Научная статья на тему 'Городская и сельская культура как фактор социализации личности'

Городская и сельская культура как фактор социализации личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6870
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ / ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / CITY / CITY CULTURE / RURAL CULTURE / CULTURE LOG / CITY LIFESTYLE / CITY POPULATION / CITY SPACE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карцева Л. В.

В статье рассматривается феномен городской культуры как порождения сельской культуры и, одновременно, её антипода. Структурируются слои городской культуры. Анализируются особенности культурного процесса в условиях современных городских муниципальных образований соотношение традиционного и современного, инновационного и рутинного в социокультурной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

City and Rural Culture as a Factor of a Personality's Socialization

This article researches the phenomena of a city culture being given rise to by a rural culture and at the same time presenting itself as its antipodes. Levels of a city culture are being structured. The peculiarities of a cultural process in conditions of modern city municipal formations are being analyzed as a relationship of the traditional and the modern, the innovational and the routine in sociocultural sphere.

Текст научной работы на тему «Городская и сельская культура как фактор социализации личности»

УДК 316.52

ГОРОДСКАЯ И СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ

Л.В. Карцева

В статье рассматривается феномен городской культуры как порождения сельской культуры и, одновременно, её антипода. Структурируются слои городской культуры. Анализируются особенности культурного процесса в условиях современных городских муниципальных образований - соотношение традиционного и современного, инновационного и рутинного в социокультурной сфере.

Ключевые слова: город, городская культура, сельская культура, культурный лаг, городской образ жизни, городское население, городское пространство.

L. V. Kartseva City and Rural Culture as a Factor of a Personality’s Socialization.

This article researches the phenomena of a city culture being given rise to by a rural culture and at the same time presenting itself as its antipodes. Levels of a city culture are being structured. The peculiarities of a cultural process in conditions of modern city municipal formations are being analyzed as a relationship of the traditional and the modern, the innovational and the routine in sociocultural sphere.

Key words: city, city culture, rural culture, culture log, city lifestyle, city population, city space.

Городская культура, как утверждают социологи, это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, крупных индустриальных и административных центров [1]. Однако единой для всех городских поселений модели культуры не существует, поскольку каждый город отличают геополитическое положение, численность населения, размер городской территории, а более всего - собственная специализация.

Культура города характеризуется возможностью выбора учреждений досуга, быта и культуры и, наряду с этим, безличностностью социальных отношений. Город делает человека одиноким в огромном множестве случайных контактов. В городе личность социализируется не столько в непосредственном межличностном общении, сколько в опосредованном телефонном и Интернет-взаимодействии. Горожанин живёт в искусственно созданной, окультуренной среде. Инстинкт самосохранения подталкивает городских жителей к общению с живой природой, что приводит их к массовому увлечению садово-огородническими работами, поиском лечебных трав, грибов и ягод, компенсирующим излишнюю урбанизированность.

В отличие от городской сельская культура менее сложная. Её ритм более свободен, число отмечаемых праздников на селе выше, чем в городе. Сельские жители общаются значительно чаще, чем городские, и их общение носит преимущественно родственный характер.

При анонимности контактов в городе сельские социальные связи и взаимодействия открыты, активно интерпретируемы в сельском социуме. Возрастные различия в меньшей степени учитываются в процессе общения. Правила семейного, профессионального и делового этикета либо не исполняются как таковые, поскольку неизвестны, либо соблюдаются на интуитивном уровне.

В целом сельские нормы более жёсткие по отношению к личности в её социальном амплуа, что связано с не до конца утраченным коллективизмом сознания сельчан. Однако наряду с этим поведенческие стереотипы и более свободные касательно вариантов их исполнения актором. Последнее не означает, что сельчане могут вести себя абсолютно произвольно. Ограничения и запреты на те или иные действия, особенно если они затрагивают отношения «начальник-подчинённый», «глава рода - младший его член», в сельской местности выдерживаются подавляющим большинством. Отклонения от неписаных норм случаются лишь с некоренными сельчанами либо с индивидами, претендующими на собственную инновационную роль в социальных процессах на селе.

