Научная статья на тему 'Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование: монография. СПб. : ИВЭСЭП, знание, 2007. - 220 с'

Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование: монография. СПб. : ИВЭСЭП, знание, 2007. - 220 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
402
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование: монография. СПб. : ИВЭСЭП, знание, 2007. - 220 с»

Уже в недалеком будущем новый расклад политических сил и неопределенность могут привести к необходимости внесения поправок в Конституцию РФ, которая, наряду с удалением монархического начала «суперпрезидентства», давно нуждается в более детальном прописывании принципов федерализма и разграничения полномочий Центра регионов и местного самоуправления. Сейчас крайне желательно восстановить нарушенный баланс властей и по вертикали, и по горизонтали.

Желательно, в частности, особенно после введения чисто пропорциональной системы по выборам в Государственную Думу ФС РФ, ввести и другую новацию в практику российского бикамерализма — вернуться к системе выборов сенаторов населением субъектов федерации, то есть Совет Федерации нужно формировать по пропорциональной системе, ибо «на практике в последние годы принцип

фактического регионального представительства в Совете Федерации подменен принципом "найма" регионами столичных лоббистов, эффективность которого невелика» (Туровский, 2007, с. 328).

Возвращение к практике выборов укрепляет страну, делает ее систему более жизнеспособной и гибкой и обеспечивает страховку от распада в случае того или иного катаклизма (социального, экономического, экологического и т. д.). Если постепенно двигаться в этом направлении, то Россия, может быть, получит шанс обрести в перспективе баланс жизнеспособного федерализма.

На такие вот размышления натолкнуло автора, в частности, чтение книг Ростислава. Туровского. Если прочитанное зовет к размышлениям — что может быть полезнее?

В. А. Ковалёв

Литература

Адамсон А. Эскимо с Хоккайдо. М.: Эксмо, 2005.

Баранов А. В., Вартумян А. А. Политическая регионалистика. Курс лекций. Вып. 2. М., 2004.

Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М.: РОССПЭН. 2006.

Ковалев В. А. Регионы и политика. Рецензия: Баранов А. В., Вартумян А. А. Политическая регионалистика. Курс лекций. Вып. 1-5. М.: Изд-во Российского государственного социального университета; Кубанского государственного университета; Армавирского института социального образования, 2003-2005) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. СПб, 2005. Вып. 3.

Ковалев В. А. Республика Коми: от поставторитарного синдрома к административному режиму // Политическая наука: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки, Рос. ассоц. полит. науки. М.: ИНИОН. 2007. № 2.

Политической наука. М.: ИНИОН РАН. 2008. № 3.

Фарукшин М. Х. Сравнительный федерализм. Казань: КазГУ, 2003.

Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006.

Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.

Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование: Монография. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 220 с.

Монография В. Э. Гончарова посвящена анализу современного этапа политического консультирования. Следует отметить, что среди многочисленных изданий, посвященных этой проблеме и вышедших в отечественных издательствах за последние годы, превалируют работы

мемуарного или учебного характера. Работ, претендующих на уровень монографии, не очень много. Можно назвать книги таких авторов, как А. Ю. Горчева, Ф. Н. Ильясов, С. Ф. Лисовский и В. А. Естафьев (см.: Горчева, 2003; Ильясов,

_ 279

ПОЛИТЭКС- 2008. Том 4. № 2

2000; Лисовский, 2000; Лисовский, Евстафьев, 2000).

Определяя границы исследования, автор рецензируемой монографии указывает на то, что политический консалтинг — это сфера «оплачиваемых услуг специалистов в области конкурентной политики (преимущественно, хотя и не исключительно, избирательных кампаний). Эти специалисты не должны строить самостоятельную политическую карьеру и преследовать в ходе профессиональной деятельности интересы, отличающиеся от интересов клиента» (Гончаров, 2007, с. 7). Таким образом, основным предметом исследования выступают так называемые политтехнологи, оказывающие свои услуги на временной основе и за заранее оговоренную плату. Однако появление и активное участие в политическом консультировании разнообразных аналитических центров, научно-исследовательских институтов, «независимых политологов», политических журналистов, профессиональных советников, числящихся в штатах органов государственной власти, или специалистов по электоральным технологиям, работающих в аппаратах политических партий, сделало данное определение достаточно узким. Проблема усугубляется еще и тем, что отдельным специалистам удается время от времени менять свой профессиональный статус, переходя, например, из политтехнологов в журналисты. Тем не менее, целенаправленно сужая границы исследования, В. Э. Гончаров добивается существенного прогресса в глубине анализа.

