Научная статья на тему '"γοργειη κεφαλη" ("голова Горгоны") микенского времени из Додоны ?'

"γοργειη κεφαλη" ("голова Горгоны") микенского времени из Додоны ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DODONA / SANCTUARY AND ORACLE AT DODONA / MYCENAEAN PERIOD IN DODONA / MYCENAEAN TERRACOTTA FIGURINES / GREAT GODDESS / GORGON / GORGONEION / ДОДОНА / СВЯТИЛИЩЕ И ОРАКУЛ В ДОДОНЕ / МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД В ДОДОНЕ / МИКЕНСКИЕ ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ / ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ / ГОРГОНА / ГОРГОНЕЙОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Золотникова Ольга Альбертовна

В статье рассматривается терракотовая головка позднего бронзового века, найденная в святилище Зевса в Додоне и хранящаяся в Археологическом Музее г. Иоаннина (Греция). Головка была впервые опубликована в 2016 году в каталоге выставки по Додоне, организованной в Музее Акрополя в Афинах, и еще не получила должного внимания исследователей. На основе детального анализа иконографических особенностей головки, в которой соединились как минойские, так и микенские традиции изготовления терракотовых фигурок и фигур, предлагается датировать ее XIII-XI вв. до н.э., т.е. концом микенского периода. Кроме того отмечается определенное соответствие черт лица данной головки иконографии Горгоны, прослеживающейся с 1-й половины второго тысячелетия до н.э., но более известной с начала архаического периода. В результате делается вывод о том, что рассматриваемая головка являлась частью изображения доисторического женского божества дикой природы и плодородия, которое персонифицировало устрашающую ипостась минойско-микенской Великой Богини и часто представлялось с пугающими чертами лица. Очевидно, данное божество почиталось в Додоне в конце доисторического периода в общем контексте религиозной активности на территории святилища в микенское время. В целом, определение рассматриваемого артефакта как «голова Горгоны» не только делает его важным звеном в эволюции иконографии Горогоны, но и дает возможность говорить о микенизации изначально индоевропейского культа грозы в Додоне в конце второго тысячелетия до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ΓΟΡΓΕΙΗ ΚΕΦΑΛΗ" ("GORGON’S HEAD") OF THE MYCENAEAN PERIOD FROM DODONA ?

The article discusses a Late Bronze Age terracotta head found in the sanctuary of Zeus in Dodona and stored in the Archaeological Museum of Ioannina (Greece). This head was published in 2016 in the Catalogue of an exhibition on Dodona organized by the Acropolis Museum in Athens and has not yet received due attention from researchers. Based on a detailed iconographical analysis of the head, in which both Minoan and Mycenaean terracotta making traditions seem to have been combined, it is proposed to date this head to the 13th-11th centuries BC, that is, to the late Mycenaean period. Furthermore, a definite correspondence between the facial features of the particular head and the iconography of Gorgon is observed, given that the image of Gorgon, mostly known from the Early Archaic period, may be traced in art from the first part of the second millennium BC. Therefore, it is concluded that the head in question was part of an image of a prehistoric female deity of wild nature and fertility who personified the horrifying hypostasis of the Minoan-Mycenaean Great Goddess and could be represented with frightening features. Apparently, such a deity was venerated in Dodona at the end of the prehistoric period in the context of the religious activity in the sanctuary site during Mycenaean time. Overall, the definition of the artefact considered as “the head of Gorgon” not only makes it an important link in the evolution of the iconography of Gorgon, but also gives grounds to argue about appearance of Mycenaean elements in the original Indo-European storm-cult in Dodona at the end of the second millennium BC.

Текст научной работы на тему «"γοργειη κεφαλη" ("голова Горгоны") микенского времени из Додоны ?»

УДК 07.00.00

Золотникова О.А., кандидат исторических наук, Открытый Университет Кипра (Кипр), Греческий Открытый Университет (Греция)

«ГОРГЕШ КЕФАЛН» («ГОЛОВА ГОРГОНЫ») МИКЕНСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ДОДОНЫ ?

