УДК 796. 032 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-152-161
ГОМЕРОВСКИЙ АГОН И ОЛИМПИЙСКАЯ АГОНИСТИКА АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
Н.В. Рекутина1
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия
Аннотация
В статье на основе анализа текста «Илиады» Гомера, данных Павсания, фрагментов трудов других античных авторов и современных исследований по истории Античной Греции рассматриваются вопросы происхождения и развития античной атлетической агонистики. Автором предпринята попытка определения преемственности традиций агональной практики микенского и архаического периодов. Цель исследования: выявить архетипические образы, мотив и сюжет гомеровского агона и описать изменение значения и функций атлетического агона в архаическую эпоху.
Методы исследования. В работе предпринят междисциплинарный подход, дающий возможность построить социально-исторический, культурный и сакральный контексты, в которых осуществлялась практика атлетического агона гомеровского и архаического периодов истории Античной Греции. Основным методом исследования является реминисценция как способ изучения объекта. Анализ фрагментов текста «Илиады», текстов Павсания и других античных авторов осуществлен на предмет выявления мифологической сущности и функций гомеровского агона и агона архаического периода. В работе осуществлено сопоставление текстов с родственными культурно-историческими фактами и данными современных исследований.
Результаты исследования заключаются в описании гомеровского агона и погребальных игр в честь Па-трокла в ментально-культурном контексте микенской эпохи. Автором выявлены отличительные черты атлетического агона архаической эпохи, ставшего основой для организации общегреческих игр и большого числа местных агонов в Античной Греции.
Заключение. Агоны были частью сакральной и гражданской практики и в гомеровский, и в архаический периоды. Видоизменения смысла и практики атлетического агона в архаический период были обусловлены изменениями в ментальной сфере, общественном устройстве, связанными с формированием феномена греческого полиса. Формирование полиса обусловило глубокие изменения в религиозной сфере, в архаический период произошло оформление общегреческих религиозных центров, особое место при которых занимают Дельфийское святилище и Олимпия. Особое место в греческой ментальности занимало и преставление об идеальном человеке, в гомеровский и архаический периоды оно имело существенные различия. Исследователи отмечают эволюцию аристократической арете в героическую и в дальнейшем - в калокагатию. Эти изменения обусловили ментальный строй греков, выдвинувший атлетическую агонистику в качестве одного из принципов греческой культуры.
Ключевые слова: агон, агональная практика, гомеровский период, архаический период, «Илиада», аре-те, калокагатия.
HOMERIC AGON AND OLYMPIC AGONISTICS OF THE ARCHAIC ERA OF ANCIENT GREECE
N.V. Rekutina1, e-mail: rekutinanv@mail.ru; ORCID: 0009-0004-4127-9973. Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk, Russia
Abstract
Based on the analysis of the text of Homer's Iliad, data of Pausanias, fragments of the works of other ancient authors and modern research on the history of Ancient Greece, the article discusses the origin and development of ancient athletic agonistics. The author made an attempt to determine the continuity of the traditions of agonistic practice of the Mycenaean and Archaic periods.
The research purpose is to identify the archetypal images, motifs and plots of the Homeric agon and describe the change in the meaning and functions of the athletic agon in the archaic era.
Research methods. The work takes an interdisciplinary approach, which makes it possible to build socio-
historical, cultural and sacred contexts in which the practice of the athletic agon of the Homeric and archaic periods of the history of Ancient Greece was carried out. The main research method is reminiscence as a way of studying an object. The analysis of fragments of the text of the Iliad, the texts of Pausanias and other ancient authors was carried out in order to identify the mythological essence and functions of the Homeric agon and the agon of the archaic period. The paper compares texts with related cultural and historical facts and data of modern research.
The research results consist in the description of the Homeric agon and funeral games in honor of Patroclus in the mental and cultural context of the Mycenaean era. The author reveals the distinctive features of the athletic agon of the archaic era, which became the basis for the organization of pan-Greek games and a large number of local agons in Ancient Greece.
Conclusion. Agons were part of sacred and civil practice both in the Homeric and Archaic periods. The modifications of the meaning and practice of athletic agon in the archaic period were due to changes in the mental sphere, the social structure associated with the formation of the phenomenon of the Greek polis. The formation of the polis led to profound changes in the religious sphere, during the archaic period there was the formation of pan-Greek religious centers, a special place among which is occupied by the Delphic sanctuary and Olympia. The notion of the ideal man also occupied a special place in the Greek mentality; in the Homeric and archaic periods it had significant differences. Researchers note the evolution of the aristocratic arete into the heroic one and subsequently into kalogatia. These changes determined the mental structure of the Greeks, which put forward athletic agonistic as one of the principles of Greek culture. Keywords: agon, agonistic practice, Homeric period, archaic period, Iliad, arete, kalogatia.
ВВЕДЕНИЕ
Древнегреческая атлетическая агонистика относится к числу наиболее заметных феноменов культуры Античной Греции. Изучению этой тематики посвящено большое число исследований. Для современной науки об античности характерно значительное расширение источниковой базы, дополнение её вновь открытыми документами. Важнейшим фактором развития научного знания об античной культуре является возросший уровень исследовательских методик и привлечение в исследовательских практиках источников различных видов и типов.
