Научная статья на тему 'Город и вуз: одна судьба на двоих'

Город и вуз: одна судьба на двоих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЛИНГРАДСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ЭВАКУАЦИЯ В ЧЕЛЯБИНСК / СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБОРОННОГО ЗНАЧЕНИЯ / STALINGRAD MECHANICAL INSTITUTE / EVACUATION TO CHELYABINSK / BATTLE OF STALINGRAD / HISTORICAL MEMORY / MILITARY EQUIPMENT / RESEARCH WORK OF DEFENSE SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрунева Раиса Морадовна, Васильева Валентина Дмитриевна, Навроцкий Борис Александрович, Петрунева Юлия Владимировна

Статья посвящена сотрудникам и студентам Сталинградского механического института участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, рассматривает судьбу города и вуза как одну на двоих. В статье описывается деятельность учёных, преподавателей и студентов Сталинградского механического института в годы Великой Отечественной войны как во время Сталинградской битвы, так и в эвакуации в Челябинске. Приведена тематика научно-прикладных работ, посвящённых решению ряда технических проблем по созданию, совершенствованию и ремонту военной техники, в основном Т-34самого массового танка Великой Отечественной войны, реактивных установок «Катюша» и ряда других. Приводятся результаты социологического опроса студентов Волгограда об их отношении к Сталинградской битве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрунева Раиса Морадовна, Васильева Валентина Дмитриевна, Навроцкий Борис Александрович, Петрунева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The City and the University: One Destiny for Two

The article is devoted to faculty staff and students of the Stalingrad mechanical Institute who were the participants of the Great Patriotic war and home front workers, considers the destiny of the city and the University as one for two. The authors describe the activities of scientists, teachers and students of the Stalingrad Mechanical Institute during the Great Patriotic War, both during the Battle of Stalingrad and in evacuation in Chelyabinsk. The subject of scientific and applied work devoted to solving a number of technical problems on the creation, improvement and repair of military equipment, mainly the most massive tank of the Great Patriotic War T-34, rocket launchers «Katyusha» and several others. The results of a sociological survey of Volgograd students about their attitude to the Battle of Stalingrad are given. More than 70% of respondents are aware of the names of the heroes of the Battle of Stalingrad, the historic places, streets, squares associated with this event. The young generation carries the historic memory conveyed by the elder generation. The authors believe that it is necessary to develop the historical memory in University students using historic materials, mass media, Internet-resources, family archives, museum expositions.

Текст научной работы на тему «Город и вуз: одна судьба на двоих»

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-4-109-118

Город и вуз: одна судьба на двоих

Петрунева Раиса Морадовна - д-р пед. наук, проректор по учебной работе. E-mail: [email protected] Васильева Валентина Дмитриевна - д-р пед. наук, проф. кафедры «История, культура и социология». E-mail: [email protected]

Навроцкий Борис Александрович - д-р филос. наук, зав. кафедрой «Философия, социология и психология». E-mail: [email protected]

Петрунева Юлия Владимировна - студентка. E-mail: [email protected] Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия Адрес: 400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28

Аннотация. Статья посвящена сотрудникам и студентам Сталинградского механического института - участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, рассматривает судьбу города и вуза как одну на двоих. В статье описывается деятельность учёных, преподавателей и студентов Сталинградского механического института в годы Великой Отечественной войны - как во время Сталинградской битвы, так и в эвакуации в Челябинске. Приведена тематика научно-прикладных работ, посвященных решению ряда технических проблем по созданию, совершенствованию и ремонту военной техники, в основном Т-34- самого массового танка Великой Отечественной войны, реактивных установок «Катюша» и ряда других. Приводятся результаты социологического опроса студентов Волгограда об их отношении к Сталинградской битве.

Ключевые слова: Сталинградский механический институт, эвакуация в Челябинск, Сталинградская битва, историческая память, военная техника, научно-исследовательская работа оборонного значения

Для цитирования: Петрунева Р.М, Васильева В.Д, Навроцкий Б.А, Петрунева Ю.В. Город и вуз: одна судьба на двоих // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 109-118.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-109-118

Введение

2020 год является знаковым для всего российского народа. Для Волгоградского государственного технического университета это ещё и год 90-летнего юбилея! История университета - это немалая часть истории города. До 1925 г. наш город носил своё первое имя Царицын, которым обязан реке Царица, впадающей в этом месте в Волгу. Но во всемирную историю он вошёл под именем Сталинград. Сталинградская битва - ключевое событие Великой Отечественной и всей Второй мировой войны - принесла горо-

ду всемирную славу. Благодарные народы Европы назвали именем Сталинграда свои улицы и площади. Но чем дальше от нас по времени это грандиозное событие, чем меньше остаётся вершителей и носителей той самой истории, тем больше появляется новых трактовок истории, которые не совпадают с историческими реалиями.

