УДК 502.4(23.0)
ГОРНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
© 2008. Супруненко Ю.П.
Институт географии РАН
Экотуризм активно развивается в горной местности, включая нивально-гляциальную зону. Объектами экотуризма являются рекреационные ресурсы, прежде всего в национальных парках (зоны: интенсивной и экстенсивной рекреации, буферная и труднодоступная); но каждый парк имеет свой специфический профиль, «эко-рекреационное лицо» и экотуристскую составляющую. Экотуристская классификация парков может быть использована наравне с классификацией парков относительно морфоструктур рельефа. В целом эффективное освоение высоких гор невозможно без учета их экотуристических возможностей.
Eco-tourism is actively developed in high lands up to nival-glacial zone. Recreational resources are the object of eco-tourism, and, first of all, in national parks (zones: intensive and extensive recreation, buffer and difficult-to-access one), but every park has a specific profile, its own “eco-recreational face” and eco-touristic component. They can be used as a characteristic of park classification, as well as a terrain morphostructure. In general, the effective development in mountains requires to take into account eco-touristical features.
Ключевые слова: экотуризм, национальные парки, природно-ориентированный туризм, функциональное зонирование национальных парков, природное и культурное наследие, экотуры, классификации национальных парков.
Еще совсем недавно бытовали две крайние точки зрения на охранные территории. Они представлялись либо как последний оплот естественной природы (заповедники со строгими нормами посещения, где нежелательна любая деятельность, кроме ограниченной научной), либо как парковые зоны для массового отдыха, куда привлекается максимальное количество посетителей. Но уже с 80-х годов ХХ столетия российские заповедники стали развивать на своей территории природноориентированный туризм. Оптимально же устроенные национальные парки изначально, можно сказать, по определению совмещают в себе две основные функции - охранную и рекреационную, при этом предпочтение (не без экономической выгоды) в последнее время отдается управляемому, «мягкому» туризму, т.е. экологическим путешествиям и экскурсиям. Любой национальный парк, таким образом, может и должен найти свою нишу в экотуризме.
Экологически сбалансированная рекреация выступает альтернативой интенсивной и экологически опасной индустриализации экономики развивающихся стран. Но эти регионы не всегда готовы отказаться от индустриального развития в угоду глобальным императивам. В этом случае возможны локальные акценты, когда наиболее экологически опасные стадии экономического развития «пропускаются», а природная среда остается в относительно «первозданном» виде. Экономическое развитие на локальном уровне включает эксплуатацию альтернативных ресурсных источников, а также включение в щадящий экономический оборот средообразующих и социокультурных ресурсов (объекты природного и культурного наследия, экотуризма, рекреации и лечения). Соотношение локального и глобального оказывает большое влияние на экологически устойчивое развитие [1].
Экотуризм и национальные парки. По мере расширения сети национальных парков экологические императивы все глубже внедрялись в рекреационную практику. Это нашло даже отражение в определении национального парка как «уникальной природной территории, полностью исключаемой из хозяйственной деятельности и предназначенной для демонстрации лучших образцов природ-
ного наследия и ведения природоохранной работы с населением, для чего выделяются специальные участки (зоны) для отдыха и экологического туризма и организуются информационные экоцентры; на большей части устанавливается жесткий режим охраны, близкий к заповедному» [3. С. 2]. Экотуризм развивают в зонах рекреации (интенсивной и экстенсивной) и познавательного туризма (буферной, труднодоступной и рекреационной - в соответствии с функциональным зонированием национальных парков), которые специально оборудуют для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями. Преодолевая противоречия между рекреацией и охраной природы, национальные парки нацелены на эффективное рекреационное обслуживание, а также на воспитание гражданского отношения к природному и культурному наследию.
Обширная сеть российских особо охраняемых природных территорий в последнее время существует в значительной мере благодаря поддержке международных организаций (Фонда дикой природы - WWF, Всемирного банка и др.). Однако необходимо изыскивать собственные средства для сбалансированной охраны природы России, в частности использовать доходы от экотуризма (Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала») в национальных и природных парках, экологопросветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и других видов деятельности.
