Ю. В. ЕПАНОВА
Епанова Юлия Валентиновна
кандидат культурологии старший преподаватель, кафедра теории и истории культуры, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева (Национальный исследовательский университет) Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34 Тел.: +7(846) 335-18-26 приглашенный исследователь (Карамзинский стипендиат — 2015), Лаборатории историко-культурных исследований, ШАГИ РАНХиГС Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82 Тел.: +7(499) 956-96-47 E-mail: [email protected]
ГОРОДСКИЕ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ И «СЕТЕВОЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ»
ECREA Media & the City 2015 Conference «URBAN MEDIA STUDIES: CONCERNS, INTERSECTIONS AND CHALLENGES» University of Zagreb, Faculty of Political Science, 24-25 September 2015
Город является технологизированным феноменом. Он в первую очередь воспринимает технические новинки (транспортные, коммуникативные, производственные и т. п.), встраивая их в городское пространство и повседневные практики горожан. Распространение цифровых медиа перевело связь города и технологий на новый этап, сделав ее неразделимой. Управление городской инфраструктурой осуществляется с помощью компьютерных систем, деятельность городских органов власти и их взаимодействие с населением опосредуется интернет-платформами, горожанин сросся с мобильными гаджетами, которые влияют на его повседневные передвижения и информирование. Кроме того, город получает медийное измерение, выраженное в городских форумах, онлайн-панорамах, его образ создается и тиражируется в социальных сетях и на других интернет-площадках.
О Ю. В. ЕПАНОВА
Именно рассмотрению этой связи и была посвящена конференция «Городские медиаисследования: проблемы, пересечения и вызовы», которая прошла 24-25 сентября 2015 г. в Загребе. Она была организована Европейской ассоциацией коммуникативных исследований и образования (European Communication Research and Education Association, ECREA), объединяющей отдельных ученых и научные организации, которые специализируются на изучении различных аспектов коммуникации. При этом тематические направления, разрабатываемые в рамках деятельности Ассоциации, весьма разнообразны. Это вопросы истории и философии коммуникации, исследования аудитории, кино-, теле- и радиоисследования. Большое внимание уделяется роли медиа в различных социальных процессах, таких как миграция, гендерные отношения, политическая коммуникация и т. п. Наконец, особый блок составляют исследования цифровой культуры, компьютерных игр и медиатизации современного мира.
Площадкой проведения конференции стал факультет политических наук Загребского университета (Хорватия). В ней приняли участие более пятидесяти исследователей из Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Польши, России, США, Финляндии, Хорватии, Японии.
В обращении к участникам конференции оргкомитет подчеркнул, что задача данной научной встречи видится в своеобразном возрождении меж-дисциплинарности, которая изначально была присуща медиаисследовани-ям. Для решения этой задачи конференция была призвана стать площадкой диалога исследователей из разных дисциплинарных отраслей и теоретических перспектив, интересующихся медиаурбанизмом.
В преамбуле к программе конференции подчеркивалось:
Несмотря на то что в современном мире медиа и город тесно, хотя и неравномерно, переплетены, как в маленьких городах, так и в мегаполисах, в научном анализе они часто остаются разделенными. Создается впечатление, что для медиаисследователей город остается terra incognita. Однако в 2010-е годы ни одно из сложившихся направлений медиаисследований, будь то изучение демократии и политического участия, производства и технологии, репрезентации и использования либо принадлежности и идентичности, не может претендовать на исчерпывающее понимание их проблематики без учета городского контекста. В то же время ни один из современных городских процессов не может быть плодотворно описан без учета участия в нем средств массовой информации и медиа-опосредованных практик.
В соответствии с заявленной целью конференции ее участники представляли различные теоретические перспективы и дисциплинарные поля; среди них были социологи, архитекторы, антропологи, политологи, историки, специалисты в области гендерных исследований, культурологи и т. д.
Работа конференции началась с приветственного слова организаторов. С обращением к участникам выступили заместитель декана факультета политических наук по вопросам науки и международных отношений (Загреб-ский университет, Хорватия) Игорь Канижай (Igor Kanizaj), вице-президент ECREA Илия Томанич-Тривунджа (Ilija Tomanic-Trivundza; Университет Любляны, Словения), председатель рабочей группы ECREA «Медиа и город» Сейя Ридел (Seija Ridell; Университет Тампере, Финляндия), а также заместитель председателя рабочей группы «Медиа и город» Симоне Тозо-ни (Simone Tosoni; Католический университет Милана, Италия) и Златан Краина (Zlatan Krajina; Университет Загреба, Хорватия). Выступающие еще раз подчеркнули необходимость международного и междисциплинарного сотрудничества в современной науке, особенно если это касается таких комплексных и многогранных феноменов, как город и технологии, которые в противном случае невозможно рассматривать во всей полноте их феноменологических воплощений.
