Научная статья на тему 'Головные уборы горянок как туристический ресурс Республики Дагестан'

Головные уборы горянок как туристический ресурс Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
960
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ИМИДЖ РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / ЧЕПЕЦ / ПЛАТОК / КАЗ / ТАСТАР / ЧУХТА / ДУМЧА / СИЛЯУШ / TOURISM / TOURIST RESOURCE / IMAGE OF THE REGION / REPUBLIC OF DAGESTAN / DAGESTAN PEOPLES / WOMEN'S HEADDRESS / MOB CAP / HEADSCARF / KAZ / TASTAR / CHUKHTA / DUMCHA / SILYAUSH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанова Альбина Магомедшапиевна

В статье предложено понимание головных уборов представительниц различных народностей Дагестана как туристического ресурса, обладающего потенциалом привлечения туристов как российских, так и иностранных в регион. Ручное производство женских головных уборов позволило каждому народу Дагестана отразить свою индивидуальную историю и этнокультурный стиль в эстетическом восприятии мира. Особо отмечено, что ношение головного убора играет важную роль в этнокультуре региона и связано с определенными верованиями и магическими представлениями, подчиненным положением женщины в семье, соответствующими религиозными убеждениями. В заключение высказывается мысль о важности возрождения искусства создания женских головных уборов, что позволит сохранить дагестанскую культуру для последующих поколений, сформировать положительный имидж региона, снизить уровень миграции сельских жителей в мегаполисы в поисках заработка, повысить материальное благосостояние местных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female mountaineers' headdress as a tourist resource in the Republic of Dagestan

The headdress of different ethnic female mountaineers in the Republic of Dagestan is reviewed as a tourist resource that attracts both Russian and foreign tourists to the region. The handmade headdress allowed Dagestan peoples to reflect their individual history, ethnic and cultural style in the aesthetic view of life. The research emphasizes that wearing a headdress plays an important role in the ethnic culture of the region and relates to certain beliefs and magical views, the subordination of women in the family, the relevant religious beliefs. In conclusion, the author suggests that it is important to recreate the female headdress arts. It will preserve the Dagestan culture for next generations, create a positive image in the region, and reduce migration of rural residents to big cities in order to earn money, improve the financial well-being of local residents.

Текст научной работы на тему «Головные уборы горянок как туристический ресурс Республики Дагестан»

УДК 391.4:687.4-055.2:796.5(470.67)

https://doi.org/10.24158/fik.2018.5.17

Курбанова Альбина Магомедшапиевна

кандидат философских наук, доцент филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в городе Махачкале

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ГОРЯНОК КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Kurbanova Albina Magomedshapievna

PhD, Associate Professor, Makhachkala branch of the Russian State University of Tourism and Service

FEMALE MOUNTAINEERS' HEADDRESS AS A TOURIST RESOURCE IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Аннотация:

В статье предложено понимание головных уборов представительниц различных народностей Дагестана как туристического ресурса, обладающего потенциалом привлечения туристов - как российских, так и иностранных - в регион. Ручное производство женских головных уборов позволило каждому народу Дагестана отразить свою индивидуальную историю и этнокультурный стиль в эстетическом восприятии мира. Особо отмечено, что ношение головного убора играет важную роль в этнокультуре региона и связано с определенными верованиями и магическими представлениями, подчиненным положением женщины в семье, соответствующими религиозными убеждениями. В заключение высказывается мысль о важности возрождения искусства создания женских головных уборов, что позволит сохранить дагестанскую культуру для последующих поколений, сформировать положительный имидж региона, снизить уровень миграции сельских жителей в мегаполисы в поисках заработка, повысить материальное благосостояние местных жителей.

Summary:

The headdress of different ethnic female mountaineers in the Republic of Dagestan is reviewed as a tourist resource that attracts both Russian and foreign tourists to the region. The handmade headdress allowed Dagestan peoples to reflect their individual history, ethnic and cultural style in the aesthetic view of life. The research emphasizes that wearing a headdress plays an important role in the ethnic culture of the region and relates to certain beliefs and magical views, the subordination of women in the family, the relevant religious beliefs. In conclusion, the author suggests that it is important to recreate the female headdress arts. It will preserve the Dagestan culture for next generations, create a positive image in the region, and reduce migration of rural residents to big cities in order to earn money, improve the financial well-being of local residents.