Формирование исторической памяти студентов города-героя

Свою историческую миссию Волгоградский государственный технический универ-

ситет (ВолгГТУ), который является правопреемником и продолжателем традиций Сталинградского механического института (СМИ), видит в том, чтобы беречь и охранять память о своей истории, воспитывать специалистов, «помнящих своё родство», на идеалах служения Отечеству, гуманизма, преданности выбранной профессии. Информация о Сталинградской битве является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в нашем вузе и служит основой для формирования позитивного ценностного отношения к этим событиям и к профессии [1]. По данным исследования ВЦИОМ, посвящённого 75-летию со дня разгрома фашистских войск в Сталинградской битве, для россиян знаковым местом, ассоциирующимся с подвигом советского народа в Великой Отечественной войне, наряду с Ленинградом, является также и Сталинград (58% - в Санкт-Петербург, 56% - в Волгоград). Именно сюда, по мнению большинства опрошенных, нужно привозить молодое поколение, чтобы рассказать ему о героических событиях тех лет [2]. В этом смысле жители Волгограда находятся в уникальной ситуации, когда сама история является естественной средой их обитания.

По данным исследования студенческой молодёжи Волгограда [3], у 84,4 % респондентов в семье были участники Великой Отечественной войны. Молодёжь об этом знает и этим гордится, будет хранить память о своих родных всю оставшуюся жизнь. 88,6% из участников опроса считают, что у будущих поколений сохранится активная память о Сталинградской битве, потому что 78,3% респондентов часто обсуждают это событие с учителями, преподавателями, родными, друзьями. Достоверность полученных в анкетировании сведений подтвердили открытые проверочные вопросы. Так, большинство опрошенных хорошо знали имена героев Сталинградской битвы (70,1%), 77,3% респондентов уверенно называли улицы и площади, парки и скверы, которые носят названия, связанные со Сталинградской

битвой. Опрос также показал, что самым значимым, - но не единственным - источником информации о событиях Великой Отечественной войны являются всё же преподаватели и учебники (20,9%). Другими источниками являются: рассказы родственников и семейные архивы (13,7%), кинофильмы и интернет-материалы (13,6%), музейные экспозиции и воинские мемориалы (13,3%). При этом 19,4% опрошенных пользуются всеми возможными источниками информации. Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что молодое поколение жителей нашего города является носителем исторической памяти о событиях Сталинградской битвы, которая передана ему старшим поколением. А активными субъектами передачи этой исторической памяти выступают прежде всего преподаватели и члены семьи, авторы документальных и художественных кинофильмов, интернет-материалов о Сталинградской битве, авторы памятников и создатели музейных экспозиций.

Уровень знаний молодёжи о событиях Великой Отечественной войны заметно зависит от активности информационных кампаний по их освещению. Например, возрастание количества граждан, отмечающих прорыв блокады Ленинграда как важнейшее и ключевое событие войны, произошло благодаря широкому освещению этой операции по различным каналам коммуникации. Это означает, что празднование юбилейных дат и памятных событий с поддержкой СМИ является важным ресурсом формирования исторической памяти, особенно у молодёжи.

Формирование исторической памяти у студентов ВолгГТУ является важной задачей учебно-воспитательного процесса. При этом используются все возможности эмоционального воздействия на молодых людей различных исторических памятников, связанных с историей нашего города, особенно периода Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Прежде всего, это учебно-экскурсионные занятия в музее-панораме «Сталинградская бит-

ва» и на Мамаевом Кургане, в краеведческом музее и в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова, автобусные экскурсии по местам событий Сталинградской битвы, студенческий форум «Правнуки Победы», участие во всероссийской акции «Бессмертный полк» и создание экспозиции «Наш бессмертный полк», посвящённой павшим в боях за Родину родным и близким студентов, и другие разнообразные формы. Обязательным для студентов-первокурсников является посещение музея истории и науки университета, где они узнают не только об истории университета, но и о людях, которые создавали эту историю, о научных изысканиях как современных учёных, так и учёных 30-50-х годов. К большому нашему сожалению, в экспозиции музея имеется очень немного артефактов, относящихся к времени Великой Отечественной войны. И этому имеется весьма серьёзное объяснение.

