Научная статья на тему 'Город - живой организм'

Город - живой организм Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1889
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ЛАНДШАФТ / ГРАДОСТРО-ИТЕЛЬСТВО / LIVING ORGANISM / MORPHOGENESIS / PUBLIC SPACES / LANDSCAPE / URBAN PLANNING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сафронова Анна Васильевна

Рассмотрена модель представления города как живого организма целостного объекта, постоянно развивающе-гося и имеющего пространственные характеристики. Также приводится хронологическая классификация формо-образования в градостроительстве от времен энеолита и до наших дней, отмечаются особенности взаимодей-ствия города с ландшафтной подосновой местности и возможность использования и развития культурного, обра-зовательного и эмоционального аспекта влияния на жителей общественных пространств городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сафронова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY AS A LIVING ORGANISM

The article examines a conceptualization model of the city as a living organism, i.e. the whole entity that is constantly developing and has spatial characteristics. It also provides a chronological classification of morphogenesis in the town planning from the Neolithic era to the present days; points to the interaction features of the town and the landscape un-derlying area, and the possibility to use and develop cultural, educational and emotional impact on the residents of urban public spaces.

Текст научной работы на тему «Город - живой организм»

Библиографический список

1. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. М.: Искусство - XXI век, 2010. 430 с.

2. Рябушин А.В., Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М.: Стройиздат, 1986. 272 с.

3. AA L'architecture d'aujoud'hui. Venturi & Raoch. 1978. 105 c.

4. Emilio Ambasz. Inventions - the reality of the ideal. Rizzoli, NY, 1992.

УДК 711.4

ГОРОД - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ А.В.Сафронова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена модель представления города как живого организма - целостного объекта, постоянно развивающегося и имеющего пространственные характеристики. Также приводится хронологическая классификация формообразования в градостроительстве от времен энеолита и до наших дней, отмечаются особенности взаимодействия города с ландшафтной подосновой местности и возможность использования и развития культурного, образовательного и эмоционального аспекта влияния на жителей общественных пространств городов. Ил. 9. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: живой организм; формообразование; общественные пространства; ландшафт; градостроительство.

THE CITY AS A LIVING ORGANISM A.V. Safronova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article examines a conceptualization model of the city as a living organism, i.e. the whole entity that is constantly developing and has spatial characteristics. It also provides a chronological classification of morphogenesis in the town planning from the Neolithic era to the present days; points to the interaction features of the town and the landscape underlying area, and the possibility to use and develop cultural, educational and emotional impact on the residents of urban public spaces. 9 figures. 10 sources.

Key words: living organism; morphogenesis; public spaces; landscape; urban planning.

Развитие архитектурной и градостроительной мысли, представление формы и конфигурации проектируемых объектов (будь то отдельное здание, комплекс зданий или целый район, город) на протяжении тысячелетий претерпевает различные изменения: относительно духа времени той или иной эпохи, относительно идей и вопросов, беспокоящих деятелей современности.

Так, к примеру, ранние энеолитические поселки, не имея точной планировочной структуры, скорее напоминали нечто наподобие мха или лишайника (рис. 1), беспорядочно разросшегося на поверхности земли. Средние века отличает уже появление явно выраженного «интеллекта», той градообразующей функции, которая стала причиной возникновения города. Этой причиной может быть расположение на пересечении торговых путей, либо развитие промышленности-ремесла, либо вследствие удобства места, а может, наличие достопримечательностей [1].

Средневековые русские города характеризуются структурной мягкостью и пластичностью планировки (рис. 3). Они следуют за изгибами и изломами рельефа, а геометрически правильные формы появлялись только в исключительно благоприятных условиях (на

ровной поверхности), в остальных случаях - самые неожиданные с точки зрения логики построения формы все же возникали за счет особенностей местного рельефа. Естественное начало доминировало в градостроительстве Руси над искусственным [6, с. 31].

Рис. 1. Лишайник на поверхности земли

Это дает некую одухотворенность, «живость» планировочным структурам, в отличие, к примеру, от моделей идеальных городов эпохи Возрождения. Хоть их проекты и разрабатывались с учетом физических и эстетических потребностей и желаний человека, ставшего в эту эпоху «мерилом» окружающего пространства (рис. 4), но геометрия этих городов была двумерной (эвклидовой). Она рисовалась совершенно

1Сафронова Анна Васильевна, аспирант, тел.: 89246049847, e-mail: ansaf_2007@hotbox.ru Safronova Anna, Postgraduate, tel.: 89246049847, e-mail: ansaf_2007@hotbox.ru

без учета ландшафта местности, во многом была утопична, хотя бы исходя их того, что само слово геометрия придумано человеком и не существует в трехмерном мире, это всего лишь упрощенная модель, необходимая для наглядного понимания окружающего нас мира.