Ключевые слова:

туризм, туристический ресурс, имидж региона, Республика Дагестан, народы Дагестана, женские головные уборы, чепец, платок, каз, тастар, чухта, думча, силяуш.

Keywords:

tourism, tourist resource, image of the region, Republic of Dagestan, Dagestan peoples, women's headdress, mob cap, headscarf, kaz, tastar, chukhta, dumcha, si-lyaush.

Продвижение территории - это молодое направление маркетинга, согласно которому правильное позиционирование региона способствует росту туристского потока. Позиционирование позволяет в выгодном свете представить имеющиеся туристические ресурсы региона. В качестве такого ресурса можно рассматривать головные уборы горянок.

В последние годы уникальность, своеобразие национальных культур привлекает все большее внимание туристов. Кроме того, развитие национальных культур создает благоприятную почву для становления и укрепления малого бизнеса, в частности по производству декоративно-прикладных изделий, женских платков, национальных костюмов, приготовлению национальных блюд и т. д. Поиск национальной идеи и идентичности становится весьма значимым, так как существование такой идеи влияет на самоидентификацию и развитие национальности. Российское общество в политических, научных, философских кругах выдвигает свои пути поиска национальной идеи.

Туризм является мощным фактором регионального развития. «Грамотное применение маркетинговых и туристских технологий позволит регионам сконцентрировать усилия вокруг самых ценных и аттрактивных региональных ресурсов, включив их в региональный туристский продукт, создавая ему уникальный образ, способный формировать позитивный имидж региона» [1, с. 12].

Использование данного фактора позволит решить следующие задачи:

- сохранить национальную культуру народов Дагестана. «Сосредоточив внимание не на том, что подвержено изменению, а на том, что было устойчиво, стало традицией, обрело силу закона, мы поймем, как народ создавал свою культуру» [2, с. 4]. По мнению американского куль-турантрополога А.И. Халлоуэла, «люди жертвовали жизнью, отстаивая конкретные представления, которые можно... охарактеризовать как часть культуры; однако... они приобретают в некотором роде осязаемую реальность, которая мотивирует реальное поведение» [3, с. 131];

- создать дополнительный стимул для привлечения туристов в регион;

- повысить доход местных жителей за счет проведения мастер-классов по производству женских головных уборов и дальнейшей их продажи;

- привлечь инвестиции для создания мастерских по производству дагестанских женских платков.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой национальная одежда, а именно такая ее часть, как женский головной убор.

В исследованиях, посвященных женским головным уборам, отмечается яркое своеобразие каждой национальности Республики Дагестан. Как отмечал Н.И. Конрад, «каждый народ имеет свою индивидуальную историю, обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами» [4, с. 454]. Наиболее ярко индивидуальная история и этнокультурный стиль каждой национальности Дагестана в эстетическом восприятии мира проявились в создании декоративно-прикладного искусства, в том числе в ручном производстве женских головных уборов. «Оно было органически связано с жизнью трудового народа, с его бытовым укладом и повседневной деятельностью, с его мировосприятием и пониманием прекрасного» [5, с. 131].

На сегодняшний день более глубокое изучение своеобразия женских головных уборов народов Дагестана не проводилось. Декоративная сторона художественного оформления женского головного убора подробно исследовалась Р.Г. Гаджихановой [6], М.К. Мусаевой и М.Б. Гимбатовой [7].

Р.Г. Гаджиханова [8, с. 97] выделяет верхний и нижний головной убор. Нижний головной убор включает в себя следующие предметы:

1) чухта без чепца,

2) чухта с чепцом,

3) чепец,

4) шапка меховая с плоским матерчатым верхом.

Самым древним головным убором является чепец. Этот головной убор позволял полностью покрыть голову, спрятав волосы. У замужней женщины к чепцу крепился кусочек шкурки козла длиной 50 см, у пожилых женщин эта полоска была короткой.