Вклад преподавателей и студентов Сталинградского механического института в Победу

Мирная жизнь Сталинграда, как и всего Советского Союза, оборвалась 22 июня 1941 г. Сталинградские предприятия перешли на выпуск продукции исключительно военного назначения. Ушедших на фронт мужчин у станков заменили женщины и подростки. А 17 июля 1942 г. для Сталинграда началась самая кровавая страница его истории, которая унесла более миллиона жизней.

Значительная часть информации об этом периоде жизни Сталинградского механического института нами почерпнута из докладной записки директора вуза того времени Ловягина Арсения Васильевича, а также из воспоминаний ветеранов СМИ и других открытых источников [4].

В Народном комиссариате танковой промышленности (НКТП) до 1942 г. было единственное высшее учебное заведение -Сталинградский механический институт. В этой связи он был перепрофилирован на

подготовку инженерных кадров для производства танков и артиллерийских орудий. Волею судеб ещё в 1938 г. из Ленинграда в Сталинградский механический институт был переведён Иван Иванович Вибе, этнический немец, уроженец Запорожской области, который к тому времени уже защитил диссертацию кандидата технических наук по теме «Теоретическое исследование рабочего процесса бескомпрессорного дизеля». В Сталинграде молодой перспективный учёный в скором времени был назначен заведующим кафедрой «Спецдвигатели». Под этим безобидным названием скрывалась кафедра двигателей внутреннего сгорания, которые и выпускал Сталинградский тракторный завод. В Сталинграде уже к 1940 г. Иван Иванович разработал основную часть своей знаменитой формулы по сгоранию топлива в двигателях внутреннего сгорания. Эта формула позволяла сделать наиболее точный тепловой расчёт двигателя, который так и называли - «Закон сгорания Вибе» [5]. Этот закон и в настоящее широко применяется в научно-исследовательской и заводской практике проектирования и исследования двигателей. Переоценить значение этой работы для практики невозможно - впоследствии труды этого учёного были переведены на некоторые европейские языки, и на их основе читались курсы по двигателям внутреннего сгорания в вузах Германии и Чехословакии. После Великой Отечественной войны и многолетних скитаний по сибирским поселениям И.И. Вибе получил разрешение на работу в вузах Челябинска, где затем защитил докторскую диссертацию и основал научную школу, которая развивается до настоящего времени.

Сохранились воспоминания студентов и преподавателей Сталинградского механического института, из которых известно о самом деятельном участии коллектива вуза в обороне Сталинграда: более 500 человек трудились на строительстве эскарпов - противотанковых и противотранспортных земляных заграждений в виде двух-трёхметрового

крутого среза ската возвышенности, оборонительных сооружений вокруг города и 50 укреплённых огневых точек, принимали участие в составе ополчения в обороне тракторного завода, собирали денежные средства и тёплые вещи для фронта. Кстати, одна из улиц Тракторозаводского района Волгограда так и называется «Ополченская». В первые дни войны на фронт ушли добровольцами более 500 студентов и аспирантов, 70 сотрудников и 25 преподавателей [6]. В целях подготовки инженеров для танковой промышленности и производства артиллерийских орудий в вузе был организован танковый факультет. После войны он был закрыт Постановлением Совмина СССР от 10.04.1946 г. № 809 «О передаче в непосредственное ведение Министерства высшего образования СССР высших учебных заведений» [7]. В результате страшной бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 г. были утрачены многие научные артефакты, при-надлежаавшие кафедрам вуза («Сопротивление материалов», «Детали машин и теория механизмов» и др.): монографии, рукописи, архив курсовых проектов, учёные записки и ряд других ценных материалов [8].

В соответствии с распоряжением заместителя народного комиссара танковой промышленности А.А. Горегляда с 24 по 26 августа 1942 г. была организована эвакуация преподавателей и студентов института в г. Челябинск. Для учебного процесса было предоставлено недостроенное здание универсального магазина, а 7 декабря 1942 г. в нём начались занятия. Позже институту было выделено другое «учебное помещение из 10 комнат в здании железнодорожной школы № 4 - вечно холодное и антисанитарное, плохо приспособленное для работы» [8].

