Научная статья на тему '«Горизонтальные» формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями'

«Горизонтальные» формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2023
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ОТНОШЕНИЯ ПО "ГОРИЗОНТАЛИ" / "HORIZONTAL" RELATIONS / COOPERATION BETWEEN STATE AND LOCAL GOVERNMENTS / LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC AUTHORIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Загидуллин Рустем Ильдусович

Статья посвящена анализу сотрудничества на равноправной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Рассматриваются такие формы «горизонтального» взаимодействия, как проведение совещаний и «круглых столов» с участием представителей законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления, анализируются их рекомендации по устранению выявленных недостатков по реализации законодательства и издержек в самом законодательстве о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Загидуллин Рустем Ильдусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«HORIZONTAL» FORMS OF INTERACTION BETWEEN STATE AND LOCAL AUTHORITIES IN THE FIELD OF PUBLIC AUTHORIZATION

The paper analyzes cooperation on an equal basis of public and local governments in the field of authorization of local governments with certain state powers. We consider forms of «horizontal» interaction, such as carrying out meetings and round tables with representatives of legislative, executive and local government agencies, analyze their recommendations to address identified deficiencies in the implementation of legislation and outlays in the legislation on the transfer of certain state powers to local government.

Текст научной работы на тему ««Горизонтальные» формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями»

«ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ» ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НАДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Загидуллин Рустем Ильдусович, аспирант. Место учебы: Казанский государственный университет кафедра конституционного права и прав человека.

Контакты автора: E-mail: ildusovich@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу сотрудничества на равноправной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Рассматриваются такие формы «горизонтального» взаимодействия, как проведение совещаний и ««круглых столов» с участием представителей законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления, анализируются их рекомендации по устранению выявленных недостатков по реализации законодательства и издержек в самом законодательстве о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Ключевые слова: взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, местное самоуправление, наделение государственными полномочиями, отношения по «горизонтали»

«HORIZONTAL» FORMS OF INTERACTION BETWEEN STATE AND LOCAL AUTHORITIES IN THE FIELD OF PUBLIC AUTHORIZATION

Zagidullin Rustem Ildusovich, postgraduate. Study place: Kazan State University, chair of constitutional law and human rights.

Contacts of the author: E-mail: ildusovich@inbox.ru

Annotation. The paper analyzes cooperation on an equal basis of public and local governments in the field of authorization of local governments with certain state powers. We consider forms of ««horizontal» interaction, such as carrying out meetings and round tables with representatives of legislative, executive and local government agencies, analyze their recommendations to address identified deficiencies in the implementation of legislation and outlays in the legislation on the transfer of certain state powers to local government.

Keywords: cooperation between state and local governments, local government, public authorization, ««horizontal» relations.

Конституция Российской Федерации1 закрепила независимость местного самоуправления, отметив, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Между тем невозможно сегодня представить деятельность органов местного самоуправления без тесного взаимодействия с органами государственной власти. Очевидно, что проблема взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти является одно из ключевых в процессе становления местного самоуправления в Российской Федерации.

Помимо «вертикальных» (властно-ориентированных) взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в научной литературе выделяются отношения по «горизонтали»2. Аналогичные отношения характерны и для института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Отношения по «горизонтали» - отношения одного уровня, когда субъекты участвуют в общественных отношениях как равноправные Стороны. В настоящее время наметилась тенденция смещения взаимодействий от властно-ориентированных («вертикальных») к -равноправному сотрудничеству всех участников территориального развития («горизонтальным»), включая корпорации, трудовые коллективы, банки, профсоюзные кооперативные и исследовательские организации, различные группы населения и другие субъекты. При этом представительные и исполнительные органы власти выступают в качестве организаторов такого взаимодействия, которое вызвано следующими факторами: необходимостью создания демократической основы эффективной структуры исполнительной власти; потребностями финансирования региональных программ; переносом центра тяжести муниципальных трансфертов с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации; формированием новой системы финансирования региональной и местной инфраструктур, основанной на долевом участии государства, органов местного самоуправления и частного сектора3.

Взаимодействия по «горизонтали» происходят в форме совместных совещаний, мероприятий по реализации государственных программ. Важную роль в данном виде взаимоотношений играют постоянно действующие координационные органы (Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации, Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс), Всероссийский совет местного самоуправления и др.), которые позволяют местным органам самоуправления донести до сведения государственных чиновников свои проблемы, за-

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2 Ермаков А.С. Правовая организация взаимодействия органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2005. - 30 с.; Шевцов П. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. - 2007. -№4. - С.19-26; Муниципальное право России: учебное пособие/ [под.ред Ю.Н. Мильшина, С.Е. Чаннова]. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 404 с.

3 Миннегулов И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Приволжского федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук. -Казань, 2006. - С. 58.

Бизнес в законе

2'2010

щитить интересы и высказать свое видение решения имеющихся проблем.

