Научная статья на тему 'ГОРОДСКИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

ГОРОДСКИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / ГОРОДСКАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТИРОВКА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Милославская Светлана Викторовна, Телегин Анатолий Иванович, Плотникова Елена Сергеевна, Мыскина Анна Борисовна

В статье рассматриваются городские логистические решения с использованием внутреннего водного транспорта. Отмечается, что большая концентрация населения и видов деятельности в мегаполисах становится вызовом для различных отраслей, в частности для транспортной отрасли. Городские перевозки все сложнее организовывать и управлять ими: демографическая экспансия городов, экологические проблемы, дефицит пространства - это лишь некоторые из вызовов. Делается акцент на том, что внутренние водные пути - единственная городская транспортная инфраструктура со свободной вместимостью, которую еще не коснулись проблемы заторов. Кроме того, внутреннее судоходство является экологически чистым видом транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Милославская Светлана Викторовна, Телегин Анатолий Иванович, Плотникова Елена Сергеевна, Мыскина Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN LOGISTICS SOLUTIONS USING INLAND WATERWAY TRANSPORT

The article discusses urban logistics solutions using inland waterway transport. It is noted that the large concentration of population and activities in megacities is becoming a challenge for various industries, in particular for the transport industry. Urban transportation is more and more difficult to organize and manage: demographic urban expansion, environmental problems, lack of space - these are just some of the challenges. The emphasis is made on the fact that inland waterways are the only urban transport infrastructure with free capacity, which has not yet been affected by congestion problems. In addition, inland shipping is an environmentally friendly mode of transport.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_4_29 УДК 352:629.12

ГОРОДСКИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Милославская Светлана Викторовна,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник кафе -дры логистики и маркетинга, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: miloslavskayasv@ mail.ru

Телегин Анатолий Иванович,

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры логистики и маркетинга, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: kaf_lim@vsuwt.ru

Плотникова Елена Сергеевна,

кандидат экономических наук, научный работник, факультет развития биоэкономики, исследовательский институт развития бизнеса и сельской местности, Университет Витаутаса Великого, г. Каунас, Литва, e-mail: elena.plotnikova@vdu.lt

Мыскина Анна Борисовна,

кандидат экономических наук, руководитель, ООО «Корунд», г. Одинцово, Россия, e-mail:

В статье рассматриваются городские логистические решения с использованием внутреннего водного транспорта. Отмечается, что большая концентрация населения и видов деятельности в мегаполисах становится вызовом для различных отраслей, в частности для транспортной отрасли. Городские перевозки все сложнее организовывать и управлять ими: демографическая экспансия городов, экологические проблемы, дефицит пространства - это лишь некоторые из вызовов. Делается акцент на том, что внутренние водные пути - единственная городская транспортная инфраструктура со свободной вместимостью, которую еще не коснулись проблемы заторов. Кроме того, внутреннее судоходство является экологически чистым видом транспорта.

Ключевые слова: внутренний водный транспорт; городской транспорт; городская логистика; транспортировка бытовых отходов.

UDC 352:629.12

URBAN LOGISTICS SOLUTIONS USING INLAND WATERWAY

TRANSPORT

Miloslavskaya Svetlana Viktorovna,

Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher of the Department of Logistics and Marketing, Volga State University of Water Transport, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: miloslavskayasv@mail.ru

Telegin Anatoly Ivanovich,

Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of Logistics and Marketing, Volga State University of Water Transport, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: kaf_lim@vsuwt.ru

Plotnikova Elena Sergeevna,

PhD in Economics, Researcher, Faculty of Bioeconomy Development, Research

Institute for Business and Rural Development, Vytautas the Great University,

Kaunas, Lithuania, e-mail: elena.plotnikova@vdu.lt

Myskina Anna Borisovna,

PhD in Economics, Head, Korund LLC, Odintsovo, Russia, e-mail:

The article discusses urban logistics solutions using inland waterway transport. It is noted that the large concentration of population and activities in megacities is becoming a challenge for various industries, in particular for the transport industry. Urban transportation is more and more difficult to organize and manage: demographic urban expansion, environmental problems, lack of space - these are just some of the challenges. The emphasis is made on the fact that inland waterways are the only urban transport infrastructure with free capacity, which has not yet been affected by congestion problems. In addition, inland shipping is an environmentally friendly mode of transport.