Рис. 2. Раннеславянское Большое Боршевское городище на Дону (близ Воронежа). Лабиринтообраз-ные полуземлянки родовой общины, высеченные в меловой скале (1Х-Х вв.): 1-6 - жилые помещения раннего периода (у стен жилища № 1 - венцы сруба и печь-каменка); 7 - переход; 8 - позднее построенная полуземлянка [3]

Рис. 3. Чернигов. Генеральный план прибрежной части города: 1 - кремль со Спасо-Преображенским собором (построен около 1036 г.); 2 - Елецкий монастырь с Успенским собором (середина XII в.); 3 - загородный Троицкий монастырь [3]

и

I /у ¿0 533 ¡333 ЕЗ ешь ж

у//

Щ Ш 01 вЙ жш®тттт Г

\\\\ ттша ш еэ Ш У / IX ( /Д '. шв гвм

шии' %-1

. ЕШЕа^Т-1

Рис. 4. План идеального города с цитаделью. Пьетро Катанео (1500-1572). В своем трактате "Четыре книги об архитектуре", изданном в Венеции в 1554 г., П. Катанео поместил проект города с цитаделью, в которую вписывается человеческая фигура. Антропоморфные пропорции плана цитадели соотносятся не с реальным человеческим телом, а с фантастическим гигантским вариантом [4]

Поэтому, наверное, во многом оправдан большой интерес в последние десятилетия к фрактальной геометрии. Автор одной из первых книг данного направления французский математик Бенуа Мандельброт пишет во введении к своей книге «Фрактальная геометрия природы» о том, что геометрию часто считают сухой, холодной, неживой. А ведь все потому, что простой двумерной геометрией невозможно описать формы таких объектов, как облака, горы, береговые линии или деревья [9, с. 13]. Также и город, как живая структура, не может быть описан набором прямоугольников, линий и окружностей (рис.5).

Рис. 5. Область Рейн-Рур, Германия. Фрактальная структура полицентрической конурбации в Рурской области, которая показывает, что ее развитие является не хаотичным, а больше соответствует природному началу (мох, лишайник) [ 10]

Рассматривая историю развития первых городов, можно отметить, что, как правило, они имели радиально-кольцевую планировку, развиваясь от периферии к центру, словно крона дерева (рис. 6). Более редкой была линейная структура, когда города тянулись вдоль берегов рек или кромки ущелья (рис. 7).

Рис. 6. Генеральный план Екатеринбурга (аллегория кроны дерева с ветвями, расходящимися от центра к периферии)

Рис. 7. Генеральный план города Волгограда (линейная структура)

С течением времени и посредством различных изобретений, таких как, к примеру, огнестрельное оружие, город из пространственно-закрытого городскими крепостными стенами объекта превращается в объект открытый. Появляется транспорт и всевозможные новшества научно-технического прогресса, которые всеми силами стремятся вырвать город из природного контекста, превращаясь в разросшиеся, плохо управляемые жилые массивы [1].

Сегодня сравнение города с живым организмом -это уже не аллегория, а реальность. У города есть тело: ткани застройки (различные морфотипы: плотные, разряженные, смешанные), сети коммуникаций, словно кровеносные сосуды человека, места приложения физического труда (как мышечные ткани организма), интеллект (образование и наукоемкое производство, услуги, основанные на информационных процессах) и самое главное- душа - это жители с их энергетикой.

Еще в городах-полисах Древней Греции возникли специальные места для собраний народных масс, которые были первыми прототипами современных общественных пространств города. Тех мест, где человек может высказать свое мнение, чувства и эмоции, относительно происходящего в городе или стране (центральные площади и улицы городов). Чувства могут быть различные: от позитивных (к примеру, парады, празднования годовщин, юбилеев каких-то событий, победы любимых спортивных или политических команд) до крайне негативных, таких как митинги, протесты, которые с главных площадей почти во всех случаях расползаются на главные улицы, или наоборот. Это говорит о том, что улица - сосуд, осуществляющий такие операции, как связь жилого простран-

ства человека с местами приложения труда, торговыми объектами и так далее, необходимыми для нормального функционирования тела города с точки зрения наличия определенных веществ (продукты питания, минерально-строительное и химическое сырье, уголь, нефть, металлы, газ, жидкое топливо, электроэнергия и т. д.) - является не только коммуникацией. Существует понятие уличные беспорядки, потому что человек выходит именно в общественное пространство, чтобы показать свое недовольство существующей ситуацией социального, политического характера.

Основные улицы являются связующим элементом наподобие аксонов (длинных отростков, приспособленных для проведения возбуждения и информации от нейрона к исполнительному органу) (рис. 8). Надо заметить, что именно они (главные улицы, бульвары, озелененные улицы, набережные), эти линейные объекты, превращают отдельные площади, скверы и парки в систему, по которой передаются нервные импульсы города.

