Научная статья на тему 'Города-«Родители» в фольклоре'

Города-«Родители» в фольклоре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
596
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРМИНЫ РОДСТВА / ПАРЕМИИ / ТОПОНИМЫ / ФОЛЬКЛОР / TERMS OF KINSHIP / PAREMIES / TOPONYMS / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахметова Мария

В статье рассматриваются паремии, отсылающие к формулам, в которых термины родства употребляются по отношению к городам. Формулы это следующие: мать городов русских (о Киеве), Москва-матушка (матушка-Москва), Одесса-мама и Ростов-папа (Одесса мама, Ростов папа). Данные паремии заявляют о «родственных отношениях» какого-либо города с указанными выше городами, что служит как для его возвышения, так и для принижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents-cities in folklore

The paper presents paremies, basing on formulas, which use terms of kinship in respect of cities. These formulas are: Mother of Russian cities (about Kiev), mother-Moscow, mummy-Odessa and daddy-Rostov. These paremies claim about kinship of a city with aforesaid cities, which shows it both as high and low.

Текст научной работы на тему «Города-«Родители» в фольклоре»

Мария Ахметова

Города-«родители» в фольклоре

Мария Вячеславовна Ахметова

Журнал «Живая старина», Москва

[email protected]

В данной заметке рассматривается такое явление фольклора, как паремии, отсылающие к прецедентным формулам, в которых термины родства употребляются по отношению к городам1. Формулы это следующие: мать городов русских (о Киеве), Москва-матушка (матушка-Москва), Одесса-мама и Ростов-папа (Одесса — мама, Ростов — папа).

Первая формула, мать городов русских, восходит к «Повести временных лет», является калькой с греческого и для рус-

ской культуры не уникальна (ср., например, чеш. Praha matka mëst / лат. Praga mater urbi-um). В частности, к этой формуле отсылает зафиксированная В. И. Далем пословица Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова [Пословицы русского народа 1957: 329]. Однако вряд ли можно говорить о бытовании (по крайней

1 Сам языковой феномен применения терминов родства к населенным пунктам и дискурс о «родственных отношениях» между населенными пунктами (в том числе отражаемый в паремиях наподобие «Нижний — брат Москвы ближний» или «Усолье-град — Петербургу брат») рассматривается мной в статье, написанной для готовящегося к печати 13-го выпуска сборника «Алгебра родства».

мере литературном) собственно паремии Киев — мат(ер)ь городов русских; обычно формула употребляется в качестве метафоры Киева или сопутствует этому топониму, например: «А позже наша радиостанция перехватила радиограмму генерала Драгомирова из Киева генералу Шиллингу в Одессу: "Киев — мать городов русских — взят доблестными войсками Добровольческой армии"» [Скобин 1963: 87], «Точно так же Андрей [Боголюбский] не разделял страсти своего отца к Киеву, был вполне равнодушен к матери городов русских и ко всей южной Руси» [Ключевский 1993: 108].

Вторая формула, Москва-матушка (матушка-Москва), задействует популярный фольклорный атрибутив (ср. Волга-матушка, земля-матушка и т.д.), в литературе используется как минимум с конца XVIII в. (см. [Неклюдов 2005]). Атрибутив матушка может применяться и к другим городам с женским грамматическим родом (например, в заговоре: «Первая поклажа моя — град велик Казань, а вторая поклажа — матушка Астрахань, а третья поклажа — немощна Сибирь» [Великорусские заклинания 1994: 105, № 263], как и батюшка — к городам с мужским грамматическим родом, ср. в известной паремии: «Батюшка-Питер бока нам вытер, братцы заводы унесли наши годы, а матушка канава совсем доконала» [Чичеров 1959: 317]).

На формулах Одесса-мама и Ростов-папа хотелось бы остановиться подробнее. Происхождение их (по крайней мере формулы Одесса-мама) из языка преступного мира еще дореволюционной эпохи очевидно. Однако их функционирование на раннем этапе представляется довольно туманным. По мнению А.А. Сидорова, поскольку к концу XIX в. Ростов-на-Дону и Одесса стали центрами уголовного мира России, профессиональные преступники и бродяги в ответ на вопрос о родственниках отвечали: Ростов — папа, Одесса — мама [Сидоров 2005: 94]. В словаре советского блатного жаргона А. Скачинского указывается: «Ростов — папа, Одесса — мама — старинная поговорка о родословной воровского мира» [Скачинский 1982: 193]; содержится эта паремия и в словаре [Зимин, Спирин 1996: 416]. Впрочем, вероятно, что первичны все-таки формулы Одесса-мама и Ростов-папа, нашедшие отражение в блатной песне. Например: «В Питер в свой гастрольный вояж / С Одессы-мамы урки приезжают» — публикаторы датируют песню 1918-м г. [Джекобсон, Джекобсон 1998: 209]. Первое обнаруженное мной упоминание Одессы-мамы относится к песеннику 1913 г.: «Шурин А. Одесса-мама! Одесса, город знаменитый. Солнце всходит и заходит: Новые песни. Одесса, 1913. Изд. автора. Тип. Я.Х. Шермана (Еврейская, 19). 16 (14 19). 15 с. с рис. Вес 1 л. 3000 экз.» [Книжная летопись 1913: 28]. То же в воров-

ской балладе «Медвежонок»: «Вот промелькнул и растаял за-окнами / Папа Ростов-на-Дону» [Жиганец 2001: 101—105]1.

