Научная статья на тему 'Городская среда как фактор формирования региональных центров джазового фестивального движения в Украине'

Городская среда как фактор формирования региональных центров джазового фестивального движения в Украине Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
URBAN ENVIRONMENT / JAZZ FESTIVAL / JAZZ-FESTIVAL MOVEMENT / REGIONAL CENTERS / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ДЖАЗОВО-ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рось Зоряна Петровна

Данная статья посвящена актуальной проблеме национальной джазологии исследованию развития джазового искусства в Украине периода независимости (1990-2012 гг.), что в большей мере наблюдается в городской среде, которая отличается развитой инфраструктурой культурологических и организационно-пропагандистских центров. Именно в этой среде выделяются города с большим количеством новых, возрожденных и действующих старых джазовых фестивалей, завоевавших международное признание, и которые могут быть удостоены статуса региональных центров развития джазово-фестивального движения в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban environment as a factor in the formation of regional centers of jazz festival movement Ukraine

This paper is devoted to the issue of national jazzology the research of development of jazz art in Ukraine during 1990-2012, which is most observed in the urban environment, which is characterized by advanced infrastructure of cultural and organizational and propagandist centres. It is in this environment of all the leading cities of the given process, cities with a great number of new and restored festivals, most of which gained international status, stand out, and they adequately represent regional centres of development of jazz festival movement in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Городская среда как фактор формирования региональных центров джазового фестивального движения в Украине»

Urban environment as a factor in the formation of regional centers of jazz festival movement Ukraine

Многие музыканты, педагоги указывали на прямую зависимость успешности выступления артиста от уровня подготовки [2]. Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко разучено музыкальное произведение. Многие музыканты тщательнейшим образом изучают тонкости нотного текста, обдумывают исполнительский план, бесконечно репетируют все фрагменты предстоящего выступления, но, выходя на сцену, теряют способность контролировать происходящее и не могут успешно реализовать выношенные художественные намерения. Приёмы саморегуляции сценического состояния — важный компонент психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению, но, как это ни странно, методика такой саморегуляции недостаточно изучена. Проблема заключается в том, что музыканты редко пишут научные работы по проблемам сценического волнения вследствие недостаточного объема знаний в области психологии, а психологи с опаской обращаются к этой теме, потому что не имеют опыта в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Сценическое волнение распространяется на представителей самых различных нервно-физиологических типов — сангвиников и флегматиков, и (в особенно большой мере) на холериков, и меланхоликов. Прямое отношение к рассматриваемой проблеме имеет категория самооценки, т. е. оценки исполнителем своей собственной персоны, своих возможностей и т. д. Можно считать доказанным, что в равней мере негативно воздействует на исполнителя как переоценка своих возможностей, результатом чего являются нередко нервные срывы, ощущение неудачи и т. д.,

так и недооценка самого себя, ограничивающая горизонты исполнителя профессиональные, лимитирующего его творческие потенции. Выявим причины сценического волнения и их генетические истоки.

Есть все основания говорить в данном случае о комплексе причин. Причем индивидуальные соотношения в этом комплексе, всегда неодинаковы, различны. Чаще всего волнение навевается мыслями (или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моего выступления?», «Какое место будет отведено мне в профессиональной иерархии?» др. Забота исполнителя о своем профессиональном реноме вполне закономерна и естественна; в них нет ровным счетом ничего предосудительного. В то же время бесспорно и другое: преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя.

При всей многообразной атрибутике, так или иначе связанней с проблемой сценического волнения, главное заключается в умении и способности исполнителя сосредоточиться на исполняемом. Требуется предельная концентрация внимания на звучании голоса, на фразировке, на показе образа и т. д. — вот главная цель. Любовь к сцене, эстетическое наслаждение, получаемое исполнителем от пребывания на ней, и помогает, в конечном счете, преодолеть разрушительную силу эстрадного волнения, научиться его контролировать. Если же говорить о некоем универсальном приеме подготовки к концерту, то это предельная добросовестность предварительной работы, когда исполнитель делает на эстраде все, что ему нужно, даже находясь не в очень хорошем состоянии духа и плоти.

Список литературы:

1. Родионов А. В. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию. - М., 2001. - 123 с.