Keywords: inland water transport; urban transport; urban logistics; transportation of household waste.

Большинство крупных городов стоят на берегу рек. Нередко река являлась причиной самого появления города. На протяжении веков реки служили транспортной артерией и имели решающее значение для процветания города. Однако в ХХ в. внутренний водный транспорт утратил свое значение и был вытеснен другими видами транспорта, а наличие реки в центре города и расположение мегаполисов на разных берегах стали считать скорее барьером для транспорта, а не транспортным шоссе. Использование рек в крупных городах стало сводиться лишь к туристическим услугам и плавучим вечеринкам. Реки перестали быть жизнеспособным пассажирским транспортным маршрутом и активно использоваться для грузовых перевозок. В XXI в. ситуация начала меняться. Основной причиной тому послужила перегруженность наземных видов транспорта в мегаполисах, приводящая к снижению производительности для перевозчиков. Способствует поиску инновационных путей для городской логистики и неблагоприятная экологическая обстановка.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом являются традиционными для многих речных бассейнов Российской Федерации. Речные суда обеспечивают транспортные связи приречных городов и других населенных пунктов, а также перевоз -ки туристов, в том числе иностранных. В ряде регионов, таких как Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток, где сеть железных и автомобильных дорог развита слабо, внутренний водный транспорта является практически безальтернативным и имеет большую социальную значимость [5].

В целом за годы экономических реформ «объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом с 1990 по 2019 гг. снизился почти в 7 раз и составляет 13 млн человек, или менее 1 % всех перевозок пассажиров транспортом общего пользования» [12]. Во многом это связано с прекращением субсидирования таких перевозок из федерального бюджета и переходом на дотации субъектов Российской Федерации. Кроме того, не в последнюю очередь снижение объемов стало следствием развития автодорожного сообщения между городами, улично-дорожной городской сети, что в итоге способствовало оттоку пассажиров на автомобильный транспорт. В настоящее время речные пассажирские перевозки в основном осуществляются в пригородном и внутригородском сообщении, а также в тех регионах, где им нет альтернативы. При этом внутригородские перевозки выполняются с тури-стическо-экскурсионными и прогулочными целями преимущественно в крупных городах (например, Москве и Санкт-Петербурге).

В то же время в результате массовой автомобилизации населения, начиная с 1990-х гг. число автомобилей, приходящихся на тысячу жителей, в Москве увеличилось в 4 раза - с 70 до 287 в 2020 г. [14] Из пригородов ежедневно в Москву приезжает около 3 млн человек, более половины из которых на личных автомобилях. При этом общественный транспорт в общем объеме перевозок доминирует, его доля составляет 68 % (табл. 1) [1]. Несмотря на это, загрузка улично-дорожной сети в утренние часы превышает пропускную способность от 20 до 40 % [7]. Аналогичные проблемы затронули транспортную инфра-

структуру и других крупнейших российских городов. В связи с дорожными заторами доля времени, затраченного в пробках, от общего времени в пути составляет в Москве - 44 %, в Санкт-Петербурге - 41 %, а в Нижнем Новгороде - 32 %. По данному показателю Москва находится на 13 месте, Санкт-Петербург - на 21, а Нижний Новгород - на 63 среди 174 городов мира [1]. Сравнение данных о средней

продолжительности поездки по городу показывает, что, например, в Москве оно составляет в утренние часы 57 минут и практически не зависит от того, совершается поездка на индивидуальном или общественном транспорте [1]. Аналогичные данные по ряду крупных европейских городов, таких как Берлин, Лондон, Париж и др., находятся в диапазоне 32-36 минут [13].

