Научная статья на тему 'Голосовые реакции рыбного филина Ketupa blakistoni'

Голосовые реакции рыбного филина Ketupa blakistoni Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
247
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Пукинский Юрий Болеславович

Второе издание. Первая публикация: Пукинский Ю.Б. 1974. Голосовые реакции рыбного филина (Ketupa blakistoni (Seeb.)) // Вестн. Ленингр. ун-та 3: 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Голосовые реакции рыбного филина Ketupa blakistoni»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 651: 818-822

Голосовые реакции рыбного филина Ketupa blakistoni

Ю. Б. Пукинский

Второе издание. Первая публикация в 1974*

Голосовые реакции рыбного филина, в частности подвида Ketupa blakistoni doerriesi (Seebohm, 1895), населяющего бассейн реки Бикин, изучены слабо. Лишь в немногих работах (Дементьев 1951; Шибнев 1963; и др.) приводятся транскрипции некоторых звуков, издаваемых этой птицей. Даже в целом для вида данный вопрос недостаточно выяснен. Так, в сводке по птицам мира Гроссмана и Гамлета (Grossman, Hamlet 1964) вскользь упоминается всего о двух звуках, издаваемых рыбным филином: низком глухом «who-hoo» и музыкальном протяжном «to-wee, to-wee». Али и Риплей (Ali, Ripley 1969) в своей фундаментальной работе о жизни птиц Индии и Пакистана приводят, не расшифровывая, транскрипцию лишь одного звука — «who-hoo». Сходно освещают затрагиваемый нами вопрос и большинство других авторов. Иными словами, должного раскрытия функциональной значимости и характера голосовых реакций рыбного филина в доступной нам литературе обнаружить не удалось. Указанное обстоятельство побудило нас обратить на этот вопрос специальное внимание.

Голосовые возможности рыбного филина, как и большинства сов, весьма ограничены, хотя и имеют в жизни данного вида немаловажное значение. Из звуков, издаваемых этой птицей, следует выделить две голосовые реакции. Каждая из них может иметь различные значения в зависимости от конкретной обстановки, т.е., пользуясь терминологией и классификацией звуковых реакций птиц, предложенной А.С.Мальчевским (1972), эти звуки должны быть отнесены к сигналам расширенного (ситуативного) значения.

Первый из этих сигналов, по всей видимости, является видовым призывным криком. Призывный крик самца может быть передан как глухое, но тем не менее хорошо слышимое в тихую погоду на расстоянии до полутора километров, постепенно затухающее слогосочетание — «хуу-гуууу». Издали этот звук воспринимается как глухое и протяжное «ыы-ыыы», причём ударение в каждом из слогов падает на первую его часть. По тону второй слог звучит много ниже первого. Общая продолжительность призывного крика самца около 3 с.

* Пукинский Ю.Б. 1974. Голосовые реакции рыбного филина (Ketupa blakistoni (Seeb.)) //Вестн. Ленингр. ун-та 3: 35-39.

Тоном ниже и несколько более протяжно, и в общем громче кричит самка. Её крик можно представить как слогосочетание «ыыы-хыы-гыыы-ыыы» и, соответственно, для голоса, воспринимаемого с более далёкого расстояния - как «ыыы-гыыыыы». Продолжительность этого крика около 4 с.

По звучанию призывные крики самца и самки рыбного филина близки к таковым, издаваемым обыкновенным филином Bubo bubo, но более громкие и протяжные.

Призывный крик рыбных филинов — это по существу перекличка птиц. Этим звуковым сигналом пользуются особи в возрасте примерно от 10-12 месяцев и старше в течение всего года. Помимо прямого своего назначения — информация о месте нахождения и призыва, в период образования пар этот же звуковой сигнал выполняет функцию брачного крика, выражающего призыв партнёра противоположного пола. Когда взрослая птица одинока, видовой призывный крик функционально становится песней.

Кроме песни-призывного крика, для рыбных филинов характерна совершенно своеобразная токовая песня. Она строго определённа и варьирует очень незначительно на протяжении всего периода токования как у одной определённой пары, так и при сравнении разных пар между собой. Токовой песнью рыбный филин в значительной степени отличается от обыкновенного филина, у которого песня представлена разнообразным сочетанием «уханья» и «хохота». Здесь, скорее, возможно провести аналогию с представителями рода неясытей Strix, для которых характерна вполне определённая токовая песня.