Конференцию продолжил пленарный доклад профессора департамента архитектуры, дизайна и медиатехнологий Университета Ольберга (Дания) оле Йенсена (Ole B. Jensen) на тему «Поддерживайте сети... оставайтесь в контакте! Навстречу ситуативному пониманию современных медиа-опосредованных практик мобильности». Докладчик подчеркнул, что в наши дни мобильность горожан все больше определяется и формируется под влиянием цифровых сетевых технологий. При этом последние оказывают большое влияние на ситуативную динамику передвижений по городу, давая возможность оперативного реагирования на изменения транспортной, погодной и других ситуаций. По мнению докладчика, это новое свойство городской мобильности требует разработки новых терминов, адекватных существующим реалиям. В качестве таких понятий он предложил mobilities divides, mobility code и proximity-connectivity nexus, позволяющие переопределить повседневную городскую мобильность, которая все больше становится вопросом постоянного поддержания контакта с социальными агентами и цифровыми устройствами.
Дальнейшая работа конференции развернулась в рамках тематических секций. Первая из них, «Города как медиа», была посвящена теоретическим вопросам взаимодействия/проникновения/сосуществования указанных в названии феноменов. Карри Чендлер (Curry Chandler; Университет Питт-сбурга, США) выступил с докладом «Города как медиа: информация, инфраструктура и интерфейсы», в котором обратился к анализу теоретической традиции рассмотрения города как медиума. Он выделил три подхода к данной проблематике, каждый из которых делает упор на одном из аспектов медиализации города: информации, инфраструктуре или интерфейсах. Соответственно, формируются и три разных концептуализации города: город как медиа; город как феномен, опосредованный медиа; и город как процесс медиатизации. Тема была продолжена в докладе «Цифровой маньеризм в пространстве аэропорта» Марека Войташека (Marek Wojtaszek; факультет
международных и политических исследований университета города Лодзь, Польша). Автор сфокусировался на философских вопросах эстетического потенциала аэропорта в эру «техно-интимности». Секция завершилась докладом «Производство сообществ в медиатизированном городе», представившим результаты коллективной работы исследователей из Университета города Бремен (Германия) Андреаса Хеппа (Andreas Hepp), Себастьяна Кубичко (Sebastian Kubitschko), Пита Саймона (Piet Simon) и Моники Совинской (Monika Sowinska). Они подчеркнули, что коммуникация в пространстве города все больше насыщается различными медиа. Особенно это касается молодежи, чья жизнь практически немыслима без мобильных телефонов и постоянного доступа в Интернет. Поэтому при рассмотрении городской коммуникации мы должны учитывать два аспекта: с одной стороны, город служит медиатизированным контекстом взаимодействия важных для молодых людей социальных групп (друзья, спортивные клубы, сверстники и т. п.), а с другой — сам выступает важным «воображаемым сообществом».
Секция «Городская медиатизация, материальность и история» вобрала в себя очень разные по направленности и теоретической перспективе доклады. Выступление Чезаре Силлы (Cesare Silla; Католический университет, Милан, Италия) «Медиатизация городской повседневности и генеалогия медийного города» было выстроено в традициях исторической социологии и посвящено распространению в конце XIX в. рекламных плакатов и магазинных витрин как новых сцен социальной жизни, формирующих новые потребительские практики. Именно они, по мнению докладчика, стали первыми шагами к формированию медийного города. В докладе представителей Загребского университета (Хорватия) Нваны Поднар (Ivana Podnar), Феди Вукича (Fedja Vukic) и Анки Мишетич (Anka Misetic) «Современные городские структуры: типология и значения» внимание было уделено классификации различных городских структур, которые могут быть рассмотрены в качестве каналов коммуникации, на примере Загреба. Кэтрин Трэвис (Kathryn Travis; Йоркский университет, Торонто, Канада) выступила с докладом «Осмысливая город через граффити», где подчеркнула понимание граффити как особого вида практики, глубоко укорененной в городском пространстве. Граффити рассматривались ею как особая форма со-бытия (в терминах М. Хайдеггера), имеющая пространственное и временное измерения, по которым можно проследить передвижения в городе и семиотическую трансформацию городского ландшафта. Для реализации этой задачи Кэтрин Трэвис в ходе своего эмпирического исследования парижских граффити использовала комплексную методологию, совмещающую такие инструменты, как фотография, видео- и аудиозапись, письмо и художественные практики. Завершилась секция выступлением Зорана Курелича (Zoran KureliC; Загреб-ский университет, Хорватия) на тему «К вопросу об идее субверсивного пар-фюма», в котором на примере изменения семантики нескольких марок духов было продемонстрировано, насколько исторически подвижно понимание привлекательности, гендера и сексуальности в городском контексте.