Однако не исключено, что эти формулы имели хождение и в конце XIX в. А.А. Сидоров, говоря о происхождении клише Одесса — мама, Ростов — папа из речи еще дореволюционных преступников, опирался на устную традицию2, которая вполне может носить легендарный характер3.

В советской и постсоветской художественной литературе близкие упоминания Одессы в качестве «мамы» и Ростова в качестве «папы» обнаруживаются в различных синтаксических конструкциях: и как перечисление двух клише, и как целостная паремия (часть паремии):

В старину говорили: Ростов — папа, Одесса — мама [Вершигора 1962: 98].

Южанин теперь. Из Ростова. Ростов-папа, Одесса-мама, как говорят урки [Смирнов 1985: 153].

«Да ты не дрейфь, я принесу, — успокоил его Хлястик и поклялся. — Одесса-мама, Ростов-папа, век свободы не видать!» В подтверждение слов провел себе по горлу ребром ладошки [Соболев 1986].

И тогда Вася решил осведомиться: «Из Одессы есть кто-нибудь?» Ответа не последовало. Только один из новичков — худющий паренек в изодранной телогрейке — заметно оживился и произнес: «Одесса — мама, Ростов — папа. А я — Ленька из Ростова» [Павленко 1989: 210].

Но независимо от зарплаты поездки в Ростов были интересными. Город большой, очень оживленный (недаром о нем говорили: «Одесса — мама, Ростов — папа») [Иоффе 1992: 195].

По части преступности Ростов всегда был не на лучшем счету. С давних времен в кругах, близких к уголовным, ходит присказка: Одесса-мама, Ростов-папа [Кривич, Ольгин 1992: 72] и т.д.

Публикатор датирует песню 1914-1918 гг., поскольку там упоминается Петроград; впрочем, далее упоминается также ГПУ, что позволяет относить ее и к 1920-м гг.

Искренне благодарю А.А. Сидорова, уточнившего это в частной переписке со мной. Вероятно, такой же легендарный характер носит версия, предложенная писателем Даниилом Ко-рецким со ссылкой на «одного из старейших сотрудников уголовного розыска»: «Когда Ростов и Одесса конкурировали за первенство в преступном мире, ростовские босяки ввели в оборот это выражение. Они имели в виду, что Ростов делает с Одессой то, что папа делает с мамой» [МК в Питере. 2008. 14 мая]; здесь и далее ссылки на газеты даются по материалам электронной базы СМИ «Интегрум».

Иногда, впрочем, к «папе» добавляется местоимение (мой, наш), вероятно, для достижения некоторой метрики, ср. поздние примеры:.

«Откуда будете?» — «Одесса — мама, Ростов — наш папа, — чуть нараспев ответил главарь. — Слыхал такую присказку?» [Егоров 2001: 104].

Кому рассказывать? — прервал Есенин. <...> — Родственникам в Одессе, — осклабился Ветлугин. — Ты же сказал, из Ростова. — Мой бог! Ростов — мой папа, Одесса — мама! [Безруков 2005: 268].

Ростов — мой папа, Одесса — мама, / В сторонку дальнюю я еду налегке (из песни исполнителя шансона Михаила Снега «Одесса», муз. В. Попова, сл. В. Попова и И. Губина, 2004).

Эти формулы общеизвестны и часто служат основой или прототипами для создания других формул и паремий, в которые включаются новые города — как вполне серьезных (например, Тюмень — матерь городов сибирских), так и неформальных и даже комических (преимущественно на основе формул Одесса-мама и Ростов-папа как наиболее неформальных). О пародийных формулах (на материалах художественной литературы советского и постсоветского периода, современных периодики, блогов и форумов) и пойдет речь далее.

Одесса — мама, Ростов — папа, а ...

Значительная часть разнородных формул такого типа позиционирует тот или иной населенный пункт по отношению к Одессе и Ростову. Вероятно, это обусловлено тем, что устойчивые клише Одесса-мама и Ростов-папа часто упоминаются вместе и даже соединяются в составе паремии, которая может осмысливаться как открытый ряд. Новые формулы носят паремиче-ский характер, могут тяготеть к метризации и задействовать рифму.