Например, 24 апреля 2007 года Комиссия по правовым проблемам регионального развития и местного самоуправления Ассоциации юристов России при участии Министерства регионального развития Российской Федерации провела «круглый стол» на тему «Правовые проблемы реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и полномочий органов местного самоуправления другого уровня»4. Как нарушения Федерального закона от 6 октября 2003 года участниками «круглого стола» было отмечено: 1) поступление с запозданием из соответствующих бюджетов субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий после начала их осуществления, что приводило к отвлечению средств местного бюджета от решения вопросов местного значения; 2) Не покрытие в ряде регионах выделенных компенсаций реальных расходов органов местного самоуправления на осуществление переданных государственных полномочий.

В условиях ненадлежащего финансирования переданных полномочий ставится под сомнение возможность надлежащего контроля и надзора за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, поскольку последние несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Участниками «круглого стола» были выработаны рекомендации Государственной Думе Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации по улучшению ситуации в этой сфере. В частности, Правительству Российской Федерации было рекомендовано разработать критерии определения качества и эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, пределы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; предложено обеспечить разработку методических рекомендаций органам местного самоуправления по порядку исполнения ими каждого передаваемого государственного полномочия Российской Федерации, а также по порядку их участия в осуществлении иных государственных полномочий Российской Федерации, если это участие предусмотрено федеральными законами (такая же рекомендация дана и органам государственной власти субъектов Российской Федерации).5

Аналогичные мероприятия стали проводиться на региональном уровне. Например, 11 декабря 2009 года в Самарской Губернской Думе состоялся «круглый стол» на тему «Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в ходе реализации государственных полномочий Самарской области, переданных органам местного самоуправления». В его рекомендациях представительному и ис-

4 На мероприятии участвовали руководители и представители федеральных и региональных органов власти, Администрации Президента Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители научных кругов, члены Общественной палаты Российской Федерации.

5 http://www.sovetmo.ru/ref-mest-samoupr/other/249.rtf (дата об-

ращения: 12.02.2010).

полнительному органам Самарской области значатся: проведение «круглых столов» и семинаров по данной проблеме; предоставление субвенций органам местного самоуправления на исполнение переданных государственных полномочий своевременно поквартально; упрощение процедуры предоставления отчетов об использовании предоставленных им на осуществление переданных государственных полномочий финансовых средств и материальных ресурсов; оказание методической помощи органам местного самоуправления 6.

Таким образом, в настоящее время проявилась тенденция к «горизонтальному», равноправному, сотрудничеству, что вызвано необходимостью совершенствования действующего законодательства с целью ликвидации выявленных в процессе его претворения в жизнь просчетов и недостатков.

На современном этапе одним из серьезных упущений в федеральном законодательстве является отсутствие механизма получения компенсации органами местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий в случае, если субъект федерации предоставил финансовые средства в недостаточном объеме.

Новый институт «горизонтального» взаимодействия обладает большой потенциальной возможностью для дальнейшего совершенствования действующего законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Важно отметить, что выработанные методические рекомендации носят коллегиальный характер. Такой формат сотрудничества позволяет преодолеть ведомственные интересы и поставить во главу угла общественные приоритеты. В будущем, в случае, если эти рекомендации приобретут более глубокий правовой характер, они еще сильнее будут воздействовать на качество законотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в этой сфере. Более того, в конкретных случаях наряду с законами они могут регулировать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. «Круглый стол» от 24 апреля 2007 года «Правовые проблемы реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и полномочий органов местного самоуправления другого уровня». - Режим доступа: http://www.sovetmo.ru/ref-mest-samoupr/other/249.rtf (дата обращения: 12.02.2010).

3. «Круглый стол» от 11 декабря 2009 года «Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в ходе реализации государственных полномочий Самарской области, переданных органам местного самоуправления». - Режим доступа: http://www.samgd.ru/80/19710 (дата обращения: 12.02.2010).

4. Ермаков А.С. Правовая организация взаимодействия органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления в сфере образо-

6 http://www.samgd.ru/80/19710 (дата обращения: 12.02.2010).

вания: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2005. - 30 с.

5. Миннегулов И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Приволжского федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. - 187 с.

6. Муниципальное право России: учебное пособие/ [под.ред Ю.Н. Мильшина, С.Е. Чаннова]. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -404 с.

7. Шевцов П. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. - 2007. - №4. - С.19-26.

РЕЦЕНЗИЯ

В современных условиях актуальность приобрела проблема взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

На современном этапе в этой сфере все большее значение приобретает сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления на равноправной основе. Автором рассматриваются такие новые формы «горизонтального» взаимодействия как проведение совещаний и «круглых столов».

Институт «горизонтального» взаимодействия обладает большой потенциальной возможностью для дальнейшего совершенствования действующего законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Такой формат сотрудничества позволяет преодолеть ведомственные интересы и поставить во главу угла общественные приоритеты.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати .

к.ю.н., доцент Казанского университета Хабибуллина Г. Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.