Таблица 1 - Распределение объемов перевозок по видам транспорта в г. Москве [1; 4]

Объем перевозок пассажиров в год, млрд чел. 2017 г.

Железнодорожный (пригородное сообщение) 0,64

Метрополитен 2,4

Наземный общественный транспорт (оценка) 2,0

Внутренний водный транспорт 0,0008

Личный транспорт (оценка) 2,37

Всего 7,41

Транспортный комплекс Московского региона, куда входят Москва и Московская область, представлен следующими видами пассажирского транспорта: метрополитен, железнодорожный транспорт, включая недавно введенное в эксплуатацию Московское центральное кольцо (МЦК), наземный городской пассажирский транспорт, а также личный транспорт. В целом городской пассажирский транспорт обеспечивает транспортное обслуживание жителей и гостей города, однако качество предоставляемых услуг все еще не вполне соответствует современному уровню. Во многом это связано с дефицитом пропускной способности улично-дорожной сети города, первоначально ориентированной исключительно на общественный транспорт.

С 2012 г. в Москве реализуется Государственная программа "Развитие транспортной системы" [2]. Основная ее цель - последовательное и планомерное развитие общественного транспорта, повышение его доступности и комфортности. Из десяти подпрограмм, разработанных в рамках госпрограммы, четыре посвящены общественному транспорту. По замыслу разработчиков, перевозки в городе и его пригородах должны обеспечиваться сбалансированной мульти-модальной транспортной системой. Поэтому одна из подпрограмм посвящена внутреннему водному транспорту как одному из видов общественного пассажирского транспорта и нацелена на использование потенциала внутренних водных путей для перевозок как пас-

сажиров, так и грузов в сочетании с другими видами транспорта.

Внутренний водный транспорт - неотъемлемая часть транспортной системы Московского региона. Он включает 550 км водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов. При этом протяженность Москвы-реки и канала имени Москвы в пределах городской черты составляет 83 км. Объем грузовых перевозок по внутренним водным путям Московского региона в настоящее время не более 40 % от пропускной способности, а регулярные пассажирские маршрутные перевозки отсутствуют [8]. В числе приоритетных мероприятий в госпрограмме прорабатывается вопрос использования потенциальных возможностей внутреннего водного транспорта как грузового транспорта в период навигации при строительстве крупных инфраструктурных проектов, промышленных предприятий, технопарков и индустриальных парков, тяготеющих к реке, в условиях перегруженности автомобильных дорог. Положения госпрограммы тесным образом увязаны со Стратегией развития внутреннего водного транспорта России, рассчитанной до 2030 г., в которой предусмотрены меры нормативно-правого и финансового регулирования по ограничению перевозок нерудных строительных материалов автомобильным транспортом, а также «законодательное ограничение... использования грузовых автомобилей в городах, где имеются внутренние водные пути» [11].

Стратегия развития внутреннего водного транспорта также ориентирует субъектов ШСКИЙ ЖУРНАЛ

Российской Федерации, местные органы власти на разработку целевых программ раз -вития речных пассажирских перевозок, в том числе социально-значимых «внутригородских и пригородных перевозок пассажиров... в крупных городах, имеющих водные пути» [11]. Использование акваторий реки Москвы и канала имени Москвы для осуществления внутригородских и пригородных пассажирских перевозок по транспортным маршрутам позволит несколько снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и другие виды транспорта за счет переключения части пассажи -ропотока на внутренний водный транспорт. Предусматривается размещение новых пассажирских причалов (Мневники, Дом Музыки, Дербеневка, Данилово, Планета ЗИЛ, Парк развлечений, Нагатинский затон), а также мест стоянки пассажирских судов на акватории центрального бьефа Москвы-реки.

