Научная статья на тему 'ГОНЧАРОВ И РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: К 210-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ'

ГОНЧАРОВ И РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: К 210-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
264
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ / ИЛЛЮСТРАЦИИ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / КАТАЛОГИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ / РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маршалова Ирина Олеговна

Тема «И. А. Гончаров в восприятии русских художников» нечасто оказывалась в поле зрения исследователей. Презентуемый альбом является первой обобщающей попыткой демонстрации и осмысления визуализации образов, созданных романистом. Альбом «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников» подготовлен музейным творческим коллективом по материалам фондов Ульяновского областного краеведческого музея имени И. А. Гончарова. Публикация осуществлена при поддержке Российского фонда культуры. Сегодня собрание музея насчитывает около трёхсот произведений, созданных художниками XХ-ХХI вв. Среди авторов - известные мастера-иллюстраторы Д. Б. Боровский, И. С. Глазунов, Ю. М. Игнатьев, П. Н. Пинкисевич и др. Иллюстрации в альбоме скомпонованы по произведениям И. А. Гончарова - его трём романам и книге очерков «Фрегат “Паллада”». В каждом разделе изображения собраны вокруг ведущих персонажей или значимых сюжетных поворотов. Сцены, положения, ситуации сопровождаются соответствующими текстами из произведений И. А. Гончарова. В альбоме представлена краткая информация о художниках - авторах серий иллюстраций в собрании музея, а также каталог иллюстраций. Издание вызовет интерес как у профессионалов в гуманитарных сферах, так и простых читателей, почитателей отечественной литературы и культуры.Альбом «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников» доступен в электронном формате на официальном сайте Ульяновского краеведческого музея в разделе «Научные издания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маршалова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GONCHAROV AND RUSSIAN ARTISTS: TO THE 210TH ANNI-VERSARY OF THE WRITER'S BIRTH

The subject of I. A. Goncharov as perceived by Russian artists has not often been in the field of research. This album is the first generalized attempt to show and make sense of the visualization of the images created by the novelist. The album "Goncharov's heroes in illustrations by Russian artists" was prepared by a group of museum artists on the basis of the materials from the collections of the Ul-yanovsk Regional Museum of Local Lore. The publication is supported by the Russian Culture Fund. Today, the museum's collection consists of about 300 works created by artists of the XX-XXI centuries. Among the authors are popular master illustrators D. Borovsky, I.S. Glazunov, Y.M. Ignatiev, P.N. Pinkisevich and others. The illustrations in the album are based on the works by I.A. Goncharov - three of his novels and the book of essays "Frigate "Pallada". In each section, the images are gathered around the main characters or significant plot twists. Scenes, positions, and situations are accompanied by corresponding texts from Goncharov's works. The album provides brief information on the artists-authors of the illustrations in the collection of the museum, as well as the catalog of illustrations. This publication will be of interest to experts in the humanities, as well as ordinary readers and admirers of Russian literature and culture. The album "Goncharov's heroes in illustrations by Russian artists" is available in electronic format on the official website of Ulyanovsk local history museum in the "Scholarly publications" section.

Текст научной работы на тему «ГОНЧАРОВ И РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: К 210-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

И. О. МАРШАЛОВА

(Историко-мемориальный центр-музей И. А. Гончарова

Ульяновск, Россия)

ОИСГО ГО: 0000-0002-2517-0650

УДК 069:821.161.1-31 (Гончаров И. А.)