Несмотря на тяжёлые условия жизни в эвакуации, руководство вуза смогло сохранить основной состав профессорско-преподавательского состава и достаточно успешно провести набор студентов на новый 1942/1943 учебный год. Согласно приказу народного комиссара танковой промыш-

ленности были организованы учебный процесс и научно-исследовательская деятельность, которая в военные годы была полностью ориентирована на интересы фронта. Около половины заводов, эвакуированных из европейской части СССР, представляли собой недокомплектованное оборудование, которое предстояло разместить и ввести в строй. Наиболее эффективным решением в условиях военного времени было не создание новых предприятий, а эффективное использование уже существующих эвакуированных производственных мощностей. В обычное время в такой ситуации старое оборудование списывали с баланса, но в военное время это было бы расценено как преступление, поэтому инженерно-технические работники всеми силами старались продлить срок службы старого оборудования и поддерживали его ремонтом в работоспособном состоянии [9].

Даже в тяжелейших условиях эвакуации продолжался выпуск «Сборника трудов кафедр СМИ», проходили защиты докторских и кандидатских диссертаций, выполнялись заказы оборонных предприятий, для нужд предприятий оборонного комплекса велись научно-исследовательские работы прикладного характера. Коллектив учёных постоянно оказывал научно-техническую помощь не только оборонной промышленности, но и другим отраслям хозяйства, и эта помощь была довольно разнообразной. Так, например, кафедра «Теория резания металлов» (зав. кафедрой - П.А. Гришин, доцент, канд. техн. наук) усовершенствовала технологию обработки каналов орудийных стволов методом протягивания. Применение этого метода позволило увеличить производительность и точность стрельбы и не требовало привлечения специалистов высокой квалификации. Замена строчки канавки переменного сечения цилиндра противооткатных устройств методом цепного протягивания позволила исключить применение сложной операции строчки и сложного оборудования. Для тяжеловесных авиабомб был про-

изведён проверочный расчёт конструкции нового станка. Сотрудниками кафедры был разработан новый тип высокопроизводительного винтового сверла со специальной перемычкой. Новое сверло обеспечивало наибольшую устойчивость в отношении «уводов» геометрической оси орудийного ствола и позволяло на 50-70% увеличить скорость резания. Для эвакуированного предприятия, впервые осваивавшего производство автоматов ППШ, была полностью разработана технология на все комплектующие детали. Кроме того, была решена насущная техническая задача, стоявшая перед Сталинградским тракторным заводом, - замена трудоёмких процессов обработки деталей танкового двигателя В-2, в результате чего производительность повысилась в 5-7 раз. Для крупнейшего станкостроительного завода «Красный металлист» была спроектирована полная технология производства и оснастка для изготовления головок специальных авиабомб. Для Челябинского завода, который изготавливал 152-мм гаубицы для тяжёлого штурмового танка КВ («Клим Ворошилов»), были разработаны геометрические характеристики, полная технология обработки фрез термическим способом, оптимизированы режимы резания. По технической документации эта гаубица проходила как «машина М10». Для изготовления высокопроизводительного стана, выпускавшего снаряды по методу конструктора Г.И. Анохина, были произведены теоретические расчёты и разработана конструкция.

В целях увеличения срока службы танка Т-34 кафедрой «Станки» (зав. кафедрой -А.Н. Рабинович, проф., д-р техн. наук) по поручению СТЗ были проведены научно-исследовательские работы по расчёту и разработке конструкции уширителя гусеницы, натяжного приспособления, ходовой части, корпуса коробки передач машины Т-34 и разработаны соответствующие приспособления для её динамического испытания; для Челябинского завода тяжёлого машиностроения было разработано универсальное приспосо-

бление для фрезерования резьбы на токарных станках; по заказу Уральского завода тяжёлого машиностроения (ныне Уралмаш-завод) был модернизирован ряд станков для обработки деталей к танку Т-34; были произведены расчёты конического разрезного кольца к орудию, которое выпускал Сталинградский машиностроительный завод (СМЗ) «Баррикады» (завод № 221 Народного комиссариата вооружений) и НИИ-11. Кроме того, был выполнен ряд прикладных исследований для Кировского завода Народного комиссариата танковой промышленности в г. Челябинске (ранее Путиловский завод, «Красный Путиловец»), для завода «Компрессор». Завод «Компрессор» в годы войны являлся основным производителем пусковых установок реактивной артиллерии «Катюша»: около 75% этих установок было выпущено именно на этом предприятии.