В статье рассматривается терракотовая головка позднего бронзового века, найденная в святилище Зевса в Додоне и хранящаяся в Археологическом Музее г. Иоаннина (Греция). Головка была впервые опубликована в 2016 году в каталоге выставки по Додоне, организованной в Музее Акрополя в Афинах, и еще не получила должного внимания исследователей. На основе детального анализа иконографических особенностей головки, в которой соединились как минойские, так и микенские традиции изготовления терракотовых фигурок и фигур, предлагается датировать ее XШ-XI вв. до н.э., т.е. концом микенского периода. Кроме того отмечается определенное соответствие черт лица данной головки иконографии Горгоны, прослеживающейся с 1-й половины второго тысячелетия до н.э., но более известной с начала архаического периода. В результате делается вывод о том, что рассматриваемая головка являлась частью изображения доисторического женского божества дикой природы и плодородия, которое персонифицировало устрашающую ипостась минойско-микенской Великой Богини и часто представлялось с пугающими чертами лица. Очевидно, данное божество почиталось в Додоне в конце доисторического периода в общем контексте религиозной активности на территории святилища в микенское время. В целом, определение рассматриваемого артефакта как «голова Горгоны» не только делает его важным звеном в эволюции иконографии Горогоны, но и дает возможность говорить о микенизации изначально индоевропейского культа грозы в Додоне в конце второго тысячелетия до н.э..

Ключевые слова: Додона, святилище и оракул в Додоне, микенский период в Додоне, микенские терракотовые статуэтки, Великая Богиня, Горгона, горгонейон. DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-01-52-59

В Музее Акрополя в Афинах с Июня 2016 по Март 2017 г. проходила выставка, посвященная святилищу Зевса в Додоне (Эпир), под названием: «Додона. Оракул звуков». Организаторам удалось собрать и выставить в объединенной экспозиции археологические находки из Додоны, постоянно хранящиеся в Афинском Национальном Археологическом Музее и в Археологическом Музее города Иоаннина. Среди артефактов позднего доисторического периода, представленных главным образом керамическими сосудами различного предназначения и бронзовым оружием [3, с. 52-57], особый интерес вызывает небольшая терракотовая головка, являющаяся на данный момент единственным фигурным фрагментом эпохи бронзы, найденным на территории святилища (см. фото 1-2). Головка хранится в Археологическом Музее Иоан-нины (музейный № 4172), но оставалась неопубликованной до организации выставки и включения ее в каталог экспонатов [3, с. 58, № 24]; по сути, краткое описание этой головки в каталоге выставки, выполненное греческим археологом Христосом Клитсасом, стало ее первой официальной публикацией.

Настоящая статья имеет целью дать расширенное иконографическое описание

головки из Додоны, специфицировать ее типологические характеристики, определить категорию доисторических терракотовых статуэток, к которой она может быть отнесена, уточнить ее датировку, а также интерпретировать образ, в ней представленный.

Описание артефакта

Рассматриваемая терракотовая головка миниатюрна и трехмерна (объемна): ее высота 6.5 см, толщина 4.8 см, ширина лица 5.4 см; лицо тонкое, заметно сужается к низу. Головка цельная (т.е. не полая внутри); выполнена вручную из оранжево-желтоватой глины. Черты лица были обозначены с аккуратностью, очень четко, в натуралистической манере и, несмотря на некоторые поверхностные повреждения, просматриваются достаточно ясно: большие круглые, глубоко посаженные глаза в огромных круглых орбитах (глазницах), выступающие надбровные дуги; нос отбит; у переносицы что-то вроде угловатой складки (если только это не результат повреждения); рот несколько поврежден, но заметно, что он открыт и что из него проступает либо высунутый язык, либо клык(и), либо и то и другое вместе, как в архаических и ранних классических изображениях Горгоны [8, №

251, 252, 255, 267 и др.]. Выступы, сохраняющиеся на лбу, и выступающее по окружности головы обрамление указывают на то, что головка венчалась либо пышной прической женского типа (?) либо крупным головным убором (венком из цветов ? широкой диадемой ? полосом ?). Неровный нижний край головки и просматривающиеся следы шеи позволяют предполагать, что эта головка являлась частью небольшой фигурки, размер которой мог быть ок. 25-30 см, если та была антропоморфной. Организаторы выставки датируют головку XVI-XI веками до н.э., но поскольку она изготовлена из такой же оранжево-желтоватой глины, какая была использо-

Фото 1-2. Терракотовая головка (6.5 см)

вана для изготовления найденных в святилище керамических сосудов ХШ-Х1 вв. до н.э., ее тоже, видимо, следует датировать позд-немикенским периодом. Кроме того, слишком ранняя нижняя датировка головки (XVI в. до н.э.), предлагаемая организаторами выставки, ставит ее в необоснованно исключительное положение среди всего доисторического керамического материала, найденного в Додоне до настоящего времени. По мнению Х. Клитсаса, в данной головке, имевшей функцию оберега и какое-то символически-ритуальное значение, представлен некий «демонический образ» [3, с. 58, № 24], однако такая интерпретация изображения слишком неопределенна.