2. Гольденвейзер А. Психологические особенности подготовки к концертному выступлению. - М.: Музыка, 1998. - 230 с.

Ros Zoriana Petrivna, Vasyl Stefanyk Precarpathian National University, post-graduate student, Department of Music E-mail: [email protected]

Urban environment as a factor in the formation of regional centers of jazz festival movement Ukraine

Abstract: This paper is devoted to the issue of national jazzology — the research of development of jazz art in Ukraine during 1990-2012, which is most observed in the urban environment, which is characterized by advanced infrastructure of cultural and organizational and propagandist centres. It is in this environment of all the leading cities of the given process, cities with a great number of new and restored festivals, most of which gained international status, stand out, and they adequately represent regional centres of development of jazz festival movement in Ukraine.

Keywords: Urban environment, jazz festival, jazz-festival movement, regional centers.

7

Section 1. Study of art

Рось Зоряна Петровна, Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, аспирант, музыкальный факультет E-mail: [email protected]

Городская среда как фактор формирования региональных центров джазового фестивального движения в Украине

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме национальной джазологии — исследованию развития джазового искусства в Украине периода независимости (1990-2012 гг.), что в большей мере наблюдается в городской среде, которая отличается развитой инфраструктурой культурологических и организационно-пропагандистских центров. Именно в этой среде выделяются города с большим количеством новых, возрожденных и действующих старых джазовых фестивалей, завоевавших международное признание, и которые могут быть удостоены статуса региональных центров развития джазово-фестивального движения в Украине.

Ключевые слова: городская среда, джазовый фестиваль, джазово-фестивальное движение, региональные центры.

Задачи культурной политики Украины и определение роли художественной культуры, в частности, музыкального искусства, в развитии современного общества становятся важными проблемами и предметом горячих дискуссий в отечественной культурологии. Поисками путей их решения, а также определения средств целенаправленного воздействия на их состояние, регулирование в этой сфере общественных отношений, совокупности соответствующих действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, решением вопросов межведомственной координации занимались как зарубежные ученые, так и отечественные авторы. Значительную роль в формировании художественной среды второй половины ХХ в. начинают играть музыкальные фестивали, ставшие общепризнанным и традиционным явлением. Особое значение имеют научные работы, которые непосредственно касались проблем организации и проведения музыкальных фестивалей. Среди зарубежных исследователей феномена фестиваля следует отметить П. Пави, К. Жи-гульского, Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо, К. Резникову и др., а среди отечественных искусствоведов и культурологов — Г. Ганзбурага, А. Дьячкову, А. Зинкевич, А. Мизитову, И. Сикорскую, Ю. Чекана, С. Зуева, В. Олендарева, В. Ро-манка, М. Шведа и др.

Фестивальный процесс в области музыкальной культуры и, в частности, джазового искусства, стремительно развивается, и теперь большинство всех событий данного направления в Украине происходит именно в рамках многочисленных фестивалей, проводимых в течение всего календарного года. С целью популяризации среди широкой аудитории тех или иных художественных проектов, фестивали формируют новый регламент культурной жизни, новую модель потребления искусства и удовлетворения культурных потребностей публики, которая ранее “существовала” во временном измерении от концерта к концерту, от гастролей к гастролям, а теперь — от фестиваля

к фестивалю. Итак, фестивали как форма существования музыкального искусства, образовали своеобразную альтернативу концертным сезонам, а также создали календарь новейших украинских праздников или, по определению А. Дячковой, “фестивальный круг”, и стали одним из главных признаков современного культурного пространства Украины. В частности, джазово-фестивальное движение за два десятилетия приобрело чрезвычайно широкую популярность и охватило практически все “консерваторские” города и даже некоторые сёла [3, 11].

К сожалению, до сих пор отсутствуют фундаментальные научные исследования по изучению процессов формирования и развития современного джазово-фестивального движения в Украине, определению организационно-пропагандистских механизмов его регулирования, тенденций в его развитии и т. п. Разрабатывать указанные проблемы возможно только при условии, когда будет осуществлен количественный и качественный анализ вновьсозданных, возрожденных и ранее сформированных действующих украинских джазовых фестивалей, а также изучена среда их функционирования. Таким образом, именно данный аспект проблемы и определяет актуальность предлагаемой статьи.