Отдельно следует отметить личный вклад профессора Абрама Наумовича Рабиновича в освоение Кировским заводом выпуска тяжёлого танка ИС («Иосиф Сталин»), который был самым мощным и наиболее тяжело бронированным серийным танком Великой Отечественной войны - в то время сильнейшим в мире. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 г. «За достигнутые успехи в деле создания и освоения новых видов танков и артиллерийских самоходных установок и успешное выполнение задач Государственного Комитета Обороны по производству танков и самоходных установок для Красной Армии» профессор А.Н. Рабинович был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Из воспоминаний А.Н. Рабиновича: «вот вышел наш ИС и открыл огонь по "тигру"... И тут я сам увидел, как ИС буквально вдребезги разбил "тигра". Значит, наша машина может и должна выходить победителем в сражении с танками противника!» [10].

Сталинградскому и Челябинскому тракторным заводам, Народному комиссариату земледелия, ряду совхозов кафедрой ко-лёсно-гусеничных машин (зав. кафедрой -

Б.А. Середенко, доцент, канд. техн. наук) были даны консультации по проблемам износа и поломки танков и тракторов (1941-1942). Кафедра энергетики (зав. кафедрой - В.М. Чернобыльский) оказывала консультационную поддержку опытному заводу № 100 и его КБ - их производственная база позволяла изготавливать любые детали не только для танка, но и для Челябинской ГРЭС, которая бесперебойно снабжала оборонные предприятия Челябинска и Южного Урала электроэнергией. Кафедра двигателей внутреннего сгорания, та самая, которой до войны заведовал И.И. Вибе (зав. кафедрой - Н.Д. Семёнов), проводила научно-исследовательские работы для нужд ряда эвакуированных заводов, прежде всего для СТЗ, опытного завода № 100, Кировского и других. Для СМЗ «Баррикады» (1941-1943), Кировского завода и ряда других проводила исследования кафедра технологии машиностроения (зав. кафедрой - А.М. Кошкин). Кафедрой литейного производства в эвакуации заведовал кандидат технических наук, профессор Генрих Зунделевич Нессельштраусс [11], который являлся одновременно заместителем начальника центральной лаборатории Путиловско-го (Кировского) завода, также находящегося в эвакуации в Челябинске. Сотрудниками кафедры были даны консультации челябинским заводам Танкограда, а именно заводу им. Колющенко - основному производителю легендарных установок «Катюша» (БМ-15).

Ряд важных заказов оборонных заводов выполнили и другие кафедры. Так, кафедрой сопромата (зав. кафедрой - И.Н. Миролюбов, доцент, канд. техн. наук.) для СМЗ «Баррикады» были изучены причины возникновения остаточных напряжений в кольцах обтюратора, исследована износоустойчивость специальных сплавов и антифрикционные свойства серых чугунов и др.; для завода № 490 Народного комиссариата авиационной промышленности (Сталинградский деревообделочный комбинат) были изучены механические свойства ряда материалов (сталей, дерева, резины и клея),

произведено около 200 анализов образцов деталей и конструкций. Этот завод в то время выполнял заказы по ремонту самолётов Юго-Западного фронта, по десантно-транс-портному планёру К-Г, десантному планёру БДП-2 Н.Н. Поликарпова, а также консультировал заводы «Баррикады», «Красный Октябрь», судоремонтный, метизный, Ниж-не-Волжское пароходство, и ряд других. По заказу Челябинского станкостроительного завода № 549 Народного комиссариата боеприпасов, который производил корпуса снарядов, узлы М-13, станок Т-50, кафедрой химии (зав. кафедрой - А.Г. Элькенбард, доцент, канд. техн. наук) в целях установления состава трофейных изделий было выполнено более ста анализов металлов и сплавов.

Коллектив института также готовил кадры для Красной армии. Кафедры колёсно-гусеничных машин и двигателей внутреннего сгорания подготовили за годы войны более тысячи танкистов для запасных воинских частей, около 300 радистов. Для работы на полях Сталинградской области было обучено 360 трактористов-студентов.

