Научная статья на тему 'Горгона Медуза – жертва и убийца. Психодинамическая модель'

Горгона Медуза – жертва и убийца. Психодинамическая модель Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
26997
927
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИТАМЭН / ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / РОДОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ларин Н. А.

В статье представлен психоаналитический разбор мифа о Медузе Горгоне, раскрыты психодинамические отношения главных персонажей мифа и обоснована психодинамическая модель поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Горгона Медуза – жертва и убийца. Психодинамическая модель»

УДК 159.964.2 © Ларин Н.А., 2013 ГОРГОНА МЕДУЗА -ЖЕРТВА И УБИЙЦА. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация. В статье представлен психоаналитический разбор мифа о Медузе Горгоне, раскрыты психодинамические отношения главных персонажей мифа и обоснована психодинамическая модель поведения.

Ключевые слова: миф, психодинамические отношения, ли-тамэн, психодинамическая модель, индивидуальная история, родовые ценности.

© Larin N.A., 2013 GORGON MEDUSA -VICTIM AND THE MURDERER. PSYCHODYNAMIC MODEL

Abstract. The article presents a psychoanalytic analysis of the myth of Medusa the Gorgon, are disclosed psychodynamic relationship of the main characters of myth and proved psihodina-nomic model of behavior.

Key words: myth, psychody-namic relations litamen, psycho-dynamic model, individual history, ancestral values.

«Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого - злодей, толпа и люди высокой добродетели».

М. Ю. Лермонтов

Мало кому известно о том, что миф о Медузе Горгоне является одним из самых древних греческих мифов, дошедших до нас. Его пересказывали еще задолго до Гомера. А маски «Горгонейон», отображение которых находят на одеждах и латах древних греков, только подтверждают факт глубокой древности этого мифа. По этой причине существует множество расхождений при изложении этого мифа разными авторами. Нами был взят классический миф о похождениях Персея и пересказан с позиции Медузы Горгоны.

Вначале обратимся к этимологии слов. Медуза, или Ме5оша (греч.) - это женское имя, в переводе означающее «защитница, стражник, повелительница», а Горгона - это вид чудовищ, к которому относилась Медуза.

Миф о Медузе Горгоне. Горгоны были рождены от союза Форка и Кето, а Медуза была младшей среди них и единственной смертной из сестер. Но это легко компенсировалось ее молодостью и красотой. Она была настолько прекрасна, что хотела состязаться в красоте с Афиной, хотя и была служительницей ее храма. Глаза Медузы были настолько обворожительны, что стоило ей только взглянуть на человека, как его душа и сердце были навеки пленены. А её волосы были настолько шелковистыми и чарующими, что при виде их люди не могли отвести глаз. И эта красота смогла пленить даже великого Посейдона, бога морей и океанов. Он, обратившись в птицу, взял силой Медузу, когда она была в храме Афины. Увидев прелюбодеяние Медузы в своем храме, Афина в ярости прокляла Медузу, изменив ее облик. Волосы ее обратила в головы змей, а взгляд ее стал убивать любого, кто посмотрел бы на нее.

Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары, В гидр ужасных она волоса обратила Горгоны. Ныне, чтоб ужасом тем устрашать врагов оробевших, Ею же созданных змей на груди своей носит богиня.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 2. 800-804) В агонии и ужасе от проклятия Медуза скрылась из города, сбежав к сестрам своим, другим Горгонам. И возненавидела Медуза Горгона всех людей, и стала убивать своим взглядом любого, кто проходил мимо ее пещеры, будь то человек или животное, обращая их в камень.

Каждый росток молодой с еще не скудеющим соком, Яд чудовища впив, мгновенно становится камнем; (Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 743-744) И на дорогах - людей и животных подобья, тех самых,

Что обратились в кремень, едва увидали Медузу.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 780-781) Так и жила Медуза Горгона в боли и страданиях от своего проклятия и ненависти ко всему, пока Пересею не было поручено царем Полидектом убить Медузу. Справиться с Медузой помогли Персею боги - Афина и Гермес. По их совету он отправился к Граям, сестрам Медуз. Прибыв к дочерям Форка, Энио, Пефредо и Дино, Персей украл их единственный глаз, тихонько подставив руку, когда они передавали его друг другу. У Грай не было выбора, кроме как в обмен на свой глаз указать путь к Горгонам и отдать Персею крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. От Гермеса Персей получил в подарок острый кривой нож, а от Афины - отполированный медный щит. Вооружившись, Персей пошел на бой с Медузой. Глядя на ее отражение в щите, чтобы не окаменеть, Персей приблизился к Медузе и, поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, смог отрубить ей голову.