Цель работы. На основе анализа деятельности созданных, возрожденных и действующих с предыдущих лет джазовых фестивалей изучить среду их функционирования и определить региональные центры развития джазово-фестивального движения в Украине периода независимости (1990-2012 гг.).

Джазово-фестивальное движение, развитие которого наблюдается преимущественно в крупных городах Украины и влияет на развитие их художественной культуры, тесно связано с другими социокультурными процессами. Именно городская среда как форма культурного взаимодействия разных людей и их объединений, становится особым центром по интенсивным процессам глобализации. Она не только сочетает в себе рыночно-экономическую,

8

Urban environment as a factor in the formation of regional centers of jazz festival movement Ukraine

политическую, гуманитарную, образовательную и художественную специфику сотрудничества разных людей и групп, но и предоставляет возможности для их индивидуального развития, учитывая потребности личности в коммуникации и сохранении собственного пространства. Основные аспекты, которые характеризуют город, — движение, инфраструктура, скорость, информационные потоки и общественные святи. “Процессы глобализации актуализируют города как культурный и инновационный центр развития всего национального государства, потому что именно города концентрируют в себе творческий потенциал и предоставляют пространство для инноваций" [8, 55].

Именно в городах концентрируются различные мнения, идеи, художественные достижения; активно функционируют молодежные объединения, организации, музыкальные клубы; развивается сервисное обслуживание и т. п. Здесь человек имеет возможность получить образование, разнообразные знания и информацию, не удаляясь от мировых процессов. Город становится той средой, где аккумулируются все творческие силы индивида, который делится своим талантом и трудом с другими. Он объединяет разных людей как центр, стимулирует творческие, индивидуальные и коллективные процессы сотрудничества, позволяя решать важные экономические, культурные, социальные и экологические проблемы. В то же время город обеспечивает пространство не только для осуществления запланированного, но и удовлетворение эмоциональных, эстетических и естественных потребностей. Приоритет культуры сейчас можно обнаружить и в том, что 2008 год Европейская Комиссия определила как “Европейский год межкультурного диалога”, что является важным инструментом формирования идентичности на пути создания европейского гражданства и развития межкультурного диалога [11].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что такая среда позволяет существовать человеческой интеракции как живому организму, который основанный на доверии и личной готовности к сожительству между совсем незнакомыми людьми. Современный город — это своеобразный центр обмена идеями и ресурсами — от искусства до политики. Даже отставая экономически, каждый город становится включенным в глобализационные процессы и занимает там определенную нишу. Итак, человек способен по своему усмотрению пользоваться тем, что дает городская среда. Поэтому одной из характерных черт городского образа жизни является плюрализм.

Именно в городах с XVIII века начали появляться общественные зоны (public space) с соответствующей инфраструктурой: проспекты, театры, музеи, концертные залы, кафе, площади и др., то есть места, которые помогли сформировать новое мировоззрение и инструменты контроля за городским и государственным управлением. Общественная сфера — отмечает британский эксперт Фил Вуд, — это сфера социальной жизни города, в котором формируется общественное мнение [1]. Именно городская общественная сфера непосредственно привела

к превращению некогда индивидуального и интеллектуального художественного творчества, которое было доступно элитарным слоям общества (в имениях, загородных дворцах или виллах), в сферу массового производства культурного продукта для широких слоев населения. “Входя в широкий круг взаимодействия в городах, люди постоянно изменяют и превращают окружающий мир” [2].

Американский экономист и социолог Ричард Флорида в конце 90-х гг. ХХ в. ввел новое понятие — “творческий класс”, декларируя появление нового класса людей в современной меняющейся экономике постиндустриального общества. Он также обнаружил характерные черты представителей творческого класса — независимость, мобильность, свободу перемещения в пространстве (в компаниях и городах) в зависимости от складывающихся условий и т. п. Концепция Флориды оказала значительное влияние на объяснение содержания нового понятия “культурные индустрии” и определение новой роли городов, поскольку творческий класс во многих случаях и составляют люди творческих индустрий. Например, город Львов предлагает не столько комфортные условия проживания или эффективную транспортную систему, а скорее богатую культурную программу и интегрированное общественное пространство в сочетании с демократическими сферами обслуживания. Такая ситуация привела к значительному притоку в город представителей креативного класса: дизайнеров, программистов, художников, музыкантов, менеджеров и т. д. [9].