Вместе с тем именно село становится той социальной реальностью, которая затормаживает в своих выходцах социализационные процессы в их общекультурном понимании или приспосабливает их к ситуации на селе. Отсутствие широкой информированности, закрытость сельской общины обусловливают подобную же замкнутость и сельской культуры. Формируется тип личности человека, не готового к освоению новых пластов быстро меняющейся социальной реальности, настороженно относящегося к социальным инновациям.

Общая для сельской действительности беда - отсутствие культурного выбора как очагов досуга и отдыха, так и видов культурной деятельности. О том, что существуют театры и музеи,

художественные выставки и экспозиции, компьютерные салоны и молодёжные ночные клубы, аквапарки и киноплексы, большинство сельчан либо не знает, либо слабо представляет себе специфику функционирования данных культурных учреждений. Следствием являются отсутствие у сельчанина представлений о современном мире с его модой, вариантами культуры речи и моделями поведения, недостаточность культурного развития, несформированность личностных потребностей.

Названные особенности принято квалифицировать как культурный лаг - разрыв в культурном уровне между городом и селом, отставание села от города [1]. Подобное различие не может не привести к формированию особого типа личности сельчанина, отличающегося агрессивным неприятием городской культуры и, одновременно, лояльным отношением к псевдокультуре, масштабно представляемой масс-медиа, гастролями разрекламированных певцов, музыкантов, шоуменов, работников речевого жанра и т.д.

Вместе с тем в деревне есть то, что напрочь отсутствует в городе. Речь идёт о существовании на селе народных традиций. Как указывает С.Е.Юрков, во второй половине XVIII в. Народное искусство разделилось на «городское» и «крестьянское» [2]. Однако город не дотянул до дворянской культуры, утратив вместе с тем лучшее в крестьянской культуре. В этом процессе лежат причины маргинализации, неустойчивости городской культуры, её тяготения к народным традициям. Последнее означает, что городские жители, в отличие от сельских, усваивали такие стратегии поведения, как пассивное восприятие массовой культуры и одобрительное отношение к ней, неучастие в художественном творчестве, критичность в оценке высокого искусства. В то же время сельчане оставались приверженцами народных песен и танцев, сохраняли традиции уважительного отношения к музыкантам, мастеровым, рукодельницам - всем тем, кто хранил и приумножал веками накапливаемое народное достояние.

Пример тому - городской фольклор, родившийся на основе ярмарочной культуры. Город позаимствовал элементы сельского досуга, деревенского времяпрепровождения, легитимизировав их в собственных границах. Так, городская ярмарка с её трактирами, балаганами, каруселями «переваривала» торговых людей и городских/сельских жителей, нищих и бродяг, демонстрируя те выдумки человеческого разума, которые изобретались и оседлыми, и кочевыми людьми, находящимися то в деревенском, то в городском пространстве. Горожане и путники, случайно попавшие на увеселение, освобождались от давления повседневности и погружались в атмосферу праздника, обретали иные, более высокие социальные статусы и роли. Происходило нивелирование социальных различий: отдыхающие самим местом и временем действия уравнивались в правах на получение удовольствия от созерцания зрелища. Удовлетворение культурных потребностей становилось одним из средств социализации личности, приобщения её к эстетическим и этическим нормам, образцам социального поведения в условиях массового переживания эмоций.

Интересны рассуждения Н.А. Хренова по поводу того эмоционального накала, которые вызывали демонстрируемые зрительской аудитории Санкт-Петербурга в 1870-90-х годов «чудеса света» - великаны, сатиры, бородатые женщины, лилипуты, женщины-рыбы и т.д. Публике предъявлялись артефакты «кунсткамерной культуры», заложенной царём Петром I, но форма была необычна: привычное преподносилось как необычное, а страшное обращалось в веселое. Ввиду подобной инверсии человек испытывал состояние потрясения, что и предполагалось ярмарочным, балаганным действием [3]. Фактически городские увеселения формировали особые социальнокультурные нормы, высвобождающие творческий потенциал горожанина. Участие в аттракционах, слушание музыки - шарманок, труб, флейт, барабанов позволяло увидеть мир в иных красках, почувствовать многоцветье природы, внести свежие интонации в привычное звучание времени и пространства.

