Научная статья на тему 'Горизонтальные информационные потоки при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении'

Горизонтальные информационные потоки при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИИ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION INTRODUCTION PROCESS / HORIZONTAL INFORMATION FLOW / MANAGEMENT FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибирева Анна Рудольфовна, Сибирев Валерий Вадимович

В статье приводится классификация горизонтальных информационных потоков процесса внедрения инновации в общеобразовательном учреждении. Изучаются информационные потоки стадий становления и стабильного функционирования системы. Прослеживается реализация функций управления вдоль горизонтальных и вертикальных информационных потоков инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Horizontal Information Flows While Introducing Innovations in a General Education Institution

This article gives the classification of horizontal information flows while introducing innovations in a general education institution. The stages of becoming and stable functioning of the system are described. We study the realization of management functions along the horizontal and vertical information flows

Текст научной работы на тему «Горизонтальные информационные потоки при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении»

Анализ исходного уровня развития познавательной самостоятельности на констатирующем этапе эксперимента подтвердил необходимость работы над развитием познавательной самостоятельности учеников среднего школьного возраста, необходимость проверки и реализации выдвинутых педагогических условий.

Использование проблемных ситуаций для развития познавательной самостоятельности практически всегда оказывается полезным, но, учитывая специфику гуманитарных предметов и особенности среднего школьного возраста, можно сделать проблемные ситуации эффективнейшим средством развития познавательной самостоятельности. Мы считаем, что проблемные ситуации при развитии познавательной самостоятельности в среднем школьном возрасте более эффективны, если реализовывать три вышеуказанных условия. Дальнейшая разработка данного вопроса будет способствовать повышению эффективности протекания процесса развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности.

Библиографический список

1. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Ма-тюшкин. - М.: Педагогика, 1972. -208 с.

2. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]: Книга для учителя / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие для педагогических вузов / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] /

Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

5. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: ИНФРА, 1999. - 576 с.

6. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.

7. Шамова, Т.П. Активизация учения школьников [Текст] / Т.П. Шамова. - М.: Просвещение, 1982. - 209 с.

Bibliography

1. Encyclopedic Dictionary of Philosophy [Text], - М.: INFRA, 1999. - 576 p.

2. Encyclopedic Dictionary of Philosophy [Text], - М.: Sovetskaya Entsiklopediya, 1989,-815 p.

3. Makhmutov, M.I. Organization of Problem-Based Learning in School [Text]: Teacher’s Book / M.I. Makhmutov. - М.: Prosveshchenie, 1977. - 240 p.

4. Matyushkin, A.M. Problem Situations in Thinking and Learning [Text] / A.M. Matyushkin. - М.: Pedagogika, 1972. - 208 p.

5. Selevko, G.K. Modern Educational Technology [Text]: Manual for Pedagogical Universities / G.K. Selevko. - М.: Narodnoe Obrazovanie, 1998. - 256 p.

6. Shamova, Т.I. Pupils’ Teaching Activation [Text] / T.I. Shamova. - М.: Prosveshchenie,

1982. -209 p.

7. Talyzina, N.F. Students’Cognitive Activity Forming [Text] / N.F. Talyzina. - М.: Znanie,

1983. -96 p.

УДК 371 ББК 74.24

Сибирева Анна Рудольфовна

кандидат физико-математических наук Ульяновский государственный технический университет

г. Ульяновск Сибирев Валерий Вадимович кандидат педагогических наук Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования г.Ульяновск Sibireva Anna Rudolfovna Candidate of Physics and Mathematics Ulyanovsk State Technical University Ulyanovsk Sibirev Valery Vadimovich Candidate of Pedagogics Ulyanovsk Institute of Educators’ Advanced Training and Retraining

Ulyanovsk

Горизонтальные информационные потоки при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении Horizontal Information Flows While Introducing Innovations in a General Education Institution

В статье приводится классификация горизонтальных информационных потоков процесса внедрения инновации в общеобразовательном учреждении. Изучаются информационные потоки стадий становления и стабильного функционирования системы. Прослеживается реализация функций управления вдоль горизонтальных и вертикальных информационных потоков инновации.

This article gives the classification of horizontal information flows while introducing innovations in a general education institution. The stages of becoming and stable functioning of the system are described. We study the realization of management functions along the horizontal and vertical information flows.

