Научная статья на тему 'Google trands и Яндекс подбор слов как способ управления товарным ассортиментом компании'

Google trands и Яндекс подбор слов как способ управления товарным ассортиментом компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Google trands и Яндекс подбор слов как способ управления товарным ассортиментом компании»

степени неопределенности. Оптимизация процессов с помощью проектного подхода является одним из основных средств для повышения эффективности организации.

Итак, несмотря на преимущества и недостатки каждой из приведенных организационных структур, считаю, что в компаниях (в зависимости от масштабов деятельности и специфики конъюнктуры) могут и должны применяться разные структуры или отдельные их элементы, при этом важнейшим принципом эффективности управления должна быть готовность к осуществлению реструктуризации организационных структур для адаптации к изменениям во внутренних стратегических ориентирах и турбулентной внешней среде.

Список литературы

1. Адельсеитова Э.Б., Леманова С.И. Направления совершенствования организационной структуры // Таврический научный обозреватель, 2016. № 5-1 (10). С. 125-127.

2. Китаева О.Н., Федотов Л.Н. Бюрократия и капитализм // Философские науки, 2015. № 12. С. 57-73.

3. Лукащук В.И., Зотов В.В. Инновационный бюрократизм как механизм управления современной системой высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки, 2017. Т. 3. № 3 (11). С. 5-10.

4. Полещук И.А. Структурный аспект организации систем. Виды организационных структур // Economics, 2015. № 7 (8). С. 27-30.

5. Проскурина З.Б. Классификация видов организационных структур управления компаниями // Экономика, социология и право, 2015. № 1. С. 128-131.

GOOGLE TRANDS И ЯНДЕКС ПОДБОР СЛОВ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ КОМПАНИИ Огеренко Е.О.1, Калита М.И.2

'Огеренко Евгений Олегович — магистрант;

2Калита Марианна Игоревна — магистрант, направление: системный менеджмент, кафедра экономики и менеджмента Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград

За цифровыми технологиями будущее. Это понимают не только отдельные крупные компании, но и государство в целом. На буднях Председатель Правительства Дмитрий Медеведев предложил Президенту РФ Владимиру Путину создать новое министерство - министерство цифровых технологий. Безусловно, технологии кардинально изменили и экономики государств, в целом, и отдельные отрасли до неузнаваемости. Так все больше и больше СМИ уходят от печатного типа изданий и переходят на электронные версии своих журналов, а Amazon крупнейший онлайн ритейл США открыл первый магазин в мире, в котором отсутствуют продавцы. Технологии - это общемировые тренды, которые неизбежно дойдут до всех стран, вопрос лишь во времени, как быстро и насколько отстанут одни страны от других. Но у многих ассоциации со словом технологии - это дорого и непонятно. Есть два инструмента, которые бесплатно помогут поймать тренд интернета, подстроиться под них и опередить в готовности своих конкуренты.

Компания, по которой мы пишем работу, работает в сфере розничной торговли, занимается продажей смартфонов и планшетных ПК и аксессуаров к ним. Рынок смартфонов очень быстро меняется, и необходимо не отставать от тенденций, иначе компания начнет терять деньги из-за того, что не смогла вовремя перестроиться. Описанный ниже способ больше подходит для компаний малого бизнеса, поскольку процесс логистики в компаниях не централизован, а вопросы поставки требуют меньше времени, нежели у крупных игроков рынка, таких как М.Видео. В крупных компаниях поставки идут централизованно, необходимо подписать договор с поставщиком, организовать доставку, распределить по магазинам. От контракта до первого телефона может пройти срок до 2 месяцев. Стоит отдать должное, что многие крупные ритейлы понимают эту проблему и стараются сократить сроки, но всё же, маленькой розничной сети, поставки будет осуществить проще. Как правило, их ассортимент - это поставки с площадок онлайн торговли, к примеру, AliExpress, либо доставка из других стран, где цена на технику может быть горазда дешевле. Магазин BigGeek, например, следует последнему способу. Это один из крупнейших

частных онлайн магазинов Москвы, большую часть продаж составляют гаджеты топового сегмента - Apple и Samsung. Компания привозит товар из других стран и уже здесь его продает, так разницы между айфонами купленными здесь и в Европе никакой нет. Тем не менее, при абсолютно одинаковых моделях, стоимость айфонов в США гораздо ниже, чем в России стоимость официальных сертифицированных РСТ смартфонов.

