УДК 37.011.31-051(470):394.014
Н. К. Гуркина, А. Б. Гуркин
Город и городская культура в формировании личности народного учителя
В статье рассматриваются особенности и условия процесса формирования педагогической интеллигенции в дореволюционной России, особое внимание уделяется осмыслению влияния городской культуры на развитие культурно-творческого и профессионального потенциала, личностных качеств будущих народных учителей.
Ключевые слова: педагогическое образование в дореволюционной России, народный учитель, формирование личности педагога, городская среда, культурная жизнь города
Nina K. Gurkina, Andrey B. Gurkin The city and urban culture in the formation of a national teacher
The article discusses the features and conditions of the process of formation of pedagogical intelligentsia in pre-revolutionary Russia, special attention is given to understanding the influence of urban culture on the development of cultural and creative and professional potential, personal qualities of future folk teachers.
Keywords: teacher education in pre-revolutionary Russia, national teacher, the formation of the personality of the teacher, the urban environment, the cultural life of the city
Реформы Александра II привели к значительным преобразованиям в хозяйственно-экономическом строе России, к изменениям социального и духовного облика населения, росту культурных потребностей общества, что создавало новые условия для развития образования и просвещения в стране. Характер и темпы общественной модернизации, в свою очередь, в значительной мере зависели от состояния системы образования, его качества, доступности, эффективности. С принятием «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и специальной программы поддержки церковно-приходской школы 1884 г. начальная школа России получила новый импульс к развитию и на рубеже XIX-XX вв. стала массовой. Подготовка учителей для народной школы стала в пореформенный период первоочередной задачей просвещения, в ее решение включились государство, земства и сформировавшееся в 1860-е гг. широкое общественно-педагогическое движение. В подготовке проектов учительской семинарии, признававшейся наиболее приемлемой формой подготовки педагогов для начальной школы, участвовали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф и др. Теоретические основы педагогических образовательных учреждений разрабатывались выдающимися педагогами, государственными и общественными деятелями.
Проблема формирования личностных качеств будущего народного учителя волновала государство и общество не менее организационных и методико-педаго-
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
329
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
гических вопросов кадрового обеспечения начальной школы. Задачей народного учителя было не только обучать основам грамотности крестьянское население, но и просвещать, воспитывать, духовно наставлять. «Воспитатель, стоявший в уровень с современным ходом воспитания, - писал К. Д. Ушинский, - чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо»1.
Сложившаяся в стране к началу ХХ в. система среднего педагогического образования включала специальные учебные заведения: учительские институты и семинарии, педагогические курсы, второклассные церковно-приходские (учительские) школы. Учительниц готовили в педагогических классах женских гимназий и епархиальных женских училищ, законоучителей - в духовных семинариях. В этих учебных заведениях, находящихся в губернских и уездных городах, учились в основном местные уроженцы, дети крестьян и духовенства, других демократических слоев населения. Обучение для большинства будущих народных учителей было бесплатным, пособия и стипендии они получали от государства, земства, благотворительных организаций.
Привлечение крестьянских детей в педагогические учебные заведения было частью школьной политики государства и земств. Подавляющая часть начальных школ России были сельскими. Народные учителя из крестьянства и духовенства были наиболее адаптированы к жизни на селе. Материальное обеспечение в период учебы, однако, не компенсировало в полной мере трудностей и тягот жизни сельского учителя, поэтому приходили в педагогические учебные заведения крестьянские дети, стремящиеся к знаниям и культуре. По отзывам педагогов, приходящие из крестьянской среды воспитанники очень быстро достигали уровня выпускников городских училищ и заметно продвигались в своем интеллектуальном развитии, поскольку не страдали «самомнением», а отличались «вниманием и прилежанием»2. Добросовестность, трудолюбие, коллективизм, уважение к старшим были привиты у таких учащихся с детства. В процессе обучения и воспитания преподаватели педагогических учебных заведений стремились сохранить полезные практические навыки и несомненные духовные ценности сельского мира, развить и закрепить лучшие черты народного характера. Во многих семинариях, наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами, преподавались основы сельского хозяйства. Открывшаяся в 1903 г. образцовая Петрозаводская учительская семинария располагалась в специально построенном городке, куда входили не только учебные корпуса, общежития, квартиры для преподавателей, гимнастический зал, столовая, больница, домовая церковь, но и конюшня, пасека, огород, парники и оранжереи3.
Значительное влияние на формирование личности народного учителя оказывало знакомство с городской культурой, и в целом - городская среда. За годы учебы
330
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
(от 2 до 6 лет - в зависимости от типа образовательного учреждения) и жизни в губернском или уездном городе воспитанники педагогических учебных заведений значительно расширяли свой кругозор, повышали общекультурный уровень, приобщались к традициям и духовным богатствам русской и мировой культуры. «Впервые в жизни я ехал поездом и пароходом, увидел большие города и промышленные регионы, с провинциальной застенчивостью смотрел на разного типа городских жителей... - писал о своей поездке на учебу в учительскую семинарию П. А. Сорокин, -новое окружение, новые знакомства и особенно интенсивное чтение доселе незнакомых мне книг, журналов и газет быстро расширили и углубили мои взгляды»4.