Выступления на секции «Маркетинг воображаемых городов» были объединены общими темами: с одной стороны, имиджем города как важным фактором туристической и экономической привлекательности, а с другой — ролью СМИ (особенно цифровых) в формировании этого имиджа и образа города. Были представлены следующие доклады: «Ме-диатизируя Гальштат» (Сьюзен Ингрем — Susan Ingram; Йоркский университет, Торонто, Канада), «Книга заявок Матеры, туризм 3.0 и история» (Эммануэле Курти — Emmanuele Curti; Университет Басиликата, Италия; Фрэнк Гоу — Frank M. Go; Роттердамский университет Эразма, Нидерланды) и «Видеоблоги в модном районе: изобретая заново городскую моду Лос-Анджелеса в цифровом медиаландшафте» (Маркус Райзенлайтнер — Markus Reisenleitner; Йоркский университет, Торонто, Канада).
Вторая половина дня была продолжена работой трех секций: «Умные города: дискурсы и технологии», «Чувственные методы в городе» и «Медиатизация городских мегасобытий».
Первая секция была посвящена рассмотрению теоретического концепта «умный город» и возможностей/ограничений его применения для описания различных городских контекстов. На ней выступили Марко Сантанджело (Marco Santangelo; Туринский политехнический университет, Италия), джордан Фрит (Jordan Frith; Университет Северного Техаса, США) и давид Лампуньяни (Davide Lampugnani; Католический университет Святого сердца, Милан, Италия). Все они подчеркивали, что разнообразие городских практик и быстрая смена технологий ставит задачу пересмотра и корректировки основных идей, составляющих концепцию «умного города». Только в этом случае последняя может быть эвристическим инструментом, адекватным современным реалиям.
Вторая секция имела методический и методологический уклон и была посвящена возможностям использования аудиометодов для анализа городской повседневности. Докладчики отметили, что город является мультисен-ситивным пространством, однако его академические исследования характеризуются своеобразным «визуалоцентризмом», фокусируясь на зрительном восприятии города. Доклады данной секции были призваны составить альтернативу такому одностороннему прочтению городской повседневности, для чего их авторы сосредоточили внимание на звуковом ландшафте различных городских пространств. жаклин Уолдок (Jacqueline Waldock; Манчестерский университет, Великобритания) рассказала об опыте изучения звуковой окружающей среды в рабочих кварталах Ливерпуля; джон Канненберг (John Kannenberg; Лондонский университет искусств, Великобритания) — о своей работе по звуковому картированию британских музеев, а Мери Кюто (Meri Kytö) из Университета Тампере (Финляндия) остановилась на теоретических вопросах, каким образом использование звукозаписывающих методик в исследованиях меняет восприятие городского пространства и каким образом данные подобных исследований могут быть применены в практике городского планирования и управления.
