Научная статья на тему 'Город и городская культура в формировании личности народного учителя'

Город и городская культура в формировании личности народного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ / НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА / TEACHER EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA / NATIONAL TEACHER / FORMATION OF PERSONALITY OF TEACHER / URBAN ENVIRONMENT / CULTURAL LIFE OF CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуркина Нина Константиновна, Гуркин Андрей Борисович

В статье рассматриваются особенности и условия процесса формирования педагогической интеллигенции в дореволюционной России, особое внимание уделяется осмыслению влияния городской культуры на развитие культурно-творческого и профессионального потенциала, личностных качеств будущих народных учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуркина Нина Константиновна, Гуркин Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The city and urban culture in the formation of a national teacher

The article discusses the features and conditions of the process of formation of pedagogical intelligentsia in pre-revolutionary Russia, special attention is given to understanding the influence of urban culture on the development of cultural and creative and professional potential, personal qualities of future folk teachers.

Текст научной работы на тему «Город и городская культура в формировании личности народного учителя»

УДК 37.011.31-051(470):394.014

Н. К. Гуркина, А. Б. Гуркин

Город и городская культура в формировании личности народного учителя

В статье рассматриваются особенности и условия процесса формирования педагогической интеллигенции в дореволюционной России, особое внимание уделяется осмыслению влияния городской культуры на развитие культурно-творческого и профессионального потенциала, личностных качеств будущих народных учителей.

Ключевые слова: педагогическое образование в дореволюционной России, народный учитель, формирование личности педагога, городская среда, культурная жизнь города

Nina K. Gurkina, Andrey B. Gurkin The city and urban culture in the formation of a national teacher

The article discusses the features and conditions of the process of formation of pedagogical intelligentsia in pre-revolutionary Russia, special attention is given to understanding the influence of urban culture on the development of cultural and creative and professional potential, personal qualities of future folk teachers.

Keywords: teacher education in pre-revolutionary Russia, national teacher, the formation of the personality of the teacher, the urban environment, the cultural life of the city

Реформы Александра II привели к значительным преобразованиям в хозяйственно-экономическом строе России, к изменениям социального и духовного облика населения, росту культурных потребностей общества, что создавало новые условия для развития образования и просвещения в стране. Характер и темпы общественной модернизации, в свою очередь, в значительной мере зависели от состояния системы образования, его качества, доступности, эффективности. С принятием «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и специальной программы поддержки церковно-приходской школы 1884 г. начальная школа России получила новый импульс к развитию и на рубеже XIX-XX вв. стала массовой. Подготовка учителей для народной школы стала в пореформенный период первоочередной задачей просвещения, в ее решение включились государство, земства и сформировавшееся в 1860-е гг. широкое общественно-педагогическое движение. В подготовке проектов учительской семинарии, признававшейся наиболее приемлемой формой подготовки педагогов для начальной школы, участвовали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф и др. Теоретические основы педагогических образовательных учреждений разрабатывались выдающимися педагогами, государственными и общественными деятелями.

Проблема формирования личностных качеств будущего народного учителя волновала государство и общество не менее организационных и методико-педаго-

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

329

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

гических вопросов кадрового обеспечения начальной школы. Задачей народного учителя было не только обучать основам грамотности крестьянское население, но и просвещать, воспитывать, духовно наставлять. «Воспитатель, стоявший в уровень с современным ходом воспитания, - писал К. Д. Ушинский, - чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо»1.

Сложившаяся в стране к началу ХХ в. система среднего педагогического образования включала специальные учебные заведения: учительские институты и семинарии, педагогические курсы, второклассные церковно-приходские (учительские) школы. Учительниц готовили в педагогических классах женских гимназий и епархиальных женских училищ, законоучителей - в духовных семинариях. В этих учебных заведениях, находящихся в губернских и уездных городах, учились в основном местные уроженцы, дети крестьян и духовенства, других демократических слоев населения. Обучение для большинства будущих народных учителей было бесплатным, пособия и стипендии они получали от государства, земства, благотворительных организаций.