Провинциальный город дореволюционной России предоставлял широкие возможности для культурного развития и самосовершенствования выходцев из сельской среды. Во многих губернских городах на рубеже веков появились электричество, водопровод, телефон и телеграф, кинематограф. В провинциальных городах развивалась местная пресса, открывались музеи и театры, публичные библиотеки, культурно-просветительские общества, развернувшие широкую лекционную, выставочную, издательскую и концертную деятельность. В Архангельске и Вологде, в частности, в начале века работали кружки любителей изящных искусств, занимавшиеся устройством лекций и выставок для населения. Члены Вологодского кружка издавали журнал «Временник», организовали 5 художественных выставок, участниками которых были вологодские и русские художники, в том числе из «Мира искусств» и т. п.5
Будущие педагоги стремились посещать музеи, выставки, городские театры и клубы, Народные дома (центры культурно-просветительской работы), любительские спектакли местных артистов, концерты и спектакли приезжих трупп. Воспитанники Петрозаводской учительской семинарии даже включили в свое заявление руководству в 1904 г. пункт о возможности постоянного посещения театров и вообще «учреждений, облагораживающих человека»6. Посещать театры, концерты, кино, городской каток разрешалось и учащимся духовных учебных заведений, но «с разбором», по выбору педагогов. На спектакли гастролировавших трупп иногда уходили самовольно. В журнале Архангельской духовной семинарии за 1912 г. отмечены воспитанники, убежавшие из общежития, «подложив под одеяло одежду», в коммерческое собрание на оперный спектакль и получившие за это «тройку» по поведению, и ученик 5 класса, которому был объявлен строгий выговор за уход «без разрешения на оперу «Жизнь за царя» (в журнале помечено - «не был отпущен, так как ходил дважды перед этим на оперу»)7.
Процесс обучения в педагогических учебных заведениях сопровождался многоплановой воспитательной работой, направленной на формирование личности народного учителя. Чтение художественной литературы, материалов прессы с последующим обсуждением, занятия музыкой и изобразительным искусством, подготовка музыкально-литературных вечеров осуществлялись в стенах учебных за-
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
331
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
ведений под руководством педагогов и способствовали интеллектуальному росту, эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся. Обучение рисованию и музыке было частью профессиональной подготовки будущих учителей. Уроки музыки и пения включали не только изучение нотной грамоты, но и обучение учащихся игре на каком-то музыкальном инструменте. Во многих педагогических учебных заведениях существовали ученические хоры и оркестры, исполнявшие светскую и духовную музыку русских и зарубежных композиторов. В репертуаре оркестра Тотемской учительской семинарии, состоящего их 12 струнных и 8 духовых инструментов, были произведения Моцарта, Бетховена, Глинки, Верди, Вагнера. В Петрозаводской учительской семинарии был создан оркестр народных инструментов и т. д.8
Воспитательная работа в учебных заведениях была тесно связана с культурной жизнью города. Художественные выставки, литературно-мызыкальные вечера становились своеобразными смотрами достижений городских учебных заведений, они проводились совместно некоторыми учебными заведениями, в качестве зрителей приглашались жители города, местная интеллигенция.
Объединенные хоры учащихся, ученические оркестры становились обязательными участниками общегородских мероприятий - юбилейных торжеств и праздников, благотворительных концертов. На таких торжествах выступали лучшие лекторы города, звучала духовная и светская музыка русских и зарубежных композиторов, ставились спектакли, устраивались народные гуляния с танцами. В ходе подготовки городских мероприятий публиковались книги и статьи соответствующей тематики, устраивались выставки, проходили народные чтения. Занимаясь вместе с городской общественностью подготовкой и проведением городских мероприятий, будущие учителя приобретали необходимый опыт культурно-просветительской и благотворительной деятельности, и готовились таким образом к роли «культуртрегеров» в широких народных массах.
Многие концерты в городах проводились с благотворительными целями. В годы русско-японской войны и Первой мировой войны учащиеся педагогических учебных заведений выступали с платными концертами в пользу раненых, в фонд сирот, бесплатно - перед отправляющимися на фронт и т. д. Благотворительной деятельностью в губернских городах активно занимались религиозные общества и организации. Учащиеся педагогических учебных заведениях принимали участие во многих благотворительных мероприятиях Русской православной церкви, а также в православных праздниках и молебнах, пели в церковных хорах. Религиозное воспитание было особенностью не только духовных, но и светских педагогических учебных заведениях.
Большое распространение в педагогических образовательных учреждениях получила в начале ХХ в. экскурсионная работа. Воспитанники под руководством педагогов осматривали местные достопримечательности, памятники культуры, музеи, монастыри. Экскурсии устраивались также на телефонные, электрические
332
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
и водопроводные станции, промышленные и сельскохозяйственные мероприятия, на железную дорогу, в порт и т. д. В 1904 г. Министерство народного просвещения выразило готовность материально помогать в организации экскурсий по стране с целью повышения культурного уровня народных учителей. Воспитанники провинциальных учебных заведений посещали Москву и Петербург, другие города страны, где осматривали музеи, храмы, памятники архитектуры, учреждения культуры, а также промышленные предприятия.