При этом остается целый круг вопросов, связанных с происхождением и эволюцией атлетической агональной практики в различные периоды истории Античной Греции. Обращает на себя внимание тот факт, что самый ранний письменный источник древнегреческой письменной традиции - гомеровский эпос - содержит описание целого ряда атлетических агонов. Исследователи, реконструируя сакральный смысл и функции агонов в древнем обществе, рассматривают их в неотрывной связи с традициями инициации и погребального ритуала.
Значительная часть XXIII главы «Илиады» посвящена достаточно подробному описанию атлетических агонов, представленных в пространстве погребального ритуала в честь Патрокла, описанию их процедуры, наград и других реалий агональной практики. Как отмечают исследователи, несмотря на разрыв, обусловленный дорийским вторжением, греки унаследовали от микенской культуры целый ряд традиций. К числу таких заимствова-
ний относятся земледельческие навыки, способы обработки металлов, навыки мореплавания, мифологические представления и некоторые религиозные практики.
Оформление героического (гомеровского) эпоса произошло на рубеже 1Х-У11 веков до н. э., в самом начале архаического периода. Это событие совпадает по времени с началом развития хронографии, первым артефактом этого рода являются списки эпонимных магистров и победителей общегреческих состязаний, летописания и древние официальные акты. На основании этих положений гомеровские агональные сюжеты можно считать реминисценцией агональной практики гомеровского периода.
С целью изучения характера преемственности традиций микенской культуры и архаического периода культуры Античной Греции и выявления архетипических образов, мотивов и сюжета гомеровского агона в сравнении с агоном архаического периода осуществлено данное исследование. В работе реализован междисциплинарный подход, дающий возможность построения социального, культурного и религиозного контекстов, в которых осуществлялась практика атлетического агона в различные периоды истории Античной Греции. Особое значение для реконструкции социально-исторического, культурного и религиозного контекстов гомеровского периода имеет эпос. Как отмечают исследователи, поэмы Гомера исключительно актуальны ввиду почти полного отсутствия других источников. Основным методом исследования является реминисценция как способ изучения объекта. Анализ фрагментов тек-
ста «Илиады», текстов Павсания и других античных авторов осуществлен на предмет выявления мифологической сущности и функций гомеровского агона и агона архаического периода. В работе осуществлено сопоставление текстов с родственными культурно-историческими фактами и данными современных исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Участие в религиозных обрядах было, несомненно, одной из важнейших форм самовыражения и самоутверждения «ахейского мужа». Гомеровский эпос и местные исторические предания различных областей Эллады свидетельствуют о таком специфическом компоненте ряда религиозных празднеств, как агоны. Судя по данным мифолого-исто-рической традиции, в Ахейской Греции агонами сопровождались торжественные похороны могущественных ахейских владык и прославившихся военными подвигами знатных ахейских воителей. Свидетельства об этом сохранились в местных мифах различных областей Эллады (Илиада XXIII, 257-897; Одиссея XXIV, 85-92; Аполлодор II. 4.4; III. 6.4; 15.7; 18.16; Павсаний I. 28. 7; V. 1.8; 17. 9-11; VI. 20.19; VIII. 4.5).
В период своего могущества ахейцы создали мощные крепости, которые являлись опорой власти ахейских племенных вождей. Подчинив Крит, ахейцы стали по его примеру расширять торговлю, развивать ремесленное производство, создавать колонии в Малой Азии. Изменившиеся условия социально-политической жизни: патриархат, войны и борьба за власть, городская цивилизация и зарождение рабовладельческих отношений -способствовали тому, что из религиозной жизни вытеснялись влияния матриархальной религии Крита и земледельческих культов пеласгов. Племенные боги, покровители царя и ахейских родов, занимали все большее место в религиозных представлениях греков.
В конце XIII в. до н.э. Ахейская Греция оказалась затронутой грандиозным переселением племен, живших к северу от ее очагов, в Македонии и Эпире. Эти племена стояли на низком уровне развития, не шагнув еще на стадию государственности и цивилизации. Однако они уже были знакомы с употреблением металла, и их оружие не уступало ахейскому. В этническом отношении эти племена были неоднородны, но главенствующее место среди них занимала северогреческая группа дорийцев. Дорийцы заселили почти весь Пелопоннес и часть Северной Греции, частью оттеснив ахейцев в суровые горные области, частью поработив. В
результате этого вторжения к концу XII в. до н.э. в окончательный упадок пришли последние островки микенской культуры.
Три века, последовавшие за вторжением дорийцев ^ЬК вв. до н.э.), являют собой картину значительного упадка во всех сферах жизни, в связи с чем в антиковедении этот период получил название «темные века». Греция XI-IX вв. до н.э. была бедным и жестоким обществом. Однако к концу этого периода относятся и значительные достижения, ставшие серьезными предпосылками невиданного культурного взлета последующей эпохи. Это и формирование системы политеистической религии и мифологии, и изобретение алфавита, и гомеровские поэмы, ставшие источником знаний о «темных веках». Поэмы Гомера рассказывают о событиях микенской эпохи. Однако от троянской войны до времени Гомера прошло три столетия. Поэтому мир, отраженный в «Илиаде» и «Одиссее», представляет собой реалии XI-IX вв. до н.э. В науке этот период получил второе название - «гомеровский период».