Основной текст монографии состоит из семнадцати глав, распределенных по четырем разделам. В первом разделе рассматриваются вопросы возникновения и эволюции политического консультирования. Первоначально возникнув в США, политический консалтинг постепенно распространился в Европе, а затем и по всему миру. Исторический экскурс позволяет по-новому взглянуть на современный этап развития этого феномена, характеризующийся глобализаци-

ей политического консалтинга. Глобализация в этой области основана на экономических и технологических аспектах развития современной цивилизации. С одной стороны, опыт зарубежных политических консультантов можно использовать, поскольку они работают с такими же современными коммуникационными технологиями, как и отечественные специалисты (телевидение, пресса, Интернет и т. п.). С другой стороны, экономические интересы делают появление консультативных фирм, оперирующих на международной арене, настолько же неизбежным, как и существование ставших уже привычными транснациональных корпораций. В качестве примера удачной зарубежной экспансии приводится деятельность российской фирмы «Никколо М», которая проводила избирательные кампании в Венесуэле, Грузии, Латвии, Монголии и т. п. (Гончаров, 2007, с. 44).

Второй раздел посвящен анализу внешней среды современного политического консультирования. Он выделяется подробностью и широтой описания, охватывая как уже достаточно изученные аспекты (изменение условий политической коммуникации, медиатизация современной политики, ослабление роли идеологий, уменьшение влияния политических партий), так и относительно слабоизученные аспекты (по причинам сложности или новизны исследований): изменение форм лоббистской активности, рост финансирования политической деятельности, становление профессиональной полити -ческой экспертизы. Особенно следует отметить интереснейшую главу о финансовой стороне политического консультирования. Стремительный рост политического финансирования вызван, прежде всего, ростом расходов на телевизионную рекламу и другие средства массовой коммуникации. В качестве примера в монографии приводятся данные о расходах на телевизионную рекламу во время президентских выборов и выборах в конгресс

280 _

ПОЯИМЭКС- 2008. Том 4. № 2

США в 2004 г., когда «на всех уровнях выборной кампании было потрачено 3,9 млрд долларов... Это в два раза превышает расходы на телевизионную рекламу в 2000 г., в четыре-пять раз больше расходов кампании 1996 г., в 40 раз больше затрат выборной кампании 1972 г. и в 100 раз превышает рекламный бюджет кампании 1960 г.» (Плассер., Плассер, 2005, с. 99-100). Серьезный рост расходов связан не только с повышением расценок на телевизионную рекламу и текущей инфляцией, но и с тем, что в политических кампаниях ставки неизмеримо выше, чем в коммуникационных кампаниях в коммерческой сфере. Ради победы на выборах политики готовы пойти на любые расходы, которые могут в той или иной степени склонить чашу весов в их пользу.

Наиболее важным, на наш взгляд, является третий раздел, который призван описать профессиональные составляющие деятельности политтехнологов. Автор убедительно показывает, что «политический консалтинг как особый вид профессиональной деятельности возникает только в условиях демократии, когда услуги консультантов становятся товаром на более или менее открытом и конкурентном рынке» (Гончаров, 2007, с. 121). Бесконечный процесс разделения труда и узкой специализации привел к возникновению этой новой профессии, вызывающей самые разные мнения и отношения. Одной из центральных проблем политтехнологов стала проблема этических взаимоотношений с клиентом и этичности оказания услуг разным политическим силам.

Другой широко обсуждаемой проблемой стало влияние политтехнологов на демократичность политического процесса. Вопреки распространенному мнению, автор довольно убедительно, на конкретных примерах демонстрирует то, что политтехнологи в рамках устоявшегося демократического режима стремятся к максимальному удовлетворению запросов избирателей. То, что избиратели время от времени совершают ошибки (выбирая популистов), не меняет общей картины демократической конкуренции.