Победа Советской Армии под Сталинградом 2 февраля 1943 г. явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, и Сталинградский механический институт получил реальную возможность вернуться в родной город. Город лежал в руинах и, казалось, уже никогда не возродится. Но уже 23 февраля того же года Председатель государственного комитета обороны издаёт постановление № 2933 «О восстановлении производства танков и тракторов на СТЗ». На основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941 г. № 10040 36 выпускников-инженеров были направлены без защиты дипломных проектов на тракторостроительные предприятия Сталинграда, из них по специальности «Автотракторные двигатели» - 9 человек, «Автотракторостроение» - 11 человек, «Танкостроение» - 5 человек, «Артилле-ристские системы и установки» - 8 человек, «Холодная обработка металлов резанием» -3 человека [12].

Возвращение коллектива института в Сталинград состоялось только весной 1944 г. Довольно значительная часть преподавателей и студентов была переведена в механико-строительный институт и осталась в Челябинске. Таким образом, благодаря сотрудникам Сталинградского механического института, были заложены основы для создания Челябинского механико-машиностроительного института, ныне это Южнно-Уральский государственный университет.

Из Челябинска в двух теплушках вернулись в Сталинград всего 25 студентов-старшекурсников и только четыре преподавателя. Трудности реэвакуации и восстановления института описаны в воспоминаниях ветеранов СМИ [6]. В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 ноября 1943 г. за № 1201-361с и приказом наркома танковой промышленности от 6 ноября 1943 г. и № 917 от 25 декабря 1943 г. в Сталинграде была возобновлена работа института. Однако вуз не располагал ни учебными помещениями, ни лабораторным оборудованием, ни учебной литературой. По воспоминаниям работников институтской библиотеки, читательский фонд в первые послевоенные годы создавался из книг, собранных на руинах разрушенного города и присланных другими вузами Советского Союза [6]. Тем не менее Сталинградский механический выполнил плановое задание по набору студентов: на первый курс и на подготовительное отделение было принято по 150 человек. Кроме того, на второй семестр первого курса принято ещё 34 чел., на второй курс - 20 чел., на третий курс - 9 чел., на четвёртый курс - 7 чел., на пятый курс - 6 чел. В 1943/1944 учебном году в институте числилось 600 студентов и 20 аспирантов. Занятия в вузе вели всего четыре преподавателя и шесть совместителей на подготовительном отделении [6].

В связи с тем, что темы дипломных работ студентов выпускного курса, выданные ещё во время эвакуации в Челябинске, были основаны на проблематике Кировского завода, выполнить их в условиях Сталинградского

тракторного завода не представлялось возможным. По этой причине их заменили на новые, связанные с восстановлением литейного производства СТЗ.

А Сталинград в этот период лежал в руинах. В живых из 500-тысячного довоенного населения осталось около 35 тыс. жителей. Но до Победы было ещё далеко, и основные материальные и людские ресурсы использовались для восстановления оборонной промышленности. Практически сразу после разгрома немецко-фашистских войск возобновил свою работу Сталинградский тракторный завод, приступив к ремонту и выпуску запасных частей для танков Т-34 и дизельных двигателей В-2. Большая часть сталинградских заводов также возобновила работу в 1943 г., а уже в 1944 г. с конвейера СТЗ сошли первые собранные танки и трактора.

Таким образом, архивные документы, уже известные и обнаруженные только недавно, убедительно свидетельствуют о заметном вкладе коллектива Сталинградского механического института в оборону Сталинграда, в укрепление материально-технической мощи Советской Армии, в последующее восстановление народного хозяйства и мирной жизни. За годы Великой Отечественной войны институт выпустил 91 специалиста по колёсно-гусеничным машинам, 57 - по двигателям внутреннего сгорания, 80 технологов машиностроения, 46 специалистов в области артиллерии, 14 - в области литейного дела, всего - 288 инженеров, которые трудились на предприятиях по распределению НКТП [6]. В декабре 1944 г. сотрудники, преподаватели и студенты (всего - 62 чел.) были награждены медалью «За оборону Сталинграда», в августе 1946 г. 40 преподавателей и сотрудников награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [13]. В Приказе № 20 Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 г. Сталинград, так же как и Ленинград, Севастополь и Одесса, официально был назван городом-героем [14]. В 1980 г. Волгоградский политехнический институт (так

тогда назывался Сталинградский механический институт, ныне - технический университет) был награждён орденом Трудового Красного Знамени [13].