Значительная группа такого рода формул связывает тот или иной город с Одессой-мамой и Ростовом-папой признаком родства. Обычно город объявляется «сыном» или «дочерью» Одессы и Ростова; формула строится по модели: Одесса — мама, Ростов — папа, а (название города) — сын (сынок, сыночек) / дочка (доча) / ребенок и т.д. Во многом это связано с тем, что сами по себе термины папа и мама семантически недостаточны, поскольку подразумевается, что это чей-то папа или чья-то мама.

Город, объявляющийся «ребенком» Одессы и Ростова, обычно обнаруживает с ними сходство по функциональному признаку (наделяется криминальными коннотациями) либо по принципу географическому (относится к Украине или южной России); часто эти признаки совмещаются.

Харьков — это хитрый город. Приводят даже такую присказку: «Одесса — мама, Ростов — папа, а Харьков — их сынок родной» [Прокл].

В 60-х город зажиточных шахтеров и химиков превратился в настоящую воровскую «малину». Добропорядочные горожане пошучивали: «Ростов — папа, Одесса — мама, а Горловка — талантливая дочка!»1.

Одесса-мама, Ростов-папа, а Николаев приемный сын2; Помните? «Одесса — мама, Ростов — папа, а Кривой Рог — приемный сын». Только в отличие от двух первых Кривой Рог по праву можно назвать бандитским городом [Дарага 1995—1999].

Одесским товарищам благодарность от товарищей Мариуполя. Одесса — мама, Ростов — папа, а Мариуполь — старший сын3; Раньше говорили: Ростов — папа, Одесса — мама, а Таганрог — сынок [Новгородские ведомости. 2007. 27 июля].

Ростов — папа, Одесса — мама, а Таганрог — внебрачный сын4; Где армавирец прошел, там одесситу делать нечего. Знаете блатную поговорку? Одесса — мама, Ростов — папа, а Армавир — маленький сыночек [Гагарин 1991: 179].

Одесса — мама, Ростов — папа, а Шахты маленький сынок... (песня)5.

Как говорится, Ростов-папа, Одесса-мама, а Сочи?А Сочи — их блатная доча!6.

В преступном мире ходила поговорка:«Одесса — мама, Ростов — папа, а Самара — дочка непутевая» [Заводюк 2004: 26].

1 «Донецкий коммуникационный ресурс». 2007. <http://dkr.com.ua/print/12212.htmL>.

2 Форум "CLub-Subaru.Com" <forum.cLub-subaru.com>, запись жителя Одессы. 2007.

3 Форум Донецкого высшего военно-полит. училища инженерных войск и войск связи <www.dvvpu.

ш>. 2009.

Форум "Music Forums" <www.musicforums.ru>. 2008.

Форум "KLan Celestial Flame" <www.ceLestiaLftame.ru>. 2009. Форум "VLadis-art.Ru" <www.vLadis-art.ru/forum>. 2007.

В это время (в конце 1960-х гг. — М.А.) Мелекесс, где я жил, был городом, в котором половина жителей сидит, а вторая ждет отсидки. С гордостью говорили: Одесса-мама, Ростов-папа, а Мелекесс — их сын родной [Русаков 2008].

А знаете такую фишку: «Одесса — мама, Ростов — папа, а Орёл — это их внебрачный сын!»? Я это услышал впервые в школьном возрасте1.

Салам! Я из Нальчика. Слышал? Нет? Ростов — папа, Одесса — мама, а Нальчик — их маленький мальчик. Вот так! [Сачков 2001].

Среди ворья существовала присказка: Ростов-папа, Одесса-мама, а Кишинев — талантливый ребенок [Криминал. 2007. 22 нояб.].

И вся эта голодная, своевольная безотцовщина, каждый со своей удельной этикой, взросшей на воровской высокопарной поговорке: Ростов — папа, Одесса — мама, Саратов — сын родной, — вся эта милая мальчишеская братия располагалась на клоповых диванах, на стульях, на длинных столах для укладки парашютов, чтобы подняться затемно и ехать на аэродром [Никитин 1990: 131].

Воровские пословицы: Ростов — папа, Одесса — мама, Питер — сын (ср.: Ростов — папа, Одесса — мама, Тамбов — сын) [Шаран-дина 2000: 137].

Очевидно, что в этих паремиях появление определений (родной, приемный, внебрачный, старший, талантливый, непутевый, маленький и т.д.) диктуется метрикой.

Реже упоминаются иные термины родства. Брат.

К месту, а порой и не к месту Иван повторял свою любимую поговорку: «Одесса — мама, Киев — папа, Мариуполь — брат родной» [Ромодин 1970: 66].

Мне приходилось слышать и такое: «Ростов — папа, Одесса — мама, а Саратов брат родной» [Афанасьев 2008].