Очевидно, что в начале XXI века особое значение приобретают процессы продолжающейся урбанизации как городской, так и сельской культуры. Течение данных процессов отличается в различных регионах России, поскольку социокультурный вес их неодинаков. Есть старейшие территории, как, например, Западная Сибирь или города Среднего Поволжья, город Калуга (Подмосковье) и город Пушкино (Ленинградская область). Но есть и новые территории, к числу которых можно отнести такие моногорода, как Тольятти (Самарская область) и Набережные Челны (Татарстан), ставшие крупнейшими автомобильными столицами России. И каждый из

городов несёт на себе печать истории, характер современности, нюансы временных событий и фактов. Как отмечает один из старейших исследователей городов И.М. Гревс, город «надо понять,

как ...»субъект», собирательную личность, живое существо, в «лицо» которого мы должны

вглядеться, понять его «душу», познать и восстановить «биографию» города» [4].

О каких фактах и событиях речь? Прежде всего, о том, какая в городе N молодёжь и сколько её? Какие ценности она разделяет и какие социальные установки демонстрирует? К примеру, сама городская ситуация такова, что выпускники городских школ готовы продолжить обучение в ссузах и вузах, которые в эпоху демографического кризиса за ними буквально охотятся. Для сельских ребят перспективы поступления в техникумы и университеты весьма туманны: обучение в них дорожает, как и городской быт.

Городской образ жизни - ещё одна составляющая процесса урбанизации. Его распространение понижает ценность остаточных явлений сельского образа жизни в городской среде, которые принято обозначать как рурализацию, а именно: возделывание придомовых садовых и огородных участков, вскармливание птицы, мелкого рогатого скота, развёртывание сельскохозяйственных ремёсел, доходы от которых в городских условиях являются важным источником пополнения бюджета для городских жителей с фиксированно низкой заработной платой. Молодые поколения горожан скептически относятся к сельскохозяйственным занятиям своих родителей и не считают для себя возможным использовать лопату и вилы как средства производства продуктов ежедневного питания.

Исключение могут составить те регионы, в которых национальное трактуется как политическая идея, идеология местного руководства. Так, в Ставропольском и Краснодарском краях особое значение имеет такая категория населения, как казачество. Проживая как в городе, так и в деревне, казаки придерживаются сельских традиций, живут коллективно, одним миром. В Республике Татарстан около трети населения приходится на сельскую местность [5], что придаёт особый колорит татарской культуре: она носит характер традиционный, «замешана» на обычаях и обрядах, сопряжена с исламом, несёт на себе отпечаток патриархальности как среди старших, так и среди молодых поколений татарстанцев.

Подобное явление имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, традиционная культура, мораль укоренены в сознании многих поколений и понятны подавляющему большинству россиян. С опорой на семью, будь то семья как часть рода или «одна семья» как элемент профессиональной либо производственной структуры, можно выдвигать значимые цели и неуклонно двигаться к ним.

С другой стороны, социальные и культурные инновации отбрасывают назад тех людей, которые держатся за устаревшие стереотипы и живут в плену мифов, идейных догм, препятствующих движению вперёд, включению в модернизационные процессы.

Данное явление более всего заметно в политической жизни городов. Те из горожан, кто вырос в деревне и выпестован в коллективистской парадигме, предпочитают коммунистические идеалы, верны канонам партий коммунистической направленности. Горожане, родившиеся среди кирпичных многоэтажек и засилья автомобилей, мыслят иначе: они стремятся к комфорту, который даётся исключительно «в одни руки». Индивидуализм, естественный для городского образа жизни, предполагает прежде всего любовь к себе и только потом - некое внимание к ближнему как к условной единице. Данное социально-психологическое и психическое состояние -производное нового времени, время уничтожения массового, коллективного сознания во имя субъективного, индивидуального.

Таким образом, можно констатировать, что в городе идентифицируются как городская, так и деревенская подструктуры единой городской культуры. В их числе - социальные нормы и ценности, духовные и материальные, социальное самочувствие и самосознание, обычаи и обряды, язык и традиции, образ мыслей и образ жизни горожан.