Безусловно, город влияет и на сознание человека, способствует выделению индивидуального в контексте социального взаимодействия и сотрудничества различных людей, групп и объединений, которых соединяет идея или отрасль профессионального направления. Например, клубы или объединения по интересам, в контексте нашей темы — музыкальные клубы, джаз-клубы. Примером такого взаимодействия являются фестивали, в том числе джазовые, в рамках которых осуществляется международный контакт с другими участниками художественного проекта. По своей форме музыкальные фестивали проводятся как циклы концертов и музыкальных спектаклей, объединенных общим названием, единой программой и обычно проходят в особо торжественной обстановке. Для фестивального движения характерна неограниченность мероприятий по продолжительности (от нескольких дней до года или полугода) и содержанию. Существуют монографические музыкальные фестивали (посвященные музыке одного композитора), тематические (посвященные определенному жанру, эпохе или стилистическому направлению), фестивали исполнительского искусства и т. п. Их организовывают государственная и местная власти, филармонии, музыкальные общества, а также частные фирмы и продюсерские центры. Музыкальные фестивали могут проводиться регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с любыми торжественными событиями, которые устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями или связанные с жизнью и деятельностью великих музыкантов,

9

Section 1. Study of art

хотя некоторые фестивали проводятся и в рекламных целях (для привлечения туристов). В рамках музыкальных фестивалей проводится мастеркласы, джам-сейшены и значительная часть музыкальных конкурсов, которые стали их важной составляющей.

Восприняв независимость как возможность повышения музыкально-культурного уровня, практически все города Украины присоединились к “соревнованию" за проведение большого количества музыкальных фестивалей и их “международный” статус. Наряду с попыткой Киева утвердить себя административной столицей и культурным центром Украины, наблюдается тенденция к созданию альтернативных локальных центров. В музыкальной культуре это прежде всего консерваторские города, в которых наблюдается достаточно развитая система музыкального образования, наличие учреждений культуры, творческих коллективов и ресурсов. Процессы децентрализации культурного пространства Украины и распространения фестивального движения взаимозависимы. Фестиваль становится оптимальной формой проведения музыкальных акций, которая характеризуется большой резонансностью и отвечает стремлениям городов и регионов повысить свой статус. Это все относится и к джазовых фестивалям. На основе обзора созданных, вновь возрожденных, а также действующих с предыдущих лет джазовых фестивалей в Украине периода независимости (1990-2012 гг.) можно определить степень участия украинских городов в развитии данного художественного движения, а именно:

Винница — Международный джазовый фестиваль “Международные дни джазовой музыки в Виннице” - “Vinnytsia Jazzfest”; Всеукраинский фестиваль-форум молодых исполнителей “Барвы музыки ХХ в. Авангард. Классика. Джаз”;

Житомир — Региональный джазовый фестиваль “Jazzomir”;

Запорожье — Международные джазовые фестивали “Запорожский Джем”, “Джаз мини-фест”;

Донецк — Международные джазовые фестивали “Донецк-130” (основанный в 1969 г. как “Донецк-100”, удержавшийся на сцене более 30 лет — восстановлен после 10-летнего перерыва в 1999 г. (“Донецк 130”), “ДоДж”, “Джаз-форум”, Фестиваль-конкурс молодых исполнителей “Do#Dж Junior”//“ДоДж Юниор”;

Донецкая обл., г. Горловка — джазовый фестиваль “Юный джаз - 1990”;

Днепропетровск — Международные джазовые фестивали “Джаз на Днепре” (создан в 1968 г. под названием “Юность — 68-73”, позже — “Джаз — 81-83” и дважды восстанавливался как “Джаз на Днепре — 87-90” и “Джаз на Днепре — 99-2005”), “Днепрогастроль”, “Бразил Бо-санова Джаз Фест”; Всеукраинский военный фестиваль джазовой музыки “Джаз в погонах”; региональные — “Jazz Misto”, “Майджаз;

Днепропетровская обл., г. Никополь — Международный джазовый фестиваль “Осенний блюз”; Джазовый фестиваль “Никополь”;