Одесса — мама, Ростов-папа, а Сталинград — их младший брат2.

Одесса — мама, Ростов — папа, а Таганрог — братишка младший. Эта присказка уголовников была очень популярна среди таганрогской «ремеслухи» [Анпилов 2002].

1 Форум «Шансон +» <www.shanson-plus.ru>, запись жителя Орла. 2008.

2 Сайт ИА «Стрингер» <www.stringer.ru>, комментарий к новостному сообщению. 2010.

Дядя.

От нечего делать между мелкими делами, поручаемыми ему, начал он глубоко изучать преступный мир тамбовский, главные его закономерности, обычаи, привычки и жаргон. Не может же быть, чтобы известная поговорка в воровской среде: Ростов-папа, Одесса-мама, Тамбов-дядя — не имела под собой солидной основы [Селиверстов 2004].

Дедушка и бабушка.

В стародавние (дореволюционные) времена в определенных уголовных кругах ходила поговорка «Одесса — мама, Ростов — папа, а Таганрог — дедушка»1.

Сухум. О нем я могу говорить только самые теплые и хорошие слова. Как сказал отец Рауля: «Одесса — мама, Ростов — папа, а Сухум — дэдушка»2.

Из уст криминальных авторитетов ему часто доводилось слышать: «Одесса — мама, Ростов — папа, а Орск — их двоюродный дедушка! [Василенко].

Как говорилось: Одесса — Мама, Ростов — Папа, а Баку — Дэдушка3.

Одесса — мама, Ростов — папа, Воркута — бабушка, Магадан — дедушка4.

И даже друг семьи.

В 1988 г. на ноябрьские праздники вместе с классом был по обмену в Киеве. <...> Услышал там присказку: «Одесса — мама, Ростов — папа, а Киев — друг семьи»5.

Одесса — мама, Ростов — папа... Ереван — друг семьи. Я из Еревана, короче. Но можно сказать, и с Ростова тоже6.

В 22 года я стал главным режиссером города, о котором говорят «Ростов — папа, Одесса — мама, а Таганрог — друг семьи», города Чехова и Раневской1.

Одесса — мама, Ростов — папа, а Бердичев — друг семьи8.

Соц. сеть «Мой мир», сообщество «Таганрог» <http://my.maiL.ru/community/tagan>. 2008. Форум «Абхазия» <www.abhazia.com>, запись жителя Воронежа. 2007. Форум "Baku Pages" <www.baku.ru>. 2006. Форум «Погребок» <www.pogreboc.com>. 2009.

Форум «Русский город», 2005; запись удалена и временно хранится в кэше поисковых машин. Форум "GSC Game World" <www.gsc-game.ru>. 2007.

Александр Ковалев — официальный сайт <http://www.aLexkovaLev.ru/aboutme>. Форум "Chicago.Ru" <www.chicago.ru>. 2005.

Привет Ростову. Иб, если Одесса — мама, Ростов — папа, то Владик [т.е. Владивосток] — друг семьи!1).

Цепочка городов-«родственников» может разрастаться, что иллюстрирует в частности следующий пример:

Выбрать единого пахана на всю Россию не удалось. Выработали такую формулу: «Ростов-папа, Одесса-мама, а Томск их скре-банный сынок». На съезде было много поляков-марвихеров, карточных шулеров, они потребовали присоединить к девизу такую фразу: «А Варшава — его родная тетя». Москву и Петербург, несмотря на протесты столичных представителей, решили вообще не считать, потому что они там все «шибко умные» [Климычев 2004].

Другие паремии, построенные по этой модели, обыгрывают пространственный признак.

Вы же помните: Одесса — мама, Ростов — папа, а Мариуполь между «тут» [Стежко].

Кстати, классный паровозик стоит прямо у вокзала ж/д станции Знаменка. Это в Кировоградской области. Большая узловая станция. Одесса — мама, Ростов — папа. А в Знаменке пересадка 2.

Мариуполь и Знаменка действительно находятся на пути между Одессой и Ростовом.

Еще одна, довольно многочисленная и также восходящая к советской эпохе группа паремий, направлена на принижение последнего города в цепочке. Эти формулы противопоставляют город Одессе и Ростову и строятся по модели: Ростов — папа, Одесса — мама (порядок может меняться, упоминание Ростова может редуцироваться, вместо Ростова может быть Киев), а ... — (помойная) яма. То, что вместо Ростова-папы иногда упоминается Киев-папа, обусловлено двумя факторами: во-первых, его общеизвестной функцией «прародителя» городов (изначально — «матери городов русских»), а во-вторых тем, что паремии с упоминанием Киева-папы и Одессы-мамы относятся к украинским городам (для которых Киев как столица в большей степени подходит на роль «папы», чем российский Ростов).

