Научная статья на тему 'Городская и рабочая потребительская кооперация Сибири в конце 1920-х 1935 гг. : от восстановления к ликвидации'

Городская и рабочая потребительская кооперация Сибири в конце 1920-х 1935 гг. : от восстановления к ликвидации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / СИБИРЬ / НЭП / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / COOPERATION / SIBERIA / NEW ECONOMIC POLICY / INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьёв Николай Васильевич

Рассмотрены место и роль городской и рабочей потребительской кооперации Сибири в обеспечении населения товарами и услугами с конца 1920-х до середины 1930-х гг. На основе изучения архивных и опубликованных сведений автор показывает, что в течение этого периода кооперация прошла чрезвычайно насыщенный изменениями путь: от крупнейшего поставщика товаров и услуг в городах и промышленных районах к полной ликвидации. Уделом потребительской кооперации остались сельские районы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian urban and labour consumer cooperation in late 1920s-1935: from restoration to abolition

The place and the role of Siberian urban and labour consumer cooperation in providing the population with goods and services from the late 1920s to the middle of the 1930s is revealed in the article. During this period the cooperation passed the way full of significant changes: from being the first-rate supplier of goods and services in the cities and industrial regions to total abolition. Siberian urban and labour consumer cooperation during the new economic policy period (1921-1929) changed into a powerful social and economic organization, becoming the leader in supplying the population of cities and industrial centres with goods. Its role in developing catering and baking of bread, financing educational and common cultural activities, organizing children's institutions was significant as well. At the same time, switch to forced industrialization and conduct of the entire collectivization caused drastic change of the urban and labour cooperation position in Siberia, as well as in the country. Application of the planned basis in the activity of urban and labour consumer cooperation resulted in the situation when fundamental characteristics of its functioning were assigned by the state. It defined the amount of goods for cooperation, established prices for the production. Cooperation became an integral part of the system of state socialism, where public interests were a priority. Food crisis predetermined in 1928-1929 the general transfer of trade organizations to normalized and card supply, which kept back future development of retail trade, catering, warehousing and prevented from the mobilization of population's cash resources. The introduction of card system was accompanied with universal reorganization: in the beginning of 1930s the network of closed distribution centres attached to central labour cooperatives was founded, later it also included closed labour cooperatives. In some Siberian cities labour cooperatives confederated in urban unions of consumer societies in 1934-1935. All this happened against the constant growth in the first half of the 1930s of the specific gravity of state trade in the urban sector. Soviet state began to show preference in particular for it, whereas cooperative trade was subject to criticism, not always sound. The most severe and radical reorganization of urban and labour consumer cooperation occurred at the end of 1935 on the basis of the decree of the Council of People's Commissars and the Central Committee of the All-Union Communist Party (of Bolsheviks) of September 29, 1935 ''On the activity of consumer cooperation in the countryside''. According to it all material and technical basis of consumer cooperation in cities was handed over free of charge to the state trade. Afterwards the consumer cooperation concentrated its activity in the countryside, having lost capacious urban market and the most well-to-do part of shareholders.

Текст научной работы на тему «Городская и рабочая потребительская кооперация Сибири в конце 1920-х 1935 гг. : от восстановления к ликвидации»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 70-74

УДК 94 (571.1/.5) .084.6

Н.В. Воробьёв

ГОРОДСКАЯ И РАБОЧАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ СИБИРИ В КОНЦЕ 1920-х - 1935 гг.: ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ К ЛИКВИДАЦИИ

Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (проект № 14.740.11.1114) ««Социально-экономическая трансформация городской и рабочей потребительской кооперации Сибири в 1921-1935гг.».

Рассмотрены место и роль городской и рабочей потребительской кооперации Сибири в обеспечении населения товарами и услугами с конца 1920-х до середины 1930-х гг. На основе изучения архивных и опубликованных сведений автор показывает, что в течение этого периода кооперация прошла чрезвычайно насыщенный изменениями путь: от крупнейшего поставщика товаров и услуг в городах и промышленных районах к полной ликвидации. Уделом потребительской кооперации остались сельские районы.