Днепропетровская обл., г. Кривой Рог — Международные джазовые фестивали “Днепрогастроль”, “Бразил Босанова Джаз Фест”; Региональный джазовый фестиваль, посвященный Международному Дню Джаза;

Запорожская обл., г. Бердянск — Всеукраинский фестиваль молодых исполнителей джаза “Jazz-Forum”;

Ивано-Франковск — Международный джазовый фестиваль “Jazz Bez”; Международный фестиваль современного искусства “Старое кино по-новому”; Городской джазовый фестиваль “Гарячий джем в Cтаниславови”;

Киев — Международные джазовые фестивали “Ед-нисть”, “Jazz In Kiev”, “О’Кешкин Джаз”, “Ukraine jazz summer”, “Додж”, “Бразил Босанова Джаз Фест”, “Jazz Bez”,“ Vocal Zone” им. Владимира Михновецкого, “Днепрогастроль”, “Метаморфозы джаза”, Вечера памяти Владимира Симоненка в рамках Международного фестиваля “Киевские летние музыкальные вечера”, альтернативной музыки “Ua/Pl Alternative Music Meetings” Польша -Украина (Киев, Львов), новой импровизационной музыки с участием джазовых исполнителей “Новая территория”, этнической и джазовой музыки “Art of Toleranse”, Международный детский джазовый фестиваль ”Атлант — М”, Международный фестиваль-конкурс гитаристов им. Владимира Молоткова “АпрельсКИЕВетви”; Всеукраинские фестивали “Зимние джазовые встречи” им. Евгения Дергунова, “Космополит JAZZ Fest”, ”The Beatles Fest”, блюзово-джазовый фестиваль “Гостиный Фест”, мини-фестиваль “Drum-Kolo”, Городской джазовый фестиваль “Осенний джазовый марафон”, музыкальный фестиваль в рамках Международного фестиваля современного искусства “Андреевский спуск”;

Киевская обл., г. Белая Церковь — Международный джазовый фестиваль “Джаз + jazz — 2007”;

Крым (Автономная Республика):

г. Евпатория — Международный музыкальный фестиваль “КаZантип”, Международный фестиваль этнической и джазовой музыки “Art of Tolerance”; Региональный джазовый фестиваль “Джазовый коктейль”;

г. Коктебель — Международные джазовые фестивали “Jazz Koktebel”, “Live In Blue Bay”, арт-фестиваль современной музыки памяти Андрея Баранова “Мамакабо” (Россия — Украина, Коктебель);

г. Скадовск — Всеукраинский детский джазовый фестиваль “Джаз над морем”;

г. Симферополь — Международные джазовые фестивали “Бразил Босанова Джаз Фест”, “Jazz In Crimea”, “Ukraine Jazz summer”;

г. Феодосия — Международный джазовый фестиваль “Live in Blue Bay”;

г. Черноморское — Всукраинський фестиваль “The Beatles Fest»;

г. Щелкино — Международный музыкальный “КаZан-тип”, Фестиваль музыки и актуального искусства “Соседний МИР”;

г. Ялта — Международный джазовый фестиваль “JazzIn Crimea”, Международный музыкальный фестиваль

10

Urban environment as a factor in the formation of regional centers of jazz festival movement Ukraine

и песенный конкурс исполнителей “Crimea Music Fest”, Международный молодежный джазовый фестиваль “Джа-литон”, Региональный джазовый фестиваль “Джазовый коктейль”, Городской фестиваль “Вина и джаза”;

Луганск — Региональный джазовый фестиваль “Jazz at Colosseum”;

Луцк — Международные джазовые фестивали “New Cooperation”, “Jazz Bez”, джаз-фолк фестиваль “Музыкальные Диалоги”;

Львов — Международные джазовые фестивали

“Jazz Bez”, “Alfa Jazz Fest”, “Бразил Босанова Джаз Фест”, альтернативной музыки “Ua/Pl Alternative Music Meetings” (Польша-Украина), этно-джазовый фестиваль “Флюгеры Львова”, летний музыкальный фестиваль ’’Импровизация”, Городской художественный фестиваль искусств “Лето на Рынке”;