Заключение

История вуза, который был создан как кузница инженерных кадров для первенца советского тракторостроения - Сталинградского тракторного завода, - это часть истории самого города. Сталинградский механический институт рос и развивался, воевал, восстанавливался вместе с ним. Сегодня Волгоградский государственный технический университет - опорный вуз региона - является одним из ведущих вузов Нижнего Поволжья. Уверенно можно сказать, что героический труд учёных СМИ в годы войны не пропал даром. Традиции научного подвижничества, заложенные нашими предшественниками, сегодня успешно развиваются современными научными школами. В настоящее время в ВолгГТУ трудятся три академика РАН, два члена-корреспондента РАН, семь лауреатов государственных премий, один Герой труда Российской Федерации, более 200 докторов наук, около 700 кандидатов наук. Тематика научных исследований учёных университета по сложившейся в военные годы традиции направлена не только на укрепление обороноспособности нашей страны, но и на улучшение качества жизни россиян. Достойные позиции, которые занимает вуз в различных международных и российских рейтингах, позволяет утверждать, что Вол-гГТУ достоин памяти тех, кто сохранил его в годы суровых испытаний.

Литература

1. Петрунева Р.М, Васильева В.Д, Топоркова О.В. Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 127-136.

2. Сталинградская битва: 75 лет спустя // Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=8909

3. Навроцкий Б.А, Седова Н.Н. Поколение, которое помнит (Молодёжь города-героя Волгограда о Сталинградской битве) // Социология города. 2018. № 1. С. 36-43.

4. Петрунева Р.М, Мишта С.П, Дулина Н.В, Петрунева Ю.В. Научно-исследовательская деятельность преподавателей Сталинградского механического института в годы Великой Отечественной войны // Primo aspectu. 2019. № 4. С. 58-68. DOI: 10.35211/2500-26352019-4-40-58-67

5. Профессора Волгоградского государственного технического университета: научно-библиографическое издание / Под ред. И.А. Новакова, В.И. Лысака. Волгоград: ВолгГТУ, 2005. 408 с.

6. 50 лет Волгоградского политехнического института / Отв. ред. А.П. Хардин. Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1980. 200 с.

7. Постановление Совмина СССР от 10.04.1946 г. № 809 «О передаче в непосредственное ведение Министерства высшего образования СССР высших учебных заведений». URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &n=35088#09757151942153741

8. Годовой отчёт об учебно-воспитательной работе Сталинградского механического института за 1942-1943 учебный год // ГАВО. Ф. 4182. Оп. 4. Д. 2. Л. 39.

9. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. Москва: Литера-С, 2009. 309 с.

10. Наука в годы Великой Отечественной войны // Политехник. № 1287 (31). 22 октября 2010 г.

11. Энциклопедия Челябинской области. URL: http://chel-portal.ru/encyclopedia/Nessel_ Shtraus_Genrih_Zundelevich/t/11516

12. Танковый фронт. URL: http://tankfront.ru/ ussr/industry/nktp.html

13. 70 лет Волгоградскому государственному техническому университету (исторический очерк) / Под ред. И.А. Новакова. Волгоград: ВолгГТУ, 2000. 240 с.

14. Города-герои // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

Статья поступила в редакцию 08.02.20 Принята к публикации 14.03.20

The City and the University: One Destiny for Two

Raisa M. Petruneva - Dr. Sci. (Education), Vice-Rector for Educational Affairs, e-mail: [email protected] Valentina D. Vasilyeva - Dr. Sci. (Education), Prof., the Department of "History, Culture, and Sociology", e-mail: [email protected]

Boris A. Navrotskiy - Dr. Sci. (Philosophy), Head of the Department of "History, Culture, and Sociology", e-mail: [email protected]

Julia V. Petruneva - student, e-mail: [email protected] Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia Address: 28, V.I. Lenin Ave., Volgograd, 400005, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to faculty staff and students of the Stalingrad mechanical Institute who were the participants of the Great Patriotic war and home front workers, considers the destiny of the city and the University as one for two. The authors describe the activities of scientists, teachers and students of the Stalingrad Mechanical Institute during the Great Patriotic War, both during the Battle of Stalingrad and in evacuation in Chelyabinsk. The subject of scientific and applied work devoted to solving a number of technical problems on the creation, improvement and repair of military equipment, mainly the most massive tank of the Great Patriotic War T-34, rocket launchers «Katyusha» and several others. The results of a sociological survey of Volgograd students about their attitude to the Battle of Stalingrad are given. More than 70% of respondents are aware of the names of the heroes of the Battle of Stalingrad, the historic places, streets, squares associated with this event. The young generation carries the historic memory conveyed by the elder generation. The authors believe that it is necessary to develop the historical memory in University students using historic materials, mass media, Internet-resources, family archives, museum expositions.