Те российские заповедники, природные и национальные парки, которые стали развивать экотуризм, уже ощутили его преимущества, в том числе экономические. Это национальные парки в средней полосе России - Валдайский и Марий Чодра, а также горные парки - Сочинский, Югыд ва в Коми, Таганай на Южном Урале, Прибайкальский и Забайкальский и др. Однако у большинства территорий с охранным статусом не хватает начального капитала на создание экоцентров и обустройство экологических маршрутов, и экообразовательные вопросы уступают место решению хозяйственных задач. В связи с нехваткой средств у самих парков туры, хоть в какой-то мере отвечающие требованиям экотуризма, в основном предлагают фирмы, ориентированные на спортивный туризм, охотничьи и рыболовные занятия. Правда, туроператоров все же обязывают выделять средства на охрану природных территорий, по которым проходят их туры. Но опыт показывает, что расходы на охрану природных ресурсов растут с той же скоростью, с которой увеличивается степень их эксплуатации. Следовательно, важно контролировать развитие экотуризма и не ждать от него слишком больших прибылей.
Благоприятную основу для развития экотуризма в российских (как впрочем, и ближнего зарубежья) национальных парках создают следующие факторы [2. С. 191]: местоположение (в пределах благоустроенных и «диких» территорий), биоразнообразие (аттрактивные объекты, мозаичность горных склонов), биоклиматическая и экологическая благоприятность, удаленность от центров расселения, обилие популярных маршрутов, и добавим от себя - возможность отразить на данной территории хотя бы одну экологическую проблему. При таких предпосылках управленческие решения могут быть эффективными лишь при хорошем знании экосистем, серьезном внимании организации рекреации, потокам посетителей и местному населению.
В подавляющем большинстве парков развитых стран (в меньшей степени развивающихся) для устойчивого управления и защиты природных ресурсов составляются менеджмент-планы развития территории, причем еще до того, как она активно начинает использоваться в рекреационных целях. Тактика управления туризмом в национальном парке может быть прямого (зонирование, оборудование мест для стоянок, введение систем штрафов) и косвенного (патрулирование, фиксированные маршруты, введение знаков приоритета (запрещающего, предупреждающего и предписывающего содержания) информационные стенды и указательные знаки, печатная продукция) воздействия. Целью зонирования может быть как запрещение рекреационной деятельности (в основном в парках развивающихся стран), так и разделение территории для различных типов посетителей (по интересам, по возрасту и т.д.) (преимущественно в развитых странах).
Для планирования экотуристской деятельности в национальных парках, для снижения вреда, наносимого посетителями, наравне с зонированием организуют контроль за действиями туристов. Такая простая мера, как присутствие рейнджеров в наиболее посещаемых местах, может быть весьма эффективной для охраны природы. В парках развивающихся стран более полагаются на контроль за посетителями (патрулирование), чем на информирование и обучение, как в парках развитых стран.
Обзор рынка экотуризма в национальных парках (по интернету и литературным источникам) показывает, что эта ветвь туризма успешно развивается, приносит немалый доход и пользуется устойчивой популярностью у отдыхающих. Различаются массовые и индивидуальные высокотехнологичные экотуры; цена последних существенно выше.
Классификация национальных парков по экотуристской составляющей. В организации экотуристической деятельности нужно учитывать, что режим охраны в горных местностях может быть жестким, как это наблюдается в заповедниках и заповедных зонах национальных парков, и не строго регламентированным, как в буферных и труднодоступных зонах национальных парков [4], на территории массовой рекреации. На специально охраняемых площадях содержится штат служащих, которые контролируют посещаемость, проводят научно обоснованные природоохранные мероприятия.
За пределами национальных парков сужаются возможности организации охраны природы, хотя ландшафты и требуют защиты. В таких случаях используют помощь лесников, а также проводят пропагандистскую работу (рекламные щиты, путеводители с природоохранной направленностью, инструктажи на турбазах, на пунктах контрольно-спасательной службы и т.д.), оборудуются, где возможно, учебные туристские тропы и специальные места стоянок. Территории, по статусу не являющиеся заповедными, могут включать участки, где запрещены рубка леса, выпас скота, удаление дернового покрова, подрезка и распашка склонов, застройка, сооружение дорог.
Таким образом, различают экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий («австралийская» модель экотуризма с акцентом на природную составляющую) и экотуризм вне границ особого охраняемых природных территорий («немецкая» или «западноевропейская» модель экотуризма с акцентом на эколого-культурные сюжеты). Участки среди охраняемых территорий, привлекательные для туристов, должны быть ограничено рекреационными, так называемого регламентированного использования. Местности, посещаемые меньшим количеством людей, располагаются на неконтролируемой или слабо контролируемой человеком территории. Первые предназначены в основном для кратковременного отдыха, с прямой регуляцией рекреационных потоков, здесь популярны такие виды экотуризма, как наблюдение, изучение и просвещение. Непродолжительные экскурсии по постоянным экологическим тропам - это наиболее легко формируемый турпродукт национальных парков. Вторые - для длительного отдыха, для маршрутов, удаленных от населенных мест, широкое распространение на этих территориях получают спортивные, приключенческие и экстремальные виды экотуризма; при этом воздействие на количество отдыхающих непрямое.