В народе всегда ходила прибаутка «Одесса-мама, Ростов-папа, а Керчь — помойная яма!»3.

1 Форум "MacFi[e" <macfi1e.ru>, запись жителя Владивостока, удалена и временно хранится в кэше поисковых машин.

2 «Украинский автомобильный клуб М-21 "Волга"» <forum.gaz21.org.ua>, запись жителя Одессы. 2007.

3 Форум "Kerch.Com.Ua" <forum.kerch.com.ua>, запись удалена и временно хранится в кэше поисковых машин.

Ростов папа, Одесса мама, а Астрахань — помойная яма? <...> [заголовок].

Как-то в 93-м году в учебке в Анапе мой сослуживец из Азова пошутил так над нашим городом [Комсомолец Каспия. 2007. 15 нояб.].

Так Одесса-мама. — А Владивосток — помойная яма [Багряный 1944].

Киев — Папа. Одесса — Мама. А Бердичев — помойная яма1.

Ростов — папа, Одесса — мама, а Феодосия — помойная яма 2.

В XIX веке писали: в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов! В XXвеке: Одесса — мама, Ростов — папа, а Саратов — помойная яма!... А сейчас только нецерзурщина... [так!]3.

Киев — папа, Одесса — мама, а Могилев[-Подольский] — помой-на яма (цит. по: [Алексеевский и др. 2008: 428]).

Знаю про Киров, жил в тех краях долго. <...> «Одесса-мама, Ростов-папа, а Киров-яма» — пословица4.

Популярна в определенных кругах, конечно, блатная присказка: «Ростов — папа, Одесса — мама, Сочи — яма». И действительно, для многих опытных карманников «сочинские каникулы» заканчиваются в местах совсем не курортных — «в яме» [Додолев 1988: 22].

Как говорится, Одесса мама, а Бухарест — помойная яма [Копелев 1975: 410].

Наконец, небольшая группа паремий, также в некотором смысле противопоставляющая тот или иной город Одессе и Ростову, направлена на возвышение последнего локуса в цепочке, причем на возвышение «агрессивное», с использованием обсценной лексики:

Ростов Папа Одесса Мама, а мой Дедушка Донбасс нахую всех видел вас! 5.

Как говорили в годы моей юности: «Ростов — папа, Одесса — мама, а Казань всех в рот» Прошу прощения, это не руга-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 «Форум ИНОСМИ» <forum.inosmi.ru>. 2009.

2 Блог «Живой журнал» (далее — ЖЖ), ник ^р1ап. 2008 24 сент.

3 Форум «Стрим-Саратов» <forum.net.kaskad-tv.ru>. 2008.

4 Форум "Zahvat" <www.zahvat.ru>. 2009.

5 Форум газеты «Хрещатик» <www.kreschatic.kiev.ua>. 2009. Здесь и далее в цитатах из источников сохраняется написание обсценной лексики (полностью или с отточиями).

тельство, а народный фольклор. Так действительно говорили 1.

Ростов — папа. Одесса — мама. А Кисловодск всех в рот е...л2.

Одесса — мама (мать), Ростов — отец...

Изначально Одесса — «мама», но известны и старые (вероятно окказиональные) именования ее «матерью» (Смешно даже сравнивать. Ростов испокон веку называют папой. Вдумайся в это слово. Папа! — Ну, а Одесса — мать [Демин 1981: 24] или в песне, исполнявшейся Аркадием Северным (альбом «Фартовый яд», 1974): Эх, Одесса, мать-Одесса). Обнаруженные мной именования Ростова «отцом» редки и относятся главным образом к XXI в. Однако довольно популярна формула, строящаяся по модели: Одесса — мама (мать), Ростов (Киев) — отец, кто тронет (название города) тому пиздец (могут употребляться эвфемизмы). Эта паремия возвышает третий город, поскольку он оказывается под имплицитным покровительством «высоких» городов-«родителей», хотя о его родстве с ними напрямую и не заявляется.

Очевидно, что нетрадиционный для Ростова атрибутив отец здесь задействован для рифмы. Города, упоминаемые на третьем месте в таких паремиях, чаще всего относятся к Украине, но необязательно. Приведу несколько примеров.

Это к нам примазались ростовчане со своим папом, а потом к ним присоединились харьковчане, ставшие утверждать «Одесса мама, Ростов отец, кто Харьков тронет, тому капец». Прошу учесть, что вместо одесскоязычного «капец» харьковчане на самом деле употребляли его всем известный русскоязычный синоним [Смирнов 2009: 196].

Одесса-мама, Ростов-отец, хто тронет Харьков, таму капец. Так казали у нас в Харковi3; Одесса мать, Ростов — отец, кто тронет Шостку, тому...!» — такая надпись, длиной 2м, сделана аэрозольным баллончиком на стене перехода со стороны станции метро (Gazeta.Ua. 2007. 25 янв.).

