оценка выгод того или иного варианта соответствует объему экологического ущерба в случае, если этот вариант не будет реализован.
Для ранжирования приоритетов должен применяться метод анализ затрат и выгод так, чтобы каждая дополнительная единица использованных ресурсов давала максимальное улучшение окружающей среды. На практике данный подход осложняется наличием множества возможных проектов с соотношением затрат и выгод одного порядка. Поэтому необходимо определять такие проекты, которые были бы самыми неотложными.
Основанием для сопоставления инвестиций должен быть размер экологических выгод при расходовании одной единицы инвестиций для решения именно этой проблемы.
О. Д. Коль
Городская среда обитания как потенциал туристского бизнеса крупного города: концептуальный подход
По нашему мнению, важнейшим критерием отнесения ресурсов крупного города к туристским должна стать их привлекательность для туристов. При этом важнейшей особенностью крупных городов является то, что они сами представляют собой аттрактор для посетителей. Поэтому представляется, что помимо общепринятых туристских ресурсов - природных, природно-антропогенных и антропогенных - в крупных городах необходимо выделять такой туристский ресурс, как «городская среда обитания».
Выделение данного вида туристских ресурсов обусловлено следующими соображениями. Во-первых, одним из важнейших факторов привлекательности и интереса у туристов, посещающих территорию, отличную от своего места постоянного проживания (другой регион своей страны, другие страны, города и т. д.), является знакомство с местными традициями и обычаями, культурой, кухней, религией и т. д. Большое значение здесь имеют особенности общения туристов с местным населением, его менталитет и толерантность по отношению к другим народам. Во-вторых, большую роль играет уровень развития городской инфраструктуры. Например, опрос туристов, прибывающих в Санкт-Петербург в 2008 г., показал, что наименьшая степень удовлетворенности (или наибольшие отрицательные впечатления) от посещения города принадлежит таким показателям, как пробки на дорогах, высокий уровень шума, грязь на улицах города, а также переполненность метрополитена и наземного транспорта. В-третьих, крупные города привлекают своей архитектурой как исторической, так и современной, креативной. Кроме того, здесь особое место занимает факт зонирования территории
165
города, в соответствии с которым в крупных городах четко выделяются исторический центр, торговая зона, административный, деловой центры, зоны отдыха и т. д. Ярким примером этому может послужить Бразилиа - столица Бразилии. В-четвертых, большое значение имеет качество экологической среды города, в том числе не только чистота воздуха и воды, а и характер зеленых насаждений - парков, скверов и т. д.
Считается, что основы теории городской среды были заложены американскими социологами в 20-е годы прошлого века. В нашей стране исследованием феномена городской среды вплоть до конца XX в. в основном занимались архитекторы, дизайнеры, географы и экологи. Среди наиболее авторитетных и известных авторов, создавших теоретические и методологические основы ее формирования и развития, следует отметить В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, А.Г. Раппопорта, С.Б. Чистякову и др. Среди современных зарубежных ученых особое место занимают исследования американского ученого Кевина Линча, теория формирования городской среды которого изложена в книге «Образ города».
В последние годы изучением городской среды, городского пространства стали заниматься социологи, культурологи, психологи. В связи с этим город стал рассматриваться как особое социокультурное пространство, которое определяется символическим (посредством культурных форм) взаимодействием человека с физическим пространством, в результате чего человек воспринимает не некое физическое пространство, а городскую сцену. Как отмечает Е.Я. Бурлина, городская сцена - это взаимодействие культурноисторической, пространственно-временной, повседневной жизни города и ценностей разных групп граждан; в том числе создание новых культурных форм и культурных событий, которые приживаются в городе и идентифицируют горожан. Именно этот подход является, по нашему мнению, весьма актуальным для туристского бизнеса. По нашему мнению, необходимо обосновать выделение данного вида потенциала туристского бизнеса в отдельную категорию.
Суть потенциала туристского бизнеса (ТБ) крупного города состоит в необходимости создания новых стоимостей путем удовлетворения потребностей туристов в разнообразных услугах (продукции, работах). Успешное достижение данной цели возможно только в том случае, когда состав и характеристики потенциала ТБ и его элементов будут соответствовать требованиям их потребителей.
Однако на практике рост потребностей туристов часто опережает возможности производства туристского продукта и не совпадает с уровнем его фактического потребления. То есть существует противоречие между безграничными туристскими потребностями и огра-
166
ниченными возможностями их удовлетворения, в том числе из-за низкой востребованности ряда туристских ресурсов.
Преодолеть данное противоречие, по нашему мнению, возможно в случае, когда потенциал ТБ находится в процессе постоянного и непрерывного воспроизводства. Причем воспроизводство потенциала ТБ и его характеристики должны быть адекватными как объемам предоставляемых туристских услуг, так и их специфическим особенностям. Это условие может быть реализовано с наибольшей полнотой только в том случае, если все или, по крайней мере, важнейшие элементы потенциала ТБ будут воспроизводиться внутри самой системы с учетом циркулирующей в ней информации о состоянии отдельных элементов и их взаимосвязи, а также с учетом постоянно изменяющегося потенциала внешней среды - крупного города, региона, страны.