Keywords: Stalingrad Mechanical Institute, evacuation to Chelyabinsk, Battle of Stalingrad, historical memory, military equipment, research work of defense significance

Cite as: Petruneva, R.M., Vasilyeva, V.D., Navrotskiy, B.A., Petruneva, Yu.V. (2020). The City and the University: One Destiny for Two. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 4, pp. 109-118. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-109-118

References

1. Petruneva, R.M., Vasilyeva, V.D., Toporkova, O.V. (2016). Sociocultural Environment of the University and Traditions of Education of Future Engineers. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 127-136. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Stalingradskaya bitva: 75 let spustya. [Battle of Stalingrad: 75 Years Later]. VCIOM: Russian Public Opinion Research Centre. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8909 (In Russ.)

3. Navrotsky, B.A., Sedova, N.N. (2018). The Generation That Remembers (the Youth of the Hero City of Volgograd about the Battle of Stalingrad). Sotsiologiya goroda = Sociology of City. No. 1, pp. 36-43. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Petruneva, R.M., Mishta, S.P., Dulina, N.V., Petruneva, J.V. (2019). Research Activities of Teachers of Stalingrad Mechanical Institute During the Great Patriotic War. Primo aspectu. No. 4, pp. 58-68. DOI: 10.35211/2500-2635-2019-4-40-58-67 (In Russ., abstract in Eng.)

5. Novakov, I.A., Lysak, V.I. (Eds). (2005). Professora Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta: nauchno-bibliograficheskoe izdanie [Professors of Volgograd State Technical University: Scientific and Bibliographic Publication]. Volgograd: VSTU Publ., 408 p. (In Russ.)

6. Khardin, A.P. (Ed). (1980). 50 let Volgogradskogo politekhnicheskogo instituta (1980). [50 Years of Volgograd Polytechnic Institute]. Volgograd: Lower Volga book publishing house, 200 p. (In Russ.)

7. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 10.04.1946 g. № 809 «O peredache v neposredstvennoe vedenie Ministerstva vysshego obrazovaniya SSSR vysshikh uchebnykh zavedenii». [The Order of the Council of Ministers of the USSR dated 10.04.1946, No. 809 "On the Transfer of Direct Authority of the Ministry of Higher Education of the USSR Higher Educational Institutions"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &n=35088#09757151942153741 (In Russ.)

8. Godovoi otchet ob uchebno-vospitatel'noi rabote Stalingradskogo mekhanicheskogo instituta za 1942-1943 uchebnyi god (1943). [Annual Report on the Educational Work of the Stalingrad Mechanical Institute for the Academic Year 1942-1943]. State Archive of the Volgograd Region. F. 4182. Op. 4, L. 39. 39 p. (In Russ.)

9. Ermolov, A.U. (2009). Tankovaya promyshlennost' SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. [Tank Industry ofthe USSR During the Great Patriotic War]. Moscow: Litera-S Publ., 309 p. (In Russ.)

10. Nauka v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (2010). [Science During the Great Patriotic War]. Politekhnik [Polytechnic]. Oct 22, no. 1287 (31). (In Russ.)

11. Entsiklopediya Chelyabinskoi oblasti. [Encyclopedia ofthe Chelyabinsk Region]. Available at: http://chel-portal.ru/encyclopedia/Nessel_Shtraus_Genrih_Zundelevich/t/11516 (In Russ.)

12. Tankovyi front [Tank front]. Available at: http://tankfront.ru/ussr/industry/nktp.html (In Russ.)

13. Novakov, I.A. (Ed). (2000) 70 let Volgogradskomu gosudarstvennomu tekhnicheskomu univer-sitetu (istoricheskii ocherk) (2000). [70 Years of Volgograd State Technical University (Historical Essay)]. Volgograd: Lower Volga Book Publishing House, 240 p. (In Russ.)

14. Goroda-geroi [Cities-Heroes]. In: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1969-1978. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 08.02.20 Accepted for publication 14.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.