Доклады третьей секции, как следует из ее названия, были объединены тематикой мегасобытий как факторов развития города и роли СМИ в процессах медийного производства этих событий и имиджа городов, их принимающих. Сами Коламо (Sami Kolamo) из Университета Тампере (Финляндия) в своем выступлении рассмотрела футбольные мегасобытия (Чемпионат мира по футболу) как культурно-идеологические феномены, которые организуются преимущественно для телевидения, журналистов и туристов. Это глобальный проект «осознанной перформативности на камеру», который достаточно жестко контролируется ФИФА. Однако даже в таких условиях жители города, принимающего мероприятие, могут проявлять сопротивление, формируя альтернативный медиаобраз события, таким образом осуществляя «драматургический перелом» единого дискурса. Именно тактики гражданского медийного сопротивления в рамках данных событий интересуют исследователя. Профессор Университета Квебека в Монреале (Канада) Анна-Мария Брудо (Anne-Marie Broudehoux) также рассуждала о спортивных мегасобытиях в терминах «спектакля». Однако фокусом ее интереса стало влияние освещения этих событий в медиа на конструирование, распространение и продвижение имиджа города-хозяина события. Докладчица показала, что конструирование этих имиджей несет в себе определенную угрозу: городское пространство начинает демонстрироваться как неполитизированное и непроблематичное, при этом проблемы неравенства, бедности и т. п. вытесняются из публичного дискурса. Елена Трубина (Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия) рассмотрела взаимодействие СМИ с политическими процессами в условиях организации мегасобытий. Эта проблематика, по мнению докладчицы, становится особо актуальной в последнее время, когда подобные мероприятия все чаще проводятся в странах с развивающейся экономикой и нестабильной политической ситуацией. Особым фокусом внимания стала роль СМИ и формируемого ими имиджа региона в легитимации власти и повышении международного статуса стран-хозяев этих событий. Завершилась секция докладом Беатрис Гарсии (Beatriz Garcia; Ливерпульский университет, Великобритания), который был посвящен рассмотрению не спортивных, а культурных событий, в частности проекта «Культурная столица Европы», организуемого Евросоюзом начиная с 1986 г. На примере двух кейсов — Глазго (культурная столица 1990 г.) и Ливерпуля (культурная столица 2008 г.) докладчица продемонстрировала роль медийного освещения этих событий в трансформации имиджа города.
Второй день конференции открылся пленарным докладом профессора Ирландского национального университета в Мейнуте Роба Китчина (Rob Kitchin), одного из ведущих теоретиков современных городских и медиа-исследований [Kitchin 2014; Kitchin, Dodge 2011]. Докладчик подчеркнул, что для функционирования современных городов важнейшее значение приобретает программное обеспечение: оно глубоко и повсеместно внедрено в физическую инфраструктуру города, в практики городского управ-
ления и самоуправления. В результате в большом числе повседневных задач (работа по дому, шоппинг, путешествия, общение и т. п.) программное обеспечение влияет на специфические формы, в которых они протекают. На примере Дублина было показано, как город «переводится» на язык программирования, и как последнее трансформирует городскую повседневность и физическое пространство.
Секция «Медиатизация городских трансформаций» вобрала в себя доклады, крайне разнообразные по тематике, но объединенные общим исследовательским вопросом: как распространяющиеся медиа отражают/производят изменения городских практик. джеймс Хэй (James Hay; Иллинойский университет в Урбане-Шампейне, США) рассмотрел влияние различных медиа в становлении теории и практики неолиберального города. Эрик Гарретт (Erik Garrett; Университет Дюкейна, Питсбург, США) остановился на процессах и проблемах формирования городской коммуникации между разными социальными группами в процессе решения городских проблем (в частности, проблемы модернизации индустриального наследия). В следующем докладе были изложены основные выводы группового исследования представителей Федерального университета Минас-Жирайса (Бразилия) — Рафаэля алар-кона Медины (Rafael Alarcón Medina), Элис Вернер (Alice Werner) и Йары Пеццути (Iara Pezzuti). Они рассмотрели, как «цифровой разрыв» между развитыми и развивающимися странами производит новые формы неравенства и воспроизводит классовый порядок. Наконец, в последнем докладе секции, сделанном Робертом имре (Robert Imre; Университет Тампере, Финляндия), был дан ответ на вопрос, как распространение цифровых медиа и социальных сетей трансформирует практику терроризма.
Секция «Политические действия, медиа и городское пространство» объединила доклады, анализирующие роль и место различных СМИ в политическом активизме. агата Юнику (Agata Juniku; Загребский университет, Хорватия) рассмотрела данные вопросы в аспекте использования радио в практиках политического перформанса (на примере деятельности немецкой художественной группы «Ligna»). Татьяна Локоть (Tetyana Lokot; Мэрилендский университет в Колледж-Парке, США) выступила с докладом о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий для координации и мобилизации волонтерского движения в ситуации политического протеста. Секцию завершило выступление Пяй-ви Раннила (Päivi Rannila; Университет Турку, Финляндия), в котором подчеркивалось, что глобальное распространение цифровых технологий автоматически не приводит к их использованию в обсуждении политических вопросов. Обратившись к примеру Свободного города Христиании1 в Копенгагене, он показал, что возможен сознательный отказ от использова-
1 Самоуправляемая территория в районе Копенгагена Кристиансхаун, образованная в 1971 г. путем захвата пустующих зданий группами хиппи. С тех пор представляет собой фактически «государство внутри государства».
