Научная статья на тему 'Гомеостатический потенциал как критерий контроля резервов здоровья личности'

Гомеостатический потенциал как критерий контроля резервов здоровья личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гомеостатический потенциал как критерий контроля резервов здоровья личности»

психиатром оптимальной терапевтической тактики.

Воронина Г.А., Касьянов В.Н., Чебоксарова Я.Н.

ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КРИТЕРИЙ КОНТРОЛЯ РЕЗЕРВОВ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров, Россия

л>от^апй@тай. ги

Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.) даны основные направления развития общего образования, один из разделов которого включает сохранение и укрепление здоровья школьников. Предполагается осуществить переход к индивидуальным программам развития школьников. Индивидуальный подход позволит использовать современные образовательные технологии и создать образовательные программы, которые вызовут у ребёнка интерес к учёбе. Насыщенная, интересная, увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. Индивидуальная программа формируется с учетом индивидуальных возможностей организма на основе гомеостаза. Известно, что реакция организма на различные факторы или возмущения может существенно варьировать у разных людей, а так же у одного человека в зависимости от морфофункционального состояния. При больших резервах функциональных систем происходит наиболее экономичное их реагирование на возмущение и наоборот - при истощении резервов наблюдается выраженное по интенсивности и удлиненная по времени реакция, дополнительно ослабляющая систему.

В последние годы отмечается ухудшение соматического, нервнопсихического здоровья детской популяции, снижаются функциональные резервы и адаптационные возможности организма. Значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в школьном обучении, среди которых особую группу составляют школьники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Частота этого синдрома по данным различных авторов варьирует от 2,2 до 18% [1, 3, 5]. Вследствие широкой распространенности, синдром дефицита внимания и гиперактивности является объектом исследования специалистов в области медицины, физиологии, психологии и педагогики. По определению ряда авторов СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) - это нейробиологическое состояние, характеризующееся неадекватными для данного возраста уровнями невнимательности,

гиперактивности и импульсивности, которые проявляются в различных комбинациях в разных условиях: в школе, дома и в иных социальных ситуациях. Признаками этого отклонения в работе нервной системы только в России страдает не менее двух миллионов детей и подростков [2, 4, 6].

Цель исследования: изучить гомеостатические резервные возможности организма и методы коррекции гиперактивных детей среднего и старшего школьного возраста.

Задачи: 1) оценить морфофункциональное состояние гиперактивных детей 12-15 лет с применением компьютерной методики;

2) дать анализ динамики полученных результатов и применить методику коррекции кардиореспираторной системы и психофизиологичесого состояния на основе приборов БОС.

Методы исследования: исследование выполнялось с использованием приборов БОС с компьютерными мультимедийными программами «Дыхание. 2», «Нейрокор 3.1.С» и «Экватор», позволяющих регистрировать ряд функций частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), дыхательную аритмию сердца (ДАС), электромиограмму (ЭМГ), определять биологический возраст, температуру кожных покровов. Предлагаемая методика БОС-тренинга подразумевает последовательное обучение пациентов навыкам саморегуляции, самоконтроля, использование которых позволяет избежать усугубление психоэмоционального состояния, способствует улучшению функционального состояния кардиореспираторной системы и уровня активного внимания. Проведено исследование адаптационных возможностей кардиореспираторной системы по гемодинамическим показателям САД, ДАД и ПД, величине ДАС, адаптационного потенциала системы кровообращения (АП). Дан анализ исследуемых показателей в динамике до и после проведения тренинговых занятий. Устойчивость внимания оценивали по скорости переработки информации и времени простой зрительномоторной и слухомоторной реакции. Синдром дефицита внимания и гиперактивность детей установлены психологами школ и участковым психиатром на основе теста Тулуз-Пьерона, методом анкетирования (опроса) родителей и педагогов, наблюдения за учащимися в урочное и внеурочное время. Уровень здоровья оценивался специалистами центра здоровья по ряду показателей: антропометрическим данным, уровню физического развития, жизненной ёмкости лёгких, бронхиальной проходимости, насыщения крови кислородом, ЧСС, типа ВНД, концентрации и устойчивости внимания. Проведен диагностический осмотр ротовой полости.

Новизна полученных результатов заключается в практическом применении приборов БОС для коррекции и восстановления функционального состояния кардиореспираторной системы и уровня активности внимания.