Одесса мать, Ростов отец, кто тронет Львов, тому... «савсэм нэхарашо будэт»4.

1 Форум "Kazandom" <forum.kazandom.ru>, запись жителя Казани. 2008.

2 «Фабричный форум» <phubriq.ru>. 2005.

3 ЖЖ, ник talLfat. 2009. 4 сент.

4 Форум "DVB Portal" <dvbportal.ru>. 2007.

Я говорю: Одесса мама, Ростов отец, кто Нижний тронет тому п...Ц1.

Гоу на свой райенчег! Одесса мама, Ростов Отец, кто Волжский тронет тому пи... пи... пи (цЕнзура однако)!1

Вариант этой паремии (без упоминания третьего города) встречается в виде латриналии.

Одесса — мать, Ростов — отец. /Кто сядет срать, тому пиздец! [Липков 2001: 241].

Города-«матери» и матерная брань

Наличие прецедентных формул, ассоциирующих названия городов с семантическим полем «родительство» (особенно с семантическим полем «мать»), обусловливает появление шуточной паремии следующего содержания: есть несколько городов-матерей (вариант: городов, связанных с родителями): Киев — мать городов русских, Москва-матушка, Одесса-мама, Ростов-папа (чаще всего упоминаются только Одесса и Москва) и некий город, за которым следует обсценное выражение со словом мать или его эвфемизм. Этот город может быть как женского, так и мужского грамматического рода.

Знаете, как у нас говорили, — оживился Сокол. — Есть всего четыре хороших города на Руси. Москва-матушка, раз. Киев — мать городов русских, два. Одесса-мама, три. И Мурманск — мать твою так... четыре [Пархомов 1989: 45].

18 августа 1947 года. Совгавань. <...> У нас ходит популярная байка. В России три города связаны с именем мать: Одесса — мама, Москва — матушка, а Совгавань — туды твою мать! [Чи-гишев 1999].

Говорят же, Одесса — мама, Москва — матушка, а Мурманск. в бога мать! [Пинаев 2000].

Дескать, в России три города-матери: Москва-мать, Одесса-мама и Саратов, так его мать! [Слаповский 2005].

От Кузнецова [поэта Ю.П. Кузнецова] пришла краткая открытка: «Когда служил в Забайкалье, то у нас была поговорка: в России три матери — Москва-матушка, Одесса-мама и Чита-

1 ЖЖ, ник yegor77 (житель Нижнего Новгорода). 2009. 3 дек.

2 «Форум сообщества геокешеров поволжья» <voLgacach.ru>. 2010.

Ц едрёна мать. Пью за содружество двух первых» [Вишняков 2005:

I 174]1.

о

? Во время застоя говорили: есть три города со словом «мать»

§ (Москва-матушка, Одесса-мама и Пермь-так-твою-мать)

= [Горланова 2008].

о

| Кстати, Саша уехал по распределению в не менее прославленный го° род Караганду, ныне расположенный в Ближней Забугорщине. И пер-^ вое свое письмо (еще вполне бумажное) оттуда начал такими слова-§ ми: «Как известно, на Руси есть четыре города-матери: Москва-% матушка, Одесса-мама, Киев — мать городов русских, и « Караганда — мать ее так»2.

п

Е Есть три города, которые в сознании многих людей связаны с ма-

терью, это Москва-матушка, Одесса-мама и Кызыл-Орда-мать ее 3.

В СНГ три родителя: Одесса-мама, Ростов-папа и Кызыл-Орда... твою!4.

Есть такое место в Нахичеванской автономии Азербайджана — Джульфа. <...> Довелось там отслужить армейские сборы, летом 1978 года, после 4-го курса института. Итак: выход в ту самую саванну, марш-бросок на 15 км, вода во фляжках кончилась на первой четверти дистанции, языки на плечах, автомат весит, как мортира, пот уже не выступает, и все прочие прелести. Добрались обратно, рванули к водяной качалке. Один из нас, набрав полную панаму воды и водрузив ее на голову, изрек: В нашей стране есть три города со святым словом «Мать»: Москва-матушка, Одесса-мама и ити ее мать — Джульфа 5.

Была такая шутка. В России три матери. Москва-матушка, Одесса-мама и Пенза — Ёб еЁмать6.

Вспомнилась присказка советских времен. У России есть три матери (кроме Киева, он вообще вписан золотыми буквами). Одесса мама. Москва матушка. Тюмень ядрёна мать1.