Персей схватил окровавленную голову Медузы и положил ее в волшебный мешок. Но услышав предсмертные крики Медузы, другие Горгоны уже знали, что с их сестрой произошло что-то неладное. Персей спрятался от них с помощью шапки-невидимки Аида и сбежал из логова Горгон.

Из потоков крови, пролившихся из тела обезглавленной Медузы, вышли два дитя Посейдона - крылатый конь Пегас и великан Хрисаор, отец трехтело-го Гериона.

Скрытый, смело пройдя с их страшным лесом трескучим, К дому Горгон подступил; как видел везде на равнине И на дорогах — людей и животных подобья, тех самых, Что обратились в кремень, едва увидали Медузу; Как он, однако, в щите, что на левой руке, отраженным Медью впервые узрел ужасающий образ Медузы; Тяжким как пользуясь сном, и ее и гадюк охватившим,

Голову с шеи сорвал; и еще — как Пегас быстрокрылый С братом его родились из пролитой матерью крови.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 776—790)

Афина собрала кровь, вытекшую из тела Медузы. Та, что текла из левой части, - несла смерть, по преданию, капля этой крови, попавшая на земли Ливии, породила множество ядовитых змей, убивавших все живое. А та кровь, что текла из правой части, несла жизнь и использовалась Асклепием для спасения людей.

Голова же Медузы даже после смерти не потеряла своей силы, она все так же могла превратить любого в камень, и Персей еще не раз воспользовался этим волшебным свойством головы. Он обратил в камень Кето, мать Горгон и Грай, опустошавших земли Эфиопии, обратил в камень царя Полидекта и его слуг, преследовавших Данаю, мать Персея, и даже Атланта, могучего титана, державшего на своих плечах небосвод. И после всех этих событий голова Медузы Горгоны была помещена на эгиду Афины в назидание и устрашение врагам.

Анализ мифа. В данной работе мы будем рассматривать миф о Медузе с трех сторон, как это было сделано Дж. Холлисом в книге «Мифологемы»: как психодинамическую структуру, как индивидуальный сценарий и как семейный сценарий.

Рассматривая миф в качестве психодинамической модели, мы будем говорить и постараемся объяснить на примере модели поведения то, как человек себя ведёт ситуативно. Рассматривая миф как индивидуальную историю, рассмотрим, как образ, находясь в тени, незаметно управляет нашим поведением и судьбой, направляя нас, а порой и руководя нами. С точки же зрения семейного сценария, мы поговорим о том, как образ жизни Медузы может проявляться в семье. При этом под семьей будем иметь в виду не только группу людей, связанных между собой родственными узами, но и более крупные социальные

группы, объединенные единым целым, такие, например, как нацию, население страны, народ.

Непосредственно анализ разделим на три части в соответствии с пониманием того, как можно трактовать и анализировать миф, описанный выше. Также мы дополним трактовку мифа описанием через его символизм поведения толпы, или социума. В каждой из трактовок мифа условно выделим три части, последовательно раскрывающие то, что провоцирует «активацию» архетипа, особенности ее протекания и то, как «победить» этот «образ» в душе.

Психодинамическая модель. В мифе говорится, что изначально Медуза была обычной, хотя и невероятно красивой девушкой. С точки зрения психодинамической модели, нам это не столь интересно. Для нас имеет значение само «превращение», а точнее, момент, когда будет нажат курок спускового механизма, когда сработает триггер, запускающий всю модель поведения. Для этого мы должны обратить внимание на момент, предшествующий самому превращению. Что произошло с Медузой? Согласно мифу, на нее напал и изнасиловал Посейдон - персонаж божественного происхождения. Чтобы раскрыть суть этого образа, зададим вопрос: «Кто такой Посейдон? Какой он?» Во-первых, это мужчина, причем мужчина сильный как физически, так и духовно, имеющий большую власть и могущество. Переводя этот образ в сценарные матрицы, необходимо сказать, что гораздо важнее, чем пол, социальный статус этого человека, его положение. Он занимает статус выше, чем человек, сценарная матрица которого рассматривается, - литамэн (от лат. Litamen - жертва).