Вот именно для такого типа маленьких розничных сетей (онлайн сетей) подойдут два инструменты - это Google trands [1] и Яндекс подбор слов [2]. Сначала разберем их по отдельности. Google trands выдает статистику по поисковым запросам в зависимости от региона поиска. Также возможно настроить временной период, за который нужна информация. Но стоит отметить, гугл считает не в цифрах, как яндекс выдает количество поисковых запросов, а именно в собственных баллах. Он фиксирует как долгосрочные тренды, так и всплески поисковых запросов в текущем периоде.

Рис. 1. Два главных тренда в России в интернет-среде

На рисунке показан пример работы Google trands, это два долгосрочных тренда, которые начались ещё 5 лет назад минимум. До того как это стало популярным, те компании, которые учуяли эти тренды интуитивно или основываясь на своих данных, получили конкурентное преимущество. Те, кто первым стал продавать товар через страницу своего магазина в Instagram, сейчас имеют преимущество перед своими конкурентами. То же самое происходит с предпринимателями, которые первые освоили Ali, когда он ещё был только на английском языке, поняли как он работает и стали получать сверхприбыль, до того периода, когда сервис стал все доступным.

По большому счёту, можно отслеживать и общемировые тренды. Так как Россия - часть глобального рынка, то те тренды, которые стали общемировыми, рано или поздно дойдут и до нас. Так, если отслеживать что происходило в США, то Instagram стал трендом еще в далеком 2008 году, когда в России только набирала популярность социальная сеть ВКонтакте. Зная этот тренд, можно было к нему заранее подготовиться и уже по пришествии его к нам оказывать профессиональные платные консультации по ведению блога и продажам через Instagram товара.

Помимо этого, данный инструмент можно в инвестиционных целях использовать. Как пример, вложиться самому в акции данных компаний, которые смогли завоевать тренды и долго в них удерживаться. Возвращаясь к графику 1, мы наблюдаем тренды, рост которых составил за 5 лет в 2-3 раза. Отслеживая эти изменения, можно было вложиться в эти компании и почувствовать в разделении пирога их популярности в виде дивидендов или роста стоимости акций. Компания Facebook приобрела Instagram в 2012 году. Зная тренд, что Instagram набирает популярность по запросам с 2008 года, можно было купить акции Facebook (FB [NASD]) [3] по цене 20$ за акцию, и уже сейчас их можно было бы продать за 183$. Годовой рост за 5 лет составил почти в 10 раз, или 1000%. Не многие могут похвастаться такими результатами. Аналогичная ситуация и с группой Alibaba BABA [NYSE], которая провела IPO в 2015 году по цене размещения 80$ за одну акцию. Сейчас стоимость бумаги составляет почти 200$ спустя три года, показывая рост в 2,5 раза.

Возвращаясь к трендам, можно управлять товарным ассортиментом. Директор либо лицо, ответственное за закупку и доставку товара, отслеживает тренды через поисковые запросы Google trands и, исходя из динамики показателей, уже составляет план закупки.

На графике (рис. 2) показано число запросов бюджетных моделей компании Xiaomi с января 2016 года. Когда тренд перешагнул порог в 30 баллов, это сигнал к закупкам. Пик пришёлся на декабрь 2017 года, в поисках подарка на новый год, этот поисковый запрос был

одним из главных горячих трендов. Подготовленные продавцы, имеющие достаточно телефонов и аксессуаров, начиная с середины 2016 года, могли хорошо заработать. Также можно вбивать название отдельной модели, к примеру, iPhone SE и отслеживать популярность отдельной модельной позиции.

Обратно инструмент тоже работает. Так можно отслеживать, как покупатели относятся к тому или иному бренду, и избавляться от брендов, к которым падает интерес. Так, например, при запросе компании Lenovo виден чёткий нисходящий тренд. Так на январь 2016 года индекс тренда запроса по компании составил 80 баллов из 100. В октябре этого же года индекс перешёл отметку 50 баллов, и продолжил снижаться, повышаясь лишь на небольшие колебания, которые можно списать на сезонность, после них падение продолжалось. В апреле 2017 года было всего 5 баллов из 100.