Ключевые слова: процесс внедрения инновации, горизонтальный информационный поток, функции управления

Key words: innovation introduction process, horizontal information flow, management functions.

Девиз современного общества: «Нет ничего постоянного, кроме изменений». Инновационное развитие - ответ общеобразовательных учреждений на изменения окружающего мира, способ разрешения противоречий между консерватизмом образовательных систем и социальными, экономическими, научно-техническими преобразованиями общества.

По А.И. Пригожину инновация - «форма управляемого развития и такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы... Нововведение - суть процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое» [3 , с. 28].

Рассмотрим систему «внедрение инновации в общеобразовательном учреждении», которая изучается как подсистема системы управления. Ее элементы -процессы и сопровождающие их информационные потоки. В системе выделяют внешние и внутренние, вертикальные и горизонтальные информационные потоки. Потоки соотносят со стратегическим, функциональным и операционным уровнями управления.

В педагогической литературе, в теории управления приводятся различные модели информационных потоков общеобразовательного учреждения [7], [8]. Управление средствами информационных потоков изучалось кибернетикой, синергетика продолжила развитие соответствующей методологии [1], [2].

В работах автора [4], [5] на основе синергетической методологии предложена следующая типология информационных потоков: вертикальные целевые, отвечающие процессам целеполагания и анализа результатов, имеющие вид «деревьев»; горизонтальные потоки стратегического, тактического и операционного уровней деятельности, имеющие вид «петли»; информационнокоммуникативные потоки, соответствующие процессам коммуникации, хранения, накопления, передачи информации в системе, они напоминают сеть или паутину; «средовые» потоки, содержащие результатную информацию различных сред образовательного учреждения.

Горизонтальные информационные потоки имеют вид цикла, отвечающего одному из уровней деятельности. Их наполнение - фактическая информация соответствующего процесса: тезаурус; информация, возникающая как результат процесса; информация о характеристиках процесса. При движении вдоль цикла фактическая информация упорядочивается, подвергается апробации, контрольным мероприятиям и корректировке.

Нами обнаружено, что самоорганизация каждого уровня в период становления системы (период кризиса) осуществляется с помощью двух горизонтальных

потоков: в первом (нечетном) строится идеальная картина будущего системы «внедрение инновации», во втором (четном) - структура управления системой. Эти потоки реализуются практически одновременно.

При управлении педагогическими процессами наблюдается последовательная реализация функций управления: «информационно-аналитической, мотива-ционно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, коррекционной» [7]. Поэтому в каждом горизонтальном потоке выделим следующие шаги.

Шаг 1 «Реализация информационно-аналитической функции управления». Шагу 1 предшествуют встречные информационные потоки верхнего и нижнего уровней деятельности, которые выявили неработоспособность уровня, лежащего между ними, и спровоцировали его перестройку. Шаг 1 начинается с осознания на соответствующем уровне проблем и противоречий, препятствующих эффективному функционированию. Здесь происходит изучение, анализ способов разрешения проблем, передового научного, методического, управленческого опыта, особенностей общеобразовательного учреждения, запросов и требований потребителей и заказчиков.

Шаг 2 «Реализация мотивационно-целевой функции управления». Обострение противоречий вызвало принятие решения об инновационных преобразованиях, постановку новых целей соответствующего уровня (стратегического, тактического, операционного) системы «внедрение инновации». Следует различать цели системы «внедрение инновации», которые формируются в нечетных потоках, при этом строится вертикальное «дерево целей», и цели управления инновацией, которые формируются в четных горизонтальных потоках. Здесь же закладывается мотивация, целевые установки персонала соответствующего уровня.

Шаг 3 «Планово-прогностическая функция управления». Происходит про-странственно-временное упорядочение целей соответствующего уровня. В нечетных потоках происходит стратегическое, тактическое, операционное планирование инновации, в четных - планирование деятельности структуры управления инновацией. Вырабатываются способы и мероприятия, направленные на реализацию целей управления.

Шаг 4 «Организационно-исполнительская функция». В нечетных потоках -менеджмент ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационно-коммуникационных), создающих базу для внедрения инновации. В четных потоках - менеджмент ресурсов для создания структуры управления инновацией, включение и работа закладываемых механизмов управления инновацией на соответствующем уровне.