Основная особенность и своеобразие токовой песни рыбного филина заключается в том, что она строится исключительно на базе отдельных звуков видового призывного крика самца и самки. По существу, это песня-дуэт, звуки которой идут в строгой последовательности и повторяются через равные промежутки времени. Схематично эту песню можно изобразить следующим образом:

12 3 4

...(хуу) - (ыыы) - (гуууу) - (хыы-гыыыыыы)...

При этом первый и третий крики воспроизводятся самцом, второй и четвёртый — самкой. Тут же заметим, что первый и третий звуки песни есть ничто иное, как призывный крик самца (см. выше), второй и четвёртый — самки. Как редкое исключение нами наблюдались случаи, когда «запевалой» оказывалась самка. В этом варианте составляющие звуки перестраивались, и вся песня выглядела иначе:

2 1 4 3

... (ыыы) - (хуу) - (хыы-гыыыыыы) - (гуууу) ...

Во всех случаях продолжительность одной песни, всех её четырёх аккордов, оставалась постоянной и длилась около 8 с. Песня за песней

при активном токовании обычно следует с интервалами в 5-10 с.

В разгар тока (февраль-март) песню-дуэт рыбных филинов можно услышать почти в любое время суток. Однако наиболее активно птицы поют в вечерние и утренние сумеречные часы, когда их пение иногда длится часами. Даже в период спада тока размножающихся в данном сезоне пар (в мае) по вечерам (например, в промежутке между половиной восьмого и половиной девятого вечера) нам неоднократно приходилось слышать пение рыбного филина, длящееся до получаса подряд. В лунные ночи птицы часто активно кричат и в полночь.

Весной поют, как правило, взрослые особи. Птицы, не размножающиеся в данном сезоне, составляющие в подавляющем большинстве молодёжь прошлого года рождения, хотя уже и способны исполнять песню-дуэт, к регулярному токованию приступают не раньше мая. Их пение, более слабое и менее активное, можно слышать во все летне-осенние месяцы.

В заключение обсуждения песни-дуэта заметим, что явление слаженного пения одновременно двух птиц — вообще-то сравнительно редкое и не характерное для птиц. В указанной связи примечательно, что и для цейлонского рыбного филина Ketupa ceylonensis известно своеобразное парное токование взрослых птиц, которое также сопровождается песней-дуэтом (Legge 1880).

Обычно взрослые рыбные филины токуют непосредственно на гнездовом участке, усевшись часто не только на одно дерево, но и на общий сук. Эти излюбленные места занимаются ими изо дня в день. Привязанности токования к определённым участкам для молодых птиц, выведшихся в прошлом сезоне, установить не удалось.

Кричат рыбные филины едва приоткрыв клюв. Во время подачи первого звука призывного крика птица несколько приседает, ссутули-вается, видимо, от напряжения и незначительно склоняет голову книзу. При исполнении второй части крика, в формировании которого, видимо, немаловажная роль принадлежит расположенным в области шеи резонаторам, последние, значительно увеличиваясь в размерах, подтягиваются к горлу, отчего перья на этом месте начинают топорщиться. При этом раздувшееся горло, обнажив основания перьев, становится светлым, почти белым и хорошо заметно в сумерках на расстоянии. К этому светлому пятну, ярко выделяющемуся на фоне однотонной бурой окраски тела птицы, приковывается внимание ещё благодаря тому, что перья на этом участке в такт крику мелко вибрируют.

Вторая основная голосовая реакция рыбного филина - своеобразный громкий свист — служит, как нам кажется, для налаживания связи внутри выводка. По существу, это призывный крик птенцов, который странным образом сохраняется у данного вида на протяжении всей жизни. Он несёт на себе функцию оповещения о месте нахождения

особи. Им пользуются птенцы, находящиеся в дупле, и, очевидно, этот сигнал стимулирует подлёт родителей к гнезду; этот же сигнал подают и покинувшие гнездо слётки, чем облегчают их нахождение взрослыми птицами; с подобным свистом летают, выпрашивая корм у родителей, годовалые птенцы; свистят и взрослые птицы, подлетая с кормом к гнезду, разыскивая и подзывая к себе птенцов.