Ключевые слова: кооперация; Сибирь; нэп; индустриализация.

История городской и рабочей потребительской кооперации Сибири конца 1920-х - первой половины 1930-х гг. до сих пор не стала предметом специального исследования. Необходимость его появления вызвана также тем обстоятельством, что именно в этот период городская и рабочая потребительская кооперация, претерпев целый ряд реорганизаций, в итоге прекратила своё существование. Поэтому целью данной работы является изучение основных параметров развития данного вида кооперации в обозначенный хронологический период.

В годы восстановления народного хозяйства, несмотря на все трудности, кооперация способствовала развитию товарооборота, становлению малых предприятий в области производства и в сфере услуг. Политика протекционизма со стороны государства в отношении кооперации создавала более благоприятные условия для её функционирования, чем для частного торгового капитала. С увеличением хозяйственных возможностей кооперации произошло превращение её в основного посредника между государственной промышленностью и населением города и деревни.

Во второй половине 1920-х гг. городская и рабочая потребительская кооперация продолжила курс на рост торговых оборотов, вытеснение частного капитала из сферы обращения, максимальное обслуживание чле-нов-пайщиков ЦРК (центральных рабочих кооперативов) и горпо (городских потребительских обществ), численность которых постоянно увеличивалась. Так, на

1 октября 1927 г. число пайщиков ЦРК и горпо Сибири составляло 140 тыс. человек, на 1 октября 1928 г. 243 тыс., а на 1 октября 1929 г. - 407 тыс. [1. С. 133].

В качестве особенных директивными органами были поставлены задачи первоочередного обслуживания промышленных районов и завоевания рынка сельскохозяйственных продуктов, где сохранялись сильные позиции частного капитала. Выполнение данных указаний требовало значительного укрепления материально-технической базы городской и рабочей потребительской кооперации. Сюда входили как ремонт и переоборудование, так и строительство новых магазинов, лавок, ларьков, складов и т.д. В целом рост торговой сети был весьма ощутимым: если в 1927/28 г. городская и рабочая потребительская кооперация Сибири

имела в своём распоряжении 535 лавок и магазинов, то на 1 октября 1929 г. - 745 [2. С. 91]. В то же время происходило и значительное увеличение торгового оборота ЦРК и горпо Сибири, который вырос с 89,2 млн руб. в 1926/27 г. до 137,0 млн. руб. в 1928/29 г. (без учёта данных по транспортной кооперации). Удельный вес данного сектора в городском розничном обороте края увеличился за тот же период с 41,8 до 52,6%, тогда как доля государственной торговли снизилась с 26,6 до 24,7%, а частной - с 28 до 18,4%. Частная торговая сеть Сибири сократилась в 1927/1928 г. на 30%, а в 1928/29 г. - ещё на 40% [2. С. 78, 91]. Государственная и кооперативная торговля, призванная восполнить сократившуюся торговую сеть, в силу различных причин не могла быстро развернуть свои торговые пункты. Газета «Советская Сибирь» в августе 1929 г. сообщала, что «за последние три года частный рынок потерял 6 246 торговых пунктов, а все виды кооперации открыли лишь 540 новых лавок и магазинов», что дало основания называть местности со слабой товаропроводящей сетью «торговыми пустынями» [3]. Среди причин данного явления как объективные - недостаток средств на расширение материально-технической базы торговли у ЦРК и горпо, так и субъективные - косность и бюрократизм кооперативного аппарата, неприспособленность его к быстро меняющейся обстановке и т. д.

