Городские леса: режим охраны и использования
КИЧИГИН Николай Валерьевич,
ведущий научный сотрудник ИЗиСП,
кандидат юридических наук
Городские леса занимают небольшую нишу в объеме лесного фонда в Российской Федерации, но их экологическая значимость огромна. Она обусловлена тем, что большая часть населения Российской Федерации проживает в городских населенных пунктах. В связи с этим городские леса приобрели особую экологическую ценность в качестве рекреационной территории, обеспечивающей отдых населения, способствующей снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, шумового воздействия.
Городские леса выполняют важнейшие экологические функции, однако это не должно означать запрета на их ограниченное хозяйственное использование прежде всего в рекреационных целях. Затрачивая средства на охрану городских лесов, проведение лесоустройства, ведение лесного хозяйства, органы местного самоуправления ограничены в вопросах использования данных территорий, хотя формально на них распространяются градостроительные регламенты, установленные в рамках правил землепользования и застройки. Отсутствие четких ограничений хозяйственного использования городских лесов, установленных на федеральном уровне, ограничивает их использование в рекреационной деятельности, для размещения некапитальных строений, предназначенных для отдыха, занятий спортом.
Актуальность проблем, связанных с охраной и использованием городских лесов, была подтверждена на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерально-
го Собрания РФ на тему «Городские леса: охрана и использование. Правовое обеспечение», состоявшихся 21 октября 2010 г.
Термин «городские леса» является устойчивым в российском законодательстве и применяется на протяжении длительного периода времени. Исследователи отмечают, что еще в конце XIX в. в России был принят Лесной устав, согласно которому городские зеленые насаждения (такого термина тогда еще не существовало) именовались городскими лесами и относились к ведению городской управы1.
В Законе РСФСР от 1 июля 1970 г. «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» устанавливалось, что в состав земель городов входят земли, занятые городскими лесами. В соответствии со ст. 94 ЗК РСФСР 1970 г. земли, занятые городскими лесами, были предназначены для улучшения микроклимата, организации отдыха, удовлетворения культурно-эстетических потребностей населения, защиты территории от водной и ветровой эрозии. Ряд норм, посвященных городским лесам, содержался в Законе РСФСР от 8 августа 1978 г. «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР».
В ранее действовавшем ЛК РФ 1997 г. городские леса упоминались только как леса, не входящие в лесной фонд и расположенные на землях поселений. В действующем ЛК РФ 2006 г. упоминание о городских лесах встречается дважды. При характеристике лесничеств и лесопарков в ст. 23 ЛК РФ устанавливает-
1 См.: Фалеев И. И. Лесное право. СПб., 1904. С. 23 / цит. по: Анохин С. А, Герасимова О. А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 52—56.
ся, что лесничества и лесопарки могут находиться в том числе на землях поселений, на которых расположены городские леса. Согласно ст. 102 ЛК РФ городские леса, зеленые зоны, лесопарки отнесены к категории защитных лесов и к подкатегории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Но при этом указанные категории лесов находятся на землях населенных пунктов, а не на землях лесного фонда.
Таким образом, основным признаком, определяющим отличие городских лесов от иных категорий и групп лесного фонда, является их расположение в границах населенных пунктов и, соответственно, принадлежность к категории земель населенных пунктов.
Правовое обеспечение охраны и использования городских лесов нельзя признать оптимальным и соответствующим их экологическому значению. Одно лишь отнесение в ст. 102 ЛК РФ городских лесов к защитным лесам не обеспечивает надлежащий режим их правовой охраны, поскольку не установлены конкретные виды разрешенного использования и требования к их охране.
Отсутствие в ЛК РФ правового режима охраны и использования городских лесов создает двойные риски: с одной стороны, риск ненадлежащей охраны городских лесов; с другой — риск их ненадлежащего использования. Поэтому в федеральном лесном законодательстве должны быть определены четкие подходы к охране и использованию городских лесов.
