транспорта больше не термином. Бостонская «Серебряная линия» -это, по сути, подземная система, в которой используется автобусная технология вместо железнодо-

рожной. Осака в Японии и Брисбен в Австралии выбрали маршруты по виадуку. Очевидно, что эти конструкции еще больше демонстрируют стирание границ между общественным и железнодорожным транспортом. В таких городах, как Кито, Эквадор, система скоростного железнодорожного транспорта использует подземные переходы на основных перекрестках, что позволяет сэкономить время в пути и избежать заторов на дорогах [8].

Города, которые построили и эксплуатируют BRT в Китае, включают Пекин, Гуанчжоу, Чэн-ду, Цзинань, Ханчжоу, Чунцин, Урумчи, Ляньюньган, Иньчуань, Чжоушань, Лючжоу и др., Тяньцзинь, Шицзячжуан, Ухань, и другие города также планируют и готовят данную систему к использованию. Подобные системы часто организуются там, где необходимо быстро наладить массовое транспортное сообщение внутри города, при этом метро строить либо очень дорого, либо долго.

На станцию имеется вход в два турникета: в одном (как правило, левом) проход возможен благодаря бесконтактной карте, другой - по купленным здесь же билетам. Проезд стоит 1 (или 2) юаня вне зависимости от расстояния. По смарт-карте проезд составляет 1 (или 2) юаня, при этом может предоставляться скидки. Платить можно только наличными, и контролер не даёт сдачи.

Проект интеллектуальной системы BRT разделен на три части: интеллектуальная диспетчерская операционная система, система автоматической проверки билетов и система охранной двери. Посредством интеллектуальной системы диспетчерского управления диспетчерский центр может узнать количество пассажиров в режиме реального времени через систему мониторинга зала станции и платформы. После превышения определенного норматива отклонение шифруется и контролируется в режиме реального времени. Система автоматической проверки билетов позволяет посетителям входить на станцию с купленным билетом, или провести оплату картой.

Систему общественного пассажирского транспорта города необходимо рассматривать в совокупности всех видов транспорта с учетом географического положения города и данную систему можно улучшить за счет согласования транспортных тарифов по всем видам общественного транспорта [9, 10].

Государственные органы власти заинтересованы в продвижении услуг общественного транспорта по сравнению с личным. При пользовании общественным транспортом можно добиться перераспределения пассажиропотоков за счет субсидирования тарифов на определенные виды общественного транспорта (BRT для пожилых людей), тогда как другие категории населения могут на первое место при выборе вида транспорта поставить показатель скорости перевозки.

Оптимальный тариф на городские пассажирские общественные перевозки должен учитывать платежеспособность населения и обеспечивать высокий уровень транспортной доступности при поддержки субсидирования в лице государства.

Также реформа системы возможна на основе принципа снижения предельных издержек предприятий транспорта с учетом покрытия их издержек по себестоимости перевозок и плановой нормы рентабельности. Установление транспортного тарифа проходит через процедуру зонирования территории города и установления тарифов по зонам, в зависимости от дальности ездки пассажира, это так называемые «сплит-тикет» системы. Не смотря на то, что на начальном этапе это вызывает трудоемкую работу па выявлению и ранжированию пассажиропотоков в дальнейшем возможно более полное применение принципа учета и сокращения издержек.

Источники:

1. Автомобили в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/.

2. Автостат Китайский авторынок в феврале 2022 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. auto stat.ru/news/50962/.

3. Чжан И, Рыжова А. С. Мероприятия по повышению эффективности функционирования городского пассажирского транспорта // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса : материалы национальной научно-практической конференции. - Хабаровск, Изд-во Тихоокеан. Гос. ун-та, 2020. - Вып. 20 - (501), (1) с. - (научные чтения памяти профессора М.П. Даниловского), с. 130-133.

4. Банк России. Официальные курсы валют на заданную дату [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. cbr.ru/currency_base/daily/.

5. Volodkin P., Shirokorad O., Arkhipov S. Regional information and technology aspects of increase quality of passenger transportation IOP Conference Series: Earth and Environmental Science / P. Volodkin., O/ Shirokorad, S. Arkhipov. - URL: https://iopscience.iop.org/issue/1755-1315/272/3 (date of the application 17.04.2022). - Text : electronic.

6. Maria Kamargianni, Weibo Li, Melinda Matyas, Andreas Schäfer, A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport, Transportation Research Procedia, Volume 14, 2016, Pages 3294-3303, ISSN 2352-1465.

7. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Текст] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A. Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - № 14. - P. 3294-3303. https://doi.org/10.1016/ j.trpro.2016.05.277.