Подобный громкий и резкий свист из сов фауны Советского Союза издают разве что молодые полярные совы Nyctea scandiaca. Он с лёгкостью может быть имитирован человеком. По звучанию этот свист несколько напоминает протяжные тревожные крики скопы Pandion haliaetus или чёрного коршуна Milvus korschun, но много громче и чище их.

Наиболее громко и чисто свистит самка. В призывном свисте самца можно уловить некоторое дребезжание. Особенно «хрипло» самец свистит с вечера, когда испускаемый им сигнал заканчивается звуком, напоминающим всхлипывание. Транскрипция его голоса может быть представлена следующим образом: «тссссссссссс-уе». У птенцов этот звуковой сигнал полностью формируется уже в месячном возрасте, когда он из писка постепенно превращается в свист. Продолжительность призывного свиста птенцов и взрослых птиц от 2 до 4 с. Все птицы свистят широко раскрыв клюв. В период выкармливания птенцов, у гнезда или на местах кормёжки в часы активности птиц, свист слышится почти постоянно.

Особые голосовые реакции издаются рыбными филинами при тревоге. Незначительно обеспокоенная птица (например, при появлении под деревом с гнездом барсука или собаки) издаёт ориентировочный сигнал — звук «кхэ», который по звучанию напоминает кашель простуженного человека. При тревоге, переходящей в раздражение (например, при появлении в районе гнезда человека), птицами обычно издаётся глухое, но громкое «хуу» или «ыыы», чередующееся с «пощёлкиванием» клюва. Звуки «хуу» (издаваемые самцом) или «ыыы» (издаваемые самкой), практически не отличимы от первых слогов призывных криков этих птиц. В отдельных случаях, обеспокоенные у слётков, взрослые рыбные филины издают полные призывные крики. Однако слаженной песни-дуэта в описываемой ситуации нам отмечать не приходилось.

Птенцы при обнаружении опасности либо в ответ на тревожные сигналы родителей обычно залегают на дне дупла или замирают в неподвижных позах в виде столбиков, с плотно прижатым к телу оперением. При усилении опасности (например, при подходе к ним человека на два метра и ближе) они, как и большинство других сов, принимают характерную угрожающую позу, шипят и «щёлкают» клювом. Кстати, «щёлканье» у птенцов используется, помимо обороны, и при

агрессии (например, при раздорах между птенцами). При мелких ссорах птенцы издают тихий звук, который может быть передан как скороговорное слогосочетание «чив-чив-чив».

Из сопутствующих звуков, издаваемых рыбным филином, обращает на себя внимание шум, хорошо слышимый ночью за десятки метров, производимый маховыми при полёте птицы. Последним полёт рыбного филина в значительной степени отличается от такового, известного нам для большинства других настоящих сов. Причина этого кроется, безусловно, в относительной узости маховых перьев у этого вида, на что имеется указание в литературе (Воробьёв 1954; и др.).

Большинство голосовых реакций рыбного филина было записано на магнитофонную ленту непосредственно в естественных условиях, в чём нам была оказана большая помощь И.В.Ильинским. Записи хранятся в фонотеке на кафедре зоологии позвоночных Ленинградского университета.

Выводы

Голосовые реакции рыбного филина весьма разнообразны. Из них обращают на себя внимание два типа призывных сигналов и песня-дуэт. Последняя строго определённа и формируется на базе согласованных призывных криков самца и самки.

Литература Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.

Дементьев Г.П. 1951. Отряд совы Striges или Strigiformes // Птицы Советского

Союза. М., 1: 342-429. Мальчевский А.С. (1972) 2009. О разнообразии и классификации звуков, издаваемых птицами // Рус. орнитол. журн. 18 (500): 1267-1311. Шибнев Б.К. (1963) 2009. Наблюдения за рыбным филином Ketupa blakistoni в

Уссурийском крае // Рус. орнитол. журн. 18 (472): 481-482. Ali S., Ripley S.D. 1969. Handbook of the Birds of India and Pakistan. London, 3: 1325.

Grossman A., Hamlet J. 1964. Birds of Prey of the World. New York, 4: 1-495. Legge R.A. 1880. A History of the Birds of Ceylon. London: 1-1237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.