Научная статья на тему 'ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ'

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеверёва Д.Ю., Пономарева Н.В.

В статье рассмотрен горизонтальный и вертикальный анализ прибыли предприятия. Он позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, а также потенциальные возможности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ»

водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")

Чеверёва Д. Ю. бакалавр 4го курса Пономарева Н.В., к. э.н. научный руководитель, доцент ФГБОУВО «Орловский ГАУ» Россия, г. Орел

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ

Аннотация: В статье рассмотрен горизонтальный и вертикальный анализ прибыли предприятия. Он позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, а также потенциальные возможности предприятия.

Ключевые слова: прибыль, анализ прибыли, горизонтальный анализ, вертикальный анализ.

Успешная работа любого предприятия определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль. Главная задача анализа заключается в выявлении резервов ее роста. Для этого изучают динамику и структуру прибыли по направлениям ее образования: от реализации продукции, от прочих видов деятельности. В процессе анализа выявляют и количественно оценивают влияние факторов на прибыль, разрабатывают рекомендации с учетом перспектив развития предприятия.

Улучшение финансового состояния предприятий Орловской области во многом зависит от увеличения объёма продажи сельскохозяйственной продукции [1].

Анализ прибыли начинают с исследования ее динамики, как в общей сумме, так и в разрезе ее составляющих (горизонтальный анализ), а затем выявляют структурные изменения (вертикальный анализ) [2].

Основной прием анализа - сравнение показателей с предыдущим годом в абсолютных величинах и в процентах к итогу.

Рассмотрим финансовые результаты деятельности ОАО «Агрофирма Мценская» в таблице 1.

Таблица 1 - Горизонтальный анализ прибыли в целом по предприятию, тыс. руб._

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Базисный темп роста (снижения), %

Выручка от продажи продукции, работ, услуг 834971 520027 733353 87,83

Себестоимость продаж 752977 518462 668460 88,78

Валовая прибыль 81994 1565 64893 79,14

Коммерческие расходы - - 8892 -

Прибыль от продаж 81994 1565 56001 68,30

Проценты к получению 7980 10421 13295 в 1,7 р.

Проценты к уплате 34434 36774 36340 105,54

Прочие доходы 45962 69909 61485 133,77

Прочие расходы 20622 13527 23438 113,66

Прибыль до налогообложения 80880 31594 71003 87,79

Чистая прибыль отчетного периода 80880 29993 71003 87,79

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в ОАО «Агрофирма Мценская» в 2014 г. по сравнению с 2012 г. произошло сокращение выручки от продажи продукции на 12,7% за счет сокращения объемов производства и цен на отдельные виды продукции. Себестоимость проданной продукции за рассматриваемый период сократилась на 11,22%. В результате более быстрого роста сокращения выручки от продажи по сравнению с себестоимостью валовая прибыль в 2014 г. по сравнению с 2012 г. сократилась на 17101 тыс. руб. или на 20,9%. В 2012 -2013 гг. в хозяйстве не осуществлялись коммерческие и управленческие расходы, а в 2014 г. они составили 8892 тыс. руб., что повлекло за собой сокращение прибыли от продаж на 31,7%. В связи с ростом процентов к получению в 1,7 раз, процентов к уплате на 5,5%, прочих доходов на 13,7% и прочих расходов на 13,7% прибыль до налогообложения и чистая прибыль в 2014 году по сравнению с 2012 годом сократились на 12,2%.

Изменения в структуре прибыли анализируются с использованием вертикального анализа (таблица 2).

Таблица 2 - Вертикальный анализ прибыли (убытка) в целом по предприятию, %_____

2012 г. Абсолютный

Показатели 2013 г. 2014 г. прирост (снижение)

Выручка от продажи продукции, работ, услуг 100,00 100,00 100,00 0,00

Себестоимость проданной продукции, работ, услуг 90,18 99,70 91,15 0,97

Валовая прибыль 9,82 0,30 8,85 0,97

Коммерческие расходы - - 1,21 -

Прибыль от продаж 9,82 0,30 7,64 -2,18

Проценты к получению 0,96 2,00 1,81 0,86

Проценты к уплате 4,12 7,07 4,96 0,83

Прочие доходы 5,50 13,44 8,38 2,88

Прочие расходы 2,47 2,60 3,20 0,73

Прибыль до налогообложения 9,69 6,08 9,68 -0,01

Чистая прибыль отчетного периода 9,69 5,77 9,68 -0,01

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что доля себестоимости в структуре выручки от продажи сельскохозяйственной продукции увеличилась на 0,97 п.п., на столько же увеличилась и доля валовой прибыли. Доля прибыли от продаж сократилась в 2014 г. по сравнению с 2012 г. на 2,18 п.п. В целом доля прибыли до налогообложения и чистой прибыли в 2014 году по сравнению с 2012 годом сократилась на 0,01 п.п. Таким образом, в 2014 году в ОАО «Агрофирма Мценская» наблюдается сокращение размера и удельного веса чистой прибыли.