Бесспорно, что в то время их культы и функции находились в начальной стадии своего развития и пути от хнонизма к героизму. Вероятно, некоторое время высшим божеством греков был Уран (небо), уступивший позднее место Кроносу - божеству плодородия и времен года. Рассматривая окружающий мир и его устройство по образцу полуродового общества, греки смогли найти место в своем пантеоне и для местных богов. Исследователи относят миф о Теогонии, о происхождении богов к рыцарской микенской эпохе [10]. Особую роль в становлении олимпийской мифологии сыграл образ Зевса, вокруг которого централизуется весь божественный пантеон. В эпоху расцвета Микен Зевс становится главой и вождем родового пантеона ахейцев, и здесь он временами приобретает черты высшего Божества, вытеснив культ Богини-Матери [10]. В связи с восходящим патриархатом и централизацией мифологии вокруг горы Олимп осуществляется переход к художественно-развитому и героическому антропоморфизму.
В эту эпоху образуется цикл мифов о победе Зевса над Кроносом и титанами, Геракла над болотной Гидрой и другими чудовищами, Тезея над Минотавром, Персея над Медузой, Беллерофонта над Химерой; эти мифы выражают победу антропоморфизма над хтонизмом.
Однако каждое божество представляет собой сложный комплекс представлений, которые складываются в ходе многовекового развития греческого народа и в процессе столкновения его с
другими народами на территории Балканского полуострова и за его пределами. Когда ахейский быт установился, поклонение Зевсу и другим олимпийским богам было еще новым явлением в религиозной жизни греков. Зевс, судя по эпосу Гомера, был еще новым богом и его отношение к другим богам и человеку только определялось. Зевс и олимпийские боги у Гомера всегда были в мысли, потому что были еще новы, и потому, что еще недавними были те великие усилия, которые обусловили их господство и вместе с тем господство нового быта и нового обычая. Весь дух гомеровского эпоса свидетельствует о том, что во времена "военной демократии" был широко распространен культ предков аристократических родов, возникший на основе почитания умерших. В Х1-1Х вв. до н.э. такой культ известен в Аттике, где в качестве героя почитался Тезей, его отец Эгей и другие, в период архаики в Дель-фах чтили Неоптолема, сына Ахиллеса (Павсаний X, 24, 6), в Элиде Ахилла чтили женщины (Павсаний VI, 23, 3), в Коринфе - эпонима Коринфа, сына Зевса (Илиада П, 1, 1), в Тиринфе - Тиринфа, внука Зевса (Ил. II, 25, 8), в Лаконике - Менелая (Павсаний VI, 22, 1); в Олимпии - Пелопса (Павсаний, V, 2, 7).
Если судить по большому количеству надгробных стел с надписью «пр°4ха'-рк>>, культ мертвых нашел широкое распространение и долгое время сохранялся в Греции.
Рассматривая агон как важный элемент сложного комплекса погребальных церемоний, важно понять их значение, выявить сакральную функцию этого действа.
Смерть в понимании эллинов являлась не только биологической, но и социальной трансформацией, поэтому комплекс ритуалов, связанных с ней, относился к обрядам перехода, имеющим троичную структуру. В первой фазе умирающий имеет статус А. Затем обряд разделения приводит общество в "ненормальное" состояние, а умерший оказывается вне времени, вне общества, после чего в ритуале в результате обряда соединения получает статус В, а общество оказывается в "нормальном" состоянии. Эти три этапа соответствуют структуре пути в мир иной, о котором говорил Сократ: быть умирающим; быть умершим, но не погребенным; быть умершим и погребенным [14]. Рассматривая комплекс верований, связанных с представлениями об умершем, ученые отмечают, что смерть открывает высшее знание, которое дает возможность предвидеть будущее и пророчествовать. Так, Патрокл, умирая, предсказывает, что Гектор падет от руки Ахилла. Гектор, в свою оче-
редь, предрекает смерть самого Ахилла. Смерть несет с собой неизбежные изменения в структуре общества, уход одного из его членов вызывает нарушение в функционировании общества. Чтобы обществу вернуться к состоянию стабильности, необходимы определенные перестановки, которые происходят в рамках ритуала, имеющего определенную продолжительность во времени. Все участники траурной церемонии меняют свой статус; живые выступают в роли плакальщиков, умерший из члена общества превращается в тело, душа отделяется от тела. Восстановление равновесия происходит в третью фазу погребальных церемоний, к которой относится кремация и погребение.
В сложном комплексе погребальных церемоний существенное место занимает погребальный агон. Включенность этого действа в погребальный культ, безусловно, свидетельствует о его са-кральности. Практика погребального агона имела распространение у многих народов. Вероятно, в период ХП-Х! вв. до н.э. с изменением формы заупокойного культа и сложилась традиция погребального агона.
М. Римшнайдер, ссылаясь на И. Тренчени-Валь-дапфель, представляет мнение венгерского ученого Д. Хорнянского, который считает, что похоронные игры первоначально носили характер юридического акта: борьба шла за имущество умершего, и, поддерживая это мнение, предполагает, что в более поздние времена, как это было на похоронах Патрокла, погребальные игры служили поводом для символического выкупа наследства [15].
О погребальных играх, посвященных героям, в античной литературе упоминается неоднократно: Аполлодор называет агон в Ларисе, где Акри-сий погиб от диска Персея (Аполлодор. П, 31; П, 4, 1). Гомер говорит об играх фиванцев, устроенных близ надгробия Эдипа (Ил. ХХШ, 679). Близ г. Оропа музыкальные и гимнастические состязания были устроены в память об Амиарае, о чем свидетельствует Павсаний (I, 34, 1). Игры в честь Андрогея устроил в Керамике Минос, о чем рассказал Плутарх (Плутарх. Тезей ХУ-ХУ^. В «Илиаде» представлена особая категория героев - « лучший из ахейцев». Этого эпитета удостоились Ахилл, Агамемнон, Аякс Телемонид и Диомед.