БО1 10.26170/2306-7462_2021_04_13 ББК Ш33 (2Рос=Рус)5 - 8,4

ГОНЧАРОВ И РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: К 210-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ

Аннотация. Тема «И. А. Гончаров в восприятии русских художников» нечасто оказывалась в поле зрения исследователей. Презентуемый альбом является первой обобщающей попыткой демонстрации и осмысления визуализации образов, созданных романистом. Альбом «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников» подготовлен музейным творческим коллективом по материалам фондов Ульяновского областного краеведческого музея имени И. А. Гончарова. Публикация осуществлена при поддержке Российского фонда культуры. Сегодня собрание музея насчитывает около трёхсот произведений, созданных художниками ХХ-ХХ1 вв. Среди авторов - известные мастера-иллюстраторы Д. Б. Боровский, И. С. Глазунов, Ю. М. Игнатьев, П. Н. Пинкисевич и др. Иллюстрации в альбоме скомпонованы по произведениям И. А. Гончарова - его трём романам и книге очерков «Фрегат "Паллада"». В каждом разделе изображения собраны вокруг ведущих персонажей или значимых сюжетных поворотов. Сцены, положения, ситуации сопровождаются соответствующими текстами из произведений И. А. Гончарова. В альбоме представлена краткая информация о художниках - авторах серий иллюстраций в собрании музея, а также каталог иллюстраций. Издание вызовет интерес как у профессионалов в гуманитарных сферах, так и простых читателей, почитателей отечественной литературы и культуры.Альбом «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников» доступен в электронном формате на официальном сайте Ульяновского краеведческого музея в разделе «Научные издания».

Ключевые слова: русские художники; иллюстрации; краеведческие музеи; музейные коллекции; каталоги иллюстраций; русские писатели; литературное творчество.

Гончаровский фонд Ульяновского областного краеведческого музея насчитывает свыше 3000 единиц хранения (личные вещи, автографы И. А. Гончарова, портреты, фотографии писа-

теля, родственников и окружения, памятные предметы и пр.). «Давней мечтой сотрудников музея было сделать доступным для исследователей фамильный "Летописец" Гончаровых. Кроме семейных записей он содержит две старинных церковных повести - "Страсти Христовы" и "Повесть о крёстном сыне", старательно вписанные туда рукой деда писателя двести семьдесят лет назад. Несколько лет понадобилось сотруднику Ю. М. Алексеевой, чтобы перевести "Летописец" со скорописи начала XVIII века на современный русский язык. Наконец, в 1996 году книга была издана. Она вызвала большой интерес исследователей жизни и творчества И. А. Гончарова и была приобретена российскими и зарубежными библиотеками» [И. А. Гончаров и Симбирск 2006: 7]. Безусловно, выход в свет полного комментированного текста рукописной книги, известной в научной среде как «Летописец семьи Гончаровых»1, «с факсимильным воспроизведением текста памятника, подробными примечаниями, разработанным инструментарием исследования языковой стихии и социокультурной среды ХУШ-Х1Х вв.» [Маршалова 2014: 59] - ключевой момент в изучении родословной И. А. Гончарова, его ближайшего окружения, а также памятников древнерусской литературы в целом.

1 «Впервые небольшое описание и фрагменты "Летописца" были опубликованы членом Архивной комиссии М.Ф. Суперанским. После открытия музея И. А. Гончарова в Ульяновске (1982 г.) была поставлена задача ее изучения. Работа с книгой показала, что ее содержание гораздо шире данного ей Суперанским названия» [Гончаровский летописец 1996: 355].

204

Иллюстрация 1.

В 1997 году в печатном «Каталоге основного фонда музея И. А. Гончарова» были описаны 542 единицы хранения - материалы, поступившие с конца XIX века по 1993 год. Книга, рассчитанная на специалистов и почитателей русской литературы, объединила девять тематических разделов: «Наиболее ценен раздел "Личные вещи И. А. Гончарова и памятные предметы" который содержит описание вещей из кабинета писателя в его петербургской квартире, и раздел "Автографы И. А. Гончарова". В некоторых разделах выделены подразделы. Так, в разделе "Родственники И. А. Гончарова" материалы сгруппированы по фамильным линиям: потомки Н. А. Гончарова, потомки А. А. Кирмаловой, потомки А. А. Музалевской. В разделе "Окружение И. А. Гончарова" особо выделены материалы о воспитанниках И. А. Гончарова - А. К. Трейгут-Резвецовой и

ее семье, Е. К. Трейгут и В. К. Трейгуте. В разделах "Портреты И. А. Гончарова", "Виды мест, связанных с И. А. Гончаровым" имеются подразделы, в которых материал сгруппирован в тема-тико-хронологическом порядке и по технике исполнения. Разделы "Иллюстрации к произведениям" и "Произведения Гончарова в театре и кино" составлены по хронологическому принципу -по времени создания художниками этих работ» [Каталог основного фонда музея И. А. Гончарова 1997: 3].