Ношение головного убора играло важную роль в этнокультуре Дагестана и было связано:

1) с верованиями и магическими представлениями. Согласно магическим представлениям, волосы являются обителью души, поэтому голова всегда должна быть прикрыта. Голова, покрытая платком, - символ благополучия и защиты от нечистой силы, простоволосая голова -знак горя, великой скорби. Часто платок рассматривали как оберег от нечистой силы. Особенно бережно относились к свадебным головным уборам. У даргинцев невеста надевала белый платок, полностью закрывавший лицо. Белый платок выступал оберегом, охранял невесту от злых и завистливых глаз;

2) с подчиненным положением в семье. Согласно обычаям кавказских народов, главенствующая роль в семье принадлежит мужчине, поэтому женщина должна быть покорной, верной и всегда слушать мужа;

3) с религиозными убеждениями, определяющими обязательное ношение головного убора. В каждой религии присутствует упоминание о том, что женщина должна носить платок. Так, лидеры некоторых христианский конфессий утверждают: «покрытие головы - это символ подчинения женщин мужчинам и Богу» [9, с. 48]. Коран призывает верующих мужчин и женщин опускать взоры к земле и хранить скромность: «Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала...» (Коран 24:30-31); «Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, женам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы и потому не будут оскорбляемы. Бог прощающий, милосерд» (Коран 33:59). В иудаизме платок подчеркивает материальное превосходство и выступает знаком отличия состоятельных замужних женщин благородного сословия.

Наиболее распространенным головным убором женщин Дагестана является чухта. В ней выделялись надлобная и задняя части.

Ношение чухты имело свои особенности. Когда надевали чухту, сначала прятали в мешочек волосы, «затем верхний конец надвигали на лоб, закрыв волосы и туго завязав ленточки на затылке. Верхняя часть чухты плотно облегала голову, а нижняя спадала вместе с косами на спину» [10, с. 98]. Нарядные и свадебные чухты шили из дорогой ткани: парчи, золотого шелка, тафты. Самыми распространенными типами чухты были чухта с чепчиком и коротким полотнищем. Шили его из красной плотной ткани, а налобная часть состояла из нескольких полос шириной 2-3 см разных по цвету тканей. На висках обязательно нашивали большие серебряные кольца или монеты.

Не меньший интерес вызывают шапки, которые в основном носили молодые женщины и девушки - аварки и цахурки. Называли такие шапки думча - шапочка-чепец без накостника. Ногайские женщины носили шапочку-чепец силяуш. На девичьих шапках донышко украшалось тесьмой, нашитой крест-накрест, а уже в конце XIX в. такие шапочки носили только замужние женщины.

Другим основным видом головного убора кумычек, табасаранок, лезгинок, отчасти даргинок, лачек, аварок, надеваемым поверх чухты, был квадратный платок. Им повсеместно пользовались женщины всех возрастов. Шелковые, шерстяные платки привозили из Индии, Персии, Турции, Сирии, Средней Азии, России. Среди них особое место занимали большие шелковые платки с затканными золотоми узорами (газ явлукъ), известные кашмирские шали (кишмур) и махровые шали (керпе явлукъ). Чаще всего дагестанские женщины носили шелковые однотонные шерстяные платки, поступавшие из Средней Азии (дувур), тонкие платки с каймой из азербайджанского города Гянжи (гюльмелли, келагъай), а также однотонные шерстяные платки с каймой и шелковой бахромой, доставляемые торговыми людьми из разных городов. Кумычки южных районов и даргинки носили домотканые шелковые платки (чилле явлукъ), кумычки северных районов - плетеные шелковые платки (квадратные и треугольные - типа косынок), поступавшие частично из Северной Осетии [11].

Выделяют следующие виды женских платков.

Кумыкский - тастар. Плели его из одной спицы «сетке». Изготовляли из тонкой шелковой нитки белого, кремового и черного цветов. Центры изготовления - села Казанище, Нижний Джен-гутай, Аксай.

Тастар - это исключительно выходной платок, он придавал женственности и служил украшением. На сегодняшний день это древнее ручное ремесло восстановлено в селе Актай. На создание такого платка уходило два месяца. Самым сложным было вышивание узоров. Именно они придавали изысканность и уникальность платку.

Даргинский - каз. Распространен у кубачинок. Название происходит от слова «газ» - тонкая льняная ткань из Газы (Палестина). Один конец каза украшался каймой из парчовой ткани и длинной бахромой с вплетенными в нее золотыми и серебряными нитями. Все поле покрывала украшалось вышивкой в технике «тамбурный шов». Элементы вышивки: квадратики, веточка с цветком или бутоном, кубачинский узор - размещались в шахматном порядке.