Николаев — Международный джазовый фестиваль “Ukraine Jazz summer”; Городской джазовый фестиваль “Jubilee”, задекларированный как Международный джазовый фестиваль “JazzNikolaev”;

Одесса — Международный фестиваль современного искусства “Два дня и две ночи новой музыки”, Международные джазовые фестивали “Джаз-Карнавал” — “Odessa Jazz Fest”, “Ukraine Jazz summer”, “Jazz Bez”, “Бразил Босанова Джаз Фест”, “Днепрогастроль”, Международный интернет-фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства “Мастер-Джем Фест”, Международный фестиваль этнической музыки и ленд-арта “Арт Поле” (Одесса — Куяльник);

Одесская обл., г. Южный — Международный детский джазовый фестиваль им. Леонида Утесова (“Детское джазовое движение”); Всеукраинский джазовый фестиваль “Cосо. джаз ...” (Памяти Сосо Иремашвили);

Полтава — Джазовый фестиваль “Конвалия ”;

Полтавская обл., г. Кременчуг — Международный джазовый фестиваль “Energy-Fest” им. Дмитрия Темкина, Джазовый фестиваль “Наш джаз”, Всеукраинский арт-фестиваль “Кременчуг”;

Ровно — Международные джазовые фестивали “New Cooperation”, “Jazz Bez”;

Севастополь — Международные джазовые фестивали “Jazz Crystal”, “ VL Jazz Festival”, “Jazz In Crimea”, “Jazz Bez”; Региональные джазовые фестивали “Джазовый коктейль”, “Green-Jazz-Festival;

Сумы — Международный джазовый фестиваль “Jazz Fest. Органум”, Всеукраинский джазовый фестиваль “Jazz Fest”; Городской фестиваль джазовой музыки “Jazz in Sumy”;

Тернополь — Международный джазовый фестиваль “Jazz Bez”;

Ужгород — Международные джазовые фестивали “Пап Джаз Фест”, “Jazz Bez”; Всеукраинский фестиваль

“Музыка без границ”;

Харьков — Международные джазовые фестивали “Kharkiv ZaJazz Fest”, “Jazz Bez”, этнической и джазовой музыки “Art of Toleranse”; Городской мини-фестиваль “Нулевое

декабря” (в рамках сезона Международного джазового фестиваля “Hharkiv za jazz fest”), Фестиваль современного джаза “JazzperFest”, Региональный джазовый фестиваль “Big Band Fest;

Херсон — Региональный уличный джазовый фестиваль “Jazz на Суворова”, Городской открытый эстрадноджазовый детский фестиваль “Сердце-bravo”;

Хмельницкий — Открытый региональный джазовый фестиваль “Джаз-фест — Подолье”;

Черкассы — Международный джазовый фестиваль “Jazz Bez”; Региональный джазовый фестиваль “Джаз-Дилижанс”;

Черкасская обл., г. Канев — Международный фестиваль академической и современной музыки “ Фарботоны”;

Черкасская обл., г. Умань-Смела — Джазовый фестиваль “Дни джазовой музыки”;

Чернигов — Региональные джазовые фестивали “Chernihiv Jazz Open”, “Блюз-Квадрат” и др.

Наряду с выше указанными джазовыми фестивалями созданными и восстановленными в период 1990-2012 гг. продолжали успешно функционировать фестивали, возникшие еще до 90-х гг. Среди них: “Черкасские джазовые дни” (Черкассы, с 1988 г.); “Хрустальный Лев” (Львов, с 1988 г.); Детский музыкальный фестиваль “Мы учимся играть джаз” (Донецк, с 1989 г.); “Горизонты джаза” (Кривой Рог, Днепропетровская обл., с 1987 г.); Всеукраинский фестиваль “Джаз и юность” (Кривой Рог, Днепропетровская обл., с 1987 г.) и др. Таким образом, на территории Украины в этот период действовало более 100 джазовых фестивалей, различных за своими масштабами, сроками функционирования и статусом.