Следующим этапом в частичном описании Гончаровского фонда стала публикация альбома «И. А. Гончаров и Симбирск», подготовленного творческим коллективом музея к 195-летию со дня рождения писателя. Данная книга явилась первым иллюстрированным изданием, посвящённым многоаспектным связям романиста с родным городом: «Здесь собраны воедино виды старого Симбирска, портреты родственников писателя, его знакомых симбирян, отрывки из произведений и писем Гончарова, воспоминаний его современников» [И. А. Гончаров и Симбирск 2006: 7].

Наконец, в 2020 году был издан альбом «Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова. История. Люди. Коллекции. К 125-летию со дня открытия». Согласно аннотации в книге продемонстрировано «все разнообразие музейного собрания, насчитывающего более 147 тысяч предметов разных эпох». Отдельный раздел альбома посвящён личным коллекциям ульяновского музея. Этот раздел открывает описание Гончаровского фонда, предложенное старшим научным сотрудником А. В. Лобкарёвой: «Наша коллекция стала создаваться Симбирской учёной архивной комиссией в период подготовки празднования 100-летнего юбилея И. А. Гончарова в 1912 г. Именно тогда, с 1907 по 1914 гг., в архивную комиссию поступили наиболее ценные реликвии гончаровской коллекции: портрет писателя работы Н. А. Майкова, портреты матери и крёстного Гончарова, Летописец Гончаровых, 4 кресла из кабинета писателя. В то время ещё были живы близкие Гончарову люди: его племянники, воспитанники, друзья. Их дары заложили основу гончаровской коллекции в нашем городе. Эти предметы украшали комнату памяти И. А. Гончарова, которая с 1956 г. по 1982 г. была частью основной экспозиции Ульяновского областного краеведческого музея. К сожалению, в ходе передачи

части фонда Краеведческого музея Художественному музею в 1939 г. были утрачены некоторые предметы гончаровской коллекции: чашка писателя, ножичек для отрезания сигар в виде гильотинки, картинки, привезённые из путешествия. Мы надеемся, что полная научная паспортизация фондов обоих музеев выявит эти предметы» [Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова 2020: 214, 216].

На данный момент последней крупной публикацией музейного коллектива, посвящённой значительной изобразительной коллекции, связанной с именем писателя, стал альбом «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников», составленный по материалам фондов Ульяновского областного краеведческого музея имени И. А. Гончарова. Публикация осуществлена при поддержке Российского фонда культуры. Издание вышло из печати в конце декабря 2020 года.

В альбоме собраны около двухсот иллюстраций, относящихся к портретным характеристикам персонажей, пейзажным или сюжетным зарисовкам произведений И. А. Гончарова. Книга имеет жанр именно литературно-художественного альбома. В данном случае речь идёт о книжном издании с репродукциями, фотоснимками графических работ, отвечающих избранной тематике, в сопровождении пояснительных текстов. Мир творчества великого русского писателя представлен через обращение к текстам его произведений и визуальным воплощениям его художественных типов: в данном альбоме иллюстрации скомпонованы вокруг ведущих образов романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» и очерков «Фрегат "Паллада"». Связь текста И. А. Гончарова с той или иной иллюстрацией подчёркнута ситуативно (это может быть случай из жизни героя или группы персонажей) или портретно.

Русская классика: динамика художественный систем

ГЕРОИ ГОНЧАРОВА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Иллюстрация 2.