Определение понятия «городской лес». В настоящее время в законодательстве отсутствует как определение леса вообще, так и определение городского леса в частности. Из анализа ст. 23 ЛК РФ можно сделать вывод о том, что городские леса — это леса, которые расположены на землях населенных пунктов в границах, определенных границей населенного пункта. Но будет
ли данное определение достаточным с точки зрения четкого отграничения городских лесов от иных растительных комплексов?
Исходя из смысла ст. 23 ЛК РФ, городские леса располагаются на территории населенных пунктов и подразделяются на лесничества и лесопарки. Однако при этом не решен вопрос о соотношении городских лесов с зелеными зонами, лесопарковыми зонами.
На наш взгляд, определение понятия городских лесов в ЛК РФ не является необходимым с учетом того, что в данном Кодексе в принципе отсутствует определение термина «лес». Если обратиться к ЛК РФ 1997 г., то в нем определение городских лесов совпадает с определением, установленным в действующем ЛК РФ, а именно в виде указания на расположение лесов в границах населенных пунктов.
Если в действующий ЛК РФ будет включено определение леса, аналогичное используемому в ЛК РФ 1997 г., т. е. как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение, то данного определения будет вполне достаточно и для определения понятия городских лесов.
Вместе с тем более важной является проблема соотношения термина «городские леса» с зелеными и лесопарковыми зонами. Согласно п. 4 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1007, лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).
При этом площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта РФ, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения.
Таким образом, в законодательстве следует четче разграничить по функциональному назначению и правовому режиму городские леса, лесопарковые и зеленые зоны, чтобы не допустить дублирования правовых режимов указанных территорий. Между тем такое дублирование имеет место в законодательстве применительно к лесопарковым зонам и городским лесам, о чем будет сказано далее.
Градостроительный аспект правового режима городских лесов. Данный аспект очень важен, так как городские леса располагаются на землях населенных пунктов, которыми согласно ст. 83 ЗК РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов2.
Вместе с тем правовой режим городских лесов кардинально отличается от режима земель населенных пунктов, занятых иными объектами. Распространяются ли на территории, занятые городскими лесами, генеральные планы муниципальных образований и правила землепользования и застройки, разрабатываемые в соответствии с ГсК РФ?
Однозначный ответ на данный вопрос дать проблематично. Генеральные планы городских и сельских поселений, городских окру-
2 Подробнее об этом см.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. СПб., 2009.
гов распространяются на территории муниципальных образований, в состав которых входят и населенные пункты.
Посредством генеральных планов устанавливается функциональное зонирование территории муниципального образования, в том числе населенных пунктов. По общему правилу путем принятия генерального плана для определенной территории устанавливается соответствующий вид функциональной зоны, которая получает детальный правовой режим в правилах землепользования и застройки муниципального образования.
Применительно к городским лесам в утверждаемой части генерального плана должна быть отражена существующая функциональная зона городских лесов, которая не может быть изменена только путем принятия или изменения генерального плана муниципального образования. В противном случае принятый генеральный план, изменяющий в одностороннем порядке границы или вид функциональной зоны городского леса, может быть отменен в судебном порядке.
Не менее проблематично обстоят дела с применением в отношении городских лесов градостроительного зонирования. Правила землепользования и застройки муниципального образования включают градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельного участка, параметры разрешенного строительства.
В соответствии с п. 4 ст. 36 ГсК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Формально городские леса в данной норме не указаны в числе территорий, на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Однако в правилах землепользования и застройки может быть определено, что городские леса признаются территориями об-
щего пользования, к этому призывают и отдельные эксперты3. В таком случае территории, занятые городскими лесами, выводятся из под юрисдикции правил землепользования и застройки и их использование регулируется только лесным законодательством.
В связи с изложенным возникает вопрос: могут ли городские леса являться территориями общего пользования? Если их признать таковыми в правилах землепользования и застройки, то будет ли это рассматриваться как нарушение действующего законодательства?