Уже на следующих выборах избиратели могут поменять не справившихся со своими обязанностями политиков. Более того, политтехнологи делают все, чтобы обострить политическую конкуренцию и «действуя в своих, исключительно корыстных и приземленных интересах, они в большей мере укрепляют демократический процесс, чем многие поборники "общего блага" (Гончаров, 2007, с. 157). На наш взгляд, подобная апологетика преимущества корыстных и беспринципных консультантов перед идеологизированными и имеющими моральные принципы носит спорный характер. Циничное поведение политконсультантов и использование негативных технологий, получивших печальную известность в качестве «черного Рр», несомненно, наносят урон политической деятельности в целом.

Определенную слабость и незавершенность в этом разделе демонстрирует глава о технологиях политического консультирования. Очевидно, что ее следовало значительно расширить и выделить в отдельный раздел. Анализ приведенных технологий носит описательный характер. Более того, в отношении оценки эффективности технологий политического консультирования автору приходится признаться, что «реальная эффективность этих технологий изучена совсем недостаточно» (Гончаров, 2007, с. 148).

Четвертый раздел монографии посвящен анализу развития политического консультирования в России. Автор отмечает, что расцвет политического консультирования, пришедшийся на середину 1990-х годов, сменился серьезным откатом, вызванным несколькими обстоятельствами. С одной стороны, в связи с отменой губернаторских выборов, переходом к пропорциональной системе и в связи с реформой партийного законодательства сократился рынок политического консультирования. С другой стороны, произошел переход от преимущественно внешнего консультирования к внутреннему, когда крупные корпорации и политические _ 281

ПОЛИТЭКС. 2008. Том 4. № 2

партии предпочитают иметь постоянных специалистов в собственном штате. Кроме того, в начале тысячелетия, по мнению автора, изменилась роль полит-технологов в политическом процессе современной России. По мнению автора, «в современной России сформировался сектор политтехнологической поддержки авторитарного режима, включающий в себя как отдельных специалистов, так и особые институты (агентства политического консультирования, экспертные центры и т. п.)... К настоящему моменту ме-диаполиттехнологи стали частью "силового аппарата власти" в самом прямом смысле слова» (Там же, с. 192). Полит-технологи и контролируемые средства массовой информации выполняют в сложившемся политическом режиме настолько важную роль, что их можно приравнять к силовым структурам. Любая силовая акция (будь то судебный процесс или разгон «марша несогласных») сопровождается необходимыми медийными и политтехнологическими манипуляциями. Хочется отметить, что некоторые положения этого раздела были изложены уже в 2005 г. в статье В. Э. Гончарова «Маркетинговый авторитаризм», опубликованной в самом первом номере журнала «ПОЛИТЭКС».

Резюмируя, следует сказать, что монография, несомненно, вносит серьезный

вклад в развитие нового направления политических исследований. Автору удалось привлечь значительный объем литературы по проблеме (всего 373 источника, из которых 178 — на русском языке и 195 — на английском). С выводами, связанными с описанием роли политтехнологов в современном политическом процессе вообще и в российском в частности, можно согласиться. Что же касается осторожных прогнозов о том, что «политические консультанты в обозримой перспективе не исчезнут из российской политики, а в случае начала новой волны демократизации их роль может снова измениться» (Гончаров, 2007, с. 198), то с этим скорее хочется согласиться, однако не выдает ли здесь автор желаемое за действительное? Очевидно, что никакие рациональные доводы о том, что профессиональное консультирование авторитарного правления неизбежно приводит к свертыванию демократических процедур, а затем и к свертыванию рынка политического консультирования (с последующим «свертыванием» консультантов) не могут убедить конкретных политтехнологов отказаться от своей высокооплачиваемой работы.

И. А. Быков

Литература

Горчева А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России. М.: МГУ, 2003. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-Пресс, 2000. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: РАУ Университет, 2000.

Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. М.: Вэйл, 2005.

Теория политики: Учебное пособие / Под. ред. Б. А. Исаева. СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

За пятнадцать лет развития политической науки в современной России российскими политологами выпущено немало нужных и хороших учебников, среди

которых особенно хотелось бы выделить учебное пособие К. С. Гаджиева «Политическая наука», учебник А. И. Соловьева «Политология: политиче-

ПОЛИМЭКС- 2008. Том 4. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.