Что же сделал Посейдон? Совершил насилие. Он по сути использовал свою силу и власть, чтобы овладеть Медузой. С точки зрения психодинамической модели, насилие может быть не обязательно физическим. В данном случае, скорее, идет речь о некой демонстрации своего статуса, силы, власти и использовании их в агрессивной форме по отношению к литамэну. При этом ли-тамэн не может сопротивляться, точнее, он не может дать полноценный отпор

агрессору. Для примера можно привести следующий сценарий: начальник (агрессор) отчитывает или кричит на подчиненного (литамэн). Подчинённый пытается что-то возразить, но начальник давит своим авторитетом или/и властью и не допускает оправданий или даже использует их против подчиненного. Подчиненный чувствует злобу и гнев на начальника, ругаясь на него про себя или рассказывая о несправедливости своим близким или коллегам, но это не уменьшает первичный гнев, так как он не может ничего высказать начальнику в том виде, в котором хочет. Момент, когда начальник кричит на своего подчиненного, и является триггером для активизации психодинамической модели. Момент накопления гнева является, с нашей точки зрения, «превращением».

Рассмотрим теперь период после превращения, или перевоплощения, когда Медуза становится монстром и начинает уничтожать все живое вокруг себя. С точки зрения психодинамической модели, после превращения литамэн начинает сам проявлять агрессию. Но из-за отсутствия возможности непосредственно отомстить обидчику гнев распространяется на любого, кто оказывается рядом, подобно тому, как люди лишь от одного только взгляда Горгоны становились статуями Автор сам не раз наблюдал следующую сцену: человеку звонят по телефону, он молча выслушивает все и вешает трубку, а когда к нему кто-либо обращается - знакомые, дети, близкие или даже незнакомые люди - человек фактически срывается на крик, ругаясь или отвечая так, что создаётся впечатление, что он готов «убить». При этом со стороны создавалось впечатление, что у литамэна поднимались волосы дыбом, напоминая змей на голове Медузы Горгоны.

Нужно заметить, что существует разница между целенаправленным высвобождением эмоций и высвобождением эмоций на людях, попавших в поле внимания литамэна. Первый случай мы не рассматриваем, так как эта модель, как правило, носит сознательный или условно (частично) сознательный характер. Для нас интереснее именно второй случай, когда эмоции направляются

«вслед» за вниманием. А что нужно, чтобы обратить на себя внимание литамэ-на? Достаточно обратиться к нему, толкнуть его или даже дотронуться. Момент выхода эмоции - это символическое снятие с себя «проклятия». Возможно, существует «передача проклятия», но, как правило, эта передача не является задачей или целью литамэна. Но «снятие» или «передача» образа Медузы не является лишь временной мерой. И здесь мы вынуждены обратиться к личности носителя психодинамической модели. Если мы говорим о том, что данная модель является довольно частым способом поведения, практически на уровне характера, то мы можем говорить о противоречиях, диссонансе архетипов Самости и Персоны. Именно этот диссонанс является «батарейкой» для психодинамической модели. Очевидно, единственный способ «отрезать голову Медузе», это разрешить конфликт двух архетипов или найти способы перенаправления энергии. Но мы должны заметить, что последний вариант может спровоцировать вытеснение конфликта и впоследствии активировать другие защитные механизмы.

Индивидуальная история. С точки зрения индивидуальной истории, жизнь Медузы рассматривается как некий путь, который преодолевает человек, двигаясь от одной точки к другой. Мы будем называть эти точки значимыми жизненными событиями (далее - ЗЖС), которые носят личный характер, другими словами, важность этих событий имеет сугубо субъективный характер, а переживание носит относительно объективную форму. Формы переживание могут быть различны. В данном контексте важна не только отправная точка, но и то, что ей предшествовало. Для этого обратимся к мифу. О Медузе говорится, что она была красивой девушкой, для нас это показатель не только красоты, а определенной успешности литамэна как в личной жизни, так, возможно, и в делах несколько иного рода. Желание состязаться в красоте - это также определенная характеристика литамэна как человека самолюбивого, с завышенной самооценкой, а возможно даже, нарцистичного типа личности. Отправной точ-

