психиатром оптимальной терапевтической тактики.
Воронина Г.А., Касьянов В.Н., Чебоксарова Я.Н.
ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КРИТЕРИЙ КОНТРОЛЯ РЕЗЕРВОВ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров, Россия
л>от^апй@тай. ги
Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.) даны основные направления развития общего образования, один из разделов которого включает сохранение и укрепление здоровья школьников. Предполагается осуществить переход к индивидуальным программам развития школьников. Индивидуальный подход позволит использовать современные образовательные технологии и создать образовательные программы, которые вызовут у ребёнка интерес к учёбе. Насыщенная, интересная, увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. Индивидуальная программа формируется с учетом индивидуальных возможностей организма на основе гомеостаза. Известно, что реакция организма на различные факторы или возмущения может существенно варьировать у разных людей, а так же у одного человека в зависимости от морфофункционального состояния. При больших резервах функциональных систем происходит наиболее экономичное их реагирование на возмущение и наоборот - при истощении резервов наблюдается выраженное по интенсивности и удлиненная по времени реакция, дополнительно ослабляющая систему.
В последние годы отмечается ухудшение соматического, нервнопсихического здоровья детской популяции, снижаются функциональные резервы и адаптационные возможности организма. Значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в школьном обучении, среди которых особую группу составляют школьники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Частота этого синдрома по данным различных авторов варьирует от 2,2 до 18% [1, 3, 5]. Вследствие широкой распространенности, синдром дефицита внимания и гиперактивности является объектом исследования специалистов в области медицины, физиологии, психологии и педагогики. По определению ряда авторов СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) - это нейробиологическое состояние, характеризующееся неадекватными для данного возраста уровнями невнимательности,
гиперактивности и импульсивности, которые проявляются в различных комбинациях в разных условиях: в школе, дома и в иных социальных ситуациях. Признаками этого отклонения в работе нервной системы только в России страдает не менее двух миллионов детей и подростков [2, 4, 6].
Цель исследования: изучить гомеостатические резервные возможности организма и методы коррекции гиперактивных детей среднего и старшего школьного возраста.
Задачи: 1) оценить морфофункциональное состояние гиперактивных детей 12-15 лет с применением компьютерной методики;
2) дать анализ динамики полученных результатов и применить методику коррекции кардиореспираторной системы и психофизиологичесого состояния на основе приборов БОС.
Методы исследования: исследование выполнялось с использованием приборов БОС с компьютерными мультимедийными программами «Дыхание. 2», «Нейрокор 3.1.С» и «Экватор», позволяющих регистрировать ряд функций частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), дыхательную аритмию сердца (ДАС), электромиограмму (ЭМГ), определять биологический возраст, температуру кожных покровов. Предлагаемая методика БОС-тренинга подразумевает последовательное обучение пациентов навыкам саморегуляции, самоконтроля, использование которых позволяет избежать усугубление психоэмоционального состояния, способствует улучшению функционального состояния кардиореспираторной системы и уровня активного внимания. Проведено исследование адаптационных возможностей кардиореспираторной системы по гемодинамическим показателям САД, ДАД и ПД, величине ДАС, адаптационного потенциала системы кровообращения (АП). Дан анализ исследуемых показателей в динамике до и после проведения тренинговых занятий. Устойчивость внимания оценивали по скорости переработки информации и времени простой зрительномоторной и слухомоторной реакции. Синдром дефицита внимания и гиперактивность детей установлены психологами школ и участковым психиатром на основе теста Тулуз-Пьерона, методом анкетирования (опроса) родителей и педагогов, наблюдения за учащимися в урочное и внеурочное время. Уровень здоровья оценивался специалистами центра здоровья по ряду показателей: антропометрическим данным, уровню физического развития, жизненной ёмкости лёгких, бронхиальной проходимости, насыщения крови кислородом, ЧСС, типа ВНД, концентрации и устойчивости внимания. Проведен диагностический осмотр ротовой полости.
Новизна полученных результатов заключается в практическом применении приборов БОС для коррекции и восстановления функционального состояния кардиореспираторной системы и уровня активности внимания.