В Правилах землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143, городские леса признавались территориями общего пользования и включались в зону лесопарков, городских лесов и отдыха. Устанавливалось, что указанная зона предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зеленой зоны города, на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
Градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны только в случае, когда части территорий общего пользования (скверов, бульваров) переведены в установленном порядке на основании проектов планировки из соста-
3 Подробнее об этом см.: Материалы парламентских слушаний на тему: «Городские леса: охрана и использование. Правовое обеспечение». 21 октября 2010 г.
ва территорий общего пользования в состав иных территорий, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.
В иных случаях (применительно к частям территории в пределах данной зоны, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями) градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.
Согласно ст. 55 названных Правил на городские леса как территории общего пользования также не распространялось действие градостроительных регламентов. Использование городских лесов в пределах черты населенных пунктов определялось органами местного самоуправления в соответствии с ЗК РФ, ЛК РФ.
По нашему мнению, отнесение городских лесов к территориям общего пользования не противоречит действующему законодательству, однако сужает возможности органов местного самоуправления по ограниченному использованию городских лесов.
Следует отметить, что в действующей редакции Правил землепользования и застройки города Перми подход к нормативному правовому регулированию режима городских лесов значительно изменился. Теперь городские леса исключены из состава территорий общего пользования и выделены в самостоятельную зону, и в отношении них установлен градостроительный регламент.
Согласно ст. 526 указанных Правил зона городских лесов включает лесные (покрытые и не покрытые лесом) и нелесные земли (дороги, просеки, болота, пески, иные участки в соответствии с законодательством). Зона городских лесов выделена для обеспечения правовых условий сохранения, воспроизводства городских лесов и осуществле-
ния различных видов деятельности в соответствии с ЛК РФ. В зоне городских лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений за исключением случаев, установленных ЛК РФ.
К основным видам разрешенного использования лесов, расположенных на землях населенных пунктов относятся: выборочные рубки в целях устранения погибших и поврежденных лесных насаждений; отдых и туризм граждан.
Условно разрешенные виды использования следующие: объекты лесной инфраструктуры; рекреационная деятельность в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в соответствии с законодательством; объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы); линии электропередач, линии связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
Как и в случае с генеральными планами муниципальных образований, изменение вида разрешенного использования городских лесов, например с рекреационного на строительство, только путем принятия правил землепользования и застройки или внесения в них изменений противоречит федеральному законодательству.
В результате возникла интересная правовая ситуация: изменение границы или вида разрешенного использования городских лесов только посредством градостроительной документации — генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования — неправомерно. Означает ли это, что данные действия в рамках действующего законодательства неосуществимы? Нет, это не так. Однако указанная процедура, во-первых, не формализована и для ее определения тре-
буется системный анализ различных отраслей законодательства, а во-вторых, необходимо использование норм лесного, градостроительного и земельного законодательства в комплексе. При этом следует применять градостроительную, землеустроительную и лесоустроительную документацию, отдавая приоритет лесоустроительной.
В ином случае может сложиться ситуация, как в городе Перми, когда под строительство многоквартирных домов городской администрацией были предоставлены земельные участки, расположенные на территориях городских лесов. При этом данные территории были определены в генеральном плане города как зона жилищной застройки.
Однако органами прокуратуры Пермского края были представлены лесоустроительные проекты, которые согласно ст. 72, 73 действовавшей в то время редакции ЛК РФ определяли границы лесов, в том числе городских. Прокуратура края потребовала у администрации города в дальнейшем отразить их площадь в градостроительной документации по разрешенному использованию земельных участков, а также поставить их на кадастровый учет4.
Собственность на городские леса и проблемы разграничения полномочий по охране и использованию городских лесов. Объединение этих, казалось бы, разных вопросов в один объясняется тем, что право собственности на городские леса, точнее, на земельные участки, занятые городскими лесами, и полномочия по управлению городскими лесами тесным образом связаны. Логично предположить, что субъект соответствующего уровня публичной власти, имеющий право собственности на городские леса, осуществляет также управление ими. Возможна и иная правовая конст-
4 Подробнее об этом см.: ГершанокЛ. Надзор за исполнением законодательства о городских лесах // Законность. 2007. № 6.