Итак, на основании обзора созданных, возрожденных и действующих с предыдущих лет джазовых фестивалей в Украине в течении исследуемого периода можно дать оценку уровней активности отдельных городов Украины в развитии данного художественного движения и констатировать тот факт, что в Украине в этот период происходит процесс формирования региональных центров джазового фестивального движения, которые отличаются среди других большим количеством проведенных джазовых форумов, представляющих высокий исполнительский уровень и достижения соответствующего региона в данной сфере художественной культуры. Основными определяющими критериями для “присвоения” городам такого высокого статуса стало два показателя: количественный, который оценивался количеством основанных, вновь возрожденных и возникших до 90-х гг. действующих в данный период джазовых фестивалей, и качественный, который определялся их перспективностью, сроками деятельности для украинской культуры, статусом в соответствии с масштабностью фестивальных мероприятий и объемом выполняемых ими культурологических задач.

Основываясь на административном региональном разделении Украины, к Западному региону относятся города Львов, Луцк, Ивано-Франковск, Ровно, Тернополь,

11

Section 1. Study of art

Хмельницкий, Черновцы и города Закарпатской обл.; к Восточному — Луганск, Донецк, Харьков; к Южному — Одесса, Запорожье, Николаев, Херсон, Севастополь и населённые пункты Крыма; к Северному — Киев, Житомир, Суммы, Чернигов и к Центральному — Днепропетровск, Винница, Черкассы, Кировоград, Полтава. Проведённое исследование доказывает, что своей активностью среди вышеназванных городов по установленным критериям выделяются преимущественно областные центры Украины: в Западном регионе — Львов; в Восточном — Харьков и Донецк; в Южном — Одесса и Севастополь, в Центральной части Украины — Днепропетровск; в Северной — Киев, которые можно считать региональными центрами развития джазово-фестивального движения в Украине. Именно в них в течении периода исследования функционировало не менее пяти, а то и намного больше джазовых фестивалей, многие из которых стали международными и известными далеко за пределами Украины.

Например, Львов основал за данный период 5 международных джазовых фестивалей, из которых два стали большими фестивальными форумами — “Alfa Jazz Fest" и “Jazz Bez", а во Львовской обл. в свое время был создано 2 международных фестиваля — “Свирж" (с. Свирж) и “Fort. Missia" (с. Поповичи); все 8 новых джазовых фестивалей в Одессе получили статус международных (“Два дня и две ночи новой музыки", “Джаз-Карнавал” — “Odessa Jazz Fest", “Ukraine Jazz summer" и др.), а г. Южный Одесской обл. стал известен двумя фестивалями — Международным детским джазовым фестивалем им. Леонида Утесова, известным как “Детское джазовое движение" и фестивалем “Сосо. джаз ..." посвящённым памяти Сосо Иремашвили и др.

Неизменным лидером в данной области, безусловно, остается город Киев, который является не только центром джазового фестивального движения Северного региона, но и всей Украины. Здесь сконцентрированы лучшие силы украинского джаза и созданы наиболее благоприятные условия для развития джазового искусства. В городе по скромным подсчетам за данный период было создано и действовало около 23 джазовых фестивалей, 15 с которых имеют международный статус. Это джазовые фестивали — “Еднисть", “Jazz In Kiev", “Vocal Zone" им. Владимира Михновецкого, “Космополит JAZZ Fest", “Метаморфозы джаза", детские международные джазовые фестивали — “О’Кешкин Джаз" и “Атлант — М" и многие другие.

Итак, подводя итоги вышеизложенного, можно сделать определенные выводы, а именно:

1. На основе проведенного исследования по выше указанным критериям были определены 7 региональных центров джазово-фестивального движения в Украине: Киев, Львов, Одесса, Донецк, Севастополь, Харьков, Днепропетровск.

2. Указанные региональные центры джазово-фестивального движения в Украине (это преимущественно консерваторские города) отличаются от других городов

расширенной инфраструктурой культурологической среды (театры, концертные залы, музыкальные клубы, расширенная сеть музыкальных учебных заведений и т. п.) и слаженной работой просветительско-пропагандистских центров джазового искусства (активная работа джаз-клубов; культурных центров; общественных, частных и государственных организаций; деятельность художественных агентств и компаний; наличие большого количества соответствующих развлекательных заведений и т. п.).

3. Именно в этих городах за данный период возникло по пять и более джазовых фестивалей, значительная часть которых стали международными и известными далеко за пределами Украины. Именно они определяют престиж нашей страны на международных форумах и дают мощный стимул для развития украинской джазовой культуры.