Рис. 2. Поисковые запросы в России смартфонов линейки Xiaomi Redmi

Что это даёт компаниям, которые сотрудничают с производителем? Как минимум снижение маржинальности. Есть понятие оборачиваемости продукции, когда даются определенные сроки на продажу товара и завоз нового, когда старый не продаётся. Это заполненные места на складах и в магазинах, которыми нельзя занять новым товаром. Чтобы освободить места, ритейлу приходится устраивать акции, чтобы распродать остатки и завести новый товар. Порой для продавца такие акции идут с минимальной наценкой, бывают и в убыток. Используя этот инструмент, отдел закупок уже бы в октябре резко сократил поставки продукции Lenovo, ища более выгодные контракты и устроили более длительную распродажу, но к новому сезону сбыли остатки и не понесли бы потерю по прибыли.

Факт снижения продаж, в дальнейшем подтвердила сама компания, но только спустя 2 года, в апреле 2018 года. Lenovo закрывает мобильное предприятие в Восточной Европе из-за снижения объема продаж, сообщили газете Ведомости представители компании. Так на февраль 2017 года доля рынка компании в России составила 5,7% от общего объема, а на февраль 2018 года около 2%. Падение составило почти в 3 раза.

Но если компании нужно оцифровать результаты, посчитать именно в штуках примерный суммарный интерес со стороны покупателей, то здесь приходит в помощь Яндекс подбор слов. В отличие от сервиса Google, Яндекс выдает в конкретных цифрах, сколько было поисковых запросов именно с этой комбинацией слов. Возвращаясь к продажам телефонов, Google trands в январе 2016 года зафиксировала заинтересованность со стороны интернет сообщества в телефонах компании Xiaomi. Мы, обращаясь к сервису Яндекс, пытаемся понять в цифрах, сколько это людей и на сколько в штуках произошёл рост запросов.

Здесь стоит сделать небольшое пояснение - контекстный поиск работает именно с тем словосочетанием слов, которые вбивают пользователи в поисковике. Если правильное название телефона Xiaomi, а люди набирают сяоми, то это две разные статистики показателей. В таком случае необходимо в поисковиках вбивать все возможные варианты произношений и суммарно складывать полученные результаты.

Так при запросе пользователей «купить сяоми» на апрель 2018 года мы видим 88 тыс. поисковых запросов. В то же время, если сяоми мы заменим слово Xiaomi то с данной тематикой было всего 150 запросов в апреле, а запрос со словом ксиоми составил 26 тыс. Итого интерес составил 110 тыс. Много это или нет? Стоит сравнить с поиском другого производителя, например, компании Samsung. Так в апреле 2018 года по формуле слов «купить самсунг» составил 450 тыс. и 329 тыс. с поиском Samsung. Итого 779 тыс. в апреле, запросы по

72

компании Apple словосочетание купить iPhone составило 280 тыс. и 653 тыс. по словосочетанию «купить айфон». Итого 933 тыс. Есть небольшая погрешность в расчетах, так как по официальной доле рынка в России в штуках первое место занимает компания Samsung, а потом Apple. Но в рублях Apple забирает больше с рынка, чем Samsung и занимает 1 место в России. Эти цифры подтверждает газета Ведомости, и статистика запросов совпала с долей рынка производителей именно в рублях [4].

Рис. 3. Статистика по поисковому запросу «купить сяоми»

В конце хотим отметить, что Google trands и Яндекс подбор слов являются новым и пока что слабо изученными инструментами. Но как когда-то, всё новое нужно осваивать и применять на практике, получая конкурентное преимущество перед другими игроками рынка. Статистика запросов в дальнейшем подтверждается официальными данными самих компаниями, так что это важный инструмент при работе с ассортиментом товара, который позволит вовремя продать товар, переставший пользоваться спросом и наоборот, заключить договора с поставщиками товаров, которые набирают тренды. Необходимо более детально освоить данные инструменты и начать применять уже на практике. Также стоит отметить, что данные, которые выдают тренды, можно отнести к опережающим показателям, так ранее в статье рассматривалось, что тренды заметили факт в спаде продаж компании Lenovo ещё до того, как это официально было объявлено и отражено в финансовом отчете компании [5].

Список литературы

1. Официальный сайт Яндекс подбор слов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wordstat.yandex.ru (дата обращения: 16.05.2018)

2. Официальный сайт Google. [Электронный ресурс]. Режим доступа: trands https:// trends.google.ru/ (дата обращения: 16.05.2018).

3. Онлайн сайт котировок finviz // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finviz.com/ (дата обращения: 16.05.2018).

4. Официальный сайт газеты Ведомости // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/artides/2018/04/03/755745-lenovo/ (дата обращения: 16.05.2018).

5. Официальный сайт газеты Ведомости // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/12/27/746655-apple-vzletela/ (дата обращения: 24.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.