Однако интеграция внутреннего водного транспорта в общий транспортный комплекс Московского региона, прежде всего с городским наземным транспортом, линиями метрополитена, станет возможной при условии строительства на протяжении реки транспор-тно-пересадочных узлов (ТПУ), объединяющих различные виды транспорта. В состав ТПУ в зависимости от участвующих видов транспорта входят объекты железнодорожного и скоростного внеуличного транспорта, речные вокзалы и порты, причалы, пристани, улично-дорожная сеть и многое другое [8]. Первый ТПУ "Ленинградское шоссе", который будет включать в себя автомобильный, водный и воздушный виды транспорта, планируется построить на берегу Химкинского водохранилища [10]. Рассматривается также проект круглогодичного сообщения аэропорта Шереметьево с Северным речным вокзалом судами на воздушной

подушке, учитывая перегруженность автомагистралей, ведущих к этому аэропорту.

В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» в 2020 г. планировалось организовать регулярные речные пассажирские перевозки в городской черте. Маршрут протяженностью 10 км проходит по Москве-реке от Киевского вокзала до Нижних Мневников. На пути будет семь остановок, и он охватит четыре района Москвы. Вместимость судов составит сто человек, провозная способность - 1,5 тысячи пассажиров в час, вре -мя кругового рейса - 104 минуты, а интервал движения 4-6 минут. Транспортное сообщение будет круглогодичным, так как планируется закупка судов ледового класса. Причалы будут располагаться вблизи станций метро, МЦК и остановок наземного транспорта. Оплата предполагается по городским тарифам электронной картой «Тройка» [2].

Следует отметить ряд проектов городских регулярных речных маршрутов, реализованных в порядке эксперимента в г. Нижний Новгород. С 2008 по 2012 г. действовала скоростная речная переправа через Волгу как альтернатива автобусным и железнодорожным маршрутам. В 2010 г. суда на воздушной подушке были задействованы на другой паромной переправе также в черте города. В навигацию 2014 г. по рекам Волга и Ока компания «Логопром-Борский перевоз» совместно с администрацией Нижнего Новгорода открыла городской маршрут протяженностью 20 км. На перевозках были задействованы водометные суда, которые перевезли 12,5 тыс. пассажиров [6].

Регулярные пассажирские речные перевозки в настоящее время функционируют в десятках крупных городов по всему миру. В таблице 2 приведен список некоторых из них.

Таблица 2 - Наличие речных пассажирских перевозок [15]

Страна Город Население, млн чел. Паромные маршруты Пассажирские терминалы Билетная система* Плата

США Нью-Йорк 8,1 2 8 - $9 - $21,5 USD

США Сан-Франциско 0,9 8 11 - $7 - $11 USD

США Сиэтл 0,7 8 20 - $3,3 - $19,45 USD

Канада Ванкувер 0,6 2 4 + $2,75 - $5 USD

Бразилия Рио-де-Жанейро 13,4 6 5 - $5 USD

Великобритания Лондон 9,2 7 28 + $5,5 - $10,3 USD

Нидерланды Амстердам 1,1 9 15 + $4 USD

Норвегия Ставангер 0,1 9 46 + $7 USD

Италия Венеция 0,6 24 67 + $7,8 USD

Дания Копенгаген 1,3 3 10 + $3,65 USD

Швеция Стокгольм 1,6 6 21 + $5 USD

Германия Гамбург 1,7 7 22 + $3 USD

Китай Гонконг 7,0 6 7 - $0,3 - 0,5 USD

Новая Зеландия Оклэнд 1,6 10 20 + $4 USD

Австралия Брисбен 2,2 5 24 + $2,6 - $3 USD zone based (prepaid/ paper)

Австралия Сидней 4,9 8 39 + $4,3 - $6,5 USD

Турция Стамбул 14,5 7 14 - $2,8 - $4 USD

Турция Измир 2,5 14 8 + $0,8 - 1,3 USD

* «+» отмечены города, в которых система оплаты билетов для водного транспорта интегрирована с другим общественным транспортом (то есть один и тот же билет можно использовать для различных видов транспорта).