621

На основании компьютерной диагностики специалисты центра здоровья дали следующую характеристику показателей физического развития и психофизиологического состояния учащихся среднего и старшего школьного возраста. Всего обследовано 201 обучающийся. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели психофизического развития учащихся 12-15 лет группы СДВГ и ________________________контрольной группы_______________________________

Уровень физического развития Гармоничное Дисгармоничное Резко дисгармоничное

Г руппа СДВГ 85% 13,5% 2%

Контрольная группа 75% 22% 2,7%

Тип ВНД Подвижный Инертный Промежуточный

Г руппа СДВГ 9,6% 11,4% 79%

Контрольная группа 4% 7,4% 88,6%

Уровни концентрации внимания низкий средний высокий

Г руппа СДВГ 23% 62% 15%

Контрольная группа 29,5% 66% 4,7%

Уровни устойчивости внимания низкий средний высокий

Г руппа СДВГ 8% 27% 65%

Контрольная группа 5,4% 30% 64%

У учащихся контрольной группы и группы СДВГ преобладает гармоничное развитие (в 75 и 85% случаев). Процент детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием больше в контрольной группе и составляет 24,7%.

Специалисты центра использовали компьютерную диагностику с целью выявления уровня концентрации и устойчивости внимания, типа ВНД. В обеих группах преобладает промежуточный тип ВНД, в группе с СДВГ более выражен подвижный и инертный типы по сравнению с контрольной. В обеих группах преобладает средний уровень концентрации внимания у 62 и 66 % учащихся и высокий уровень устойчивости внимания у 64 и 65% учащихся (таблица 1).

Наряду с показателями психофизиологического состояния и уровня физического развития оценивались жизненная ёмкость легких, бронхиальная проходимость, насыщенность крови кислородом, уровень глюкозы в крови, состояние полости рта. У 70% детей с признаками СДВГ насыщение крови кислородом составляло 99%, у 30% этот показатель приближался к 95-98%.

Жизненная ёмкость лёгких и бронхиальная проходимость соответствуют норме у всех испытуемых. Уровень глюкозы в капиллярной крови обследуемых колеблется от 4,2 до 6,3 ммоль/л, что свидетельствует о различной интенсивности углеводного обмена. У 50% обследованных отмечено неудовлетворительное состояние ротовой полости.

Мониторинговые исследования морфофункциональных показателей и резервов кардиореспираторной системы учащихся различных возрастных групп представлены в таблицах 2-5.

Таблица 2

Морфофункциональные показатели резервов организма учащихся 12-13 лет

(М±т).

Показатели группа СДВГ (п=26) группа контрольная (п=26)

Масса, кг 45,88±3,91 47,92±3,09

Рост, см 154±7,16 160,08±5,66

ИМТ, кг/м2 18,76±2,5 18,74±1,94

САД, мм. рт. ст 111,5±6,1 114,8±4,79

ДАД, мм. рт. ст. 64,75±4,64 67,33±3,67

ЧСС, уд./мин 78,25±5,11 81,67±4,04

АП, баллы 1,88±0,79 1,95±0,62

Все исследуемые показатели соответствовали возрастной норме, достоверных различий в морфофункциональных показателях между группами учащихся с СДВГ и контрольной не выявлено.

Таблица 3

Динамика показателей функциональных резервов кардиореспираторной системы учащихся 12-13 лет (М±т).

Показатели группа СДВГ (п=26) группа контрольная (п=26)

ЧД, раз/мин. 9,7±1,8 8,5±1,3

ЧСС1, уд/мин 100,5±5,79 101,7±4,50

ЧСС2, уд/мин 74,3±4,98 73,5±3,83

ДАСь баллы 2,06±0,83 2,16±0,65

ДАС2, баллы 3,21±1,03 3±0,77

Уровень значимости, р р<0,05 р<0,05

При анализе результатов отмечена положительная динамика в контрольной группе и в группе учащихся с СДВГ. Диагностический и коррекционный положительный результат определяется величинами ДАСі и ДАС2 (табл. 3).

Таблица 4

Динамика показателей резервов кардиореспираторной системы учащихся с СДВГ ____________________среднего и старшего школьного возраста._____________

Исследуемые показатели Средний школьный возраст, п = 26 Старший школьный возраст, п = 28

ЧССь уд/мин 100±2,67 90,6±2,29

ЧСС2, уд/мин 70,7±2,27 67,05±1,96

ЧДЬ раз/мин 18±0,5 15±0,71

ЧД2, раз/мин 9±0,35 7±0,48

ДАС1 в баллах 2,72±0,19 2,93±0,31

ДАС2 в баллах 3,43±0,22 3,53±0,34

Прирост величины ДАС в % 20,69 ± 0,53 16,99 ±0,75

Уровень значимости, р р>0,05 р>0,05

Анализ результатов исследования показал, что диапазонные изменения величины ДАС при переходе детей в старшую возрастную группу имеют положительную динамику и сохраняются как некая индивидуальность каждого испытуемого, что характеризует наличие гомеостатического потенциала.