Т!

времени, найденная в Додоне

Иконографический анализ

Проанализируем это изображение. С точки зрения типологии, головка из Додоны имеет целый ряд черт, которые в совокупности не встречаются в доисторических (минойских и микенских) терракотовых статуэтках и фигурах, известных на данный момент [12; 4]. Верхняя часть головки, будь это прическа или головной убор, указывает на женский пол образа. При этом реалистичное исполнение черт лица отличает додонскую головку не только от микенских цельных терракотовых статуэток традиционных типов (пси, фи, тау, куротрофос) со схематическим изображением головы и условной передачей деталей лица [4, с. 112144; 9, с. 166-167, figs. 127, 128], но и от тех немногочисленных микенских терракотовых статуэток и отдельно сохранившихся головок, которые составляют так называемую «натуралистическую группу» [4, с. 109-112], а также группы «головки без покрытия» и «головки с полосом» [4, с. 144-147, 147-150].

Одна из черт додонской головки, обращающая на себя внимание прежде всего, это большие выпуклые глаза в огромных глубоких орбитах: очевидно, изготовитель головки сначала сделал большие углубления для глазниц, которые затем заполнил глиняными шариками. Такая манера исполнения глаз, придающая глазам особую выразительность, восходит к традициям минойского искусства и прослеживается в критских терракотах со среднеминойского периода (приблизительно ХХ-ХУП вв. до н.э.) [12, с. 4, № 5; с. 77, № 89 - фото крайнее справа]. Так, глаза головки из Додоны удивительно напоминают глаза ми-нойской терракотовой головки, найденной в критском святилище на горе Кофинас (см. фото 3), датируемой примерно 1700-1580 гг. до н.э. [12, с. 55-56, № 60].

Фото 3. Терракотовая головка из минойского святилища на г. Кофинас (Крит)

Микенские мастера переняли эту миной-скую манеру исполнения глаз и применяли ее, как правило, при изготовлении вручную цельных терракотовых статуэток; при изготовлении же на гончарном кругу полых статуэток и большего размера глиняных фигур, вместо углублений для глазниц они делали углубления вокруг глаз, что в принципе производило почти такой же эффект [12, с. 25-26, № 28-29; с. 32, № 36-37; с. 50, № 50, и др. терракотовые статуэтки, изготовленные во время греко-микенского присутствия на Крите]. Так, можно отметить разительную схожесть между додонской головкой (см. фото 2) и головами некоторых из глиняных идолов, найденных в Культовом Центре в Микенах (см. фото 4), датируемых примерно ХШ-м веком до н.э. [13, с. 52-53; 9, с. 142, fig. 110], несмотря на разницу в размере (головы микенских идолов примерно 10-12 см) и тот факт, что идолы были выполнены на гончарном круге и полы внутри.

Фото 4. Фрагмент (голова) глиняного идола из Культового Центра Микен

Еще одна черта, усиливающая сходство между додонской головкой и головами некоторых из микенских идолов, это треугольная, или V-образная, форма лица, прослеживающаяся в изображении лиц в микенском искусстве с так называемой «маски Агамемнона» (XVI в. до н.э.) [9, с. 35, fig. 20-centre]. Треугольная форма лица, в принципе, отличает не только целую группу полых терракотовых статуэток микенского периода из Арголиды (например, женские статуэтки из Медеи, Ти-ринфа и Микен [9, с. 183, fig. 136]), но и примечательные головы из гипса - мужскую и женскую, найденные в Микенах и хранящиеся в Афинском Национальном Археологическом Музее [14, с. 83, pl. 104, b; 9, с. 180, fig.135], а также мужскую головку из слоновой кости, найденную в Микенах и хранящуюся в Археологическом Музее города Нафплион [9, с. 145, fig. 114]. Поэтому, может показаться, что додонская головка явилась в какой-то мере провинциальным периферийным подражанием терракотовым, гипсовым и другого рода скульптурным изображениям, изготавливавшимся в центральном регионе микенской культуры.