Шаг 5 «Контрольно-диагностическая функция управления». Для нечетных потоков - разработка критериев и показателей инновации, способов их измерения, контрольных мероприятий, способов анализа результатной информации инновации, контроля достижений целевых показателей. Для четных потоков целесообразна разработка способов измерения показателей и критериев, оценивающих эффективность управления инновацией, анализ результатов процесса управления.

В нечетных потоках формируется канал для «дерева результатов» инновации, в четных - для «дерева результатов» управления инновацией. В нечетных потоках происходит закладка механизмов, сравнивающих на разных уровнях сигнал от эталона-идеала - «дерева целей» с реальностью, представленной «деревом результатов». В четных потоках закладываются «волевые» механизмы управления инновацией, обеспечивающие близость «деревьев целей и результатов», реального процесса - идеальному.

Шаг 6 «Регулятивно-коррекционная функция управления». Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий, процедур по внутреннему аудиту, по управлению несоответствиями, анализ результатов, корректировка. Здесь закладываются механизмы, отвечающие за гомеостаз системы, удержание её на новом пути развития.

Горизонтальный цикл замыкается, возвращаясь вновь к информационноаналитической функции уже на новом витке развития системы.

В таблице 1 (см. ниже) рассматривается «самоорганизация» каждого уровня системы в стадии становления и горизонтальный поток операционного уровня стадии стабильного функционирования системы.

Таблица 1 позволяет сделать следующие выводы.

Горизонтальные потоки 1-У1 отвечают стадии становления системы «внедрение инновации» (или стадии кризиса, как принято называть её в синергетике). В этот период система неустойчива, для нее возможны разные траектории развития, малое воздействие может направить систему по новому пути. Для внешнего наблюдателя кризис есть «точка бифуркации», в которой как щелчком переключателя включается новая программа. Для внутреннего наблюдателя становление системы - это процесс. При этом мал «горизонт предсказуемости» [1, с. 33], наблюдателю трудно предвидеть последствия прилагаемых им усилий.

Каждый из горизонтальных потоков 1-У1 - результат действия синергетического «принципа динамической иерархичности» [1, с. 30], когда при взаимодействии информационных потоков верхнего и нижнего уровней деятельности происходит «самоорганизация» уровня, лежащего между ними.

В нечетных горизонтальных потоках стадии становления формируется идеальный образ рабочего процесса VII на стратегическом, тактическом и операционном уровнях деятельности, соответственно. В четных потоках формируется структура управления инновацией.

Горизонтальный поток VII, который мы назвали «информационный поток рабочего процесса операционного уровня», соответствует стадии стабильного функционирования системы (или стадии гомеостаза). В него по вертикальному каналу В спускается целевая информация, из него по каналу Е поднимается результатная информация.

В стадии становления системы формируются вертикальные потоки стадии стабильного функционирования: в столбце В - информационный канал «дерева целей», в столбце Е - канал «дерева результатов».

Наблюдается четкое распределение реализуемых функций управления вдоль горизонтальных потоков. Рассмотрим вертикальный процесс «Становление системы «внедрение инновации»». В таблице 1 по вертикали представлены этапы этого процесса, которым, в той же последовательности, отвечают основные функции управления.

Таблица 1

Горизонтальные информационные потоки системы «внедрение инновации в общеобразовательном учреждении»

(ОУ - общеобразовательное учреждение, СУИ - структура управления инновацией)

Функции управления Шаги ч. горизонтального ^ч потока Этапы становления ^ч. системы ^ч «внедрение инновации» \ А Шаг 1. Информационноаналитическая функция управления В Шаг 2. Мотивационно-целевая функция управления

Информационно- аналитическая I. Горизонтальный поток стратегического уровня «Маркетинговые исследования, формирование стратегических целей, политики и перспектив инновации» Изучение проблем и противоречий, приведших к кризису, способов их преодоления, особенностей ОУ, требований потребителей и заказчиков. Осознание руководством проблем и противоречий. Принятие решения о внедрении инновации. Рассмотрение возможных вариантов стратегии, выбор стратегии. Формирование вербальных стратегических целей инновации (стратегического уровня «дерева целей»).

