Научная статья на тему 'Голод первой половины 1920-х годов в советской историографической традиции'

Голод первой половины 1920-х годов в советской историографической традиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
611
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ДЕРЕВНЯ / COUNTRY / КРЕСТЬЯНЕ / PEASANTS / ЗАСУХА / DROUGHT / FOOD-STAFF TAXATION / ГОЛОД / FAMINE / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Вячеслав Александрович

В статье рассматривается историография голода первой половины 1920-х годов в России с эпицентром в Поволжье. Анализируются ключевые работы советских историков, заложивших и развивших традицию освещения и интерпретации этого трагического события, затем еще дважды повторившегося в истории советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The famine of early 1920s in the Soviet historiography tradition

The paper deals with the historiography concerning the famine in Russia in 1920s, Povoljhie being its epicentre. A mumber of key papers of soviet historians who laid the foundation of the investigation tradition of this tragic event, which reoccurred again later twice in the history of the Soviet State, have been considered.

Текст научной работы на тему «Голод первой половины 1920-х годов в советской историографической традиции»

В.А. Поляков

ГОЛОД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-х гг. В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

В статье рассматривается историография голода первой половины 1920-х годов в России с эпицентром в Поволжье. Анализируются ключевые работы советских историков, заложивших и развивших традицию освещения и интерпретации этого трагического события, затем еще дважды повторившегося в истории советского государства.

Ключевые слова: историография, методология, деревня, крестьяне, засуха, продовольственный налог, голод.

Проблема голода в российской истории ХХ в. ввиду мероприятий, инициируемых в последнее время президентом Украины, приобрела особую актуальность не только в научном сообществе, но стала широко обсуждаемой в средствах массовой информации. «Попытка Ющенко представить голод 1932-1933 гг. как "голодомор" украинцев со стороны "москалей"»1 требует строгой научности и объективности в оценке этой народной трагедии. Ведь в истории СССР массовый голод был трижды, но до сих не названы виновные, нет и памятников многомиллионным жертвам. Ибо советская историография трехкратную трагедию голода замалчивала. Вариантов было два. Первый реализовался запретом на информацию о голоде в первой половине 1930-х и второй половине 1940-х годов, что сохранялось вплоть до начала 1990-х2. Второй вариант относился к первому голодному мору, начавшемуся вслед за большевистским переворотом и продолжавшему до середины 1920-х годов. В этом случае факт голода не скрывался, зато фальшью стала интерпретация всего, что его обусловило, сопровождало и стало его последствиями.

© Поляков В.А., 2009

Уже во время голода широким народным массам в немалых тиражах стали навязываться взгляды партии большевиков. Ее «видные деятели» и положили начало советской историографической традиции рядом небольших, пропагандистского толка брошюр, содержащих речи, выступления, доклады и беседы. Они были далеки от науки и сводили причины голода к деятельности царского и Временного правительств, к «проискам международного империализма», к отсутствию дождей и иным домыслам ради сокрытия своей вины.

Одним из первых с таким «почином», но с повторами из речи Л.Д. Троцкого3, выступил Е. Ярославский, который на им самим поставленный вопрос «Почему у нас в России голод?» дал следующий ответ: «Веками в России правили цари, их слуги, бояре, помещики, а потом народились капиталисты, банкиры, фабриканты и заводчики. Царь со всем своим штатом, со всеми приближенными был ставленником этих господ, творил их волю. Сам "помазанник божий" был в то же самое время и всероссийским кабатчиком, который полмиллиарда пудов хлеба сжигал в винокуренных заводах только для того, чтобы дурманить народ, лишить его воли, принизить его ум, не дать ему возможности развиваться, и выколачивал у него добро его за водку, за спирт. Капиталист, маклак, торговец хлебом, помещик скупал миллионы пудов хлеба и отправлял их за границу, отправлял их не голодным, не раздавал тем, кто нуждается, а отправлял, чтобы нажить капитал, чтобы пировать...»4

Из двух брошюр В. Антонова-Овсеенко первая обращает на себя внимание уже потому, что автор приводит хотя бы отдельные данные о численности голодающих и смертности населения в отдельных местностях Поволжья5.

А вот вторая, содержащая его выступление перед представителями голодающих губерний в июле 1922 г., однотипна с брошюрой Е. Ярославского. Причиной голода в ней называется «мировой капитал - взрастивший для нас жестокую беду», который якобы «подорвал наши силы, изнурил наше хозяйство. Своего верного союзника - голод вызвал он против нас». Но тут же, в противоречие с этими заявлениями, в подзаголовке «Помощь буржуазной заграницы» он признает: «Конечно, нам много помогли и заграничные буржуазные организации... К первому июня одних советских столовых было открыто в голодных губерниях свыше 7 000, а столовых заграничных организаций до 9 500»6.

Историк-марксист М.Н. Покровский в статье «Советская глава нашей истории» заострил внимание на «социальных причинах»: «Мы по старой привычке все больше считаемся со стихийными, природными силами, и, конечно, считаться с ними нужно,

но забывать социальные причины отнюдь не следует. Засуха, конечно, засухой, но без помощи Колчака, Деникина и Врангеля до каннибализма засухе все же довести дело не удалось бы»7. Так главными виновниками голода были «назначены» ненавистные большевикам белые генералы. Хотя тому, кто имел желание вдуматься в «социальные причины», должно было стать очевидным: главной-то как раз был военный коммунизм.

«Краткий курс истории ВКП(б)» правду о том страшном бедствии скрыл за двумя фразами, сводящими его главную причину к «неурожаю» как природному катаклизму, с каким партия большевиков якобы успешно справилась по решению своего XI съезда8.

В 1963 г., во время хрущевской «оттепели», В.П. Данилов, опираясь на материалы переписи 1926 г., число погибших в период первого голода 1921-1922 гг. уточнил в сторону увеличения до 5 200 тыс.9 Пятью годами позже он же, будучи руководителем группы по истории советского крестьянства Института истории АН СССР, эти данные повторил вновь10. Но это уточнение осталось всего лишь единичным исключением в советской историографии, которая продолжала следовать «Краткому курсу истории ВКП(б)».

В 1975 г. увидела свет 120-страничная книжка Ю.А. Полякова «1921-й: победа над голодом»11. Несмотря на небольшой объем, по своему названию и структуре она была заявкой на всестороннее исследование общенародной трагедии в условиях, когда, как заявил автор в своей более ранней книге о переходе к нэпу, «Коммунистическая партия отбросила прочь вериги культа личности, препятствовавшие развитию исторической науки»12.

Однако с первой главы Ю.А. Поляков, возложив ответственность за трагедию на «мировой империализм», ни на йоту не отошел от старой большевистской трактовки. А во второй главе уже самим названием «Засуха, неурожай, голод» выстроил причинно-следственную цепочку, где исходным и основным звеном стал природный катаклизм. Но, навязывая этот довод читателям путем ссылок на устрашающие майские метеосводки из газеты «Правда», автор проигнорировал ленинский прогноз, что «урожай в этом году, по-видимому, во многих местах будет сносный»13, сделанный им на Х конференции РКП(б) 27 мая 1921 г. Еще убедительнее слов вождя звучит июльское интервью заместителя наркома земледелия И.А. Теодоровича, заявившего сотруднику РОСТА: «Значительно лучше обстоит дело с яровыми благодаря последним выпавшим дождям. Состояние картофеля во всей республике хорошее»14. Хотя, конечно, куда более важны данные метеорологических наблюдений, свидетельствовавшие, что средние показатели температуры весны

и лета 1921 г. были ниже 1920-го, который уступил 1921-му и по количеству выпавших осадков15. Выпадение дождей подтверждалось и сообщениями с мест в партийно-советские инстанции16.

Уделив значительное место подсчетам численности голодавшего населения и образной фразой сказав о десятках и сотнях тысяч человек, «вычеркнутых голодом и эпидемиями из списков живых», общее количество погибших Ю.А. Поляков свел к значительно усеченной цифре - «около 1 миллиона крестьян». Общий же вывод, если его сравнивать с книгой о переходе к нэпу, изменений не претерпел: «Вопрос о причинах неурожая и голода в 1921-1922 годах был раскрыт в выступлениях В.И. Ленина, в партийных и государственных документах»17.

Особого внимания заслуживают главы «Серп и молот побеждают голод» и «Десять сытых кормят одного голодного». В них -пафосное описание заботливости партии большевиков о голодающих народных массах. И лозунг, вынесенный в заглавие шестой главы, действительно партией выдвигался. Только произошло это впервые не 4 ноября 1921 г., как утверждает Ю.А. Поляков, а еще зимой 1921 г. Такое «перемещение во времени», видимо, понадобилось автору для того, чтобы с мнимой засухой увязать голод, который в действительности стал охватывать страну задолго до лета 1921 г.

Еще в середине февраля ЦК РКП(б) направил партийным организациям всех уровней циркуляр за подписями секретаря ЦК В.М. Молотова и заместителя заведующего Агитационно-пропагандистским отделом Я. Яковлева. В нем говорилось: «Голод на Волге усиливается. Голодает до 13 млн человек, десятая часть всего населения Республики. До настоящего времени помощь еще мала или случайна, в ней еще преобладают формы частной благотворительности, продуктовая помощь значительно уступает денежной». Далее, в прямой связи с подготовкой к «великой посевной» и грядущим переходом от продразверстки к натуральному налогу, заявлялось: «В настоящий момент в связи с окончанием в марте подготовительных работ к сельскохозяйственной кампании - ЦК выдвигает задачу борьбы с голодом как боевую массовую политическую и деловую кампанию. В ней должны принять участие все без исключения члены партии, причем ответственность за ход кампании возлагается целиком на Облбюро, Губкомы и Уко-мы». Вслед за этим разъяснялось, что «помощь голодающим только тогда даст необходимые результаты, когда она превратится в постоянную, систематическую революционную деловую работу». И предлагались следующие мероприятия: «Основной лозунг, данный партией: "Десять обеспеченных кормят одного голодного", должен быть осуществлен во что бы то ни стало. Перед партией

стоит задача добиться того, чтобы рабочий отчислял добровольно 3 фунта в месяц; чтобы каждые 30 рабочих и служащих усыновили одного ребенка; каждый крестьянин должен дать голодному не меньше 3 фунтов хлеба в месяц; каждые 10 дворов должны принять на свое содержание 1 ребенка». Завершался циркуляр по партийному стандартно - объявлением даты начала кампании с 15 марта через «фундаментальную проверку помощи» и началом «двухнедельника», выявляющего «все недостатки»18.

Ю.А. Поляков, акцентируя внимание на деятельности с «18 июля 1921 г. Центральной комиссии помощи голодающим (ЦК Помгол)» во главе с М.И. Калининым, не углубляется в историю «Комиссии ВЦИК по оказанию помощи сельскому населению, пострадавшему от неурожая в Рязанской, Калужской, Орловской, Тульской и Царицынской губерниях», которая опять же под руководством М.И. Калинина существовала с 17 февраля по 23 июня 1921 г. Между тем неудача ее деятельности показательна: она стала результатом чисто декларативной формы помощи в виде заявления об уменьшении размеров продовольственной разверстки для централизованного фонда Наркомата продовольствия в тех районах, какие получали статус голодающих, что реально не вело к улучшению положения населения, уже ничего не имевшего.

В главе «Собрать продналог!» зримо проявляется противоречие авторских построений. С одной стороны, «засуха, неурожай, голод» (казалось бы, и брать у крестьян нечего). С другой же -утверждение: «Однако в целом сбор налога прошел значительно успешней, чем сбор разверстки в предыдущие годы, подтвердил правильность ленинской линии перехода к нэпу, политики Советской власти». Объяснение такой противоречивости лежит на поверхности: это действительно была именно «ленинская линия». В этом Ю.А. Поляков прав, однако он, как и другие советские историки, стоявшие на «прочном фундаменте» марксистско-ленинской методологии, не раскрывает суть ленинской задумки. Она была доведена до делегатов Х съезда РКП(б) 8 марта 1921 г. через обещание «дать крестьянину возможность известной свободы в местном обороте, перевести разверстку на налог», но с оговоркой: «Разумеется, мы знаем, что в обстановке, которая окружает нас, -это вещь очень трудно осуществимая. Площадь посева, урожайность, средства производства, все это сократилось, излишки стали, несомненно, меньше, и в очень многих случаях их вовсе нет. С этими условиями надо считаться, как с фактом... » И тут же вождь большевиков сформулировал парадоксальную и крайне жесткую идею: «Крестьянин должен несколько поголодать, чтобы тем самым избавить от полного голода фабрики и города. В обще-

государственном масштабе - это вещь вполне понятная, но чтобы ее понял распыленный, обнищавший крестьянин-хозяин, - на это мы не рассчитываем. И мы знаем, что без принуждения здесь не обойдешься, - без принуждения, на которое разоренное крестьянство реагирует очень сильно»19.

Ленинское заявление, что «крестьянин должен несколько поголодать», и его контекст очень важны как в принципе, так и для рассмотрения проблемы голода 1921 г. По сути, крестьянство ради пролетариата опять приносилось в жертву голоду. Причем В.И. Ленин знал, что сделать это можно будет только по принуждению, ведь всякому ясно, что человек здравомыслящий на муки голода, тем более не только собственные, а и людей близких, не пойдет. То есть он предвидел продолжение войны с крестьянством и перед однопартийцами не скрывал.

На деле переход к продналогу обернулся для крестьян изъятиями еще большего количества продуктов и ростом числа голодающего сельского населения. Это было обусловлено тем, что продовольственная политика советского государства и с переходом на продналог сохранила свою прежнюю сущность, проявившуюся в следующих главных чертах: при декларировании меньших размеров продналога относительно разверстки за точку отсчета брали не изъятия предыдущего года, а планы последующего, при этом фактически намеревались собрать в еще больших размерах; увеличилось количество видов сырья и продуктов натурального обложения; не выполнялись объявлявшиеся обязательства о заблаговременном обнародовании точных ставок налога, что было и при разверстке; сохранялся прежний продовольственный аппарат и практика использования уполномоченных из центра, военно-чекистских и милицейских формирований при сборе продналога; не поколебленным остался принцип принуждения, реализуемый через систему наказания от многосуточного пребывания под административным арестом до многолетнего заключения в тюрьму с конфискацией имущества; сохранилось широкое использование и таких форм принуждения, законом не предусмотренных, как демонстрация военной силы, довольствие красноармейцев за счет крестьян, не внесших или плохо сдающих налог, военные постои, взятие заложников, закрытие рынков и т. д.; продналог собирался и в районах, объявляемых пострадавшими от голода, путем преобразования его в местный налог.

В главе «Друзья и враги за рубежом» Ю.А. Поляков представил помощь, полученную голодавшими благодаря усилиям той части российского общества, которая не приняла большевистский режим и коммунистическую идеологию, следуя истинно большевистской

традиции борьбы со «шпионами» и «врагами народа». Не цитируя его уничижительные строки о Всероссийском комитете помощи голодающим (ВКПГ) во главе с С.Н. Прокоповичем, Е.Д. Кусковой, Н.М. Кишкиным и вымыслы об АРА как о шпионской организации, вспомним совсем иную оценку председателя ВЦИК РСФСР М.И. Калинина. В речи 29 октября 1922 г. на торжественном соединенном заседании ЦК Последгол ВЦИК с другими организациями, он признал: «...Зарубежный капиталистический мир принес довольно солидную помощь, которая измеряется 3 десятками миллионов пудов в год. Я не сомневаюсь, товарищи, что помощь, которая принесена нам Западом, работа, которая произведена западноевропейскими и американскими представителями, пожалуй, лучшее, что сделано капиталистическим миром в последние годы»20.

Марксистско-ленинская методология исключала для Ю.А. Полякова возможность позитивной оценки роли Русской православной церкви в организации помощи голодавшему населению. Именно это объясняет отсутствие в книжке упоминаний о деятельности Всероссийского церковного комитета помощи голодающим (ВЦКПГ).

Десятилетие спустя в таком же ключе Е.М. Хенкин написал «Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921-1922)»21.

В первой главе «Разруха сельского хозяйства. Причины и характер голода» автор повторил старые большевистские догмы: «Основной причиной голода явилась отсталость сельского хозяйства России». Но в большей мере измышления сконцентрировались в третьей главе «Голод и классовая борьба». Основное содержание § 2 «Голод и белая эмиграция» было сведено автором к тому, что «белая эмиграция прилагала большие усилия, чтобы под видом помощи проникнуть на территорию России для антисоветской деятельности». Пойдя на кощунственную выдумку, что «в распоряжении контрреволюции оставался еще один козырь - церковь, наиболее массовая антисоветская легальная организация, - который был немедленно пущен в ход в суровых условиях голода», автор перешел к § 3 «Голод и церковь». В нем он облек свои измышления в лживый вывод, что «русская церковь никакого существенного вклада в борьбу с голодом не внесла».

Естественно, что в рамках такой концепции автор не нашел места для секретных ленинских распоряжений, включая его письмо В.М. Молотову от 19 марта 1922 г. о проведении «изъятия церковных ценностей», без коих, по ленинскому разумению, «никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строитель-

ство в частности», якобы были «совершенно немыслимы»22. Зато вполне осмысленно Е.М. Хенкин, замалчивая одни факты, своеобразно препарировал другие. Например, приводя близкие к реальным сведения об оценке изъятого церковного имущества на 6 с лишним млн золотых рублей, тут же дал далекую от правды информацию об использовании этих денег якобы на нужды голодающих. На самом деле они ушли в первую очередь на саму кампанию по изъятию церковных ценностей и сопутствующие мероприятия23.

Основная мысль заключения была сведена к тому, что в борьбе с голодом «поставленная В.И. Лениным задача успешно выполнялась».

Вывод предрешенный. Он в том или ином виде присутствовал в советские годы у всех авторов. Но бесконечно сокрытие исторической правды продолжаться не могло. В конце 1980-х годов стали появляться признаки торжества действительно научных принципов и подходов к изучению советского прошлого, которые нашли отражение и в исследованиях голода. Но это уже иная историографическая традиция.

Примечания

Костиков В. Много ли человеку правды надо? // Аргументы и факты. 2008. № 48. С. 6; Шевченко М. Голодомор: кто спекулирует на истории? «Судите сами». Телеканал «Россия». 27 ноября. Четверг. 23.50 // АиФ НП. 2008. № 47. С. 10. Осокина Е.А. Жертвы голода 1933 года: сколько их? (Анализ демографической статистики ЦГАНХ СССР) // История СССР. 1991. № 5. С. 18-26; Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 годов // История СССР. 1991. № 4. С. 3-19; Зима В.Ф. Голод в России 1946-1947 годов // Отечественная история. 1993. № 1. С. 35-52.

Троцкий Л.Д. На борьбу с голодом! (Речь, произнесенная 9 июня 1918 г. на народном собрании в Сокольниках). М.; Пг., 1918.

Ярославский Е. Почему у нас в России голод и как с ним бороться? (Простая беседа с крестьянином). Самара, 1921. С. 5.

Антонов-Овсеенко В. Спешите на помощь умирающим от голода! М., 1922. С. 3-4.

Антонов-Овсеенко В. Закрепим нашу победу! Слово к рабочим и крестьянам председателя конференции голодающих губерний. М., 1922. С. 3, 6-7, 9. Покровский М. Советская глава нашей истории // Коммунист. 1988. № 16. С. 89.

История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Одобрен ЦК ВКП(б). 1938 год. М., 1955. С. 237, 248.

2

3

4

5

6

7

8

10

Данилов В.П. Сельское население Союза ССР накануне коллективизации (по данным общенародной переписи 17 декабря 1926 г.) // Исторические записки. № 74. М., 1963. С. 67.

Данилов В.П. Динамика населения СССР за 1917-1929 гг. (Опыт археографического и источниковедческого отбора данных для реконструкции демографического процесса) // Археографический ежегодник за 1968 год. М., 1970. С. 246.

11 Поляков Ю.А. 1921-й: победа над голодом. М., 1975.

12 Поляков Ю.А. Переход к нэпу и советское крестьянство. М., 1967. С. 25.

13 Ленин В.И. Заключительное слово по докладу о продовольственном налоге. 27 мая 1921 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 322.

14 Известия. 1921. 9 июля.

15 Месячные и годовые выводы метеорологических наблюдений в Нижегородской губернии за 1919-1921 гг. // Статистический ежегодник Нижегородской губернии, 1922 и 1923 гг. Нижний Новгород, 1924. С. 4-7.

16 Центр документации новейшей истории Ульяновской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 283. Л. 46об.

17 Поляков Ю.А. Переход к нэпу и советское крестьянство. С. 289; Он же. 1921-й: победа над голодом. С. 20.

18 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 11. Д. 43. Л. 14.

19 Ленин В.И. Отчет о политической деятельности ЦК РКП(б). 8 марта 1921 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 28-29.

20 Калинин М.И. Речь на торжественном соединенном заседании ЦК Последгол ВЦИК 29 октября, в доме Союзов совместно с Моссоветом, ВЦСПС, МГСПС и другими организациями // После голода. М., 1922. Декабрь. № 1. С. 24.

21 Хенкин Е.М. Очерки истории борьбы советского государства с голодом (19211922). Красноярск, 1988.

22 Ленин В.И. Письмо В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б). 19 марта 1922 г. // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190-195.

23 Отчет по церковным ценностям с начала кампании по 1-ое августа 1923 года // Итоги Последгол (с 15/Х-1922 г. - 1^111-1923 г.). М., 1923. С. 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.