Самая примечательная черта додонской головки, не имеющая параллелей ни в миной-ских, ни в микенских терракотовых статуэтках и фигурах, найденных на данный момент, это широко открытый рот, из которого, как кажется, высунут язык и торчат зубы (клыки ?). В греческой иконографии исторического времени эти элементы были характерны для изображений Горгоны, идентифицируемых с начала VII в. до н.э., т.е. с раннего архаического периода [7, с. 46-80; 8, с. 289; 10, с. 7981]. Поражающе огромные глаза додонской головки также могут связывать ее с концепцией Горгоны, взгляд которой считался смертоносным, поскольку, согласно мифу, она превращала любого, смотрящего ей прямо в глаза, в камень. Тема устрашающей «головы Горгоны» / «ropysin квфаХ^», упоминаемая уже в поэмах Гомера (Илиада V.741, Одиссея XI.634), восходит к доисторической традиции [18, с. 353], и ее происхождение связано с ми-нойскими религиозными представлениями: например, призматическая печать среднеми-нойского периода, сделанная из сердолика и хранящаяся в Музее Ashmolean в Оксфорде,

имеет на одной стороне изображение челове- ртом, в котором видны длинные, явно нечело-ческой головы с выпученными глазами в боль- веческие зубы [6, с. 235, № 101а] (см. фото 5).

ших глубоких орбитах и широко открытым

Фото 5. Критская печать среднеминойского периода

Это и еще несколько подобных средне-минойских и ранних позднеминойских / позд-неэлладских изображений, обнаруженных на печатях, сосудах и оттисках печатей [11, с. 5254; 16, с. 174-176; 15, с. 83-84, fig. 34], определяются некоторыми исследователями как доисторические горгонейоны и считаются предшественниками раннеархаического иконографического типа «голова Горгоны» / «Горуе^ кбфаХф>. Терракотовая головка из Додоны, видимо, тоже должна быть определена как изображение (или фрагмент изображения) Горгоны, при этом уникальное, поскольку на данный момент других доисторических / микенских фигурных изображений Горгоны неизвестно (с некоторой натяжкой как «Горуе^ кефаХф» / горгонейон можно было бы определить небольшую терракотовую маску конца бронзового века, найденную на Кипре вблизи кипро-микенского культового комплекса в Эн-коми, имеющую приблизительно те же черты, что и вышеупомянутые минойские горгонейоны - главным образом, широко открытый рот; однако, по мнению автора публикации, в которой эта маска приведена, она является просто «миниатюрной гротескной маской» [1, с. 7, fig. 4-top-right]). С точки зрения континуитета религиозной иконографии и религиозных представлений, важно то, что головка из Додоны, которую следует датировать поздне-микенским периодом (XIII-XI вв. до н.э.) заполняет разрыв в более чем полутысячелетие между горгоновидными изображениями сред-неминойского - раннего позднеминойского /

позднеэлладского периодов (приблизительно ХУШ-Х1У вв. до н.э.) и самыми ранними архаическими изображениями Горгоны в греческом искусстве исторического времени (начало VII в. до н.э.).

Интерпретация изображения

Согласно исследованиям по Горгоне, она изначально выражала примитивную устрашающую ипостась могущественного женского божества дикой природы и своим грозным видом должна была не только наводить на человека благоговейный страх, но и отпугивать от него «злые силы» [5, с. 349, 373; 7, с. 16-17; 18, с. 359-362]. Находки возможных изображений Горгоны доисторического времени, упомянутые выше, не соотносятся с определенным религиозным контекстом. Однако самые ранние исторические изображения Горгоны были найдены в таких культовых местах, в той или иной степени связанных с почитанием великого женского божества, как Кабирион у Фив в Беотии, святилище Артемиды 'Op08Ía в Спарте, Акрополь в Афинах [8, № 1, 6-8, 252, 279]. Особенно следует отметить горгоновидные изображения (ритуальные маски), датируемые архаическим периодом и очень похожие на додонскую головку, найденные в святилище Артемиды Op08Ía в Спарте (см. фото 6), которая являлась местной лаконской версией Великой Богини природы [2, с. 172, р1. 56, № 2-3]. Там же была найдена выполненная из кости головка несохранив-шейся фигурки Артемиды Op08Ía, датируемая

VI-м в. до н.э., имеющая «устрашающие» черты лица - большие безжизненные глаза и проступающие изо рта верхние зубы [2, с. 219, pi. 120, fig. 6] (см. фото 7).