Не может не привлекать внимание заинтересованного читателя обложка книги, на лицевую сторону которой помещен карандашный рисунок художника-графика Д. Б. Боровского «Вера», выполненный в 1958 году к роману «Обрыв»: «Цикл иллюстраций к роману И. А. Гончарова "Обрыв" был начат художником в 1954 г. В 1958 г. осуществилось издание (Гончаров И. А. Обрыв. - М.: Гослитиздат, 1958). "Обрыв" стал этапом в иллюстрационной работе Боровского. Художник впервые делал книжное оформление такого масштаба: суперобложка, обложка, шмуцтитулы, заставки, страничные иллюстрации. Притом, по словам сына художника, автору "удалось найти верную <...> эмоциональную интонацию <...> исполненную какого-то жиз-

208

неприятия <...> В иллюстрациях к "Обрыву" было качество новой лирической повествовательности, и зритель оценил это. Иллюстрации были хорошо встречены и читателями, и профессиональной общественностью. Образ Веры с суперобложки издания много раз перепечатывался - как знак нового, свежего взгляда на русскую классику"» [Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников 2020: 156]. Эта же иллюстрация открывает подраздел «Вера» в разделе «Обрыв. 1869 г.». Следуя логике, заложенной составителями издания, данное изображение сопровождено гончаровскими строками, наиболее соответствующими воссозданной художником ситуации: «Нет в ней строгости линий, белизны лба, блеска красок и печати чистосердечия в чертах и вместе холодного сияния, как у Софьи. Нет и детского, херувимского дыхания свежести, как у Марфиньки: но есть какая-то тайна, мелькает не высказывающаяся сразу прелесть, в луче взгляда, в внезапном повороте головы, в сдержанной грации движений, что-то неудержимо прокрадывающееся в душу во всей фигуре» [Гончаров 2004: т. 7, 287].

Иллюстрация 3. 209

Заднюю сторону обложки альбома украшает акварель к роману «Обрыв», выполненная иллюстратором классических произведений мировой и русской художественной литературы Ю. М. Игнатьевым в 1983 году. Работа называется: «Райский подъезжает к имению бабушки». В этой и других, помещённых в альбом акварельных иллюстрациях к «Обломову» и «Обрыву», «автор воссоздаёт практически все основные сюжетные линии произведения, передаёт атмосферу провинциального города и усадьбы, подчеркивает гармонию людей и природы, показывает сопричастность героев окружающему миру» [Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников 2020: 9].

Вообще, иллюстрации к роману «Обломов» в собрании музея представлены довольно полновесно. Остановимся на первом полноценно иллюстрированном издании романа рисунками С. М. Шор, наряду с живописью, сценографией, станковой графикой успешно работавшей в книжной графике. В 1929 году вышли иллюстрации художницы к отдельному изданию главы «Сон Обломова». Второй раз Сарра Марковна иллюстрировала весь роман в 1936 году для издательства «Академия». Представленные в музейном собрании иллюстрации С. М. Шор создала в технике сухой иглы, основанной на процарапывании острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски: «В книгах гравюры воспроизведены фотомеханическим способом. Кроме гравюр С. М. Шор в фондах музея хранятся три ее карандашных эскиза - один к иллюстрации, напечатанной в издании "Академия", и два к иллюстрациям, не вошедшим в книгу» [Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников 2020: 172].

Иллюстрация 4.

Сцены романа оживают под рукой художницы: вот Илюша Обломов, отправляемый на учение к немцу Штольцу («Проводы Илюши в дорогу»). Изображение содержит все значимые нюансы гончаровского текста: «А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:

- Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти! Сердце дрогнет у него. Он печальный приходит к матери. Та знает отчего и начинает золотить пилюлю, втайне вздыхая сама о разлуке с ним на целую неделю.

Не знают, чем и накормить его в то утро, напекут ему булочек и крендельков, отпустят с ним соленья, печенья, варенья, пастил разных и других всяких сухих и мокрых лакомств и даже съестных припасов. Все это отпускалось в тех видах, что у немца нежирно кормят» [Гончаров 1998: т. 4, 137].