Свёртывание нэпа и переход к форсированной индустриализации в конце 1920-х гг. обусловили кардинальную перестройку всей хозяйственной деятельности в СССР, в том числе и торговой работы. Во-первых, в это время резко сократилось финансирование кооперации со стороны государства. Во-вторых, произошел переход к целевому снабжению промышленными и продовольственными товарами ударных отраслей производства и важнейших строек. В-третьих, в связи с распространением государственного директивного планирования на потребительскую кооперацию купля-продажа товаров все больше заменялась распределением. В-четвёртых, при распределении применялся классовый подход: первоочередное и преимущественное снабжение рабочего класса, немедленное исключение из ЦРК и горпо всех кулаков и лишенцев и т.д. В-пятых, приоритетное развитие тяжёлой промышленности в годы первой пятилетки обусловило отставание

производства потребительских товаров, к тому же значительная часть их использовалась для обеспечения хлебозаготовок. Так, для стимулирования сдачи зерна крестьянами в октябре 1928 г. в деревню было отправлено 70% (в среднем по Сибири) дефицитных товаров, поступивших в край [4. С. 6]. Проводимая в крае сплошная коллективизация сопровождалась значительным уменьшением товарной сельскохозяйственной продукции.

Всё это привело к резкому повышению цен на продукты питания: среднерыночные цены в сибирских городах с октября 1928 по октябрь 1929 г. увеличились на пшеничную муку в 3,3 раза, на ржаную муку - в 4,4 раза, на топленое масло - почти в 2 раза, на картофель - в 3,5 раза. В марте 1930 г. по сравнению с мартом 1929 г. цены на продукты питания в государственной и кооперативной торговле увеличились в 2,5 раза, на рынке - в 3 раза [5. С. 295]. В течение всего 1929 г. как сибирские, так и общесоюзные руководящие кооперативные органы неоднократно поднимали этот вопрос и предлагали неотложные меры по недопущению повышения цен в кооперативной торговле. Так, в обращении Центросоюза, Церабсекции и Транпосекции «На борьбу с повышением цен» от 22 марта 1929 г. было предложено принять меры к устранению этого опасного явления [6]. Но заморозить цены не удалось, что не могло не сказаться на выполнении директив партии и правительства о повышении реальной заработной платы рабочих. Данные статистики труда показывают неуклонный рост стоимости бюджетного набора по кооперативным ценам. На 1 апреля 1926 г. она составляла по 18 сибирским городам 13 руб. 12 коп., а на 1 апреля 1930 г. стоимость бюджетного набора по 22 городам и рабочим районам края возросла до 31 руб. 51 коп., т.е. в почти в 3 раза [7. С. 11].

В этих условиях партийные и советские органы в поисках виноватых инспирировали кампанию по проведению досрочной чистки аппарата ЦРК и горпо. В октябре 1929 г. были сняты с работы руководители Красноярского и Новосибирского ЦРК, а в конце 1929 - начале 1930 г. была проведена чистка аппарата рабочей кооперации Сибири [8]. Однако эта мера не гарантировала коренного перелома в постановке рабочего снабжения, напряжённое состояние которого обусловило важные изменения торговой политики советского государства. Так, в постановлении СТО от

11 сентября 1929 г., наряду с признанием кооперации основным проводником товаров, допускалось увеличение удельного веса государственной и других видов общественной торговли. Указывалась и главная причина: потребительская кооперация не справлялась с товарооборотом из-за недостатка собственных средств [9]. Но в конце 1920-х - 1930-е гг. финансовое положение кооперации продолжало ухудшаться: потребность в средствах для расширения товарооборота и капитального строительства непрерывно возрастала, а кредитование со стороны государства сокращалось. Если на 1 октября 1928 г. банковский кредит для рабоче-городского сектора потребительской кооперации СССР составлял 23,4 млн руб., то на 1 октября

1929 г. - 15,7 млн руб. [10. Л. 6].