кой будет момент по ходу изложения мифа, когда Посейдон заинтересовался Медузой и возжелал ее. Для нас это момент пересечения с каким-то человеком или группой людей. И мы должны сказать, что в этот момент история становится не только историей литамэна, но и других людей. Одни из них потом встанут на сторону «Агрессора» или уже встали, но не продемонстрировали этого, а другие займут позицию «Судьи», который изначально настроен против литамэна, но взаимодействие с ним носит близкий характер. В мифе в роли «Судьи» выступила Афина, в храме которой служила Медуза, что говорит об определенной близости между «Судьей» и литамэном, причем эта близость может носить не только духовный характре. Для литамэна важны определенные взаимодействия с соответствующими людьми. При этом необходимо оговориться, что хотя литамэн их воспринимает как равных, в реальности существует разница между литамэном и будущим «Агрессором». Точкой начала перевоплощения служит момент, когда «Агрессор» проявит некое целенаправленное действие против литамэна, это может быть насилие, подобное тому, как Посейдон взял силой Медузу в мифе. Окончанием превращения станет оценка действий литамэна «Судом». Как уже говорилось ранее, «Суд» изначально настроен против литамэна, при этом негативное отношение может не носить открытый характер или, более того, иметь бессознательный характер. Афина прокляла Медузу, обвинив ее саму во всех бедах и отняв у нее самое ценное, чем она обладала, - внешность. «Судья» выносит оценку действиям литамэна не в его пользу, тем самым провоцирует усиление и определенное закрепление негативных чувств, оставленных после деятельности «Агрессора». И дальнейшая дорога литамэна идет через гнев, боль и злобу. В жизни агрессором может являться тот, кто отнимет самое дорогое или крайне важное для литамэна. Так, может иметь место посягательство на честь человека или неполучение им желаемого результата (например, назначения на должность). И после этого превращения литамэн начинает воспринимать всех как «врагов», замыкается и пы-

тается избежать лишних встреч. Медуза в мифе при этом нашла убежище у своих сестер. Однако мы должны заметить, что сестры ее тоже были чудовищами. Проклятие было помещено в среду, где оно в лучшем случае остается без изменений, а в худшем - усиливается и закрепляется, «варится в собственном соку».

Выше было описано одно из возможных ЗЖС, а именно - уход в себя и возвращение к родным. Но это ЗЖС не является обязательным. Медуза после проклятия начала убивать любого, на кого она смотрела, и в мифах не говорится о других ее деяниях в этот период жизни. Рассмотрим подробнее, почему все становятся потенциальными врагами литамэна. Здесь есть две модели. Из-за невозможности отомстить непосредственно «Агрессору», согласно психодинамической модели, литамэн ищет ему замену. И во время замены может произойти обобщение, основанное на каком-то признаке. Особенно если в поведении объекта подмены наблюдаются те же черты, которые свойственны «Агрессору» и на основании которых будет происходить обобщение. Схожий процесс может иметь место при неоднократном повторении «агрессии» по отношению к литамэну со стороны разных людей.

Другой вариант развития обобщения происходит за счет такого защитного механизма, как интеллектуализация. Литамэн ищет и находит субъективно-рациональную закономерность в произошедшем. Такая закономерность может быть ложно-рациональной из-за особенностей психического состояния литамэ-на после «агрессии» или из-за неверного толкования какого-либо жизненного эпизода. Однако допускаем и то, что литамэн может найти некую объективную причину произошедшего и не будет переоценивать эту причину. В этом случае мы предполагаем, что литамэн не будет воспринимать себя как жертву и не станет литамэном как таковым. Но важно, чтобы осознание этого происходило на всех уровнях. В случае, если эмоциональное напряжение «перейдет» в обобщаемый фактор, будет происходить символическая подмена. Мы допуска-

ем, что вследствие интеллектуализации эмоциональное напряжение будет снято, и этот процесс будет происходить неосознанно из-за «включения» такого защитного механизма, как вытеснение. При этом могут быть вытеснены как эмоции, так и сам факт «агрессии».

Возможен и третий вариант, при котором над «Агрессором» свершается месть, и в этот момент происходит обобщение аналогично первой модели, однако данный вариант нельзя назвать каноническим, он имеет несколько другие черты, нежели те, которые проявляла Медуза.

Следующее ЗЖС - месть. После нахождения «жертвы» по обобщенному признаку будет совершаться месть. Как правило, месть - это повторение «агрессивного» действия или некоего его эквивалента. Но, как указано выше, «агрессивное» действие субъективно, соответственно, оценка значимости также субъективна. В мифе говорится, что Медуза из-за потери лица в буквальном и переносном смысле стала забирать жизни у людей. Как мы видим, ценности находятся в разных категориях, однако в системе ценностей Медузы они равнозначны. Как и Медуза, литамэн может стремиться к более значимой «агрессии». После непосредственного проведения мести литамэн ощущает некое облегчение, но груз прошлого заставляет его повторять этот эпизод жизни снова и снова. В данном случае месть можно рассматривать как сверхценную идею, которая затуманивает разум, и именно из-за этого человек не способен выйти из своего состояния, так сказать, снять фиксацию. Поэтому в той или иной мере месть будет повторяться длительное время, пока не спадет эмоциональное напряжение или не будет достигнута цель, поставленная в процессе обобщения. Как правило, в последнем случае целью является непосредственно сам «Агрессор», но тогда может сработать третья модель обобщения, даже если одна из первых двух уже сработала. Однако литамэн способен справиться с местью или символически ее завершить и продолжить свою историю, уже преодолев в себе позывы к мести.