621
На основании компьютерной диагностики специалисты центра здоровья дали следующую характеристику показателей физического развития и психофизиологического состояния учащихся среднего и старшего школьного возраста. Всего обследовано 201 обучающийся. Данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели психофизического развития учащихся 12-15 лет группы СДВГ и ________________________контрольной группы_______________________________
Уровень физического развития Гармоничное Дисгармоничное Резко дисгармоничное
Г руппа СДВГ 85% 13,5% 2%
Контрольная группа 75% 22% 2,7%
Тип ВНД Подвижный Инертный Промежуточный
Г руппа СДВГ 9,6% 11,4% 79%
Контрольная группа 4% 7,4% 88,6%
Уровни концентрации внимания низкий средний высокий
Г руппа СДВГ 23% 62% 15%
Контрольная группа 29,5% 66% 4,7%
Уровни устойчивости внимания низкий средний высокий
Г руппа СДВГ 8% 27% 65%
Контрольная группа 5,4% 30% 64%
У учащихся контрольной группы и группы СДВГ преобладает гармоничное развитие (в 75 и 85% случаев). Процент детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием больше в контрольной группе и составляет 24,7%.
Специалисты центра использовали компьютерную диагностику с целью выявления уровня концентрации и устойчивости внимания, типа ВНД. В обеих группах преобладает промежуточный тип ВНД, в группе с СДВГ более выражен подвижный и инертный типы по сравнению с контрольной. В обеих группах преобладает средний уровень концентрации внимания у 62 и 66 % учащихся и высокий уровень устойчивости внимания у 64 и 65% учащихся (таблица 1).
Наряду с показателями психофизиологического состояния и уровня физического развития оценивались жизненная ёмкость легких, бронхиальная проходимость, насыщенность крови кислородом, уровень глюкозы в крови, состояние полости рта. У 70% детей с признаками СДВГ насыщение крови кислородом составляло 99%, у 30% этот показатель приближался к 95-98%.
Жизненная ёмкость лёгких и бронхиальная проходимость соответствуют норме у всех испытуемых. Уровень глюкозы в капиллярной крови обследуемых колеблется от 4,2 до 6,3 ммоль/л, что свидетельствует о различной интенсивности углеводного обмена. У 50% обследованных отмечено неудовлетворительное состояние ротовой полости.
Мониторинговые исследования морфофункциональных показателей и резервов кардиореспираторной системы учащихся различных возрастных групп представлены в таблицах 2-5.
Таблица 2
Морфофункциональные показатели резервов организма учащихся 12-13 лет
(М±т).
Показатели группа СДВГ (п=26) группа контрольная (п=26)
Масса, кг 45,88±3,91 47,92±3,09
Рост, см 154±7,16 160,08±5,66
ИМТ, кг/м2 18,76±2,5 18,74±1,94
САД, мм. рт. ст 111,5±6,1 114,8±4,79
ДАД, мм. рт. ст. 64,75±4,64 67,33±3,67
ЧСС, уд./мин 78,25±5,11 81,67±4,04
АП, баллы 1,88±0,79 1,95±0,62
Все исследуемые показатели соответствовали возрастной норме, достоверных различий в морфофункциональных показателях между группами учащихся с СДВГ и контрольной не выявлено.
Таблица 3
Динамика показателей функциональных резервов кардиореспираторной системы учащихся 12-13 лет (М±т).
Показатели группа СДВГ (п=26) группа контрольная (п=26)
ЧД, раз/мин. 9,7±1,8 8,5±1,3
ЧСС1, уд/мин 100,5±5,79 101,7±4,50
ЧСС2, уд/мин 74,3±4,98 73,5±3,83
ДАСь баллы 2,06±0,83 2,16±0,65
ДАС2, баллы 3,21±1,03 3±0,77
Уровень значимости, р р<0,05 р<0,05
При анализе результатов отмечена положительная динамика в контрольной группе и в группе учащихся с СДВГ. Диагностический и коррекционный положительный результат определяется величинами ДАСі и ДАС2 (табл. 3).
Таблица 4
Динамика показателей резервов кардиореспираторной системы учащихся с СДВГ ____________________среднего и старшего школьного возраста._____________
Исследуемые показатели Средний школьный возраст, п = 26 Старший школьный возраст, п = 28
ЧССь уд/мин 100±2,67 90,6±2,29
ЧСС2, уд/мин 70,7±2,27 67,05±1,96
ЧДЬ раз/мин 18±0,5 15±0,71
ЧД2, раз/мин 9±0,35 7±0,48
ДАС1 в баллах 2,72±0,19 2,93±0,31
ДАС2 в баллах 3,43±0,22 3,53±0,34
Прирост величины ДАС в % 20,69 ± 0,53 16,99 ±0,75
Уровень значимости, р р>0,05 р>0,05
Анализ результатов исследования показал, что диапазонные изменения величины ДАС при переходе детей в старшую возрастную группу имеют положительную динамику и сохраняются как некая индивидуальность каждого испытуемого, что характеризует наличие гомеостатического потенциала.