Прежде чем выполнить вышивку, мастерица выдергивала несколько поперечных и продольных нитей через определенное расстояние, так на ткани получались полосы или квадраты, в которых и размещались элементы узора. Один конец покрывала каза украшался широкой или узкой каймой с бахромой. Она либо выполнялась хозяйкой из золотых или серебряных ниток, либо покупалась уже готовой. По рисунку каза можно было определить, замужем девушка или нет: замужние носили платок с крупным рисунком, незамужние - с мелким.

Самыми архаичными считаются покрывала, известные у даргинок (села Усиша и Зильмук). По белому фону на них сплошь размещается вышивка (в технике «крест и полукрест», гладь и строчка) цветной шелковой нитью - красной, зеленой, черной, коричневой. Элементы узора геометрической формы - прямые или ломаные зигзагообразные линии, зооморфные и антропоморфные изображения, свастики и другие символы. Покрывала шили из бязи, сатина, натурального шелка и могли закрывать почти всю фигуру горянки (цахурки, урахинки, кайтачки, мюре-гинки). У каждого народа они отличались своим размером, например у цахуров покрывало имело длину 5 м, у аварцев (муч1у) - 4 м, у акушинок - 2 м.

Одинарная легкая косынка, которую носили летом, была распространена в основном у кумыков. Нарядные кружевные, гипюровые косынки покупали готовыми, а иногда шили дома из шелкового тюля или газа с набивными золотыми узорами. К газовым косынкам по краю пришивали золотую бахрому. Особенно модными были косынки кремового и черного цветов. Черные обычно носили пожилые женщины, кремовые и белые - молодые.

Пожилые женщины носили треугольные косынки из легкого шелка, а также из батиста, мадаполама. Платок позволял отличить замужнюю девушку от незамужней, понять, засватана девушка или нет, а также узнать вдову. Так, количество платков на голове лезгинской женщины подчеркивало ее состоятельность, а рогообразный головной убор рутульской женщины - ее плодовитость.

У каждого народа бытовали свои правила ношения женского платка. Так, Е.Н. Студенецкая выделяет следующие способы ношения платка: «а) шаль накладывали на голову углом на спину, два других конца свешивали спереди на грудь; б) правый конец проводился под подбородком и закидывался на спину через левое плечо; в) оба конца проводились под подбородком, а иногда завязывались полуузлом, а затем закидывались на спину; г) закинутые на спину концы завязывали сзади на шее (эти способы наблюдались у всех народов Северного Кавказа, но особенно у адыгейцев, черкесов, кабардинцев, карачаевцев, балкарцев и осетин); д) платок (шаль) складывали углом и накидывали на голову, все концы спускались на спину и висели свободно (такой способ ношения платка чаще встречался в Осетии, Чечне и Ингушетии, реже в других местах [Дагестана]; е) платок

складывали углом, один конец спереди проводили под подбородком на спину, другой закидывали на темя (этот способ характерен для чеченок и адыгеек)» [12, с. 185-187].

Ношение головного убора также зависело и от возраста его обладательницы. Женщины и молодые девушки откидывали оба конца за одно плечо, пожилые один конец забрасывали за плечо, другим покрывали голову. Женщины Южного Дагестана - лезгинки, цахурки, табасаранки - конец платка обертывали вокруг головы таким образом, что он напоминал чалму. Пожилые лезгинки, накинув платок на голову и откинув его концы назад, перекрещивали их у затылка и завязывали узелком спереди, как пояс (лезгины).

Для Х1Х-ХХ вв. характерно использование вышитых рисунков на платке. Самыми распространенными были большие квадратные шерстяные платки с вышивкой по технике двухсторонней глади, шерстяные платки, вышитые золотой или серебряной нитью, платки с вышивкой белой гладью нитками в цвет платка.

Р.Г. Гаджиханова выделяет несколько вариантов композиционного размещения элементов вышивки на платке.

1. Нижний край платка украшался вышитым узором - цветком, от которого в зеркальной симметрии располагались мелкие элементы: листья, цветы, веточки.

2. Узор - цветок располагался в центре треугольника (если платок сложен по диагонали), обрамлялся мелкими красочными элементами.

3. Угол платка заполняли одинаковые по размеру элементы.

4. По всему полю платка протягивалась кайма, а один угол украшался композицией. Вышивка всегда выполнялась нитками в цвет платка, узор занимал только один угол.