Р.Г. Апресян обратил внимание на то, что лучшим среди ахейцев назван и Патрок. В честь этого героя Ахилл устроил погребальный агон. Патрокл только однажды назван Гомером « лучшим среди ахейцев» и только после смерти (Ил. ХУП, 689) [2].
Самое первое описание атлетического агона приводит Гомер в Илиаде (песнь ХХШ). Поэт повествует о погребальных играх, устроенных Ахиллесом в память Патрокла (Ил. ХХШ). В этом повествовании отражены и представления ахейцев о душах знаменитых героев, поражающих своей чрезвычайно развитой психикой и глубокими переживаниями. Души героев сохраняют и в Аиде. О том, как томится душа непогребенного Патрокла, у Гомера сказано от лица героя:
Не был ко мне равнодушен к живому ты, к мертвому ль будешь?
О! погреби ты меня, да войду я в обитель Аида! Души, тени умерших меня от ворот его гонят И к теням приобщиться к себе за реку не пускают; Тщетно скитаюсь я пред широковоротным Аидом
(Ил. ХХШ, 70-75).
Для успокоения души Патрокла были проведены жертвоприношения, после чего назначены награды и устроен погребальный агон. Из текста Гомера видно, что погребальный агон является глубоко укоренившейся традицией, поскольку многие участники агона характеризуются поэтом как опытные атлеты, многократно одерживающие победы.
Погребальные игры состоят из серии состязаний, следующих одно за другим: гонки колесниц, кулачного боя, борьбы, бега, сражения на копьях, метания железного диска, стрельбы из лука, метания копья. Гомер ярко показывает ход каждого из состязаний, описывает усилия атлетов, опасность состязаний колесниц и жестокость кулачного боя. Содержание и ритуал погребального агона тесно связаны с практикой военных действий. В войске ахейцев лучше вооруженные знатные воины становились впереди на колесницах, за ними располагалась толпа хуже вооруженных бойцов. Если применение колесниц не было возможно, знатные воины сражались пешими впереди войска.
Бой завязывали басилеи, на небольшом расстоянии они бросали в противника одно из копий, а затем, сблизившись, бились врукопашную другим копьем или мечом [3]. Личное мастерство героев, сражающихся впереди массы воинов (7грор.а^01), имело решающее значение.
Колесница у ахейских воинов служила в качестве престижного средства передвижения аристократии, ее гордости и почетной добычи, функционально же колесница использовалась ограниченно, она не представляла отдельного рода войск. Колесница была средством престижа воинов. Конным ристалищем открывался ритуальный по-
гребальный агон, описанный Гомером (Ил. ХХШ, 265-535).
Гомер начинает яркую сцену гонки на паре лошадей с наставления, которое дает опытный возница Нестор своему сыну Антилоху, он говорит сыну о том, что побеждают не самые быстрые кони, а возница, сумевший проявить наибольшую трезвость мысли и мудрость. В обращении Нестора отражено большое значение, которое придавали греки интеллекту в этой сфере деятельности: Нестор советует Антилоху:
"Сын Антилох! Тебя в юности боги любили, Зевс и благой Посейдон,
и в ристательной хитрости всякой Сами наставили; много тебя наставлять мне не нужно. Мастер ты коней ворочать вокруг мет;
но пилосские наши Кони в бегу тяжелы; опасаюсь, беды б не случилось. Всех соискателей кони резвее; но сами возницы Меньше искусны, чем ты,
в изобретенье быстром пособий. Так не робей; приготовься, любезный:
душою искусство Все обойми, да из рук не упустишь наград знаменитых. Плотник тебя превосходит искусством своим,
а не силой; Кормщик таким же искусством
по бурному черному понту Легкий правит корабль, игралище бурного ветра. Так и возница искусством одним побеждает возницу. Слишком иной положась на свою колесницу и коней, Гонит, безумец, сюда и туда беспрестанно виляя; Кони по поприщу носятся, он и сдержать их бессилен"
(Ил. ХКШ, 305-320).
Кроме того, обращает на себя внимание отношение Гомера к лошадям, они в его описании так же, как и возницы, охвачены боязнью поражения и страстным желанием победы. Господство ахейских воителей на поле боя определялось их силой, быстротой и искусным владением оружием. Погребальный агон включает состязания, имеющие тесное отношение к реалиям "гомеровского боя". В "Застольных беседах" Плутарх обращает внимание на то, что "Гомер изо всех гимнастических состязаний на первое место ставит кулачный бой, далее борьбу и, наконец, бег". Такая последовательность наблюдается в "Илиаде", где Ахилл говорит Нестору:
«Тебе же награду победы Так я даю: ни в кулачном бою, ни в борьбе, ни в метаньи Мощном копья, ни в беге тебе состязаться Силы не хватит: тебя удручает тяжелая старость» На что Нестор в ответе замечает: «Там я кулачною битвой бойца одного одолел
Клитомеда;
Трудной борьбою борца ниспроверг плевронийца
Анкея;
Ног быстротой превзошел знаменитого бегом Ификла»
(Ил. XIII, 300).