При этом следует иметь в виду одну очень важную особенность воспроизводственных процессов в туризме. Она связана с тем, что туристские услуги, являясь, с одной стороны, синтезом материально-вещественной и нематериальной (духовной) составляющих воспроизводственного процесса, с другой стороны, в постиндустриальную эпоху развития человеческого общества в качестве конечного продукта потребления представляют собой целый «комплекс» (спектр) духовных и эмоциональных переживаний, приобретаемых в процессе их потребления. Причем этот «комплекс» тесно связан с восприятием культурных и природных ценностей той туристской дестинации, которую посещает турист. Кроме того, в качестве туристского продукта выступает еще определенный специфический опыт или эмоциональное состояние, полученное в процессе созерцания природных красот, памятников истории и архитектуры, живописи, прослушивания выступлений знаменитых музыкантов и исполнителей и т. д., т. е. от городской среды обитания.
Одной из важнейших особенностей современного уровня развития туризма является то, что в условиях глобального развития информационных технологий все такого рода «переживания» и «опыт» можно получить и в виртуальном пространстве без физического перемещения в пространстве.
Именно данным аспектам туризма в условиях постиндустриального общества зарубежные ученые стали также уделять большое внимание. Так, например, Коуэн разработал пять моделей туристского опыта, среди которых выделяет две эмпирические модели, одна из которых в основе содержит приобретение эстетического опыта при наблюдении туристом за повседневной жизнью других людей, а другая - соприкосновение туриста с альтернативным образом жизни в местах, отдаленных от его дома. В типологии, пред-
167
ложенной г-жой Смит, в основе познавательного туризма лежит опыт нахождения в непривычной среде.
Следовательно, все больший акцент необходимо делать на создании условий для духовных и эмоциональных переживаний потребителей туристских услуг. Этого возможно достигнуть путем предложения потребителям такого турпродукта, который бы максимально учитывал туристские мотивы и был уникален в своем роде. То есть необходима разработка такого турпродукта, который бы учитывал индивидуальные особенности потребителей. Это возможно, по нашему мнению, посредством активизации влияния именно потенциалов на уровне крупного города, посредством которых формируется специфический ресурс - «городская среда обитания» -обеспечивающий соответствующее восприятие посетителем туристского потенциала города. Поэтому крайне необходимо развивать именно ресурсный потенциал города в части строительства новых и реконструкции уже существующих объектов культурноисторического назначения и креативной индустрии. Также особое внимание должно быть уделено постоянному совершенствованию инфраструктурного потенциала крупного города, который непосредственно влияет на эмоциональное восприятие туристом предлагаемого турпродукта.
Следовательно, по нашему мнению, в условиях современного потребления, для которого характерен по преимуществу гедонистический характер (поиск удовольствий), а также стремление получить максимальный опыт восприятия выбранной для посещения туристской дестинации одним из ее важнейших ресурсов становится городская среда обитания.
Как уже указывалось ранее, городская среда исследовалась представителями различных научных школ и направлений в различных ее проявлениях - пространственном, культурном, экологическом, социальном, архитектурно-строительном, географическом и т. д. При этом проблемы, связанные с закономерностями формирования и развития городской среды, в контексте социальноэкономического развития крупного города практически не рассматривались. Однако, например, в последние годы усилилось внимание к исследованиям городской среды при формировании стратегий развития некоторых крупных городов России, в частности г. Казани.
В экономической научной литературе исследования проблем формирования и оценки территориального потенциала, социальноэкономического потенциала крупного города и туристского потенциала носило разнонаправленный характер. При этом применительно к последнему до сих пор используются различные термины: рекреационный потенциал территории, ресурсный потенциал дестинации, ресурсный потенциал территории, совокупный туристский
168
потенциал возможностей, потенциал туристского комплекса, туристско-рекреационный потенциал и т. д.
На основе проведённого анализа современной научной литературы, по нашему мнению, можно предложить следующую структуру городской среды обитания как потенциала туристского бизнеса крупного города: культурный, природный, экологический, пространственный потенциал, потенциал городской инфраструктуры, градостроительный потенциал (включая архитектурный), потенциал безопасности.
При этом потенциал городской среды обитания выступает основополагающим потенциалом туристского бизнеса крупного города и требует специальных теоретических и методологических исследований.
А. В. Комарова
Оценка условий развития туризма в Архызском рекреационном районе
Формирующиеся рекреационные районы обладают различной степенью аттрактивности для потенциальных туристов.
Привлекательность обусловливается комплексом различных факторов: природных, социально-экономических, культурно-
исторических, этно-конфессиональных и др. Рекреационный район привлекателен для туристов и туристского бизнеса в случае, когда аттрактивность территории определяется всем комплексом факторов.
Рекреационный район - это территория, обладающая рекреационными условиями и ресурсами, а также определенными признаками аттрактивности и обеспеченная необходимой степенью развития туристской инфраструктурой и системой организации рекреации, отличающаяся от других районов специализацией на определенном виде рекреации.
В соответствии с рекреационным районированием Российской Федерации горные территории Карачаево-Черкесии относятся к Горно-Кавказскому рекреационному району. На территории Карачаево-Черкесской Республики В.В. Храбовченко выделяет три рекреационных района: Архызский, Домбайский и Узункольский.
Рекреционной специализацией Домбайского района является: приключенческий туризм (треккинг, альпинизм, скалолазание, горнолыжный туризм), санаторно-курортное лечение (преимущественно в Теберде), научный и экотуризм (на базе заповедника).
169