Фото 6. Архаическая терракотовая маска из святилища Артемиды 'Op08Ía в Спарте

Фото 7. Архаическая головка Артемиды из святилища Артемиды 'Op08Ía в Спарте (материал - кость)

Таким образом, на основании указанных иконографических характеристик и приведенных историко-религиозных параллелей, рассматриваемую микенскую терракотовую головку с чертами Горгоны из Додоны можно считать изображением доисторического женского божества, связанного с грозными силами дикой природы и представлявшего устрашающий облик древней Великой Богини. Фигурка, которой принадлежала эта головка, могла быть либо вотивным приношением, сделанным в контексте культовой активности в Додоне в микенский период, либо предметом домашнего культа, предназначенным оберегать жилище, в котором она хранилась.

Значение артефакта для установления истории святилища

В заключение необходимо подчеркнуть значение самого факта находки этой головки на территории додонского святилища и ее идентификации как изображение Горгоны. Присутствие в Додоне Великой Богини в микенское время и в начале исторического периода признается и постулируется многими исследователями [3, с. 41], однако их аргументация, из-за отсутствия необходимого археологического материала, вынужденно основывается на данных более поздних источников, датируемых архаическим, классическим, эллинистическим и даже римским периодами. В поддержку мнения о почитании в Додоне великого женского божества на доисторическом - ранне-историческом этапе, как правило, привлекаются следующие сведения [17, с. 72]: упоминание Павсанием почитания в Додоне Матери-Земли (Павсаний, Описание Эллады, Х.12.10), действие в Додоне во второй половине первого тысячелетия до н.э. культа Ди-оны как позднейшей версии богини-матери [3, с.43-44], обозначение додонских жриц культовым термином «голубицы» - «ПбХ81Ш» (Софокл, Трахинянки, 172) и бытовавшее в античности поверье о том, что пророчества в До-доне давались путем воркования голубей с ветвей священного дуба (Геродот, История, П.54-58), при том что в греческой религии голуби традиционно связывались с женским божеством. В этом отношении додонская головка, определяемая как изображение Горгоны микенского периода, представляет собой непосредственное археологическое свидетельство почитания в Додоне в конце бронзового века могущественной и грозной богини природы минойско-микенского типа. Это позволяет проследить более обоснованно эволюцию религиозной концепции, связанной с До-доной: возникшее в конце третьего тысячелетия до н.э. как типично индоевропейское место почитания бога грома, организованное вокруг «священного дуба» [17, с. 18, 47-48, 71], святилище, очевидно, было микенизировано в конце второго тысячелетия до н.э. и частично переориентировано на почитание минойско-микенской Великой Богини. Кроме того, идентификация среди доисторических артефактов такого признака культа всесильного женского

божества, как «голова Горгоны», дает основания предполагать, что религиозная деятельность в Додоне в конце доисторического периода включала и ряд других культовых элементов, традиционно связываемых с концепцией Великой Богини, таких как оргиастиче-ские ритуалы, почитание различных божеств

плодородия, и т.п. Для выяснения присутствия этих элементов в Додоне и уточнения тех форм, которые они принимали в культах До-доны на протяжении веков, необходимо дальнейшее тщательное рассмотрение всего материала - археологического, мифологического, и т.д., связанного с додонским святилищем.

Список литературы

1. Averett E.W. Masks and ritual performance on the island of Cyprus // American journal of archaeology. 2015. № 119(1). P. 3-45.

2. Dawkins R.M. (Ed.) The sanctuary of Artemis Orthia at Sparta // Journal of Hellenic studies. Supplement. 1929. № 5. 416 c.

3. Eleutheratou S., Soueref K. (Eds.) Dodona. The oracle of sounds. Catalogue of a temporary exhibition at the Museum of Acropolis, 20/06/2016-31/03/2017. Athens, 2016. 210 c.

4. French E. The development of Mycenaean terracotta figurines // Annual of the British school at Athens. 1971. № 66. P. 101-187.

5. Frothingham A.L. Medusa, Apollo, and the Great Mother // American journal of archaeology. 1911. № 15(3). P. 349-377.

6. Hughes-Brock H., Boardman J. Corpus der minoischen und mykenischen Siegel VI. Oxford, Ashmolean Museum. 2 parts. Mainz, 2009. 348+712 c.

