Оксана ЧУРЮКАНОВА
ГОРОД ПЛЁС В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗРЕЗЕ
(начало XVIII в. - октябрь 1917 г.)
История одного из малых городов России - Плёса - является составной частью общественно-политической, экономической и культурной эволюции Российского государства.
The history of Plios - one of small Russian cities is a component of political, economic and cultural evolution of the Russian state.
Ключевые слова:
плёсская таможенно-оборонительная система, Плёсская десятина, уездный город, купеческо-мещанский городок; Plios customs defending system, Plios dessiatina, chief town of a uyezd (district).
ЧУРЮКАНОВА
Оксана Викторовна —
соискатель
Российского
государственного
социального
университета
Плёс на сегодняшний день может считаться древнейшим городом Ивановской обл. Совокупность археологических и летописных данных указывает на существование Плёса еще в домонгольский период: город возник вследствие колонизационного процесса и был одним из опорных пунктов древнерусской колонизации края.
Строительство первой московской крепости на Волге в 1410 г. великим князем Василием Дмитриевичем и сооружение плёсской таможенно-оборонительной системы преследовало важную цель закрепления быстро растущего Московского княжества на Волжском торговом пути и сыграло значительную роль в осуществлении цен-трализаторской политики московских князей1.
Уже в начале XVII в. Плёс, утратив своё стратегическое значение укреплённого пункта, становится центром обширной Плёсской десятины — церковного округа. В конце XVII в. Плёс приобретает значение торговых ворот зарождавшегося в восточной части Волго-Клязь-минского междуречья будущего Иваново-Шуйского промышленного района.
Преобразования Петра I способствовали быстрому развитию промышленности в г. Плёсе: уже в период с 1778 по 1784 г. в Плёсе возникли три полотняные мануфактуры, вырабатывающие фламское полотно, пестрядь, равендук и другую продукцию.
Со второй половины XVIII в. в Плёсе активно росло число суконных, полотняных, кожевенных, винокуренных и др. предприятий. В начале XVIII в. г. Плёс по своему экономическому значению значительно превосходил многие другие города Поволжья, благодаря выгодному расположению на главной торговой артерии страны — реке Волге — и удобным подъездным дорогам2.
Долгое время Плёс считался пригородом Костромского уезда. Датированный 1778 г. указ императрицы Екатерины II закрепил за Плёсом статус уездного города3. Тогда же город «высочайше» удостаивается герба: в верхнем голубом поле щита — галерная корма с тремя фонарями и опущенными лестницами (герб Костромской губернии), в нижней части щита — речной плёс в серебряном поле.
С конца XVIII в. экономическое развитие Плёса продолжалось уже более быстрыми темпами. В городе насчитывалось два кирпичных,
1 Полное собрание русских летописей. Т. XVIII. — СПб., 1895, стр. 85.
2 Тверская Д.И. К вопросу о роли купечества в процессе формирования Всероссийского рынка в XVII в. — М., 1967, стр. 292.
3 ПСЗРИ. Собрание 1 (с 1649 по 12 декабря 1825 г.) в 45 т. - СПб., 1830, т. XX, 17751780, № 14233-15105, стр. 744.
два солодовенных завода, пивоварня, две миткалевые фабрики. Плёсские купцы вели активную торговлю с другими городами. В Плёс и из города вели большие почтовые и торговые дороги.
В 60-х гг. XIX в. Плёс достигает своего наивысшего экономического подъёма. Это произошло по той причине, что при отсутствии железных дорог Плёс являлся наиболее близкой волжской пристанью к городу Шуе и селу Иванову, где с конца XVIII в. стала быстро развиваться текстильная промышленность.
В 1797 г. при императоре Павле I наместничество в Костроме было упразднено. Костромская и Галичская (Унженская) губернии были слиты в одну Костромскую губернию. Плёс, бывший с 1778 г. уездным городом, был наименован заштатным1. Такой статус города сохранялся до октября 1917 г.
Градостроительная история Плёса обусловлена двумя основными факторами: меняющимися условиями его функционирования в качестве военно-административного, экономического, культурного центра и постоянными особенностями его местоположения. Своеобразный рельеф местности, на которой расположен Плёс, — высокий и крутой береговой склон, прорезанный долиной впадающей в Волгу речки Шохонки и глубокими оврагами, — во многом определил особенности планировки города и её развитие.
Развитие судоходства по Волге на рубеже XIX—XX вв. стало причиной привлечения в Плёс значительного числа туристов из Москвы. Плёс стал популярным дачным местом. Оторванный от всех других путей со-
1 Троицкий П.С. Историко-археологический очерк. — Кострома: Губернская типография, 1909, стр. 15, 41.
общения, кроме волжского, город как бы выпал из истории, сохранился до наших дней как небольшой, уютный купеческо-мещанский городок. Эта заброшенность, историко - культурная индивидуальность, уникальные природные условия, редкостное единение города и ландшафта привлекают сюда творческую интеллигенцию, художников (начиная с И.И. Левитана, первооткрывателя красоты Плёса).
С конца XIX в. история Плёса неразрывно связана с именем Исаака Ильича Левитана, создавшего здесь значительную часть своих лучших полотен, — около двухсот произведений, среди которых «Берёзовая роща», «Вечер. Золотой плёс», «Тихая обитель», «Золотая слободка» и мн. др.2
Работа на этюдах в Плёсе в 90-х гг. XIX в. была особенно плодотворна для талантливых молодых живописцев — друзей и учеников И. И. Левитана: А.М. Корина, С.А. Виноградова, В.В. Переплетчикова, В.Н. Бакшеева, М.Х. Аладжалова и др., ставших впоследствии гордостью русского изобразительного искусства.
Современники И.И. Левитана развили и углубили в своем творчестве замечательные черты русского реалистического искусства, его народность, пластическую ясность художественного языка, умение через состояние природы передавать сложные человеческие переживания. Отличительными чертами русской пейзажной живописи, живым свидетельством чему являются написанные в Плёсе многочисленные картины, являются глубокий патриотизм, любовь к родной природе, высокое совершенство художественной формы.
2 Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. — СПб. : Художник России, 1993; Пророкова С. Левитан. — М. : Молодая гвардия, 1960 и др.