Проследим состояние финансовых результатов от продажи продукции (работ) отдельно по отраслям производства (таблица 3).

Таблица 3 - Финансовые результаты от продажи

Показатели 2012г. 2013г. 2014г. Абсолютный прирост (снижение)

1.Выручка от продажи продукции, работ, услуг всего, руб. 834971 520027 733353 -101618

в т. ч. растениеводства животноводства прочая 527168 272034 35769 234270 260321 25436 381806 307907 43640 -145362 35873 7871

2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, руб. 752977 518462 668460 -84517

в т. ч. растениеводства животноводства прочая 456717 255429 40831 230894 253850 33718 352815 279355 36290 -103902 23926 -4541

З.Прибыль (убыток) от продаж, руб. 81994 1565 64893 -17101

в т. ч. растениеводства животноводства прочая 70451 16605 -5062 3376 6471 -8282 28911 28552 7350 -41460 11947 12412

4. Рентабельность производственной деятельности, % 10,9 0,3 9,71 -1,19

в т. ч. растениеводства животноводства прочая 15,4 6,5 х 1,5 2,5 х 8,22 10,22 20,25 -7,18 3,72 х

5. Окупаемость затрат, всего, руб. 1,11 1,00 1,10 -0,01

в т. ч. растениеводства животноводства 1,15 1,07 1,01 1,03 1,08 1,10 -0,07 0,03

прочая 1,04 0,75 1,20 0,16

Как следует из таблицы 3, абсолютное сокращение выручки от реализации продукции, работ, услуг в целом по обществу в 2014 году по сравнению с 2012 годом составило 101618 тыс. руб. или 12,2%. При этом сокращение было обусловлено сокращением выручки от реализации продукции растениеводства на 145362 тыс. руб. или на 27,6%, тогда как выручка от продажи продукции животноводства и прочей продукции увеличилась на 35873 тыс. руб. (на 13,2%) и на 7871 тыс. руб. (на 22%).

Себестоимость проданной продукции, работ, услуг сократилась за анализируемый период на 84517 тыс. руб. или на 11,22% за счет сокращения себестоимости продукции растениеводства и прочей продукции, которые сократилась на 103902 тыс. руб. (22,75%) и на 4541 тыс. руб. (11,12%) соответственно. При этом себестоимость от продажи продукции животноводства увеличилась на 23926 тыс. руб. или на 9,4%.

В результате более быстрого сокращения выручки от продажи продукции, работ, услуг по сравнению с себестоимостью размер прибыли от продаж сократился на 177101 тыс. руб. или 20,9%, в том числе по растениеводству - на 41460 тыс. руб. или в 2,4 раза. А по животноводству и прочей продукции, работам, услугам размер прибыли увеличивается 2014 г. по сравнению с 2012 г. на 11947 тыс. руб. (в 1,7 раза) и на 12412 руб. (тогда как в предыдущие годы были убытки).

Таким образом, анализируя проведенные расчеты, можно сделать вывод о том, что размер прибыли в ОАО «Агрофирма Мценская» зависит от ряда факторов: объема, структуры реализованной продукции, уровня цен, себестоимости единицы сельскохозяйственной продукции.

Использованные источники:

1. Пономарева Н.В., Чеверёва Д.Ю. Аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области // Экономика и социум.- 2015.- № 2-3 (15).- С. 1496-1502.

2. Пономарева Н.В., Чеверёва Д.Ю. Аналитический обзор рынка сельскохозяйственной продукции в Орловской области и анализ финансовых результатов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В.- 2015. - С. 227- 240.

3. Яковлева Н.А., Сунозова О.А. Определение влияния факторов на себестоимость продукции и финансовый результат от продажи продукции в сельскохозяйственных предприятиях Орловской области с помощью индексного метода анализа // Экономика и социум.- 2014.- № 2-4 (11).- С. 1311-1314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.