8. Скоростной автобусный транспорт (BRT) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mercedes-benz-bus .com/ru_RU/buy/bus-rapid-transit. html.

9. Francois-Joseph Van Audenhove The Future of Mobility 3.0 // Arthur D Little future lab, 2018. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.adlittle.com (дата обращения: 01.04.2022).

10. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // Eur. Transp. Res. - 2016. - № 8, 9 -https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5.

References:

1. Cars in China [Electronic resource]. - Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php/.

2. Autostat Chinese car market in February 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.autostat.ru/ news/50962/.

3. Zhang I, Ryzhova A. S. Measures to improve the efficiency of urban passenger transport // Far East: problems of development of the architectural and construction and road transport complex: materials of the national scientific and practical conference. - Khabarovsk, Pacific Publishing House. State. un-ta, 2020. - Issue. 20 - (501), (1) p. - (scientific readings in memory of Professor M.P. Danilovsky), p. 130-133.

4. Bank of Russia. Official exchange rates for a given date [Electronic resource]. - Access mode: https://www.cbr.ru/ curren-cy_base/daily/.

5. Volodkin P., Shirokorad O., Arkhipov S. Regional information and technology aspects of increase quality of passenger transportation IOP Conference Series: Earth and Environmental Science / P. Volodkin., O/ Shirokorad, S. Arkhipov. -URL: https://iopscience.iop.org/issue/1755-1315/272/3 (date of the application 04/17/2022). - Text : electronic.

6. Maria Kamargianni, Weibo Li, Melinda Matyas, Andreas Schäfer, A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport, Transportation Research Procedia, Volume 14, 2016, Pages 3294-3303, ISSN 2352-1465.

7. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Text] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A. Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - No. 14. - P. 3294-3303. https://doi.org/10.1016/ j.trpro.2016.05.277.

8. Rapid bus transport (BRT) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.mercedes-benz-bus.com/ru_RU/ buy/bus-rapid-transit.html.

9. Francois-Joseph Van Audenhove The Future of Mobility 3.0 // Arthur D Little future lab, 2018. - [Electronic resource]. -Access mode: https://www.adlittle.com (date of access: 04/01/2022).

10. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // EUR. Transp. Res. - 2016. - No. 8, 9 -https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5.

EDN: LKAUTF

Е.С. Рычкова - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности и экспертизы, Амурский государственный университет,

E.S. Rychkova - Ph.D., Associate Professor of the Department of Economic Security and Expertise, Amur State University.

ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ FOOD SECURITY ASSESSMENT OF THE AMUR REGION

Аннотация. Совершенствование системы обеспечения продовольственными товарами внутреннего рынка страны и региона, при соблюдении условий доступности, качества и безопасности продуктов приобретает особую актуальность в современной ситуации. В статье приведены результаты оценки социально-экономического развития Амурской области, а также уровня продовольственной безопасности региона с применением методического инструментария. Уровень продовольственной безопасности Амурской области оценивается как средний, допустимый, но при этом, выявлены угрозы продовольственной безопасности региона, способные крайне негативно повлиять не только на текущий уровень продовольственной, но и экономической безопасности региона. В статье также отражены результаты анализа реализации государственных программ поддержки агропромышленного комплекса, определены перспективы обеспечения продовольственной безопасности.

Abstract. Improving the system for providing food products to the domestic market of the country and the region, subject to the conditions of availability, quality and safety of products, is of particular relevance in the current situation. The article presents the results of assessing the socio-economic development of the Amur region, as well as the level of food security in the region using methodological tools. The level of food security in the Amur Region is assessed as medium, acceptable, but at the same time, threats to the food security of the region have been identified that can extremely negatively affect not only the current level of food security, but also the economic security of the region. The article also reflects the results of the analysis of the implementation of state programs to support the agro-industrial complex, and defines the prospects for ensuring food security.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, самообеспеченность, экономическая безопасность, потребление, государственная поддержка.

Keywords: food security, self-sufficiency, economic security, consumption, government support.

В настоящее время в условиях нестабильной политической и экономической ситуации еще более остро встает вопрос о необходимости совершенствования системы обеспечения продовольственными товарами внутреннего рынка страны и региона, при соблюдении условий доступности, качества и безопасности продуктов. Взаимосвязь экономической и продовольственной безопасности и их основных индикаторов, раскрывается в нескольких аспектах: рост объемов производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции; изменение структуры импорта и экспорта, а также степени зависимости от импортных поставок продовольственных товаров и сырья; уровень пла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.