Важно подчеркнуть тот факт, что у городской культуры нет каких-либо территориальных границ. Население города многослойно. Его пригороды составлены как из сельских жителей, проживающих в них целыми поколениями в домах ветхих либо уже модернизированных, так и из недавних переселенцев из городского центра в удалённые от многолюдья коттеджные посёлки.

«Чистые» сельчане попадают в те социальные слои, которые традиционно заполняются индивидами из городского «реестра» - работников крупных, ведущих промышленных

предприятий, сотрудников многочисленных фирм, малых и средних предприятий - выпускающих продукцию, обслуживающих, торгующих.

Коренное городское население представляет фактически все социальные группы, характеризующие современное общество, - от низших его слоёв до самых элитных. Культура этих групп эклектична: в ней есть элементы традиционной, сельской культуры, укоренённой во многих поколениях и ведущей отсчёт от земледельческих практик, но есть и составные части культуры современной - постиндустриальной и информационной. Носителями последней являются политики, учёные, высококвалифицированные специалисты, деятели культуры и искусства, студенты вузов, техникумов, учащиеся старших классов общеобразовательных школ, все те, кто активно использует компьютер как средство поиска, систематизации, хранения, создания и тиражирования информации.

Исследователи зачастую именуют данный тип культуры урбанистической, с чем можно согласиться. На наш взгляд, вся городская культура проникнута духом урбанизации. Даже малые города «чувствуют» себя и «ведут» себя, как большие: усложняют и усовершенствуют свой быт по примеру крупных городов, насыщают жилое и производственное пространство сложной техникой и современными технологиями, создают культурные аналоги в сфере досуга и развлечений, понятные городским жителям. Можно спорить о том, каковы темпы урбанизации городской культуры. Они зависят от того, какой величины город, где он находится и какой профиль имеет. Однако данный процесс свойствен всем и каждому муниципальному образованию уже на том основании, что оно относится к городскому типу поселений.

Более точным является анализ городской культуры через призму её субкультурных составляющих. Основных критериев здесь два: возрастной и профессиональный. Так, можно выделить субкультуры детей, подростков, юношества, молодёжи, представителей зрелого возраста, пенсионеров - «молодых» и «старых». Профессионально-групповой критерий позволяет выявить общее и специфическое для культуры самых разных социальных групп - учителей и врачей, металлургов и нефтяников, строителей и водителей автотранспорта, связистов и спортсменов, газоэлектросварщиков и библиотекарей, дворников и управленцев. Интересны такие моменты, как время их появления в жизни города, направленность происходящих в них процессов, способы взаимодействия и взаимовлияния, иерархические особенности.

Как утверждает Л.В. Корель [6], социокультурные слои городского населения следует дифференцировать на «чистых» горожан - тех, кто почти всю жизнь или жизнь от самого своего рождения прожил в городе и кто демонстрирует эталоны городского поведения; «полугорожан», за более чем половину своей жизни отошедших от сельской культуры и тяготеющих к культуре городской; городских «полуселян», не проживших в городе и половины своей жизни и демонстрирующих сплав сельской и городской культуры; и городских «селян», которые провели в селе большую часть жизни, привержены сельской культуре и не способны адаптироваться полностью к городскому образу жизни.

Конечно же, подобная дифференциация имеет условный характер по отношению к отдельным возрастным категориям. Индивиды по мере своего взросления переходят, согласно названной классификации, из одной категории в другую чисто формально. Ментально же у них сохраняются имманентно присущие им, сформированные в процессе первичной социализации социальные качества и свойства. Освоить те или иные навыки городской жизни (пользование сантехникой, бытовыми электрическими приборами, банковскими карточками и т.п.) ещё не означает овладеть культурными нормами в сфере санитарного состояния жилища, придомовой территории, тепло- и энергосбережения, распределения времени на труд, быт, отдых, досуг и повышение культурно-образовательного уровня, социальной и межличностной коммуникации и т.п.

Процесс овладения городскими культурными нормами не является однолинейным. Факторы, его обусловливающие, в основе своей объективны. Среди них - наличие и качество жилья, коммунальных услуг, особенности системы коммунального и бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли, общественного питания, состояние здравоохранения и образования, досуга и развлечений. Чем в большее число сфер социальной практики вовлечён индивид, тем скорее формируются в нём необходимые для городской жизни личностные образования.