Примечательно, что последние по времени создания серийные иллюстрации, хранящиеся сегодня в собрании музея, были выполнены к дебютному гончаровскому роману. В 2004 году в серии «Школьная библиотека» издательство «Детская литература» выпустило книгу И. А. Гончарова «Обыкновенная история» в оформлении художника-графика, иллюстратора, родившегося в Ульяновске и проживающего ныне в городе Димитров-граде Ульяновской области, А. М. Кузнецова. Художник оформил книгу полностью: «цветную обложку - в технике акварели, а чёрно-белые иллюстрации, заставки и концовки к частям романа - тушью» [Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников 2020: 9]. В том же 2004 году оригиналы работ были переданы автором в дар музею писателя. Рисунки А. М. Кузнецова особенно примечательны в подразделе альбома, посвящён-ном мужским образам первого романа И. А. Гончарова. Автор не только передаёт эмоциональное состояние героев, основные сюжетные повороты, но также уделяет внимание тщательной прорисовке бытовой атмосферы «Обыкновенной истории».

Иллюстрация 5.

Вот, например, молодой Адуев сжигает свои рукописи в обстановке со вкусом обставленной петербургской квартиры дядюшки и тем самым расстается с частью юношеских иллюзий:

«- Вот то-то! в тебя вложили побуждения, а самое творчество, видно, и забыли вложить, - сказал Петр Иваныч, - я говорил!

Александр отвечал вздохом и задумался. Потом вдруг с живостью бросился отворять все ящики, достал несколько тетрадей, листков, клочков и начал с ожесточением бросать в камин.

- Вот это не забудь! - сказал Петр Иваныч, подвигая к нему листок с начатыми стихами, лежавший на столе.

- И это туда же! - говорил Александр с отчаянием, бросая стихи в камин.

- Нет ли еще чего? Поищи-ка хорошенько, - спросил Петр Иваныч, осматриваясь кругом, - уж за один бы раз делать умное дело.

<...>

- И это туда же! - крикнул Александр, швырнув тетрадь в печь.

Оба стали смотреть, как она загорится, Петр Иваныч, по-видимому, с удовольствием, Александр с грустью, почти со слезами» [Гончаров 1997: т. 1, 343-344].

В 1852 году И. А. Гончаров в качестве секретаря генерал-адъютанта, вице-адмирала Е. В. Путятина отправился в путешествие на фрегате «Паллада» к далёким и манящим берегам Японии. Повидав страны Европы, Африки, Азии, романист создал цикл очерков «Фрегат "Паллада"» - одно из лучших произведений мировой литературы в жанре путевых заметок. Деятельности писателя в составе экспедиции, давшей богатейший материал для создания «морского романа», посвящено немало работ. Одна из последних - публикация А. Ю. Балакина, в которой сделан акцент на участии И. А. Гончарова в переговорах 1853 г. с Японией в качестве секретаря и автора значительной части отправленных в Петербург официальных донесений, а также иных документов дипломатического характера [Балакин 2019: 293-313].

Иллюстрация 6.

Художественная рецепция гончаровского «хождения» в Японию и возвращения на родину через Сибирь была осуществлена в середине XX века: «Особую ценность в коллекции музея И. А. Гончарова имеют иллюстрации художников Б. К. Винокурова и В. Д. Цельмера к книге очерков путешествия "Фрегат "Паллада". Гончаров увидел и воссоздал в своем произведении широкую картину мира середины XIX в., которая включала в себя и европейскую Англию, и острова трёх океанов, и страны юга Африки и Азии, а также русский Дальний Восток и Сибирь. Иллюстрировать такое широкое полотно непросто. Иллюстрации Винокурова и Цельмера, выполненные тушью и акварелью, передают всё многообразие воссозданного писателем ми-

ра: природное богатство разных частей земли, особенности быта народов, своеобразие жизни моряков на фрегате, обаяние и трудности морского путешествия. Художники создали как страничные иллюстрации, так и заставки к главам книги» [Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников 2020: 12-13]. Материалы данных авторов поступили в коллекцию музея в 1979 году.