Таблица 5
Показатели работоспособности и уровня внимания учащихся
Показатели Группа СДВГ (п=59) Контрольная группа (п=60)
СПИ1 1,378±0,052 1,551±0,051
спи2 1,553±0,044 1,659±0,072
1 2,00 1,227
Уровень значимости, р р<0,05 р>0,05
среднего и старшего школьного возраста В мониторинговых исследованиях оценивались показатели работоспособности по величине скорости переработки информации по модифицированным буквенным таблицам. отмечена положительная динамика в группе и контрольной, но достоверные различия (р<0,05) в показателях СПИ
наблюдались у учащихся группы с СДВГ. В динамике прослеживалось объем и скорость переработанной зрительной информации, на основании чего определялась концентрация и переключение внимания, что давало возможность судить о степени сформированности внутреннего торможения. Для коррекции СДВГ врачи применяют препараты ноотропного ряда, часто рекомендуется препарат фенибут - фенильная производная гамма-амино-масляной кислоты [Шульгина Г.И., Фесенко Ю.А.]. Этот препарат улучшает выработку условного торможения, улучшает сон, что определяется повышением уровня активности ГАМК-эргической нейро-медиаторной системы. Тренинговые занятия с применением приборов БОС давали сходный положительный эффект как при лекарственной терапии, поэтому возможно замена фенибута тренингами либо комплексное использование этих методов коррекции.
Тренинговые занятия проводились с использованием приборов БОС путем тренировки релаксационно-диафрагмального дыхания. Во время тренинга происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.
Биоуправление по температуре рук (прибор БОС «Экватор») — один из самых распространенных методов саморегуляции, используемый для контроля уровня стресса. Произвольное повышение периферической температуры связано со снижением уровня психоэмоционального напряжения, снижением стрессовой нагрузки, приостановкой генерализованной стрессовой реакции и нормализацией функционального состояния.
Поскольку периферическая температура является одним из маркеров стрессовой реакции, формирование навыка ее повышения означает способность достигать и удерживать баланс процессов возбуждения и торможения. Это значит, что в любой сложной жизненной ситуации ребенок, подросток или взрослый сможет найти адекватный уровень мобилизации и эффективно решить возникшую проблему с минимальными физиологическими затратами.
Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме on-line увидеть или услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма, а кроме того, в режиме реального времени отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.
Вывод: применение тренажеров БОС способствует развитию резервов кардиореспираторной системы и коррекции дефицита внимания у учащихся 12-13 и 14-15 лет при дифференцированном подходе на основе индивидуального гомеостатического потенциала. Тренинговые занятия способствуют выработке внутреннего торможения подобно действию ноотропных препаратов.
625
Литература.
1. Грибанов, А.В., Канжина, Н.Н. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития приозвольного внимания [Текст] / А.В. Грибанов, Н.Н. Канжина // Экология человека. 2008. №5. - С. 44-47.
2. Куинджи, Н.Н., Степанова, М.И. Современные технологии обучения школьников и их влияние на здоровье [Текст] / Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова // Санитария и гигиена. - 2000. - С. - 44-48.
3. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий [Текст] / В.Р. Кучма. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. - С. - 24-27.
4. Сметанкин, А.А. Дыхание по Сметанкину [Текст] / А.А. Сметанкин. - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. - 160 с.
5. Фесенко, Е.В.; Фесенко, Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей [Текст] / Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. - С-Пб.: Наука и Техника, 2010. - 384 с.
6. Юрлова, Е.С. Морфофункциональные особенности развития детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения: диссерт. на соискание канд. биолог. наук [Текст] / Е.С. Юрлова. - Н. Новгород., 2009. - 138 с.
Г.И. Григорьев, В.А. Мильчакова
МЕТОД ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова; Международный институт резервных возможностей человека,
Санкт -Пет ербург, \estn [email protected]. ги
Пьянство, наркомания и другие патологические зависимости давно приобрели в нашем обществе характер самой массовой эпидемии - пандемии. Сегодня их следует рассматривать не только как чрезвычайную социальную ситуацию и проблему национальной безопасности в обществе, но и как самый массовый терроризм, ведущий к генетическому вырождению и истреблению нации, к деградации и гибели множества людей. По своей сути сегодня идет необъявленная, но самая массовая и кровопролитная в истории России война, уносящая миллионы жизней, являющаяся тягчайшим испытанием для нашего народа. Сегодня у нас просто нет выбора эффективных средств в борьбе с