Анализ особенностей реализации вышеперечисленных проектов позволяет выделить ряд общих условий, определяющих успешность создания городских логистических схем с применением водного транспорта. Вовлечение в проект всех потенциально заинтересованных в его реализации сторон (как органов власти, так и частных компаний) является одним из решающих факторов. «Многие проекты реализуются в форме государственно-частного партнерства, где органы государственной власти представлены местными муниципалитетами, администрациями портов и внутренних водных путей. Они принимают участие в финансировании проектов, реализация которых часто оказывается неподъемной для частных компаний» [9].

Одним из ключевых аспектов, определяющих успешность внедрения и использования судоходства в городской логистике, также является интеграция речных услуг с другими видами транспорта. Как видно из табл. 2, во многих городах действует система одного билета, который можно использовать для различных видов транспорта, в том числе и водного. Безусловно, иметь комбинированный билет - это очень удобная система для пассажира, но при этом жизнеспособность интермодальной интеграции должна быть исследована с экономической точки зрения.

Продуманное планирование расположения паромных терминалов с удобным переключением на другие режимы транспорта -еще один ключ к успеху. К решению этого вопроса города подходят по-разному. Большинство городов имеют фиксированные пристани. Однако, к примеру, в Роттердаме и Гамбурге используются плавучие причалы, которые можно буксировать на новое место.

Тем не менее продолжается дискуссия о том, будут ли временные терминальные сооружения стимулировать развитие землепользования столько же, сколько и фиксированные.

Дизайн терминалов также важен. Например, для более продолжительных маршрутов может потребоваться больше мест для сидения с продовольственными киосками и туалетами, в то время как маршруты на короткие расстояния, вероятно, потребуют большего внимания к экономии времени. В координации с конструкцией судна следует проектировать терминалы, способные сократить время, необходимое для загрузки и выгрузки пассажиров.

Успешность проектов пассажирских речных перевозок во многом также определяет комфортность путешествий, которая становится все более важным фактором для потребителя. Наличие на борту мест для людей с ограниченными возможностями, пространства для размещения велосипедов, а также дополнительных услуг (Wi-Fi, питание, развлечения) способствует привлечению пассажиров.

Безусловно, для достижения рентабельности перевозок требуется работа по увеличению осведомленности населения о новых услугах. Брендирование способно сделать водные пути более популярными. Например, добавление речных услуг на карту метро Лондона призвано способствовать повышению осведомленности пассажиров о вариантах водного транзита. Кроме того, важным аспектом общественного восприятия является безопасность воды. Такие города, как Гамбург, активно подчеркивают это в рекламной кампании речных перевозок.

Опыт ряда стран показывает, что речное судоходство может также успешно исполь-

зоваться для перевозки грузов, в том числе и в городской среде. Так как автомобильные грузоперевозки являются крупным источником загрязнения воздуха, то поиск путей перераспределения грузопотоков на другие виды транспорта - важная задача, решение которой будет способствовать улучшению качества жизни в городах. Ведь речной состав из двух барж способен перевезти 5 тыс. тонн, что эквивалентно 5 поездам или 250 грузовым автомобилям. Они потребляют в 3,7 раза меньше топлива, чем грузовики, и производят в 4 раза меньше загрязнения (Inland Navigation Europe/ European Federation of Inland Ports, Urban Transport, 2008).

Внутреннее судоходство может быть конкурентоспособно не только для перевозки навалочных грузов на большие расстояния, но и для мелких грузовых перевозок в плотных городских районах. Так, в ряде европейских стран существует практика применения речного транспорта в городах для перевозки строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, товаров в сетях магазинов, почты. Особенно интересной представляется практика использования речного транспорта для транспортировки бытовых отходов. Проблема вывоза и переработки бытовых отходов является острым социальным вопросом, волнующим общественность в России в последние годы. В этой связи осо -бенно интересно рассмотреть опыт решения этого вопроса в европейских странах на примере Франции.