Рис. 8. Виды нервных клеток как пространственная модель «Общественное пространство - улица - жилье» [5]

Человек существует в жилых тканях города, работает посредством интеллекта или мышц, но наступает момент, когда необходим отдых. И тогда уже вышеупомянутые парки, скверы и набережные приходят на помощь как места успокоения, релаксации. Их еще называют легкими города, и действительно, ведь во многих восточных учениях об искусстве жизни успокоение и приведение организма в гармоничное состояние происходит с помощью дыхательных практик, т.е. дыхание успокаивает нервные импульсы.

Озелененные зоны, бульвары не только защищают тротуары, здания от пыли и шума, они являются местами кратковременного отдыха. Их наличие наилучшим образом сказывается на эмоциональном состоянии горожан. Они удовлетворяют потребность человека в эстетическом наслаждении. Ведь не каждый день мы можем посещать музеи и выставки, а вот с городом мы тесно соприкасаемся каждый день.

Качество эстетической организации общественных пространств - это не прихоть дизайнеров и архитекторов, это средство воспитания у горожан художе-

ственного вкуса. Согласитесь, что по-разному видят для себя «красивый» город жители, к примеру, Санкт-Петербурга или какой-нибудь культурной столицы Европы и промышленного городка в сибирской глубинке. Надо заметить, что, возможно, все эти люди не читают ежедневно книги по искусству и не следят за тенденциями в мире дизайна, они простые обыватели. Но и те, и другие ежедневно живут в этом пространстве, и оно на подсознательном уровне воспитывает их вкус.

Как и сам человек, город - это не только часть биосферы, это также часть информационной оболочки земли. Он «разумный», или «ноосферный». И развитие его, так же как у человека, происходит по двум приоритетным направлениям - естественному и искусственному (плановому) [1].

Под естественным развитием города хотелось бы понимать не стихийное, как почему-то принято считать, а подсознательное, инстинктивное, заложенное, словно в молекуле ДНК. Потому что, к примеру, пчелы, муравьи, различные насекомые всегда точно знают, как строить свои «города-мегаполисы», там все, может быть, с первого взгляда окутано хаосом, но это совершенно не так. Созданные на инстинктивном уровне, они отлично функционируют.

Искусственное же планирование - управление этим процессом роста живого организма, поскольку не всегда все идет само собой, так, как хотелось бы. Возникают различные деструктивные процессы, словно заболевания, причины которых необходимо выявить и начать процесс своего рода «лечения». А такие меры, как разработки генеральных планов, мастер-планов, являются мерами предвидения, как бы профилактической работы, которая поможет избежать кризисных ситуаций и позволит нормально функционировать городу как живому организму.

Но если что-то все-таки происходит, то в руках градостроителей и планировщиков должен быть не молоток или топор, как это можно было делать еще сравнительно недавно, а тонкий компьютерный инструмент, который, подобно хирургическому скальпелю или лазеру, сделает свою работу с наилучшей точностью, с меньшими последствиями для здоровья организма [2].

Также хотелось бы уделить особое внимание следующему моменту. Когда происходит оперативное вмешательство в организм человека, все нововведения должны в точности соответствовать сложившейся ситуации. К примеру, если ткань какого-либо органа, либо сам орган стал не пригодным для поддержания жизни в организме, его заменяют донорским органом (таким же, но здоровым) либо искусственным эквивалентом. Происходит процесс обновления, ревитали-зации. Так почему же при реконструкции определенных частей городских тканей можно позволить себе поменять функцию на совершенно противоположную, не создав для этого необходимой окружающей обстановки, контекста, а потом считать, что такой кардинальный метод обязательно даст положительный результат. Почему можно уплотнять структуру как жилых, так и социально-значимых зон за счет застройки открытых общественных пространств (участков школ,

рощ, парков, открытых пространств)? Ведь какого рода ни было бы это уплотнение, оно все равно приведет к тому, что система не сможет нормально функционировать. Не хватит необходимых средств для поддержания жизни. Ведь с увеличением одного показателя (к примеру, количества жителей, проживающих в районе) увеличиваются и другие показатели ( количество озелененных пространств на человека, количество мест в садах и школах).

Необходимо уделять намного больше внимания проблемам экологии и ландшафтно-сообразности города. Город своего рода экополис. В нем нужно учитывать все: и комфорт, и здоровье людей, и красоту природы, и законы гармонии. А правильно организованная система общественных пространств, отвечающих неповторимому ландшафту местности (поскольку все же типовых ландшафтов не бывает, каждый из них оригинален по-своему), позволит городу жить и развиваться гармонично, являясь сложным симбиозом естественной и искусственной (созданной людьми) природы. Он должен плавно влиться в ландшафт и еще больше подчеркнуть его неповторимость (рис. 9).