Такой же порядок состязаний выстроен в "Одиссее", где Одиссей у феаков: "В битве кулачной, в борьбе и в беге готов состязаться"
И Алкиной говорит:
"Мы, я скажу, ни в кулачном бою,
ни в борьбе
не отличны; Быстры ногами зато".
(Од. VIII; 246)
Участники беседы у Плутарха (Застольные беседы, V) замечают, что порядок проведения агонов не может быть случайным или определенным условием стиха. Участники беседы высказывают по этому поводу две точки зрения: порядок перечисления соответствует принятой тогда последовательности самих действий, определенной древним уставом (Тимон); все гимнастические упражнения являются подражанием военным упражнениям и выполняются в соответствии с последовательностью боевых действий (Плутарх). На наш взгляд, эти версии не являются взаимоисключающими и обе заслуживают серьезного внимания. Однако перечисленные виды состязаний не исчерпали содержания погребального агона, описанного Гомером.
Необычностью своих условий характерен пятый вид состязаний, описанный в эпосе:
"Тут Ахиллес быстроногий,
копье длиннотенное взявши, Вынес на поприще, вынес и щит, и шелом светозарный, Весь Сарпедонов доспех,
с пораженного взятый Патроклом. Стал наконец перед сомном и так говорил аргивянам: "Ныне подвижников двух вызываем, отлично могучих, В бранный облегшись доспех,
ополчившись пронзительной медью, выйти один на один и измерить их мощь пред народом. Кто у кого скорее пронзит благородное тело И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной, Тот победитель, тому подарю
я сей нож среброгвоздный, Славный, фракийский,
который похитил я с Астеропея" (Ил. XIII, 800-810).
Судя по тексту Гомера, в данном состязании не только сопоставляется мастерство отважных ко-пьеборцев, но и определяется превосходство в вооружении, которое являлось предметом престижа.
Особый статус копья как боевого оружия и как
спортивного снаряда отражен в эпосе Гомера. Копье, как можно заключить из текста поэта, имеет символическое значение, оно является знаком власти и господства.
Так, например, бронзовые панцири имели в эпосе только лучшие воины ахейцев и троянцев, и все остальное вооружение героев по качеству значительно превосходило вооружение остальных воинов. Наградой же в этом состязании, как видно из приведенного текста, служило оружие погибшего в битве царя ликийцев Сарпедона. Копье оставалось популярным видом оружия и в архаическую эпоху. При известных ограничениях применения копья как метательного оружия в военной практике в практике атлетического агона архаической эпохи копье используется как один из видов пентатлона. В пентатлоне на общеэллинских играх копье метали на дальность и, возможно, в цель.
В ХХП главе «Илиады» описан агон - поединок, в котором сражаются Ахилл и Гектор. У ахейцев в качестве боевого оружия использовалось два вида копья: копье для ближнего боя и метательное копье (Илл. ХХП, 273).
Состязание в верховой езде долгое время не практиковалось в Греции, оно было включено в программу Олимпийских игр лишь в 34 Олимпиаду (644 г. до н.э.). Состязание же колесниц, как мы отмечали выше, было наиболее почетным. Стрельба по мишени из лука была известна у персов и египтян, упоминание о ней встречается и в ассирийских надписях. При этом у египтян использовались такие мишени, которые позволяли судить о силе, с которой пущена стрела, т.к. в состязании египетских лучников победа присуждалась не столько за меткость, сколько за пробойную силу удара. У Гомера мы встречаем два вида состязаний в стрельбе из лука: стрельбу по птице и стрельбу на дальность и точность, когда речь идет о выстреле Одиссея, в котором стрела, пущенная героем, пролетает через отверстия двенадцати вкопанных в землю топоров. Если относительную непрестижность стрельбы из лука и метания копья можно объяснить ограниченным характером их применения в военной практике гомеровского времени и их "негреческим" происхождением, то сложнее обстоит дело с метанием диска.
Агон в метании диска считается специфическим греческим установлением, рассказ о метании диска, во время которого Аполлон случайно убивает Гиацинта, восходит к хтоническому прошлому мифологии эллинов. Круглые диски и маленькие круглые пластины применялись в отправлении
догреческого культа. Упоминание о метании диска в связи с именем Гиацинта дает основание сделать предположение о культовом происхождении этого агона.
Возможно, что отношение к культу, некогда связанному с человеческими жертвоприношениями, предопределило непрестижность агона в метании диска, что вполне объяснимо на фоне восходящей олимпийской мифологии. М. Римшнайдер высказывает предположение о том, что с метанием диска был связан какой-либо оракул, который мог принадлежать умирающему и воскресающему божеству [15].
Таким образом, из всех видов агона, представленных в погребальном агоне в честь Патрокла, только метание диска можно считать специфическим греческим видом, не встречающимся в агональ-ной практике других древних народов. Происхождение этого агона восходит, по нашему мнению, к сакральной практике хтонического периода. В период архаики, как известно, метание диска было включено в состав пентатлона. Обращает на себя внимание заинтересованность олимпийских богов, с которой они наблюдают за состязанием и оказывают влияние на его ход. Так, во время конного ристалища раздраженный Аполлон вышибает бич из рук Диомеда. Однако Диомеду помогает Афина, она подает бич и вдыхает коням Диомеда "новую рьяность" (Ил. ХХШ, 380-385). Аяксу Телемониду же Афина вредит во время состязания в беге с Одиссеем. Таким образом, судьбу агона решает не только сила, быстрота и мастерство атлетов, но и расположенность или враждебность к ним богов. Этот мотив получает дальнейшее развитие во времена греческой архаики и классики, когда агон становится важнейшей чертой религиозной жизни Эллады. Однако при всей заинтересованности богов "гомеровский" агон носит ярко выраженный частный характер. Погребальный агон, описанный у Гомера, посвящен частному лицу и является установлением частного лица. Друг погибшего Патрокла Ахилл определяет правила состязаний и назначает призы. Общественный характер агон приобрел во времена архаики, когда сложились религиозные объединения, центром которых станет культ олимпийских богов и героев.