Обострение товарного голода в конце 1920-х гг. обусловило переход всё большего количества товаров в разряд дефицитных, пока ситуация дефицита не охватила все основные группы. От системы продажи пришлось перейти к распределению и снабжению как в городе, так и на селе: нормирование охватило почти всю товарную массу. Спецсводки сибирских органов ОГПУ, Сибкрайкома ВКП(б), протоколы собраний уполномоченных ЦРК и горпо зафиксировали множество случаев недовольства рабочих и служащих состоянием снабжения. Так, в ходе отчётноперевыборной кампании 1928/29 г. в выступлениях пайщиков ЦРК и горпо Сибири чаще всего говорилось о недостаточном снабжении промышленными и продовольственными товарами - 29,9% от числа всех выступлений, на втором месте были проблемы кооперирования и паёв - 13,1%, на третьем - деятельность кооперативного аппарата - 9,6%, на четвёртом - качество товаров - 8,9%, на пятом - цены и т.д. В отличие от аналогичной кампании 1927/28 г., выступления в 1928/29 г. «носили характер критики руководства рабочей кооперации... политики рабочего снабжения и направления работ рабочей кооперации», и даже -«политики советского государства по наступлению на кулака и спекулянта» [11. Л. 12-13].

Опубликованные в последнее время документы свидетельствуют о том, что недовольство снабжением было широко распространённым явлением на всей территории СССР [12. С. 19-21]. В свою очередь органы власти определяли трудности в снабжении как временные и перекладывали ответственность за сложившуюся ситуацию на плечи нэпманов и работников кооперативной и государственной торговли. Так, И.В. Сталин в политическом отчёте ЦК XVII съезду ВКП(б) (27 июня 1930 г.) подверг потребительскую кооперацию резкой критике за нежелание кооперативного аппарата снижать цены, некий «нэпманский (торгашеский) дух», якобы присущий кооперации, и т.д. [13. С. 297].

Оценки вождя послужили основой для принятия СНК СССР и ЦК ВКП(б) ряда решений о перестройке работы потребительской кооперации в новых условиях. Объединённый пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) (декабрь 1930 г.) принял резолюцию, в которой её работа была признана неудовлетворительной, а для исправления сложившейся ситуации предлагалось вытравить торгашеский дух из кооперативных организаций и вновь провести чистку аппарата от враждебных элементов. Согласно другому решению пленума, необходимо было организовать первоочередное снабжение важнейших промышленных предприятий и строек [14. Ст. 1].

В соответствии с этими решениями в 1930 г. для улучшения снабжения кооперативным руководством предпринимались меры по ускорению товарооборота посредством усиления специализации торговли. Объединение «Всенарпит» передавалось потребительской кооперации и функционировало как самостоятельная секция по развитию общественного питания.

Другим направлением перестройки работы кооперации стало создание при предприятиях и учреждениях закрытых распределителей (ЗР) и закрытых рабо-

чих кооперативов (ЗРК) как организационной формы классового распределения товаров. Они обслуживали только рабочих и служащих данного предприятия по назначаемым государством ценам. В условиях острого дефицита товаров вводилось первоочередное и преимущественное обслуживание наиболее важных промышленных районов (Донбасс, Кузбасс, Баку и т.д.), городов и отдельных предприятий. Всё более широко распространялось дифференцированное снабжение отдельных категорий трудящихся.

Реорганизация потребительской кооперации в

1930 г. для сибирского региона имела дополнительные трудности, связанные с новым районированием региона. По решению правительства Сибирский край в 1930 г. был разделён на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский с центрами в Новосибирске и Иркутске. Произошло и дробление Сибкрайсоюза на Запсибкрайсоюз (ЗСКС) и Востсибкрайсоюз (ВСКС), что вызвало дополнительные сложности для деятельности кооперации, особенно в Восточной Сибири, где краевой кооперативный центр фактически создавался с нуля.

