Научная статья на тему 'Головко В. М. Я. В. Абрамов: мировоззрение. Метод. Поэтика: учебное пособие. М. : Флинта; Наука, 2015. 304 с'

Головко В. М. Я. В. Абрамов: мировоззрение. Метод. Поэтика: учебное пособие. М. : Флинта; Наука, 2015. 304 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
343
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Головко В. М. Я. В. Абрамов: мировоззрение. Метод. Поэтика: учебное пособие. М. : Флинта; Наука, 2015. 304 с»

РЕЦЕНЗИИ

Головко В. М. Я. В. Абрамов: Мировоззрение. Метод. Поэтика: Учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2015. 304 с.

Golovko V. M. Ya. Abramov: Worldview. Method. Poetics: Textbook. Moscow: Flint; Science, 2015. 304 p.

Актуальность проблематики нового учебного пособия проф. В. М. Головко не вызывает сомнений. Более того, назрела необходимость включения в учебные планы университетов курсов и дисциплин, ориентированных на изучение великого культурно-исторического наследия России и его основополагающей роли в формировании российской идентичности.

Выдающийся общественно-литературный деятель 1880-х - начала 1900-х гг. Я. В. Абрамов (1858-1906) известен как защитник идеи мирного постепенного прогресса и последовательный оппонент «русских марксистов», но до сих пор почти не привлекал внимание исследователей, а его художественное и публицистическое наследие оставалось фактически невостребованным и недооценённым. Этот существенный пробел в гуманитарной науке и российском образовании в значительной степени восполняют литературоведческие исследования и рецензируемое учебное пособие ставропольского учёного и вузовского педагога В. М. Головко.

Постановка учебного курса, посвящённого изучению мировоззрения и роли творческой индивидуальности Я. В. Абрамова в литературном процессе последних десятилетий XIX - начала XX вв. - это прекрасный повод благодарно вспомнить о Деле и идеях одного из самых ярких представителей демократической просвещенской мысли дореволюционной России.

Духовный склад Я. В. Абрамова, писателя и мыслителя, нравственные принципы, идейные и гуманистические основания его деятельности нисколько не утратили своей притягательности и в наше время. И прежде всего потому, что «одной, но пламенной страстью» этого видного общественного и культурного деятеля России сложной исторической эпохи - между, так называемой, второй революционной ситуацией 1879-1881 гг. и первой русской революцией 1905 г. - была неутомимая мысль о народном благе.

Сегодня мы лучше понимаем, что ключевая абрамовская идея «работы в народе» в наибольшей степени соответствовала глубинным общественным ожиданиям в предреволюционные годы. Он привнес в общественную мысль России такие ценные качества, как здравый смысл и духовно-прагматический взгляд на вещи, исповедуя практическую этику конкретного благого поступка.

В личности и общественной деятельности Я. В. Абрамова студенты могут видеть поучительный пример бескорыстного просветительского альтруизма мыслителя, литератора, историка, общественного деятеля, автора замечательной книги о русских воскресных школах и биографий для серии «Жизнь замечательных людей», одним из основателей которой он стал 123 года назад.

Как убедительно показано в учебном пособии В. М. Головко, Я. В. Абрамов мыслил позитивно и перспективно, не утрачивая веры в созидательные возможности человека и народа. Подтверждением этой интеллектуальной установки стал лейтмотив его очерка «Кавказские горцы», опубликованного в первом номере журнала «Дело» в 1884 г.: «Причины, создавшие существующее ненормальное положение дела на Кавказе - дело рук человеческих и теми же руками они могут быть устранены». В нынешних размышлениях о судьбе региона мы возвращаемся к Я. В. Абрамову как вдумчивому собеседнику. Его здравомыслие и надежда на человеческое благоразумие остаются востребованными, подтверждая актуальность и историко-функ-циональную значимость идей мыслителя и его художественно-публицистического творчества для нашей современности.

Культурное наследие Я. В. Абрамова таит в себе открытие новых граней жизненной и творческой судьбы этого замечательного человека. В учебном пособии по-новому интерпретирована концепция «малых дел» в

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

художественно-социологоической парадигме Я. В. Абрамова. В. М. Головко впервые идентифицирует течение демократического просветительства в общественной мысли России второй половины XIX в., аргументирует положение о том, что Я. В. Абрамов занимал особое место в движении легального народничества, развивая традиции «посте-пеновства снизу», идеи эволюционизма, воспринятые от идеологов демократического просветительства 1840-х - начала 1880-х гг. (И. С. Тургенев, Л. А. Полонский и др.), и связывая их с актуальными задачами «работы в народе».

Будучи идеологом периода «второго хождения в народ», «хождения на культурную работу», этот выдающийся писатель-публицист и прозаик рассматривал практику «малых дел», «скромную деятельность» не как универсальную, а как конкретно-историческую форму общественного служения во имя «просветления сознания народа», развития народной жизни, прогрессивного движения России вперёд.

Специалисты и студенты получают возможность познакомиться с разными народническими программами «великой культурной работы», в том числе и той части реформаторского народничества, к которому принадлежал Я. В. Абрамов, во многом отличавшийся по своему мировоззрению от ведущих теоретиков и идеологов этого общественного движения. В.М. Головко пересматривает многие стереотипы в оценке деятельности Я. В. Абрамова, увлечённо и основательно доказывая, что он, по сути, мало общего имел с тем явлением, которое современники писателя называли «абра-мовщиной». В отличие от учёных-историков

это положение автор пособия аргументирует не столько фактологически, сколько анализом эволюционной концепции Я. В. Абрамова, являющейся, по словам В. М. Головко, феноменом интеллектуальной истории.

В работе многоаспектно и в контексте типологии стилевого развития русского классического реализма рассматривается «сложная эстетика» Абрамова-писателя, искусство художественного синтеза, его экспериментальная поэтика, идиостиль и проблемы художественного мастерства. Большое внимание автор уделяет новаторству Я. В. Абрамова в области жанровых взаимодействий, публицистических форм социологической объективации литературного творчества, поэтики усвоения и т. д.

Значительный интерес представляет исследовательский подход к художественной прозе Я. В. Абрамова, свидетельствующий о предвосхищении им постмодернистской эстетики (поэтика интертекстуальности, «пустые знаки» и т. д.). Это ещё раз убеждает в том, как важно для понимания эволюции художественного сознания изучать творчество писателей «второго ряда», нередко совершающих такие эстетические открытия, которые закрепляются и уже оформляются в творчестве авторов, которых И. С. Тургенев называл «центральными натурами» в культуре определённого времени.

Учебное пособие В. М. Головко написано на профессиональном уровне. Стоит выделить особенности авторского дискурса, органически сочетающего академичность и эмоциональную выразительность в изложении материала.

К. К. Султанов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.