Эта паремия была отражена и в одном из стихотворений Ю.П. Кузнецова: Сколько матерей у сироты? / Он слова как вынул из кармана, / Отвечает: — Надо понимать, / Матушка-Москва, Одесса-мама / Да еще Чита — едрена мать. / Может быть, ответ достоин века, / Но не понимаю ни черта: / Столько матерей у человека, / А сказал, что круглый сирота [Кузнецов 2007: 354]. (То же стихотворение опубликовано в журнале «Москва» (1994. Вып. 1. С. 217). «Блогосайт Алисы и А1Уа». 2009. 8 окт. ЖЖ, ник шг-кагаЬазз. 2009. 17 июня. «Украинский портал: Анекдоты» <www.uaportaL.com>. Форум "Hutor.Ru" <funny.hutor.ru>. 2008. «Ресурс Удава» <udaff.com>. 2009. Форум "Eve.Ru" <forum.eve-ru.com>. 2008.

Уже и про Челябинск слышу лестные отзывы. А было время, ходил про этот наш город анекдот: Есть три материнские города в СССР: Одесса МАМА, Москва МАТУШКА, и Челябинск... ТУБИ ЕГО МАТЬ!!!1.

У нас говорят так: «Одесса-мама, Ростов-папа, и Томск — е-и его мать»2.

Анекдот времен СССР под конец. У нас три города-матери: Одесса-мама, Москва-матушка и Магадан ети его мать3.

Есть на свете три города, носящих имя матери — Одесса-мама, Москва-матушка и Анадырь ети его мать4.

Москва-матушка, Одесса-мама, Ростов-папа и Ефремов... твою мать! 5.

Да, Харьков город своеобразный — единственный из пяти городов, связанный с родителями: Одесса — мама, Ростов — папа, Москва — Матушка, Киев — мать городов русских и Харьков. его мать6.

Разумеется, в этих паремиях не идет речи о том, что последний упоминаемый город является «матерью» или «родителем», как предшествующие; скорее, это иллюстрирует невыносимые условия жизни в городе, который является адресатом матерной брани. Их комизм основан не только на снижающем каламбурном окончании, но и на совмещении в одном тексте стилистически разных формул: «высокой», книжной формулы мать городов русских, разговорной, но воспринимающейся как народно-архаичная формулы Москва-матушка, содержащей блатные коннотации формулы Одесса-мама и непечатной формулы с упоминанием матери.

Кстати, вполне вероятно, что пародией уже на эту паремию является текст политического плаката, поднятого на митинге против тарифов ЖКХ в Костроме:

Одесса — мама, Ростов — папа, Кострома — твоя мать [Новая газета. 2005. 11 июля].

Блог "MaiL.Ru". 2009.

Форум ТРК «ТВ-2» (Томск) <tv2.tomsk.ru/forum>. 2009. Форум МООА «Свобода выбора» <www.19may.ru/forum>. 2005. Форум "Elite Games" <www.eLite-games.ru>. 2004. «Авиационный форум» <www.forumavia.ru>. 2008. Форум "Mc-Laren.Ru" <www.mc-Laren.ru/forum>. 2007.

Библиография

Алексеевский М, Жердева А., Лурье М, Сенькина А. Материалы к «Словарю локального текста Могилева-Подольского» // Антропологический форум. 2008. № 8. С. 419-442.

Анпилов В.И. Наша борьба. М.: Трудовая Россия, 2002. <http://www. libereya.ru/biblus/anpilov/1.html>.

Афанасьев О. Моменты жизни нашей... // «Relga: Научно-культурологический журнал». 2008. 5 апр. <http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2157&level1=main&l evel2=articles>.

Безруков В. Есенин. М.: Амфора, 2005.

Багряный И.П. Тигроловы / Багряний /П. Тигролови [1944]. Ч. 1. Гл. 13. <http://www.books-free.org.ua/page/Ivan_Bagrianiy_Ti-ger_p1_a13>.

Василенко А.В. Ожидания Пилигрима. Тоцк // ArtOfWar: [Электрон. лит. журнал]: <http://artofwar.ru/w/wasilenko_a/text_0300.sht-ml>.

Вершигора П. Дом родной: Роман // Нева. 1962. № 4. С. 6-132.

Вишняков М. Перо краевое // Наш современник. 2005. № 10. C. 167-177.

Гагарин С.С. Мясной Бор. М.: Воениздат, 1991.

ГорлановаН. Бр-тр: Из записей 2006 года // Урал (Екатеринбург). 2008. № 2. <http://magazines.russ.ru/ural/2008/2/go9.html>.

Пословицы русского народа: Сб. В. Даля. М.: Гослитиздат, 1957.

Дарага С. Кривбасс бандитский [1995-1999]: <http://www.daraga. narod.ru/kriv.html>.

Демин М. Блатной: Роман. N.Y.: Russica, 1981.

Джекобсон М, Джекобсон Л. Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник (1917-1939). М.: Соврем. гуманитар. ун-т, 1998.