Привлечение крестьянских детей в педагогические учебные заведения было частью школьной политики государства и земств. Подавляющая часть начальных школ России были сельскими. Народные учителя из крестьянства и духовенства были наиболее адаптированы к жизни на селе. Материальное обеспечение в период учебы, однако, не компенсировало в полной мере трудностей и тягот жизни сельского учителя, поэтому приходили в педагогические учебные заведения крестьянские дети, стремящиеся к знаниям и культуре. По отзывам педагогов, приходящие из крестьянской среды воспитанники очень быстро достигали уровня выпускников городских училищ и заметно продвигались в своем интеллектуальном развитии, поскольку не страдали «самомнением», а отличались «вниманием и прилежанием»2. Добросовестность, трудолюбие, коллективизм, уважение к старшим были привиты у таких учащихся с детства. В процессе обучения и воспитания преподаватели педагогических учебных заведений стремились сохранить полезные практические навыки и несомненные духовные ценности сельского мира, развить и закрепить лучшие черты народного характера. Во многих семинариях, наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами, преподавались основы сельского хозяйства. Открывшаяся в 1903 г. образцовая Петрозаводская учительская семинария располагалась в специально построенном городке, куда входили не только учебные корпуса, общежития, квартиры для преподавателей, гимнастический зал, столовая, больница, домовая церковь, но и конюшня, пасека, огород, парники и оранжереи3.

Значительное влияние на формирование личности народного учителя оказывало знакомство с городской культурой, и в целом - городская среда. За годы учебы

330

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

(от 2 до 6 лет - в зависимости от типа образовательного учреждения) и жизни в губернском или уездном городе воспитанники педагогических учебных заведений значительно расширяли свой кругозор, повышали общекультурный уровень, приобщались к традициям и духовным богатствам русской и мировой культуры. «Впервые в жизни я ехал поездом и пароходом, увидел большие города и промышленные регионы, с провинциальной застенчивостью смотрел на разного типа городских жителей... - писал о своей поездке на учебу в учительскую семинарию П. А. Сорокин, -новое окружение, новые знакомства и особенно интенсивное чтение доселе незнакомых мне книг, журналов и газет быстро расширили и углубили мои взгляды»4.

Провинциальный город дореволюционной России предоставлял широкие возможности для культурного развития и самосовершенствования выходцев из сельской среды. Во многих губернских городах на рубеже веков появились электричество, водопровод, телефон и телеграф, кинематограф. В провинциальных городах развивалась местная пресса, открывались музеи и театры, публичные библиотеки, культурно-просветительские общества, развернувшие широкую лекционную, выставочную, издательскую и концертную деятельность. В Архангельске и Вологде, в частности, в начале века работали кружки любителей изящных искусств, занимавшиеся устройством лекций и выставок для населения. Члены Вологодского кружка издавали журнал «Временник», организовали 5 художественных выставок, участниками которых были вологодские и русские художники, в том числе из «Мира искусств» и т. п.5

Будущие педагоги стремились посещать музеи, выставки, городские театры и клубы, Народные дома (центры культурно-просветительской работы), любительские спектакли местных артистов, концерты и спектакли приезжих трупп. Воспитанники Петрозаводской учительской семинарии даже включили в свое заявление руководству в 1904 г. пункт о возможности постоянного посещения театров и вообще «учреждений, облагораживающих человека»6. Посещать театры, концерты, кино, городской каток разрешалось и учащимся духовных учебных заведений, но «с разбором», по выбору педагогов. На спектакли гастролировавших трупп иногда уходили самовольно. В журнале Архангельской духовной семинарии за 1912 г. отмечены воспитанники, убежавшие из общежития, «подложив под одеяло одежду», в коммерческое собрание на оперный спектакль и получившие за это «тройку» по поведению, и ученик 5 класса, которому был объявлен строгий выговор за уход «без разрешения на оперу «Жизнь за царя» (в журнале помечено - «не был отпущен, так как ходил дважды перед этим на оперу»)7.