Город Лилль (Франция) использует систему барж для транспортировки бытовых отходов с 1999 г. Применение этой практики началось после закрытия старого мусоросжигательного завода. Свалки, желающие принять дополнительное количество отходов, находились иногда в нескольких сотнях километров. Озабоченность качеством местного воздуха побудила жителей противостоять размещению завода по переработке отходов в урбанизированном районе. Местная администрация посчитала перевозку ТБО на грузовиках экономически и экологически неприемлемой. В результате было решено задействовать поезда. Расположение мусоро-перерабатывающего завода вблизи канала

позволило задуматься также об использовании внутреннего водного транспорта с применением барж для транспортировки отходов. Были построены два небольших порта. В настоящее время частная компания отвечает за перемещение ТБО (Inland Navigation Europe/ European Federation of Inland Ports, Urban Transport, 2008).

В Лионе речной мобильный сортировочный центр предоставляет жителям центра города услуги по утилизации мусора (старая мебель, металлы, бытовая техника, компьютеры, текстиль). Этот сервис доступен каждую субботу с 9 утра до 5 вечера на набережной Фульчирон в 5-м округе Лиона. Эта инициатива способствует географическому приближению пункта сбора отходов к жителям этой густозаселенной городской среды. Данная практика также способствует лучшему управлению городскими отходами и помогает уменьшить объем движения на городских дорогах, заменив 16 мусоровозов в центре города.

Транспортировка отходов по реке - это экологически чистый, идеально интегрированный в городскую среду и удобный для жителей вариант. Это решение согласуется с амбициями по развитию круговой экономики и альтернативных видов транспорта для более ответственного управления отходами.

Городская мобильность людей и товаров имеет важное значение для нормального функционирования экономики. Увеличение трафика в городе и городских центрах оказывает значительное негативное влияние на устойчивое развитие. В большинстве городов автомобильные перевозки - единственный используемый способ для выполнения городского распределения товаров, а также основной перевозчик пассажиров. Тем не менее имеющийся мировой опыт продемонстрировал, что использование внутренних водных путей может быть альтернативой. Внутренний водный транспорт содержит значительный потенциал для осуществления как пассажирских, так и грузовых перевозок в городской черте. Работа по более активному применению речного транспорта способна улучшить качество жизни горожан.

Список литературы_

1. Годовой отчет о выполнении Государственной программы г. Москвы "Развитие транспортной системы" за 2017 год. - URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 01.08.2021).

2. Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года. - URL: https://www.dokipedia.ru/document/5246417 (дата обращения: 01.08.2021).

3. Индекс TOMTOM TRAFFIC. - URL: http://www.tomtom.com/trafficindex (дата обращения: 01.08.2021).

4. Международная Ассоциация "МЕТРО". Технико-эксплуатационные показатели метрополитенов за 2017 год. - URL: https://www.asmetro.ru (дата обращения: 01.08.2021).

5. О конкурентоспособности внутреннего водного транспорта / В. И. Минеев, М. В. Иванов, О. В. Почекаева, А. В. Новиков, А. М. Озина // Научные проблемы водного транспорта. - 2021. - № 67. - С. 102-114. - URL: https:// doi.org/10.37890/jwt.vi67.195 (дата обращения: 01.08.2021).

6. О концепции городской целевой программы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием внутреннего водного транспорта на 2011-2013 гг. : постановление Правительства Москвы от 20.01.2009 № 13-ПП. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О развитии транспортной инфраструктуры Московской агломерации. Официальный сайт мэра Москвы. -URL: https://www.mos.ru/dt/documents/view/146359220/ (дата обращения: 01.08.2021).

8. Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». - URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-05122001-n-848/ federalnaia-tselevaia-programma-razvitie-transportnoi_2/podprogramma-vnutrennii-vodnyi-transport-federalnoi_2/ (дата обращения: 01.08.2021).