7. Karagiorga Th. Topysin КбфаХ-q. The origins and meaning of the Gorgon in worship and art in the Archaic period. Athens, 1970. 158 c.

8. Krauskopf I. Gorgo, Gorgones / Lexicon iconographicum mythologiae classicae, v. IV. Zürich & München, 1988. P. 285-330.

9. Mylonas G.E. Mycenae rich in gold. Athens, 1983. 269 c.

10. Payne H. Necrocorinthia. A study of Corinthian art in the Archaic period. Oxford, 1971. 363 c.

11. Poursat J.-Cl. 1985. Iconographie minoenne: continuités et ruptures / Darcque P., Poursat J.-Cl. (Eds.) L'Iconographie Minoenne. Actes de la Table Ronde d'Athènes (21-22 avril 1983). Bulletin de correspondance Hellénique. Supplément. 1985. № 11. P. 51-57.

12. Rethemiotakis G. Minoan clay figures and figurines. Athens, 2001. 165 c.

13. Taylour W. The Mycenaeans. London, 1983. 180 c.

14. Wace A.J.B. Mycenae. An archaeological history and guide. Princeton, 1949. 150 с.

15. Warren P.W. Knossos: stratigraphical museum excavations, 1978-1980. Part I // Archaeological Reports. 1980-1981. P. 73-92.

16. Weingarten J. Aspects of tradition and innovation in the work of the Zakro master. In: Darcque P., Poursat J.-Cl. (Eds.) L'Iconographie Minoenne. Actes de la Table Ronde d'Athènes (2122 avril 1983). Bulletin de Correspondance Hellénique. Supplément. 1985. № 11. P. 167-180.

17. Zolotnikova O. Zeus in early Greek mythology and religion. From prehistoric time until the Early Archaic period. British archaeological reports. International series. № 2492. Oxford, 2013. 218 с.

18. Zolotnikova O. A hideous monster or a beautiful maiden? Did the Western Greeks alter the concept of Gorgon? / Reid H.L., Tanasi D. (Eds.) Philosopher kings and tragic heroes. Essays on images and ideas from Western Greece. Sioux City, 2016. P. 353-370.

«ГОРГЕ1Н КЕФАЛН» («GORGON'S HEAD») OF THE MYCENAEAN PERIOD

FROM DODONA ?

The article discusses a Late Bronze Age terracotta head found in the sanctuary of Zeus in Dodona and stored in the Archaeological Museum of Ioannina (Greece). This head was published in 2016 in the Catalogue of an exhibition on Dodona organized by the Acropolis Museum in Athens and has not yet received due attention from researchers. Based on a detailed iconographical analysis of the head, in which both Minoan and Mycenaean terracotta making traditions seem to have been combined, it is proposed to date this head to the 13th-11th centuries BC, that is, to the late Mycenaean period. Furthermore, a definite correspondence between the facial features of the particular head and the iconography of Gorgon

is observed, given that the image of Gorgon, mostly known from the Early Archaic period, may be traced in art from the first part of the second millennium BC. Therefore, it is concluded that the head in question was part of an image of a prehistoric female deity of wild nature and fertility who personified the horrifying hypostasis of the Minoan-Mycenaean Great Goddess and could be represented with frightening features. Apparently, such a deity was venerated in Dodona at the end of the prehistoric period in the context of the religious activity in the sanctuary site during Mycenaean time. Overall, the definition of the artefact considered as "the head of Gorgon" not only makes it an important link in the evolution of the iconography of Gorgon, but also gives grounds to argue about appearance of Mycenaean elements in the original Indo-European storm-cult in Dodona at the end of the second millennium BC.

Keywords: Dodona, sanctuary and oracle at Dodona, Mycenaean period in Dodona, Mycenaean terracotta figurines, Great Goddess, Gorgon, gorgoneion.

References

1. Averett E.W. Masks and ritual performance on the island of Cyprus [Masks and ritual performance on the island of Cyprus] // American journal of archaeology. 2015. № 119(1). P. 3-45.

2. Dawkins R.M. (Ed.) The sanctuary of Artemis Orthia at Sparta [The sanctuary of Artemis Orthia at Sparta] // Journal of Hellenic studies. Supplement. 1929. № 5. 416 c.

3. Eleutheratou S., Soueref K. (Eds.) Dodona. The oracle of sounds. Catalogue of a temporary exhibition at the Museum of Acropolis, 20/06/2016-31/03/2017 [Dodona. The oracle of sounds. Catalogue of a temporary exhibition at the Museum of Acropolis, 20/06/2016-31/03/2017]. Athens, 2016. 210 c.