Первоначально основные усилия кооперативных организаций городов и промышленных районов Сибири были сосредоточены на создании закрытых распределителей. Однако эта работа шла медленно и сопровождалась большими трудностями, среди которых - острая нехватка помещений и квалифицированных кадров, неравномерное распределение товаров между ЗР, несоблюдение права первоочередного снабжения ЗР со стороны руководства ЦРК и т.д. Тем не менее, к 1 января 1931 г. в Восточной Сибири было создано 88 ЗР по ЦРК и 83 - по райсоюзам, а на 1 февраля 1931 г. - 156 и 117 ЗР соответственно, что составляло 55,8% от планового задания. Между тем в целом ряде населённых пунктов с преобладанием рабочего населения система обслуживания посредством ЗР являлась преобладающей. В среднем на

1 ЗР приходилось по крупным городам края

2 100 чел. обслуживаемого населения, по индустриальным центрам - 1 377 чел., по новостройкам -947 чел. Кроме того, к весне 1931 г. в крае было создано 6 ЗРК, 7 ТПО и 12 совхозных рабкоопов [15. Л. 7, 8]. В соответствии с предложениями, содержавшимися в директивных документах, во всех рабочих кооперативах организовывалась специализированная торговля. В Восточной Сибири это выглядело следующим образом: в крупных ЦРК, горпо и ТПО были созданы управления розничной торговли с шестью директоратами: по мануфактуре, галантерее, бакалейно-кондитерским изделиям, силикатным товарам и т. д. В остальных кооперативах управление снабжения организовывало два директората: промышленных и продовольственных товаров [16. С. 34-35].

Аналогичным образом происходила перестройка деятельности городской и рабочей потребительской кооперации Западной Сибири, где на 1 октября 1931 г. насчитывалось 11 ЦРК, 12 ЗРК, 4 закрытых военных кооператива (ЗВК), 10 ТПО, 3 водных ТПО (ВодТПО), 1 рабочий кооператив, 3 горпо, 44 лесорабкоопа, 18 совхозрабкоопов (подсчитано по: [17. С. 2-34]).

Реорганизация кооперативной системы привела к возникновению новых отделов, росту численности кооперативного аппарата и, как следствие, к увеличению расходов на его содержание. Положение осложнялось высокой текучестью кадров. Кроме того, плановое регулирование деятельности кооперации, жёсткая привязка её к системе социалистической экономики порождали среди кооператоров атмосферу пассивности и иждивенчества. Коренного улучшения в деле рабочего снабжения не произошло, а к старым проблемам кооперации добавились новые, связанные, в частности, с необходимостью тратить всё более значительные средства на развитие хлебопечения, общественного питания и пригородных хозяйств. Это усугубляло финансово-экономическое положение городских и рабочих кооперативов, которое оставалось напряжённым. Задачи, поставленные партией и правительством перед потребительской кооперацией, оказались невыполненными.

В этих условиях было принято обращение ЦК ВКП(б), СНК СССР и Центросоюза от 12 мая 1931 г. «О потребительской кооперации», в котором излагались меры, призванные ликвидировать недостатки в работе кооперации. Среди них первоочередное значение имели следующие: упрощение руководства снабжением кооперированного населения, ускорение товарооборота и усиление специализации управления торговлей. Центросоюз создал такие автономные секции, как рыболовецкая, лесоразработок и лесосплава, торфоразработок, совхозная и общественного питания. Кроме того, Центросоюз приступил к организации Всесоюзного объединения хлебопечения, включавшего крупные механизированные хлебопекарни и хлебозаводы с интеграцией их в специальные тресты при республиканских, областных и краевых союзах потребкооперации. Следовало также создавать огородные, молочные, свиноводческие и птицеводческие производственные объединения. Их низовым звеном в городской и рабочей потребительской кооперации являлись пригородные хозяйства ЦРК, ЗРК, горпо и ТПО (ко-опхозы). Важным нововведением в заготовительной деятельности кооперации стало разрешение ЦРК, ЗРК и ТПО заготавливать овощи и молочные продукты под контролем Народного комиссариата снабжения (Наркомснаба) как внутри региона, так и за его пределами [18. Ст. 196].