Экологический и эколого-культурный туризм - это целые природно-рекреационные районы, районы с традиционными, аборигенными формами хозяйствования, в том числе на Севере и в горах. Самодеятельный и спортивный туризм значительно развит в России (в 80-е годы прошлого столетия в эти виды туризма было вовлечено свыше 20 млн чел.) и представляет собой существенный социальный потенциал экотуризма.
Запреты и ужесточение режима часто не приносят пользы. Более действенны разнообразные отвлечения туристов от уникального объекта посредством троп, предоставления им разнообразных услуг. Причем форма и объем таких услуг будут различаться в парках разного по продолжительности экотуристического отдыха. Среди таковых можно назвать парки, соответствующие кратковременному («отдых выходного дня» в Свердловском (Екатеринбургском) парке), длительному, отпускному (парки Кавказа, юга Сибири, проектируемые памирские и тянь-шаньские) и смешанному (парки близ курортов Крыма или Кавказа, Водлозерский парк на Среднерусской возвышенности, являющийся, кстати, лидером по развитию классического экотуризма) отдыху. В целом же это пригородный парк с экотуристической направленностью для экскурсионных и оздоровительных занятий. Обычно парки вблизи городов проводят однодневные экскурсии экологической ориентации. В таких случаях принято считать, что экскурсант, не ночующий в парке, еще не является туристом.
Сочинский национальный парк, первый получивший такой статус в России в 1983 г., как раз и являет собой пример охранно-рекреационной территории для экскурсионного, пригородного отдыха и длительных туристских походов, т.е. парка смешанного типа [6]. Главная функция города-курорта Сочи и прилегающих горных ландшафтов - оздоровительная рекреация в рационально организованной среде. Горный национальный парк, как бы спускаясь с гор, клиньями заходит в город, сливаясь с городскими парковыми комплексами. Это редкое сочетание национального парка и городской за-
стройки. Определяющий фактор для курорта - природный, который в условиях побережья представлен редким сочетанием теплого моря, субтропической растительности и заснеженных гор.
Этот парк занимает лидирующее положение среди аналогичных территорий по количеству редких и исчезающих растений. Правда, пляжи и побережья оставляют мало возможностей для посещения горной части (организованные экскурсии из отдельных санаториев), которая к тому же пока еще и недостаточно благоустроена. В маршруты включены посещения памятников природы: Агурских и Ореховых водопадов, крупнейшей на Кавказе системы Воронцовских пещер. На территории парка отмечено более ста памятников истории и культуры - от раннего палеолита до позднего Средневековья: поселения, дольмены, руины крепостей и средневековых храмов.
В зимнее время рекреационный потенциал лесопаркового пояса Сочи значительно выше потенциала прибрежного. Развитие горнолыжного центра Красная Поляна даст толчок к ускоренному и эффективному функционированию этого своеобразного, можно даже сказать, уникального тандема город-парк.
Экотуристские характеристики некоторых горных национальных парков и прилегающих к ним территорий. У каждого парка свой профиль, свое «рекреационно-экологическое лицо», своя экотуристическая составляющая. Все это может быть тоже признаком разделения парков наравне с классификацией их по морфоструктурам рельефа [5]. Например, Ала-Арча и Узбекский парки — это покорение вершин и преодоление перевалов, т.е. альпинизм, скалолазание и горный туризм; экотуризм здесь включает, главным образом, пропаганду и просвещение. Карпатский и планируемые парки на Тянь-Шане - горный пеший и лыжный туризм, Североуральский и Тоджинский парки - сплав по горным рекам и конный туризм. В этих парках, кроме широкого внедрения экопросвещения, оборудуются учебные тропы и специальные площадки для отдыха.
Библиографический список
1. Волкова И.Н., Приваловская Г.А. Экоцикл: глобальное и локальное в устойчивом равновесии природы // Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. - М.: Изд-во Вост. лит., 2002. - С. 286-298. 2.
Дроздов А.В. Основы экологического туризма. - М.: Гардарики, 2005. - 271 с. 3.Заповедные острова: газета. №1(38), 2001. 4. Котляков В.М., Супруненко Ю.П. О создании высокогорных ледниковых национальных парков // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. 1979. №5. - С. 25-32. 5. Супруненко Ю.П. Горы зовут (Горно-рекреационное природопользование). - М.: Тровант, 2003. - 368 с. 6. Супруненко Ю.П., Яблоков С.А. Экологическое планирование будущего Сочи // Биология. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. №46. - С. 14.