М. Н. Карпенко, М. М. Кантер, Е. М. Соколова
ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ — ОПОРНЫЕ УЗЛЫ В СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ РОССИИ
Аннотация
Города-миллионники в современной системе расселения России занимают особое место, сосредоточив на своей территории около четверти населения РФ, почти половину всех предприятий и организаций, и как следствие, мест приложения труда и основных фондов. Треть продукции обрабатывающих производств России — результат работы предприятий городов-миллиоников, в которых также расположено значительное количество региональных и общефедеральных социальных объектов, обслуживающих население города-центра и Федеральных округов. Таким образом, города-миллионники являются и будут оставаться в ближайшие 20 лет лидерами в предоставлении общественно-значимых социальных услуг и центрами производства материальных благ, важных для индустриальной и постиндустриальной экономики. В связи с этим необходимо внесение соответствующих дефиниций в правовое градостроительное поле относительно правового статуса городов-миллионников как городов федерального значения.
Ключевые слова
Город-миллионник, городское население, система расселения, производственная и социальная инфраструктура городов-миллионников, программы развития городов.
M. N. Karpenko, M. M. Kanter, E. M. Sokolova
CITIES - OVER ONE MILLION — SUPPORT UNITS IN RUSSIAN SETTLEMENT
Annotation
Cities with population over one million people serve a great role in today's Russian resettlement system, housing more than a quarter of population on their territory, as well as almost a half of production facilities and institutions. One third of wares of processing industry is produced by million cities. Moreover, such cities are home to a major amount of social objects, which serve both population of million city and a federal district. Thus, by moment and in a close future (20-30 years) million cities will keep their leadership as providers of social-important services as well as manufacturing centers of goods, important for both industrial and postindustrial economics. Due to this, there is a necessity of inclusion of certain definitions in legal city-building field accounting the legal status of million cities as cities of federal importance.
Keywords
Cities - over one million, urban population, resettlement system, production and social infrastructure of million cities, city development programs.
Город — это концентрация на определенной территории значительного количества граждан, как правило, занятых в различных отраслях человеческой деятельности: промышленности, управлении, образовании, науке, здра-
воохранении, торговле и общественном питании, в транспортно-инженерной инфраструктуре и коммунальной сфере.
В ХХ в. концентрация населения в городах РФ — сложившаяся традиция, уходящая корнями в советскую плано-
вую экономику, имеющая убедительную динамику. В 1926 г. процент городского населения в общей численности населения едва достигал 18 %, в последующие 13 лет, к 1939 г., в результате индустриализации доля городского населения возросла до 33 %.
В послевоенный период доля городского населения возросла еще на 19 %, и к 1970 г. доля городского населения возросла примерно вдвое по сравнению с предвоенным 1939 г. Чис-
На 1 января 2016 г. в городах и поселках городского типа проживало 108,8 млн человек [2]. Городское население распределено по территории страны неравномерно. Наиболее освоенный и заселенный — Центральный федеральный округ, здесь сконцентрировано 29 % всего городского населения и 26,5 % всех городских поселений России, также высокая концентрация населения в городах и поселках Приволжского федерального округа — 20 % всего городского населения России сосредоточены в 453 городских поселениях округа. Таким образом, в двух федеральных округах сосредоточена практически половина городского населения России, а в других шести федеральных
ленность населения в городах постепенно увеличивалась, несмотря на ряд постановлений властей об ограничении размещения в крупных городах новых и реконструируемых предприятий, развивающихся, как правило, экстенсивно и обуславливающих привлечение новых кадров. К 2010 г. доля городского населения в РФ продолжала нарастать и составила по данным Росстата к 2016 г. 74 % [1].
округах численность городского населения варьируется от 4 % в Дальневосточном округе и до 13 % в Сибирском федеральном округе. Все городское население сосредоточено в 2302 городах и поселках городского типа (1112 городов и 1190 поселков городского типа). Демографический потенциал этих градостроительных образований значительно различается. Численность населения поселков городского типа 7,19 млн человек, численность населения городов в 14,1 раз больше и составляет 101,65 млн человек.
По величине города классифицируются как крупнейшие, крупные, большие, средние, малые. Массив данных о городах представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Распределение городов и поселков городского типа по числу жителей*
Показатель Количество Суммарная численность
численности, населения,
тыс. чел. тыс. чел.
малые до 49,9 788 16 061
средние 50-99,9 155 10 810
большие и крупные 100-250 154 41 783
крупнейшие свыше 1000 15 32 997
Таблица 1 — Доля городского населения в общей численности населения РФ, в %*
1926 г. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 2010 г. 2016 г.
