Научная статья на тему 'ГОРЕНИЕ ЖИДКОГО ТОПЛИВА'

ГОРЕНИЕ ЖИДКОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВО / ЭЖЕКТИРУЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ / КОРЕНЬ ФАКЕЛА

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Файрушин Р.Р., Гафуров А.М.

В данной статье рассматривается горение жидкого топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURNING OIL

This article examines the combustion of liquid fuels.

Текст научной работы на тему «ГОРЕНИЕ ЖИДКОГО ТОПЛИВА»

5. Мисбахов Р.Ш., Мизонов В.Е. Ячеечная модель фазового перехода в сферической капле при охлаждении. //Известия высших учебных заведений. Серия: Химия и химическая технология. 2015. Т. 58. № 8. С. 71-74.

6. Лаптев А.Г., Мисбахов Р.Ш., Лаптева Е.А. Численное моделирование массопереноса в жидкой фазе барботажного слоя термического деаэратора. // Теплоэнергетика. 2015. № 12. С. 76.

7. Reshetnikov A.P., Ivshin I.V., Denisova N.V., Safin A.R., Misbakhov R.S., Kopylov A.M. Optimization of reciprocating linear generator parameters. // International Journal of Applied Engineering Research. 2015. Т. 10. № 12. С. 31403-31414.

8. Safin A.R., Ivshin I.V., Kopylov A.M., Misbakhov R.S., Tsvetkov A.N. Selection and justification of design parameters for reversible reciprocating electric machine. // International Journal of Applied Engineering Research. 2015. Т. 10. № 12. С. 31427-31440.

9. Гибадуллин Р.Р., Цветков А.Н., Мисбахов Р.Ш., Денисова Н.В. Разработка испытательного стенда для электрических машин возвратно-поступательного действия, работающих в тяжелых условиях. // В сборнике: ЭНЕРГЕТИКА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Сборник материалов I всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 37.

10.Мисбахов Р.Ш., Москаленко Н.И., Ермаков А.М., Гуреев В.М. Интенсификация теплообмена в теплообменном аппарате с помощью луночных интенсификаторов. //Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2014. № 9-10. С. 31-37.

УДК 621.432.3

Файрушин Р.Р. студент гр. ГТУм -1-15 Казанский государственный энергетический университет

Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань

ГОРЕНИЕ ЖИДКОГО ТОПЛИВА

Аннотация: В данной статье рассматривается горение жидкого топлива.

Ключевые слова: Топливо, струя, потоки воздуха, эжектирующую способность, корень факела.

Fairushin R.R., student GTUm -1 -15 Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan Gafurov A.M engeer 1 UNIR Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan

BURNING OIL

Annotation: This article examines the combustion of liquid fuels.

Keywords: fuel, jet streams of air, ejecting ability of the root flare.

Топливовоздушная смесь поступает в топку в виде прямоточных или закрученных струй. Для воспламенения распыленного жидкого топлива необходимо испарить некоторую его часть и подогреть смесь паров топлива с окислителем до температуры горения. В начальный период (при розжиге горелки) теплота подводится от специального газового запальника (при отсутствии газового топлива - от автономных источников теплоты). Запальник отключается после достижения стабильного процесса горения. В дальнейшем воспламенение вновь поступающих порций топлива и устойчивое их горение происходит за счет двух источников теплоты: теплового излучения из ядра факела и от стен топочной камеры и, в большей степени, конвективного нагрева при перемешивании свежей топливовоздушной смеси с горячими топочными газами.

Прямоточная струя имеет небольшой угол раскрытия и вялое перемешивание капель топлива с потоком воздуха. Образовавшаяся топливовоздушная смесь нагревается высокотемпературными продуктами сгорания, рециркулирующими от наружной образующей горячего факела к устью горелки. Воспламенение в мазутном прямоточном факеле происходит с внешней границы струи свежей топливовоздушной смеси и распространяется вглубь струи.

Закрученная струя имеет больший угол раскрытия и большую интенсивность перемешивания капель топлива с окислителем, а также большую эжектирующую способность. Рециркуляция раскаленных продуктов горения к свежей топливовоздушной смеси (к корню факела) происходит как с наружной образующей горящего факела, так и внутри факела, в зоне обратных токов.

Воздух д

Хо Хф Х, м

То (тинд) (т, м)

Рис. 1. Условие стабильного положения фронта воспламенения На рис. 2. показана структура развития диффузионного факела. Он условно делит факел на зоны. В зоне I осуществляется подвод турбулизированного потока воздуха к распыленному потоку мазута. В зоне II происходит активное перемешивание капель топлива с воздухом, подогрев основной массы капель топлива до температуры испарения, частичное испарение наиболее мелких капель. Именно в этой зоне происходит распределение топлива по сечению факела. Границей зоны II является та часть факела, где прекращается действие сил инерции капель топлива, определяемых их массой и той скоростью, которую они имели на выходе из форсунки. Дальнейшее движение капель происходит вследствие воздействия на них движущегося потока смеси газов и воздуха. В зоне III полностью испаряются мелкие капли топлива, частично - более крупные; смесь паров топлива и окислителя воспламеняется и сгорает в кинетической области. При этом практически мгновенно выделяется до 50....70 % тепловой энергии топлива.