В соответствии с «Обращением» в системе Зап-сибкрайсоюза было создано 11 отраслевых розничных объединений, 3 автономных секции - общественного питания (Запсибкоопит), совхозрабкоопов (Совхозсек-ция) и Лесосекция; а также 2 производственных объединения - краевое производственное объединение пригородных сельскохозяйственных предприятий (Крайкоопхоз) и Западно-Сибирский краевой трест промышленного хлебопечения [17. С. 42].

Низовое звено городской и рабочей потребительской кооперации продолжало развиваться по линии дальнейшего расширения сети ЗР и ЗРК. Так, в Восточной Сибири к началу февраля 1932 г. было создано 16 ЗРК и 477 закрытых распределителей при кооперативах открытого типа. План развития закрытой сети за

1931 г. был выполнен на 96,5% (из намеченных

1 080 открыто 1042 торговых пункта). При этом президиум ВСКС отмечал существенные недостатки закрытой сети: слабость материально-технической базы, сохранение очередей, неудовлетворительная техника торговли, включение в контингенты снабжаемых ЗРК тех категорий, которые не имели прямого отношения к производству [19. Л. 92].

ЗРК, занимавшиеся распространением по карточкам промышленных и продовольственных товаров, не были напрямую подчинены администрации промышленных предприятий, поэтому последняя не могла использовать снабжение в качестве средства повышения производительности труда и борьбы за укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров. Кроме того, в адрес кооперативных организаций было много нареканий за плохую организацию снабжения, частично вполне обоснованных. Вместе с тем кооперация подчас была вынуждена отвечать не только за свои промахи и ошибки, но и за всю систему плановой централизованной экономики, хотя не она одна была виновна в остром дефиците товаров, их плохом качестве и т.д.

Тем не менее, в 1932 и в последующие годы происходило постепенное увеличение доли государственной торговли в городском розничном товарообороте. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы» от 4 декабря 1932 г. предусматривало создание на материально-технической базе рабочей кооперации государственных организаций - отделов рабочего снабжения (ОРС). Это означало начало административного вытеснения потребительской кооперации из городов и увеличение власти руководства предприятий. Вначале ОРСы были созданы на крупнейших заводах и стройках, а затем - на всех государственных предприятиях. Всего по СССР в течение 1933 г. было преобразовано в отделы рабочего снабжения 2005 потребительских кооперативов с годовым товарооборотом в

3 616,7 млн руб. и с 31 782 торговыми точками (19 167 в городе и 12 615 на селе). Выполняя решения директивных органов, потребительская кооперация передала государственным организациям 8220 предприятий общественного питания, которые обслуживали 6,1 млн человек [20. С. 432]. К концу 1933 г. по системе Наркомтяжпрома насчитывалось около 620 ОРСов, обслуживавших 3,5 млн рабочих, по предприятиям Наркомлегпрома - 116, охватывающих

1,6 млн рабочих [21. С. 24]. В Западной Сибири в течение 9 месяцев 1933 г. 6 ЗРК - Кемеровский ЗРК «ТЭЦ», ЗРК завода горного оборудования, ЗРК Мого-чинского лесозавода, ЗРК «Сибтекстильмаш», ЗРК Барнаульского «Текстильстроя», ЗРК Чуйского тракта «Востоктранс» - были преобразованы в ОРСы; Ново-

сибирский, Омский и Томский ЦРК реорганизованы в городские союзы потребительских кооперативов (горпотребсоюзы). Это обусловило сокращение торговой сети по системе ЦРК и горпо края на 458 торговых единиц (с 1163 до 705) [ 22. Л. 69, 71].