Процесс обучения в педагогических учебных заведениях сопровождался многоплановой воспитательной работой, направленной на формирование личности народного учителя. Чтение художественной литературы, материалов прессы с последующим обсуждением, занятия музыкой и изобразительным искусством, подготовка музыкально-литературных вечеров осуществлялись в стенах учебных за-

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

331

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

ведений под руководством педагогов и способствовали интеллектуальному росту, эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся. Обучение рисованию и музыке было частью профессиональной подготовки будущих учителей. Уроки музыки и пения включали не только изучение нотной грамоты, но и обучение учащихся игре на каком-то музыкальном инструменте. Во многих педагогических учебных заведениях существовали ученические хоры и оркестры, исполнявшие светскую и духовную музыку русских и зарубежных композиторов. В репертуаре оркестра Тотемской учительской семинарии, состоящего их 12 струнных и 8 духовых инструментов, были произведения Моцарта, Бетховена, Глинки, Верди, Вагнера. В Петрозаводской учительской семинарии был создан оркестр народных инструментов и т. д.8

Воспитательная работа в учебных заведениях была тесно связана с культурной жизнью города. Художественные выставки, литературно-мызыкальные вечера становились своеобразными смотрами достижений городских учебных заведений, они проводились совместно некоторыми учебными заведениями, в качестве зрителей приглашались жители города, местная интеллигенция.

Объединенные хоры учащихся, ученические оркестры становились обязательными участниками общегородских мероприятий - юбилейных торжеств и праздников, благотворительных концертов. На таких торжествах выступали лучшие лекторы города, звучала духовная и светская музыка русских и зарубежных композиторов, ставились спектакли, устраивались народные гуляния с танцами. В ходе подготовки городских мероприятий публиковались книги и статьи соответствующей тематики, устраивались выставки, проходили народные чтения. Занимаясь вместе с городской общественностью подготовкой и проведением городских мероприятий, будущие учителя приобретали необходимый опыт культурно-просветительской и благотворительной деятельности, и готовились таким образом к роли «культуртрегеров» в широких народных массах.

Многие концерты в городах проводились с благотворительными целями. В годы русско-японской войны и Первой мировой войны учащиеся педагогических учебных заведений выступали с платными концертами в пользу раненых, в фонд сирот, бесплатно - перед отправляющимися на фронт и т. д. Благотворительной деятельностью в губернских городах активно занимались религиозные общества и организации. Учащиеся педагогических учебных заведениях принимали участие во многих благотворительных мероприятиях Русской православной церкви, а также в православных праздниках и молебнах, пели в церковных хорах. Религиозное воспитание было особенностью не только духовных, но и светских педагогических учебных заведениях.

Большое распространение в педагогических образовательных учреждениях получила в начале ХХ в. экскурсионная работа. Воспитанники под руководством педагогов осматривали местные достопримечательности, памятники культуры, музеи, монастыри. Экскурсии устраивались также на телефонные, электрические

332

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

и водопроводные станции, промышленные и сельскохозяйственные мероприятия, на железную дорогу, в порт и т. д. В 1904 г. Министерство народного просвещения выразило готовность материально помогать в организации экскурсий по стране с целью повышения культурного уровня народных учителей. Воспитанники провинциальных учебных заведений посещали Москву и Петербург, другие города страны, где осматривали музеи, храмы, памятники архитектуры, учреждения культуры, а также промышленные предприятия.

Воспитанники Тотемской учительской семинарии Вологодской губернии в начале ХХ в. посетили, кроме столиц, Ярославль, Нижний Новгород, Троице-Сергиеву лавру, архангельские епархиалки побывали в Киеве, Белгороде, Ялте, Севастополе и т. д. Программа пребывания в Москве тотемских семинаристов включала знакомство с соборами Василия Блаженного и Христа Спасителя, коллекциями Третьяковской галереи, Исторического и Румянцевского музеев, посещение Кремля и т. д. При поездках в Петербург учащиеся осматривали Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Александро-Невскую лавру, Казанский собор, Александровский музей, храм Воскресения Христова, музеи Петергофа и Ораниенбаума. В июньской поездке 1913 г. будущие учителя слушали в Петербурге оперы «Жизнь за царя» и «Травиата». Тогда же посетили Ботанический сад, электростанцию, водокачку, сталелитейный завод, Кронштадтский порт и военные суда9.