Мотива- ционно- целевая II. Горизонтальный поток стратегического уровня «Формирование стратегии управления инновацией» Обучение руководства и отдельных групп персонала. Формирование единых позиций руководства о целях, задачах, перспективах инновации. Формирование стратегических целей управления инновацией.

Планово- прогности- ческая III. Горизонтальный поток тактического уровня «Тактическое планирование» Осознание проблем и противоречий, препятствующих работе функционального уровня при внедрении инновации. Перевод стратегических целей инновации в тактические (формирование тактического уровня «дерева целей»).

Организа- ционно- исполни- тельская IV. Горизонтальный поток тактического уровня «Создание структуры управления инновацией» Обучение части персонала среднего звена, который составит организационный костяк инновации. Обозначены цели тактического уровня, задачи, механизмы управления инновацией.

Контрольно- диагностическая V. Горизонтальный поток операционного уровня «Описание рабочего процесса операционного уровня» Информационное взаимодействие СУИ и систем «учитель», «ученик», «творческий коллектив» и др., смежных с операционным уровнем управления, минуя операционный уровень управления. Перевод тактических целей инновации в операционные (формирование операционного уровня «дерева целей»).

Коррек- ционная VI. Горизонтальный поток операционного уровня «Разработка корректирующих и предупреждающих процедур рабочего процесса» Обучение части персонала операционного уровня, задействованного в управлении инновацией. Формулировка целей управления операционного уровня.

Информа- ционно- аналиги- ческая VII. Стадия стабильного функционирования системы. Горизонтальный поток рабочего процесса операционного уровня по внедрению инновации Обучение части педагогического коллектива по теме инновации. Мотивация и целеполагание участников инновации.

Продолжение таблицы 1

с Шаг 3. Плановопрогностическая функция управления Б Шаг 4. Организационноисполнительская Е Шаг 5. Контрольнодиагностическая функция управления Б Шаг 6. Коррекционная функция управления

I. Формулировка на вербальном уровне плана, задач, политики, перспектив инновации на некоторый период. Стратегическая оценка средств и ресурсов, задействованных в инновации. Выбор критериев результативности инновации и ожидаемых показателей. Обсуждение проекта стратегии инновации с коллективом, заказчиками, потребителями. Корректировка стратегических целей с учетом реальной ситуации, доступных ресурсов, сильных и слабых сторон ОУ, возможностей и угроз, внешних факторов и условий, требований потребителей и заказчиков.

II. Планирование мероприятий по формированию стратегического уровня структуры управления инновацией (СУП). Работа с кадрами и ресурсами по формированию стратегического уровня СУП. Разработка меро-приятий по мотивации персонала в зависимости от целевых показателей. Выработка ключевых обязательств и гарантий качества при внедрении инновации, ответственность за которые возлагается на СУП.

III. Стратегический план переведен в тактический. Работа по привлечению необходимых средств и ресурсов. Первичная комплексная самооценка ОУ. Снимаются данные по направлениям, которые подвергнутся инновационным изменениям. Корректировка планов с учетом результатов комплексной самооценки, выявленных проблемных направлений.

IV. Составление плана работы СУП. Разработка документации СУП. Составление матрицы ответственности. Включение и работа механизмов управления инновацией. Разработка критериев эффективности работы СУП, контроля и диагностики процесса управления инновацией. Обозначение несоответствий и корректирующих мероприятий при работе СУП.

V. Планирование рабочего процесса операционного уровня по внедрению инновации каждым подразделением. Менеджмент ресурсов операционного уровня. Разработка документации рабочего процесса, должностных инструкций. Выявление основных показателей, характеристик рабочего процесса. Разработка способов их измерения, контроля и анализа степени достижения целевых показателей. Описание несоответствий рабочего процесса, мероприятий по их устранению.

VI. Планирование процесса управления операционным уровнем. Распределение ответственности вдоль рабочего процесса операционного уровня деятельности. Разработка системы контроля показателей рабочего процесса и сбора данных. Разработка корректирующих и преду-преждающих процедур рабочего процесса операционного уровня.

VII. Разработка новых методик, научно-методических материалов, наполнение ими информационнокоммуникативной сети, планирование уроков и др. Апробация и внедрение новых методик, технологий, научно-методического материала. Рецензирование, экспертиза материалов, контрольные мероприятия, сбор результатной информации. Анализ и корректировка фактических материалов инновации.