Помимо чисто художественной, эстетической составляющей, в альбом включены краткая информация о 13 художниках и каталогизированный список иллюстраций коллекции. Перечень иллюстраций включает указание на авторство работ, наименование художественного произведения, которому соответствуют иллюстрации, год их выполнения, отдельное наименование каждой иллюстрации, материал, технику исполнения, размеры, номер фондового хранения, год поступления и фамилию лица, передавшего иллюстрации на хранение в музей.

Прошло не так много времени с момента выхода альбома в свет, но уже появились первые рецензии, первые отзывы и размышления по поводу издания. В статье доктора филологических наук, профессора, члена Союза писателей России, члена Союза журналистов России, лауреата Международной литературной премии им. И. А. Гончарова И. В. Пыркова отмечено: «Литературно-художественный альбом "Герои И. А. Гончарова в иллюстрациях русских художников" - событие всероссийского масштаба, высвечивающее роль музея в современной культурной и научной жизни. Музей давно перестал быть хранилищем культурно-исторической информации, активно участвуя в образовательно-воспитательном возрождении, внося весомый вклад в фундаментальную науку. Издание непереоценимо для школ и библиотек, оно, несомненно, станет образно-наглядным путеводителем не только по гончаровскому творчеству, но окажется полезным для постижения эстетики усадебной литературы в целом. Собранные работниками Ульяновского областного краеведческого музея им. И. А. Гончарова, прокомментированные и с глубоким тактом презентованные иллюстрации заметно расширят представление современных читателей и исследователей о "сфере зрительных впечатлений" романиста, продолжат диалог о творческом наследии такого многомерного классика русской литературы, как Иван Александрович Гончаров» [Пырков 2021].

Сегодня, во время очередных больших испытаний для родины и человечества всего мира, как нельзя актуальнее и проникновеннее звучат слова одного из виднейших гончарововедов страны: «Сегодняшней культуре, как это ни грустно звучит, нужно заново учиться говорить, как будто бы после перенесённой тяжёлой болезни. А лучшее тут лекарство - чтение. И художники, иллюстрирующие Гончарова в разные эпохи, как бы приглашают нас, сегодняшних, к разговору о творческом наследии писателя, о его тайнописи, о его современности, о потаённых смыслах его книг. Поэтому я лично воспринимаю литературно-художественный альбом "Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников", подготовленный к печати работниками Ульяновского областного краеведческого музея, как действенное средство, помогающее не просто вновь обретать утраченное, а находить новые возможности, новые потенциалы в классическом русском слове. "Я был, да вас не было" - так, кажется, говорит Илья Ильич Обломов в гончаровском романе-шедевре. Так вот, нужно делать сегодня всё, чтобы мы были, то есть не теряли своей национальной идентичности, дорожили отечественной культурой и литературой. Потому что если что-то и было вначале, то это, как известно, Слово» [Пырков 2021: 63].

Альбом доступен в электронном формате на официальном сайте Ульяновского краеведческого музея в разделе «Научные издания»: http: //www.uokm .ru/text/geroigoncharova.pdf

ЛИТЕРАТУРА

Балакин А. Ю. И. А. Гончаров - участник переговоров с японцами (по материалам РГА ВМФ) // Литературный факт. 2019. № 4 (14). С. 293-313.

Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников: литературно-художественный альбом / сост. : Е. Б. Клевогина, А. В. Лобкарёва, И. О. Маршалова. Ульяновск : Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2020. 90 с.

Гончаров И. А. Обломов : Роман в четырех частях // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. СПб: Наука, 1998. Т. 4. 492 с.

Гончаров И. А. Обрыв: Роман в пяти частях // Гонча-

ров И. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. СПб: Наука, 2004. Т. 7. 770 с.

Гончаров И. А. Обыкновенная история; Стихотворения; Повести и очерки; Публицистика, 1832-1848 // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. СПб: Наука, 1997. Т. 1. 832 с.

Гончаровский летописец (Выпуск 1). Ульяновск: Дом печати, 1996. 7 с.