Таблица 5

Показатели работоспособности и уровня внимания учащихся

Показатели Группа СДВГ (п=59) Контрольная группа (п=60)

СПИ1 1,378±0,052 1,551±0,051

спи2 1,553±0,044 1,659±0,072

1 2,00 1,227

Уровень значимости, р р<0,05 р>0,05

среднего и старшего школьного возраста В мониторинговых исследованиях оценивались показатели работоспособности по величине скорости переработки информации по модифицированным буквенным таблицам. отмечена положительная динамика в группе и контрольной, но достоверные различия (р<0,05) в показателях СПИ

наблюдались у учащихся группы с СДВГ. В динамике прослеживалось объем и скорость переработанной зрительной информации, на основании чего определялась концентрация и переключение внимания, что давало возможность судить о степени сформированности внутреннего торможения. Для коррекции СДВГ врачи применяют препараты ноотропного ряда, часто рекомендуется препарат фенибут - фенильная производная гамма-амино-масляной кислоты [Шульгина Г.И., Фесенко Ю.А.]. Этот препарат улучшает выработку условного торможения, улучшает сон, что определяется повышением уровня активности ГАМК-эргической нейро-медиаторной системы. Тренинговые занятия с применением приборов БОС давали сходный положительный эффект как при лекарственной терапии, поэтому возможно замена фенибута тренингами либо комплексное использование этих методов коррекции.

Тренинговые занятия проводились с использованием приборов БОС путем тренировки релаксационно-диафрагмального дыхания. Во время тренинга происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.

Биоуправление по температуре рук (прибор БОС «Экватор») — один из самых распространенных методов саморегуляции, используемый для контроля уровня стресса. Произвольное повышение периферической температуры связано со снижением уровня психоэмоционального напряжения, снижением стрессовой нагрузки, приостановкой генерализованной стрессовой реакции и нормализацией функционального состояния.

Поскольку периферическая температура является одним из маркеров стрессовой реакции, формирование навыка ее повышения означает способность достигать и удерживать баланс процессов возбуждения и торможения. Это значит, что в любой сложной жизненной ситуации ребенок, подросток или взрослый сможет найти адекватный уровень мобилизации и эффективно решить возникшую проблему с минимальными физиологическими затратами.

Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме on-line увидеть или услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма, а кроме того, в режиме реального времени отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.

Вывод: применение тренажеров БОС способствует развитию резервов кардиореспираторной системы и коррекции дефицита внимания у учащихся 12-13 и 14-15 лет при дифференцированном подходе на основе индивидуального гомеостатического потенциала. Тренинговые занятия способствуют выработке внутреннего торможения подобно действию ноотропных препаратов.

625

Литература.

1. Грибанов, А.В., Канжина, Н.Н. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития приозвольного внимания [Текст] / А.В. Грибанов, Н.Н. Канжина // Экология человека. 2008. №5. - С. 44-47.

2. Куинджи, Н.Н., Степанова, М.И. Современные технологии обучения школьников и их влияние на здоровье [Текст] / Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова // Санитария и гигиена. - 2000. - С. - 44-48.

3. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий [Текст] / В.Р. Кучма. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. - С. - 24-27.

4. Сметанкин, А.А. Дыхание по Сметанкину [Текст] / А.А. Сметанкин. - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. - 160 с.

5. Фесенко, Е.В.; Фесенко, Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей [Текст] / Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. - С-Пб.: Наука и Техника, 2010. - 384 с.

6. Юрлова, Е.С. Морфофункциональные особенности развития детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения: диссерт. на соискание канд. биолог. наук [Текст] / Е.С. Юрлова. - Н. Новгород., 2009. - 138 с.

Г.И. Григорьев, В.А. Мильчакова

МЕТОД ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова; Международный институт резервных возможностей человека,

Санкт -Пет ербург, \estn [email protected]. ги

Пьянство, наркомания и другие патологические зависимости давно приобрели в нашем обществе характер самой массовой эпидемии - пандемии. Сегодня их следует рассматривать не только как чрезвычайную социальную ситуацию и проблему национальной безопасности в обществе, но и как самый массовый терроризм, ведущий к генетическому вырождению и истреблению нации, к деградации и гибели множества людей. По своей сути сегодня идет необъявленная, но самая массовая и кровопролитная в истории России война, уносящая миллионы жизней, являющаяся тягчайшим испытанием для нашего народа. Сегодня у нас просто нет выбора эффективных средств в борьбе с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.