Женский платок выполнял не только эстетическую функцию, выступая украшением, но и этическую. Любую ссору или драку женщина могла остановить, бросив под ноги враждующим свой платок. Об этом писал Р. Гамзатов:

В горах джигиты ссорились, бывало, Но женщина спешила к ним и вдруг Платок мужчинам под ноги бросала. И падало оружие из рук. О женщины, пока в смертельной злости Не подняли мечей материки, Мужчинам под ноги скорее бросьте Свои в слезах намокшие платки. Женский головной убор у всех национальностей Республики Дагестан выступает символом чистоты, преданности и целомудрия.

Таким образом, женский головной убор выступал ярким локальным индикатором каждой национальности Республики Дагестан и отражал возрастные, социальные изменения в жизни женщины, ее принадлежность к той или иной национальности, а также селу. Важно отметить, что с появлением новой, «городской» формы одежды головной убор долгое время оставался неизменным. Дольше всего женские головные уборы - платки как наиболее ритуализированные элементы одежды сохранялись в погребальных костюмах.

Возрождение искусства создания женских головных уборов позволит сохранить самобытность национальных культур, передать последующему поколению приемы художественного мастерства и профессиональные навыки, сформировать положительный имидж региона, вызвать интерес туристов к региону, снизить уровень миграции сельских жителей в мегаполисы в поисках заработка, повысить материальное благосостояние местных жителей. Презентация и обучение приемам создания женских головных уборов могут способствовать развитию не только внутреннего, но и въездного туризма, делая регион интересным как для россиян, так и для иностранных туристов.

Ссылки:

1. Джанджугазова Е.А. Живая карта России. М., 2011. 112 с.

2. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979. 368 с.

3. Халлоуэл А.И. Культура, личность и общество // Антология исследования культуры. Символическое поле культуры. М., 2011. 381 с.

4. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. 496 с.

5. Абакарова Р.М. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. СПб., 2003. 186 с.

6. Гаджиханова Р.Г. Дагестанский костюм. Махачкала, 2010. 232 с.

7. Мусаева М.К., Гимбатова М.Б. Женский головной убор «чухта» и его разновидности у аварцев // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9, № 4. С. 107-118. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-4-107-118.

8. Гаджиханова Р.Г. Указ. соч. С. 97.

9. Гарсаев Л.М. Женский головной убор - главный элемент национального костюма чеченцев // Вестник академии наук Чеченской Республики. 2017. № 1 (34). С. 43-49.

10. Гаджиханова Р.Г. Указ. соч. С. 98.

11. Гаджиева С.Ш. Женская одежда и украшения. Головные уборы // Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. XIX -начало XX в. М., 1981. Гл. IV, разд. 3. С. 91-106.

12. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа ХУШ-ХХ вв. М., 1989. 288 с.

References:

Abakarova, RM 2003, Ethos of ethnic group. The moral and regulative role of tradition in ethnic culture, St. Petersburg, 186 p., (in Russian).

Conrad, NI 1972, West and East, Moscow, 496 p., (in Russian).

Dzhandzhugazova, EA 2011, Live map of Russia, Moscow, 112 p., (in Russian).

Gadzhikhanova, RG 2010, Dagestan costume, Makhachkala, 232 p., (in Russian).

Gadzieva, SSh 1981, 'Female clothing and jewelry. Headdress', Odezhda narodovDagestana. XIX-nachaloXXv., Moscow, Ch. IV, section 3, pp. 91-106, (in Russian).

Garsaev, LM 2017, 'Women's headdress as the main element of the Chechen national costume', Vestnik akademii nauk Chechenskoy Respubliki, no. 1 (34), pp. 43-49, (in Russian).

Grigoryeva, TP 1979, Japanese artistic tradition, Moscow, 368 p., (in Russian).

Hallowell, AI 2011, 'Culture, personality and society', Antologiya issledovaniya kul'tury, Simvolicheskoye pole kul'tury, Moscow, 381 p., (in Russian).

Musaeva, MK & Gimbatova, MB 2017, 'Female head-dress 'chukhta' and its kinds among the Avars', Russian Journal of Humanities, vol. 9, no. 4, pp. 107-118. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-4-107-118.

Studenetskaya, EN 1989, Clothes of the peoples of the North Caucasus of the 18th-20th centuries, Moscow, 288 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.