Родовые ценности. Для начала анализа родовых ценностей вспомним, кем были родители Медузы. Это Форка и Кето. Отец - царь, правитель, носитель символов власти и могущества, богатства и дозволенности. Мать - монстр, чудовище, всесильное и неуязвимое, свирепое и безжалостное. Оба этих образа как отражение семьи, как отражение Анимы и Анимуса не способствуют развитию здорового Я. Если говорить, что чудовище - это безумие, агрессия, все то, на что мир смотрит с ужасом и отвращением, то тогда это можно трактовать как нечто уже заложенное в крови, о чем свидетельствует уродство сестер Горгоны. Но она, как изложено в мифе, имела человеческую внешность. Это - проявление отцовской стороны, так как согласно мифу именно он был человеком. Но именно эта человеческая природа Медузы спровоцировала Посейдона, образ могущества и вседозволенности, на насилие по отношению к ней и проклятие ее Афиной, образ которой здесь можно трактовать как дающей оценку происходящему. Это может быть и образ важного родственника, и даже одного из родителей, занимающего оценочную позицию. Но посмотрим теперь на происходящее несколько под другим углом: что же в таком случае заставляет Медузу вернуться к сестрам и стать монстром, безжалостным и полным агрессии? Из-за чего это происходит: из-за насилия Посейдона? или из-за проклятия Афины? или вследствие истинной природы Медузы? На наш взгляд, в отличии от предыдущих ситуаций, где именно триада «насилие - не принятие - боль» являлись триггерами, здесь важнее всего именно «наследие», то, что было взято в детстве или даже на дородовом уровне. Хотя та же именно триада является триггером, но основа данного образа уже заложена на уровне культуры и семьи человека.

Как уже упоминалось выше, именно образ «монстра» передается на семейном уровне. И тогда черты личности, не принимаемые социумом, являются вторичными, следствием внутреннего «монстра». В глубине на первый план выходит конфликт «безжалостной матери» и «властного отца». Оба этих образа мешают развитию и нормальному существованию литамэна. «Властный отец»,

который не смог уберечь от «насилия», с его «человеческим лицом» меняется на «безжалостную мать», чтобы можно было уже не просто жить, а бороться и уничтожать всех: врагов и друзей, виновных и не виновных.

Но иррациональность, даже губительность такой позиции демонстрируется в смерти Медузы. Те ценности и черты, которые она заменила, вытеснив другие, привели к убийству Медузы, которое может проявиться в уничтожении и разделении Я. Подобная диссоциация является прямым следствием именно конфликта, описанного выше. Способ не допустить вытеснение и диссоциацию Я - это интеграция частей и признание могущества «отца», но не его всемогущества, и силы «матери», но не ее «нормальности». Возможно, как результат этого, а возможно, как отдельный способ победы внутренних демонов - это именно определенная форма диссоциация, но не частей Я, а отделение своего Я от родительского, что как раз и может символизировать отсечение головы.

В заключении проанализируем последний интересующий нас эпизод в мифе, который, по нашему мнению, универсален для всех трех анализов. Это убийство Медузы. Начнем с окончания мифа, где говорится о детях Медузы. Ими были двое существ, одним из которых является Пегас, считающийся символом свободы. В нашем случае - свободы от доминирования архетипа Медузы. Чтобы убить Медузу, Персей использовал щит как зеркало. На практике необходимо именно показать литамэну его поведение, как будто в зеркале. Как правило, этого уже достаточно, чтобы заставить задуматься литамэна. Однако чем глубже этот архетип от поверхности сознания, тем менее эффективен будет этот прием поначалу, и тем сложнее будет пробраться в обитель Медузы. Персей для этого обратился к сестрам Медузы. Так и при работе с литамэном можно обращаться к его опыту, например в качестве члена семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Russian Imago 2002: Исследования по психоанализу культуры. М.: Аграф, 2004. 592 с.

2. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Класс, 2005. 320 с.

3. Бедненко Г.Б. Греческие богини: Архетипы женственности. М.: Класс, 2005. 320 с.

4. Холл Д.А. Юнгианская интерпретация сновидений: руководство. М.: Класс, 2007. С. 10-25.

5. Франц М.-Л. фон. Феномены Тени и зла в волшебных сказках / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Класс, 2010. 360 с.

6. Сеннетт Р. Коррозия характера / пер. с англ. В.И.Супруна. Новоси-бирск-М.: ФСПИ «Тренды», 2004. 296 с.

7. Холлис Д. Мифологемы: Воплощения невидимого мира / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Независимая фирма «Класс», 2010. 184 с.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.