С другой стороны, каждому этапу вертикального процесса «Становление системы «внедрение инновации»» отвечает горизонтальный поток с последовательной реализацией функций управления, поэтому на каждом этапе І-УІ реализуются все функции управления, а каждой клетке таблицы 1 поставлены в соответствие функции управления по горизонтали и по вертикали. Например, мероприятие «Первичная комплексная самооценка» реализует плановопрогностические и контрольно-диагностические функции.

Мероприятия, расположенные в выделенных диагональных клетках таблицы, характеризуются удвоением ответственности вдоль горизонтального и вертикального потоков за реализацию единой функции управления, что усиливает значимость этих мероприятий. Недаром, именно им уделяется наибольшее внимание в трудах по теории управления.

Взаимосвязь сформированности информационных потоков и степени реализации функций управления подтверждена экспериментом, в котором анкетируемые учителя и члены администрации инновационных школ оценивали сформированность информационных потоков и степень реализации функций управления инновацией. Выявлена линейная зависимость этих величин, корреляция сильная. Методика эксперимента описана в работе [6].

Абстрагируясь от подробностей, мы называем шаг 4 (столбец Б) каждого горизонтального потока «менеджмент ресурсов», подразумевая кадровые, финансовые, материально-технические, информационные и др. ресурсы. Если этого требует специфика исследования, то можно рассматривать соответствующие вертикальные потоки (целевой и результатный) для каждого вида ресурсов, формируемые на этом шаге. В столбце Б происходит подпитка системы «внедрение инновации» ресурсами, выход на соответствующие среды, на базе и при участии которых строится изучаемый процесс.

Шаг 4 представлен в таблице в виде «черного ящика», точки, где скачком происходит изменение соответствующих ресурсов. Такое восприятие характерно для подхода, когда наблюдатель находится вне системы, где происходят изменения. Изменение, например, материально-технических ресурсов происходит

не в системе «управление инновацией», а в смежной с ней системе, которую можно назвать «материально-техническая среда общеобразовательного учреждения», там это процесс. Шаг 4 изучаемой нами системы - выход целевой информации и вход результатной информации о преобразованиях материально-технической среды в рамках инновационного проекта.

Для процесса VII операционного уровня фактическая информация инновации рождается не в системе управления, а в смежных с ней системах нижних иерархических уровней деятельности «учитель», «ученик», «творческий коллектив» и т.д. В поток VII поступает результатная информация этих систем.

Горизонтальные информационные потоки обладают свойством «масштабной инвариантности» [2, с. 98-102], т.е. любая малая часть информационного потока повторяет структуру информационных потоков всей системы. Действительно, любая клетка таблицы 1 представляет собой процесс, который может изучаться как отдельная система, при этом будет иметь ту же структуру информационных потоков. Для наблюдателя нижних смежных систем процесс внедрения инновации в этих системах имеет структуру информационных потоков того же вида, то же - для наблюдателя, участвующего в процессе преобразования сред.

На шаге 6 каждого горизонтального потока закладываются механизмы гомеостаза системы, закрепляющие систему на выбранном курсе. Кроме того, в вертикальный канал (столбец Г) поступает информация системы управления качеством, смежной с данной системой. Несформированность этой системы или непроработанность шага 6 горизонтальных процессов ведет к нестабильности нововведений или утрате гарантии качества инновационных преобразова-

Недооценка роли горизонтальных потоков наряду с неустойчивостью системы в период кризиса, их несформированность ведет к выходу системы на незапланированные траектории, к дезориентации системы управления инновацией, разрыву реального и идеального процессов.

Четкая организация информационных потоков инновации позволит реализовать внедрение инновации в образовательном учреждении как осознанный, целенаправленный, планируемый процесс, обеспечит гарантии качества и стабильность нововведений.

Библиографический список

1. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании [Текст]/ В.Г. Буданов. -М.: URSS : Изд-во ЛКИ, 2008. - 230 с.

2. Малинецкий, Г.Г. Математические основы синергетики [Текст]/ Г.Г. Малинецкий. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 312 с.

3. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И. Пригожин. - М. : Политиздат, 1989. - 270 с.

4. Сибирев, В.В. Динамика развития информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении [Текст]/ В. В. Сибирев, С. Н. Митин // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 7. - С. 167-176.

5. Сибирев, В.В. Сопряжение информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении [Текст]/ В.В. Сибирев // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 4. -С. 143-151.

6. Сибирев, В.В. Сформированность информационных потоков и реализация функций управления инновационным проектом в общеобразовательном учреждении [Текст]/ В.В. Сибирев // Сб. материалов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психология и педагогика». - Новосибирск : Изд-во СИБПРИНТ. - 2009. -С. 87-91

7. Третьяков, П. И. Оперативное управление качеством образования в школе... [Текст]/ П.И Третьяков. - М. : Скрипторий 2003, 2003. - 568 с.

8. Управление качеством образования [Текст]/ М.М. Паташник / М. М. Поташник [и др.]

; под ред. М. М. Поташника. - М. : Пед. со-во России, 2006. - 443 с.

Bibliography

1. Budanov, V.G. Methodology of Synergetics in a Post-Nonclassical Science and in Education [Text]/ V.G. Budanov . - М.: LKI, 2007. - 232 p.

2. Malinetsky, G.G. Mathematical Foundations of Synergetics [Text]/ G.G. Malinetsky. - М.: LKI, 2007. -312 p.

3. Prigoshin, A.I. Innovations: Stimulus and Obstacles (Social Problems of Innovations) [Text]/ A.I. Prigoshin. - М.: Politizdat, 1989. - 271 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Quality Management of Education [Text]/ M.M. Potashnik. / Under Editorship of M.M. Po-tashnik. - М.: Pedagogical Society of Russia, 2006. - 448 p.

5. Sibirev, V.V. Dynamics of Development of Information Flows while Introducing Innovations in a General Education Institution [Text] / V.V. Sibirev, S. N. Mitin // Herald of ChSPU. -2009. -№ 7. - P. 167-176.

6. Sibirev, V.V. Connection of Information Flows While Introducing Innovations in a General Education Institution [Text]/ V.V. Sibirev // Herald of ChSPU. - 2009. - № 4. - P. 143-151.

7. Sibirev, V.V. Formation of the Information Flows and the Realization of Management Functions of the Innovative Project in General Education Institution [Text]/ V.V. Sibirev // Materials of X Russia Scientific-Practical Conference "Psychology and Pedagogics". - Novosibirsk: SIBPRINT. -2009. - P. 87-91

8. Tretyakov, P.I. Operational Quality Management of Education at School. Theory and Practice. New Technologies [Text]/P.I. Tretyakov. - «Skriptory 2003», 2005. - 568 p.

УДК 8 (07)

ББК 74.268.3

Стрелец Людмила Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра литературы и методики преподавания литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Strelets Lyudmila Ivanovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Literature and Literature Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Коммуникативные аспекты проблемы неадекватного понимания художественного текста школьниками Communicative Aspects of Literary Texts Inadequate Understanding

by the Students

В статье исследуется феномен неадекватного понимания художественного текста школьниками и его негативная роль в процессе литературной коммуникации, обосновывается типология ошибок, связанных с локальным и глобальным уровнями непонимания текста.

The article examines the phenomenon of literary texts inadequate understanding by the students and its negative role in the process of literary communication. The article also grounds the typology of errors associated with the local and global levels of the text misunderstanding.

Ключевые слова: литературная коммуникация, художественная информация, типология непонимания текста, коммуникативное задание.

Key words: literary communication, art information, types of text misunderstanding, communicative task.

Исследование феномена неадекватного понимания художественного текста

занимает важное место в герменевтике, литературоведении, лингвистике, культурологии, философии, психологии, методике преподавания литературы. В своей статье мы опираемся на толкование данного явления Ю.И. Левиным: «Любой словесный текст рассматривается как носитель некоторой многослойной структуры; при восприятии текста эта структура отображается в сознании воспринимающего; неадекватное отображение тех или иных её элементов и представляет собой НИ (непонимание текста)» [4; 581].Можно выделить несколько причин, побудивших нас заняться данной проблемой. Школьники сегодня испытывают возрастающие трудности, связанные с пониманием языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.