ния медиапосредников для выработки решений в пользу непосредственного взаимодействия участников дискуссии «лицом к лицу».
Отдельное внимание было уделено вопросам репрезентации города в различных медиа — в кинематографе, в произведениях изобразительного искусства, а также в печатных СМИ. С докладами на эту тему выступили Улла Ярви (Ulla Järvi; Финская ассоциация научных редакторов и журналистов), Сильва Калчич (Silva KalciC; Загребский университет, Хорватия), Эмма дьюстер (Emma Duester; Лондонский университет, Великобритания) и Алан Сальвадо (Alan Salvado; Университет Помпеу Фабра, Барселона, Испания). Кроме этого, в рамках отдельных панелей обсуждались вопросы городского планирования и участия граждан в разработке проектов по развитию города посредством СМИ (секция «Городское планирование и медиатизированное участие»), а также проблематика пространственного измерения взаимодействия СМИ и города, воплощающегося в неравномерности распределения цифровых технологий, что порождает медийно-насыщенные и медийно-пустые городские локусы (секция «Городские медийные практики и пространства»).
В рамках второго дня работы конференции сотрудники Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС организовали секцию «Цифровые ландшафты постсоциалистических городов», в которой были представлены результаты двух направлений лаборатории — «Медиа и технологии в современном городе» (руководители темы — кандидат культурологии, заместитель заведующего Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук, доцент НИУ ВШЭ Е. Г. Лапина-Кратасюк и кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ, РАНХиГС, ведущий научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева, доцент НИУ ВШЭ О. Н. Запорожец) и «Краудсорсинг в гуманитарных исследованиях: новые технологии и коммуникативные режимы производства знания в цифровую эпоху» (руководители темы — доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета (Великобритания) и академический директор программы Института общественных наук РАНХиГС А. Л. Зорин и кандидат психологических наук, доцент Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия) и Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва) Г. А. Орлова).
Выступления участников панели были объединены темой взаимодействия цифровых медиа и жизни нестоличных городов. Выбор такого ракурса был призван составить определенную альтернативу распространенной тенденции описания медиатехнологий на примере крупных мегаполисов. екатерина Лапина-Кратасюк (РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МВШСЭН, Москва, Россия) в своем вводном слове подчеркнула необходимость смещения акцента городских медиаисследований с крупных городов и гло-
бальных обобщений к более чуткому анализу разнообразных медийных и урбанистических контекстов. Она остановилась на основных принципах разрабатываемого в рамках проекта «Медиа и технологии в современном городе» теоретического подхода, обозначенного авторами как «цифровая антропология» [Horst, Miller 2013; Запорожец, Лапина-Кратасюк 2015]. К этим принципам относятся признание фрагментарного характера диги-тализации; акцент на активности человека как создателя и модификатора технологий; необходимость контекстуализации объектов анализа; внимание к возникающим ансамблям, образуемым социальными и медийными агентами; изучение новой материальности цифрового города.