Определяя отличительные особенности "гомеровского" агона, А.И. Зайцев отмечает, что очевидной функцией агона в гомеровскую (как и в архаическую) эпоху является демонстрация "лучшего" специфически аристократического образа жизни [8].
В погребальных играх, описанных в гомеровском
эпосе, принимают участие только самые знатные воины, благородные ахейские рыцари. Гомер называет всех участников агона, в ряде случаев упоминает о их родословной, о их военной доблести и одержанных ранее победах в состязаниях. Рассматривая вопрос о наградах победителей, исследователи видят в этом существенное отличие "гомеровского" агона от знаменитых общеэллинских агонов классической Греции. Однако, как утверждает А.И. Зайцев, ценность призов, предложенных Ахиллесом на погребальных играх, была весьма незначительной в сравнении с имуществом ахейских рыцарей, принимавших участие в состязании [8].
С этим положением трудно согласиться, так как призами, разыгрываемыми атлетами, были "в рукодельях искусная дева младая", кобылица, золото, серебряные изделия, треножники. В состязании метателей в качестве приза был разыгран "круг самородный железа", который метатели использовали в состязании как метательный снаряд. О стоимости этого снаряда у Гомера сказано, что победителю, получившему этот приз "на пять лет на потребы достанет" (Ил. XXIII). Кроме того, призы выносят и демонстрируют прежде, чем вызвать атлетов на состязания. Среди призов разыгрываются и воинские трофеи, например копьеборцы состязались за "весь Сарпе-донов доспех, с пораженного взятый Патроклом" (Ил. ХХШ, 803). Разыгрывалось и боевое оружие из дорого у ахейцев железа - десять секир двуо-стрых и десять простых, которые были призом для лучников. Обращает на себя внимание и еще один предмет, использовавшийся Ахиллесом в качестве приза - двадцатидвухметровый треножник. Котел-треножник принадлежал в греческой культуре к предметам культовой утвари, используемой в культовой практике, восходящей к обрядам, которые заключаются, по мнению В. Буркер-та, в убийстве жертвы, ее расчленении и хранении в специальном сосуде [16].
Как известно, в архаический период самым престижным призом был венок. Павсаний сообщил о том, что на вторых Пифийских играх ценные призы были заменены венками из лавра (Павсаний Х, 7. 5).
Таким образом, агон у Гомера предстает перед нами как часть сложного ритуального комплекса погребения, в состав которого входит и человеческое жертвоприношение. Рассматривая вопрос о жертвоприношениях, исследователи отмечают огромное число модификаций природы и конечных целей жертвоприношения. Касаясь вопросов человеческого жертвоприношения, включенного в
ритуал погребения, выделяют две его формы: во-первых, это умерщвление части непосредственного окружения умершего, например, его жены или слуг, во-вторых, приношение в жертву пленника на могиле воина, особенно павшего в бою. Самым известным примером этого кровавого обычая является убийство двенадцати славнейших троянских юношей на похоронах Патрокла (Гомер Ил. ХХ^ 26-29). Смысл этого обычая не может быть истолкован однозначно. Тертуллиан ведет речь о пролитии крови для умилостивленья душ умерших. В контексте описываемых событий возможно и чисто психологическое обоснование этого ритуала, смыслом которого было стремление дать погибшему моральное удовлетворение, отомстив убившим его. Однако это кровавое действо могло иметь и более глубокий сакральный характер, который заключался в обретении связи между миром живых и мертвых, между профанным и сакральным временем и пространством, для обеспечения обожествления душ военных вождей. Неоспоримая связь атлетического агона, описанного Гомером, с погребальным ритуалом ставит под сомнение правомерность выведения традиции общеэллинской агонистики из погребального агона ахейской Греции. При всей внешней схожести погребального агона у Гомера и состязаний на Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немей-ских играх эти схожие обряды невозможно поставить в безусловно единый семантический ряд. Для этого существует несколько весьма существенных, на наш взгляд, оснований, которые заключаются в следующих особенностях гомеровского агона: принадлежности к погребальному ритуалу и его соседстве с человеческим жертвоприношением; частном характере агона, устроенного Ахиллесом; значительной материальной ценности призов, которая не могла быть несущественной даже для самых знатных воинов, принимавших участие в агоне; непосредственной связи с характером боевых действий, наиболее ярко проявившейся в вооруженном поединке Аякса и Диомеда. Для изменения статуса атлетического агона, превратившегося из эпизода частных погребальных игр в устойчивую общеэллинскую традицию, были необходимы значительные изменения религиозной мысли греков: осмысление ими своих контактов с миром богов, формирование отношения к смерти, которое характеризуется стремлением отделить мир мертвых от мира живых, сложившимся в эпоху греческой архаики, установление бескровных ритуалов.