4. French E. The development of Mycenaean terracotta figurines [The development of Mycenaean terracotta figurines] // Annual of the British school at Athens. 1971. № 66. P. 101-187.

5. Frothingham A.L. Medusa, Apollo, and the Great Mother [Medusa, Apollo, and the Great Mother] // American journal of archaeology. 1911. № 15(3). P. 349-377.

6. Hughes-Brock H., Boardman J. Corpus der minoischen und mykenischen Siegel VI. Oxford, Ashmolean Museum. 2 parts [Corpus of Minoan and Mycenaean seals VI. Oxford. Ashmolean Museum. 2 parts]. Mainz, 2009. 348+712 c.

7. Karagiorga Th. Topysin Ks^aX^. The origins and meaning of the Gorgon in worship and art in the Archaic period [Gorgon's head. The origins and meaning of the Gorgon in worship and art in the Archaic period]. Athens, 1970. 158 c.

8. Krauskopf I. Gorgo, Gorgones [Gorgon, Gorgons] / Lexicon iconographicum mythologiae classicae, v. IV. Zürich & München, 1988. P. 285-330.

9. Mylonas G.E. Mycenae rich in gold [Mycenae rich in gold]. Athens, 1983. 269 c.

10. Payne H. Necrocorinthia. A study of Corinthian art in the Archaic period [Necrocorinthia. A study of Corinthian art in the Archaic period]. Oxford, 1931. 363 c+53 an.

11. Poursat J.-Cl. 1985. Iconographie minoenne: continuités et ruptures [Minoan iconography: continuities and breaks] / Darcque P., Poursat J.-Cl. (Eds.) L'Iconographie Minoenne. Actes de la Table Ronde d'Athènes (21-22 avril 1983) [Minoan iconography. Acts of a Round Table held in Athens, April 21-22, 1983]. Bulletin de correspondance Hellénique. Supplément. 1985. № 11. P. 51-57.

12. Rethemiotakis G. Minoan clay figures and figurines [Minoan clay figures and figurines]. Athens, 2001. 165 c.

13. Taylour W. The Mycenaeans [The Mycenaeans]. London, 1983. 180 c.

14. Wace A.J.B. Mycenae. An archaeological history and guide [Mycenae. An archaeological history and guide]. Princeton, 1949. 150 c.

15. Warren P.W. Knossos: stratigraphical museum excavations, 1978-1980. Part I [Knossos: strat-igraphical museum excavations, 1978-1980. Part I] // Archaeological Reports. 1980-1981. P. 73-92.

16. Weingarten J. Aspects of tradition and innovation in the work of the Zakro master [Aspects of tradition and innovation in the work of the Zakro master]. In: Darcque P., Poursat J.-Cl. (Eds.) L'Iconographie Minoenne. Actes de la Table Ronde d'Athènes (21-22 avril 1983) [Minoan iconography. Acts of a Round Table held in Athens, April 21-22, 1983]. Bulletin de Correspondance Hellénique. Supplément. 1985. № 11. P. 167-180.

17. Zolotnikova O. Zeus in early Greek mythology and religion. From prehistoric time until the Early Archaic period [Zeus in early Greek mythology and religion. From prehistoric time until the Early Archaic period]. British archaeological reports. International series. № 2492. Oxford, 2013. 218 c.

18. Zolotnikova O. A hideous monster or a beautiful maiden? Did the Western Greeks alter the concept of Gorgon? [A hideous monster or a beautiful maiden? Did the Western Greeks alter the concept of Gorgon?] / Reid H.L., Tanasi D. (Eds.) Philosopher kings and tragic heroes. Essays on images and ideas from Western Greece [Philosopher kings and tragic heroes. Essays on images and ideas from Western Greece]. Sioux City, 2016. P. 353-370.

Об авторе

Золотникова Ольга Альбертовна - кандидат исторических наук, преподаватель, Открытый Университет Кипра (Кипр), Греческий Открытый Университет (Греция), E-mail: [email protected] ([email protected]; [email protected])

Zolotnikova Olga Albertovna - Ph.D. (History), Tutor, Open University of Cyprus (Cyprus), Hellene Open University (Greece), E-mail: [email protected] ([email protected]; zolotnikova. о^а@ас .eap. gr)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.