Цель градостроителя - породить не монстра, пожирающего все на своем пути, а сделать город частью целостной системы природы.

Рис. 9. Примеры городских ландшафтов. Слева - изображение мертвого ландшафта, справа - картина австрийского экспрессиониста Эгона Шиле «Пейзаж Крумлова: Город и река», 1916 г., как пример гармоничного взаимодействия города с окружающим ландшафтом

Библиографический список

1. Воронежская М. Город как живой организм // Собственник, журнал о людях и домах. 2007. Февраль. http://sob.ru/archive/gorod-kak-jivoy-organizm [8.12.2011].

2. Бунина М. Генплан - это живой организм: интервью с директором НИиПИ Генерального плана Москвы Сергеем Ткаченко, ноябрь 2009 г. http://www.genplan2025.ш/Main/«Генплан-ЭтоЖивойОрганизм» [6.12.2011].

3. Злыгостев А.С. Общая характеристика градостроительства Киевской Руси и периода феодальной раздробленности страны.

http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st016.shtml [10.12.2011].

4. Коллекция архитектурных планов. Идеальные города,

http://kannelura.info/?tag=ideals&paged=2 [18. 12.2011].

5. Строение нервной системы,

http://bono-esse.rU/blizzard/A/Posobie/AFG/NS/02_8_afg.html [15.12.2011].

6. Бондаренко И.А. Древнерусское градостроительство: традиции и идеалы. М.,2009.

7. Казаков Л.К. Ландшафтоведение и основы ландшафтного планирования. М.,2008.

8. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы / пер. с англ. А.Р.Логунова. М., 2002.

9. «Urban design. The composition of complexity», R. Kasprisin, New York, 2011.

10. «Fundamental Principles of Urban Growth», Humpert, Brenner, Becker (Hg.), Wuppertal, 2002.

УДК 624. 012. 45

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ КАМЕННЫХ ЗДАНИЙ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

А.С.Чесноков1, Б.И.Пинус2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены данные технического мониторинга и анализ сейсмоуязвимости зданий исторической застройки. Установлены основные причины образовавшихся повреждений и неисправностей. Разработаны и реализованы предложения по усилению зданий с сохранением основных параметров их исторической ценности. Табл. 3. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: здания-памятники; сейсмоуязвимость; усиление.

TO ENSURING SEISMIC STABILITY OF STONE BUILDINGS OF CULTURAL HERITAGE A.S. Chesnokov, B.I. Pinus

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article provides data of technical monitoring and the analysis of seismic vulnerability of historic buildings. The key reasons for the appeared damages and disrepair are determined. The proposals for the reinforcement of buildings while preserving the basic parameters of their historical value are developed and implemented. 3 tables. 3 sources.

Key words: buildings-monuments; seismic vulnerability; reinforcement.

.2

Постановка вопроса. Здания исторической застройки являются непреходящей ценностью, как пример цивилизации, культурных предпочтений, умения и опыта предшествующих поколений. Поэтому их сохранение представляет собой важнейшую социальную, моральную и техническую задачу не только регионального, но и общечеловеческого значения.

К сожалению, приходится констатировать, что в силу ряда объективных и субъективных факторов состояние памятников истории и архитектуры в России (и, в частности, в Иркутске) характеризуется наличием большого количества повреждений и дефектов, косвенно свидетельствующих об интенсификации их физического износа. К объективным обстоятельствам, на наш взгляд, следует отнести:

- временной фактор (срок эксплуатации зданий превышает 100 лет);

- неблагоприятные климатические и геологические условия (обводненность и сейсмоактивность);

- несоответствие объемно-планировочных и конструктивных решений исторической застройки современным представлениям и требованиям обеспечения сейсмостойкости.

Сугубо субъективными факторами кинетики износа являются существенные издержки эксплуатации и технического освоения территории (рост «культурного» грунтового слоя, подъем грунтовых вод при устройстве плотин, техногенные потери, химическое загрязнение воздуха, осадков, вод и т.п.).

Методика и анализ результатов обследования. Последствия влияния неблагоприятных факторов подтверждаются данными технического мониторинга, наиболее значимые и характерные из которых представлены фотоматериалами (табл. 1). Здесь же ана-

1Чесноков Аркадий Сергеевич, аспирант. Chesnokov Arkady, Postgraduate.

2Пинус Борис Израилевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой строительных конструкций, тел.: (3952) 405467, e-mail:pinus@istu.edu

Pinus Boris, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Building Structures, tel.: (3952) 405467, e-mail: pi-nus@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.