О популярности погребального агона в ахейской Греции свидетельствует и тот факт, что в мифоло-
гических традициях, объясняющих происхождение Великих Священных игр Эллады, в которых тесно переплетаются мифы различных циклов, звучит тема погребального агона или культа умершего. В традиции об установлении Олимпийских игр она воплощена в образе Пелопса, следы культа которого были обнаружены при раскопках в Олимпии. Истмийские игры, согласно мифу о Ме-ликерте-Палемоне, были установлены Сизифом в честь Меликерта. Установление Немейских игр миф связывает с трагическими событиями гибели и погребения Архемора.
Описание сцены погребального агона, изображенной на ларце Кипсела, оставил Павсаний. Примечательно, что погребальный агон, в котором участвуют известные мифологические герои по своей программе и церемонии во многом совпадает с погребальным агоном в честь Патрокла. Таким образом, Павсаний предоставляет нам еще одно свидетельство широкой распространенности и древности традиции погребального агона. Весьма интересно замечание Павсания о призах, среди них и треножники, и венок, который Акаст протягивает Ификлу как победителю. Известно, что в исторические времена на многих местных агонах победители награждались ценными призами, а победители общеэллинских игр получали венки как самую почетную награду. Как отмечают исследователи, в гомеровскую эпоху для эсхатологии характерно формирование двух моделей смерти - «героической» и «индивидуальной». Изменение общественных условий в УШ до н.э. обусловило «индивидуализирование» смерти. При этом погребальный обряд постепенно замыкался в рамках семьи. В сакральном пространстве олимпийской религии формировалась новая аго-нальная практика, адресованная олимпийским богам и героям, в этой новой системе верований и ритуалов сферы жизни и смерти были разделены. Основываясь на археологических свидетельствах, В. Буркерт отрицает тезис М. Нильсона [17] о том, что культ мертвых в микенской Греции стал основой классического культа героев. В. Буркерт выводит культ героев исключительно из эпической поэзии VШ в. до н.э. По мнению ученого, культ героев в его классическом виде отразил эволюцию греческого полиса и полисной религии. Существенными оказались и изменения в военной практике, когда после 700 г. до н.э. новая полисная армия - гоплитская фаланга - стала решающей политической и военной силой, вытеснив аристократическую конницу, культ предков аристократических родов уступил место культу героев той или иной местности [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агоны были частью сакральной и гражданской практики и в гомеровский, и в архаический периоды. Видоизменения смысла и практики атлетического агона в архаический период были обусловлены изменениями в ментальной сфере, общественном устройстве, связанными с формированием феномена греческого полиса. Формирование полиса обусловило глубокие изменения в религиозной сфере, в архаический период произошло оформление общегреческих религиозных
ЛИТЕРАТУРА
1. Аполлодор. Мифологическая библиотека/ Аполлодор; пер. прим. В. Г. Борухович. - М. : Ладомир; Наука. 1993.
- 213 с.
2. Апресян, Р. Г. Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на примере гомеровского эпоса) / Р. Г. Апресян. - М. : Альфа - М, 2013. - 244 с.
3. Блаватский, В. Д. Очерки военного дела в античных государствах Северного Причерноморья/ В. Д. Блаватский. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - 158 с.
4. Гигин. Мифы/ Гигин; пер. с лат. Д. О. Торшилова. - СПБ. : Алетейя, 2000. - 480 с.
5. Гомер. Илиада / Гомер; пер. Н. И. Гнедича. - Л. : Наука, 1990. - 572 с.
6. Гомер. Одиссея / Гомер; пер. В. А. Жуковского. - М. : Худож. лит., 1987. - 348 с.
7. Двоеглазов, Н. Ю. Олимпийские игры в Древней Греции: политический и общественно-психологический аспекты / Н. Ю. Двоеглазов, Л. М. Макаров. - Сыктывкар : Сыктывкар. гос. ун-т, 1985. - 24 с. - (Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, №20005 от 18.03.85).
8. Зайцев, А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. / А. И. Зайцев. - Л. : ЛГУ, 1985. - 207 с.
9. Лосев, А. Ф. Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев; сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. : А. А. Тахо-Годи, И. И. Маханькова. - М. : Мысль, 1996. - 975 с.
10. Лосев, А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии / А. Ф. Лосев // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1953. Вып. 3. - С. 2-209.
11. Лурье, С. Я. История Греции / С. Я. Лурье. - СПб. : Изд-во С.Петерб. ун-та, 1993. - 675 с.
REFERENCES
1. ApoLLodorus. Mythological Library/ ApoUodorus; trans. note by V. G. Borukhovich. - M. : Ladomir; Nauka. 1993. -p. 213.
2. Apresyan, R. G. The moral changes of Achilles. The origins of morality in an archaic society (on the example of the Homeric epic) / R. G. Apresyan. - M. : Alpha - M, 2013. - p. 244.
3. Blavatsky, V. D. Essays on military affairs in the ancient states of the Northern Black Sea region / V. D. Blavatsky.
- M. : Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954. - p. 158.
4. Gigin. Myths / Gigin; translated from Latin by D. O. Torshilov. - St. Petersburg: Aleteya, 2000. - p. 480.
5. Homer. Iliad / Homer; translated by N. I. Gnedich. - L. : Nauka, 1990. - p. 572.
центров, особое место среди которых занимают Дельфийское святилище и Олимпия. Особое место в греческой ментальности занимало и представление об идеальном человеке, в гомеровский и архаический периоды оно имело существенные различия. Исследователи отмечают эволюцию аристократической арете в героическую и в дальнейшем - в калокагатию. Эти изменения обусловили ментальный строй греков, выдвинувший атлетическую агонистику в качестве одного из принципов греческой культуры.