18 33 52 62 70 74 74 74
* Составлена на основе данных ЕМИСС.
* Составлена авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
В общем массиве данных о городах выделяется значительное количество городов, относящихся по классификации к малым с численностью населения до 50 тыс. человек, таких городов 71 %, в них сосредоточено всего 16 % городского населения, в средних, больших и крупных городах, доля которых в общем массиве составляет 28 %, сосредоточено 52 % всего городского населения. Крупнейшие города, так называемые «города-миллионники», в общем массиве составляют всего 1 %, однако в них сосредоточено 32 % городского населения.
Независимо от величины многие городские поселения выполняют организационные, политические, управленческие и др. функции по отношению к прилегающей территории, что согласуется с тезисом о городах как двигателях прогресса, концентраторах управленческих функций и доминантах социально-экономического развития прилегающего района. Однако площадь прилегающей к городскому поселению территории значительно разнится — средняя площадь прилегающего к городскому поселению экономического района в России составляет 7,4 тыс. кв. км.
Таблица 3 — Площадь прилегающей к городскому поселению территории
по федеральным округам*
Площадь, Количество Средняя площадь
тыс. кв. км городов и поселков городского типа территории в расчете на 1 городское поселение, тыс. кв. км.
Российская Федерация 17 125,2 2306 7,4
Федеральные округа
Центральный 650,2 599 1,1
Северо-Западный 1687 282 6,0
Южный 447,9 142 3,2
Северо-Кавказский 170,4 90 1,9
Приволжский 1037 453 2,3
Уральский 1818,5 189 9,6
Сибирский 5145 339 15,2
Дальневосточный 6169,3 212 29,1
* Составлена авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
В европейской части страны, (в Центральном, Южном, СевероКавказском федеральных округах) этот показатель значительно меньше, варьируется в пределах 1-3 тыс. кв. км, а в границах Уральского, Сибирского округов показатель площади прилегающего к городскому поселению экономического района значительно возрастает, достигая в Дальневосточном Федеральном округе 29,1 тыс. кв. км — треть территории Ростовской области. Эти данные вполне коррелируют с показателями плотности населения от 60,1 человек на кв. км в
Центральном федеральном округе до 1 человека на кв. км. в Дальневосточном федеральном округе. Эти расчеты касаются всех городских поселений независимо от численности населения в них, однако если в расчет принимаются города высокого ранга с численностью населения миллион и больше, в которых расположены федеральные органы управления, дифференциация еще более усугубляется.
В России 15 городов, численность населения которых превышает миллион жителей. Генезис большинства наших городов-миллионников, за исключением
Москвы и Санкт-Петербурга, относится к 70-80 гг. ХХ в.
По результатам переписи 1970 г., к двум городам-столицам, население которых превышало миллион еще по переписи 1897 г., прибавились еще четыре города: Новосибирск, Екатеринбург, Самара и Нижний Новгород — административные, научные и индустриальные центры, сосредоточившие крупные машиностроительные предприятия, включая оборонные. По результатам переписи населения 1979 г., в перечень городов-миллионников были включены еще два города: Омск и Челябинск, промышленный и научно-технический потенциал которых общеизвестен.
В следующее десятилетие, к 1989 г. в «клуб миллионеров» вошли еще четыре города: два республиканских центра — Казань и Уфа и два областных центра — Ростов-на-Дону и Пермь. Еще один город — областной центр Волгоград, достиг численности населения в 999 тыс. человек и практически присоединился к «клубу миллионеров», официальное признание пришло только в 2002 г.
В первое десятилетие нового века список городов-миллионников пополнился еще двумя городами. Воронеж и Красноярск достигли в своем развитии численности населения в 1000 тыс. человек.
Города-миллионники в соответствии с современным административно-политическим районированием на федеральные округа расположены относительно равномерно: два города (Москва и Воронеж) в ЦФО, два города в ЮФО (Ростов-на-Дону и Волгоград), два города также в Уральском федеральном округе (Екатеринбург и Челябинск), больше же всего городов миллионников в Приволжском округе (Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа, Пермь), три города соответствующего статуса в СибФО (Новосибирск, Красноярск, Омск), один город-миллионник в СевероЗападном федеральном округе — Санкт-Петербург. В Дальневосточном и Северо-Кавказском округах городов-миллионников нет.
Города-миллионники относятся к городским поселениям с давней историей, слагавшейся на протяжении нескольких веков.
Год Кол-во лет функцио- Расстояние от Москвы,
основания нирования города км
Москва 1147 867
Нижний Новгород 1221 793 393
Воронеж 1586 428 466
Санкт-Петербург 1703 311 618
Казань 1391 623 717
Саратов 1590 424 836
Самара 1586 428 853
Волгоград 1573 441 1000
Ростов-на-Дону 1749 265 1107
Пермь 1647 367 1154
Уфа 1574 440 1464
Челябинск 1736 278 1493
Екатеринбург 1723 291 1816
Омск 1716 298 2235
Новосибирск 1893 121 2820
Красноярск 1628 386 3352
* Составлена авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 4 — Возраст городов-миллионников как городских поселений*
Среди группы городов-миллион-ников, объединенной по признаку даты основания, можно выделить несколько подгрупп. Первая подгруппа объединяет 3 города, которые были заложены в центре России, это столица Москва, «возраст» которой более 867 лет, также 800 лет назад был заложен Нижний Новгород и более 600 лет назад — Казань.
Вторая группа городов была основана свыше 400 лет тому назад при дальнейшем освоении территории истоков Дона и Поволжья. К ней относятся Волгоград, Самара, Саратов, Воронеж.
Третья группа городов начала складываться не более 300 лет тому назад, города начали создаваться на обширных пространствах Северо-Запада, Урала и Сибири. В это время 386 лет тому назад был создан Красноярск, несколько позже Омск, Екатеринбург, Челябинск, была заложена северная столица — Санкт-Петербург. Самый молодой из группы миллионников — Новосибирск, его формирование как города началось немногим более 120 лет тому назад.
Все города-миллионники занимают весьма выгодное эконом-географичес-
Таблица 5
кое положение, города находятся в средоточии торговых путей, большинство городов формировалось на берегах крупных рек и водоемов. Высшая ступень городского расселения складывалась постепенно, век за веком «откатываясь» на восток и юг от столицы государства. Генезис городов-миллионников в России в ХХ в. был связан с индустриализацией. За 13 лет, с 1926 по 1939 гг., численность населения в группе городов, которые в середине ХХ в. перешли миллионную отметку, возросла в 2,2 раза, а в городах с развивающейся промышленностью — Новосибирске и Челябинске численность населения возросла соответственно в 3,4 и 4,6 раза, эта тенденция сохранилась в последующие 20 лет, численность населения в Новосибирске возросла к 1959 г. в 2,2, а в Челябинске — в 2,5 раза, что было связано с перемещением промышленных предприятий с запада на восток во время войны. В предвоенный, военный и послевоенный периоды в этих городах был создан значительный промышленный и научный потенциал.
Степень концентрации населения вокруг городов-миллионников*
Число городов, Численность жителей в процентах
находящихся под города- других городов области
управлением центры (республики)
города-миллионника
Волгоград 18 56 44
Воронеж 14 71 29
Екатеринбург 46 41 59
Казань 21 43 57
Красноярск 22 52 48
Нижний Новгород 27 54 46
Новосибирск 13 79 21
Омск 5 92 8
Пермь 24 55 45
Ростов-на-Дону 22 39 61
Самара 10 48 52
Уфа 20 45 55
Челябинск 29 42 58
* Составлена на основе данных ЕМИСС.
Потенциал городов-миллионников имеет много составляющих: индустриально-научную базу, привлекательность для инвестиций и финансовых ресурсов, относительно более качественный жилищный фонд и положительную динамику демографических процессов.
Современное положение городов-миллионников в системе городского расселения регионов, находящихся под их непосредственным управлением, характеризуется значительной концентрацией людских ресурсов в сравнении с другими городами.
Под непосредственным управлением 13 городов-миллионников находится 271 город, в среднем на один город управляющей системы приходится 21 город управляемой системы, однако имеются значительные отклонения. Под управлением Екатеринбурга 46 городов, и всего 5 городов подчиняется Омску, в котором сосредоточено 92 % всего городского населения области, в Новосибирске проживает 79 % городского населения области.
Концентрация населения создает возможности развивать многопрофильную и многофункциональную городскую экономику, роль которой в экономике страны весьма значительна. В го-родах-миллионниках сконцентрировано 2,47 млн предприятий и организаций (49,1 %) из 5,0 млн организаций и предприятий, зарегистрированных в России. Суммарная стоимость продукции обрабатывающих отраслей в 15 городах-миллионниках достигает 33,5 % всей продукции обрабатывающей промышленности России в целом. При анализе в региональном аспекте доля продукции, произведенной обрабатывающей промышленностью города-центра, по отношению ко всей продукции, произведенной на территории региона (области) составляет от 25 % в Самаре до 95 % в Омске.
Аналогичное положение в отрасли «Строительство». В городах-миллион-
никах выполнено работ по виду деятельности «Строительство» на 1,5 трлн рублей — это четверть всего объема работ выполненных в России. В некоторых го-родах-миллионниках объем выполненных строительных работ в городе-центре превышает 60 % работ, выполненных в регионе (области, республике). Так, в Новосибирске объем строительных работ достиг 88 %, в Омске — 92 %, в Перми — 71 %, в Екатеринбурге — 62 %. Города-миллионники являются привлекательным «полем» для частных инвестиций. Во всех городах, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, частные инвестиции составляют не менее 72 %, в Перми и Волгограде доля частных инвестиций в программах развития достигает соответственно 89,8 и 91 %. Естественно, в городах-миллионниках аккумулируются объемы жилищного строительства. В Новосибирске годовой ввод жилья составил 67 % от общего ввода на подконтрольной территории, в Воронеже — 64 %, в Омске — 73 % от общего ввода на территории области. В других городах концентрация ввода жилья в городе-центре по сравнению с остальной территорией варьируется от 30,7 % в Уфе до 52,1 % — в Волгограде [3]. Такой масштаб концентрации ресурсов в центральном городе области создает для жителей городов-миллионников социальные преференции. Обеспеченность их жителей врачами, средним медицинским персоналом намного выше, чем на остальной территории: в Москве численность врачей в расчете на 10 тыс. жителей — 55,7, в Воронеже — 86,7 при показателе 46,9 в среднем по стране. Аналогичное положение с обеспечением жителей средним медицинским персоналом. Указанные города лучше обеспечены стационарными лечебными учреждениями — свыше четверти всех больничных коек страны сосредоточены в 15 городах-миллионниках.
Таким образом, в XXI в. города-миллионники являются лидерами в предоставлении общественно значимых социальных услуг и центрами производства материальных благ, важных для индустриальной и постиндустриальной экономики. Такой вывод подтверждается анализом главных прогностических документов по развитию городов — генеральных планов городов-миллион-ников, выполненных разными коллективами проектировщиков и утвержденных городскими парламентами [4]. Все генеральные планы предусматривают дальнейшее увеличение численности населения городов-миллионников. Следовательно, по мнению экспертного сообщества, города-миллионники еще долгие годы, по крайней мере на срок действия генеральных планов 20-30 лет, будут являться локомотивами постиндустриальной и индустриальной экономики и главными опорными узлами всей системы расселения. Опорные узлы системы расселения в ближайшие годы будут преобразованы в агломерации, постепенное формирование которых является фактом, в законодательном плане, впрочем, не подтвержденным. В связи с этим необходимо, по нашему мнению, внести соответствующие дефиниции в правовое градостроительное поле, требуются меры по созданию административных надстроек, так как административное регулирование процесса неизбежно.
Кроме того, для выработки полноценных прогнозов о перспективах развития городов-миллионников необходим углубленный анализ градостроительной и социально-экономической информации, что возможно только при организации службы градостроительной статистики, которая способна обеспечить подготовку разнообразной детализированной информации по объектам
недвижимости, включая данные налоговой, финансовой, бюджетной статистики, привязанные как в целом к территории города, так и по входящим в его состав административным единицам — внутригородским районам.
Библиографический список
1. ЕМИСС [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.fedstat.ru/ indicator/31611.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. — М., 2015. — Режим доступа : http://www. gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm.
3. Соколова, Е. М., Кантер, М. М. Развитие застроенных территорий — комплексная программа реконструкции городов // Национальная Ассоциация Ученых. — 2015. — № 2-7. — С. 65-68.
4. Кантер, М. М., Карпенко, М. Н., Соколова, Е. М. Жилищная политика: декларации и реальность // Вестник РГЭУ. — 2017. — № 1.
Bibliographic list
1. EMISS [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.fedstat.ru/ indicator/31611.
2. Regions of Russia. Socioeconomic indicators 2015. Federal State statistics service [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.gks.ru/ bgd/regl/b15_44/Main.htm.
3. Sokolova, E. M., Kanter, M. M. Development of built-up areas as complex urban renewal program // National Association of Scientists. — 2015. — № 2-7. — P. 65-68.
4. Karpenko, M., Kanter, M., Sokolova, E. Housing policy: declaration and reality // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2017. — № 1.