Применение данного подхода было продемонстрировано в докладах участников панели. Екатерина Лапина-Кратасюк сделала выступление на тему «Электронное соседство в подмосковных районах: от местнических сообществ к новым публичным аренам?», в котором сфокусировалась на роли электронных СМИ в формировании локальных сообществ и в поддержании их коммуникации. Она обратила особое внимание на то, что в современном обществе электронное соседство зачастую предшествует реальному и сохраняет большую активность, даже когда последнее уже возникло. Такие случаи складываются в ситуации строящихся новых районов, когда именно форумы и другие электронные площадки становятся не только пространством знакомства будущих соседей, но и зоной формирования и сплочения сообщества жильцов, способного к выработке и координации совместных действий. Доклад оксаны Запорожец (РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Москва, Россия) «Вторгаясь в городское подземелье» был посвящен процессам медиатизации метро. На примере метрополитена трех российских городов — Москвы, Казани и Санкт-Петербурга — докладчица рассмотрела политику и практику их «вайфаизации» и влияние данного процесса на смыслы и практики пользования метро. Она особо подчеркнула, что формирующаяся доступность Интернета далеко не всегда воспринимается пассажирами положительно, так как метро перестает выполнять функцию «цифрового убежища» — зоны, позволяющей современному горожанину выпасть из плотного, насыщенного коммуникативного цифрового пространства. В докладе «Городская навигация в цифровую эпоху» Юлия епанова (Самарский государственный аэрокосмический университет; РАНХиГС, Москва) продолжила тему связи городской мобильности и новых цифровых технологий, но в другом аспекте. Она представила результаты изучения практик использования мобильных приложений в процессах городской навигации пассажиров (на примере Самары). Основной исследовательский интерес был сосредоточен на том, насколько применение подобных приложений изменяет логику и опыт передвижения по городу, а также субъективное восприятие городского пространства. Работу секции завершил доклад Александры Касаткиной (Музей антропологии и этнологии РАН, Санкт-Петербург; РАНХиГС, Москва, Россия) «Производство знания — производство сообщества: городская социальность в краеведческих социальных
медиа». Докладчица обратилась к производству городской памяти и роли цифровых площадок в этом процессе. На основе исследования, проведенного в Обнинске, она пришла к выводу, что именно эти площадки обеспечивают межпо ко ленче ский и межинституциональный диалог, разрушая монополию старших поколений и официальных структур на производство городской истории и выводя в публичное пространство новых субъектов памяти.
На завершающем конференцию круглом столе были подведены основные итоги двухдневной работы и намечены перспективы дальнейшего сотрудничества.
Литература
Запорожец, Лапина-Кратасюк 2015 — Запорожец О. Н., Латта-КратасюкЕ. Г. Антропология цифрового города: к вопросу о выборе метода // Этнографическое обозрение. 2015. №4. С. 41-54.
Horst, Miller 2013 — Digital anthropology / Ed. by H. A. Horst, D. Miller. London: Blooms-buiy, 2013
Kitchin 2014 — Kitchin R. The data revolution: Big data, open data, data infrastructures and their consequences. London: SAGE, 2014.
Kitchin, Dodge 2011 — Kitchin R., Dodge M. Code / space: Software and everyday life. Cambridge, MA: MIT Press, 2011.
Urban media studies, mobility and «networked
individualism»
ECREA Media & the City 2015 Conference «URBAN MEDIA STUDIES: CONCERNS, INTERSECTIONS AND CHALLENGES»
University of Zagreb, Faculty of Political Science, 24-25 September 2015
Epanova, Yulia V.
PhD (Candidate of Science in Culture Studies)
Senior Lecturer, Department of Sociology, Samara State Aerospace University Russia, 443086, Samara, Moskovskoe shosse, 34 Tel.: +7(846) 335-18-26.
Research Fellow, Laboratory of Historical and Cultural Studies, School of Advanced Studies in the Humanities, Russian Presidential Academy of National Academy and Public Administration
Russia, 119571, Moscow, Prospect Vernadskogo, 82 Tel.: +7(499) 956-96-47 E-mail: epanova [email protected]
HD. B. EnaHOBa. KoHcpepeHuua «ropoMCKMeMeßMaMccfießOBaHMfi...»
Abstract. This is an overview of the conference «Urban media studies: concerns, intersections and challenges», held at the Faculty of Political Science, University of Zagreb (Croatia) on 24—25 September 2015. The review includes a description of the basic theoretical, methodological and empirical studies presented within the framework of the thematic sessions and plenary presentations.
Keywords: city, media, digital media, urban studies, media studies
References
Horst, H. A., Miller, D. (eds.) (2013). Digital anthropology. London: Bloomsbury.
Kitchin, R. (2014). The data revolution: Big data, open data, data infrastructures and their consequences. London: SAGE.
Kitchin, R., Dodge, M. (2011). Code /space: Software and everyday life. Cambridge, MA: MIT Press.
Zaporozhets, O. N., Lapina-Kratasiuk, E. G. (2015). Antropologiia tsifrovogo goroda: k voprosu o vybore metoda [The anthropology of Digital City: in search of methodology]. Etnogra-ficheskoe obozrenie [Ethnographic review], 2015(4), 41-54. (In Russian).
Epanova, Iu. V. (2006). Urban media studies, mobility and "networked individualism". Shagi/Steps, 2(1), 257-267