12. Мень, А. В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. / А. В. Мень - М. : СП "Слово", 1991, Т. 2. -287 с.
13. Павсаний. Описание Эллады: в 2 т. / пер. и вступ. ст. С. П. Кондратьева. - М. : Ладомир, 1994.
14. Семина, К. А. О феномене раннегреческого храма / К. А. Семина // Вестник древней истории. - 1996, № 4. -С. 37-46.
15. Римшнайдер, М. От Олимпии до Ниневеии во времена Гомера / М. Римшнайдер - М. : Наука, 1977. - 165 с.
16. Burkert W. Griechiesche Religion der archaischen und klassischen Epochen / W. Burkert. - Stuttgart: Kohlhammer, 1977. - 508 s.
17.Nilsson, M. P. Geschichte der griechischen Bd. I. Die Religion Griechenlands bis au die griechische Weltherrschaft / M. P. Nilsson. - München : Beck, 1941. -823 s.
18. Philostratus Flavius. The life of Apollonius of Tyana: In two vol. - Vol. 1-2 / Philostratus Flavius. - Cambridge (Mass.), London : Harvard univ. press, Heinemann, 19691989
19. Finley, M. I. Politics in the ancient world / M. I. Finley. -Cambridge univ. Press, 1983. - 152 p.
20. Finley, M. I. and Pleket H.W. The Olympic Games: the first Thousand years / M. I. Finley. - London : Chatto & Windus, 1976. - XV, 138 p.
21. Kelly T. A history of Argos to 500 B.C. / T. Kelly. -Minneapolis: univ. of Minnesota press, 1976. - 214 p.
6. Homer. Odyssey / Homer; translated by V. A. Zhukovsky. -M.: Art. lit., 1987. - p. 348.
7. Dvoeglazov, N. Yu. Olympic Games in Ancient Greece: political and socio-psychological aspects / N. Yu. Dvoeglazov, L. M. Makarov. - Syktyvkar: Syktyvkar. state University, 1985. - p. 24. - (Manuscript of the dep. INION AN SSSR, №20005 ot 18.03.85).
8. Zaitsev, A. I. Cultural revolution in Ancient Greece of the VIII-V centuries BC / A. I. Zaitsev. - L. : LSU, 1985. - p. 207.
9. Losev, A. F. Mythology of the Greeks and Romans / A. F. Losev; comp. A. A. Tahoe-Godi; general ed. : A. A. Tahoe-Godi, I. I. Makhankova. - M. : Thought, 1996. - p. 975.
10. Losev, A. F. Olympic mythology in its socio-historical development / A. F. Losev // Scientific Notes of the Moscow State Pedagogical Institute named after V. I. Lenin. - M., 1953. Issue 3. - pp. 2-209.
11. Lurie, S. Ya. History of Greece / S. Ya. Lurie. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 1993. - p. 675.
12. Men, A. V History of religion: in search of the Way Truth and Life: in 7 volumes/ A. V. Men - M: SP "Word", 1991, Vol. 2. - p. 287.
13. Pausanias. Description of Hellas: in 2 volumes/ trans. and introduction by S. P. Kondratiev. - M. : Ladomir, 1994.
14. Semina, K. A. On the phenomenon of the early Greek temple / K. A. Semina // Bulletin of Ancient History -1996, № 4. - pp. 37-46.
15. Riemschneider, M. From Olympia to Nineveh in the time of Homer / M. Riemschneider - M. : Nauka, 1977. -p. 165.
16. Burkert W. Griechiesche Religion der archaischen und klassischen Epochen / W. Burkert. - Stuttgart: Kohlhammer, 1977. - 508 p.
17.Nilsson, M. P. Geschichte der griechischen Bd. I. Die Religion Griechenlands bis au die griechische Weltherrschaft / M. P. Nilsson. - München : Beck, 1941. -823 p.
18. Philostratus Flavius. The life of Apollonius of Tyana: In two vol. - Vol. 1-2 / Philostratus Flavius. - Cambridge (Mass.), London : Harvard univ. press, Heinemann, 19691989.
19. Finley M.I. Politics in the ancient world / M. I. Finley. -Cambridge univ. Press, 1983. - 152 p.
20. Finley M.I. and Pleket H.W. The Olympic Games: the first Thousand years / M.I. Finley. - London : Chatto & Windus, 1976. - XV, 138 p.
21. Kelly T. A history of Argos to 500 B.C. / T. Kelly. -Minneapolis : univ. of Minnesota press, 1976. - 214 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Рекутина Наталья Викторовна ^еки^па Natalya Viktorovna) - доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644071, г. Омск, ул. Масленникова, 144; rekutinanv@mail.ru; ORCID: 0009-0004-4127-9973.
Поступила в редакцию 22 августа 2023 г. Принята к публикации 11 октября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Рекутина, Н.В. Гомеровский агон и олимпийская агони-стика архаической эпохи Античной Греции / Н.В. Рекутина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 4. - С. 152-161. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-114-152-161
FOR CITATION
Rekutina N.V. Homeric agon and Olympic agonistics of the archaic era of ancient greece. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. 4. - pp. 152-161 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-152-161