Особое место в личности «истинного горожанина» занимает его отношение к природе.

Проблемы загрязнения окружающей среды возникли с появлением городов, обострились с развитием процесса урбанизации, стали наиболее болезненными в эпоху усиления позиций химии и нефтехимии. В этом смысле наиболее чётко прослеживаются противоречия между социальными установками и ценностными ориентациями горожан. Утверждая наличие чувства любви к окружающей природе и её обитателям, городские жители зачастую проявляют в своём поведении безответственное отношение к миру экологии в целом. Лесные пожары, возникающие по вине горожан-туристов; неперерабатывающиеся отходы человеческой жизнедеятельности, заполняющие окологородское пространство с подачи отдыхающих городских жителей; несанкционированный отстрел лесных птиц и диких животных в целях наживы рыночно мыслящих горожан - таковы социальные реалии.

Для непосвящённого человека городская культура наблюдается в своих массовых формах -масштабных массовых праздниках, коренных образом отличающихся от традиционных уличных и дворовых. Создание Центров национальной культуры, развитие многонациональных этнических культур, коллективов и объединений художественной самодеятельности, которые зачастую носят звания народных или образцовых, появление новых технологий производства культурной продукции - с помощью предпринимателей - и её позиционирования в обществе - таковы факты и события городской культурной жизни, которые формируют городскую социально-культурную среду.

Новое в жизни городов - то, что отнюдь не только традиционные категории городского культурного слоя - литераторы, библиотекари, музейщики, музыканты - участвуют в создании и сохранении современного культурного наследия России. В сферу культуры оказались вовлечёнными предприниматели, бизнесмены, политики - категории населения, в чьи функции передача культурного наследия не входит как первостепенная задача. Благодаря такому обстоятельству возникают города-брэнды, как, например, олимпийский Сочи или осовременивающаяся и хорошеющая не по дням, а по часам Казань, чьи достоинства отмечают не только столичные российские гости, но и многочисленные иностранные делегации.

Отсюда привнесённое временем состояние городов, имеющих собственный брэнд: размывается граница между «элитарной» и «массовой» культурой. «Простые» люди наполняют театры и музеи, а узкие специалисты в сфере культуры не могут обойтись без духовной поддержки больших групп, широких социальных слоёв. Следующая задача, которая возникает в этом социальном взаимодействии, - поднять на более высокий, европейский уровень именно массовую культуру - культуру поведения в общественных местах, культуру обслуживания, сервиса и торговли, культуру отношения к архитектурным памятникам и ландшафту, дорогам и транспорту, разнообразить моду, стиль в одежде и украшении внешности.

Решением данных проблем занимаются не только столичные российские города, но и провинциальные центры. Так, согласно сообщению сайта «Новости Сочи: ежедневная городская газета» (Powered by RoveRc) [7], правительство Самарской области среди основных направлений по развитию культуры на период до 2020 года видит развитие культурного многообразия и мультикультурной демократии, формирование и развитие жизненных ценностей молодого поколения, комплексную модернизацию сферы культуры, интеграцию Самарской области в общероссийский и мировой культурный процесс. Акцент здесь ставится на города, или муниципальные образования, которым следует перейти на государственный муниципальный заказ в целях экономии и более эффективного использования бюджетных средств, решения разнообразных задач сохранения и развития всего наиболее ценного, что породила городская культура в новую эпоху.

Литература:

1.Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд./ А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2001.

2. Юрков, С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). - СПб., 2003 /С.Е. Юрков. - С. 148-156.

3. Хренов, Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади/ Развлекательная культура России XVIII—XIX вв.: Очерки истории и теории / Сб. ст. под ред. Е.В. Дукова /Н.А. Хренов. — СПб., 2000. — С. 283-284.

4. Гревс, И. Город как предмет краеведения / И. Гревс // Краеведение. - 1924. - N 3. - С.

249.

5. Народная энциклопедия городов и регионов России. Регионы. Республика Татарстан -http://rfdata.al.ru/auto/region/66.HTM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.