Процесс ликвидации городской и рабочей потребительской кооперации был завершён выполнением постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. «О работе потребительской кооперации в деревне», согласно которому были разграничены сферы деятельности государственной и кооперативной торговли. Отныне деятельность потребительской кооперации была ограничена сельской местностью, а вся городская сеть отнималась и передавалась наркомату внутренней торговли, т.е. государственной торговле. Теоретически это было обосновано с позиций предпочтения государственной формы собственности по сравнению с кооперативной. В ходе очередной реорганизации произошла ликвидация 3,2 тыс. городских и рабочих кооперативов с оборотом 15,9 млрд руб. Уже в 1935 г. Центросоюз безвозмездно передал Наркомвнуторгу в 651 городе 26 138 розничных предприятий и 7 096 предприятий общественного питания. Были переданы государственной промышленности 255 хлебозаводов, 1 139 хлебопекарен, 6 чайных фабрик, 43 молочных завода, Московский и Ленинградский пивоваренные заводы, 17 холодильников общего пользования, рыбные хозяйства и рыболовецкий флот. Таким образом, в течение трёх лет была ликвидирована городская и рабочая потребительская кооперация, что привело к сокращению числа потребительских кооперативов с 46 тыс. до 25,7 тыс., числа членов - с 73 млн до 40,8 млн пайщиков [23. С. 275-276].

В течение советского периода такое разграничение деятельности потребительской кооперации изображалось как доказательство заботы власти о совершенствовании торгового обслуживания в городе и на селе. На деле ликвидация городской и рабочей кооперации привела к потере значительных собственных накоплений: не принесла она выгоды и пайщикам, потерявшим свои средства. Эта вторая национализация потребительской кооперации показала её полное бесправие в СССР. Кооперация лишилась ёмкого потребительского городского рынка. Советское кооперативное строительство целиком заменило свободное кооперативное движение, а потребительская кооперация превратилась в малоподвижную систему, обслуживающую интересы разрастающегося аппарата, а не создавшего и содержащего его населения. Из повседневной жизни горожан и их общественного сознания постепенно уходило кооперативное прошлое, что является важной причиной неудач в деле возрождения кооперации в городах современной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерки истории потребительской кооперации Сибири. Новосибирск, 1965.

2. Потребительская кооперация Сибири в 1927/28 и 1928/29 гг. Новосибирск, 1930.

3. Советская Сибирь. 1929. 17 августа.

4. Известия Сибкрайкома ВКП(б). 1928. .№ 20-21.

5. Рабочий класс Сибири в период строительства социализма. (1917-1937 гг.). Новосибирск, 1982.

6. Кооперативная жизнь. 1929. 23 марта.

7. Профессиональное движение. 1930. № 14-15.

8. Кооперативная жизнь. 1929. 12, 16 октября.

9. Известия ВЦИК. 1929. 18 сент.

10. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-42. Оп. 1. Д. 328.

11. ГАНО. Ф. Р-42. Оп 1. Д. 335.

12. Общество и власть: 1930-е годы. Повествование в документах. М., 1998.

13. Сталин И.В. Сочинения. Т. 12. М., 1949.

14. Резолюция по докладу т. Бадаева и содокладу т. Землячки, принятая 21 декабря 1930 г. объединённым пленумом ЦК и ЦКК ВКП(б) // Ин-

формационный бюллетень Центросоюзов РСФСР и СССР. 1931. № 1-3. Ст. 1.

15. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-610. Оп. 1. Д. 862.

16. Щепин В. Потребительскую кооперацию - на службу социалистическому строительству // За большевистские темпы. 1931. № 16.

17. Список коопорганизаций, входящих в систему Западно-Сибирского краевого союза кооперативов «Запсибкрайсоюз» (на 1 октября 1931 г.). Новосибирск, б/г.

18. Информационный бюллетень Центросоюзов РСФСР и СССР. 1931. № 14.

19. ГАИО. Ф. Р-600. Оп. 1. Д. 338.

20. Вахитов КИ. Кооперация. Теория, история, практика: Избранные изречения, факты, материалы, комментарии. М., 2005.

21. Чернявский М. О работе ОРСов // Вопросы профдвижения. 1933. № 12.

22. ГАНО. Ф. Р-42. Оп. 1. Д. 362.

23. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М., 2002.

Статья представлена научной редакцией «История» 27 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.