Не всегда влияние города было благоприятным. В 1905 г. (и в другие годы начала века) волнения (в той или иной форме) затронули многие провинциальные педагогические учебные заведения. По мнению руководителей учебных заведений, значительную роль в возникновении «беспорядков» или других форм протеста играли «внешние влияния», к которым относили воздействие ссыльных и местной интеллигенции. «Если в последние годы некоторые из представителей интеллигенции и снисходили до общения с семинаристами, то это имело место только в эпоху освободительного движения, причем преследовались особые цели. Политические ссыльные стремились сблизиться с семинаристами и просвещали их по-своему», -писал ревизор Святейшего Синода в отчете о проверке Вологодской духовной семинарии в 1910 г.10

«В г. Тотьме до 165 политических поднадзорных, есть и интеллигентная молодежь... поют революционные песни, устраивают демонстрации с флагами. публичное и массовое проявление их политических взглядов должно действовать в маленьком городке особенно вредно в нынешнее смутное время на молодых людей с неустановившимися взглядами», - сообщал губернатору и попечителю учебного округа в 1906 г. директор Тотемской учительской семинарии, ходатайствуя от имени педагогического совета об удалении ссыльных в другие местности11. По мере сил педагоги старались противодействовать негативному (с их точки зрения) влиянию городской среды, проводя соответствующие разъяснения и беседы, признавая при этом, что именно социальное происхождение будущих пастырей

• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •

333

Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры

и народных учителей делало их восприимчивыми к революционной пропаганде в начале ХХ в.

Город таил также опасности и соблазны другого плана. В фонде Тотемской учительской семинарии сохранилось ходатайство директора о переводе двух местных чиновников в другие города, «что помогло бы восстановлению их служебного авторитета и дало бы уверенность, что воспитанники Тотемской учительской семинарии - будущие учителя будут избавлены от возможностей склонения со стороны семейств названных чиновников к употреблению спиртных напитков и от вовлечения в предосудительные отношения»12.

Развитие культурно-творческого и профессионального потенциала учащихся педагогических учебных заведений посредством системы образования и воспитания с использованием возможностей городской культуры приводило к качественным сдвигам в сознании и поведении личности. Происходило не только профессиональное становление народных учителей, но и вершился сложный процесс включения их в состав русской интеллигенции. Формирование социокультурной идентичности провинциальной интеллигенции, прежде всего педагогической, базировалось при этом на органичном сочетании ценностей сельского мира России и духовных богатств и достижений высокой (городской) культуры. Во многом благодаря новым поколениям народных учителей российская школа, ставшая на рубеже веков значимым средством модернизации страны, сохраняла также роль хранителя традиционных ценностей российской цивилизации.

Примечания

1 Цит. по: Латышина Д. И. История педагогики: воспитание и образование в России, Х -начало ХХ в. М.: Форум, 1998. С. 391-392.

2 Гуркина Н. К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб.: Полторак, 2014. С. 57.

3 Там же. С. 58.

4 Сорокин П. А. Долгий путь: автобигр. роман. Сыктывкар: СЖ Коми ССР: Шипас, 1991. С. 35-36.

5 Гуркина Н. К. Культурно-просветительская деятельность в городах Европейского Севера России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Электронная культура: феномен неопросветительства. М., 2010. С. 17-24.

6 Нац. арх. Респ. Карелия. Ф. 79. Оп. 1. Д. 2/6а. Л. 3.

7 Гос. арх. Архангел. обл. Ф. 73. Оп. 1. Д. 895. Л. 1-3.

8 Гуркина Н. К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. С. 60-61.

9 Там же. С. 59-60.

10 РГИА. Ф. 802. Оп. 10, Д. 244. Л. 39.

11 Гос. арх. Вологод. губ. Ф. 852. Оп. 1. Д. 126.

12 Там же. Д. 140.

334

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.