9. ПортНьюс - Информационно-аналитическое агентство. - URL: http://portnews.ru/ (дата обращения: 01.08.2021).

10. О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве : постановление Правительства Москвы от 06.09.2011 № 413-ПП (с изменениями на 05.06.2018). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации: от 29.02.2016 № 327-р). - Москва, 2016. - 37 с.

12. Транспорт в России. 2020 : статистический сборник / Росстат. - Москва, 2020. - 108 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Urban Europe - statistics on cities, towns and suburbs. 2017 edition: European Commission: Eurostat. September 2017.

14 URL: https://www.autostat.ru/press-releases/46332/ (дата обращения: 01.08.2021).

15 World City Populations 2021. - URL: http://worldpopulationreview.com/world-cities (дата обращения: 01.08.2021).

References_

1. Godovoj otchet o vypolnenii Gosudarstvennoj programmy g. Moskvy "Razvitie transportnoj sistemy" za 2017 god. URL: http://www.mos.ru (data obrashcheniya: 01.08.2021).

2. Gosudarstvennaya programma goroda Moskvy "Razvitie transportnoj si-stemy"na 2012-2016 gody i na perspektivu do 2020 goda. URL: https://www.dokipedia.ru/document/5246417 (data obrashcheniya: 01.08.2021).

3. Indeks TOMTOM TRAFFIC. URL: http://www.tomtom.com/trafficindex (data obrashcheniya: 01.08.2021).

4. Mezhdunarodnaya Associaciya "METRO". Tekhniko-ekspluatacionnye pokazateli metropolitenov za 2017 god. URL: https://www.asmetro.ru (data obrashcheniya: 01.08.2021).

5. Mineev V.I., Ivanov M.V., Pochekaeva O.V., Novikov A.V., Ozina A.M. O konkurentosposobnosti vnutrennego vodnogo transporta, Nauchnye problemy vodnogo transporta, 2021, no. 67, pp. 102-114. URL: https://doi.org/10.37890/ jwt.vi67.195 (data obrashcheniya: 01.08.2021).

6. O koncepcii gorodskoj celevoj programmy sozdaniya sistemy intermodal'nyh passazhirskih perevozok v gorode Moskve s ispol'zovaniem vnutrennego vodnogo transporta na 2011-2013 gg. : postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 20.01.2009 № 13-PP. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tant-Plyus».

7. O razvitii transportnoj infrastruktury Moskovskoj aglomeracii. Oficial'nyj sajt mera Moskvy. URL: https://www.mos. ru/dt/documents/view/146359220/ (data obrashcheniya: 01.08.2021).

8. Podprogramma "Vnutrennij vodnyj transport" federal'noj celevoj programmy "Razvitie transportnoj sistemy Rossii (2010-2021 gody)". URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-05122001-n-848/federalnaia-tselevaia-programma-razvitie-transportnoi_2/podprogramma-vnutrennii-vodnyi-transport-federalnoi_2/ (data obrashcheniya: 01.08.2021).

9. PortN'yus - Informacionno-analiticheskoe agentstvo. URL: http://portnews.ru/ (data obrashcheniya: 01.08.2021).

10. O formirovanii transportno-peresadochnyh uzlov v gorode Moskve : postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 06.09.2011 № 413-PP (s izmeneniyami na 05.06.2018). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

11. Strategiya razvitiya vnutrennego vodnogo transporta RossiTskoT Federacii na period do 2030 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RossiTskoT Federacii: ot 29.02.2016 no 327-r). Moskva, 2016, 37 p.

12. Transport v Rossii. 2020: statisticheskij sbornik / Rosstat. Moskva, 2020, 108 p.

13. Urban Europe - statistics on cities, towns and suburbs. 2017 edition: European Commission: Eurostat. September 2017.

14. URL: https://www.autostat.ru/press-releases/46332/ (data obrashcheniya: 01.08.2021).

15. World City Populations 2021. URL: http://worldpopulationreview.com/world-cities (data obrashcheniya: 01.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.