Додолев Е. Пятна на солнце // Смена. 1988. № 18. С. 22-23.

Егоров Е.А. Камчатка — родина моя. Петропавловск-Камчатский: Белый шаман, 2001.

Жиганец Ф. [Сидоров А.А.]. Блатная лирика. Ростов на/Д: Феникс, 2001.

Заводюк С.Ю. Развитие полицейских органов Российской империи во второй половине XIX — начале XX века. Саратов: Саратовский юридический ин-т МВД России, 2004.

Зимин В.И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: объяснительный словарь. М.: Сюита, 1996.

Иоффе Н.А. Время назад: моя жизнь, моя судьба, моя эпоха. М.: ТОО «Биологические науки», 1992.

Климычев Б. Прощаль (к истории г. Томска и его окрестностей): Приключенческий роман // Сибирские огни. 2004. № 9. <http:// www.sibogni.ru/archive/39/446/>.

Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Просвещение, 1993. Ч. 1.

Книжная летопись. СПб.: Главное управление по делам печати, 1913. Т. 18.

Копелев Л.З. Хранить вечно. Ann Arbor: Ardis, 1975.

Кривич М., Ольгин О. Товарищ убийца: Ростовское дело: Андрей Чикатило и его жертвы. М.: Текст, 1992.

Кузнецов Ю.П. Прозрение во тьме. Краснодар: Кубанькино, 2007.

Липкое А. Толчок к размышлению, или Все о сортирах. М.: ООО «Коллекция "Совершенно секретно"», 2001.

Великорусские заклинания: Сб. Л.Н. Майкова / Подг. А.К. Байбурин. СПб.: изд-во Европ. дома, 1994.

Мелихов Г.В. Белый Харбин. Середина 20-х. М.: Русский путь, 2003.

Неклюдов С.Ю. Тело Москвы: К вопросу об образе «женщины-города» в русской литературе // Тело в русской культуре / Сост. Г.Ф. Кабакова, Ф. Конт. М.: Нов. лит. обозрение, 2005. С. 361-385.

Никитин Ю. Аэропараноики. (Откровения старого брюзги) // Волга. 1990. № 5. С. 131-140.

Павленко В.И. Воля к жизни. Фрунзе: Кыргызстан, 1989.

Пархомов В. Опрокинутое небо: Повесть // Радуга. 1989. № 5. С. 6-58.

Пинаев Е.И. Похвальное слово Бахусу или Верстовые столбы бродячего живописца: Роман воспоминаний // Урал. 2000. № 10. <http://magazines.russ.ru/ural/2000/10/ural03.html>.

Прокл (Васильев), игумен. Мой путь к Тебе, Господь мой и Бог мой: [Мемуары]. Ч. 1. <http://portal-credo.ru/site?act=lib&id=1844>.

Ромодин Б. За линией фронта: Документальная повесть // Север (Петрозаводск). 1970. № 5. С. 59-85.

Геннадий Русаков: «Ни от чего нельзя отказываться. Все это было с нами» // Дружба народов. 2008. № 8. <http://magazines.russ. ru/druzhba/2008/8/ru9.html>.

Сачков В. Урок французского [2001] // Что хочет автор: Литературный портал: <http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid =238044&pid=0>.

Селиверстов В. Гибель триумвирата // Подъем (Воронеж). 2004. № 10. C. 3-108.

Скобин Б.П. Командарм Якир. М.: Воениздат, 1963.

Сидоров А.А. Жиганы, уркаганы, блатари. М.: ЭКСМО, 2005.

Скачинский А. Словарь блатного жаргона в СССР. N.Y.: Silver Age Press, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слаповский А. Мы. М.: ЭКСМО, 2005.

Смирнов О.П. Эшелон. Неизбежность. М.: Сов. писатель, 1985.

Смирнов В.П. Крошка Цахес Бабель. Одесса: Полиграф, ММХ, 2009.

СоболевА.П. Ван Гог из шестого класса. М.: Дет. лит., 1986.

Стежко Е. Записки чудака на букву «М». <http://e-stezhko.narod.ru/ stezhko_pub.pdf>.

Чигишев Б. Перелистывая день вчерашний. Покров, 1999. <http://fo-rum.evvaul.com/index.php?action=profile;u=540;sa=showPosts>.

Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: МГУ, 1959.

Шарандина Н.Н. «Бог любит того, кто не грешит, а не грешит тот, кто не живет» (социальная природа воровских пословиц и поговорок) // IV Царскосельские чтения: [В 7 т.]. Науч.-теор. межвуз. конф. с междунар. участием. 25—26 апр. 2000 г. Т. 5 / Под общ. ред. В.Н. Скворцова, Г.В. Стельмашука. СПб.: [Б. изд.], 2000. С. 136-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.