Воспитанники Тотемской учительской семинарии Вологодской губернии в начале ХХ в. посетили, кроме столиц, Ярославль, Нижний Новгород, Троице-Сергиеву лавру, архангельские епархиалки побывали в Киеве, Белгороде, Ялте, Севастополе и т. д. Программа пребывания в Москве тотемских семинаристов включала знакомство с соборами Василия Блаженного и Христа Спасителя, коллекциями Третьяковской галереи, Исторического и Румянцевского музеев, посещение Кремля и т. д. При поездках в Петербург учащиеся осматривали Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Александро-Невскую лавру, Казанский собор, Александровский музей, храм Воскресения Христова, музеи Петергофа и Ораниенбаума. В июньской поездке 1913 г. будущие учителя слушали в Петербурге оперы «Жизнь за царя» и «Травиата». Тогда же посетили Ботанический сад, электростанцию, водокачку, сталелитейный завод, Кронштадтский порт и военные суда9.
Не всегда влияние города было благоприятным. В 1905 г. (и в другие годы начала века) волнения (в той или иной форме) затронули многие провинциальные педагогические учебные заведения. По мнению руководителей учебных заведений, значительную роль в возникновении «беспорядков» или других форм протеста играли «внешние влияния», к которым относили воздействие ссыльных и местной интеллигенции. «Если в последние годы некоторые из представителей интеллигенции и снисходили до общения с семинаристами, то это имело место только в эпоху освободительного движения, причем преследовались особые цели. Политические ссыльные стремились сблизиться с семинаристами и просвещали их по-своему», -писал ревизор Святейшего Синода в отчете о проверке Вологодской духовной семинарии в 1910 г.10
«В г. Тотьме до 165 политических поднадзорных, есть и интеллигентная молодежь... поют революционные песни, устраивают демонстрации с флагами. публичное и массовое проявление их политических взглядов должно действовать в маленьком городке особенно вредно в нынешнее смутное время на молодых людей с неустановившимися взглядами», - сообщал губернатору и попечителю учебного округа в 1906 г. директор Тотемской учительской семинарии, ходатайствуя от имени педагогического совета об удалении ссыльных в другие местности11. По мере сил педагоги старались противодействовать негативному (с их точки зрения) влиянию городской среды, проводя соответствующие разъяснения и беседы, признавая при этом, что именно социальное происхождение будущих пастырей
• Том 208 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 2 •
333
Раздел IX. Образование как продукт и способ формирования культуры
и народных учителей делало их восприимчивыми к революционной пропаганде в начале ХХ в.
Город таил также опасности и соблазны другого плана. В фонде Тотемской учительской семинарии сохранилось ходатайство директора о переводе двух местных чиновников в другие города, «что помогло бы восстановлению их служебного авторитета и дало бы уверенность, что воспитанники Тотемской учительской семинарии - будущие учителя будут избавлены от возможностей склонения со стороны семейств названных чиновников к употреблению спиртных напитков и от вовлечения в предосудительные отношения»12.
Развитие культурно-творческого и профессионального потенциала учащихся педагогических учебных заведений посредством системы образования и воспитания с использованием возможностей городской культуры приводило к качественным сдвигам в сознании и поведении личности. Происходило не только профессиональное становление народных учителей, но и вершился сложный процесс включения их в состав русской интеллигенции. Формирование социокультурной идентичности провинциальной интеллигенции, прежде всего педагогической, базировалось при этом на органичном сочетании ценностей сельского мира России и духовных богатств и достижений высокой (городской) культуры. Во многом благодаря новым поколениям народных учителей российская школа, ставшая на рубеже веков значимым средством модернизации страны, сохраняла также роль хранителя традиционных ценностей российской цивилизации.
Примечания
1 Цит. по: Латышина Д. И. История педагогики: воспитание и образование в России, Х -начало ХХ в. М.: Форум, 1998. С. 391-392.
2 Гуркина Н. К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб.: Полторак, 2014. С. 57.
3 Там же. С. 58.
4 Сорокин П. А. Долгий путь: автобигр. роман. Сыктывкар: СЖ Коми ССР: Шипас, 1991. С. 35-36.
5 Гуркина Н. К. Культурно-просветительская деятельность в городах Европейского Севера России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Электронная культура: феномен неопросветительства. М., 2010. С. 17-24.
6 Нац. арх. Респ. Карелия. Ф. 79. Оп. 1. Д. 2/6а. Л. 3.
7 Гос. арх. Архангел. обл. Ф. 73. Оп. 1. Д. 895. Л. 1-3.
8 Гуркина Н. К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. С. 60-61.
9 Там же. С. 59-60.
10 РГИА. Ф. 802. Оп. 10, Д. 244. Л. 39.
11 Гос. арх. Вологод. губ. Ф. 852. Оп. 1. Д. 126.
12 Там же. Д. 140.
334
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •