Научная статья на тему 'ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ'

ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
голографический подход / голография / академическая мобильность / адаптация / образовательный процесс / holographic approach / holography / academic mobility / adaptation / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Надежда Михайловна

В статье автор обращает внимание на необходимость оптимизации академической мобильности иностранных студентов через внедрение в педагогическую практику достаточно нового на сегодняшний день голографического подхода. Данный подход относится к инновационным подходам, внедрение которого, по мнению автора, станет инструментом в организации образовательного процесса, способным повысить эффективность социокультурной адаптации, что в итоге повлияет на академическую мобильность студентов. Целью исследования является обоснование сути и содержания голографического подхода, выявление его основных компонентов. Новизна исследования обоснована возможностью применения голографического подхода в процессе познания африканскими студентами российской истории, культуры, особенностей образования, быта. Применение голографического подхода способствовало повышению качества знаний и информированности обучающихся о российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLOGRAPHIC APPROACH AS A FACTOR OPTIMIZING ACADEMIC MOBILITY OF AFRICAN STUDENTS TO RUSSIAN UNIVERSITIES

In the article, the author draws attention to the need to optimize the academic mobility of foreign students through the introduction into teaching practice of a rather new, for today, holographic approach. This approach refers to innovative approaches, the essence of which, according to the author, serves as a tool in organizing the educational process that can increase the effi ciency of the level of academic mobility, the quality of knowledge and the awareness of foreign students about Russian reality, culture and history. The purpose of the study is to substantiate the essence and content of the holographic approach, to identify its main components. The novelty of the research is justifi ed by the possibility of using a holographic approach in the process of African students’ knowledge of Russian history, culture, educational features, and everyday life. The use of the holographic approach contributed to improving the quality of knowledge and awareness of students about the Russian reality.

Текст научной работы на тему «ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ»

УДК /UDC 378.14

DOI10.54509/22203036_2024_2_154 EDN ALTPDM

Романенко Надежда Михайловна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва

Romanenko Nadezhda M.

Doctor of Pedagogy Sciences, Full Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow

ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ

HOLOGRAPHIC APPROACH AS A FACTOR OPTIMIZING ACADEMIC MOBILITY OF AFRICAN STUDENTS TO RUSSIAN UNIVERSITIES

Аннотация. В статье автор обращает внимание на необходимость оптимизации академической мобильности иностранных студентов через внедрение в педагогическую практику достаточно нового на сегодняшний день голографического подхода. Данный подход относится к инновационным подходам, внедрение которого, по мнению автора, станет инструментом в организации образовательного процесса, способным повысить эффективность социокультурной адаптации, что в итоге повлияет на академическую мобильность студентов. Целью исследования является обоснование сути и содержания голографического подхода, выявление его основных компонентов. Новизна исследования обоснована возможностью применения голо-графического подхода в процессе познания африканскими студентами российской истории, культуры, особенностей образования, быта. Применение голографического подхода способствовало повышению качества знаний и информированности обучающихся о российской действительности.

Abstract. In the article, the author draws attention to the need to optimize the academic mobility of foreign students through the introduction into teaching practice of a rather new, for today, holographic approach. This approach refers to innovative approaches, the essence of which, according to the author, serves as a tool in organizing the educational process that can increase the efficiency of the level of academic mobility, the quality of knowledge and the awareness of foreign students about Russian reality, culture and history. The purpose of the study is to

substantiate the essence and content of the holographic approach, to identify its main components. The novelty of the research is justified by the possibility of using a holographic approach in the process of African students' knowledge of Russian history, culture, educational features, and everyday life. The use of the holographic approach contributed to improving the quality of knowledge and awareness of students about the Russian reality.

Ключевые слова: голографический подход, голография, академическая мобильность, адаптация, образовательный процесс.

Keywords: holographic approach, holography, academic mobility, adaptation, educational process.

Введение

Обращение к проблеме академической мобильности африканских студентов связано с новой образовательной политикой России.

В условиях отказа от Болонской системы, которая просуществовала в России более 20 лет, сфера высшего образования оказалась на пороге больших перемен. Одним из важных изменений стал факт выхода в мае 2023 года Указа Президента РФ № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [9], где Россия предприняла шаги по упразднению Болонской системы, в ходе которого был запущен пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования в шести российских вузах.

Другим важным событием в области образования в связи с западными санкциями стала смена европейского вектора РФ на Азиатско-Тихоокеанский регион и Глобальный Юг. Страны Глобального Юга, многие из которых расположены на Африканском континенте, ориентированы на многостороннее сотрудничество с РФ, одним из важных аспектов которого стало образование и оптимизация академической мобильности между странами. Данное утверждение доказывается тем, что в июле 2023 года в Санкт-Петербурге прошел II саммит «Россия - Африка», на котором состоялась деловая встреча между делегациями обеих стран. Было отмечено, что в целом за годы сотрудничества, включая советский период, 2000 камерунских специалистов получили образование в России [10], что является недостаточным в свете высокой потребности стран Африки в специалистах разного профиля.

Необходимость оптимизации академической мобильности африканских студентов в российские вузы обусловлена тем, что Россия становится активным игроком в ряду стран-экспортеров образования, демонстрируя в последние годы рост по количеству привлеченных иностранных студентов. Актуализирует данный вопрос, прошедший в июле 2023 года в Санкт-Петербурге II саммит «Россия - Африка», где одним из важнейших аспектов сотрудничества между Россией и странами Глобального Юга стало сотрудничество в сфере образования, в частности подготовка африканских специалистов в российских вузах в рамках академической мобильности.

Одним из барьеров повышения академической мобильности иностранцев в российские вузы стал низкий уровень социокультурной адаптации прибывших обучающихся. Известно, что «африканские и российские студенты являются генетически разными социальными образованиями по менталитету и традициям, культуре и истории, что создает проблему приспособления африканцев к условиям российского общества» [5, с. 88-93]. Согласно многочисленным научным публикациям, ввиду разности культур, студенты из разных африканских стран подтверждают наличие многочисленных проблем адаптации: к жизни в России, русскому языку, новой системе образования, пониманию истории и культуры, ментальности русского народа и т.д.

Международное сотрудничество российско-африканского союза приобрело особое значение в связи с реализацией национального проекта «Образование» до 2025 года, который предполагает двукратное увеличение численности иностранных студентов в российских вузах. Основным условием эффективного продвижения стран-экспортеров на мировом рынке в области

образования становится подготовка иностранных абитуриентов, успешно адаптированных к академической среде вуза, к современной действительности страны пребывания.

Методология

Известно, что социокультурная адаптация иностранных студентов предполагает два уровня проблем -переход к российской системе вуза и приспособление к новым образовательным традициям и правилам, отражающим национально-культурную, социокультурную специфику россиян. Наравне с этим адаптация включает и последовательное приспособление прибывшего иностранного студента к новой студенческой среде, администрации факультета, вуза, нормам общежития. Решить проблему социокультурной адаптации иностранных студентов можно внедрением новых подходов и технологий.

Современные инновационные подходы представляют собой целый комплекс приемов, способных повысить качество образования иностранных студентов, а значит, их удовлетворенность в учебе и социальной адаптации, что формирует чувства уверенности и симпатии к новой среде. Среди подходов, решающих эти задачи, можно выделить относительно новый подход в педагогической науке - голографический, представляющий собой инструмент образовательного процесса, способный значительно повысить эффективность преподавания и качество усвояемых знаний студентами. В отличие от комплексного подхода - его методология представлена в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова, Б. Г. Ананьева как целостное изучение личности на всех этапах жизненного пути, голографический подход относится к ряду гуманитарных подходов в ряду личностно-деятельностного, толерантного, межкультурного, этнокультурного, гуманистического и других подходов и рассматривается как «объективный способ педагогической оценки личности, как отображение, проекция, позволяющая получать педагогический результат более объемным, многогранным, многомерным» [4, с. 120-135].

Термин «голография» от греч. Ыов «весь, полный» и дгарИо «пишу», т.е. «полное, подробное описание чего-нибудь» [7, с. 136]. Голографический подход в педагогике, с этой точки зрения, как отмечают ученые (М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко), представляет собой «многогранное, многомерное, объемное» восприятие педагогом обучающегося в образовательном процессе в целом [2, с. 88]. Другими словами, голографический подход, используемый педагогами, обеспечивает возможность не только целостно,

всеобъемлюще посмотреть на процесс преподавания и усвоение знаний, но и всесторонне изучить самого обучающегося с разных сторон и разных векторов его развития.

Впервые понятие «голография» использовал в онтопсихологии Антонио Менегетти [6]. Он раскрывает понятие «голографическое сознание», отмечая, что «каждая индивидуальность - это точка соединения многочисленных векторов движения. Личность рождается от взаимного равновесия, которое устанавливается на пересечении этих векторов...». Именно Менегетти предпринял попытку применить голографи-ческий подход в образовании, рассматривая его как систему способов, технологий, направленных на «объемное, многомерное восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта. Наравне с этим А. Менегетти вводит понятие «голографическая ситуация» как подход к учащемуся как индивиду, уникальной личности, когда он весь на виду, целостен, полностью отдается каждому действию [6].

Вслед за Менегетти отечественный педагог А. С. Белкин в конце 90-х годов ХХ в. развивает идею витагенного образования и голографического подхода в образовании. Среди причин витагенного образования и нового подхода автор называет противоречие между укоренившейся в педагогической науке концепцией педагогического взаимодействия, основанного на сотрудничестве субъект-субъектных отношениях участников процесса, и реальной действительностью. Учителя выступают в качестве гносеоносителей, коммуникаторов и трансляторов знания, а обучающиеся -это реципиенты и ретрансляторы, то есть воспринимают и воспроизводят полученные знания в той или иной степени адекватности. В этом случае сотрудничество представляется усеченным, так как оно не предполагает субъектную позицию учащихся в образовательном процессе [1, с. 25-29].

Ряд ученых предлагает свой ряд составляющих механизмов голографического подхода, который используется в процессе обучения. Так, М. Е. Вайндорф-Сысоева предлагает комплекс проекций, используемых в педагогической практике. Первая проекция - витаген-ная (« жизненный опыт учащихся» в терминах витагенной педагогики). Процесс обучения опирается на уже имеющийся опыт учащихся и может активно использоваться педагогом при изложении нового знания. Вторая, дидактическая проекция - это научная информация, идущая от учителя, использующего выявленную витагенную информацию учащихся. Конструирующая проекция -это информация, идущая от любого дополнительного источника: опыт других, Интернет, книга, электронные

источники, цифровые образовательные платформы, СМИ и масс-медиа, произведения искусства, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки и прочее, что в совокупности создает целостную голографическую картину знания [3, с. 33-35].

Исследователь Т. А. Тюнникова предлагает похожий набор проекций, составляющих суть и содержание голографического подхода: «витогенная проекция как опытная информация, востребованная учителем для подготовки к изложению нового материала; сте-реопроекция - информация, идущая от учителя, основанная на витогенном опыте учащихся» [8, с. 329-331]. Но, в отличие от предыдущей информации, данной М. Е. Вайндорф-Сысоевой, Т. А. Тюнникова добавляет еще одну составляющую, еще один компонент голо-графического подхода - это информация, которую учащиеся черпают в любых дополнительных источниках: электронных книгах, СМИ, научных данных, а также при посещении музеев, иных институтов культуры и т.д.

Результаты

Как пример использования голографического подхода можно привести работу с африканскими студентами в рамках усиления их академической мобильности в российских вузах через повышение уровня социокультурной адаптации.

Африканские студенты, получив российский диплом, легко находят себе работу на родине. Поэтому стремление к успешной социокультурной адаптации является главной базой успешного обучения и получения в дальнейшем российского диплома. Социокультурную адаптацию иностранных студентов, в том числе африканских, мы понимаем как сложный многовекторный процесс взаимодействия студента с российской действительностью, в ходе которого студенты, приобретая и познавая особенности русской культуры, истории, языка, ценностей, специфические этнические и психологические особенности россиян, в дальнейшем способны преодолевать культурные, психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения. Голографический подход к социокультурной адаптации африканских студентов в процессе обучения формирует у них гибкое вариативное мышление, которое обладает принципами целостности, многогранности, визуальности и голографичности. Данный тип мышления способен настроить модель мышления иностранного студента в соответствии с внешними каналами восприятия российской действительности.

Иностранные студенты учатся в большей степени визуально, воспринимая российскую культуру, отлич-

ную от своей, аудиально, развивая при этом свою интуицию и гармонично впитывая информацию в области истории, искусства, культуры, образования. Из нашей практики известно, что определенная часть африканских студентов достаточно тяжело адаптируется к российской действительности, к новым условиям, что прослеживается в ответах на поставленные вопросы.

В 2023 году нами было опрошено 153 африканских студента РУДН им. Патриса Лумумбы из Камеруна и стран Магриба: Марокко, Алжира, Туниса. На вопрос «Удалось ли Вам преодолеть возникнувшие трудности в процессе жизни и учебы в России?» мы получили следующие ответы. Из 153 студентов - 98 студента 2-го курса (начало семестра) ответили положительно, что составило 64%; 38 человек сказали, что иногда испытывают трудности, особенно выделяя академическую учебу в университете, требования и правила российской системы образования, общения в общежитии и в социуме, что составило 24,8%; оставшиеся 17 человек отметили, что в течение всего учебного года 2021/22 г. так и не смогли адаптироваться к жизни и учебе в университете, что составило 11,2 %. Безусловно, опрос демонстрирует, что больше половины студентов адаптировалось к новым условиям. Однако до 100-процентного результата еще далеко и нужно стремиться к лучшим показателям и результатам.

Еще примеры. 1,2% респондентов рассказали, что никак не могут справиться с основными трудностями, отмечая разницу в культурах, системах образования и даже в адаптации к климату. При этом они отмечали, что главной причиной адаптационных трудностей стало то, что до приезда в Россию студенты имели недоста-

точную информацию о стране, людях, особенностях общения и т.д.

Одним из путей повышения уровня социокультурной адаптации африканских студентов может служить знакомство с Россией, ее традициями и действительностью через проекты и курсы, информирующие будущих студентов обо всем многообразии чужой и далекой, но очень привлекательной страны. Желательно, чтобы такие курсы внедрялись до того, как африканский студент прибудет в Россию, на стадии выбора страны и посещения курсов русского языка, т.е. на стадии пред-выездной адаптации. Безусловно, такой курс будет полезен и на уровне начальных курсов, так как откладывание возникающих проблем с адаптацией будет способствовать их увеличению, как снежному кому.

Одним из условий, способствующих адаптации студентов к социокультурным условиям, могут стать краткие или продолжительные каникулы в Россию с целью ознакомления со страной. Но, ввиду того, что не все африканские студенты, ориентированные на дальнейшее продолжение обучения в российских вузах, имеют возможность приехать и воочию познакомиться с Россией, традициями, историей, культурой, особенностями российской системы образования, эффективным может быть курс «Россия вчера, сегодня, завтра», включающий материалы об особенностях русской реальности, истории, искусства, культуры. Данный курс представляет собой комплекс занятий, рассчитанный на 36 часов с презентациями и голографиче-скими проекциями в формате трехмерного изображения целого ряда российских городов со своей историей, достопримечательностями, разновекторными путешествиями по стране (табл. 1).

Таблица 1

№ Тематика Формы и методы обучения

1 Основные вехи истории России от правления династии Рюриковичей до наших дней Онлайн-посещения музеев, знакомство с электронными книгами, голографические выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

2 Великие люди России. 100 великих людей, изменивших мир: князь Владимир Святославович (ок. 952-1015) -креститель Древней Руси, князь Иван III Васильевич (14401505) - объединитель земель русских, Петр I (1672-1725) -«Чего я хочу, то должно быть», Екатерина II (1729-1796) -просвещенная монархиня, Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - солнце русской поэзии, Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - защитник бедных людей и др. Презентация, фотовернисаж, онлайн-альбомы, голографический музей и выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

3 300 лет российской науке. Выдающиеся российские ученые и их открытия Презентация, фотовернисаж, онлайн-альбомы, голографический музей и выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

Тематика занятий (лекции и семинары) по курсу «Россия вчера, сегодня, завтра»

Окончание таблицы 1

№ Тематика Формы и методы обучения

4 10 российских спортсменов, которые потрясли мир своими достижениями и вошли в историю как непобежденные Презентация, фотовернисаж, онлайн-альбомы, голографический музей и выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

5 Основные особенности российской системы образования. Понятие, особенности и структура образовательной системы России Презентация, фотовернисаж, онлайн-альбомы, голографический музей и выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

6 Культура, искусство и традиции России: музыкальное и танцевальное искусство, традиции и культура многонационального российского народа Презентация, фотовернисаж, онлайн-альбомы, голографический музей и выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

7 Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна Презентация, фотовернисаж, онлайн-альбомы, голографический музей и выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

8 Главные достопримечательности России и главные города, которые стоит посетить: куда съездить и что посмотреть -обзор Презентация, фотовернисаж, онлайн-альбомы, голографический музей и выставки, метод голографии, интерактивная беседа, диалоговые методы, методы визуализации

Задача курса - ближе познакомить африканских студентов с Россией,увлекательно, аудиовизуально информировать о настоящим и прошлом страны. Данный курс - это проект кафедры педагогики и психологии МГИМО МИД России, разработанный профессором Н. М. Романенко и аспирантом 1-го курса очного обучения из Камеруна - Кевином Фабрис Йонби. Внедрение проекта осуществляется в университете Дуалы (иО!а) - государственное некоммерческое учебное заведение Камеруна. Ша располагается в городе Дуала, студенты которого предполагают в будущем продолжить учебу в российских вузах. Курсы русского языка, организованные в университете Дуалы в 2020/21 году, насчитывали более 100 человек, имеющих разный уровень подготовки. По окончании курсов русского языка многие студенты становились слушателями авторского курса о России, который преподается в онлайн- и офлайн-формате и к которому одновременно может присоединиться любое количество желающих. Материалы включают голографический занимательный материал, где идет рассказ о русской культуре, истории, кулинарии и путешествиях, интересных людях, выставках в голографическом формате.

В последнее время в поисках новых форм, цветов и фактур российские инженеры проявляют изобретательность и часто находят необычные решения, используя новые краски, материалы и технологии. Голографические технологии и изображения российских городов, достопримечательностей дают иностранным студентам шанс прикоснуться к русскому искусству, истории, культуре через новые впечатляющие изобразительные инструменты и инновационные технологии.

В ходе познания русской культуры через голографический подход - голографическое визуальное изо-

бражение с многоаспектным характером истории российского государства, - иностранные студенты отмечают, что голографическое изображение оказывает на них чарующую магию фантастических свойств трехмерных фигур шедевров государственного Эрмитажа.

Влияние голографического подхода на сознание, воображение и познание африканских студентов оказалось значимым. Аспирант из Камеруна со своими африканскими друзьями из РУДН в феврале 2022 года самостоятельно посетил готический зал усадьбы Салтыковых-Чертковых в Санкт-Петербурге, где демонстрировалась выставка голографических световых инсталляций достопримечательностей города на Неве. Авторами выставки выступил Университет ИТМО Санкт-Петербурга совместно с Греческим институтом голографии. Выставка произвела неизгладимое впечатление на Кевина Фабриса и его друзей, которые выразили желание показать такую выставку другим африканским студентам. Незабываемое впечатление на студентов произвел музей Оптики ИТМО Санкт-Петербурга, где они наблюдали то, как развивалась русская, российская фотография и как выглядели фотоаппараты со времен их изобретения до современных моделей.

Следующей выставкой, которую посетили африканские студенты, стала выставка, организованная волгоградским краеведческом музеем «Выставка достижений мировой голографии», на которой были представлены более 30 голограмм портретов известных людей России, экспонатов музеев, религиозных принадлежностей. И эта выставка не оставила равнодушными иностранных студентов. Студенты из Африки узнали, что самая давняя голографическая работа была выполнена еще советскими учеными. Они первыми изобрели голографическую технологию, и она является наибо-

лее качественной. Сейчас уже американские ученые изобрели аналогичные голограммы, но качество у них не такое хорошее, как у самых первых советских работ.

Все вышеизложенное подвело нас к выводу о том, что многостороннее, разноплановое знакомство с российской историей и культурой будет способствовать, с одной стороны, повышению академической мобильности иностранных студентов в российских вузах, с другой - будет содействовать лучшей адаптации африканских студентов к российской действительности.

Заключение

Результаты исследования социокультурной адаптации иностранных студентов к российской действительности через внедрение голографического подхода и представленные выводы расширяют научное знание о методологии голографического подхода, введенного в педагогическую практику по улучшению социокультурной адаптации африканских студентов в российских вузах.

Предложенный курс «Россия вчера, сегодня, завтра» стал эффективным инструментом социокультурной адаптации, что в перспективе поможет улучшить понимание иностранными студентами российской действительности, что, в свою очередь, повысит уровень академической мобильности в российских вузах. В статье обоснована возможность распространения голо-графического подхода в теории и практике профессиональной подготовки иностранных студентов и в образовательной практике вузов, принимающих студентов из-за рубежа.

Перспективность исследования связана с дальнейшей разработкой голографического подхода, более глубокого изучения его сути и содержания, возможно новой структуризации, направленных на успешную профессиональную подготовку иностранных студентов.

Литература

1. Белкин А. С., Свинина Н. Г. Витагенный опыт и витагенный принцип категории педагогической антропологии // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 25-29.

2. Вайндорф-Сысоева М. Е. В12 Педагогика : учеб. пособие для СПО и прикладного бакалавриата, 3-е изд., перераб. и доп. / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. М. : Издательство Юрайт, 2014. 197 с.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Теоретические подходы к проектированию информационной образовательной среды технологического образованиям : монография / под общ. ред. М. Л. Субочевой, М. Е. Вайндорф-Сысоевой. М. : «Спутник+», 2018. 207 с.

4. Князева В. В. Современный учебник: голографический подход // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. № 1 (43). 2006. С. 120-135.

5. Камара И., Ракачев В. Н. Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом // Южнороссийский журнал социальных наук. 2018. № 2 (16). С. 88-93.

6. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. М. : БФ «Онтопсихология», 2010. 366 с.

7. Ожегов С. И., Щведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.

8. Тюнникова Т. А. Метод голографических проекций // Новое слово в науке: перспективы развития. № 1-1 (7). 2016. С. 329-331.

9. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования : указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005. (дата обращения: 20.02.2024).

10. Sommet R.-A. Discours et Rencontre Paul BIYA Vladimir Poutine [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=5sk36iYUC1g (дата обращения: 20.02.2024).

References

1. Belkin A. S., Svinina N. G. Vitagennyj opyt i vitagennyj princip kat-egorii pedagogicheskoj antropologii [Vitagenic experience and vitagenic principle of the category of pedagogical anthropology]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2007, no. 1, pp. 25-29. (In Russian).

2. Vajndorf-Sysoeva M. E. V12 Pedagogika : ucheb. posobie dlja SPO i prikladnogo bakalavriata [B12 Pedagogy: studies. handbook for vocational education and applied Bachelor's degree]. Moscow, 2014, 197 p. (In Russian).

3. Vajndorf-Sysoeva M. E. Teoreticheskie podhody k proektirovaniju informacionnoj obrazovatel'noj sredy tehnologicheskogo obrazo-vanijam. Monografija [Theoretical approaches to the design of the information educational environment of technological education. Monograph]. Ed. M. L. Subocheva, M. E. Vajndorf-Sysoeva, Moscow, 2018, 207 p. (In Russian).

4. Knjazeva V. V. Sovremennyj uchebnik: golograficheskij podhod [A modern textbook: a holographic approach]. Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 1 (43), 2006, pp. 120-135. (In Russian).

5. Kamara I., Rakachev V. N. Afrikanskie studenty v Rossii: osoben-nosti social'noj adaptacii i vzaimootnoshenija s prinimajushhim obshhestvom [African students in Russia: features of social adaptation and relationships with the host society]. Juzhnorossijskij zhurnal social'nyh nauk, 2018, no. 2 (16), pp. 88-93. (In Russian).

6. Menegetti A. Ontopsihologicheskaja pedagogika [Ontopsycho-logical pedagogy]. Moscow, 2010, 366 p. (In Russian).

7. Ozhegov S. I., Shhvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80000 slov [Explanatory dictionary of the Russian Language: 80000 words]. Moscow, 1999. 944 p. (In Russian).

8. Tjunnikova T. A. Metod golograficheskih proekcij [The method of holographic projections]. Novoe slovo v nauke: perspektivy raz-vitija, no. 1-1 (7), 2016, pp. 329-331. (In Russian).

9. O nekotoryh voprosah sovershenstvovanija sistemy vysshego obrazovanija. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.05.2023 No. 343 [On some issues of improving the higher education system. Decree of the President of the Russian Federation No. 343 dated 12 May 2023]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202305120005 (accessed 20.02.2024). (In Russian).

10. Sommet R.-A. Discours et Rencontre Paul BIYA Vladimir Poutine. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5sk36iYUC1g (accessed 20.02.2024). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.