4. Наибольшее количество международных фестивалей, которые сейчас стали лицом украинской джазового искусства, сформировались именно в вышеназванных региональных центрах развития джазово-фестивального движения Украины, а именно: во Львове — “Alfa Jazz Fest", “Jazz Bez", “Флюгеры Львова" и др.; в Одессе — “Два дня и две ночи новой музыки", “Джаз-Карнавал" — “Odessa Jazz Fest", Международный фестиваль-конкурс джазового импровизационного мастерства “МастерДжем Фест" и др.; в Севастополе — “Jazz Crystal", “JVL Jazz Festival", “Jazz In Crimea" и др.; в Донецке — “Додж», Фестиваль-конкурс молодых исполнителей “Do # Бж Junior", “Джаз-форум" и др.; в Харькове — “Kharkiv ZaJazz Fest", Фестиваль современного джаза “JazzperFest" и др.; в Днепропетровске — “Джаз на Днепре", “Бразил Босанова Джаз Фест", “Майджаз" и др. Самое бальшое количество джазовых фестивалей было основано именно в Киеве — “Еднисть", “Jazz In Kiev", “Vocal Zone" им. Владимира Михновецкого, “Метаморфозы джаза", Международные детские джазовые фестивали “О’Кешкин Джаз" и “Атлант — М" и многие другие.

5. Положительным явлением в нашем джазово-фестивальном процессе являются общие джазовые фестивальные проекты нескольких городов, которые свидетельствуют об общности творческих планов, концепций, культурологических задач разных городов Украины, объединяющих усилия творческой элиты сформировать постоянные традиции украинского джаза, создать мощную джазовую школу. Среди них популярными стали: “Днепрогастроль" (Киев, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Киев), “Ukraine jazz summer" (Киев, Одесса, Николаев, Симферополь), “Jazz In Crimea" (Ялта, Симферополь, Севастополь), “Бразил Босанова Джаз Фест" (Киев, Одесса, Львов, Днепропетровск, Запорожье, Симферополь) и особенно масштабный “Jazz Bez" (Украина — Львов, Харьков, Севастополь, Тернополь, Луцк, Ивано-Франковск, Ровно, Ужгород, Одесса, Киев, Черкассы; Польша — Люблин, Варшава, Перемышль, Санок, Новицы) и др. Они направлены расширить горизонты украинского джаза и ввести Украину в мировое культурное пространство.

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Urban environment as a factor in the formation of regional centers of jazz festival movement Ukraine

Список литературы:

1. Вуд Ф. Круговорот городского творчества./Пер. з англ. М. Хрусталёвой//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/analytics/63.html

2. Голубович О. Вплив мюта на життя людини в добу глобалiзацi^.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. lnu.edu.ua/faculty/Phil isnyk/Filos_visnyk_15/27_15.pdf.

3. Дьячкова О. “Кшв Музик Фест-95”//Музика. - 1996. - № 1. - С. 10-11.

4. Доценко А. I. Адмiшстративно-територiальний устрш та розселення в Украшь - К., 2003. - 63 с.

5. Культурна пол1тика в Укра!ш//Анал1тичний огляд тд ред. О. Гриценка. - Укр. центр культурних досл^жень Мiн. к-ри та туризму Украши - 2007.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culturalstudies. in.ua/zy_ 2007_sl.php

6. Лендри Ч. Креативный город/пер. с англ. - М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2011. - 399 с.

7. Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной полити-ки//Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: Либерия, 2002.

8. Мечкало Ж. Сучасне мюто в умовах глобалiзацii.//Вiсник НТУУ “КШ”. Фглософгя. Психологгя. Педагогiка. - К., 2011. - Випуск 3. - С. 55-59.

9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будуще. - М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2005.

10. Culture & Creativity in 2007.//Department for culture, media and sport. Publications. - 2007.//[Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gov.uk/government/organisations/department-for-culture-media-sport

11. Mommaas. H. Cultural Clusters and the Post-industrial City: Towards theremapping of urban cultural policy.//Urban Studies. - Vol. 41. - No. 3.

12. Stevenson. D. The City as Spectacle: Culture and the/Re-imagining of Cities.//Cities and Urban Cultures. - 2003.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.