Рис. 2. Структура диффузионного факела: 1 - воздухоза-кручивающий аппарат; 2 - форсунка; I____VII - условные зоны факела [33]

Протяженность области кинетического горения определяется тонкостью распыливания и равномерностью распределения капель по сечению факела. Количество выделяющейся теплоты и развивающаяся при этом температура определяют скорость испарения и время подогрева топливовоздушной смеси до воспламенения в зонах II, III и последующих. В зоне IV происходит окончательное испарение всех капель и одновременное горение паров топлива, причем пары горят вокруг каждой отдельной капли. Горение в этой зоне переходит в диффузионную область .

Перемешивание в зоне IV достаточно интенсивно: крупномасштабная турбулентность, значение которой зависит от энергии воздушного потока на выходе из воздухонаправляющего устройства, имеет еще высокий уровень. В этой зоне горящий факел расчленяется на отдельные очаги горения. Происходит это в результате возникновения в турбулентном потоке объемов

с большей концентрацией топлива и с отсутствием топлива. Такая структура факела приводит к неполному сгоранию топлива. Основное влияние на выравнивание соотношения топливо-воздух по сечению факела оказывают крупномасштабные пульсации - взаимодействия между горящими и негорящими вихревыми образованиями факела. В зоне V продолжается взаимодействие вихревых образований и выгорания топлива. Горят пары топлива, не сгоревшие в предыдущей зоне, а также тяжелых углеводородов, сажа и коксовые частицы, образовавшиеся в зонах III и IV в результате перегрева капель при испарении. Горение глубоко диффузионное.

Существенную роль при таком горении играет как крупномасштабная, так и мелкомасштабная турбулентность потока. Перемешивание крупных объемов и массообмен во всем сечении факела обеспечивается крупномасштабной турбулентностью. Степень выгорания топлива в этой зоне определяется равномерностью распределения топлива по сечению факела, достигнутой в зоне II. Протяженность зоны V (в конце ее выгорает 98...99% топлива) зависит также от структуры турбулентности в этой зоне и от коэффициента избытка воздуха в зоне I. Увеличение последнего ускоряет процесс диффузионного выгорания. В зоне VI происходит диффузионное дожигание твердой фазы. Полное дожигание твердых частиц затруднено по двум причинам: низкая температура в конце факела (1000...1200°С) и отсутствие мелкомасштабной турбулентности. Поэтому абсолютно полное сгорание жидкого топлива в факеле практически недостижимо; неполнота горения (механическая) для конкретных топливосжигающих установок нормируется.

Использованные источники:

1. Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Обоснование рациональной схемы управления тяговым электроприводом трамвая на основе разработки имитационной модели. // Электроника и электрооборудование транспорта. 2014. № 3. С. 19-22.

2. Иванов Д.А., Савельев О.Г., Мисбахов Р.Ш. Система мониторинга и количественного контроля гололедообразования на проводах воздушных линий электропередачи. // В сборнике: Энергетика, электромеханика и энергоэффективные технологии глазами молодежи материалы IV российской молодежной научной школы-конференции: в 2 томах. Томский политехнический университет. 2016. С. 334-336.

3. Москаленко Н.И., Мисбахов Р.Ш., Багаутдинов И.З., Локтев Н.Ф., Додов И.Р. Определение ингредиентного состава атмосферных выбросов продуктов сгорания турбореактивного двигателя методом тонкоструктурной спектрометрии. // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 3. С. 116-121.

4. Чичиров А.А., Чичирова Н.Д., Власов С.М., Ляпин А.И., Мисбахов Р.Ш., Силов И.Ю., Муртазин А.И. Разработка методов снижения нестабильности циркуляционной воды сопряженной системы оборотного охлаждения ТЭС. // Теплоэнергетика. 2016. № 10. С. 73-80.

5. Lizunov I.N., Misbakhov R.S., Bagautdinov I.Z., Naumov O.E., Ivanov V.V. A mathematical model of the distribution transformer substation in matlab simulink. // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2016. Т. 11. № 5. С. 1128-1135.

УДК 621.432.3

Файрушин Р.Р. студент гр. ГТУм -1-15 Казанский государственный энергетический университет

Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань ГОРЕНИЕ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА

Аннотация: В статье рассматривается горение газообразного топлива в энергетических котлах.

Ключевые слова: концентрация продуктов, газ, топочные пространства, турбуляция, фронт пламени.

Fairushin R.R., student GTUm -1 -15 Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan Gafurov A.M engeer 1 UNIR Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan

COMBUSTION OF GASEOUS FUELS

Annotation: The article deals with the combustion of gaseous fuels in power boilers.

Keywords: concentration of product gas combustion space turbulyatsiya, the flame front.

В энергетических котлах ТЭС при сезонном использовании мазута в качестве резервного топлива для условий лимитирования сжигания топливного газа часто сжигается смешанное топливо: газ и мазут. Поэтому в данной главе рассматриваются особенности сжигания топливного газа.

При сжигании газа с раздельной подачей топлива и воздуха в зону горения процессы смешения топлива и окислителя и процессы горения развиваются параллельно, скорость и полнота сгорания определяются скоростью и полнотой смешения, происходящей за счет молекулярной или турбулентной диффузии.

При ламинарном диффузионном горении газов фронт горения существует за счет взаимной молекулярной диффузии газа и воздуха, т.е. газ сгорает в диффузионном факеле. Во фронте горения у диффузионного факела большая концентрация горючего и меньшие скорости горения по сравнению с гомогенным факелом, поэтому он обладает большей устойчивостью при изменении тепловой мощности от нуля до максимально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.