И. А. Гончаров и Симбирск: Альбом / Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова. Самара: Самарское книжное издательство; Ульяновск: Издательская группа «Артишок», 2006. 140 с.

Каталог основного фонда музея И. А. Гончарова. Ульяновск: Дом печати, 1997. 200 с.

Маршалова И. О. Несколько слов по поводу первого издания «Летописца семьи Гончаровых» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. Екатеринбург, 2014. № 1. С. 59-69.

Пырков И. В. «В сфере зрительных впечатлений»: о литературно-художественном альбоме «Герои Гончарова в иллюстрациях русских художников» // Литература в школе. 2021. № 2. [Электронный ресурс] / URL : http://litsh.ru/arhiv/literatura-v-shkole-2021-2/

Пырков И. В. На спуске к Вериной беседке // Мономах. 2021. № 3 (123). С. 63.

Ульяновский областной краеведческий музей имени И. А. Гончарова. История. Люди. Коллекции. К 125-летию со дня открытия. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2020. 240 с.

REFERENCES

Balakin A. Yu. I. A. Goncharov - uchastnik peregovorov s ya-pontsami (po materialam RGA VMF) // Literaturnyy fakt. 2019. № 4 (14). S. 293-313.

Geroi Goncharova v illyustratsiyakh russkikh khudozhnikov: literaturno-khudozhestvennyy al'bom / sost. : E. B. Klevogi-na, A. V. Lobkareva, I. O. Marshalova. Ul'yanovsk : Izda-tel'stvo «Kor-

poratsiya tekhnologiy prodvizheniya», 2020. 90 s.

Goncharov I. A. Oblomov : Roman v chetyrekh chastyakh // Goncharov I. A. Polnoe sobranie sochineniy i pisem v dva-dtsati tomakh. SPb: Nauka, 1998. T. 4. 492 s.

Goncharov I. A. Obryv: Roman v pyati chastyakh // Goncharov I. A. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t. SPb: Nauka, 2004. T. 7. 770 s.

Goncharov I. A. Obyknovennaya istoriya; Stikhotvoreniya; Povesti i ocherki; Publitsistika, 1832-1848 // Goncharov I. A. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t. SPb: Nauka, 1997. T. 1. 832 s.

Goncharovskiy letopisets (Vypusk 1). Ul'yanovsk: Dom pechati, 1996. 7 s.

I. A. Goncharov i Simbirsk: Al'bom / Ul'yanovskiy ob-lastnoy kraevedcheskiy muzey imeni I. A. Goncharova. Sama-ra: Samarskoe knizhnoe izdatel'stvo; Ul'yanovsk: Izdatel'-skaya gruppa «Artishok», 2006. 140 s.

Katalog osnovnogo fonda muzeya I. A. Goncharova. Ul'yanovsk: Dom pechati, 1997. 200 s.

Marshalova I. O. Neskol'ko slov po povodu pervogo iz-daniya «Letopistsa sem'i Goncharovykh» // Ural'skiy filolo-gicheskiy vest-nik. Seriya: Russkaya klassika: dinamika khudo-zhestvennykh sis-tem. Ekaterinburg, 2014. № 1. S. 59-69.

Pyrkov I. V. «V sfere zritel'nykh vpechatleniy»: o li-teraturno-khudozhestvennom al'bome «Geroi Goncharova v il-lyustratsiyakh russkikh khudozhnikov» // Literatura v shkole. 2021. № 2. [El-ektronnyy resurs] / URL : http://litsh.ru/arhiv/literatura-v-shkole-2021-2/

Pyrkov I. V. Na spuske k Verinoy besedke // Monomakh. 2021. № 3 (123). S. 63.

Ul'yanovskiy oblastnoy kraevedcheskiy muzey imeni I. A. Gon-charova. Istoriya. Lyudi. Kollektsii. K 125-letiyu so dnya otkrytiya. Ul'yanovsk: Izdatel'stvo «Korporatsiya tekhno-logiy prodvizheniya», 2020. 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.