рукция: правом собственности на городские леса наделена, например, Российская Федерация или ее субъект, а управление ими осуществляется на ином уровне публичной власти, например муниципальными образованиями за счет предоставляемых собственником субсидий. Такая схема в настоящее время реализована в ЛК РФ, согласно которому земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, а управление лесным фондом осуществляется субъектами РФ за счет предоставляемых субсидий5.
Применительно к городским лесам ситуация более сложная: формы собственности на городские леса в законодательстве не определены, что создает значительные трудности в правоприменительной практике. Поэтому первоочередной задачей признается определение форм собственности на земли, занятые городскими лесами.
Не случайно, по-видимому, в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства сельского хозяйства РФ от 31 октября 2008 г. № 248/482, среди приоритетных направлений развития лесного законодательства названо определение форм собственности на городские леса.
В определенных случаях городские леса могут находиться и в федеральной собственности. Это связано с тем, что на некоторые земельные участки, занятые городскими лесами, было зарегистрировано право государственной собственности Российской Федерации. Данная ситуация возможна ввиду того, что изначально такие леса были расположены на землях лесного фонда, однако впоследствии были включе-
5 Подробнее об этом см.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. М., 2010.
ны в границы поселений (населенных пунктов). При этом земли изменили свой правовой режим с земель лесного фонда на земли населенных пунктов. Соответственно, леса, расположенные на таких землях, приобретают правовой режим городских лесов.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Поэтому право собственности Российской Федерации на такие земельные участки сохраняется.
Полномочиями по охране и использованию городских лесов наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов. Поэтому органы местного самоуправления обязаны расходовать средства местного бюджета на охрану лесов, находящихся в неразгра-ниченной государственной или федеральной собственности. При этом государство не компенсирует эти затраты муниципалитетам.
Согласно ст. 19 ЛК РФ 1997 г. формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливались федеральным законом. Иными словами, законодатель предпринял робкие шаги к определению формы собственности, но поскольку соответствующий федеральный закон не был принят, то и форма собственности на городские леса осталась неопределенной.
Это означает, что собственность на городские леса, как правило, является не федеральной, а неразгра-ниченной государственной собственностью. Следовательно, такими землями до разграничения государственной собственности в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вправе распоряжаться органы местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов, а также органы государственной власти субъектов РФ в муниципальных образованиях — административных центрах субъектов РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.
Так как возможности муниципалитетов по хозяйственному использованию городских лесов ограничены, управление ими является экономически убыточным. Кроме того, у органов местного самоуправления, особенно городских и сельских поселений, не хватает финансовых ресурсов для обеспечения надлежащей охраны городских лесов. Поэтому актуальны оптимизация управления городскими лесами и повышение его эффективности.
Какие могут быть предложены выходы из сложившейся ситуации? Во-первых, на управление городскими лесами, расположенными на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, органы местного самоуправления могли бы получать финансирование из федерального бюджета. Во-вторых, к финансированию лесного хозяйства в городских лесах на определенных условиях могли бы быть привлечены субъекты РФ. В-третьих, финансирование природоохранных мероприятий может осуществляться и за счет арендаторов городских лесов, правда экономическая целесообразность такой аренды с учетом ог-
раниченного режима использования городских лесов сомнительна.
Следует также отметить недостаточность полномочий органов местного самоуправления по контролю в сфере охраны и использования городских лесов. Формально в ст. 98 ЛК РФ предусмотрено осуществление на территории муниципального образования муниципального лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов. Однако реальные полномочия муниципальных инспекторов по осуществлению лесного контроля в названном Кодексе не определены, кроме того, у них отсутствуют полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности, если иное не определено в законодательстве субъекта РФ об административной ответственности.
Библиографический список
Анохин С. А., Герасимова О. А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. № 7.
Гершанок Л. Надзор за исполнением законодательства о городских лесах // Законность. 2007. № 6.
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. СПб., 2009.
Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. М., 2010.